Логопед в школе обязанности часы зарплата

Обновлено: 16.05.2024

Свою историю логопедия берет ещё с XX века, именно тогда поняли, что проблемы с артикуляцией возникают не только на физическом уровне, но и носят психологический характер. Тогда появилась отдельная ветвь, которая связывает между собой основы физиологии, психологии и педагогики – именно этим набором знаний обладает логопед. До этого же времени нарушения речи лечились только медицинскими методами.

Суть работы проста – нужно у взрослых и детей исправлять дикцию, устранять в ней различные недостатки.

Методы работы разнообразные: для постановки речи хватает массажа, артикуляционных упражнений, бесед со специалистом. Если проблемы не только с плохо поставленной речью, к работе подключаются, с согласия родителей, невролог, лор, психолог и педиатр. Есть отдельное узкоспециализированное направление – это логопед-дефектолог. Он занимается с детьми, у которых проблемы не только с речью и восприятием речи, но и с нарушением познавательной деятельности.

Должность логопеда внедрена в обязательном порядке в образовательные и медицинские учреждения:

  • Детские дошкольные учреждения;
  • Больницы и поликлиники;
  • Детские специализированные центры реабилитации и коррекции слуха и речи.

Нередкая практика – открытие частного кабинета.

Заработок логопеда

Профессия логопед набирает всё больше оборотов, но, несмотря на это, доход не так высок. Хотя требования к данному специалисту – обязательное высшее логопедическое или дефектологическое образование. И обязанности должностные должны выполняться чётко:

  1. Первый приём. Осмотр клиента (пациента) и определение его уровня развития речи.
  2. Постановка диагноза.
  3. Выбор методик и способов коррекции/лечения.
  4. Проведение занятий по устранению проблем. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми.
  5. Разработка/подбор специальных упражнений для домашних заданий.
  6. Оценка проделанной работы.
  7. Ведение отчётов и документации (если учреждение предполагает это).

Итак, профессия достаточно серьёзная, несмотря на её поверхностное односложное название.

Каков средний уровень заработной платы у логопеда?

Так какая средняя зарплата у логопедов? Доход будет зависеть от региона страны и конкретного места работы данного специалиста. Оплата может производиться почасово или ежемесячно.

Средняя зарплата в бюджетных учреждения, где оплата труда фиксированная, составляет приблизительно 17 000 — 20 000 тысяч рублей в месяц. При этом зарплата логопеда в школе немного выше, чем оплата в детских садах.

Почасовую оплату логопед может устанавливать сам, если занимается частной практикой.

Если логопеду удастся в частной своей практике выйти на взрослую, серьёзную аудиторию, где для людей чёткая и правильно поставленная речь является неотъемлемой частью жизни – то в таком случае можно заработать большие деньги.

Когда логопед работает в частных учреждениях, там обычно учитываются квалификация и опыт, количество занятий с данным специалистом, способность индивидуально находить методы под каждого ребенка; его личные характеристики (доброжелательность к ребенку, ответственность, пунктуальность). В таком случае имеет место быть повышение зарплаты, но не более чем на 20 % от настоящей. Но это касается систем образования, где оплата устанавливается местным самоуправлением.

Востребованность логопедов в современном мире растёт, потому что, по статистике растёт и число детей, у которых имеются проблемы с устной и письменной речью. К сожалению, нынешняя экология и недостаток живого общения с родителями накладывают приличный отпечаток на развитии ребенка, поэтому услуги логопеда ещё будут актуальны на протяжении долгого периода. Специалист данного направления, помимо своих навыков и знаний, должен еще постоянно развиваться в своих внутренних качествах. Нужно уметь не только индивидуально подходить к каждому клиенту, но и иметь большой запас терпения, потому что процесс исправления недостатков речи может занимать длительное время у одного человека.

Месячный доход логопеда

В статье уже затрагивалась средняя зарплата логопеда.

Отсюда вытекает вопрос: а сколько получает логопед в месяц? Многое зависит от стажа работы.

  • Как показывает практика, в учебных и дошкольных заведениях, в поликлиниках зарплата логопеда начинается с 10 тысяч рублей, если специалист без опыта работы и соответственных навыков.
  • Если имеется небольшой опыт работы (более года) – зарплата варьируется от 18 до 23 тысяч рублей.
  • Если опыт более трёх лет в данном направлении – уровень дохода может начинаться от 23 тысяч рублей и доходить до 45 тысяч рублей в месяц.

Эти данные о заработке логопеда собраны в разных областях России. Но чем развитее регион и населённее, тем больше, соответственно и уровень дохода.

Заработная плата логопеда в зависимости от региона РФ

Уже с каждым годом набирает популярность данная профессия. Эта специализации даже вошла в рейтинг лучших перспективных профессий. Она признана одной из потенциально возрастающей по доходу и прогрессивной по актуальности. Но это в будущем, а на сегодняшний день эксперты отмечают данную специальность как низко оплачиваемой в соотношении с востребованностью. Так на сегодняшний день, сколько получает логопед в России?

Наиболее количество открытых вакансий по данному направлению находятся в Московской области, в Красноярском и Краснодарском крае.

Конечно, Москва является самым богатым городом с самыми высокими доходами и в целом уровнем жизни. Поэтому о ней немного попозже. За 2017 год по Российской Федерации наиболее высокооплачиваемой профессия логопед признана в Камчатском крае (средний месячный доход 27 000), за ним следуют Вологодская и Архангельская области.

Все остальные регионы придерживаются тех сумм, которые были описаны ранее в статье. Среднюю сумму в 20 000 тысяч рублей держат Иркутск, за ним Комсомольский и Краснодар.

В зависимости от места работы, колеблется и заработная плата.

Так, зарплата логопеда в детском саду может колебаться от 10 до 25 т.р. Чем более крупный город, тем выше и оплата труда. В Краснодаре, например, можно зарабатывать логопедом в государственном детском саду 25 000 т.р., а в частном саду в том же городе цифра доходит до 40 000 т.р. А в Самаре можно работать логопедом в саду за 10-11 т.р.

Уровень средней заработной платы учителя-логопеда по России немного выше, чем логопеда, работающего в детском саду. Зарплата учителя-логопеда колеблется от 10 000 до 27 000 т.р. Самый высокий доход у учителей-логопедов в Камчатском крае, он составляет в среднем значении 26 000 т.р. За ней идут Ивановская и Вологодская области. А в Москве может достигать уровня 60 000 т.р.

Конечно, важно ещё учитывать и направление работы. Услуги логопеда-дефектолога котируются немного выше, нежели просто логопеда. Всё потому что, данное направление находится на стыке психологии, педагогики, медицины и социологии, и, соответственно, уровень знаний, умений и навыков тоже должен быть выше. Какие требования предъявляют логопеду-дефектологу?

Исходя из всего этого, зарплата логопеда-дефектолога немного больше, и может варьироваться от 16 т.р. до 65 т.р. Средняя оплата труда по России логопеда-дефектолога составляет всего 25-27 тысяч рублей, несмотря на большие требования и высокую ответственность специалиста.

Столица России, конечно, самая богатая по насыщенности и разнообразии специалистов, и отсюда возникает резонный вопрос – сколько зарабатывает логопед в Москве?

Сколько логопед зарабатывает в столице частной практикой – сказать трудно, но понятно, что деньги приличные. Что касается фиксированной оплаты труда – среднее предложение по заработной плате в Москве составляет 37 000-42000 тысяч рублей. Сумма зависит от ставки (времени, проведённого на работе) и самого учреждения. Как показывают статисты на гистограммах – зарплата логопеда в Москве варьируется от 15 000 т.р. до 85 000 т.р.

Итак, исходя из вышеперечисленных фактов, можно обобщить, что в государственном детском саду, школе или поликлинике логопед получает от $160 до 350 в месяц. В частных лицеях, дошкольных учреждениях, развивающих центрах зарплаты выше - от $400- 700 в месяц. Высокие доходы (от $1000 и выше) может принести только частная практика.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республи Крым

Рассмотрено на МО

Протокол № _ 1_ от

Заместитель директора по УР

Ковальчук И.Н.

И.о.директора школы

________Ковальчук И.Н.

ПОЛОЖЕНИЕ
о работе учителя- логопеда

Великолуг И .И.

с. Чеботарка, 2018 г.

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Типовым положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для

обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утверждённом постановлением

Правительства РФ от 12.03.1997 г.;

- Инструктивным письмом Министерства образования РФ от 20.06.2002г. № 29/2194-6.

1.2.Настоящее Положение регулирует диагностико-коррекционную, реабилитационную и профилактическую деятельность логопедов школы с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

- учебная нагрузка учителя (норма часов работы за ставку заработной платы) – логопеда составляет 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводится для работы с детьми в группах и индивидуально, 2 часа используются на диагностическую, консультационно-методическую работу и оформление логопедической документации.

1.3. Цель работы учителя-логопеда в общеобразовательном учреждении - оказание

помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи.

1.4. Основными задачами работы учителя-логопеда являются:

- коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся;

- своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной нарушениями речи;

- распространение логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

- активизация познавательной деятельности обучающихся;

- нормализация учебной деятельности;

- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития

Организация работы учителя-логопеда.

Зачисление обучающихся на логопедические занятия осуществляется на основании заключений ПМПК, диагностических данных логопедического обследования и утверждается приказом директора школы-интерната.

На занятия, зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (системное недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения – фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные системным, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление на логопедические занятия осуществляются на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются в журнал по форме согласно приложению 1 . Зачисление на логопедические занятия обучающихся производится в течение всего учебного года. (по мере поступления детей и на основании обследования учителя -логопеда и школьного ПМПк)

На каждого обучающегося, зачисленного на занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту, по форме согласно приложению 2 .

Выпуск обучающихся, производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося. Количество обучающихся в группе составляет от 6 до 8 человек.

Занятия с обучающимися, проводятся с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией учреждения и учителями классов логопед может брать на индивидуальные занятия с уроков музыки, речевой практики. Обучающихся воспитатели направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий.

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Индивидуальные и групповые занятия проводятся 2-4 раза в неделю.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

2.9 Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий несут учитель-логопед, классный руководитель, воспитатель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Права и обязанности учителя-логопеда

3.2. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.3. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся, дает рекомендации по закреплению навыков

- самостоятельно планирует свою работу на учебный год и по полугодиям;

-работает в тесном контакте с учителями, посещает занятия и уроки в целях выработки

единой направленности работы;

-участвует в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиум;.

- проводит регулярные занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи, осуществляет в ходе логопедических занятий коррекционно-развивающую работу по

предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленную первичным речевым дефектом;

- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по русскому языку);

- представляет администрации бюджетного образовательного учреждения ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве обучающихся с нарушениями устной и письменной речи в общеобразовательном учреждении и результатах логопедической работы;

- участвует в методических семинарах, педагогических советах, конференциях и других школьных мероприятиях по проблемам оказания логопедической помощи детям, проводит пропаганду логопедических знаний.

- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

-консультирует педагогов школы, родителей (лиц, их заменяющих) по применению методов и приёмов оказания помощи учащимся, по результатам коррекции.

Материально-техническое и финансовое обеспечение.

4.1. Логопедический кабинет размещается в помещении бюджетного общеобразовательного учреждения.

4.2. Для логопедического кабинета выделяется кабинет площадью не менее 20 кв.м., отвечающий санитарно-гигиеническим нормам.

4.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.

5.Основные виды документации и ее ведение.

5.1. График работы и циклограмму рабочего времени, а также расписание групп учащихся, учитель-логопед оформляет после обследования учащихся и распределения их по группам. Заполняется по форме (Приложение № 3) и заверяется подписью и печатью директора.

5.2. Речевая карта заполняется на каждого ребенка. По мере зачисления на логопедический пункт (Приложение №2)

5.3.Годовой план методической работы на учебный год должен включать следующие разделы (Приложение №4):

Раздел 1. Организационная работа.

Раздел 2.Работа с документацией.

Раздел 3.Коррекционно-развивающая работа.

Раздел 4. Взаимосвязь в работе с учителями начальных классов и другими специалистами.

Раздел 5, Пропаганда специальных знаний.

Раздел 6. Самообразование и повышение квалификации.

Раздел 7. Работа с детьми-инвалидами.

раздел 8. Оснащение логопедического кабинета.

5.4. Журнал анализа диктантов заполняется 2 раза в год (вначале и в конце учебного года) вносятся соответствующие записи в графы. (Приложение № 5.) Журнал прошивается и пронумеровывается, скрепляется печатью.

5.5. Журнал динамики речевого развития обучающихся заполняется 2 раза в год (вначале и в конце учебного года) вносятся соответствующие записи в графы. (Приложение № 6.) Журнал прошивается и пронумеровывается, скрепляется печатью.

5.6. Журнал учёта вновь поступивших учащихся заполняется по мере поступления и обследования учащихся, вносятся соответствующие записи в графы.(Приложение № 7.) Журнал прошивается и пронумеровывается , скрепляется печатью.

5.7.Отчет о проделанной работе заполняется в свободной форме и сдается в конце учебного года.

5.8. Для коррекционно - логопедической работы, учащиеся, посещающие логокабинет, заводят тетради. Подписывается тетрадь следующим образом:

для логопедических занятий

ученика 3 класса

Чеботарской школы-интерната

Зайцева Ильи

5.7. Журнал учета посещаемости логопедических занятий имеет следующее содержание:

- Списки детей по группам ( Приложение № 8);

-Замечания по ведению журнала. (Приложение№ 9)

Приложение 1

Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи

(заполняется учителем-логопедом после обследования обучающихся)

Приложение 2

Речевая карта

(заполняется на каждого обучающегося, зачисленного в логопедический кабинет)

дата поступления, класс

Сведения о родителях, домашний адрес, телефон.

Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

Общая характеристика речи

Состояние артикуляционного аппарата(строение и подвижность).

Краткая ха-ка личности

Состояние устной речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) Состояние звукопроизношения и различение звуков: произношение звуков; отсутствие,

искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков, воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

б) Проявления заикания: предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);

14 Состояние фонематического слуха

15. Слоговая структура словарный

16. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

17. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного. словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.;

18 Самостоятельное описание рисунка (какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры); грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры)

а)узнавание печатных и прописных букв;

б)узнавание сходных по начертанию а-о, у-д, и-ш;

г)Письмо под диктовк;

д) Самостоятельное письмо (наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

20. Особенности овладения навыками счёта и письма в момент обследования.

21. Заключение учителя-логопеда.

22. План коррекционной работы.
23. Периодические записи о ходе коррекционной работы.


Самой важной коммуникативной функцией человека является речь. С помощью связанных в единую мысль слов мы можем не только сообщать информацию, но и делиться опытом. К сожалению, людей, которые имеют некоторые дефекты речевого аппарата, становится все больше, с проблемами сталкиваются не только дети, но и взрослые, пережившие различные травмы вплоть до сильного испуга. В таких случаях на помощь приходит особый специалист - логопед, чей опыт и специализированные знания помогают решить проблемы и вернуть человеку радость общения.

Возникновение профессии

Логопед - профессия относительно молодая, поэтому желающие выбрать эту профессию резонно задают множество вопросов: в чем суть профессии, сколько за нее платят, есть ли социальные льготы.


Чаще всего профессия логопеда ассоциируется с работой с детьми. И неудивительно, ведь чаще всего о наличии штатного специалиста можно услышать только в детском саду или школе.

Обязанности логопеда

Круг обязанностей логопеда очень широк. В его задачи входит диагностика всех видов нарушений речевого аппарата, разработка программ коррекции, устранение дефектов, развитие фонематического слуха, консультация. И да, логопед работает не только с детьми, но и со взрослыми. Методики решения проблем практически одинаковые, разница лишь в объемах и методе подачи информации.


Логопед - врач, который хорошо знает особенности организма, строение речевого аппарата и проблемы, которые могут возникнуть. Специалист занимается не только артикуляцией, но и массажем для расслабления гортанных и лицевых мышц.

В основном логопед есть в детских дошкольных и образовательных учреждениях, больницах и центрах реабилитации. Но существует и частная практика, которую можно совмещать с наемной работой.


Что влияет на формирование зарплаты

В различных регионах России зарплаты логопедов могут значительно отличаться. На итоговую сумму влияют место работы, стаж, наличие частной практики.

В бюджетных организациях уровень зарплат очень низкий, это не секрет, поэтому большинство специалистов ведут параллельно и частную практику. Также на оклад влияет и категория врача. Конечно, у начинающих логопедов и специалистов без опыта работа зарплата составляет не больше 14 тысяч рублей.

Чего нельзя сказать о частных кабинетах. Опытный врач, который за короткое время способен решить самые сложные задачи, оплачивается пациентами очень хорошо, ведь обе стороны нацелены на скорейший результат. Но в частной работе есть один существенный минус: нет клиентов, нет денег, нет социальных отчислений. В отличие от работы в бюджетной организации: пациентов нет, но зарплата начисляется регулярно.


Помимо базового оклада, во многих организациях существует мотивация, которая дает право на получение дополнительных денег. У каждой организации поощрительная часть индивидуальна, например, это может быть консультирование родителей или анализ личного опыта.

Уровень зарплаты по регионам

Профессия логопеда относится к педагогической категории, но в отличие от других родственных профессий имеют пониженную ставку. Как правило, это не более двадцати часов работы в неделю. Но работа в спецгруппах оценивается выше, специалист получает надбавку в размере 15 процентов. К спецгруппам относятся дети с тяжелыми формами речевых нарушений.


Средняя зарплата логопеда по России составляет около 25 тысяч рублей ежемесячно. Это на несколько пунктов ниже средней зарплаты других специальностей в России.

Одну из самых высоких зарплат в стране получают логопеды Сочи, Новороссийска, Карелии, Камчатского края, Сахалина и Ямало-Ненецкого автономного округа. Там зарплата составляет 40-45 тысяч рублей в месяц. В Санкт-Петербурге зарплата колеблется в районе 30-40 тысяч рублей. В Омске, Новосибирске, Саратове, Челябинске, Ростове и Казани специалист получает от 25 до 30 тысяч рублей. Меньше всего платят в Волгограде, Самаре, Уфе, Перми и Воронеже - от 18 до 25 тысяч.

Отдельной строкой идет Москва. Тут, казалось бы, зарплата должна быть на столичном уровне, однако оплата труда логопеда не поднимается выше 50 тысяч рублей. Речь идет о бюджетных организациях, а работникам бюджетной сферы на высокие оклады рассчитывать не приходится. Однако несмотря на такие зарплаты, востребованность в профессии очень высокая, так как существует большое количество бонусов. И если перевести их в цифры, зарплаты получаются не такими уж низкими.


Дополнительные бонусы

В отличие от других профессий, логопеды имеют некоторые бонусы, которым могут даже позавидовать представители других профессий.

В первую очередь это продолжительность трудового дня, всего четыре часа, в отличие от других профессий, продолжительность работы которых составляет восемь часов.


Летом логопед имеет длинный отпуск, если является штатным специалистом в бюджетных организациях. Летом школьные и дошкольные учреждения не работают, поэтому логопед будет отдыхать целых 42 дня. А если он является сотрудником специального учреждения, где работа идет с детьми с ограниченными возможностями, то отпуск будет продолжаться рекордные 56 дней.

Также логопеды имеют возможность расти в профессиональном и личном плане. Для этого специалиста отправляют на тематические семинары и конференции.

И, конечно, возможность ведения частной практики, которая обеспечит существенным доходом.


Мнение логопедов

Прежде чем подавать документы в образовательное учреждение для получения новой профессии, нужно обязательно поинтересоваться у уже работающих логопедов, стоит ли овчинка выделки. С первого взгляда профессия может показаться идеальной для мечтающих ею овладеть, но по факту может ждать сильное разочарование.


Большинство отзывов о профессии положительные. Информацией делятся те, кто работал по другой специальности и однажды решил кардинально изменить свою жизнь. Все отмечают возможность частной практики, в которой ты сам назначаешь себе зарплату. Например, в среднем час работы частного логопеда стоит 1200 рублей. Ты сам составляешь график работы, есть время решать личные дела и уделять внимание каждому члену семьи.

Кроме того, логопедом можно стать в любом возрасте, от этого ваша частная практика только выиграет.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республи Крым

Рассмотрено на МО

Протокол № _ 1_ от

Заместитель директора по УР

Ковальчук И.Н.

И.о.директора школы

________Ковальчук И.Н.

ПОЛОЖЕНИЕ
о работе учителя- логопеда

Великолуг И .И.

с. Чеботарка, 2018 г.

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Типовым положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для

обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утверждённом постановлением

Правительства РФ от 12.03.1997 г.;

- Инструктивным письмом Министерства образования РФ от 20.06.2002г. № 29/2194-6.

1.2.Настоящее Положение регулирует диагностико-коррекционную, реабилитационную и профилактическую деятельность логопедов школы с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

- учебная нагрузка учителя (норма часов работы за ставку заработной платы) – логопеда составляет 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводится для работы с детьми в группах и индивидуально, 2 часа используются на диагностическую, консультационно-методическую работу и оформление логопедической документации.

1.3. Цель работы учителя-логопеда в общеобразовательном учреждении - оказание

помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи.

1.4. Основными задачами работы учителя-логопеда являются:

- коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся;

- своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной нарушениями речи;

- распространение логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

- активизация познавательной деятельности обучающихся;

- нормализация учебной деятельности;

- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития

Организация работы учителя-логопеда.

Зачисление обучающихся на логопедические занятия осуществляется на основании заключений ПМПК, диагностических данных логопедического обследования и утверждается приказом директора школы-интерната.

На занятия, зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (системное недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения – фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные системным, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление на логопедические занятия осуществляются на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются в журнал по форме согласно приложению 1 . Зачисление на логопедические занятия обучающихся производится в течение всего учебного года. (по мере поступления детей и на основании обследования учителя -логопеда и школьного ПМПк)

На каждого обучающегося, зачисленного на занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту, по форме согласно приложению 2 .

Выпуск обучающихся, производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося. Количество обучающихся в группе составляет от 6 до 8 человек.

Занятия с обучающимися, проводятся с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией учреждения и учителями классов логопед может брать на индивидуальные занятия с уроков музыки, речевой практики. Обучающихся воспитатели направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий.

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Индивидуальные и групповые занятия проводятся 2-4 раза в неделю.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

2.9 Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий несут учитель-логопед, классный руководитель, воспитатель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Права и обязанности учителя-логопеда

3.2. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.3. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся, дает рекомендации по закреплению навыков

- самостоятельно планирует свою работу на учебный год и по полугодиям;

-работает в тесном контакте с учителями, посещает занятия и уроки в целях выработки

единой направленности работы;

-участвует в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиум;.

- проводит регулярные занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи, осуществляет в ходе логопедических занятий коррекционно-развивающую работу по

предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленную первичным речевым дефектом;

- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по русскому языку);

- представляет администрации бюджетного образовательного учреждения ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве обучающихся с нарушениями устной и письменной речи в общеобразовательном учреждении и результатах логопедической работы;

- участвует в методических семинарах, педагогических советах, конференциях и других школьных мероприятиях по проблемам оказания логопедической помощи детям, проводит пропаганду логопедических знаний.

- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

-консультирует педагогов школы, родителей (лиц, их заменяющих) по применению методов и приёмов оказания помощи учащимся, по результатам коррекции.

Материально-техническое и финансовое обеспечение.

4.1. Логопедический кабинет размещается в помещении бюджетного общеобразовательного учреждения.

4.2. Для логопедического кабинета выделяется кабинет площадью не менее 20 кв.м., отвечающий санитарно-гигиеническим нормам.

4.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.

5.Основные виды документации и ее ведение.

5.1. График работы и циклограмму рабочего времени, а также расписание групп учащихся, учитель-логопед оформляет после обследования учащихся и распределения их по группам. Заполняется по форме (Приложение № 3) и заверяется подписью и печатью директора.

5.2. Речевая карта заполняется на каждого ребенка. По мере зачисления на логопедический пункт (Приложение №2)

5.3.Годовой план методической работы на учебный год должен включать следующие разделы (Приложение №4):

Раздел 1. Организационная работа.

Раздел 2.Работа с документацией.

Раздел 3.Коррекционно-развивающая работа.

Раздел 4. Взаимосвязь в работе с учителями начальных классов и другими специалистами.

Раздел 5, Пропаганда специальных знаний.

Раздел 6. Самообразование и повышение квалификации.

Раздел 7. Работа с детьми-инвалидами.

раздел 8. Оснащение логопедического кабинета.

5.4. Журнал анализа диктантов заполняется 2 раза в год (вначале и в конце учебного года) вносятся соответствующие записи в графы. (Приложение № 5.) Журнал прошивается и пронумеровывается, скрепляется печатью.

5.5. Журнал динамики речевого развития обучающихся заполняется 2 раза в год (вначале и в конце учебного года) вносятся соответствующие записи в графы. (Приложение № 6.) Журнал прошивается и пронумеровывается, скрепляется печатью.

5.6. Журнал учёта вновь поступивших учащихся заполняется по мере поступления и обследования учащихся, вносятся соответствующие записи в графы.(Приложение № 7.) Журнал прошивается и пронумеровывается , скрепляется печатью.

5.7.Отчет о проделанной работе заполняется в свободной форме и сдается в конце учебного года.

5.8. Для коррекционно - логопедической работы, учащиеся, посещающие логокабинет, заводят тетради. Подписывается тетрадь следующим образом:

для логопедических занятий

ученика 3 класса

Чеботарской школы-интерната

Зайцева Ильи

5.7. Журнал учета посещаемости логопедических занятий имеет следующее содержание:

- Списки детей по группам ( Приложение № 8);

-Замечания по ведению журнала. (Приложение№ 9)

Приложение 1

Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи

(заполняется учителем-логопедом после обследования обучающихся)

Приложение 2

Речевая карта

(заполняется на каждого обучающегося, зачисленного в логопедический кабинет)

дата поступления, класс

Сведения о родителях, домашний адрес, телефон.

Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

Общая характеристика речи

Состояние артикуляционного аппарата(строение и подвижность).

Краткая ха-ка личности

Состояние устной речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) Состояние звукопроизношения и различение звуков: произношение звуков; отсутствие,

искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков, воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

б) Проявления заикания: предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);

14 Состояние фонематического слуха

15. Слоговая структура словарный

16. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

17. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного. словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.;

18 Самостоятельное описание рисунка (какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры); грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры)

а)узнавание печатных и прописных букв;

б)узнавание сходных по начертанию а-о, у-д, и-ш;

г)Письмо под диктовк;

д) Самостоятельное письмо (наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

20. Особенности овладения навыками счёта и письма в момент обследования.

21. Заключение учителя-логопеда.

22. План коррекционной работы.
23. Периодические записи о ходе коррекционной работы.

Читайте также: