Лабораторная работа по биологии 6 класс номер 11 ознакомление с различными видами соцветий

Обновлено: 23.05.2024

Цветы могут быть крупные, ярко окрашены, с сильным приятным запахом, а могут быть невзрачными, мало заметными и в этом случае они собраны в соцветия для того чтобы быть замеченными насекомыми и быть опыленными.

Соцветие – это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Соцветие может быть частью побега, побегом или системой видоизмененных побегов.
Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечения насекомых-опылителей. Соцветия различаются большим разнообразием. Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха до 1000 у пальмы и могут достигать до 12 метров в размере (пальма).

Учитель: Каково биологическое значение соцветий?

(Предполагаемые ответы учащихся)

– Приспособление к опылению;
– Крупными соцветиями и запахом привлекают насекомых;
– Приспособления растений к различным условиям жизни;
– Создают красоту в природе.

Учитель: Биологическая роль соцветий.

1) Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром;
2) Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы;
3) Обеспечивают рассеивание пыльцы

По расположению цветков на цветоносном побеге определяют виды соцветий и разнообразие соцветий – это результат приспособлений растений к различным условиям среды.
Рассмотрим некоторые виды соцветий.

Примеры растений, имеющих разные соцветия. Кисть: капуста, ландыш, черемуха. Зонтик: примула, вишня, первоцвет. Початок: кукуруза, каллы, антуриум, аир. Головка: клевер, мордовник. Колос: подорожник, ятрышник. Корзинка: подсолнечник, астра, одуванчик, ромашка. Сложный зонтик: морковь, петрушка, укроп. Сложный колос: пшеница, рожь, ячмень. Щиток: боярышник, груша, рябина, черешня. Завиток: окопник, незабудка. Метелка: сирень, виноград, спирея.

Закрепление нового материала.

Задача: развивать знания о строении и многообразии цветков, познакомиться с наиболее распространенными соцветиями на практическом задании.

Оборудование: листы с заданиями.

Задание. Рассмотрите рисунки растений, определите виды соцветий и заполните таблицу.

Приложение 1

Выполнить задания, сдать тетради для проверки.

Учитель: Цветы и соцветия чувствительны к изменениям природных условий, особенно к длине светового дня, эту особенность можно использовать при создании, например солнечных часов.




Цветочные часы-клумбы, о которых мы рассказали, следует отличать от клумб встречающихся в некоторых садах и парках, сделанные в форме циферблата, они представляют только разновидность решений дизайнера и не учитывают ритмы растений.

Ученик 3: Самое большое соцветие имеет пуйя Раймонда, редкое растение семейства бромелиевых, из Перу и Боливии. Прямая метелка этого растение диаметром 2,4 м и поднимается на высоту 10,7 м. Каждое соцветие состоит примерно из 8 000 белых цветков. Растение зацветает только после 80-150 лет жизни. После цветения растение погибает.

Соцветия свойственны громадному большинству цветковых растений. Обычно соцветия группируются близ верхней части растения на концах ветвей, но иногда, особенно у тропических деревьев, возникают на стволах и толстых ветвях. Такое явление известно под названием каулифлории. Можно привести пример шоколадного дерева. Считается, что в условиях тропического леса каулифлория делает цветки более доступными для насекомых – опылителей.

Подведение итогов

Вопросы для закрепления:

– Что называется соцветием? Чем отличается простое соцветие от сложного?
– Почему у многих растений цветки располагаются не одиночно, а собраны в соцветия?
– В чем биологическое значение соцветий?

Домашнее задание:параграф 12.

Используемые источники:

1. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Многообразие покрытосеменных растений Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2013.

2. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство "Первое сентября", 2002.

3. Никишов А.И., Косорукова Л.А. Ботаника. Дидактический материал. Методическое пособие для учителей и учащихся. – М.: "РАУБ" – "Илекса", 1998.

Декоративные и комнатные растения в большинстве случаев цветут одиночными цветками, расположенными на концах побегов. Однако у большинства растений мелкие цветки собираются в группы, которые называются соцветиями.

Соцветие – таблица, что такое соцветие в биологии (6 класс)

Что это такое?

Рассмотрим, что такое соцветие в биологии. Это часть покрытосеменных или цветковых растений, состоящая из цветочной структуры разной модификации и развивающаяся из цветочных или смешанных почек. Отдельные цветки располагаются близко друг к другу в определённом порядке.

Основу любого соцветия образует главная ось или ось первого порядка. К ней крепятся ветвящиеся или неветвящиеся боковые оси. Их называют осями второго порядка. Все последующие ответвления являются осями третьего, четвёртого и т.д. порядков. На последней ветке, называющейся цветоножкой, развивается цветок.

В зависимости от сложности ветвления различают простой и сложный тип соцветий.

Простой тип состоит из осей двух порядков. Сложные группы цветков образуют ветвления трёх, четырёх и более порядков. В таблице “Соцветия” описаны основные разновидности двух типов.

Тип соцветия

Описание

Примеры растений

Удлинённая ось, цветки сидят на коротких цветоножках одинаковой длины

Черёмуха, ландыш, колокольчик

На оси первого порядка находятся цветоножки разной длины

(нижние оси длиннее верхних), располагая цветки на одном уровне

Боярышник, калина, груша

Основа чётко выражена, цветки плотно примыкают к оси, цветоножки короткие

Первая ось широкая, ярко выраженная, мелкие цветки сидят на коротких цветоножках

Кукуруза, белокрыльник, аир

Основная ось укорочена, от неё отходят цветоножки одинаковой длины

Вишня, примула, чистотел, лук

Ось расширена, имеет округлую форму, на коротких цветоножках вокруг оси сидят цветки

Первая ось укорочена и расширена в виде блюдца (образует ложе) или конуса, цветки сидят плотно друг к другу

Одуванчик, астра, подсолнечник

К оси первого порядка прикреплены простые кисти

От первой оси отходят простые колосья

Пшеница, рожь, ячмень

Простые зонтики располагаются на главной оси

Морковь, укроп, петрушка

Сильное ветвление нескольких порядков, нижние оси ветвятся сильнее, чем верхние, образуя пирамидальную форму

Сирень, гортензия метельчатая, бирючина

Соцветие – таблица, что такое соцветие в биологии (6 класс)

Рис. 1. Схема простых и сложных соцветий.

Существуют сложные, так называемые, агрегатные соцветия, которые состоят из парциальных (простых или частных) соцветий. Например, на концах ветвящейся метёлки образуются простые корзинки или зонтики. К агрегатным соцветиям относятся метёлка зонтиков, метёлка корзинок, кисть корзинок, щиток корзинок, колос корзинок.

Соцветие – таблица, что такое соцветие в биологии (6 класс)

Рис. 2. Агрегатные соцветия.

Значение

Сложная система ветвлений цветков имеет биологическое значение. Цветки образуют плоды, но для завязи необходимо опыление, которое происходит естественным образом или с помощью опыления насекомыми. Собранные в группы мелкие цветки решают проблему опыления несколькими способами:

  • привлекают насекомых – мелкие цветочки не так заметны и ароматны, как их скопление;
  • разносят пыльцу – находящиеся на концах ветвей соцветия доступны ветру;
  • увеличивают площадь опыления – одна пчела может опылить сразу несколько цветков.

Соцветие – таблица, что такое соцветие в биологии (6 класс)

Рис. 3. Опыление насекомыми.

Количество цветков и длина соцветий могут сильно отличаться у разных видов растений. Например, соцветия некоторых пальм вырастают до 14 м., а количество цветков составляет десятки тысяч.

Что мы узнали?

Из статьи по биологии для 6 класса мы узнали о том, что соцветие – это часть покрытосеменных или цветковых растений, о типах и разновидностях соцветий, а также об их биологической функции.

Развивающие: формировать умение выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: совершенствовать навыки работы в паре, с лабораторным оборудованием; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению строения органов растений; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, проявлять свою успешность при изучении темы.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы (комнатные цветущие растения), называть виды соцветий, знать биологические особенности цветов.

Предметные УУД:

Дать понятие соцветия; познакомиться с видами соцветий; научить распознавать на гербарных экземплярах виды соцветий; определить биологическую роль соцветий.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать понятие соцветия; знать виды соцветий; уметь определять вид соцветия по гербарным экземплярам цветковых растений; узнавать растения на фотографиях и определять у них тип соцветия.

Формирование интереса к живой природе, стремление беречь все живое

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение

( Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Соцветия, кисть, колос, початок, зонтик, корзина, головка, завиток, щиток, сложная кисть, сложный колос, сложный зонтик

Межпредметные связи

География, экология, краеведение

Ресурсы урока:

учебник, презентация, карточки, фотографии, магниты, ватман, раздаточный материал (инструкции по выполнению лабораторной работы), гербарные экземпляры цветковых растений, модели цветков.

Карточка для сильных учеников

Дайте определения: цветок, неправильный цветок, обоеполый цветок

Расшифруйте формулу цветка *Ч(5)Л(5)Т(2)+(2)+1П0

Какие растения называются однодомными

Группа мелких цветов расположенных близко друг к другу в определенном порядке называется соцветием. Назовите соцветия у подсолнечника.

Для средних учеников

1.Дайте определение. Соотнеся цифру с буквой

Цветки имеют сразу два генеративных органа

Видоизмененный укороченный побег

Видоизмененный побег, через который можно провести одну плоскость симметрии

2 . Расшифруйте формулу цветка *Ч(5)Л(5)Т(2)+(2)+1П0

Ч-чашелистики, Л- лепестки , Т- тычинки, П – пестик

3. Продолжите предложение.

Кукуруза является однодомным растением, потому, что у неё _____и_______ цветки развиваются на одном растении.

4 . Группа мелких цветов , расположенных близко друг к другу в определенном порядке называется соцветием. Назовите соцветия у подсолнечника.

Для слабых учеников

1.Допишите определения

Цветок – это видоизмененный укороченный_________

Неправильный цветок – это такой цветок, через который можно провести одну _______________

Обоеполый цветок - это цветок, в котором сразу _________генеративных органа

Ч-чашелистики, Л- лепестки , Т- тычинки, П – пестик *-правильный.

3.Закончите предложения. На кукурузе развиваются и женские и мужские цветы, поэтому это растение называют______

4.Группа мелких цветов , расположенных близко друг к другу в определенном порядке, называется соцветием. Назовите соцветия у подсолнечника.

Учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 4 частях – М.: Вентана-Граф, 2011.

Цель урока: научиться определять и различать типы соцветий

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные результаты:


  • Уметь давать определение термину соцветия;

  • Знать основные методы изучения растений;

  • Распознавать и описывать по рисункам типы соцветий;

  • Приводить примеры растений с различными типами соцветий;

  • Проводить биологические исследования и объяснять их результаты;

  • Знать и объяснять технику безопасности при проведении исследования.

  • Уметь ставить цель, планировать свои действия;

  • Составлять план решения проблемы;

  • Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • Осуществлять контроль при анализе результатов;

  • Уметь корректировать полученные данные;

  • Осуществлять волевую саморегуляцию в преодолении препятствий в проведении исследования.

  • Участвовать в рефлексии деятельности, анализируя результаты;

  • Уметь проводить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

  • Уметь извлекать информацию из текста учебника, определителя, таблицы, Интернет-ресурса, анализировать, оценивать ее достоверность и преобразовывать из одной формы в другую;

  • Сравнивать изучаемые объекты, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • Проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

  • Под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание работы, ее результатов и выводов.

  • Уметь самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

  • Осуществлять взаимодействие через блог проекта, участвовать в его обсуждении.

3. Личностные результаты:


  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию;

  • Сформированность познавательных интересов и мотивов;

  • Уметь применять теоретические познания на практике;

  • Осознавать возможности познаваемости и объяснимости окружающего мира на основе личного опыта;

  • Сформированность экологического мышления.

Решаемые учебные проблемы:

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала :

Соцветия. Виды соцветий: кисть, метелка, колос, колос, початок, зонтик, корзинка. Особенности их строения. Биологическое значение соцветий. Приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.

Оборудование:

Линейка, ручка, тетрадь для записей, лупа для рассматривания маленьких цветков, фотоаппарат или фотокамера мобильного устройства, определитель растений, компьютеры, проектор, экран.

Форма включения проекта в урок: В ходе урока происходит краткое обращение к материалам проекта ГлобалЛаб, предлагается заполнить анкету в качестве домашней работы.

Цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений. Его строение.

Главные части цветка и их функции.

Спайнолепестной и раздельнолепестной венчик.

Для чего служат нектарники. Особенности строения цветка ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Проверьте свое внимание. Расставьте названия процессов в правильной последовательности.

Повторите основные термины.

Подводят итоги своей работы.

Сколько групп у Вас получилось? Почему?

По каким признакам Вы их разделили на группы?

Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Какую цель поставим?

Что мы должны сделать, чтобы достигнуть цели?

Какие задачи нам помогут достигнуть цели?


Предлагают критерии, по которым разделили цветки на группы.

Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.

2. Цель урока: научиться определять и различать типы соцветий.


  • Рассмотреть строение соцветий;

  • Распределить их на группы по порядку и способу расположения цветков;

  • Проводить простейшие исследования с живыми растениями;

  • Показать биологическое значение соцветий.

Внимательно меня послушайте и подумайте, что может означать термин соцветие?

В основу классификации соцветий положен порядок и способ расположения цветков.

В соцветии различают главную ось и боковые оси.

Главная ось бывает удлиненная, укороченная, утолщенная и блюдцевидная.

Цветок присоединяется к оси цветоножкой или без нее.

Выполните задания №4 - 9, используя ЭОР

Исследуйте рисунок. Чем простое соцветие отличается от сложного?

Просмотрите слайд-фильм. Запомните названия простых соцветий. Проверьте, какие из этих соцветий упоминаются в учебнике.

Заполните таблицу и запомните особенности строения соцветий.
Рассмотрите схемы и фотографии сложных соцветий, и подберите к ним названия. Найдите, что у них общего и что различного с простыми.

Рассмотрите рисунки соцветий кисть и метелка. Докажите друг другу, что одно из них простое, а другое сложное.

Учитель предлагает каждой паре учащихся по простому и сложному соцветию, предлагает их назвать и найти сходство и различие.

Делают вывод, что соцветие – это группа цветков расположенных близко друг к другу в определенном порядке.

Исследуют рисунок простого и сложного соцветия.

Анализируют типы соцветий по внешнему строению.

Рассматривают схемы и фотографии сложных соцветий и подбирают к ним названия. Находят общее и различия сложных соцветий с простыми.

Доказывают друг другу, что одно соцветие простое, а другое сложное.

Выполните задания №11-12, используя ЭОР.

Учись использовать биологические термины.

Откуда произошли термины?

Перенеси изображение под схему.

Перенесите фотографии под схему соответствующего соцветия.

Разделитесь на группы.

Игра: требуется по очереди приводить примеры растений с данным соцветием. Выигрывает та группа, которая привела больше примеров. Можно использовать

тетрадь и учебник.

Выберите одно любое соцветие, дайте его характеристику и приведите примеры.

Работают с анимационным Интернет-ресурсом

Взаимодействуют в группе при заполнении схемы.

Помогают друг другу выполнять задания. Распределяют обязанности в выполнении заданий.

Взаимодействуют с учителем.

Выбирают соцветие, дают его характеристику и приводят примеры растений, имеющих такое же соцветие.

Анализируют, прогнозируют и предполагают, где им могут пригодиться знания о соцветиях и их биологическом значении.

Какие задания удалось сделать хорошо?

Какие задания не выполнены?

Вспомните задачи урока. Удалось ли их выполнить?

Сделайте общий вывод урока.

Выдвигают версии решения проблемы, осознают конечный результат.

Делают общий вывод урока:

1)Что я знаю, чего не знал раньше?

2)Что я умею делать, чего не умел ранее?

Внимательно прочитайте цель работы, гипотезу и протокол. Выполните исследование. Заполните анкету.

Зайдите на страницу с результатами исследований, проанализируйте и примите участие в их обсуждении.


Выполняют исследование. Анализируют его результаты, принимают участие в обсуждении и заполняют анкету.

Работай из дома! 18+

ГДЗ по Биологии. 6 класс. Рабочая тетрадь с ответами

Готовые домашние задания с ответами

Решебник по Биологии на тему: Многообразие покрытосеменных растений.


1. Заполните схему.

Вегетативные – корень, побег.

Генеративные – цветок, плод.

2. Выполните лабораторную работу "Строение семян двудольных растений" ( см. с. 9 учебника). На рисунке подпишите части семени фасоли.

1 - стебелек
2 – почечка
3 – корешок
4 – семядоли
5 – семенная кожура.

3. Выполните лабораторную работу "Строение зерновки пшеницы" ( см. с. 10 учебника). На рисунке подпишите части зерновки пшеницы.

1 – околоплодник
2 – эндосперм
3 – щиток
4 – почечка
5 – стебелек
6 – корешок
7 – зародыш.

Вывод: фасоль является двудольным растением, поэтому имеет 2 семядоли. Пшеница – это однодольное растение, имеет одну семядолю и эндосперм.


5. Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка.

Вывод: Из почечки – листья, из стебелька – стебель, из корешка – корень, из семядолей – первые 2 листика. Вывод: из каждой части зародыша и семени развивается определенная часть растения.

6. Изучите строение семени яблони, тыквы или подсолнечника. Зарисуйте строение одного из семени. Проанализируйте строение изученного вами семени и сделайте вывод.

Семя тыквы состоит из зародыша, 2 семядолей, семенной кожуры. Эндосперма нет. Функцию запасания веществ выполняют семядоли. Тип семян у тыквы – семена двудольных без эндосперма.

7. Объясните, почему семенные растения наиболее распространены в природе.

Семенные растения имеют наиболее развитые приспособления для размножения – двойное оплодотворение, для которого не нужна вода, защита зародыша семенной кожурой, наличие для зародыша питательных веществ, заключенных в семядолях или эндосперме.


8. Рассмотрите рисунки. Укажите тип корневых систем изображенных растений.

9. Выполнив лабораторную работу "Стержневая и мочковатая корневые системы" (см. с. 14 учебника), заполните таблицу.

Стержневая: выражен главный корень, есть боковые и придаточные корни. У свеклы, моркови.

Мочковатая: есть только боковые и придаточные корни. У пшеницы, лука.

Вывод – стержневая система характерна для двудольных растений, а мочковатая – для однодольных.

1 0. Какой агроприем изображен на рисунке? С какой целью его применяют? Есть ли у вас опыт его применения?

Это метод окучивания. Для улучшения роста боковых и придаточных корней, чтобы увеличить урожай клубней картофеля. Кроме того, чем больше корней, тем мощнее будет растение, и тем лучше будет развиваться его верхняя часть (применяют при выращивании капусты, томатов, кукурузы и т.д.)

11. Рассмотрите изображение продольного разреза молодого корня. Укажите, какие части корня обозначены цифрами.

1 – корневой чехлик,

2 – зона деления,

4 – зона всасывания,

5 - зона проведения,

6 – корневые волоски.


12. Выполнив лабораторную работу "Корневой чехлик и корневые волоски" (см. с. 18 учебника), укажите, что обозначено цифрами.

1 – оболочка клетки волоска,
2 – цитоплазма,
3 – вакуоль и ядро,
4 – слущивающиеся клетки корневого чехлика.

Сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска, изображенных на рисунке. Соедините стрелками одинаковые части этих клеток.
У корневого чехлика и у клетки кожицы лука одинаковые части: тонкая оболочка, ядро, цитоплазма, но разную форму.

Вывод: все клетки растений имеют сходное строение в связи с выполняемыми ими функциями.

13. Заполните таблицу "Связь строение зон корня с выполняемыми функциями".

Корневой чехлик – покровная ткань, защищает корень, способствует его продвижению вглубь.

Зона деления – образовательная ткань, функция – деление клеток корня. Зона роста – образовательная ткань, функция – рост и растяжение клеток корня.

Зона всасывания – образовательная, покровная ткань; всасывание из почвы питательных веществ.

Зона проведения – покровная, проводящая, основная, механическая ткань; проведение вверх питательных веществ от корня к стеблю и листьям.

Вывод: все зоны корня имеют определенное строение в зависимости от выполняемых функций.

14. Рассмотрите рисунок. Какой агроприем на нем показан? С какой целью он применяется? Использовали ли вы его когда-то?

Метод пикировки. Отщипывается кончик главного корня, чтобы нарастало больше придаточных. Корневая система становится шире и мощнее, всасывает и проводит больше питательных веществ для растения.

Читайте также: