Кто должен составлять перечень профессий и работ на предприятии для которых законодательством

Обновлено: 31.05.2024

Работодатель определяет совместно с органами государственного надзора и контроля с учетом своей специфики перечень профессий и работ, для которых действующим законодательством предусмотрены компенсации по условиям труда.

Какие работники относятся к вредным условиям труда?

Электрогазосварщики, выполняющие сварку в условиях закрытых помещений. Водолазы. Сотрудники производственных цехов, занимающиеся пескоструйными работами. Люди, занятые в пищевой сфере.

Какие компенсации предоставляются за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда?

Российским законодательством предусмотрены следующие льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда: - сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 ч в неделю (ст. . 222 ТК РФ); - бесплатная выдача специальной одежды, обуви, других средств индивидуальной защиты (ст.

Как определить вредные условия труда?

Вообще условия труда разделяются на несколько классов: оптимальные условия работы, допустимые условия, вредные и опасные. Вредные условия труда - это условия, при которых на трудящегося оказывается воздействие вредных для организма факторов и их уровень превышает размер, установленный нормативами условий труда.

Какие профессии относятся к оптимальным условиям труда?

Для группы созданы наилучшие рабочие условия, полностью исключен вредоносный фактор. Сюда можно отнести такие профессии как продавец, бухгалтер, менеджер, чиновник. Труд, связанный с резкими температурным изменениям или проходящий на открытом воздухе.

Какие профессии являются опасными?

  • горного дела, добычи руд (бурильщики, взрывники, вагонетчики, забойщики);
  • изготовления взрывчатых веществ и боеприпасов (мотористы, операторы, фильтровальщики);
  • чёрной и цветной металлургии, металлообработки (огнеупорщики, дробильщики, клеймовщики);

Что относится к условиям труда?

Условия труда – это совокупность факторов производственной (рабочей) среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека.

Какие компенсации предоставляются работникам занятым на тяжелых работах?

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотрена повышенная оплата труда. Минимальный размер повышения составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Кем устанавливаются размеры доплат и условия их выплат за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда?

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (далее - работы с особыми условиями труда) должна устанавливаться работодателем (с учетом мнения профсоюзного органа) в повышенном размере по сравнению с оплатой труда (тарифными ставками, окладами), .

Какие компенсации предоставляются работникам вредных производств?

доплата за вредные условия труда; досрочный выход на пенсию; компенсационные выплаты; выдача молока (либо денежная компенсация за молоко за вредность);

Кому нельзя работать во вредных условиях труда?

Прежде всего, есть ограничения возрастные – люди до 18 лет; . В случае если у женщины есть ребенок в возрасте до полутора лет, ей запрещено работать там, где есть вредные условия труда.

Когда производство считается вредным?

Вредными для человека считаются такие условия труда, которые неблагоприятно воздействуют на работающего человека, а при достаточной длительности или интенсивности работ вызывают даже различные профессиональные заболевания.

Как определить итоговый класс условий труда?

93. Итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте устанавливают по наиболее высокому классу (подклассу) вредности и (или) опасности одного из имеющихся на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов в соответствии с приложением N 22 к настоящей Методике.

Какие предприятия считаются вредными?

  • Текстильная и легкая промышленность;
  • Пищевая промышленность;
  • Полиграфия;
  • Связь;
  • Сельское и народное хозяйство;

Кому положено молоко за вредность в медицине?

Работникам, получающим бесплатно лечебно-профилактическое питание в связи с особо вредными условиями труда, молоко или другие равноценные пищевые продукты не выдаются (п. 11 Норм и условий бесплатной выдачи молока).


Согласно нормам федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ все работодатели обязаны проводить спецоценку условий труда на имеющихся в их компаниях рабочих местах. Это условие нужно, чтобы соблюсти права сотрудников на получение достоверной информации об условиях их работы, в том числе в тех ситуациях, когда они могут оказать отрицательное воздействие на их здоровье и трудоспособность.

Рабочие места, подлежащие специальной оценке условий труда

Такое требование распространяется на большую часть рабочих позиций, созданных на предприятии. Однако из этого правила есть и отдельные исключения. Их список приведен в статье 3, 426-ФЗ. В этом разделе нормативного документа уточняется, что выполнение специальной оценки условий труда не осуществляется для следующих объектов:

Приведенный список будет исчерпывающим. Это значит, что других вариантов, когда компания вправе отказаться от проведения спецоценки, действующим законодательством не предусмотрено. При этом возможность избежать организации СОУТ распространяется только на перечисленные позиции. Если, например, в компании часть сотрудников работает в офисе, а другая часть работает в дистанционном режиме, не проводить спецоценку можно только на местах работников последней категории. Офисные позиции в этой компании обязаны будут пройти СОУТ в стандартном порядке. Также от проведения спецоценки не освобождаются места сезонного персонала, специалистов с разъездным характером работы и проч.

Составление списка рабочих мест для спецоценки

Для составления списка позиций, на которых должна быть проведена спецоценка условий труда, работодатель обязан сформировать особую комиссию.

В ее состав обязательно включаются:

  • представитель компании;
  • специалист по охране труда;
  • представители профсоюзной организации или другой структуры, которая представляет интересы работников на предприятии.

Пункт 1, статьи 9, 426-ФЗ уточняет, что число членов комиссии должно быть нечетным — это облегчит процесс принятия решений путем голосования.

Первая и основная задача комиссии — составить список всех позиций в компании и затем исключить из нее те, которые не подлежат проведению спецоценки в соответствии со статьей 3, 426-ФЗ. После этого членов комиссии ждет еще одна серьезная операция: им нужно определить, какие из включенных в список объектов являются аналогичными.

Это очень важно для компании, поскольку, в соответствии со статьей 16 интересующего нас нормативного документа, специальная оценка по условиям труда может быть проведена только на 20% из них.

Ясно, что это способно существенно упростить саму процедуру и снизить ее стоимость. Однако работодателю нужно тщательно следить за тем, чтобы не нарушить установленные правила выполнения спецоценки по этой упрощенной процедуре, поскольку иначе результаты СОУТ могут признать недействительными, и ее придется проводить заново.

Аналогичные рабочие места

Согласно пункту 6 статьи 9 426-ФЗ аналогичными для целей СОУТ признаются рабочие места, имеющие следующие параметры:

  • находятся в одном или однотипных помещениях;
  • оснащены одинаковыми инженерными системами, включая системы вентиляции, кондиционирования, освещения, отопления и проч.;
  • работники на этих местах имеют одинаковые должности, профессии или специальности и выполняют идентичные трудовые задачи;
  • работники, выполняющие трудовые операции на этих местах, работают по одинаковому графику. Например, если сотрудники, имеющие одинаковые должности и обязанности, трудятся в разное время — один днем, а другой ночью, такие места уже не могут быть признаны аналогичными;
  • исполнение трудовых обязанностей на этих местах предполагает осуществление одинаковых технологических процессов с использованием идентичного сырья, материалов, оборудования, технологий и проч.;
  • сотрудники, занимающие эти места, обеспечены идентичными защитными средствами, гарантирующими минимизацию воздействия вредных производственных факторов.

В случае, когда одновременно выполняются все приведенные условия, работодатель получает право применить упрощенный порядок выполнения процедуры СОУТ. Однако при этом важно учитывать положения пункта 1, статьи 16, 426-ФЗ, в котором говорится, что при применении правила о проведении спецоценки на 20% рабочих мест общее количество позиций, где она выполняется, должно составлять не меньше 2.

Это значит, например, что если в компании есть 20 аналогичных рабочих мест, она вправе выполнить СОУТ только на 4 из них. Однако если в организации их 5, проводить спецоценку нужно будет на двух, а не на одном. Невыполнение этого требования повлечет за собой необходимость выполнения дополнительных контрольных мероприятий в рамках процедуры спецоценки, а значит, дополнительные расходы. Поэтому лучше заранее позаботиться о том, чтобы все требования действующего законодательства были соблюдены.

Когда список рабочих мест для проведения СОУТ составлен и проверен на соответствие правилам, зафиксированным в 426-ФЗ, представитель работодателя передает его уполномоченной организации, с которой компания-заказчик заключила договор на выполнение оценки.

Исполнитель имеет право проводить контролирующие мероприятия только на тех местах, которые указаны в списке. Ответственность за корректность его составления, в том числе исключение их списка рабочих мест, на которых СОУТ можно не проводить, и отнесение конкретных позиций к списку аналогичных, несет работодатель. Исполнитель в этой ситуации лишь действует согласно его указаниям.

Обучение по охране труда

Когда я только начинала свою карьеру в охране труда, у меня была масса вопросов о том, как правильно выстроить порядок обучения по охране труда работников на предприятии, кого нужно обучать и с какой периодичностью.

Так вот, чтобы вам миновать трудности и упростить ваши будни, рассмотрим обучение по охране труда в организации пошагово с образцами оформленных документов, примерами из личного опыта и ссылками на законы.

Если у вас есть что добавить или может просто хотите рассказать, как не допустить ошибок из личного опыта, приглашаю в комментарии – это будет полезно для всех.

Порядок обучения по охране труда работников на предприятии

Хочу сразу сделать акцент, что обучение проходит на предприятии и за ним следует проверка знаний требований охраны труда. Проверяют знания члены комиссии, созданной на предприятии из числа ответственных специалистов, прошедших специальную подготовку по охране труда в учебном центре.

И не пройдя обучение безопасности труда и охране труда, и проверку знаний, ни один работник организации не может быть допущен к самостоятельной работе, таковы правила, прописанные в Постановление № 1/29 и Трудовом Кодексе.

Поэтому предлагаю сначала посмотреть видео, в котором рассказала об основных ошибках организации обучения по охране труда, а также оставляю ссылку на свой канал Youtube, где можно ознакомить с другой полезной информацией.

Зачем нужно учиться по охране труда

В абз.2 ч.7 ст.212 ТК РФ говорится, что одной из обязанностей работодателя является обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. Само собой, за счет его же средств.

А работник непросто должен, а обязан проходить это обучение (ст. 214 ТК РФ). Чувствуется разница, правда? Естественно, на обучение и сдачу экзамена законодательством дается время. С момента приема на работу – это один месяц и данный интервал необходимо строго соблюдать.

Кто обязан проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда

Вопрос о том, кто обязан проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда и какой промежуток времени действует удостоверение по охране труда, всегда имеют свою актуальность и пройти мимо него нельзя, особенно если вы только-только осваиваете все тонкости и нюансы охраны труда на предприятии. Итак, проходить обучение и проверку знаний должны следующие категории работников:

  1. Сотрудники рабочих профессий. Периодичность обучения по охране труда для данной категории определяется работодателем (п.2.2.3 Постановления 1/29). Как правило - это один год.
  2. ИТР, специалисты и руководящий состав. Периодичность обучения уже не такая частая, один раз в три года (п.2.3.1 Постановление 1/29).
  3. Работники, принятые по срочным трудовым договорам. На них распространяются те же самые требования. Даже если работать они у данного работодателя будут два месяца.
  4. Совместители.
  5. Переведенные на другую должность.

Есть и исключения из правил. В течение года с момента трудоустройства можно обучить следующих сотрудников:

  • специалистов по охране труда, если стаж не прерывался в течение пяти лет;
  • специалистов или инженеров по безопасности технологических процессов и производств;
  • педагогический состав, преподающий охрану труда;
  • инспекторов Госнадзора и контроля в области охраны труда.

Можно заключить ученический договор на обучение по охране труда

Столкнулась я однажды с очень спорной ситуацией в плане обучения по охране труда и компенсации затраченных денежных средств работником работодателю.

У меня поменялся начальник отдела, где я у него была замом, и он в приказном порядке требовал составлять с работниками, прошедшими обучение по охране труда ученический договор.

Долго спорили по этому счету, помогла только банальщина – нормативка.

  1. Во-первых, работодатель обязан проводить обучение по охране труда и не допускать к работе, если такого обучения нет (ст. 212 Трудового кодекса РФ). И все расходы лежат по ТК РФ на плечах работодателя. То есть требовать возмещение за обучение по охране труда, если работник уволился не правомерно. Ведь на другом предприятии это удостоверение уже будет не действительно, обучение нужно проходить с нуля!
  2. Во-вторых, ученический договор заключается в случае профессионального обучения, например, по конкретной профессии, специальности или квалификации (ст. 198, 199 ТК РФ).

Работодатель обязан создавать безопасные условия труда и охрану труда, и соответственно платить за это, как бы грустно это ни звучало.

Обучение внутри организации по охране труда

Для того чтобы реально создать безопасные условия труда работников, вы должны знать, что ключевую роль в этом играет обучение по охране труда в организации и сейчас будем разбирать все пошагово. Если вы изначально сделаете акцент на важности охраны труда в рабочее время, то и работники будут с уважением относиться к обеспечению собственной безопасности и своих коллег.

Реально научив сотрудников безопасно работать, вы снизите травматизм, сохраните здоровье, а, возможно, и жизни людей, количество штрафов, уменьшите себе объем работы. :) Шучу, мало работы у специалиста по охране труда не бывает, но можно сделать так, чтобы она была в радость, а для этого работайте с персоналом, учите и рассказывайте. А для того чтобы они не делали скучные лица и не вздыхали, организуйте процесс интересно, включив в обучающую программу видеолекции, примеры, случаи из жизни.

Но грамотно подготовленные документы не менее важны, потому как за их отсутствие несет ответственность работодатель, чьи интересы вы представляете в рабочее время. Итак, начнем разбирать пошагово.

разработаю документы за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!

Положение об обучении на предприятии

И руководствоваться этим документом в процессе работы, а не поставить его на полку пылиться. И для того, чтобы у вас был реально работающее Положение обучения по охране труда (делюсь своими наработками), которые были продуманы и прочувствованно в свое время всем предприятием :) Можете скачать его, перейдя по ссылке.

Примерная программа обучения по охране труда работников организаций

Для того чтобы правильно построить процесс обучения требованиям охраны труда, еще должны быть разработаны учебный план и программа обучения по охране труда для каждой из рабочих специальностей, отдельную для руководителей и специалистов. Это обязанность руководителей структурных подразделений, специалист по охране труда всего лишь должен оказывать методическую помощь.

  1. Пояснительную записку.
  2. Характеристику работ рабочей специальности.
  3. Учебный план с продолжительностью каждой темы.
  4. Далее, более подробно о каждой из тем.
  5. Рекомендуемая литература для самостоятельной подготовки.
  6. Билеты с вопросами.

Учебный план программы обучения по ОТ

Образец учебного плана программы обучения

Минтрудом России разработана примерная программа обучения по охране труда работников организаций (утв. Минтрудом рф 17 мая 2004 г), в которую вы можете добавить недостающие моменты для каждой из рабочих профессий и скорректировать с учетом особенностей вашего предприятия.

Продолжительность обучения по охране труда регламентирована Приказом Минтруда № 153, в котором сказано, что продолжительность обучения по охране труда не может быть менее 40 часов. Минимальное количество часов обучения по 273-ФЗ "Об образовании" составляет 16 часов. Потому как правило, количество часов обучения по охране труда рабочих составляет 20 часов, а руководителей и специалистов – 40.

Возможно, у вас возникнет вопрос “Кем в организации утверждаются программы обучения по охране труда?” Ее утверждает руководитель организации, и если у вас есть профсоюз, то необходимо учесть и его мнение (ст. 372 ТК РФ) и оформить согласование в соответствии с порядком. После того как программы обучения по охране труда будут готовы, необходимо ввести их в действие приказом.

Образец Приказ об утверждении и вводе программ обучения по охране труда

Образец приказа об утверждении и вводе программ обучения и экзаменационных билетов по охране труда

Обучение, должно быть, организовано в виде лекций, видеоуроков, семинаров и так далее. Срок действия программы обучения не регламентирован, но в случае изменения локальных актов или введения новых, она должна быть пересмотрена.

Для удобства работы с кучей программ обучения логично составить перечень, всегда можно открыть и проверить наличие для необходимой должности, не истекает ли срок действия. Да и инспектор обязательно его попросит, либо если ваша организация является подрядчиком у какого-либо крупного холдинга, то проверяющий вас сотрудник, 100% будет смотреть их наличие.

Список программ обучения по охране труда

Образец перечня программ обучения

Образец перечня программ обучения по охране труда с экзаменационными билетами можно скачать здесь.

Ответственность работодателя

Потому как сразу ясно – обучение фиктивное. Следовательно, штраф будет не мал (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • руководителя организации на сумму от 15000 до 25000 руб.;
  • предпринимателя — от 15000 до 25000 руб.;
  • организацию — от 110000 до 130000 руб.

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда

Для того чтобы выполнить требование Трудового Кодекса в части обучения по охране труда необязательно всех работников отправлять в учебный центр и тратить кучу денег работодателя. Законом не запрещено экономить.

Для этого создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда. Председателем должен быть руководитель организации или его заместитель. В состав членов комиссии имеете полное право включить специалиста по охране труда, ИТРовцев, например, главный инженер, технолог, механик, энергетик и так далее.

А также если на предприятии есть профсоюз, то участие в работе комиссии может принимать представитель профсоюза или представитель интересов работников от вашей организации.

Все члены комиссии в обязательном порядке должны быть обучены в учебном центре по охране труда. В противном случае протокол будет считаться недействительным.

Важный момент при подготовке приказа это количество членов составе. Три работника — это минимальное количество. Об этом вы можете прочесть в абз. 1 п. 3.4 Порядка обучения 1/29. Но хочу обратить ваше внимание на немаловажное расхождение. В абз. 1 п. 10.7 ГОСТ 12.0.004-2015 в составе комиссии должно быть не менее пяти человек, трое из которых обязательно присутствуют на проверке знаний. Так как же на самом деле?

Но я в своей практике всегда включаю в состав комиссии не менее пяти человек, потому как возможны больничные, командировки и другие причины, по которым члены могут отсутствовать, а проверку знаний провести надо. Трое из пяти наверняка будут и этого достаточно. По началу даже сама сомневалась, а считать ли председателя или только членов комиссии?

Часто задают вопрос, а надо ли индивидуальному предпринимателю проводить проверку знаний своих работников? Конечно, да! Это требование распространяется абсолютно на всех работодателей. И если специалист по охране труда не предусмотрен из-за малой численности персонала, то комиссия может состоять только из трех работников. И ими будут председатель, его заместитель и секретарь.

Образец приказа о создании комиссии по охране труда

Образец приказа о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда

Образец приказа о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда можно скачать, перейдя по ссылке.

Как оформить результаты проверки знаний

Вроде что сложного заполнить форму? Но очень часто допускаются ошибки и если инспектор принципиальный, то может счесть протокол недействительным и, мало того, выписать штраф за нарушение Порядка обучения. Поэтому оформляем все корректно и не допускаем ошибок. Перечислю типичные и те, с которыми сталкивалась на практике:

Протокол проверки знаний по охране труда

Образец заполнения протокола проверки знаний требований охраны труда

Образец протокола проверки знаний требований охраны труда можно скачать здесь.

Удостоверение о проверке знаний требований охраны труда

Кроме протокола, членами комиссии готовится удостоверение об успешной проверке требований охраны труда. Оно считается действительным, если в нем есть подпись председателя комиссии и печать. Кроме того, не допущены аналогичные ошибки, указанные мной выше. Форма удостоверения обязательная и редактированию не подлежит.

Удостоверение по охране труда

Образец заполнения удостоверения по охране труда

Образец удостоверения о проверке знаний требований охраны труда можно скачать здесь.

Что делать, если работник не прошел проверку знаний

В таком случае неудовлетворительный результат фиксируется в протоколе и несдавший сотрудник в нем ставит подпись. Членами комиссии готовится приказ на отстранение от работы до положительной сдачи экзамена, но на срок не более одного месяца (п. 3.8 Порядка обучения и ст. 76 ТК РФ).

Более подробно об отстранении работника в следующих статьях.

Основные выводы

То есть работник в первую очередь заинтересован в успешном прохождении обучения по охране труда, так как оно необходимо для обеспечения его же безопасности.

Желаю вам эффективной и безопасной работы!

Читайте, комментируйте, возможно, вам есть что добавить. Если же появились вопросы, обращайтесь, обсудим.

Весь спектр услуг по охране труда

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!

Для совершенствования механизмов предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ ввел с 1 марта 2022 года новую редакцию раздела X Трудового кодекса РФ. Он вводит новые понятия, права, обязанности и запреты – как для работников, так и для работодателей.


Все эти требования к охране труда, как и сейчас, будут детализированы в подзаконных нормативных актах – Минтруд России уже разместил для обсуждения тексты 15 проектов таких документов.

Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

Запрет на работу в опасных условиях

В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

За неприменение средств индивидуальной защиты – неоплачиваемый простой

С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

Новые обязанности и права

Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

  • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
  • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
  • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

  • организационные;
  • технические;
  • по обеспечению СИЗ;
  • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

Учет микроповреждений

Схема учета микротравм следующая. Сотруднику, который получил микротравму, нужно будет обратиться к своему руководителю, чтобы он зарегистрировал случившееся и рассмотрел, по каким причинам работник пострадал. Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю, представителю работодателя.

При обращении пострадавшего к медицинскому работнику организации последний сообщает о микроповреждении (микротравме) работника оповещаемому лицу. Начальник должен убедиться, что пострадавшему оказана необходимая первая помощь или медицинская помощь. Затем оповещаемое лицо незамедлительно информирует любым общедоступным способом специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, о микроповреждении (микротравме) работника.

Специалист по охране труда в течение суток должен рассмотреть обстоятельства и причины, приведшие к возникновению микротравмы. У сотрудника запрашивают объяснение, проводят осмотр места происшествия. Пострадавший работник имеет право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы). Затем составляется справка и вносится запись в журнал. Потом формируются мероприятия по устранению причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).

При подготовке перечня соответствующих мероприятий рекомендуется учитывать:

  • обстоятельства получения микротравмы, включая используемые оборудование, инструменты, материалы и сырье, приемы работы, условия труда, и возможность их воспроизведения в схожих ситуациях или на других рабочих местах;
  • организационные недостатки в функционировании системы управления охраной труда;
  • физическое состояние работника в момент получения микротравмы;
  • эффективные меры по контролю;
  • механизмы оценки эффективности мер по контролю и реализации профилактических мероприятий.

Риск-ориентированный подход

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Самообследование – новое право работодателя

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Служба охраны труда на предприятии

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Обязательные медосмотры

Для максимального учета интересов участников трудовых отношений предусмотрено, что с 1 марта 2022 года решения органов местного самоуправления о введении у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения (ст. 220 ТК РФ) соответствующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, территориального органа Роспотребнадзора.

Кроме того, гарантии сохранения места работы (должности) и среднего заработка распространили на случаи прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (новая ред. ст. 185 ТК РФ).

Специальная оценка условий труда

Цели – автоматизация процесса и перевод в цифровой формат:

  • аттестации экспертов на право выполнения работ по СОУТ;
  • предоставления экспертными организациями актуальных сведений об экспертном составе, о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации;
  • оформления результатов проведения СОУТ;
  • рассмотрения разногласий по результатам экспертизы качества СОУТ;
  • получения сведений о внесении в соответствующие реестры информации об экспертах и организациях, проводящих СОУТ.

Указанные новшества вступят в силу вместе с обновленным ТК РФ 1 марта 2022 года.

После этого у Минтруда России будет пять месяцев, чтобы принять новые документы взамен пока действующих.

Также причинами изменений будут централизованный сбор и учет информации об оценке профессиональных рисков на федеральном уровне Минтрудом России. В настоящее время в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ (ФГИС СОУТ) отсутствует возможность учитывать сведения о результатах оценки профессиональных рисков, несмотря на соответствующую норму законодательства о СОУТ. Чтобы реализовать указанное положение, потребуется разработать и утвердить порядок сбора результатов оценки профессиональных рисков, а также доработать функционал ФГИС СОУТ. По этой причине законопроектом предусмотрено, что норма вступит в силу 1 марта 2023 года.

Минтруд утвердил новую форму и правила подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Соответствующий приказ от 17.06.2021 № 406н опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Новое положение о проверках работодателей

Положение сохраняет риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля, критерии отнесения деятельности работодателя к категории риска и периодичность плановых контрольных мероприятий.

При этом ранее ГИТ осуществляла госконтроль только в виде плановых и внеплановых проверок в форме документарных и (или) выездных проверок. С 23 июля при осуществлении госконтроля предусмотрены следующие мероприятия: профилактические, контрольных (надзорные). К профилактическим мероприятиям относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит. К контрольным (надзорным) мероприятиям относятся документарные и выездные проверки, инспекционный визит, рейдовый осмотр. Из всех видов контрольных мероприятий в план проверок включаются только выездные проверки. Инспекционный визит, рейдовый осмотр и документарная проверка осуществляются только на внеплановой основе.

Конкретные перечни сфер деятельности, где прививаться необходимо, составляют в каждом регионе.

Кто должен привиться от COVID-19

После непродолжительной весенней передышки грянула третья волна коронавируса, и как она пойдёт, предугадать невозможно, но жёсткого локдауна не хочет никто. А эпидемиологи уже пугают тем, что новый штамм заразнее, переносится тяжелее, и видят спасение в обязательной вакцинации, в первую очередь тех, кто по роду деятельности контактирует с людьми.

При всей формальной добровольности прививки в приказном порядке при определённых условиях и для некоторых категорий граждан законны.


То есть решение о всеобщей прививочной кампании принимают главные санитарные врачи (Управление Роспотребнадзора) субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день (конец июня 2021 года) список работ, обязательных для вакцинации от COVID-19, по регионам РФ сходный:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • учреждения соцзащиты и социального обслуживания;
  • банки;
  • почта;
  • государственные и муниципальные учреждения, МФЦ;
  • энергетика и ЖКХ;
  • торговля;
  • общественное питание;
  • пассажирские перевозки (общественный транспорт и такси);
  • бытовые услуги, салоны красоты, фитнес-клубы и т.д.;
  • организация и проведение культурных, выставочных, спортивных, просветительских и развлекательных мероприятий.

По всем перечисленным категориям привить планируется не менее 60 %. Такая доля вместе с недавно переболевшими и имеющими естественную защиту даст необходимый иммунитет для всех.

Сроки вакцинации от COVID-19

Некоторые регионы уже установили сроки, до которых необходимо привить не менее 60 % сотрудников организаций из списка обязательной иммунизации первым/вторым компонентом препарата соответственно:

до 15 июля/до 15 августа

Постановление Главного государственного санитарного врача по МО от 16.06.2021 № 3

до 25 июля/до 25 августа

Постановление Главного государственного санитарного врача по Нижегородской области от 20.06.2021 № 4091

до 15 июля/до 15 августа

до 1 августа/до 1 сентября

до 18 июля/до 18 августа

Постановление главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 17.06.2021 № 10

до 18 июля/до 18 августа

Постановление Главного государственного санитарного врача Тверской области от 18.06.2021 № 1

Список ежедневно пополняется.

Возможная ответственность

А если отказаться? Неоспариваемый довод: говорил же Путин об обязательной вакцинации от коронавируса учителей, врачей — хоть космонавтов, что её не будет, всё только добровольно, и уволить за отказ нельзя и т.д.

Да, уволить нельзя. И принуждать начальство не вправе. Но руководитель обязан в этом случае отстранить вас от работы на весь период неблагоприятной эпидемической обстановки (временные рамки — конкретнее некуда!) без сохранения заработной платы.

Что касается планового процента, пример: если вводится обязательная вакцинация общепита для сотрудников, кто попадает в 60 %, а кто в оставшиеся 40 — те, у кого медицинские противопоказания, недавно переболевшие с собственными антителами и т.д., а их как раз наберётся приблизительно столько.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести обязательную вакцинацию работников. Используйте эти инструкции бесплатно.

Сколько привито сейчас

На 23.06.2021 в России сделано 36 044 137 прививок (всего).

Оба компонента препарата получили 10,66 % граждан РФ.


Кстати, находящийся на втором месте сытый и богатый Бахрейн закупил наш Спутник V. И в Сан-Марино (третье место) прививали только им.

Что грозит работодателям

В последние дни не только названы профессии, для которых ковид-вакцинация обязательна, но и разъясняются последствия для организаций-нарушителей.

И здесь возможны отличия по регионам. За отказ от прививок сотрудников в Москве работодателям грозят штрафы:

  • для ИП до 50 000 рублей;
  • для юрлиц до 300 000 рублей.

За повторные нарушения — штрафы до 1 миллиона или приостановка деятельности до трёх месяцев.

Да, нынешняя ситуация — исключительная, и в Кодексе об административных правонарушениях конкретный коронавирус не прописан. Но если картина продолжит ухудшаться, то нормы, по которым обязательная вакцинация для работников общепита (условного) — непререкаемый закон, найдутся.

В итоге

Как только регионы один за другим ввели обязательную вакцинацию от коронавируса, отзывы народа разделились пополам, и сам народ — на два непримиримых лагеря. Ситуация патовая — обе стороны по-своему правы, но это ничего не меняет. Факты придётся принять:

  • Третья волна идёт, и это серьёзно.
  • Законодательная база для обязательной иммунизации некоторых категорий граждан есть.
  • Поможет ли это — надеемся, что поможет. Другим помогло.

Вывод: мобилизуем силы и здоровье на борьбу с инфекцией, а не друг с другом.

Читайте также: