Лицо аттестованное на право проведения работ по сертификации называется

Обновлено: 16.05.2024

Таким образом, начиная с 1 января 2021 г. аккредитованные в национальной системе аккредитации лица, а также претендующие на получение аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели должны соответствовать требованиям приказа Минэкономразвития России № 707.

Из основных изменений, по сравнению с действующей редакцией критериев аккредитации, в новых Критериях можно отметить следующие:

  1. Новые критерии аккредитации предусматривают дифференцированный подход в части требований, предъявляемых к органам по оценке соответствия в сферах обязательной и добровольной оценки соответствия:
    • сфера добровольной оценки соответствия – прямое применение положений национальных стандартов, принятых на основе документов международных организаций в области аккредитации;
    • сфера обязательной оценки соответствия – прямое применение положений национальных стандартов, а также дополнительные требования по сферам деятельности (в зависимости от степени риска причинения вреда ввиду ненадлежащего выполнения работ по оценке соответствия).
  2. Установлены критерии в отношении нового типа аккредитованного лица – органов по валидации и верификации парниковых газов.
  3. В части требований, предъявляемых к органам по сертификации, новые критерии предусматривают разграничение по видам таких органов:

проводящих сертификацию персонала.

  • для лабораторий, выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области обязательного подтверждения (оценки) соответствия, – не менее двух лет;
  • для лабораторий, выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации, – не менее одного года.

критерии аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений в сфере государственного регулирования, включают общие и дополнительные критерии аккредитации (как и в действующей редакции критериев аккредитации);

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктами 2 и 3 приказа Минэкономразвития России № 707:

  • в отношении лиц, аккредитованных на дату вступления в силу приказа Минэкономразвития России № 707, и заявителей до 1 июля 2021 г. соответствие требованиям критериев аккредитации в части опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, в аккредитованных в национальной системе аккредитации органах по сертификации продукции, подтверждается наличием у работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет;
  • положения новых критериев аккредитации в части установления требований о наличии по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, помещений, испытательного оборудования, средств измерений, эталонов единиц величин, приобретенных на срок не менее одного года, не применяются в отношении лиц, аккредитованных на дату вступления в силу приказа Минэкономразвития России № 707. Указанное положение распространяется на испытательные лаборатории (центры), органы инспекции, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений в сфере государственного регулирования.

Необходимо отметить, что приказом Минэкономразвития России № 707 предусмотрено поэтапное вступление в силу положений критериев аккредитации (пункт 4 приказа Минэкономразвития России № 707).

Обращаем внимание, что оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в рамках оказания государственных услуг и осуществления федерального государственного контроля с 1 января 2021 г. будет осуществляться в соответствии с приказом Минэкономразвития России № 707.

1.1. Настоящий документ устанавливает требования к экспертам по сертификации в Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Единая система), порядок их подготовки и аттестации.

1.2. Документ разработан с учетом требований:

законодательства Российской Федерации;

нормативных документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор);

международных стандартов серии ISO 9000, ISO 14000, ISO 17000, ISO 19000, в том числе ISO/IEC FDIS 17024:2003 "Общие требования к органам по сертификации физических лиц";

нормативных документов, действующих в рамках Единой системы, в том числе Правил функционирования системы добровольной сертификации в области промышленной безопасности, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (свидетельство о регистрации N РОСС RU.3327.04 БШ 00 от 19.06.06);

Общих требований к аккредитации органов оценки соответствия (СДА-01);

Правил аттестации экспертов (СДА-12).

1.3. Аттестация экспертов проводится по следующим направлениям деятельности:

сертификация систем менеджмента качества;

сертификация систем управления промышленной безопасностью.

1.4. Аттестация экспертов проводится в целях подтверждения достаточности теоретической и практической подготовки, опыта и компетентности, необходимых для проведения работ по сертификации.

1.5. По результатам аттестации экспертам выдается квалификационное удостоверение с указанием области аттестации.

Области аттестации экспертов соответствуют областям аккредитации органов по сертификации.

Аккредитация органов оценки соответствия (далее - аккредитация) - официально оформленное Центральным органом (органом аккредитации) признание компетентности юридического лица (или его обособленного подразделения) выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Единая система оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору - совокупность участников, норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых осуществляются аккредитация органов оценки соответствия и сама деятельность по оценке соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Заявитель - юридическое или физическое лицо, представляющее в НОА заявление об аттестации сотрудника или себя лично в качестве эксперта по сертификации (продукции, систем менеджмента качества, систем управления промышленной безопасностью) с приложением квалификационных документов, достоверность которых подтверждена.

Кандидат - соискатель, который выполнил квалификационные требования, позволяющие ему участвовать в процессе аттестации.

Независимый орган по аттестации экспертов (НОА) - орган оценки соответствия, аккредитованный для проведения аттестации экспертов, осуществляющих экспертизу экологической и промышленной безопасности, а также сертификацию продукции и систем управления.

Орган по сертификации продукции (ОСП) - орган оценки соответствия, аккредитованный для проведения сертификации продукции.

Орган по сертификации систем управления (ОССУ) - орган оценки соответствия, аккредитованный для проведения сертификации систем управления: систем управления промышленной безопасностью, систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента и др.

Орган по сертификации систем управления промышленной безопасностью (ОССУПБ) - орган оценки соответствия, аккредитованный для проведения сертификации систем управления промышленной безопасностью.

Центральный орган (Координирующий орган, орган аккредитации) - полномочный орган, осуществляющий проверку, оценку и организацию аккредитации органов оценки соответствия, периодический контроль за аккредитованными органами, а также координацию деятельности всех участников процедуры аккредитации.

Эксперт - лицо, признанное компетентным для проведения работ по оценке соответствия.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1. Кандидат в эксперты, наряду с приведенными в п. 4 СДА-12 требованиями к заявлению на аттестацию, представляет:

копию документа установленного образца (удостоверение, сертификат) о прохождении специального обучения по программе для экспертов в области, соответствующей аттестации эксперта;

отчеты о прохождении стажировок;

характеристику-представление и другие дополнительные сведения, подтверждающие компетенцию кандидата в эксперты.

3.2. Допускается аттестация экспертов без проведения квалификационного экзамена и стажировок в случае, если кандидат в эксперты является в течение не менее трех лет действующим экспертом по сертификации (продукции, систем менеджмента качества и систем управления промышленной безопасностью) и экспертом по проведению экспертизы промышленной безопасности. При этом области аттестации действующего эксперта и предполагаемой области деятельности кандидата в эксперты должны совпадать. Дополнительные привилегии при аттестации имеют кандидаты, имеющие опыт работы в федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности не менее 5 лет, членство в Российской академии наук либо в других случаях по согласованию с соответствующей технической комиссией.

3.3. В случае положительного решения аттестационной комиссии НОА и эксперт подписывают соглашение о сотрудничестве ( Приложение 1 ), в котором оговариваются их взаимоотношения в течение срока действия квалификационного удостоверения.

3.4. При расширении области аттестации эксперта кандидат, подтвердивший деятельность в течение последних двух лет, проходит сокращенную предаттестационную подготовку и не менее двух стажировок. Ему выдается новое квалификационное удостоверение с другим номером, действующее наряду с уже имеющимся.

3.5. Повторная аттестация (переаттестация) после окончания срока действия квалификационного удостоверения осуществляется в случае, если эксперт выполнял все требования соглашения о сотрудничестве (см. Приложение 1 ) и прошел курс краткосрочной предаттестационной переподготовки в НОА.

3.6. Квалификационный экзамен в случае повторной аттестации (переаттестации) эксперта может быть заменен собеседованием в том случае, если заявителем представлены сведения о деятельности эксперта в заявленной области аттестации в течение срока действия квалификационного удостоверения.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ

4.1. Эксперт должен обладать знаниями и опытом в соответствии с требованиями настоящего документа, а также личными качествами, обеспечивающими способность выполнять возложенные на него задачи.

4.2. Эксперт по сертификации продукции должен иметь высшее техническое образование и специальную подготовку в области промышленной и энергетической безопасности.

4.3. Эксперт по сертификации систем менеджмента качества должен иметь высшее техническое образование и пройти специальную подготовку.

Объем знаний при специальной подготовке определяется программами обучения, утвержденными технической комиссией.

4.4. Эксперт по сертификации систем управления промышленной безопасностью должен иметь высшее техническое образование и пройти специальную подготовку, в том числе по производственному контролю требований промышленной безопасности.

Объем знаний при специальной подготовке определяется программами обучения, утвержденными технической комиссией.

4.5. Кандидат в эксперты должен иметь не менее 5 лет стажа практической работы в области, соответствующей заявленной области аттестации, из них не менее двух лет стажа работы по стандартизации или сертификации в заявленной области аттестации.

Для кандидатов в эксперты по сертификации систем управления промышленной безопасностью часть опыта может быть на должностях в рамках функционирования систем управления промышленной безопасностью.

Кандидат в эксперты должен до аттестации приобрести навык практической работы по сертификации в процессе стажировки, участвуя не менее чем в четырех процедурах сертификации.

4.6. В практической деятельности эксперт обязан:

обеспечить объективность и достоверность результатов своей деятельности;

соблюдать этические нормы, быть доброжелательным и уравновешенным;

обеспечить конфиденциальность полученной в результате аудита информации;

противостоять попыткам оказания на него давления.

4.7. Эксперт ежегодно представляет в НОА отчет о своей деятельности.

При непредставлении отчета либо при отсутствии в отчетном периоде практической деятельности по сертификации аттестационная комиссия может провести досрочную переаттестацию эксперта.

4.8. Требования к теоретическим знаниям экспертов:

законодательства Российской Федерации в области сертификации, стандартизации и метрологии;

основных принципов международного сотрудничества в области сертификации, стандартизации и метрологии;

общих принципов построения систем менеджмента качества;

правил сертификации в Российской Федерации.

4.9. Эксперт по сертификации продукции должен обладать знаниями (в области сертификации продукции, основ теории испытаний и контроля, элементов теории вероятности, математической статистики и теории надежности, обработки и анализа результатов испытаний) и навыками для выполнения следующих работ:

анализ документов, представленных заявителем на сертификацию продукции, и принятие по ним решения;

отбор образцов для испытаний;

анализ результатов испытаний;

оценка стабильности качества выпускаемой продукции с использованием информационных материалов о ее качестве;

разработка методики оценки состояния производства конкретных видов продукции на основе общих требований к таким методикам;

анализ документов предприятия, необходимых для анализа и оценки производства;

оценка состояния производства;

оформление сертификата соответствия;

организация и проведение периодического контроля за сертифицированной продукцией.

4.10. Эксперт по сертификации систем менеджмента качества должен обладать знаниями и навыками для выполнения следующих работ:

анализ документации системы менеджмента качества, оценка их соответствия предъявляемым требованиям, принятие решения по соответствию документации;

составление программы аудита;

осуществление процедурных действий по организации аудита на месте;

проверка функционирования системы менеджмента качества, оценка соответствия системы менеджмента качества требованиям нормативных документов и стандартам предприятия на систему;

принятие решения по результатам проверки системы менеджмента качества;

организация и проведение периодического контроля.

4.11. Эксперт по сертификации систем управления промышленной безопасностью (далее - СУПБ) должен обладать знаниями и навыками для выполнения следующих работ:

анализ документации СУПБ, оценка их соответствия предъявляемым требованиям, принятие решения по соответствию документации;

составление программы аудитов;

осуществление процедурных действий по организации аудитов на месте;

проверка функционирования СУПБ, оценка соответствия СУПБ требованиям нормативных документов и стандартам предприятия;

принятие решения по результатам проверки СУПБ;

организация и проведение периодического контроля.

Эксперт по сертификации систем управления промышленной безопасностью должен знать теорию систем менеджмента и ссылочные документы, для того чтобы верно использовать критерии оценки, при этом знания должны охватывать:

принципы управления промышленной безопасностью и соответствующую терминологию;

нормативные документы, регулирующие вопросы функционирования СУПБ, используемые процедуры и другие элементы, используемые в качестве критериев оценки;

вопросы взаимодействия между элементами СУПБ;

вопросы применения СУПБ и других систем менеджмента в различных организациях;

приоритеты ссылочных документов;

использование ссылочных документов в различных ситуациях в процессе оценки СУПБ;

способы передачи информации, методы обеспечения безопасности в процессе оценки СУПБ, приемы рассылки и управления документами, данными и записями.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТА

5.1. Предаттестационную подготовку экспертов осуществляют независимые органы по аттестации экспертов, аккредитованные в Единой системе.

5.2. Подготовка проводится по указанным в п. 1.3 настоящих Требований направлениям деятельности.

5.3. Обучение заканчивается сдачей квалификационного экзамена. В случае успешной сдачи выдается документ установленного образца, свидетельствующий о наличии необходимых знаний.

5.4. Кандидаты в эксперты, впервые прошедшие обучение и успешно сдавшие квалификационный экзамен, обязаны пройти стажировку по сертификации. Стажировкой является участие кандидата в эксперты в реальных практических работах по сертификации. Стажировка проводится в органах по сертификации, аккредитованных в области, соответствующей предполагаемой области аттестации кандидата в эксперты, имеющих опыт работы не менее трех лет и включенных в реестр Единой системы.

5.5. В качестве экспертов по сертификации продукции, систем менеджмента качества и систем управления промышленной безопасностью в Единой системе могут быть аттестованы:

действующие в соответствии с заявленной областью деятельности эксперты Системы сертификации ГОСТ Р при условии прохождения дополнительной подготовки и сдачи квалификационного экзамена по требованиям промышленной безопасности, а также прошедшие не менее двух стажировок;

действующие эксперты, аттестованные в области экспертизы промышленной безопасности технических устройств, при условии прохождения дополнительной подготовки и сдачи квалификационного экзамена по правилам сертификации продукции, а также прохождения не менее двух стажировок (только для экспертов по сертификации продукции).

5.6. В процессе стажировки кандидат в эксперты должен принять участие в выполнении всех работ, предусмотренных процедурой сертификации и перечисленных в пп. 4.8 - 4.10 настоящих Требований.

6. ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ И ТРЕБОВАНИЯ

К КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ДОКУМЕНТАМ

Процедура аттестации экспертов состоит из двух этапов.

Первый этап включает:

подачу заявителем заявления в НОА на аттестацию кандидата в эксперты и прилагаемых к нему квалификационных документов в соответствии с требованиями п. 4 Правил аттестации экспертов (СДА-12) и п. 3.1 настоящих Требований;

регистрацию заявления в НОА, уведомление заявителя о получении заявления с комплектом документов;

заключение договора на проведение аттестации;

проведение квалификационного экзамена, оценку результатов экзамена.

Второй этап при наличии результатов стажировок включает:

принятие решения о возможности аттестации (отказе в аттестации);

оформление, регистрацию и выдачу квалификационного удостоверения эксперта, а также подписание соглашения о сотрудничестве между органом по аттестации и экспертом - при положительном решении;

передачу сведений об аттестованных экспертах по сертификации (продукции, систем менеджмента качества и СУПБ) в Центральный орган для ведения реестра.

7. ТРЕБОВАНИЯ К СБОРНИКУ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

Сборники экзаменационных вопросов разрабатываются НОА с учетом Рекомендаций по разработке сборников экзаменационных вопросов для аттестации экспертов и утверждаются техническими комиссиями.

Сборники экзаменационных вопросов должны в полной мере охватывать специфику деятельности экспертов по сертификации и содержать вопросы, позволяющие оценить компетентность кандидатов в эксперты.

О СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ ОРГАНОМ ПО АТТЕСТАЦИИ

И ЭКСПЕРТОМ ПО СЕРТИФИКАЦИИ

СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

между органом по аттестации и экспертом

N _______ от "__" _________ 200_ года

Орган по аттестации в лице ___________________________________ _________________________________________________________________, (приводятся должность, наименование органа по аттестации и Ф.И.О. руководителя) с одной стороны, и эксперт ______________________________________, (Ф.И.О. эксперта) с другой стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем.

1. Эксперт обязуется:

действовать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экспертам;

не участвовать в работах по сертификации по истечении срока действия, при приостановке действия или аннулировании квалификационного удостоверения;

обеспечивать объективность и достоверность результатов сертификации;

обеспечивать проведение сертификации в объеме требований нормативных документов, относящихся к объекту сертификации;

ежегодно представлять в орган по аттестации отчет о своей деятельности по сертификации;

обеспечивать сохранность документов, относящихся к проведению сертификации, не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну организаций - заказчиков работ по сертификации;

заявлять о своей аттестации только в той области, на которую распространяется действие квалификационного удостоверения.

2. Эксперт несет ответственность за:

своевременность исполнения своих обязанностей в рамках процедуры аккредитации органов по сертификации;

объективность и достоверность результатов сертификации;

использование своего служебного положения в корыстных целях;

разглашение конфиденциальной информации.

3. Эксперт имеет право:

отказаться от участия в сертификации, если документы объекта сертификации изложены на языке, которым он не владеет, и члены комиссии не обеспечены квалифицированным переводом на всех этапах сертификационного аудита;

знакомиться с необходимой документацией и общаться с персоналом организации - владельца объекта сертификации;

запрашивать дополнительную (необходимую для целей сертификации) информацию от сторонних организаций.

4. Орган по аттестации обязуется:

осуществлять периодический контроль деятельности эксперта на основе представляемых им отчетов о деятельности в области сертификации;

обеспечивать конфиденциальность получаемой от эксперта информации о его деятельности в области сертификации;

вести учет деятельности эксперта и выполнения предъявляемых к нему требований, изложенных в документах Единой системы оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору;

периодически проводить переаттестацию эксперта.

5. Настоящий договор (соглашение) вступает в силу с момента подписания и действует в течение срока действия выданного эксперту квалификационного удостоверения (регистрационный N ______).

Эксперт Руководитель органа по аттестации _____________/____________/ _____________/_____________/ "__" _______________ 200_ г. "__" _______________ 200_ г. Ф.И.О. _______________________________________________________ Адрес: _______________________________________________________ Телефон: _____________________________________________________ Организация: _________________________________________________

Читайте также: