Может ли ип нанимать работников по договору подряда в рб

Обновлено: 09.05.2024

Всегда ли можно заключать гражданско-правовые договоры?

В редакцию поступают следующие вопросы:

– правомерно ли заключение гражданско-правовых договоров со штатными работниками организации на выполнение определенных работ, если такие работы согласно должностной инструкции входят в обязанности штатных работников? При этом штатные единицы организации, в обязанности которых входит эта работа, укомплектованы полностью;

– правомерно ли заключение гражданско-правовых договоров такого же содержания со сторонними физическими лицами?

Приводим мнение специалиста.

Какой вид договора – трудовой или гражданско-правовой – заключить при выполнении работы, определяется:

– характером этой работы;

Дать конкретную оценку видам выполняемых гражданами работ по гражданско-правовым договорам объективно достаточно сложно. С учетом приведенных ниже норм гражданского и трудового законодательства специалистам организации следует самим принимать решение о виде заключаемого договора.

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

Понятие трудового договора содержится в ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК).

Справочно: трудовой договор – соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату.

Признаками трудовых отношений являются:

– выполнение работником работы по соответствующей профессии (должности) согласно рабочей (должностной) инструкции;

– соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, режима труда и отдыха;

– выплата вознаграждения в виде заработной платы.

Стороны трудового договора – наниматель и работник.

Трудовой договор заключают, в частности, если:

– штатным расписанием организации предусматривается штатная единица по определенной профессии (должности);

– поручаемая работа связана с необходимостью подчинения лица, ее выполняющего, правилам внутреннего трудового распорядка организации, руководителю (в т.ч. руководителю структурного подразделения);

– требуется соблюдение трудовой дисциплины.

ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ

Трудовые договоры необходимо отличать от гражданско-правовых договоров, которые также выполняются личным трудом гражданина за определенное вознаграждение. Различие состоит, в частности, в их заключении, изменении и прекращении. При выполнении работ по гражданским договорам не действуют гарантии, установленные законодательством о труде.

Гражданско-правовые договоры (договоры подряда) заключаются, как правило, для выполнения определенных, чаще всего разовых работ, и при достижении цели договор считается исполненным и прекращает свое действие. Законодатель предусматривает заключение гражданско-правового договора, если потребность в выполнении какой-либо работы (оказании услуги) не носит регулярного (постоянного) и длительного характера.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является:

– выполнение работ (договор подряда) (гл. 37 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК);

– оказание услуг (договор возмездного оказания услуг) (гл. 39 ГК);

– создание объектов интеллектуальной собственности (договор о создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности) (ст. 986 ГК).

В таких договорах необходимо определять помимо условий, установленных законодательством, следующие существенные условия:

– порядок расчета сторон по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате;

– обязательство заказчика – юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего работу гражданам по гражданско-правовым договорам (далее – заказчик), по уплате за них в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в ФСЗН;

– обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора, перечисленных в подп. 1.3 и 1.4 п. 1 Указа, и ответственность за их невыполнение;

– основания досрочного расторжения гражданско-правового договора;

– ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы, оказанной услуги либо созданного объекта интеллектуальной собственности в виде неустойки в размере не менее 0,15 % невыплаченной суммы за каждый день просрочки;

– обязательство заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности по заключенным им гражданско-правовым договорам с гражданами осуществляется в местах, предоставленных заказчиком.

ЕСЛИ ШТАТНЫХ РАБОТНИКОВ НЕ ХВАТАЕТ

При наличии в штатном расписании организации соответствующей профессии (должности) нанимателю следует принимать работника по трудовому договору (контракту).

Если необходимо выполнить работы (оказать услуги) в большем объеме, чем это могут обеспечить штатные работники организации, наниматель вправе поступить двумя способами:

– включить в штатное расписание дополнительные единицы и заключать с работниками срочные трудовые договоры на время выполнения определенной работы (п. 3 части первой ст. 17 ТК);

– заключить гражданско-правовые договоры на выполнение необходимой работы с физическими лицами в случае отсутствия необходимых специалистов либо штатных работников.

Важно! В законодательстве отсутствует запрет на заключение гражданско-правовых договоров со штатными работниками.

Не допускайте ошибок при заключении гражданско-правовых договоров

Для грамотного заключения гражданско-правовых договоров с физическими лицами, в т.ч. со штатными работниками, организациям необходимо учесть следующие нарушения, которые допускаются при их заключении:

– указываются наименования профессии (должностей) согласно ЕТКС (ЕКСД);

– поручаемая гражданам работа содержит условия должностных и рабочих инструкций;

– устанавливается требование подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным локальным нормативным правовым актам, регламентирующим вопросы дисциплины, выполнение письменных и устных приказов (распоряжений) непосредственных руководителей (мастер, бригадир);

– в тексте таких договоров указываются нормы и расценки по выполняемой работе, действующие в организации;

– к таким договорам прилагаются документы кадрового делопроизводства (заявления, приказы), ведутся табели учета фактически отработанного времени;

– дополнительно к гражданско-правовым договорам заключаются договоры о полной индивидуальной материальной ответственности;

– отсутствуют данные о сроках действия договора, суммах вознаграждений за выполненную работу, гарантиях и ответственности заказчика.

За нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров предусмотрена ответственность по ст. 9.25 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

ПОСЛЕДСТВИЯ ПОДМЕНЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫМИ

Заключение договора подряда может быть расценено как подмена трудовых отношений гражданско-правовыми.

Возможные проблемы нанимателя

Признание отношений, основанных на гражданско-правовом договоре, трудовыми отношениями может повлечь необходимость дополнительных выплат, таких как:

– компенсация за неиспользованный трудовой отпуск;

– дополнительные выплаты, связанные с оплатой труда (как правило, пересмотр размера оплаты труда (вознаграждение будет рассматриваться как заработная плата и соответственно размер оплаты может быть пересмотрен));

– штрафы за нарушение законодательства о труде, причинившее вред работнику (ч. 4 ст. 9.19 КоАП);

– дополнительные выплаты вследствие пересчета налоговых и страховых начислений и т.п.

Негативные последствия для физического лица

Возможно наступление административной ответственности и для физического лица, которое систематически заключает гражданско-правовые договоры и получает доход от такой деятельности, как за незаконную предпринимательскую деятельность (ст. 12.7 КоАП).

Справочно: в ст. 12.7 КоАП предусмотрены следующие виды административной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность:

1) предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, – штраф в размере от 10 до 50 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя – от 10 до 200 БВ с конфискацией до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо – до 500 БВ с конфискацией до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью;

2) предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, – штраф в размере до 100 БВ с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации;

3) осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, – штраф в размере от 20 до 50 БВ с конфискацией до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, на индивидуального предпринимателя – от 20 до 200 БВ с конфискацией до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации, а на юридическое лицо – до 500 БВ с конфискацией до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации;

4) занятие предпринимательской деятельностью лицом, для которого установлен запрет на осуществление такой деятельности законодательными актами, – штраф в размере от 10 до 30 БВ;

5) осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением условий осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), если в этих действиях нет состава преступления, – штраф в размере от 10 до 50 БВ, а на юридическое лицо – до 500 БВ с конфискацией игрового оборудования, до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Верховный суд пришел к выводу, что договор возмездного оказания услуг между индивидуальным предпринимателем и организацией может быть признан трудовым (Определение от 27.02.2017 № 302-КГ17-382). Работодателям не в диковинку решения арбитров по признанию гражданско-правовых договоров трудовыми, однако это касалось персонала, а не предпринимателей. Учитывая данный прецедент, теперь организациям необходимо быть более внимательными при заключении договоров с предпринимателями. О том, каковы условия переквалификации договора с ИП в трудовой и какие существуют последствия такой переквалификации, пойдет речь в представленном материале.

О трудовых договорах и договорах подряда

Начнем с того, что само по себе наименование договора не может рассматриваться в качестве достаточного основания для безусловного отнесения заключенного договора к гражданско-правовому или трудовому.

Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии со ст. 57 – 62 ТК РФ.

Что касается отношений, возникающих в ходе выполнения работ по гражданско-правовым договорам, они регулируются:

Приведем отдельные характеристики рассматриваемых договоров.

Трудовой договор

Гражданско-правовой договор

В силу ст. 56 ТК РФ под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя

В соответствии со ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить конкретную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги

Как видим, указанные гражданско-правовые договоры имеют сходство с трудовым договором, так как предполагают осуществление определенной деятельности или конкретных действий.

Вместе с тем существуют признаки, позволяющие отграничить трудовой договор от гражданско-правовых договоров, такие как:

выполнение работы по трудовому договору предполагает включение работника в производственную деятельность организации;

трудовой договор предусматривает подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, его составным элементом является выполнение в процессе труда распоряжений работодателя, за ненадлежащее исполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность;

согласно трудовому договору работник выполняет работы определенного рода, а не разовое задание заказчика.

Кроме того, ст. 57 ТК РФ предусмотрены существенные условия трудового договора:

место работы (с указанием структурного подразделения);

дата начала работы;

наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретной трудовой функции. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Итак, определяющее значение для квалификации заключенного сторонами договора имеет анализ его содержания на предмет наличия или отсутствия признаков гражданско-правового или трудового договора.

Условия переквалификации договора с ИП в трудовой договор

Суть дела заключалась в следующем. По результатам выездной налоговой проверки организация была привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, ей был доначислен НДФЛ.

В свою очередь, организация посчитала, что решение инспекции не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает ее права и законные интересы, и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Однако арбитры встали на сторону налогового органа.

Отказывая в удовлетворении заявленного организацией требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что действительным экономическим смыслом деятельности привлекаемых обществом предпринимателей (контрагентов по договорам оказания услуг) было осуществление по существу трудовой деятельности в качестве наемных работников.

Судьи подтвердили, что деятельность общества, связанная с заключением с предпринимателями, применяющими ­УСНО, договоров об оказании услуг (при этом по существу они выполняют трудовые обязанности), обоснованно квалифицирована налоговым органом как направленная на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды путем уклонения от исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ (исчисление налога, его удержание и перечисление в бюджет в установленные сроки).

Что было выявлено в ходе судебных разбирательств и легло потом в основу решения арбитров? Суд установил следующее:

отношения организации с контрагентами оформлены договорами возмездного оказания услуг, выполнение работ (оказание услуг) – актами выполненных работ, выплата вознаграждения – расходными кассовыми ордерами;

заключенные обществом и предпринимателями договоры оказания услуг были направлены на обеспечение деятельности общества в соответствии с его основным видом деятельности, при этом в штате организации был только один сотрудник (директор);

договоры предусматривали систематическое исполнение услуг с их регулярной оплатой 1-го числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг, при этом предмет договоров содержал четкое указание на специальности и профессии: бухгалтер, кассир, менеджер-логист, а также на конкретный вид поручаемой работнику работы. Кроме того, на бухгалтера, кассира, логиста, бригадира, слесаря возложена материальная ответственность за недостачу вверенного им имущества, а также за ущерб, возникший у заказчика в результате возмещения им ущерба иными лицами;

все заключенные обществом договоры носили не разовый, а систематический характер (договоры с физическими лицами заключались на календарный год или до окончания календарного года, по окончании календарного года или в начале года все договоры перезаключались в виде оформления идентичного или аналогичного договора);

привлеченные обществом по договорам возмездного оказания услуг физические лица, имеющие статус ИП, на протяжении продолжительного периода времени ежедневно (кроме воскресенья) оказывали свои услуги в течение полного рабочего дня в соответствии с графиком приема лома металлов с 9.00 до 18.00, с перерывом на обед с 13.00 до 14.00. При этом оставить рабочее место можно было при уведомлении руководства общества. То есть предприниматели обязаны были соблюдать график работы общества;

исполнитель использует инструменты и материалы, принадлежащие заказчику;

условием заключения договоров возмездного оказания услуг с физическими лицами являлась их регистрация в качестве ИП. При прекращении оказания услуг обществу индивидуальные предприниматели прекращали свою предпринимательскую деятельность и снимались с регистрационного учета;

Совокупность перечисленных факторов позволила суду сделать вывод, что действительным экономическим смыслом деятельности привлекаемых обществом предпринимателей было ведение по существу трудовой деятельности в качестве наемных работников.

Итак, чтобы договоры организации с ИП не были признаны трудовыми со всеми вытекающими последствиями, необходимо их проверить и исключить все условия, которые могут привести к такой переквалификации. С учетом позиции Верховного суда переквалификация возможна в случае, если в договоре:

предусмотрено систематическое оказание услуг с их регулярной оплатой в одни и те же даты каждого месяца;

есть четкое указание на специальности и профессии, а также на конкретный вид поручаемой работнику работы;

установлено привлечение исполнителей к материальной ответственности за недостачу вверенного им имущества, а также за ущерб, возникший у заказчика в результате возмещения им ущерба иными лицами;

отмечено, что формирование вознаграждения связано с фактически отработанными днями, а не с объемом выполнения или оказания конкретной работы или услуги;

указано наличие обязательного графика работы.

Последствия признания договора с ИП трудовым

Итак, в первую очередь это касается необходимости уплаты НДФЛ. Именно разбирательству в отношении данного налога было посвящено Определение ВС РФ № 302-КГ17-382.

Суд отметил, что с учетом положений ст. 209, п. 1 ст. 210, ст. 41, п. 3 ст. 24 НК РФ НДФЛ носит персонифицированный характер и исчисляется исходя из суммы дохода, полученной каждым конкретным налогоплательщиком. В силу п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, – для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, – для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Причем на налоговых агентов возлагаются обязанности не только по удержанию и перечислению НДФЛ, но и по представлению отчетности (по формам 2-НДФЛ, 6-НДФЛ). За непредставление таких отчетов организации также грозят штрафы.

Страховые взносы.

Как и в случае с переквалификацией гражданско-правовых договоров с персоналом в трудовые, возникает необходимость исчисления страховых взносов. Причем, в отличие от ИП, по договорам, признанным трудовыми, следует начислить только взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Определение ВС РФ от 27.12.2016 № 303-КГ16-17874).

При осуществлении выплат по договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, которые заключены с ИП, у организаций не возникал объект обложения страховыми взносами. На основании п. 1 ст. 420 НК РФ выплаты лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в том числе ИП, не признавались для организаций объектом обложения взносами, поскольку эти лица являются самостоятельными плательщиками взносов.

Предоставление социальных гарантий.

В Определении № 302-КГ17-382 ВС РФ указал, что непосредственно трудовые отношения не являлись предметом рассмотрения в данном деле.Отсутствие трудовых споров между организацией и привлеченными физическими лицами, отказ от прав и гарантий, установленных законодательством о труде, были признаны не имеющими правового значения для целей определения прав и обязанностей налогового агента.

Однако в случае обращения физических лиц в суд после признания заключенных договоров трудовыми с соответствующими исками им могут быть присуждены все полагающиеся гарантии в соответствии с ТК РФ.

К сведению: отличием трудовых отношений от гражданско-правовых является и то, что исполнителю не положены никакие социальные гарантии (он не имеет права на оплачиваемый отпуск, различные компенсации, оплату времени болезни).

Кроме того, при признании факта подмены трудовых отношений гражданско-правовыми организации кроме доначисления налогов и страховых взносов грозит административная ответственность.

К сведению: уклонение от оформления трудового договора или заключение гражданско-правового договора вместо трудового является административным правонарушением.

Согласно ч. 4 ст. 5.27 ­КоАП РФ уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа:

на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб.;

на юридических лиц – в размере от 50 000 до 100 000 руб.

В заключение еще раз обратим ваше внимание на необходимость грамотного оформления отношений с индивидуальными предпринимателями, привлекаемыми для выполнения работ и оказания услуг, во избежание признания договорных отношений трудовыми. В первую очередь в заключенных договорах:

должен определяться конкретный объем работ;

не должны быть закреплены трудовые функции и не должна быть установлена ежемесячная гарантированная сумма оплаты труда;

не должно быть предусмотрено подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, обеспечение работнику условий труда, возложение на него материальной ответственности.

При переквалификации гражданско-правового договора с ИП в трудовой организации придется заплатить налоги и страховые взносы, соответствующие штрафы и пени в соответствии с налоговым законодательством, а также нести ответственность за нарушение норм трудового права.

Ольга Воропаева

Итак, вы приняли решение и нанимаете первого сотрудника. Последовательность действий будет такой:

  1. Заключить договор: трудовой или гражданско-правовой.
  2. Оформить кадровые документы о приёме сотрудника, если заключён трудовой договор. Подробнее о них читайте в статье Какие документы оформить при найме сотрудника.
  3. Зарегистрироваться как работодатель в фонде социального страхования, если наняли сотрудника по трудовому договору. Это нужно сделать один раз — при найме первого сотрудника.

Если нанимаете иностранного сотрудника, нужно учитывать ещё несколько нюансов. Читайте о них в статье.

Курс молодого работодателя

Начните работать с сотрудниками за 11 уроков

Какой договор заключить

Вы можете заключить трудовой или гражданско-правовой договор в зависимости от того, какие задачи собираетесь поручить работнику. Определиться с выбором поможет таблица.

  • Взносы в налоговую на пенсионное страхование 22%.
  • Взносы в налоговую на медицинское страхование 5,1%.
  • Взносы в налоговую на нетрудоспособность 2,9%.
  • Взносы в ФСС на травматизм по тарифу, установленному для вас в ФСС.
  • Взносы в налоговую на пенсионное страхование 22%.
  • Взносы в налоговую на медицинское страхование 5,1%.
  • Взносы в ФСС на травматизм, если это прописано в договоре.
  • Регулярная выплата заработной платы.
  • Месячная зарплата не ниже МРОТ.
  • Предоставление оплачиваемых отпусков.
  • Выплата больничных и пособий.
  • Компенсации при увольнении.

Не нужно оформлять гражданско-правовой договор только для того, чтобы сэкономить и сократить обязательства перед работником. Если по всем признакам ваши отношения с работником похожи на трудовые — заключайте трудовой договор.

Замена одного договора на другой может привести к неприятым последствиям. Например, контролирующие органы или сам работник обратятся в суд, где признают гражданско-правовой договор трудовым. Это приведёт к доначислению взносов, уплате штрафов, выполнению требований трудового законодательства (зарплата, отпуска и т.д.). Поэтому при выборе договора отталкивайтесь от роли работника в вашем бизнесе: какие у него обязанности, надо ли ему регулярно присутствовать в офисе и соблюдать график, можете ли вы назвать конечный результат его работы. Определившись с этим, вы правильно выберете тип договора.

Оформите кадровые документы при найме по трудовому договору

Подробно об оформлении кадровых документов мы написали в отдельной статье.

Шаг 1. Получите от сотрудника документы:

  • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
  • Трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности (СТД-Р — выписку из электронной трудовой книжки, её можно получить у бывшего работодателя или на портале государственных услуг).
  • Свидетельство государственного пенсионного страхования — СНИЛС или форму АДИ-РЕГ, которую выдают вместо СНИЛС с 1 апреля 2019 года .
  • Документы воинского учёта — военный билет у военнообязанных и удостоверение у призывников.
  • Документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний — если работа требует специальных знаний или подготовки. Например, у водителя должны быть права, а у врача — диплом о медицинском образовании.

Если сотрудник устраивается на работу впервые, оформите для него страховое свидетельство. Для этого подайте анкету в местное отделение ПФР.

Шаг 2. Попросите заявление о приёме на работу. Э то не обязательно, но на практике используется почти всегда.

Шаг 4. Ознакомьте работника с локальными актами, если они есть. Это должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, положения об охране труда, коммерческой тайне и другие акты. Можете отказаться от оформления актов и включить всё в трудовой договор по типовой форме.

Шаг 5. Оформите приказ о приёме на работу. Дата приказа не может быть раньше даты заключения трудового договора. С приказом ознакомьте работника под роспись.

Шаг 7. Оформите личную карточку работника. Удобнее распечатать её на тонком картоне или плотной бумаге.

Отчитывайтесь за сотрудников в Эльбе

Эльба рассчитает зарплату, НДФЛ и взносы. Получите 30 дней в подарок при регистрации.

Сообщите в ФСС о найме первого сотрудника

С 2017 года ИП сообщает о найме первого сотрудника только в ФСС. Это нужно сделать в двух случаях:

  • Работник нанят по трудовому договору.
  • Работник нанят по гражданско-правовому договору, в котором предусмотрены взносы на травматизм.

Зарегистрироваться в ФСС нужно в течение 30 календарных дней после оформления договора. Если не успеть, грозит штраф: 5 000 рублей до 90 дней просрочки, дольше — 10 000 рублей. Порядок регистрации в ФСС утверждён регламентом. Для регистрации понадобятся:

Вы можете зарегистрироваться в ФСС удалённо, заполнив электронную форму на портале Госуслуг.

Как было раньше?

Почему не нужно сообщать налоговой о найме работника?

Об этом сказала сама налоговая в письме. Она узнает о том, что у ИП появились сотрудники, из квартальной отчётности по взносам.

Регистрационный номер в ПФР

  • Если вы зарегистрировались как работодатель до 2017 года, у вас есть два рег.номера в ПФР: для ИП и для работодателя. Первый вы указываете в платёжках по страховым взносам за ИП, а второй — в платёжках и отчётности по взносам за сотрудников.
  • Если вы зарегистрировались после 1 января 2017 года, у вас только один номер в ПФР, который дают сразу при регистрации ИП. Указывайте его и в отчётности за ИП, и в отчётности за сотрудников.

Не забывайте платить налоги и взносы с зарплаты и сдавать отчёты

Вы оформили сотрудника к себе на работу. Теперь вам нужно вести учёт отработанных дней, платить зарплату, рассчитывать налоги и взносы и помнить о сроках сдачи отчётов.

Например, отчёт СЗВ-ТД нужно сдавать не позже, чем на следующий рабочий день после приёма и увольнения сотрудника. Эльба поможет вам легко вести всех сотрудников, рассчитывать налоги и взносы, напоминать о сроках сдачи отчётов.

Статья актуальна на 08.02.2021

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

В настоящее время нередко встречается ситуация, когда сотрудник организации — индивидуальный предприниматель. Процедура приема на работу сотрудника и его дальнейшая трудовая деятельность имеют свои особенности.

Вопрос: Нужно ли представлять сведения по форме СЗВ-ТД, если ООО учреждено двумя физическими лицами, работники отсутствуют, а полномочия исполнительного органа переданы индивидуальному предпринимателю на основании договора?
Посмотреть ответ

Общие вопросы трудоустройства ИП

Устраиваясь на работу в ООО, индивидуальный предприниматель с точки зрения Трудового Кодекса является таким же рядовым сотрудником, как и обычный гражданин. С его зарплаты налоговый агент – юридическое лицо – будет отчислять положенные налоги и обязательные сборы. Положения ТК РФ, регулирующие трудоустройство, являются приоритетными для соблюдения.

Но у ИП также есть обязательства перед законом, прежде всего, по налоговым платежам за получение им дохода. Поэтому при трудоустройстве совмещаются два регламента: Трудовой и Налоговый Кодексы Российской федерации.

Есть определенные нюансы в налогообложении, если ИП занимает должность директора или управляющего ООО.

Каковы последствия регистрации работника в качестве ИП и перехода его на работу по гражданско-правовому договору?

Оформление сотрудника

Гражданин получает все права в виде отпусков, больничных, премий, декретных выплат, компенсаций только при наличии трудового договора с организацией, в которой он работает. При подобном оформлении ИП в ООО за физическим лицом закрепляются все вышеперечисленные трудовые права.

Порядок приема на работу

Порядок официального оформления на работу сотрудника, являющегося ИП, ничем не отличается от стандартной процедуры:

  1. Ознакомление сотрудника с нормативными актами работодателя.
  2. Оформление личной карточки, ее подписание.
  3. Оформление трудового договора.
  4. Оформление приказа, согласно которому сотрудник принимается на штатную должность.
  5. Прием трудовой книжки, внесение соответствующей записи.
  6. Проведение инструктажа.
  7. Фактический допуск к работе.

Особенности договора

Отношения между ИП и ООО, регулируемые трудовым договором, имеют следующие особенности:

  • ИП назначается на должность для выполнения профессиональных обязанностей;
  • сотрудник выполняет все распоряжения руководителя, являясь подчиненным;
  • сотрудник соблюдает распорядок, режим рабочего времени;
  • работодатель обеспечивает сотрудника всем необходимым для деятельности;
  • свои профессиональные обязанности сотрудник выполняет лично;
  • сотрудник получает установленную заработную плату, дополнительные выплаты (при наличии премий, поощрений за выполнение плановых показателей, за интенсивность труда и т.д.);
  • сотрудник имеет право на отпуск, больничный, декретные выплаты, льготы, компенсации за травмы на производстве и т.д.

То есть любой индивидуальный предприниматель может свободно устроиться на официальной основе в организацию.

Нюансы работы ИП в ООО

С бухгалтерской точки зрения существуют определенные особенности расчета налогов для сотрудника предприятия, являющегося ИП. Так же, как у любого сотрудника, нанятого по трудовому договору, у предпринимателя бухгалтерия предприятия удерживает 13% от дохода, идущих на обязательные отчисления. Гражданин, если он отмечает зарплату как доходы от предпринимательской деятельности, в свою очередь, оплачивает 6% налога по системе УСН. Дополнительно он производит отчисления в пенсионный, медицинский фонды.

Важно! ИП может не делать дополнительных отчислений, если в отчете он не будет отмечать доход, полученный в качестве сотрудника ООО, как доход от предпринимательской деятельности.

Знание подобного нюанса освобождает от двойного налогообложения и значительно сокращает финансовые потери. ООО в свою очередь в любом случае не несет никаких дополнительных затрат от наличия в штате ИП.

Гражданско-правовой договор с ИП

Достаточно распространена ситуация, при которой ООО нанимает ИП на работу, используя гражданско-правовой договор. Если ООО заключает с предпринимателем подобное соглашение, то у ИП практически нет никаких прав и гарантий. Особенности договора:

  • заключается соглашение, согласно которому нанятый сотрудник должен осуществлять определенную деятельность;
  • систематический заработок отсутствует, поскольку вознаграждение в соответствии с договором получается по результатам (на основании акта);
  • соглашение носит двусторонний характер, обеспечивая равенство прав сторон;
  • сотрудник не является подчиненным, поскольку действует самостоятельно, получает доход по результатам;
  • сотрудник не подчиняется трудовой дисциплине, не обязан соблюдать распорядок рабочего дня;
  • работодатель не должен обеспечивать сотрудника необходимыми материалами, инструментами и т.д.;
  • сотрудник имеет право не только лично исполнять свои обязанности, но и привлекать к работе третьих лиц;
  • сотрудник не имеет никаких социальных гарантий (отпусков, больничных, льгот, компенсаций и т.д.).

Плюсы и минусы

При оформлении ИП в ООО на официальной основе преимуществами являются следующие моменты:

Минусов от работы ИП у ООО нет. Единственным минусом можно назвать необходимость самостоятельной подачи отчетности, но эта необходимость обусловлена самим фактом существования ИП и не связана с наймом на работу в постороннюю организацию. Если гражданину невыгодно существование ИП, он может ликвидировать его и продолжать работать в организации на позиции сотрудника. В этом случае все стандартные удержания за него по ставке в 13% будет производить бухгалтерия предприятия.

Если же говорить об оформлении ИП в ООО условно (гражданско-правовой договор), то, напротив, количество минусов будет значительно превышать количество положительных моментов. К плюсам можно отнести только возможность не подчиняться трудовому распорядку, режиму рабочего времени и сокращению размера налоговых платежей (6% вместо 13%). Также плюсом является возможность совмещения разных видов деятельности (своя предпринимательская деятельность, работа по договору подряда). Остальные нюансы подобных трудовых взаимоотношений являются исключительно отрицательными:

  • личная ответственность ИП своим имуществом;
  • самостоятельная уплата обязательных взносов;
  • самостоятельная сдача отчетности;
  • отсутствие социальных гарантий.

В данной ситуации плюсы есть только у работодателя, который получает прибыль за произведенные ИП работы по договору подряда и при этом не несет никакой ответственности за работника с трудовой точки зрения. Подобная схема взаимодействия часто применяется риэлторскими агентствами, организациями по грузоперевозкам, таксопарками и т.д.

Читайте также: