Первоочередные меры обеспечивающие безопасность выполнения судовых работ обязан принять

Обновлено: 20.05.2024

Для экипажа пожарная безопасность на судне предусматривает соблюдение строгих предписаний. Специфика конструкции и хранения материалов не позволяет быстро изолировать возгорание или произвести экстренную эвакуацию. Также важно учитывать, что к ликвидации пожара не всегда возможно привлечь службы, задействованные для объектов на суше. Соответственно, правила противопожарной безопасности обязаны знать все члены экипажа.

Содержание:

Правила пожарной безопасности на судне

Требования противопожарной защиты закреплены в законодательстве. В данном вопросе выделяют следующие правовые акты:

Помимо данных документов, действует и ряд специализированных нормативов. К примеру, предписания по противопожарной защите на строящихся или ремонтируемых судах, требования к оформлению стендов и др. Обращают внимание и на Кодексы внутреннего водного транспорта и торгового мореплавания.

Кто отвечает за обеспечение пожарной безопасности судов?

Предписанные законодательством требования пожарной безопасности на судах должны исполнять все члены экипажа, а также пассажиры судна. За техническое оснащение и информационную подготовку отвечает судовладелец, капитан и его помощники.

В обязательном порядке осуществляются следующие мероприятия:

  • проводится инструктаж с командным составом и экипажем;
  • отрабатываются практические приемы и действия с использованием предусмотренных средств пожаротушения;
  • формируются аварийные группы или команды для решения задач по борьбе с возгораниями, их численность зависит от типа судна, его назначения и размера экипажа;
  • инструктируются пассажиры с отработкой действий при срабатывании тревоги, изучаются планы эвакуации;
  • создаются наглядные стенды по правилам противопожарной защиты, они размещаются в наиболее оживленных местах судна.

С учетом требований законодательства ответственность за эксплуатацию судна и его ремонт при наличии экипажа несет капитан. При отсутствии команды – судоремонтное предприятие в соответствии с договором. Если корабль находится в доках, то ответственность несет предприятие, ведущее доковые работы.

Капитан также несет ответственность при перевозке специальных грузов, их погрузке, бункеровке. Он же отвечает за противопожарную безопасность при ремонте, который ведется силами экипажа.

Вас также может заинтересовать:

Правила пожарной безопасности на судах ВВТ

В соответствии с законодательством, обеспечение пожарной безопасности на судне внутреннего водного транспорта выполняется соблюдением предписанных норм. Экипажу плавсредства запрещено:

  • разводить открытый огонь;
  • курить в непредусмотренных для этих целей местах;
  • включать в сеть электроприборы, не предусмотренные для применения;
  • хранить горючие или легковоспламеняющиеся материалы в неположенном месте или виде;
  • сушить вещи рядом с приборами отопления;
  • создавать барьеры на подходах и подступах к средствам пожаротушения.

Правила пожарной безопасности на судах ВВТ РФ также должны быть оформлены наглядно соответствующими стендами. Размещаются они по общим предписаниям в местах наибольшего присутствия экипажа и пассажиров.

Пожарная безопасность на морских судах

На морских судах противопожарная защита обеспечивается:

  • конструктивными особенностями судна;
  • поддержанием в исправности и готовности к немедленному применению средств пожаротушения;
  • соблюдением техники безопасности и противопожарного режима при эксплуатации корабельного оборудования;
  • проведением организационных мероприятий по информированию и отработке навыков борьбы с возгораниями;
  • выполнением специальных предписаний при перевозке определенных грузов, их погрузке и загрузке, а также при ремонте и других действиях.

В контексте данных требований правила пожарной безопасности на морских судах основаны на двух ключевых аспектах – соблюдение требований безопасности и техническое оснащение. Последнее обеспечивается организацией пожарного поста и открытым доступом, в том числе к морскому снаряжению пожарного.

Костюм пожарного

Пожарная безопасность на судах речного флота

Меры пожарной безопасности на судне речного флота предусматривают следующие требования:

  • все члены экипажа обязаны пройти инструктаж по технике противопожарной безопасности при обучении, а также непосредственно на рабочем месте;
  • проведение ежегодного инструктажа для повторного усвоения информации, а также разъяснительной работы для применения соответствующих средств;
  • соблюдение правил противопожарной безопасности;
  • регулярная проверка оборудования, определение его исправности;
  • подготовка и проведение мероприятий, направленных на повышение противопожарной защиты на судне.

Помимо данных мероприятий, формируется график дежурств по пожарной тревоге. Также для каждого члена экипажа готовится и вывешивается в каюте карточка с описанием его действий в случае ее срабатывания.

костюм пожарного речной

Организация пожарной безопасности

Организация противопожарной защиты на судне основана на трех ключевых аспектах:

  • инструктаж экипажа и его подготовка;
  • оснащение техническими средствами предупреждения и тушения возгораний;
  • обеспечение практических навыков и доступа к средствам пожаротушения.

Пожарные правила на судах речного флота основаны на тех же принципах, что и предписания для морских с поправкой на объемы и численность экипажа. Помимо инструктажа, для всех кораблей обязательно размещение стендов в местах, используемых чаще всего. Также судно должно иметь снаряжение пожарного для членов соответствующих команд.

На стендах изображают следующую информацию:

  • расположение огнестойких конструкций и кранов пожаротушения;
  • схему размещения пунктов управления противопожарными средствами;
  • помещения с пожарной сигнализацией, а также со стационарными средствами тушения и информацией о принципах их управления;
  • пути эвакуации, аварийно-спасательное оборудование, возможности доступа в различные помещения;
  • систему вентиляции, включая все ее элементы;
  • места хранения инструкций по применению средств пожаротушения.

Организация пожарной безопасности на судах включает создание специальных команд или групп, занимающихся профилактикой возгораний. Они проверяют системы корабля, герметизацию, состояние средств пожаротушения. Для их размещения специально оборудуется стационарный контрольный пост.

Также на морских судах создают центральный пожарный пост. На нем устанавливают:

  • системы обнаружения и оповещения о пожаре;
  • автоматические дождевальные системы пожаротушения;
  • панели индикации противопожарных и водонепроницаемых дверей и системы управления ими;
  • вентиляторы, системы сигнализации, средства оповещения и связи.

Для судов ВВТ и речного флота наличие аналогичных систем и средств также обязательно. Однако их размещение может совмещаться с другими помещениями в зависимости от конструкции и типа судна.

Правила пожарной безопасности на судах 2021

Предписания и мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на судах остаются актуальными и в 2021 году. Ряд изменений в противопожарных мерах защиты коснулся общественных заведений и торговых центров. Для кораблей всех типов рекомендации и требования остались прежними.

С учетом данных аспектов правила пожарной безопасности на судах речного флота включают инструктаж, оборудование техническими средствами защиты и стендами с информацией, судовое снабжение. Ответственность за соблюдение предписаний лежит на судовладельце. На период эксплуатации судна – на капитане или командире.

Правила пожарной безопасности при бункеровке судна топливом

На период бункеровки запрещается проведение ремонтных работ механизмов и устройств подачи топлива. Также не допускается проведение на палубе огневых работ. Все действия по бункеровке должны быть согласованы с администрацией порта погрузки или выгрузки.

Перед началом работ необходимо удостовериться в исправности всех систем пожаротушения, а также в наличии связи с берегом. Отключаются не соответствующее предписаниям электрооборудование. Все люки, двери и иллюминаторы в зону погрузки закрываются. О результатах проверки и выполнении предписаний в судовые документы, отражающие пожарную безопасность судна, вносят соответствующую запись.

Перед началом бункеровки системы пожаротушения приводятся в готовность. К кранам подсоединяют не менее двух пожарных рукавов. Готовят песок и огнетушители. В районе погрузки и размещения запрещается использовать средства, электроприборы или инструмент, способный привести к искрам.

Также за два часа до подхода к месту выгрузки прекращают работу камбузы, работающие на твердом и жидком топливе. Приготовление пищи на этот период доступно только на электрооборудовании с закрытыми нагревательными элементами.

Морской транспорт является надежным средством передвижения и транспортировки различных грузов. Это связано с тем, что безопасности на судне уделяется первостепенное значение.

Все члены команды проходят обязательное обучение и несколько типов инструктажей. Ответственность за их проведение и исполнение возлагается на командира судна. Именно капитан обязан ознакомить прикрепленных к кораблю новых членов экипажа с особенностями этого водного транспорта, внутренним расписанием, должностной инструкцией, а также действиями в связи с тревогой. Поступивший в подчинение новый служащий должен иметь представление о месте нахождения спасательных средств, уметь пользоваться аварийными материалами и четко знать все правила.

Член экипажа, не прошедший первичный инструктаж по безопасным методам исполнения своих обязанностей, не допускается к судовым работам. Обучение имеет право провести помощник капитана или старший механик, в ведении которых находится процесс обучения членов экипажа.

Пассажиры, включая совершеннолетних родственников моряков, также обязаны ознакомиться с техникой безопасности на судне. В ведении дежурного помощника командира корабля находится журнал регистрации всех прошедших инструктаж.

Правила для судовых работ

Судовые работы

Обязательно вся трудовая деятельность должны происходить в соответствии с технологическими картами и инструкциями. В них обозначены те виды работ, которые могут быть выполнены на судне самостоятельно членами экипажа. Для уточнения используются инструкции к тому или иному оборудованию и другие технические документы (схемы).

Технологические документы содержат раздел с информацией о безопасной технологии выполнения работ на судне. Руководит процессом капитан корабля либо специально назначенное лицо из командного состава.

Для отработки практических навыков применения технического оборудования и судовых средств различного назначения регулярно проводятся практические занятия в форме учебной тревоги.

Активно используются тренажерные комплексы УТС (учебно-тренажерные суда). На них происходит оттачивание приемов по обеспечению сохранности судна в чрезвычайной ситуации. За обучаемыми ведется постоянный контроль и наблюдение.

Соблюдение техники безопасности на корабле подразумевает закрепление за каждым членом экипажа того или иного корабельного оборудования, технических и спасательных средств, документации и помещения. Моряк несет ответственность за своевременную проверку работоспособности вверенного устройства, его исправность и поддержание его в надлежащем виде.

В обязанности ответственного лица за проведение судовых работ входит:

  • Иметь представление об устройстве, конструкции и принципах действия корабельного оборудования. Владеть безопасными приемами осуществления различных видов работ на судне.
  • Распределять членов экипажа для технического обслуживания устройств, учитывая их основную квалификацию, практический опыт и стаж работы.
  • Проводить инструктаж с объяснением технологии выполнения судовых работ. Обязательно затронуть тему по правильному применению защитных средств.
  • Осуществлять регулярную проверку на исправность всех инструментов, технических средств, которые могут быть задействованы при выполнении работ.
  • Перед тем, как приступить к судовым работам в закрытых или редко используемых помещениях проверить состав воздуха.
  • Место проведения работ оградить ограждением или пометить установкой знака безопасности. Запрещается внутри ограждения находиться людям, которые не участвуют в проводимых работах.
  • В случае несоблюдения кем-то из членов экипажа техники безопасности на судне отстранять его от выполняемых обязанностей.

Капитан или уполномоченное им лицо отвечает за сохранность жизни и здоровья, находящихся под его командованием людей. Он несет ответственность за травмопасные ситуации и случаи травматизма, поэтому он обязан принимать все необходимые меры для их предотвращения.

Правила для членов экипажа

Правила безопасности для членов экипажа

Обязанность контролировать соблюдение всех требований безопасного поведения, а также правил работы с оборудованием возлагается также на моряков. При обнаружении нарушений охраны труда и техники безопасности стоит немедленно сообщить командному составу. Одновременно с этим необходимо приложить силы для их ликвидации.

Запрещается начинать ремонтные или профилактические работы, сопряженные с приостановкой функционирования какого-либо устройства, без согласования с капитаном или его помощником (старшим механиком). Рядом с оборудованием бытового назначения необходимо прикрепить подробную инструкцию с правилами эксплуатации. Это касается также пищеблока и прачечной.


Используя штормовые или вертикальные трапы, следует помнить о принципе наличия, как минимум трех точек опоры. При необходимости использовать предохранительный пояс. Все поручни и ступени трапов, палуба судна и проходы регулярно должны очищаться от наледи, воды или масла. Необходимо следить, чтобы они не были скользкими.

При выполнении работ на высоте или связанных с риском падения за борт все моряки обязаны одевать защитные жилеты и каски, использовать страховочные тросы. Человек в неисправном или грязном обмундировании к выполнению судовых обязанностей не допускается.

Ремонт и стирка спецодежды возлагается на администрацию судна. Запрещено во время корабельных работ одевать украшения (кольца, цепочки, серьги). Выходить за палубные ограждения, а также перегибаться за них также входит в число запретных действий на корабле.

Работа с подъемными устройствами

Работа на подъемных устройствах

Осуществляя деятельность с подъемными корабельными механизмами по технике безопасности на судне не допускается:

  • Начинать работу, если неисправны тормоза или возникают неточности в показаниях предохранительных приборов.
  • Использовать концевой выключатель для аварийной остановки устройства
  • Осуществлять транспортировку людей на площадках грузовых подъемниках. Исключение могут составлять лишь водители, которые управляют погрузочными машинами.


В ситуации, когда необходимо закрепить груз или осуществить другие работы на высоте для перемещения работников используется люлька и корабельный кран. Транспортировка происходит под непосредственным контролем старшего помощника командира корабля.

Перемещение люльки должно происходить так, чтобы она не задевала грузовые контейнеры, сооружения на судне или постройки на береговой линии.

Обязательно перед посадкой в нее людей необходимо провести тщательный осмотр на наличие возможных неисправностей.

Судовым краном в такой ситуации должен управлять наиболее опытный специалист из числа членов экипажа. Использовать подъемные устройства для опускания моряков в трюм запрещено.

Швартовые работы

Швартовые работы

Правила техники безопасности на морских судах при использовании буксирно – швартовочных устройств подразумевают следование следующим указаниям:

  • Без команды командира нельзя начинать работу со швартовым механизмом
  • Не использовать канаты с колышками, а также, если на концах имеются необрубленные проволоки
  • После окончания работ убирать с барабана судовой лебедки канаты
  • Стоять в месте натяжения швартового каната
  • Не выбирать те тросы, которые пробуксовывают на турачке
  • Не прижимать их ногами к различным корабельным конструкциям
  • Выбрасывать за борт концы троса только в случае остановки судна и окончательном прекращении работы винтов.
  • На каждый роульс буксирского полуклюза закладывать только один канат

Дополнительно рекомендуем Вам изучить

(Основные и действующие Правила техники безопасности на судах морского флота)

На водном транспорте безопасность, охрана труда и техника тесным образом взаимосвязаны. Все корабельные устройства и оборудование, которое по инструкции должно проходить регулярное техническое освидетельствование или подвергаться испытаниям должны подлежать инвентаризации. Для этого на них наносятся специальные номера.

Лица, нарушившие основные требования техники безопасности на корабле подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной законом РФ.

Бог, создав человека, не создал запасных частей к нему. Это всегда надо помнить при выполнении любых работ.

Экипажи судов сейчас сокращены до минимума, и поэтому выход из строя любого члена экипажа — это дополнительная нагрузка на остальных.

Известна наша нелюбовь к различным инструкциям, наставлениям, правилам. Но правила техники безопасности — это особые правила. За каждым их пунктом стоит чья-то травма, кровь, боль, а то и трагедия. Недаром ведь говорят, что правила техники безопасности написаны кровью. Эти правила надо знать, всегда помнить и пунктуально выполнять.

Старший механик должен при разработке инструкций по эксплуатации всех механизмов, систем и устройств обязательно внести в эти инструкции раздел по технике безопасности. Эти инструкции должны быть в МО, у каждого механизма, и тогда всем будет ясно, как беречь себя, потому что Бог бережет только береженого.

Общие положения техники безопасности

  1. Запрещается при пуске дизеля находиться на уровне цилиндровых крышек.
  2. Пуск вручную двигателя малой мощности допускается только при наличии безопасных, автоматически выключающихся пусковых рукояток.
  3. При двухвальной установке работы в картере двигателя можно начинать только после зажима стопора на валопроводе остановленного двигателя.
  4. Работы в картере двигателя на установке из двух ГД, работающих на один валопровод через редуктор и разобщительные муфты, могут быть начаты только после отключения разобщительной муфты и принятия обычных мер предосторожности при работе в картере.
  5. Запрещается проводить огневые работы в районе двигателя с открытым картером.

Судовые паровые котлы

  1. Перед пуском котла осмотреть топку и убедиться в отсутствии в ней скопления топлива.
  2. После пуска котла до достижения рабочего давления пара продувать каждые 20 мин водоуказательные колонки.
  3. Клапаны продувания паропровода должны быть открыты до появления в них сухого пара.
  4. При выходе из строя одного из водоуказательных приборов работа водотрубного котла с одним водоуказательным прибором свыше 30 мин, а огнетрубного свыше 1 час запрещается.
  5. При работе котла работы на нем, связанные с ударами, сверлением и сваркой, запрещаются.
  6. Если на выведенном из действия котле открываются горловины, то в первую очередь надо открывать верхнюю горловину.
  7. Перед допуском людей в котел старший механик должен убедиться в следующем:
    • все трубопроводы выведенного из действия котла надежно отключены от действующих котлов и механизмов;
    • котел хорошо провентилирован;
    • работающих в котле обеспечивают проинструктированные вахтенные, находящиеся вне котла у открытых горловин;
    • освещение внутри котла обеспечивается переносными светильниками взрывобезопасного исполнения с напряжением не выше 12 В.
  8. Производство работ в котлах без специального теплоизолирующего костюма допускается при температуре внутри них не выше 35 °С. При более высокой температуре, но не выше 50 °С, допускается осмотр котла не более 15 мин.
  9. При подготовке химикатов для введения в котел занятые этим лица должны быть в респираторах, защитных очках, резиновых фартуках и перчатках.
  10. Перед закрытием котла старший механик должен убедиться в отсутствии в нем людей.

Судовые вспомогательные механизмы и устройства

  1. Воздушные компрессоры надо немедленно останавливать при:
    • повышении давления в первой, второй ступени или на нагнетательном трубопроводе выше допустимого;
    • прекращении охлаждения компрессора;
    • выходе из строя КИП.
  2. Сепараторы топлива и масла:
    • Перед пуском сепаратора проверить крепление затяжного кольца барабана, а затем освободить стопорные болты и тормоза.
    • Во время работы сепаратора запрещается открывать крышку барабана и включать тормоз. Крышку можно открывать только после полной остановки барабана.
    • После открывания крышки ее надо застопорить для предотвращения падения во время качки.
  3. При остановке рулевой машины в море для осмотра или ремонта необходимо принять меры, исключающие движение машины при ударе волны о перо руля.

Техника безопасности при обслуживании судового электрооборудования

  1. У ГРЩ должны быть вывешены Правила первой помощи при поражении электрическим током и Правила тушения пожара электрооборудования.
  2. Запрещается оставлять неизолированными концы проводов после их отсоединения от электрооборудования.
  3. Запрещается применять при работах с электрооборудованием инструмент с токопроводящими ручками.
  4. Запрещается установка выключателей и штепселей в пожаро- и взрывоопасных помещениях.
  5. Замену перегоревших предохранителей производить при снятом напряжении, за исключением пробковых и трубчатых предохранителей на силу тока до 15А.
  6. Чистка и ремонт электрооборудования должны производиться при снятом напряжении.
  7. При работах со снятым напряжением необходимо выполнить следующее:
    • принять меры, исключающие подачу напряжения;
    • на местах, откуда может быть напряжение, вывесить запрещающие плакаты;
    • произвести заземление участков, где производятся работы;
    • разрядить конденсаторы, входящие в схему ремонтируемого электрооборудования.
  8. Отключить трансформаторы (силовые, осветительные) со стороны как первичного, так и вторичного напряжения.
  9. При работах с частичным снятием напряжения токоведущие части, остающиеся под напряжением, оградить временными ограждениями из изолирующих материалов.
  10. При аварийных работах на оборудовании под напряжением необходимо:
    • работать в диэлектрических галошах или стоя на диэлектрическом коврике и в защитных очках;
    • использовать диэлектрические перчатки;
    • оградить находящиеся под напряжением соседние токоведущие части и заземленные конструкции диэлектрическими материалами;
    • работать в комбинезоне с опущенными и застегнутыми у кистей рук рукавами и в головном уборе.
  11. Электроработы на мачтах производить при отключенном напряжении и снятых предохранителях на щитах.

Электрические машины

  1. Электродвигатели с реостатным пуском должны иметь исправную нулевую защиту и схему защиты, исключающую возможность повторного включения электродвигателя не из пускового (нулевого) положения.
  2. Внутренний осмотр или ремонт генератора производить только при остановленном первичном двигателе.
  3. Шлифовку коллектора (контактных колец) производить на холостом ходу электрической машины с помощью колодки из изолирующего материала и в диэлектрических перчатках. При этом не касаться щеткодержателей, пользоваться защитными очками.
  4. Запрещается заменять щетки во время работы электрических машин.
  5. Осмотр и ремонт электромагнитного тормоза электропривода производить при снятом напряжении на катушках электромагнита.
  6. Неисправности заземления у генераторов и электродвигателей надо немедленно устранять

Распределительные устройства

  1. Эксплуатация ГРЩ и АРЩ без поручней на передней и задней сторонах запрещается.
  2. Двери ГРЩ и АРЩ при их работе должны быть закрыты.
  3. За ГРЩ и АРЩ запрещается хранить какое бы то ни было имущество.
  4. Площадки и проходы перед и за ГРЩ и АРЩ должны быть покрыты цельнокроенными диэлектрическими ковриками или дорожками.
  5. У ГРЩ должны храниться:
    • изолирующие клещи и приспособления для замены предохранителей;
    • комплект средств защиты;
    • мегомметр и другие переносные измерительные приборы.
  6. Профосмотр и чистку ГРЩ производить при полностью снятом напряжении.
  7. Прежде чем разорвать токоведущую цепь измерительных приборов и реле, необходимо специальными перемычками замкнуть накоротко цепь вторичной обмотки трансформатора тока. При производстве этих работ пользоваться инструментом с изолированными ручками, стоять на диэлектрическом коврике или надеть диэлектрические боты.
  8. Присоединять или отсоединять переносные приборы (трансформаторы тока, амперметры и т.п.), требующие разрыва электрической цепи, можно только при полном отключении напряжения с участков электросети, к которым эти приборы присоединяются или отсоединяются.
  9. Присоединять или отсоединять вольтметры, переносные трансформаторы напряжения и другие приборы, не требующие разрыва цепи, допускается под напряжением до 380 В, но при условии применения изолированных проводов со специальными изолированными наконечниками, и применяя средства защиты.
  10. Перед замером сопротивления изоляции переносным мегомметром необходимо убедиться в отсутствии напряжения на измеряемом участке и при наличии конденсаторов в схеме — разрядить их.

Аккумуляторные батареи

Переносное электрооборудование

  1. Напряжение переносного электрического инструмента, применяемого на судах, должно быть не выше 24 В постоянного и 42 В переменного тока. Использование электроинструмента на более высокое напряжение допускается только при наличии его двойной изоляции (обозначение — квадрат в квадрате) и применении устройств за-щитного отключения или разделительного трансформатора, пользоваться диэлектрическими перчатками.
  2. Штепсельное соединение переносного электрооборудования должно иметь заземляющий контакт, а кабель — специальную жилу для заземления корпуса переносного электрооборудования.
  3. Перед использованием электроинструмента необходимо проверить:
    • состояние щеток и коллектора;
    • состояние кабеля;
    • исправность заземления;
    • сопротивление изоляции.
  4. Переносные светильники должны быть:
    • на напряжение 12 В;
    • водозащищенными со стеклянными колпаками и сетками;
    • снабжены кабелями в шланговой оболочке и вилками, исключающими возможность их включения в розетку, присоединенную к сети другого напряжения.
  5. При работах в особо сырых и тесных местах необходимо применять переносные светильники напряжением не выше 12 В, питаемые через понижающий трансформатор, вторичная обмотка которого должна быть заземлена.
  6. При работах в топливных танках необходимо для освещения использовать только аккумуляторные взрывобезопасные фонари.
  7. При подготовке к действию электрической части электропогрузчиков необходимо:
    • измерить сопротивление изоляции электродвигателей и аппаратуры;
    • проверить состояние аккумуляторных батарей;
    • проверить состояние пускорегулирующей аппаратуры;
    • проверить действие звуковой и световой сигнализации;
    • опробовать в действии электроприводы движения и грузоподъемного устройства.

Питание электроэнергией с берега

  1. Подключение кабеля питания с берега должно производиться на щите питания с берега. В случае подключения кабеля непосредственно на шины ГРЩ на судне перед щитом должно устанавливаться устройство для отключения питания с берега.
  2. При электропитании с берега корпус судна должен быть присоединен переносным заземляющим проводником к береговому заземляющими устройствами при питании от сети с изолированной нейтралью или к береговому заземляющему нулевому проводнику при питании от сети с заземленной нейтралью.
  3. При доковании корпус судна должен быть присоединен к заземляющему устройству дока не менее чем в двух местах.
  4. Заземляющие проводники должны соединяться с корпусом судна сваркой, и в исключительный случаях — болтами с шайбой и контргайкой.
  5. При устройстве общего временного освещения на судне, стоящем в ремонте, допускается применение напряжений не выше:
    • 220 В постоянного тока и 127 В переменного тока при светильниках, подвешенных на высоте не менее 2,5 м над палубой;
    • 36 В переменного тока при светильниках, подвешенных на высоте менее 2,5 м над палубой.

Техника безопасности при обслуживании рефрижераторных установок

Хранение запаса хладагента и заправка системы

  1. Баллоны с хладагентом должны иметь резиновые кольца, предохраняющие их от ударов.
  2. Снимать колпаки с баллонов с хладагентом ударами молотка или других предметов запрещается.
  3. Прием (слив) хладагента является работой с повышенной опасностью. Проводится эта операция, как правило, в светлое время суток.
  4. При снятии заглушки с вентиля баллона выходное отверстие вентиля должно быть направлено в сторону от работающего.
  5. Для приема (слива) хладагента использовать специальный заправочный трубопровод.

Защита обслуживающего персонала

  1. В рефотделении аммиачных холодильных установок должны быть противогазы в количестве, равном числу людей, обслуживающих установку.
  2. У входа в рефотделение должны находиться два аппарата АСВ, два газонепроницаемых костюма, два спасательных пояса со страховочными концами.
  3. В помещении фреоновых рефустановок должно быть не менее двух пар резиновых перчаток.
  4. Аммиак легче воздуха и собирается в верхней части помещения, а фреон тяжелее воздуха и собирается в нижней части помещения. Это необходимо помнить при прорыве хладагента.
  5. В рефотделении должна находиться аптечка со средствами помощи при отравлении или обморожении хладагентом.

На судах любого типа и возраста всегда в рейсах выполнялись различные ремонтные работы силами экипажа.

При проведении ремонтных работ на судне механики должны обеспечить выполнение правил техники безопасности. Начинать надо с организации рабочего места и инструмента и оборудования, которые будут применяться при выполнении работ. Это может быть ручной инструмент, электропневмоинструмент, паяльные лампы, различные станки судовой механической мастерской. Это могут быть электросварочные и газосварочные работы, окрасочные работы, грузоподъемные работы, работы в закрытых плохо вентилируемых помещениях, работы на высоте и пр.

Старший механик и все судовые механики должны знать требования ТБ по всем перечисленным работам. Ищите, находите, изучайте эти правила, иначе безопасность людей вы не сможете обеспечить.

Правила техники безопасности на судах морского флота (в дальнейшем ПТБ) предусматривают требования, предъявляемые к членам экипажей, специалистам других подразделений пароходств, акционерных обществ (судоходных компаний) и частных судовладельцев по соблюдению рекомендуемых безопасных методов и приемов выполнения судовых работ и работ по техническому обслуживанию судна и его технических средств, а также при передвижении по судну (проход по палубам, спуск по трапам различного устройства и назначения), приеме лоцмана и выполнении других работ.

ПТБ являются составной частью Системы управления охраной труда на морском транспорте (СУОТ МТ).

ПТБ разработаны с учетом требований государственных стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), отраслевых руководящих нормативных документов по безопасности труда, а также документов Международной организации труда (МОТ).

Термины и определения, используемые в настоящих Правилах, приведены в справочном приложении 1.

(Измененная редакция, Изм. и Доп.).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила предназначены для обеспечения безопасных условий труда и распространяются на работников плавающего состава всех судов и плавсредств морского транспорта России, находящихся в эксплуатации, ремонте или отстое.

В развитие Правил судовладелец обязан разработать на основе Типовых инструкций и выдать на суда инструкции по безопасности труда для всех профессий судовой команды, а также инструкции по выполнению наиболее характерных, опасных работ и обслуживанию судовых механизмов.

1.2. При назначении на судно или при перемещении по должности членов экипажа лицо командного состава, в подчинение которого поступают вновь назначенные, обязано ознакомить последних с особенностями судна, обязанностями по тревогам и другими судовыми расписаниями внутреннего распорядка, спасательными средствами и устройствами, аварийным имуществом и инвентарем, правилами техники безопасности по заведованию.

Все члены судовой команды должны проходить обучение и инструктажи по технике безопасности (первичный, повторный, внеплановый, целевой). Ответственность за правильную организацию и качество инструктажей на рабочем месте возлагается на капитана.

Члены судовой команды обязаны изучить инструкции по безопасности труда по своей основной и совмещаемой профессиям.

Без первичного инструктажа на рабочем месте пришедший на судно член судовой команды не может быть допущен к выполнению судовых работ.

Инструктажи по технике безопасности и обучение безопасным приемам и методам работы проводят старший помощник, старший механик, помощник капитана по пассажирской части, помощник капитана (механик) по учебной части с членами экипажа по своему заведованию.

Все совершеннолетние члены семей моряков, прибывающие на судно, должны быть ознакомлены с правилами поведения на борту судна и расписаться в этом в специальном журнале у вахтенного помощника капитана.

1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. и Доп.).

1.3. Судовые работы должны выполняться членами экипажа и другими специалистами (СРБ, БТОФ и др.) с применением технологических карт, инструкций заводов-изготовителей и других документов.

На судах в зависимости от типа должны быть необходимые технологические карты на судовые работы, выполняемые силами экипажа.

В технологических картах должен быть раздел по безопасной технологии производства работ (приложение 11).

Руководство судовыми работами, производимыми в рейсе, возлагается на лицо командного состава, ответственное за заведование. В отдельных случаях руководителем работ может быть специально назначенное лицо комсостава.

1.4. Для приобретения устойчивых навыков использования судовых технических средств, средств индивидуальной защиты, приспособлений и соблюдения необходимых мер безопасности в период проведения учебных тревог и при выполнении судовых работ с членами экипажей должны проводиться регулярные практические занятия.

1.5. В процессе подготовки членов экипажей на учебно-тренажерных судах (УТС) и отработки способов и приемов борьбы за живучесть судна администрацией УТС должны быть приняты меры, обеспечивающие наблюдение и контроль за действиями обучаемых на тренажерных комплексах с целью предотвращения травмоопасных ситуаций. Обучение должно проходить по планам или технологическим картам, содержащим требования безопасности.

1.6. Все технические средства судна, устройства и средства борьбы за живучесть, предметы оборудования и снабжения, индивидуальные средства защиты, техническая документация и ЗИП, а также помещения в целях поддержания их в порядке и исправности распределяются в заведования среди лиц судового экипажа.

Лицо, ответственное за заведование, или руководитель работ обязаны:

(01) знать конструкции используемых технических средств, принцип их действия, а также технологию, организацию и безопасные методы выполнения судовых работ и работ по техническому обслуживанию;

(02) осуществлять расстановку работающих с учетом их квалификации и опыта работы;

(03) производить инструктаж лиц, участвующих в судовых работах, по вопросам технологии и безопасности их выполнения, по правильному использованию средств индивидуальной защиты;

(04) проверять исправность используемых приспособлений, инструментов и средств индивидуальной защиты;

(05) осуществлять перед началом работ производство замеров состава воздушной среды в замкнутых, редко посещаемых помещениях, где есть опасность для здоровья людей (двойное дно, коридоры трубопроводов, форпик, ахтерпик, коффердамы, выгородка вибраторов, шахты лагов, грузовые трюмы, дегазированные грузовые танки, топливные и масляные цистерны, цистерны питьевой воды и др.);

(06) обеспечивать установку временных ограждений и знаков безопасности на рабочем месте;

(07) принимать меры к предотвращению случаев травматизма; отстранять от работы лиц, нарушающих правила техники безопасности, и приостанавливать работы.

1.7. Администрация судна должна следить за тем, чтобы:

(01) устройства, системы, оборудование, механизмы и приспособления осматривались, проверялись и испытывались в сроки, установленные Регистром и РД 31.21.30-83 "Правила технической эксплуатации судовых технических средств";

(02) все движущиеся части оборудования (работающего постоянно или эпизодически), а также открытые отверстия в оборудовании, через которые в процессе эксплуатации могут выделяться пламя, горючие газы, пыль, лучистая теплота и т.п., были надежно ограждены;

(03) все проемы в палубах и расположенные на высоте рабочие места, не имеющие постоянных ограждений (площадки управления, наблюдения и др.), на которых приходится выполнять какие-либо судовые работы, имели надежные временные леерные ограждения. Запрещается устанавливать незакрепленные ограждения.

1.8. Каждый член экипажа при обнаружении нарушений требований техники безопасности, тем более опасности, грозящей людям, обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику), одновременно приняв все возможные меры к устранению этих нарушений.

(Измененная редакция, Изм. и Доп.).

1.9. Без разрешения руководителя службы и без ведома вахтенного помощника капитана (вахтенного механика) членам экипажа запрещается производить ремонтные, профилактические или наладочные работы, связанные с временным выводом из строя любых технических средств.

1.10. Лица, использующие судовые технические средства, а также пользующиеся средствами бытового обслуживания, независимо от того, в чьем ведении они находятся, отвечают за их правильную эксплуатацию. Вблизи оборудования, установленного в пищеблоках, прачечных, бытовых помещениях, должны быть вывешены инструкции по его эксплуатации.

1.11. При передвижении по штормтрапам, вертикальным трапам необходимо соблюдать правило трех точек (трех опор).

1.12. Лица, производящие замер глубин ручным лотом на судах, имеющих развернутый фальшборт (а также при снятии осадки с борта судна), должны надевать предохранительный пояс, карабин страховочного каната которого должен быть закреплен за прочные судовые конструкции.

1.13. Поручни, ступени трапов, настилы сходней, палубы проходов и рабочих мест и т.п. должны быть всегда очищены от масел, воды, снега, льда и всего, что может привести к скольжению. Ответственность за это несут руководители по заведованию.

1.14. Если трап имеет неисправность, доступ к нему должен быть перекрыт и должна быть вывешена табличка с надписью: "ВОСПРЕЩАЕТСЯ ПРОХОД".

1.15. (Исключен, Изм. и Доп.).

1.16. Все проходы и подходы к рабочим местам должны быть свободны от посторонних предметов. Плиты настилов должны быть уложены на место и закреплены, вырезы в них - закрыты. Решетки, прутки, стойки и поручни должны быть закреплены на штатном месте.

1.17. Чехлы, снимаемые с оборудования, следует убирать и укладывать на местах, где они не будут мешать проходу.

1.18. При выполнении судовых работ члены экипажа обязаны пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Во всех случаях, связанных с непосредственной опасностью падения человека за борт, с высоты или удара по голове обязательно применение страховочных жилетов, страховочных канатов или защитных касок.

1.19. В местах производства судовых работ не должно быть лиц, не участвующих в работе…

Читайте также: