Кто осуществляет обучение персонала и работников на объектах в организациях

Обновлено: 02.05.2024

Главной задачей по подготовке работников организаций, находящихся в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России), в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах на 2016 - 2020 годы считать повышение практической направленности подготовки всех работников к действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам, в том числе и по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!", а также качества реализации всех видов подготовки, с охватом всех без исключения.

1. Основными задачами в ходе подготовки работников организаций считать:

изыскание и внедрение новых видов подготовки руководителей ГО, председателей комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ), должностных лиц и работников ГО и РСЧС, а также работников организаций;

организация и осуществление курсового обучения соответствующих групп в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с Рекомендациями по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС (приложение 1);

повышение персональной ответственности руководителей всех уровней за решение вопросов подготовки соответствующих групп работников организаций, в области ГО и защиты от ЧС;

увеличение контроля со стороны руководящего состава ГО и РСЧС организаций за состоянием дел по подготовке органов управления ГО и РСЧС и поддержанием в готовности сил к действиям по защите от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах;

обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ), нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО) и спасательных служб приемам и способам действий при их участии в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

обучение работников организаций навыкам практического применения средств радиационной, химической и биологической защиты в ходе проведения занятий, учений и тренировок по ГО и защите от ЧС с учетом использования в процессе обучения новейших образцов средств индивидуальной защиты и приборов радиационного и химического контроля;

использование возможностей сетевой формы реализации программ повышения квалификации должностных лиц и работников ГО и РСЧС, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

создание и оборудование мест обучения и учебных объектов для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с приложением 2;

подача заявок (до 1 августа в МЧС) на обучение должностных лиц и работников ГО и РСЧС в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации (далее - УМЦ ГОЧС) и на курсах ГО;

подача заявок (до 1 августа в Минпромторг России) на обучение должностных лиц и работников ГО и РСЧС в Институте развития МЧС России Академии гражданской защиты МЧС России, обучение за счет федерального бюджета);

организация учета посещения занятий по ГО и защите от ЧС на каждую учебную группу, созданную в организации, в журналах;

организация и ведение персонального учета должностных лиц и работников ГО и РСЧС в организации, прошедших повышение квалификации или курсовое обучение за последние 5 лет в УМЦ ГОЧС.

3. В целях совершенствования организации и осуществления обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС рекомендовать руководителям организаций и учреждений:

ежегодно анализировать вопросы организации и осуществления обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, в том числе и личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, определять задачи и мероприятия по их совершенствованию, с отражением данных вопросов в приказах;

осуществлять контроль за планированием и ходом обучения работников должностными лицами организаций и учреждений;

подготовку НАСФ и НФГО организовать и проводить в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г. N 1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей" и от 02 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны";

проведение занятий с личным составом НАСФ, НФГО по месту работы организовывать в соответствии с Примерной программой, утвержденной МЧС России 28 ноября 2013 г. N 2-4-87-36-14;

в ходе учений и тренировок отрабатывать приемы и способы действий в чрезвычайных ситуациях и при угрозе террористических акций, эвакуации работников, материальных и культурных ценностей, а также вырабатывать необходимые морально-психологические качества, требуемые в экстремальных ситуациях;

принять необходимые меры по совершенствованию организации и осуществлению пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности, по оснащению и поддержанию в рабочем состоянии имеющейся учебно-материальной базы, а также по ее эффективному использованию и совершенствованию в интересах обучения работников организаций и учреждений;

планировать рассмотрение не реже одного раза в год на заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности вопросов организации и хода обучения работников в области ГО и защиты от ЧС, а также осуществлять контроль выполнения принятых решений;

активнее использовать современные технические средства при обучении, информировании и оповещении работников по вопросам безопасности жизнедеятельности;

актуализировать программы по подготовке работников организаций (учреждений), в соответствии со спецификой выполняемых задач и прогнозируемых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

занятия организовывать по решению руководителя организации (учреждения), как правило, ежемесячно в течение всего года, в рабочее время;

в целях организации занятий приказом руководителя организации (учреждения) создаются учебные группы по структурным подразделениям и назначаются руководители занятий по ГО и ЧС;

к проведению занятий по ГО и ЧС кроме назначенных руководителей привлекать руководящий состав, инженерно-технических работников, членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, а также других подготовленных лиц;

особое внимание, уделять занятиям по оказанию первой медицинской помощи и уходу за больными, с отражением специфики возможных травм в ходе возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на предприятиях, для проведения данных замятий привлекать соответствующих специалистов.

4. В результате обучения работники организации (учреждения) должны:

опасности для населения, присущие чрезвычайным ситуациям, характерным для территории проживания и работы, а также возникающие при военных действиях и вследствие этих действий, и возможные способы защиты от них;

сигналы оповещения об опасностях и порядок действия по ним;

правила безопасного поведения в быту;

основные принципы, средства и способы защиты от опасностей чрезвычайных ситуаций и военного времени, свои обязанности и правила поведения при возникновении опасностей, а также ответственность за их невыполнение;

правила применения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и порядок их получения;

место расположения средств коллективной защиты и порядок укрытия в них, правила поведения в защитных сооружениях;

основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту.

практически выполнять основные мероприятия защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в случае пожара;

четко действовать по сигналам оповещения;

адекватно действовать при угрозе и возникновении негативных и опасных факторов бытового характера;

пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;

проводить частичную санитарную обработку, а также, в зависимости от профессиональных обязанностей, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию сооружений, территории, техники, одежды и СИЗ;

оказывать первую помощь в неотложных ситуациях.

5. Ответственность за организацию обучения работников организации возлагается на руководителя организации (учреждения).

О ходе выполнения настоящих Организационно-методических указаний организациями (учреждениями) находящимися в ведении Минпромторга России ежегодно докладывать к 1 декабря в материалах ежегодного доклада о состоянии гражданской обороны, с представлением сведений о наличии и состоянии УМБ для обучения различных категорий населения в области ГО и защиты от ЧС (приложение N 3 к отчету по форме 1/ОБУЧ) в соответствии с макетом таблицы (приложение 3).

Руководителям организаций (учреждений) обратить особое внимание на необходимость неукоснительного соблюдения требований нормативных и правовых документов в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Курсовое обучение в области ГО и защиты от ЧС (далее - курсовое обучение) - целенаправленный процесс организации деятельности по овладению соответствующими группами населения знаниями и умениями в области ГО и защиты от ЧС, а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также выполнения возлагаемых на них обязанностей в области ГО и защиты от ЧС.

1.2 Курсовое обучение, как вид обучения соответствующих групп населения определен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. N 332, внесшим изменения в Положение об организации обучения населения в области ГО, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" и постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

1.3 Настоящие рекомендации определяют перечень лиц проходящих курсовое обучение, а также порядок его организации и осуществления.

1.4 Действие рекомендаций распространяется на деятельность органов местного самоуправления и организаций, имеющих полномочия по организации и осуществлению подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.

1.5 Подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС предусматривает получение знаний, умений и навыков соответствующими группами населения в ходе:

обучения по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС;

прохождения курсового обучения;

участия в тренировках, учениях, учебно-методических сборах и других практических мероприятиях по ГО и защите от ЧС;

информирования и пропаганды знаний в данных областях;

II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1 Курсовое обучение не является образовательной деятельностью и лицензированию не подлежит.

2.2 Курсовое обучение в обязательном порядке проходят:

председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, эвакуационных органов, а также комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций всех уровней;

неосвобожденные работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты от ЧС организаций;

руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО, спасательных служб и их заместители;

лица, назначенные для проведения инструктажа и курсового обучения с работающим населением по ГО и защите от ЧС;

инструкторы (консультанты) УКП ГОЧС;

личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО и спасательных служб (далее - личный состав формирований и служб);

все работники, занятые в сфере управления, производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления ГО и РСЧС (далее - работающее население).

2.3 Периодичность прохождения курсового обучения:

работающее население и личный состав формирований и служб ежегодно;

остальные работники, указанные в подпункте 2.2 (далее - работники ГО и РСЧС) - не реже одного раза в 5 лет.

Для работников ГО и РСЧС, впервые назначенных для исполнения обязанностей в области ГО и защиты от ЧС, курсовое обучение в течение первого года работы является обязательным.

2.4 Места проведения курсового обучения:

с работающим населением и личным составом формирований и служб - в организациях по месту работы;

с работниками ГО и РСЧС - на курсах ГО муниципальных образований, в УМЦ ГОЧС субъектов Российской Федерации или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС (далее - организации, осуществляющие курсовое обучение), в соответствии с решением соответствующего руководителя учреждения (организации) и с учетом возможностей организаций, осуществляющих курсовое обучение.

2.5 Порядок зачисления работников ГО и РСЧС на курсовое обучение.

На основании решения руководителя учреждения (организации) кадровый орган, совместно с руководителем структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС, до 1 сентября текущего года направляет в организацию, осуществляющую курсовое обучение, заявку на обучение работников ГО и РСЧС.

В заявке необходимо указать фамилию, имя, отчество работника, планируемого к направлению на курсовое обучение, его должность по исполнению обязанностей в области ГО и защиты от ЧС, форму обучения, а также желательные сроки его проведения.

Направление работников ГО и РСЧС на обучение осуществляется только на основании полученной выписки из плана комплектования организации, осуществляющей курсовое обучение.

2.6 Комплектование учебных групп.

Для проведения курсового обучения комплектуются группы численностью 20 - 25 человек с учетом:

при обучении работающего населения - родственных профессий рабочих (должностей служащих);

при обучении личного состава формирований и служб - видов создаваемых формирований и служб;

при обучении работников ГО и РСЧС - исходя из специфики выполняемых ими функциональных обязанностей в области ГО и защиты от ЧС и уровня подготовки.

2.7 Формы курсового обучения:

с работающим населением и личным составом формирований и служб - очная, в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде;

с работниками ГО и РСЧС - очная или очно-заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

2.8 Продолжительность обучения определяется соответствующими программами, разрабатываемыми организациями, осуществляющими курсовое обучение, на основе примерных программ курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС, утверждаемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2.9 Списки учебных групп, состав преподавателей, инструкторов и расписание проведения занятий определяются распорядительным документом организации, осуществляющей курсовое обучение.

2.10 Учет проведения занятий и присутствия на них обучающихся осуществляют преподаватели и инструктора, проводящие занятия, в журналах установленной формы, которые ведутся на каждую учебную группу.

Журнал является основным документом, отражающим выполнение учебной программы, посещаемость занятий и итоги сдачи нормативов. Он подлежит хранению в течение года после завершения обучения группы.

До начала занятий руководитель учебной группы уточняет информацию по обучающимся и вносит ее в соответствующие графы журнала.

Курсовое обучение работников ГО и РСЧС завершается контрольным занятием с выдачей справки о прохождении курсового обучения.

Форма справки устанавливается организацией, осуществляющей курсовое обучение.

Учет выданных справок ведется в книге учета, которая хранится в течение пяти лет.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 Настоящие Рекомендации вступают в силу с момента подписания организационно-методических указаний по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах на 2016 - 2020 годы.

3.2 Срок действия Рекомендаций устанавливается с момента вступления их в силу и до особого указания об их отмене.

Основное отличие нового Положения об уполномоченных по ГО от ранее действовавшего в том, что до 14.07.2017 организации делились на две основные категории: продолжающие работу в военное время и прекращающие работу в военное время. Тем, кто в военное время работал, задачи по гражданской обороне ставились более серьезные.

Сейчас деление на две группы осталось, но в его основе уже лежит категорийность: организации, отнесенные к категориям по ГО, и организации, не отнесенные к категориям по ГО (п. 4.1 и 4.2 Положения об уполномоченных по ГО).

Организация отнесена к категории по ГО

Обязанности у структурных подразделений (работников) по ГО в первой группе организаций почти не изменились – по-прежнему список из 23 пунктов. Более-менее значительные корректировки только в двух из них. Если ранее функции уполномоченных по ГО включали организацию эвакуационных мероприятий, то теперь эта обязанность конкретизирована: организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей, а также заблаговременной подготовки безопасных районов и производственной базы в безопасных районах (п. 4.1.3).

Уточнения внесены также в обязанность по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения – если ранее местом ее исполнения были районы размещения потенциально опасных объектов, то согласно новому документу местом исполнения данной обязанности являются организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (п. 4.1.13).

Организация не отнесена к категории по ГО

Обязанности уполномоченных в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, остались почти такими же, как и обязанности уполномоченных в организациях, прекращающих работу в военное время, с небольшими техническими уточнениями. Этих обязанностей по-прежнему только три.

Новое деление может вызывать вопросы. Например, в больнице с пациентами и персоналом – около 3 000 человек. Но она не отнесена к категории по ГО. В этом случае, скорее всего, будет назначена процедура повторного категорирования, Существует Приказ МЧС РФ от 28.11.2016 № 632, в приложении к которому приведены Методические рекомендации по отнесению организаций к категориям по ГО. Рекомендации предназначены для федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций, госкомпаний, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих учет и (или) ведение перечней организаций, отнесенных к категориям по ГО. Можем предположить, что Приказ МЧС РФ № 230 станет поводом для обновления списков категорийных организаций.

Этот же приказ, вероятно, повлечет корректировку соответствующих ведомственных документов. Например, штатных нормативов структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области ГО государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.

Сколько работников по ГО должно быть в организации?

Волну обсуждений на профессиональных интернет-форумах вызвал п. 5 Положения об уполномоченных по ГО, регламентирующий нормы определения количества работников структурных подразделений (работников) по ГО организаций, а также отдельных работников по ГО в составе их представительств и филиалов. В организациях, отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников: до 500 человек включительно – 1 освобожденный работник (ОР); от 501 до 2 000 человек включительно – 2-3 ОР; от 2 001 до 5 000 человек включительно – 3-4 ОР; свыше 5 001 человека – 5-6 ОР (п. 5.1.1) Количество работников по ГО в составе представительств и филиалов, соответствующих показателям для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, регламентируется по следующим нормам: от 200 до 500 работников включительно согласно штатному расписанию – 1 ОР; от 501 до 1 000 включительно – 2 ОР; от 1 001 до 2 000 включительно – 3 ОР; от 2 001 до 5 000 включительно – 4 ОР; более 5 001 работников – 5 ОР (п. 5.2). Здесь, вроде, все понятно.

При этом согласно новой норме при определении количества работников по ГО в организациях, осуществляющих свою деятельность в сфере образования, учитывается общее количество обучающихся по очной форме обучения, а в сфере здравоохранения – число проходящих лечение больных в стационаре.

А вот п. 5.1.2 Положения об уполномоченных по ГО, регламентирующий назначение уполномоченных по ГО в организациях, не отнесенных к категориям ГО, вызвал бурю вопросов, поскольку согласно нормативу в таких организациях работа по ГО может выполняться по совместительству одним из работников организации. При необходимости количество работников по гражданской обороне может быть увеличено по решению руководителя организации. Получается, что в данных организациях назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области ГО, не обязательно? Да, это так, на что прямо указывает п. 5.3 Положения об уполномоченных по ГО.

Грядет ли сокращение освобожденных работников по ГО в некатигорированных организациях? Скорее всего – да. Означает ли это, что в некатегорированных организациях можно не вести работу по ГО? Нет.

Ни в п. 5.1.2, ни в п. 5.3 Положения об уполномоченных по ГО не говорится о необязательности ведения работы по ГО. Говорится только о том, что не обязательно назначать для выполнения этой функции освобожденного работника. То есть Положение об уполномоченных по ГО ведение работы по ГО в организациях не отменяет. Более того, действует п. 2 Постановления Правительства РФ № 782, согласно которому структурные подразделения (работники) по ГО создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления ГО в данных организациях. Итак, уполномоченный по ГО в некатегорийной организации должен быть. Но как его оформить, если не штатной единицей? Ответ – в п. 5.1.2: работа по ГО может выполняться по совместительству. А особенности труда на условиях совместительства регулируются ТК РФ.

Имеющаяся аттестация продлевается и считается действующей до 01.07.2021 (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440).

Документы об аттестации по вопросам в сфере промышленной безопасности, выданные до 01.01.2019, действительны до окончания срока их действия (ФЗ от 29.07.2018 N 271-ФЗ).

Статья 14.1. Подготовка и аттестация работников в области промышленной безопасности

(введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 271-ФЗ)

1. Работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

2. Подготовка иных категорий работников в области промышленной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями к таким работникам, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Формы указанной подготовки определяются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект.

3. Первичная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится не позднее одного месяца:

при назначении на соответствующую должность;

при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;

при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

4. Внеочередная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.

5. Аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.

При аттестации работников в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

6. Аттестация работников в области промышленной безопасности проводится аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, или аттестационными комиссиями, формируемыми организациями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности.

7. Категории работников, проходящих аттестацию в области промышленной безопасности в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, определяются Правительством Российской Федерации.

8. Если в организации, осуществляющей деятельность в области промышленной безопасности, аттестационная комиссия не сформирована, аттестация работников в области промышленной безопасности проводится аттестационной комиссией, формируемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

9. Порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, не допускаются к работе на опасных производственных объектах.

Работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, вправе обжаловать решения соответствующей аттестационной комиссии в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.




Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Основные задачи в области ГО и защиты от ЧС:

Подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС.

Основными задачами подготовки населения в области гражданской обороны являются:
а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, освоение практического применения полученных знаний;
б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне.

Оповещение населения о ЧС.

Пункт 1.2.1. Оповещение населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения города Москвы сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (далее сигналы оповещения и экстренная информация о чрезвычайных ситуациях).

Пункт 5.6. Организации, расположенные на территории города Москвы и привлекаемые к обеспечению оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях:
– создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию объектовые системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, обеспечивают их сопряжение с региональной системой оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях.

Обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ)

Пункт 2. Обеспечение населения СИЗ осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
СИЗ для населения включают в себя средства индивидуальной защиты органов дыхания и медицинские средства индивидуальной защиты.

Пункт 3. Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.

Раздел II. Организация обеспечения населения СИЗ

Статья 6. Обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее и (или) работающее на территориях в пределах границ зон:
– защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
– возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.

Статья 7. Обеспечение населения СИЗ осуществляется:
– организациями – работников этих организаций.

Статья 9. Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется:
– для работников организаций и населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, – СИЗ органов дыхания от аварийно химически опасных веществ, в результате распространения которых может возникнуть данная зона возможной опасности, из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) СИЗ увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных;
– для работников организаций и населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения, – респираторы из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) респираторов увеличивается на 1% от их потребности для обеспечения замены неисправных;
– для работников организаций и населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения, – медицинские средства индивидуальной защиты из расчета на 30% от их общей численности.

К объектам гражданской обороны относятся:

убежище – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно– химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах;

противорадиационное укрытие – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени;

укрытие – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности;

иные объекты гражданской обороны – объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне, в том числе для санитарной обработки людей и животных, дезактивации дорог, зданий и сооружений, специальной обработки одежды, транспортных средств и других неотложных работ.

Пункт 3. Убежища создаются:

– для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
– для работников объектов использования атомной энергии, особо радиационно опасных и ядерно опасных производственных объектов и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих объектов и организаций.

Противорадиационные укрытия создаются для населения и работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений.

Укрытия создаются:
– для работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, и населения, проживающего на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений;
– для работников дежурной смены и линейного персонала организаций, расположенных за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений, осуществляющих жизнеобеспечение населения и деятельность организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;

Пункт 4. Для населения, проживающего в безопасных районах, и населения, эвакуируемого из зон возможных сильных разрушений, возможного химического и радиоактивного заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, в безопасных районах используются и приспосабливаются в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространств.

Оказание первой помощи

Статья 31. Первая помощь

Пункт 1. Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

Пункт 4. Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь:

1. Отсутствие сознания.
2. Остановка дыхания и кровообращения.
3. Наружные кровотечения.
4. Инородные тела верхних дыхательных путей.
5. Травмы различных областей тела.
6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.
7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.
8. Отравления.

Организационно-распорядительные документы по вопросам ГО и защиты от ЧС, разрабатываемые в образовательной организации

Руководитель образовательной организации организует планирование, разработку (переработку), согласование (при необходимости) и утверждает:

2. План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на год.

Основные документы по вопросам гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций, разрабатываемые в образовательной организации.

Обучение сотрудников силами компании регламентируется большим числом нормативных документов, включающих в том числе и относящиеся к области налогового права. В рамках объема данной статьи мы осветим все основные аспекты договорного и налогового регулирования профессиональной подготовки и переподготовки персонала.

Профессиональная подготовка и переподготовка, проводимые в специализированном учебном заведении, бывают двух видов: целевое обучение студентов и обучение аспирантов. Целевое обучение студентов – это направление штатных работников компании на переподготовку в соответствующее учебное заведение. Такое обучение означает переподготовку по той специальности, которой уже обладает сотрудник. По окончании обучения слушатель обязан сдать квалификационный экзамен или пройти аттестацию и получить диплом (сертификат, аттестат). Во время обучения он может получать стипендию от организации. Обучение аспирантов осуществляется с целью разработки нужных организации научных тем, которые впоследствии будут использованы в производственных или коммерческих целях. В обоих случаях процесс обучения оформляется договором об оказании услуг в пользу третьего лица (им является работник) между образовательным учреждением и работодателем.

Если целью научных изысканий аспиранта является создание некоего ноу-хау, или, другими словами, продукта интеллектуальной собственности (программа, алгоритм и т.п.), то в договоре на обучение нужно заранее предусмотреть, кто будет являться правообладателем результата научных исследований.

Оплату обучения в аспирантуре образовательного учреждения осуществляет работодатель. В договоре нужно полностью указать название образовательного учреждения, где будет обучаться работник, реквизиты лицензии или аккредитации (номер, когда и кем получена/выдана), срок обучения, получаемая специальность, обязательство о выдаче диплома установленного образца в случае успешной сдачи экзаменов.

Ученический договор является дополнительным к трудовому. Он заключается на срок, необходимый для обучения требуемой специальности или получения необходимой квалификации. Договор должен содержать наименования сторон, вид приобретаемой учеником профессии или квалификации, срок обучения, размер оплаты труда на время ученичества, обязанность ученика отработать определенное время в организации по приобретенной специальности. При прохождении обучения работники могут работать по основной специальности на условиях неполного рабочего дня или полностью освобождаться от трудовых обязанностей. Срок действия ученического договора продлевается в случае болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, когда по независящим от воли сторон обстоятельствам обучение фактически не проводилось. Условия данного договора в течение срока его действия могут изменяться только по соглашению сторон.

Гарантии и компенсации

Работникам, впервые получающим высшее образование и совмещающим обучение в вузе с работой, закон предоставляет ряд гарантий и льгот (ст. 173 ТК РФ и ст. 17 ФЗ № 125). Прежде всего, это дополнительные оплачиваемые отпуска для сдачи экзаменов в период сессии, продолжительностью от 40 до 50 календарных дней в год; оплата проезда к месту учебы и обратно для заочников один раз в год; сокращенная рабочая неделя в период подготовки диплома; неоплачиваемый 15-дневный отпуск для сдачи вступительных экзаменов. Все эти льготы должны быть предоставлены работнику, если вуз, где он обучается, имеет государственную аккредитацию. В противном случае вопрос решается в соответствии с условиями трудового договора или в соответствии с нормами коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка или иного локального нормативного акта, если таковой имеется и регулирует данные правоотношения. Если нужных гарантий в этих документах нет или они сами отсутствуют, вопрос решается по усмотрению руководителя организации.

Поскольку закон связывает предоставление вышеперечисленных гарантий с получением высшего образования впервые, то на практике может возникнуть комичная и одновременно затруднительная ситуация: работник поступил в вуз, использовал оплаченный учебный отпуск, а затем, недоучившись, оставил учебу в этом вузе и поступил в другой. Обязан ли в таком случае работодатель предоставить работнику оплачиваемый отпуск еще раз? Ответ – да, потому что в первом вузе высшее образование работником получено не было, а значит, и во втором вузе он будет получать высшее образование впервые (ст. 77 ТК РФ).

Особенности налогообложения затрат на профессиональную подготовку

Все расходы организаций по предоставлению вышеперечисленных гарантий и компенсаций уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, так как они входят в состав расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ). При этом не забудьте при предоставлении дополнительного отпуска студенту получить у него справку-вызов и справку-подтверждение из вуза. Суммы, выплачиваемые в период учебных отпусков, и оплата проезда к месту учебы и обратно включаются в налоговую базу по ЕСН. Соответственно, организации придется начислять страховые пенсионные взносы и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве. Налогообложение расходов на обучение будет разным, в зависимости от того, какой уровень – образовательный или профессиональный – повышается работником. Разобраться в этом поможет статья 21 Закона об образовании. Относительно НДФЛ можно сказать следующее: согласно п. 3 ст. 217 НК РФ расходы на повышение профессионального уровня работников НДФЛ не облагаются. Напротив, оплата обучения, связанного с повышением образовательного уровня работника, включается в совокупный доход работника и НДФЛ облагается (Письмо МНС России от 24.04.2002 № 04-4-08/1-64-П758). Возмещение расходов на профессиональное обучение не облагается ЕСН (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Расходы на получение высшего и среднего специального образования ЕСН также не облагаются, так как не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (п. 3 ст. 236 НК РФ). Если на стоимость обучения не начисляется ЕСН, то страховые взносы в ПФР тоже не начисляются.

Для налога на прибыль тоже важна цель обучения. Оплата обучения в высших и средних специальных учебных заведениях не уменьшает налогооблагаемую прибыль (п. 3 ст. 254 НК РФ).

Закрытый перечень расходов, которые такая компания может принять к вычету по единому налогу, установлен в статье 346.16 НК РФ, и расходов в виде оплаты обучения сотрудников в ней не упоминается. Однако если оплата обучения предусмотрена трудовым или коллективным договором, компания вправе учесть указанные затраты в составе расходов на оплату труда, предусмотренную пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Состав оплаты труда организация, работающая по упрощенной системе налогообложения, определяет в соответствии со ст. 255 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В статье 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда открыт, и если оплата обучения предусмотрена в трудовом или коллективном договоре, препятствий для ее признания в расходах нет.

Работники часто повышают свой профессиональный уровень с помощью участия в различных семинарах. Для целей налогообложения семинары делятся на учебные и консультационные, причем учебные семинары имеют право проводить только организации, имеющие лицензию. Расходы на участие в учебном семинаре учитываются по пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы на участие в консультационном семинаре уменьшают налогооблагаемую прибыль как затраты на консультационные услуги в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

До сих пор мы говорили о том, как учитывать расходы на обучение в различных образовательных учреждениях. А как быть организациям, имеющим собственную учебнопроизводственную базу, на которой могут обучаться как собственные сотрудники, так и сотрудники других организаций? При подготовке и переподготовке штатных сотрудников на собственной учебно-производственной базе затраты, связанные с этой деятельностью, не могут быть отнесены к расходам, предусмотренным п. 3 ст. 264 НК РФ, поскольку в данном случае отсутствуют договорные отношения с образовательным учреждением, как это указано в приведенной норме. Данные расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли согласно статье 275.1 НК РФ, так как в ней установлено, что для применения главы 25 НК РФ к обслуживающим производствам относятся и учебно-курсовые комбинаты. Чтобы учесть затраты учебно-курсовых комбинатов, нужно соблюдение следующих условий:

  • Стоимость учебных услуг должна соответствовать стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями
  • Расходы на содержание учебно-курсовых комбинатов не должны превышать обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов
  • Условия оказания услуг не должны существенно отличаться от условий оказания аналогичных услуг специализированными организациями

Стипендию, которую получает обучающийся работник на основании статьи 204 ТК РФ, можно рассматривать как компенсационную выплату. Согласно п. 3 ст. 217 ТК РФ, все компенсационные выплаты НДФЛ не облагаются.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: