Кто работает в оркестре профессия

Обновлено: 18.05.2024

Не все понимают, зачем оркестру нужен дирижёр . Ведь у каждого музыканта есть свои ноты. Неудивительно, что многие задаются вопросом, каким образом человек, который даже сам ничего не исполняет, оказался самым главным в оркестре.

Однако отказ от исполнения музыки произошёл постепенно. Так сложилось исторически, когда задач у дирижёра оказалось столько, что он просто не успевал бы выполнить все.

А вот функций у дирижёра на самом деле очень много. По сути, без него оркестр в современном понимании практически невозможен.

Дирижёр управляет оркестром

Исторически развитие оркестров шло по мере их увеличения. В результате оказалось, что окрест может вмещать в себя несколько десятков, а иногда и несколько сотен музыкантов.

И, естественно, просто настраиваться друг на друга они не могут. В очень больших оркестрах музыканты нередко далеко расположены друг от друга. Поэтому они не всегда слышат партии своих коллег. И музыкантам на самом деле это не нужно: главное, чтобы вся музыка в полной мере доходила до слушателя. Тем не менее без дирижёра, как руководителя , не обойтись. Именно он координирует музыкантов между собой. Оркестранты смотрят на руки дирижёра и понимают, когда им нужно заканчивать, когда – начинать.

Музыкальная функция дирижёра

Руки дирижёра указывают музыкантам, где нужна громкость, а где ускорение темпа. Но зачем, если всё написано в нотах? Дело в том, что в нотах написано то, как именно партия должна исполняться в идеале. А теперь представьте себе, что музыку исполняет 100 человек. Или 200. Разумеется, кто-то может отклониться по разным причинам от своей партии. У кого-то инструмент будет звучать как-то не так. Когда кто-то допустил ошибку – дирижёр своё это слышит и корректирует по ходу.

Фактически, дирижёр исполняет функцию многоканального огромного пульта звукорежиссёра. Он улавливает любые отклонения и быстро вносит коррективы, чтобы всё звучало так, как надо. Благодаря ему получается отлаженная, красивая музыка. Дирижёров в этом плане программы до сих пор заменить не могут.

Эстетическая роль дирижёра

Её также называют функцией интерпретации. Дело в том, что многие партитуры можно исполнять по-разному. В хорошем оркестре обычно огромное количество музыкантов со своим опытом, навыками, авторитетом и мнениями. А теперь представьте себе, что было бы, если бы каждый решал, как именно все играют! Смогло бы такое количество людей когда-нибудь о чём-то договориться? С большой вероятностью – нет.

Чтобы оркестр вообще мог жить и функционировать как единый организм, ему нужен дирижёр, который будет отвечать за интерпретацию произведения. Именно поэтому даже классические произведения в исполнении тех или иных оркестров звучат по-разному.

В нотных записях многое упускалось. В прошлых веках не было принято записывать вещи, которые всем современникам оказывались понятными. В результате разбор отдельных партитур становится похожим на настоящий детектив. И иногда трактовать подходы можно по-разному, а кто-то должен взять на себя ответственность и принять конкретное решение. И для дирижёра это большой труд.

Организационное руководство

Дирижёры – это ещё и лидеры, готовые брать на себя ответственность не только в плане музыки. Они нередко принимают решения о том, кто на каких позициях будет играть, снимают или назначают музыкантов. Именно дирижёры берут в оркестр. А вот если музыкант не смог найти с дирижёром общий язык, то ему придётся искать другое место.

И именно к ним нередко обращаются по решению разных вопросов, в том числе далеко не всегда касающихся непосредственно музыки. Дирижёры следят за тем, чтобы в оркестре не было сильных конфликтов между музыкантами или чтобы они не мешали играть друг другу. Это тоже далеко не самая простая задача, особенно когда речь идёт о постоянном взаимодействии очень большого количества людей.

Таким образом, дирижёр нужен, чтобы существовал оркестр в том виде, в котором мы его все знаем. Безусловно, группа и 3-4 музыкантов может вполне обойтись и без дирижёра. А вот из нескольких десятков уже нет.

Любители классической и хоровой музыки хорошо знакомы с тем, чем занимается дирижёр. Это именно тот единственный человек, которому разрешено стоять спиной к аудитории в ходе концерта. И именно он руководит оркестром.

Ещё до середины ХХ века это была довольно престижная профессия. Сегодня же её можно отнести к интересным и редким. Где учиться на эту профессию, где можно работать после окончания обучения и сколько можно зарабатывать, вы узнаете из нашей статьи.

Знаете ли вы? Некоторые используемые для управления оркестром предметы до начала XIX века представляли угрозу для здоровья и даже жизни дирижёра. В мировой истории известен факт, когда французский дирижёр, создатель французской национальной оперы Жан-Батист Люлли умер от гангрены, которая развилась после его ранения в ходе отбивания такта на концерте тростью-батуттой.

Обязанности

Тем, кто планирует выбрать себе данную профессию, интересно будет узнать, что входит в обязанности дирижёра.

Их немного:

  • руководить музыкальным коллективом;
  • разучивать с ним музыкальные композиции;
  • указывать в ходе концерта с помощью движений рук, головы, тела, мимики на темп, ритм, метр, контуры мелодии;
  • подбирать репертуар;
  • художественно трактовать музыкальную композицию;
  • составлять план репетиций и проводить их;
  • осуществлять подбор музыкантов.

Профессия требует специальных знаний, навыков и обязательно одарённости.

Руководителю музыкального коллектива необходимо знать:

  • нотную грамоту;
  • историю музыку;
  • теорию записи и чтения хоровых произведений;
  • основы хороведения.

Знаете ли вы? Привычную для нас деревянную дирижёрскую палочку впервые для управления оркестром начал использовать Игнац фон Мозель в 1812 году в Вене. До этого применялись трубки из кожи, рулон нот, трость, золотая палочка.

Дирижёру нужно владеть:

  • технической ловкостью рук;
  • специально натренированным слухом;
  • музыкальной одарённостью;
  • драматургическим чутьём.

Места работы

Сегодня дирижёр может устроиться на работу в такие организации:

  • филармонию;
  • театр;
  • музыкальную школу, училище, ВУЗ;
  • консерваторию;
  • оркестр;
  • хор;
  • НИИ образования и культуры;
  • студию звукозаписи;
  • телевидение;
  • радиостанцию;
  • кинематограф.

Важно! Для понимания специфики работы людей, с которыми ему придётся работать, т. е. музыкантов, руководителю коллектива необходимо владеть игрой хотя бы на одном музыкальном инструменте.

Специализация, карьера и перспективы

В зависимости от того, какими коллективами руководит дирижёр, существует несколько специализаций:

  • хормейстер;
  • дирижирование оперно-симфоническим оркестром;
  • дирижирование военно-духовым оркестром;
  • дирижирование ансамблем народных инструментов.

Что касается карьерного роста, то специалист по дирижированию после овладения соответствующим опытом и профессионализмом, а также внесения существенного вклада в развитие искусства может стать заслуженным работником культуры, заслуженным артистом РФ и народным артистом РФ.

Зарплата

Зарплата дирижёра будет зависеть от его именитости и степени профессионализма. Больше всего получают те, кому удалось пробиться в сферу шоу-бизнеса, кто руководит известными оркестрами, хорами, работает в популярных театрах.

Меньше всех получают специалисты, которые работают в сфере образования, в детских студиях. Речь идёт о средних доходах в 20–50 тысяч рублей. Больше можно зарабатывать, если проводить частные уроки.

Знаете ли вы? Профессия дирижёр считается мужской. Знаменитых женщин, работавших в ней, можно перечислить по пальцам: шведка Эльфрида Андрее, француженки Надя Буланже и Жанна Эврар, россиянка Вероника Дударова.

Кому подходит профессия

Эта профессия подойдёт творческим личностям, с хорошо развитым воображением, чувством ритма, музыкальным слухом, артистизмом. Поскольку дирижёр управляет группой людей и обязан сделать их работу слаженной, он должен быть лидером по натуре, к тому же чудесным коммуникатором, способным объединять и убеждать.

Ему необходимо любить музыку, людей. Ему должно нравиться быть в центре внимания, находиться среди людей. Человек, желающий овладеть данной профессией, должен быть ответственным, поскольку ему предстоит отвечать за весь коллектив, за исполнение музыкального произведения.

Важно! Так как дирижёру приходится управлять группой людей и поддерживать позитивную атмосферу в коллективе, ему необходимо знать основы педагогики и психологии.

Востребованность — легко ли устроиться на работу

Чтобы узнать, востребована ли сегодня эта профессия в России, достаточно заглянуть на сайты вакансий. На момент написания статьи в Москве было заявлено 2 вакансии дирижёра оркестра с зарплатой 70–120 тысяч рублей и 23 вакансии в целом по России с зарплатой 13–30 тысяч рублей.

Как стать дирижёром

Самыми востребованными из них являются:

  • Московский государственный университет культуры и искусств;
  • Российская академия музыки им. Гнесиных;
  • Московский государственный институт музыки им. А. Шнитке;
  • Северо-Кавказский федеральный университет;
  • Ульяновский государственный университет;
  • Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского;
  • Челябинская государственная академия культуры и искусств.

Требования

К претенденту на должность дирижёра выдвигается ряд требований.

Он должен обладать:

  • музыкальным слухом, чувством ритма, отличной памятью;
  • хорошей координацией движений, подвижностью пальцев, мануальной техникой;
  • усидчивостью;
  • развитым воображением;
  • творческим мышлением и фантазией;
  • педагогическими и организаторскими способностями;
  • лидерскими качествами;
  • способностью легко находить контакт с людьми.

Таким образом, профессия дирижёр сегодня является редкой. Она требует не только определённых знаний и умений, но и одарённости, а также гибкости рук и пальцев.

Артист оркестра, музыкант

Моя должность называется артист оркестра. Я играю на скрипке. Всего в оркестре работает около 60 человек, из которых 19, также как и я, скрипачи.

2. В чем заключается Ваша работа и какие у Вас обязанности?

На работе я должна понимать и выполнять указания дирижера, а также, в свободное от работы время, учить оркестровые партии.

3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?

Чтобы стать оркестрантом, пришлось много времени потратить на обучение. Сначала пришлось учиться 7 лет в музыкальной школе, затем 5 лет в музыкальном училище, и наконец, ещё 5 лет в консерватории. Иногда для работы в оркестре хватает средне-специального образования, т.е. училища.

4. Опишите свой рабочий день.

На работу я прихожу в 9.15 утра. Мне нужно подготовиться к репетиции: достать инструмент, настроить его. В 9.30 начинается репетиция с дирижером. Длится репетиция 4 академических часа (45 минут + 15 минут перерыв). Прямо как в школе! Окончание моего рабочего дня в 13.30. Конечно, иногда оркестр дает концерты или ездит на гастроли. В эти дни я могу быть занята с утра до вечера.

5. Насколько комфортны условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?

Мне очень нравятся мои условия работы. В перерывах можно сбегать в магазин или выпить чашечку кофе. При любой погоде оркестранты занимаются в уютном теплом помещении.

6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?

Больше всего в своей работе мне нравится распорядок дня. Рабочий день заканчивается в 13.30, а это значит, что у меня есть время заняться домашними делами.

7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?

Не очень приятно, если приходится надолго уезжать на гастроли. Не всегда бывают комфортными условия проживания в других городах.

8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты (достаточно написать устраивает или нет)?

Высокой свою зарплату я назвать не могу. Однако, если учесть свою занятость в течение рабочего дня, могу сказать, что оплата более-менее соответствует затраченным на нее силам.

9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?

В нашем коллективе работают люди разных возрастов. Это и студенты, и люди постарше. В силу нашей профессии, люди образованные и начитанные. В такой среде всегда можно найти интересного собеседника.

10. Какие человеческие качества по Вашему мнению наиболее важны в вашем деле?

В нашем деле очень важно добросовестно выполнять указания дирижера. А такие качества как упорство и усидчивость необходимы во время обучения игры на инструменте.

11. Работа дает мне дополнительные возможности (тут все что дает вам работа кроме денег, от самовыражения и общения с интересными людьми до возможности побывать в различных странах).

В первую очередь очень приятно, что моя работа даёт возможность побывать в других городах и даже странах. Смена обстановки благоприятно влияет на жизненный тонус.

12. У Вас есть возможность оценить по пятибалльной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили?

Думаю твердая пятерка!

13. Почему Вы выбрали такую работу?

Меня обучаться музыке отправили родители. Будучи ребенком, я не осознавала, что определяется моя профессия. Теперь же я очень благодарна им за этот выбор.

14. Какие существуют возможности для вашего карьерного роста?

В оркестре карьерный рост заключается в месте, которое занимает музыкант. Чем ближе к дирижеру ты сидишь, тем больше оплата труда.

15. Что по Вашему мы не включили в план и чем бы Вы еще хотели с нами поделиться?

Хотелось бы сказать всем, кто хочет выбрать для себя профессию оркестранта, что, по-моему мнению, работа хороша для женщин, которым важно иметь сводное время. Из-за непостоянного графика найти подработку будет нелегко, а оплата труда все же не большая.

Жизнь оркестранта в цифрах

Музыка нематериальна, а вот музыкант — существо из плоти и крови. Он потребляет материальные блага, творит, занимается воспроизведением себе подобных методом преподавания и, объединяясь с другими в оркестр, извергает лавины звуков. Жизнь у оркестранта не сахар, но жить в принципе можно.

Полюбопытствуем, как живется музыкантам разных оркестров мира. Никакой системы в этом подборе не найти; выбор сделан наугад. Тут нет ни музыкантской оценки оркестров, ни сравнения стилей их игры и репертуара. Только цифры и факты.

Российский национальный оркестр, главный дирижер Михаил Плетнев

За сезон оркестр дает порядка семидесяти концертов, из них около сорока — на гастролях за границей. Главный дирижер выступает со своим оркестром тридцать раз за сезон. На подготовку одной программы уходит от одной до шести репетиций. Музыканты зарабатывают порядка 40 тысяч рублей в месяц, концертмейстеры и солисты — от 80 до 100 тысяч рублей за тот же срок. Плюс, разумеется, гонорары на гастролях.

В эту бочку меда добавим пару ложек дегтя: государственного гранта в составе этих зарплат хватает лишь на восемь месяцев, остальные деньги выплачиваются из средств, заработанных оркестром на концертах. Отпуск оплаченный, но очень маленький: в этом году, к примеру, гуляли дважды: один раз 11, другой раз 14 дней. Грант срезается нещадно. Пропуск пятидневных гастролей (к примеру, по семейным обстоятельствам) может обойтись оркестранту в 20 тысяч рублей.

Оркестр Королевской оперы Ковент-Гарден, главный дирижер Антонио Паппано

У оркестра всего один состав; в случае нехватки приглашают народ со стороны. Каждый штатный туттист-струнник обязан отработать 860 часов в сезон, для духовиков и концертмейстеров это количество индивидуально. Пять недель отпуска. Средний заработок оркестранта Королевской оперы — 45 тысяч фунтов в год до налогов.

Оркестр Мариинского театра, главный дирижер Валерий Гергиев

В 2006 году оркестр провел на гастролях в общей сложности семь с половиной месяцев. В другой год музыканты, получив распечатки, с удивлением обнаружили, что двести дней не были дома. Состояние здоровья этих людей оставляет желать лучшего. По-человечески их стоит пожалеть. Жизнь музыкантов отдана работе в оркестре Мариинского театра, о прочем для них речи нет. Зарплаты основной части оркестрантов — от 12 до 30 тысяч рублей в месяц. Выручают гастроли, но люди никогда точно не знают, сколько им заплатят.

Заслуженный коллектив России, главный дирижер Юрий Темирканов

Лос-Анджелесский филармонический оркестр, главный дирижер Густаво Дудамель

Симфонический оркестр префектуры Гунма (Япония), главный дирижер Рюсуке Нумадзири

Оркестр выступает 160 раз за сезон дома (часто по два концерта в день), гастролей практически нет. Туттисты имеют десять дней оплачиваемого отпуска в течение года плюс свободные дни. Концертмейстеры оркестра этих десяти дней отпуска не имеют, но свободного времени хватает, так как их занятость в программах неполная.

Средняя зарплата — 4500 долларов в месяц. Кроме этого, в течение полугода оркестр оплачивает своему артисту страховку от безработицы, даже если сотрудник увольняется по собственному желанию, доплачивает за дальность проживания от места работы, предоставляет дотацию на иждивенцев, на покупку расходных материалов, на текущий ремонт инструмента.

Ливерпульский Королевский филармонический оркестр, главный дирижер Василий Петренко

Тут силен профсоюз. График работы и все действия оркестрантов расписаны как по нотам на полгода вперед, уволить оркестранта крайне сложно. Его зарплата составляет порядка 30 тысяч фунтов стерлингов в год за вычетом налогов. Главный дирижер выступает со своим коллективом 45 раз за сезон, в целом же оркестр дает 80—90 концертов в год на своей территории плюс еще 40 концертов на гастролях (примерно поровну в Англии и за рубежом). На подготовку программы дается все те же три-четыре репетиции по три часа (этот показатель, кстати, стабилен в большинстве филармонических коллективов).

Израильский филармонический оркестр, главный дирижер Зубин Мета

Работают много — порядка 150 концертов в Израиле за сезон и еще 40 на гастролях за границей. Зубин Мета, главный дирижер IPO, в этом году отмечающий свой 75-летний юбилей и 50 лет работы с израильским оркестром, выступает со своими подопечными 80 раз в год. Средняя зарплата в оркестре — 2000 долларов в месяц; отпуск — два месяца.

IPO славен корпоративно-социальной ответственностью перед своими сотрудниками и обществом. При оркестре есть консерватория, которая готовит оркестровых музыкантов. Особую гордость вызывает образовательная программа IPO, в которую сегодня вовлечены 25 тысяч школьников (эта работа, впрочем, оплачивается музыкантам отдельно).

Читайте также: