Может ли сотрудник ппсп давать официальные комментарии в сми

Обновлено: 10.05.2024

Происходящие в России преобразования в различных сферах жизнедеятельности общества и государства оказывают важнейшее влияние на совершенствование правовых основ общественно-политической жизни.

С внедрением в практику новых технологий, приоритетное внимание уделяется повышению уровня профессиональной подготовки сотрудников полиции, укреплению служебной дисциплины и законности, искоренению коррупции и т. п. Особая роль в этом процессе отводится средствам массовой информации (далее СМИ). Своевременность информирования общества о происходящих событиях, профессионализм и компетентность в освещении деятельности полиции являются важным атрибутом взаимного доверия между полицией и гражданами. Только профессиональный подход к делу позволит

завоевать уважение и доверие представителей СМИ и достичь самого широкого освещения своей деятельности.

Сегодня очень динамично развивается медиапространство, непрерывно возрастают количество источников и скорость распространения информации в обществе, активно совершенствуются новые PR-методики. В этих условиях особую значимость приобретает вопрос дальнейшего совершенствования организации взаимодействия полиции со средствами массовой информации и общественностью. С этой целью 1 января 2009 г.

1 О средствах массовой информации: закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (в ред. от 2 июля 2013 г.) (ст. 2) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 7. Ст. 300; Собрание законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3477.

В сфере информационного сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в средствах массовой информации важное место занимает Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России (УОС МВД России). Это Управление в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями.

Именно УОС МВД России «в установленном порядке обеспечивает эффективность деятельности пресс-служб, подразделений информации и общественных связей, должностных лиц, ответственных за взаимодействие со средствами массовой информации и институтами гражданского общества, подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно- исследовательских

1 См.: Асанов А.И. Взаимодействие внутренних войск МВД России со СМИ в современном обществе // Управление в органах внутренних дел: проблемы теории, методологии, практики: сборник статей. М.: Академия управления МВД России, 2012. С. 41-42; Наумкин Ю.В. Взаимодействие органов внутренних дел с учреждениями массовой информации в борьбе с преступностью. Ташкент, 1990. С. 10; Томин В.Т. Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью. Горький, 1976. С. 3-4. и др.

Сегодня существует достаточно прочная правовая база, которая регулирует общественные отношения в сфере информации (доступа граждан к информации, защиты информации и др.), а также взаимодействия полиции со СМИ. Так, в соответствии со ст. 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина каждый имеет право на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений, равно как имеет право искать, получать и свободно распространять информацию2. Согласно ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения, включая свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ3.

Конституционно-правовой основой доступа граждан к информации является Конституция России, которая в стст. 24, 29, 42 закрепляет право каждого на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом; право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять

2 О Декларации прав и свобод человека и гражданина: постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

3 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. от 13 мая 2004 г.), вместе с протоколом № 1 подписанным в г. Париже 20 марта 1952 г., протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый протокол к ней (подписан в г.

Страсбурге 16 сентября 1963 г., протоколом № 7 (подписан в г. Страсбурге 22 ноября 1984 г.)) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

информацию любым законным способом; право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды1.

Кроме того, имеются и другие конституционные нормы обеспечивающие свободу массовой информации. Например, ч. 3 ст. 41 Конституции России устанавливает ответственность должностных лиц в соответствии с федеральным законом за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей; ч. 1 ст. 44 – свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности; ч. 2 ст. 100 – открытый характер заседаний Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; ч. 1 ст. 123 – открытость судопроизводства и т. д.

Своеобразными ограничителями сворачивания политического плюрализма выступают стст. 8, 13, 34, 35 Конституции России в которых речь идет о свободе экономической деятельности, свободном использовании своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, праве частной собственности, а также о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Анализ Конституции России и иных нормативных правовых актов, так или иначе, связанных с вопросами массовой информации, дает основание говорить о том, что они соответствуют нормами международного права. Конституция России определила фундаментальные основы деятельности средств массовой информации, а более конкретные вопросы должны регулироваться специальными нормативными правовыми актами.

Так, например, закрепленные в Конституции Российской Федерации положения, касающиеся деятельности СМИ, нашли свое дальнейшее развитие и детализацию в целом ряде нормативных правовых актов. Среди них следует особо выделить Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (в ред.

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (Ч. 1). Ст. 4202.

2 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 7. Ст. 300; Собрание законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3477.

Взаимодействие полиции со СМИ основано на взаимовыгодных отношениях и осуществляется с целью повышения правовой культуры общества, создания положительного образа сотрудников полиции и придания деятельности органов внутренних дел большей степени открытости и публичности.

1 Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (Ч. 1.). Ст. 3448; 2014. № 30 (Ч. 1). Ст. 4243.

2 Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 170; 2014. № 11. Ст. 1094.

3 Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900; 2014. № 30 (Ч. 1). Ст. 4259.

Г.В.Ф. Гегель говорил о публичности как о всеобщей осведомленности в делах государства5. К. Маркс и Ф. Энгельс, определяя черты государственности, писали, что «второй отличительной чертой является учреждение публичной власти, которая не совпадает непосредственно с населением, организующим самое себя как вооруженную силу. Эта публичная власть существует в каждом государстве. Она состоит не только из вооруженных людей, но и из вещественных придатков, тюрем и всякого рада принудительных учреждений. Обладая публичной властью, чиновники становятся как органы общества над

2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. С. 472, 631.

3 Современный толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. СПб., М.: Рипол-Норинт, 2008. С. 474, 653.

4 Краткий словарь современных понятий и терминов. 3-е изд., дораб. и доп. / Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др. Сост. и общ. ред. В.А. Макаренко. М.: Республика, 2000. С. 384, 454.

5 Гегель Г. Философия права. М, 1990. С. 351.

Публичность в большей степени характеризует взаимоотношения полиции и граждан по вопросам достойного информационного обеспечения последних и соответствующего гражданского (общественного) контроля за качеством оказания полицией услуг населению.

На первый взгляд может показаться, что содержание рассматриваемых понятий идентично, и что они представляют собой взаимозаменяемые термины. Но, в действительности, они имеют разную смысловую нагрузку.

Таким образом, как представляется, под открытостью деятельности полиции следует понимать степень доступности получения достоверной информации организациями, объединениями и гражданами о ее деятельности (кроме информации ограниченного доступа). Под публичностью понимается способность полиции публично (т. е. в присутствии публики, людей) информировать о своей деятельности внешних потребителей информации, а также возможность потребителей искать, запрашивать, получать, а также передавать и распространять, в том числе в режиме реального времени, информацию о деятельности полиции.

1 См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1961. С. 170.

1 Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 21 декабря 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349; 2013 № 51. Ст. 6689; О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ (в ред. от 3 февраля 2014 г., с изм. от 4 июня 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3534; 2014. № 6. Ст. 558; 2014. № 23. Ст. 2930; О персональных данных: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (в ред. от 4 июня 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3451; 2014. № 23. Ст. 2927.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2014. № 30 (Ч. 1). Ст. 4278.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 5 мая 2014 г., с изм. от 23 июня 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2014. № 19. Ст. 2334; 2014. № 26 (Ч. 1). Ст. 3377.

отмечено ранее, составляет лишь информация, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Так, в период существования СССР пропаганду деятельности органов внутренних дел и взаимодействие с редакциями газет, журналов, радио, телевидением, издательствами и другими СМИ, а также творческими организациями осуществляло пресс-бюро МВД СССР, созданное в структуре центрального аппарата Министерства 10 июня 1983 г. приказом МВД СССР

№ 162. Эту дату принято считать днем образования пресс-служб и подразделений общественных связей в системе органов внутренних дел1.

В настоящее время пресс-службы, подразделения информации и общественных связей, сотрудники, ответственные за взаимодействие со средствами массовой информации, функционируют во всех подразделениях центрального аппарата Министерства и территориальных органах МВД России, в транспортной полиции и во внутренних войсках. Именно их сотрудники играют существенную роль в повышении престижа службы в полиции, формировании положительного образа полицейского, поиске новых форм и методов взаимодействия со СМИ и иными институтами гражданского общества, в реализации иных задач и функций, возложенных на МВД России, в том числе, в выработке и осуществлении современных, более эффективных подходов и направлений в информационной политике МВД России с учетом открытости и публичности его деятельности.

Эффективность взаимодействия полиции и институтов гражданского общества подтверждается статистическими данными. В 2011 г. в центральных и региональных средствах массовой информации было более 1 млн 400 тыс. материалов о деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Только по линии центрального аппарата МВД России проведено 74 брифинга и пресс-конференции3. Каждый день публикуются десятки статей связанных с деятельностью полиции, МВД России проводится работа со средствами массовой

1 Пилипчук А. Пресс-служба МВД России – источник объективной информации для гражданского общества // Профессионал. 2013. № 3. С. 2.

2 Степанов О.А., Гладких Р.Б., Борисов А.В., Лялякин Ю.А. Реализация принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции. М.: Академия управления МВД России, 2013. С. 30.

3 Грибакин В. Пресс-центр МВД России как источник объективной и своевременной информации для гражданского общества // Профессионал. 2012. № 1. С. 22.

информации в режиме онлайн. Представителями средств массовой информации ежедневно в Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России направляется 40-60 запросов о подготовке материалов, касающихся деятельности полиции. Помимо этого средства массовой информации и иные институты гражданского общества обращаются с просьбой съемок кинофильмов, подготовки публикаций, написания художественных произведений, в которых освещаются будни полицейской жизни. В свою очередь МВД России представляет масс-медиа свои информационные поводы.

Сегодня органами внутренних дел осуществляется тесное сотрудничество более чем с 3500 средствами массовой информации по всей России. Более того, МВД России организует работу собственных средств массой информации. В настоящее время в субъектах России выпускается 68 печатных изданий органов внутренних дел. Пресс-службами производится 100 телевизионных программ и 39 радиопередач. Пресс-центром МВД России ежедневно проводится мониторинг материалов более 3 тыс. СМИ (центральных и региональных). По итогам этой работы составляется справка с приложением копий наиболее значимых публикаций. Также ведется круглосуточный мониторинг центральных каналов телевидения. Наиболее значимые видеосюжеты о деятельности полиции записываются и передаются руководству МВД России. Вся информация подвергается тщательному анализу, после чего принимаются конкретные решения (например, проводятся служебные проверки, готовятся дополнительные разъяснения)1.

внимание журналистов к произошедшему событию или проводимому мероприятию невозможно без учета формата СМИ, целевой аудитории. Поэтому информационный повод должен содержать социально-значимую информацию, интересную для большого числа граждан и, соответственно, масс-медиа.

Изучение общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (в 2013 г.) позволяет нам привести ряд примеров, о влиянии средств массовой информации на оценку эффективности органов внутренних дел по обеспечению личной безопасности граждан. Так, 47% граждан указали, что на их представления о работе органов внутренних дел (полиции) наибольшее влияние оказали новостные и публицистические теле- и радиопередачи, 24% сослались на публикации в прессе. На долю неформальных каналов информации о деятельности полиции (сведения, полученные от бесед со знакомыми, соседями,

Кроме того, необходимо: совершенствование нормативных актов, регулирующих взаимодействие полиции со СМИ, а также системы материально-

1 Результаты исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал. 2014. № 1. С. 7.

3 Собрание законодательства РФ. 2011. № 22. Ст. 3154.

технического и организационно-методического обеспечения, в том числе системы повышения квалификации сотрудников полиции в области взаимодействия со СМИ; проведение информационной деятельности с использованием новых, более оптимальных форм и методов, обеспечивающих эффективное решение полицией служебно-боевых и оперативно-служебных задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка в государстве и обществе (анализ и активное внедрение в практику деятельности полиции передовых форм и методов взаимодействия со СМИ; развитие взаимовыгодного сотрудничества полиции и СМИ в освещении правоохранительной практики, повышение эффективности информационной поддержки федеральных и региональных СМИ, объективно отражающих деятельность полиции; незамедлительное реагирование на конструктивную критику СМИ о недостатках и нарушениях в оперативно-служебной деятельности, информирование населения о принимаемых мерах по решению возникающих проблем и устранению негативных последствий).

Таким образом, реализация этих и других мер, безусловно, будет способствовать дальнейшему поступательному развитию взаимодействия полиции и СМИ, расширению их сотрудничества на новом качественном уровне, формированию современных подходов и выработке механизмов такого сотрудничества, что в конечном итоге обеспечит успешное выполнение полицией, стоящих перед ней задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка в государстве и обществе.

Читайте также: