Сотрудники органов внутренних дел как лица содействующие исполнительному производству

Обновлено: 02.05.2024

Лица, содействующие исполнительному производству, не имеют ни юридической, ни какой-либо другой заинтересованности в исполни­тельном производстве и привлекаются для выполнения своих специ­фических обязанностей, той или иной служебной либо иной функции, которая может иметь как однократный, так и многократный характер. Участие указанных лиц в исполнительном производстве обусловле­но не их личным желанием либо желанием иных лиц, а требованием закона. В эту группу входят переводчики, понятые, специалисты, хранители имущества и другие лица.

Согласно ст. 58 закона об исполнительном производстве, переводчиком может быть лицо, отвечающее следующим требованиям:

· достигшее возраста 18 лет;

· владеющее языками, знание которых необходимо для перевода.

Участие в исполнительном производстве переводчика реализует прин­цип национального языка исполнительного производства, который характерен для ряда процессуальных отраслей права, в том числе исполнительного производства (ст. 9 ГПК РФ, ст.58 закона об исполни­тельном производстве).

По общему правилу, при совершении исполнительных действий сто­роны исполнительного производства или судебный пристав-исполнитель могут пригласить

переводчика. Решение о назначении переводчика оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя.

Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.

В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответ­ственность в соответствии с законодательством РФ, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем. В данном случае можно было бы использовать ст. 307 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за заведомо неправильный перевод в суде либо при производстве предварительного расследования. Однако исполнитель­ное производство не связано ни с судебной деятельностью, ни с предварительным следствием, поэтому в этой части требуются изменения данной статьи УК РФ.

В статье 63 закона об исполнительном производстве предусматривается возможность заявления отвода переводчику, если он состоит в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном про­изводстве, подчинены или подконтрольны указанным лицам либо за­интересованы в исходе исполнительного производства.

По общему правилу при наличии оснований для отвода переводчик обязан заявить самоотвод. Однако если он этого не делает, отвод может быть заявлен взыскателем или должником. Вопрос об отводе перевод­чика решается судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе, о чем выносится мотивиро­ванное постановление (ч. 4 ст. 63 закона об исполнительном производ­стве). Утверждение данного постановления со стороны старшего судеб­ного пристава, как это было предусмотрено ранее, не требуется. Отказ в удовлетворении отвода переводчика может быть обжалован в поряд­ке подчиненности или в суде (ст. 123 и 128 закона об исполнительном производстве).

Понятые – это лица, присутствие которых обязательно при совер­шении исполнительных действий, таких как вскрытие помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо при­надлежащих должнику или другим лицам; осмотр; арест; изъятие и пе­редача имущества должника.

К понятым предъявляются определенные требования:

· отсутствие заинтересованности в совершении исполнительных действий, родственных или свойственных отношений с лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчиненности и подконтрольности этим лицам.

Коли­чество понятых должно быть не менее двух.

Закон об исполнительном производстве не предусматривает возмож­ности отвода понятых, но наличие заинтересованности может служить основанием для устранения понятого из исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, а если этого не происходит – то основанием для обжалования действий судебного пристава-исполни­теля взыскателем или должником в суде в порядке, предусмотренном ст.128 закона об исполнительном производстве.

В статье 60 закона об исполнительном производстве перечислены права и обязанности понятых.


В частности, понятой обязан удостове­рить своей подписью в акте о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения содержание и результаты указанных действий и мер, при которых он присутство­вал.

Понятой вправе знать, для участия в совершении каких действий и (или) применения каких мер он приглашается, на основании какого исполнительного документа совершаются действия и применяются меры, а также делать замечания. Замечания понятого заносятся в ука­занный акт. По желанию понятого замечания могут им заноситься в акт собственноручно. Перед началом совершения исполнительных дей­ствий и (или) применения мер принудительного исполнения, в которых участвует понятой, судебный пристав-исполнитель разъясняет ему обя­занности и права понятого.

Понятой имеет право на компенсацию расходов, понесенных им в связи с исполнением обязанностей понятого, а также на возмещение недополученной заработной платы или денежную компенсацию в связи с потерей времени.

Размер компенсации расходов, понесенных понятым в связи с испол­нением обязанностей понятого, определяется Правительством РФ.

Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий.

Общие положения об участии специалиста в исполнительном произ­водстве содержатся в ст. 61 закона об исполнительном производстве. Участие специалиста в исполнительном производстве необходимо для разъяснения возникающих при совершении исполнительных дей­ствий вопросов, требующих специальных знаний. Вопрос о привлечении специалиста в исполнительное производство решается

судебным приставом-исполнителем, который руководствует­ся законом (в тех случаях, когда назначение специалиста обязательно), собственным усмотрением или просьбой сторон.

Специалист должен быть лицом незаинтересованным. Наличие каких-либо обсто­ятельств, дающих основание для сомнений в его беспристрастности, является поводом для заявления ему отвода (ст. 63 закона об исполнительном производстве).

Функции специалиста в исполнительном производстве схожи с функциями эксперта в гражданском и арбитражном процессах. Однако эксперт привлекается определением суда, а специалист – постановлением судебного пристава. Заключение эксперта имеет строго установленную законом форму, а к заключению специалиста таких требований не предъявляется. Единственное требование – специалист дает в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывает техническую помощь (ч. 2 ст. 61 закона об исполнительном производстве).

Специалист имеет право: знать о своих обязанностях, получить воз­награждение за выполненную работу, проводимую в связи с соверше­нием исполнительных действий, знать о возможности применения уголовных санкций за отказ или уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения (хотя применение ст. 307 УК РФ в данном случае вызывает большие сомнения).

Специалист обязан: явиться по вызову судебного пристава, дать объ­ективное заключение по поставленным вопросам, давать пояснения по поводу выполняемых им действий.

Общие случаи участия специалиста в исполнительном производстве предусматриваются самим законом об исполнительном производстве. Так, если оценка отдельных предметов является затруднительной либо должник или взыскатель возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки, судебный пристав-испол­нитель для определения стоимости имущества назначает специалиста (ст. 85 закона об исполнительном производстве).

В то же время имеются частные примеры необходимого участия специалиста в исполнительном производстве. Так, согласно ч. 2 ст. 85 закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан привлечь специалиста (оценщика) для оценки:

· ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);

· имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);

· драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;

· коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;

· предметов, имеющих историческую или художественную ценность;

· вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает 30 000 руб.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Презентация: Лица, содействующие Исполнительному производству

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Лица, содействующие Исполнительному производству". Презентация состоит из 13 слайдов. Материал добавлен в 2018 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.56 Мб.

Содержание

Презентация: Лица, содействующие Исполнительному производству

Лица, содействующие Исполнительному производству


Слайд 2

Данная группа субъектов призвана в первую очередь способствовать надлежащему исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

К названной категории субъектов исполнительного производства можно отнести: - органы внутренних дел, налоговые органы; - организации, осуществляющие охрану (хранение), оценку и реализацию имущества должника; - переводчика; - понятых; - специалистов.


Слайд 3

В законе об исполнительном производстве некоторые из указанных субъектов прямо названы в качестве иных лиц, содействующий исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и отнесены к лицам, участвующим в исполнительном производстве. Отличительной чертой рассматриваемой категории лиц является их подчиненный характер, поскольку они не вправе осуществлять какие — либо действия самостоятельно. Соответственно, взаимодействие этих лиц с судебным приставом — исполнителем проявляется в выполнение указаний последнего.


Слайд 4

Лица, содействующие Исполнительному производству

Органы внутренних дел и налоговые органы Организации, осуществляющие охрану (хранение), оценку и реализацию имущества должника


Слайд 5

Переводчики Понятые Специалисты


Слайд 6

переводчик

Согласно ст. 58 Закона об исполнительном производстве, переводчиком может быть лицо, отвечающее следующим требованиям: 1) являющееся дееспособным; 2) достигшее возраста 18 лет; 3) владеющее языками, знание которых необходимо для перевода. Участие в исполнительном производстве переводчика реализует принцип национального языка исполнительного производства, который характерен для ряда процессуальных отраслей права, в том числе исполнительного производства (ст. 9 ГПК РФ, ст. 58 Закона об исполнительном производстве). По общему правилу, при совершении исполнительных действий стороны исполнительного производства или судебный пристав-исполнитель могут пригласить переводчика. Решение о назначении переводчика оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя.


Слайд 7

Должнику или взыскателю, которому необходимы услуги переводчика, судебный пристав-исполнитель предоставляет срок для его приглашения. Если должник или взыскатель не обеспечит участие переводчика в указанный срок, то судебный пристав-исполнитель назначает переводчика по своему усмотрению. Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.


Слайд 8

В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем. В ст. 63 Закона об исполнительном производстве предусматривается возможность заявления отвода переводчику, если он состоит в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинены или подконтрольны указанным лицам либо заинтересованы в исходе исполнительного производства. По общему правилу, при наличии оснований для отвода переводчик обязан заявить самоотвод. Однако если он этого не делает, отвод может быть заявлен взыскателем или должником. Вопрос об отводе переводчика решается судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе, о чем выносится мотивированное постановление (ч. 4 ст. 63 Закона об исполнительном производстве).


Слайд 9

понятой


Слайд 10

В ст. 60 Закона об исполнительном производстве перечислены права и обязанности понятых. В частности, понятой обязан удостоверить своей подписью в акте о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения содержание и результаты указанных действий и мер, при которых он присутствовал. Понятой вправе знать, для участия в совершении каких действий и (или) применения каких мер он приглашается, на основании какого исполнительного документа совершаются действия и применяются меры, а также делать замечания. Замечания понятого заносятся в указанный акт. По желанию понятого замечания могут им заноситься в акт собственноручно. Перед началом совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, в которых участвует понятой, судебный пристав-исполнитель разъясняет ему обязанности и права понятого. Понятой имеет право на компенсацию расходов, понесенных им в связи с исполнением обязанностей понятого, а также на возмещение недополученной заработной платы или денежную компенсацию в связи с потерей времени. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий. Размер компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого, определяется Правительством РФ. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий.


Слайд 11

специалист

Общие положения об участии специалиста в исполнительном производстве содержатся в ст. 61 Закона об исполнительном производстве. Участие специалиста в исполнительном производстве необходимо для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов, требующих специальных знаний. Вопрос о привлечении специалиста в исполнительное производство решается судебным приставом-исполнителем, который руководствуется законом (в тех случаях, когда назначение специалиста обязательно), собственным усмотрением или просьбой сторон. Функции специалиста в исполнительном производстве схожи с функциями эксперта в гражданском и арбитражном процессах. Специалист должен быть лицом незаинтересованным. Наличие каких-либо обстоятельств, дающих основание для сомнений в его беспристрастности, является поводом для заявления ему отвода (ст. 63 Закона об исполнительном производстве). Однако эксперт привлекается определением суда, а специалист - постановлением судебного пристава. Заключение эксперта имеет строго установленную законом форму, а к заключению специалиста таких требований не предъявляется. Единственное требование - специалист дает в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывает техническую помощь (ч. 2 ст. 61 Закона об исполнительном производстве).


Слайд 12

Специалист имеет право: знать о своих обязанностях, получить вознаграждение за выполненную работу, проводимую в связи с совершением исполнительных действий, знать о возможности применения уголовных санкций за отказ или уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения. Специалист обязан: явиться по вызову судебного пристава, дать объективное заключение по поставленным вопросам, давать пояснения по поводу выполняемых им действий. Общие случаи участия специалиста в исполнительном производстве предусматриваются самим Законом об исполнительном производстве. Так, если оценка отдельных предметов является затруднительной либо должник или взыскатель возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки, судебный пристав-исполнитель для определения стоимости имущества назначает специалиста (ст. 85 Закона об исполнительном производстве). В то же время имеются частные примеры необходимого участия специалиста в исполнительном производстве. Так, согласно ч. 2 ст. 85 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан привлечь специалиста (оценщика) для оценки: недвижимого имущества; ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов); имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах); драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий; коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте; предметов, имеющих историческую или художественную ценность; вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает 30 000 руб.


Слайд 13

Взаимодействие судебных приставов-исполнителей с органами внутренних дел

Сотрудники органов внутренних дел в пределах предоставленных им федеральным законом полномочий оказывают содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, в порядке, установленном совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Лица, содействующие исполнительному производству, не имеют ни юридической, ни какой-либо другой заинтересованности в исполнительном производстве и привлекаются для выполнения своих специфических обязанностей, той или иной служебной либо иной функции, которая может иметь как однократный, так и многократный характер.

Участие указанных лиц в исполнительном производстве обусловлено не их личным желанием либо желанием иных лиц, а требованием закона.

В эту группу входят переводчики, понятые, специалисты, хранители имущества и другие лица.

Согласно ст. 58 Закона об исполнительном производстве, переводчиком может быть лицо, отвечающее следующим требованиям:

1) являющееся дееспособным;

2) достигшее возраста 18 лет;

3) владеющее языками, знание которых необходимо для перевода.

Участие в исполнительном производстве переводчика реализует принцип национального языка исполнительного производства, который характерен для ряда процессуальных отраслей права, в том числе исполнительного производства (ст. 9 ГПК РФ, ст. 58 Закона об исполнительном производстве).

По общему правилу, при совершении исполнительных действий стороны исполнительного производства или судебный пристав-исполнитель могут пригласить переводчика.

Решение о назначении переводчика оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя.

Должнику или взыскателю, которому необходимы услуги переводчика, судебный пристав-исполнитель предоставляет срок для его приглашения. Если должник или взыскатель не обеспечит участие переводчика в указанный срок, то судебный пристав-исполнитель назначает переводчика по своему усмотрению. Вероятно, у судебного пристава-исполнителя должен быть список возможных кандидатов для выполнения функции переводчика.

Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу.

Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий. Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника (ч. 1 ст. 117 Закона об исполнительном производстве).

В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем. В данном случае можно было бы использовать ст. 307 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за заведомо неправильный перевод в суде либо при производстве предварительного расследования. Однако исполнительное производство не связано ни с судебной деятельностью, ни с предварительным следствием, поэтому в этой части требуются изменения данной статьи УК РФ.

В ст. 63 Закона об исполнительном производстве предусматривается возможность заявления отвода переводчику, если он состоит в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинены или подконтрольны указанным лицам либо заинтересованы в исходе исполнительного производства.

По общему правилу, при наличии оснований для отвода переводчик обязан заявить самоотвод. Однако если он этого не делает, отвод может быть заявлен взыскателем или должником. Вопрос об отводе переводчика решается судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе, о чем выносится мотивированное постановление (ч. 4 ст. 63 Закона об исполнительном производстве). Утверждение данного постановления со стороны старшего судебного пристава, как это было предусмотрено ранее, не требуется. Отказ в удовлетворении отвода переводчика может быть обжалован в порядке подчиненности или в суде (ст. 123 и 128 Закона об исполнительном производстве).

Понятые - это лица, присутствие которых обязательно при совершении исполнительных действий, таких как вскрытие помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам; осмотр; арест; изъятие и передача имущества должника.

Допустимо участие понятых в исполнительном производстве и в иных случаях по усмотрению судебного пристава-исполнителя (ч.

Закон об исполнительном производстве не предусматривает возможности отвода понятых, но наличие заинтересованности может служить основанием для устранения понятого из исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, а если этого не происходит - то основанием для обжалования действий судебного пристава-исполнителя взыскателем или должником в суде в порядке, предусмотренном ст. 128 Закона об исполнительном производстве. Данный вывод подтверждается примерами судебно-арбитражной практики. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.12.2004 N А56-5438/04 отмечается, что судебный пристав-исполнитель перед совершением исполнительных действий обязан проверить наличие или отсутствие у лица, приглашенного в качестве понятого, заинтересованности, а также наличие других обстоятельств, исключающих возможность его участия в совершении исполнительных действий.

В ст. 60 Закона об исполнительном производстве перечислены права и обязанности понятых. В частности, понятой обязан удостоверить своей подписью в акте о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения содержание и результаты указанных действий и мер, при которых он присутствовал.

Понятой вправе знать, для участия в совершении каких действий и (или) применения каких мер он приглашается, на основании какого исполнительного документа совершаются действия и применяются меры, а также делать замечания. Замечания понятого заносятся в указанный акт. По желанию понятого замечания могут им заноситься в акт собственноручно.

Перед началом совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, в которых участвует понятой, судебный пристав-исполнитель разъясняет ему обязанности и права понятого.

Понятой имеет право на компенсацию расходов, понесенных им в связи с исполнением обязанностей понятого, а также на возмещение недополученной заработной платы или денежную компенсацию в связи с потерей времени. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий.

Размер компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого, определяется Правительством РФ.

Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий.

Общие положения об участии специалиста в исполнительном производстве содержатся в ст. 61 Закона об исполнительном производстве.

Участие специалиста в исполнительном производстве необходимо для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов, требующих специальных знаний.

Вопрос о привлечении специалиста в исполнительное производство решается судебным приставом-исполнителем, который руководствуется законом (в тех случаях, когда назначение специалиста обязательно), собственным усмотрением или просьбой сторон.

Функции специалиста в исполнительном производстве схожи с функциями эксперта в гражданском и арбитражном процессах. Специалист должен быть лицом незаинтересованным. Наличие каких-либо обстоятельств, дающих основание для сомнений в его беспристрастности, является поводом для заявления ему отвода (ст. 63 Закона об исполнительном производстве). Однако эксперт привлекается определением суда, а специалист - постановлением судебного пристава. Заключение эксперта имеет строго установленную законом форму, а к заключению специалиста таких требований не предъявляется. Единственное требование - специалист дает в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывает техническую помощь (ч.

Специалист имеет право: знать о своих обязанностях, получить вознаграждение за выполненную работу, проводимую в связи с совершением исполнительных действий, знать о возможности применения уголовных санкций за отказ или уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения (хотя применение ст. 307 УК РФ в данном случае вызывает большие сомнения).

Специалист обязан: явиться по вызову судебного пристава, дать объективное заключение по поставленным вопросам, давать пояснения по поводу выполняемых им действий.

Общие случаи участия специалиста в исполнительном производстве предусматриваются самим Законом об исполнительном производстве. Так, если оценка отдельных предметов является затруднительной либо должник или взыскатель возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки, судебный пристав-исполнитель для определения стоимости имущества назначает специалиста (ст. 85 Закона об исполнительном производстве).

В то же время имеются частные примеры необходимого участия специалиста в исполнительном производстве. Так, согласно ч. 2 ст. 85 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан привлечь специалиста (оценщика) для оценки: недвижимого имущества; ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов); имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах); драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий; коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте; предметов, имеющих историческую или художественную ценность; вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает 30 000 руб.

Понятие лиц, содействующих исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. К их числу относятся в соответствии со ст. 48 ФЗИП переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие. Правовое положение лиц, содействующих процессу исполнения, характеризуется необходимостью выполнения определенных обязанностей в исполнительном производстве: осуществление полного и достоверного перевода (для переводчиков), свидетельствование фактов при совершении конкретного исполнительного действия (для свидетелей), поддержание общественного порядка при совершении конкретных исполнительных действий (для работников полиции), принятие мер к сохранности арестованного имущества (для лиц, назначенных хранителями арестованного имущества), применение своих специальных познаний для оценки имущества, определения его потребительских качеств при продаже (для специалистов).

Переводчик (ст. 58 ФЗИП). В соответствии со ст. 58 ФЗИП при совершении исполнительных действий стороны исполнительного производства или судебный пристав-исполнитель могут пригласить переводчика. Закон не устанавливает специальных квалификационных требований к переводчику (наличие специального образования, сертификата подтверждения либо лицензии). Российскому праву неизвестна категория так называемых присяжных переводчиков. Переводчиком может быть дееспособный гражданин, достигший возраста 18 лет, владеющий языками, знание которых необходимо для перевода.

Решение о назначении переводчика оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя. Должнику или взыскателю, которому необходимы услуги переводчика, судебный пристав-исполнитель предоставляет срок для его приглашения. Если должник или взыскатель не обеспечит участие переводчика в указанный срок, то судебный пристав-исполнитель назначает переводчика по своему усмотрению.

Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу, оплата услуг переводчика осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 16 ФЗИП. По смыслу Закона возмещение расходов по оплате переводчика и в случае его привлечения в интересах взыскателя также должно производиться за счет должника, что вытекает из ст. 117 ФЗИП. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.

Понятые (ст. 59 ФЗИП). Целью участия понятых в исполнительном производстве является необходимость обеспечить беспристрастность и последующую подконтрольность действий судебного пристава-исполнителя при совершении ряда важных и затрагивающих имущественные права сторон исполнительных действий.

Участие понятых в исполнительном производстве является либо обязательным, либо факультативным. Случаи обязательного участия понятых установлены в ч. 1 ст. 59 ФЗИП: совершение исполнительных действий, связанных 1) с вскрытием нежилых помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, 2) вскрытием жилых помещений, занимаемых должником, 3) осмотром имущества должника, 4) наложением на него ареста, 5) изъятием и передачей указанного имущества.

Обязанности понятого сводятся к следующему: 1) понятой участвует в совершении соответствующего исполнительного действия с момента его начала до его окончания; 2) понятой обязан удостоверить своей подписью в акте соответствующего исполнительного действия факт, содержание и результаты исполнительных действий, при совершении которых он присутствовал. Права понятого заключаются в следующем: 1) понятой праве знать, для совершения каких исполнительных действий он приглашается, на основании какого исполнительного документа они совершаются; 2) перед началом исполнительных действий, в которых участвуют понятые, судебный пристав-исполнитель разъясняет им их права и обязанности, соответственно, понятые вправе требовать совершения данного действия; 3) понятой вправе делать замечания по поводу совершенных действий.

Специалисты (ст. 61 ФЗИП). В качестве специалиста (специалистов) для участия в исполнительном производстве по инициативе судебного пристава-исполнителя или по просьбе сторон исполнительного производства может быть привлечено не заинтересованное в исходе исполнительного производства лицо, обладающее специальными знаниями. Оценщик относится также к числу специалистов, что прямо вытекает из п. 9 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 4 ст. 85 ФЗИП.

Специалисты позволяют принять судебному приставу-исполнителю правильное решение при разрешении определенных фактических вопросов, например, для установления стоимости и характеристик описываемого имущества (можно ли отнести имеющиеся у должника цветные камни к драгоценным, представляет ли описываемая картина произведение художественной ценности). Так, согласно ч. 2 ст. 85 ФЗИП оценка имущества должника производится специалистом-оценщиком. Кроме того, привлечение специалистов возможно для совершения определенных исполнительных действий, когда участие специалиста позволяет обеспечить точное исполнение требований исполнительного документа. В частности, в качестве специалиста могут привлекаться сотрудники земельных органов, например, для выделения земельного участка в натуре, для его раздела. При исполнении исполнительных документов по делам о воспитании детей в качестве специалистов целесообразно привлечение работников органов опеки и попечительства, педагогов школ и других образовательных учреждений.

Специалист назначается постановлением судебного пристава-исполнителя. Привлечение специалиста возможно как по просьбе сторон, так и по инициативе судебного пристава-исполнителя. В случае необходимости возможно привлечение нескольких специалистов, например, при оценке имущества, разнородного по своему составу (автомобили, художественные ценности, ювелирные изделия), либо для проведения в натуре раздела, значительного по размеру земельного участка.

Заключение специалиста должно быть дано и изложено в письменной форме, что обеспечивает возможность его фиксации, последующую проверку в случае оспаривания самого заключения либо действий судебного пристава-исполнителя.

Обязанности специалиста сводятся к следующим. Специалист обязан явиться по вызову судебного пристава-исполнителя, дать объективное заключение по поставленным вопросам в устной или письменной форме, дать пояснения по поводу выполняемых им действий, оказать техническую помощь. Кроме того, при наличии оснований для отвода специалист обязан заявить себе самоотвод (ч. 2 ст. 63 ФЗИП). Специалист вправе получить доступ к необходимым для заключения материалам, а также получить вознаграждение за выполненную работу, проводимую в связи с совершением исполнительных действий.

Участие органов внутренних дел (ст. 62 ФЗИП). Сотрудники органов внутренних дел в пределах предоставленных им федеральным законом полномочий обязаны оказывать содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства при возникновении угрозы жизни или здоровью судебного пристава-исполнителя, а также могут привлекаться для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Оснований для участия органов внутренних дел в исполнительном производстве несколько. В частности, согласно п. 10 ч. 1 ст. 64 ФЗИП в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел. Кроме того, выселение производится в необходимых случаях - при содействии сотрудников органов внутренних дел (ч. 3 ст. 107 ФЗИП); вселение производится в необходимых случаях - при содействии сотрудников органов внутренних дел (ч. 3 ст. 108 ФЗИП); административное приостановление деятельности производится в необходимых случаях - при содействии сотрудников органов внутренних дел (ч. 3 ст. 109 ФЗИП).

Во всех других случаях, когда имеются препятствия к совершению исполнительных действий, угроза правопорядку или угроза жизни и здоровью судебных приставов-исполнителей, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться за содействием к органам внутренних дел в соответствии с установленным порядком организационного взаимодействия данных органов Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ.

Читайте также: