Обязан ли работодатель уволить работника если он не соответствует профессиональному стандарту

Обновлено: 15.05.2024

Новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

Основная функция современного детского сада любого вида – целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Какая ответственность предусмотрена за неприменение профстандартов

Если должность работника содержится и в квалификационном справочнике, и в профстандарте, то образовательная организация вправе продолжить применять квалификационный справочник (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вопрос № 5 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Письмо МинтрудаРоссии от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 ).

В этом случае к ответственности организацию за неприменение профстандартов не привлекут.

Отсутствие плана по организации применения профессиональных стандартов в государственной или муниципальной образовательной организации может быть признано нарушением трудового законодательства. Это связано с тем, что наличие такого плана предусмотрено постановлением Правительства РФ. За нарушение трудового законодательства статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Как применять профессиональные стандарты

Что такое профессиональный стандарт и для чего он нужен

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

– при приеме на работу для определения квалификации работника;

– при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;

– при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;

– при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;

– при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

Профстандарты нужны:

Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.

Совет: Для руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений, педагогов школ и детских садов предусмотрены льготы и ограничения (ст. 331 , 351.1 ТК РФ, ст. 47 , 51 , 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Во-вторых, при разработке образовательных программ:

– профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

– профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

– дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Совет: Если направляете работника на переподготовку или повышение квалификации, проверьте, чтобы программы учитывали действующие профстандарты.

Обязательно ли применять профстандарты

Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Ситуация: обязан ли работодатель уволить работника, если он не соответствует профстандарту?

Обязательность применения именно профессионального стандарта в образовательных организациях не установлена, то есть вы можете выбирать, что использовать.

Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет какой нормативный правовой акт он будет использовать.

Внимание: обязательность применения требований профессиональных стандартов не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя (вопрос № 7 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. №14-0/10/13-2253 .

Несмотря на то что сейчас работодателю предоставляется выбор между квалификационным справочником и профессиональным стандартом, в перспективе квалификационные справочники будут отменены (вопрос № 4 информации Минтруда России по вопросам применения профстандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. №14-0/10/13-2253 .

Для реализации идеи внедрения профстандарта в государственных и муниципальных учреждениях Правительство РФ установило сроки для их внедрения.

Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ – дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

– ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;

– профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада

Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:

1.Общие сведения о стандарте

2.Функциональная карта

Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции: обучения, воспитания, развития.

3.Характеристика функций

4.Сведения о том, какие организации разработали профстандарт

Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.

Профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2019 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (выдержка).

3.2.1. Трудовая функция

Трудовые действия

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

Формирование психологической готовности к школьному обучению

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

Необходимые умения

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Необходимые знания

Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

Современные тенденции развития дошкольного образования

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

В связи с многочисленными вопросами, которые поступают от наших читателей, о введении профессиональных стандартов работников сферы образования (по различным должностям), связанными с трудовыми отношениями и наименованию должностей работников, рассмотрим в данной публикации типичные ошибки в толковании требований профстандартов.

Наименование должностей работников и профессиональные стандарты

Введение профессиональных стандартов на данный момент не отменяет действия Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника (ЕКС) — они продолжают применяться. Нельзя исключить ситуацию, когда квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации. В этом случае если применение профстандарта обязательно, то он и применяется (например, для должности специалиста по закупкам). Для некоторых должностей применяется либо квалификационный справочник, либо профессиональный стандарт.

Министерство образования и науки Российской Федерации в своём письме от 12.02.2016 № 09-ПГ-МОН-814 направило разъяснения о наименованиях некоторых должностей педагогических работников в связи с появлением профессиональных стандартов.

Из этого следует, что работодатели вправе при определении должностных обязанностей работников применять как профессиональные стандарты, так и Квалификационные справочники ЕКС, особенно в случаях, когда профстандарт содержит несколько возможных наименований должностей, с которыми связано предоставление льгот и преимуществ.

Если для какой-либо должности не обязательны ни профстандарт, ни квалификационный справочник, учреждение как работодатель самостоятельно определяет, каким документом пользоваться при указании наименования должности. В частности, учреждение вправе переименовать должность работника без изменения его трудовой функции.

«Не воспользовавшись правом на представление соответствующих разъяснений, Минтруд России подготовил, между тем, письмо от 04.04.2016 № 14–0/10/В-2253 с информацией по вопросам применения профессиональных стандартов (далее — письмо).

Как следует из письма, при определении работодателем должностных обязанностей работников профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ. Таким образом, письмо фактически послужило для работодателей основанием для возможного применения профессиональных стандартов при определении должностных обязанностей работников. В связи с этим Профсоюз обращает внимание на следующее:

  • письмо было подготовлено до наделения Минтруда России правом давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов (ст. 195.3 ТК РФ вступила в силу с 1 июля 2016 г.);
  • противоречит действующей в настоящее время редакции ТК РФ, согласно которой профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ), а квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ).

Таким образом, перечень возможных должностных обязанностей работника не относится к понятию „квалификация“ и, следовательно, не входит в характеристику квалификации, то есть профессиональный стандарт. В связи с этим к настоящему времени отсутствуют правовые основания для применения профессионального стандарта при определении работодателем должностных обязанностей работников.

С учетом изложенного при определении должностных обязанностей педагогических работников целесообразно по-прежнему руководствоваться:

Трудовые отношения с работниками

Факт принятия профессионального стандарта вовсе не означает для работодателя необходимости пересмотра трудовых отношений с уже имеющимися работниками.

С целью установления соответствия уровня квалификации работника работодатель вправе проводить его аттестацию на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе. Только неудовлетворительный результат аттестации может служить причиной увольнения. Несоответствие работника профессиональному стандарту причиной увольнения быть не может. На это обратил внимание Минтруд России в уже указанном Письме от 04.04.2016 № 14–0/10/В-2253.

По рекомендации аттестационной комиссии лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в квалификационных справочниках или профстандартах, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ наименования в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Квалификационных справочниках, либо профессиональных стандартах, если Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям).

Если работодатель нарушает эти требования, ему может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ.

Если должность, предполагающая льготы или ограничения, будет указана в трудовом договоре без учета профстандарта или квалификационного справочника, то работодатель может быть привлечен к административной ответственности за ненадлежащее оформление трудового договора в соответствии с п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ (штраф от 50 до 100 тыс. руб. для учреждения и от 10 до 20 тыс. руб. для должностных лиц).

Неприменение профстандартов, если они являются обязательными для применения, является нарушением трудового законодательства. За это учреждение может быть оштрафовано на сумму от 30 до 50 тыс. руб., а его должностные лица — от 1 до 5 тыс. руб. (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Кроме того, в письме Минтруда РФ от 04.04.2016 № 14–0/10/В-2253 отдельно обратили внимание на следующий момент, который до сих пор многими руководителями образовательных организаций трактуется неправильно; руководители организаций уверяют педагогических работников, что при введении профессиональных стандартов с ними могут быть расторгнуты трудовые отношения.

Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)? В ТК РФ нет такого основания.

Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Что же в сухом остатке? Если не погружаться в требования нормативно-правовой базы, то, прочитав данную публикацию, следует понимать:

Как уволить работника за несоответствие занимаемой должности и сделать это правильно? Соблюдайте все формальности, установленные законом, во избежание длительных судебных споров.

Трудовое законодательство России позволяет уволить сотрудника вследствие несоответствия занимаемой должности. Однако, у этой процедуры есть свои особенности, и все формальности в обязательном порядке необходимо соблюдать. Неисполнение законом установленных требований грозит длительными разбирательствами в суде, а судьи часто принимают сторону работника, так как считают его слабой стороной в трудовых взаимоотношениях.

Итак, как уволить работника за несоответствие занимаемой должности и можно ли все сделать правильно? Это сложно, но возможно, ведь п. 3 ст. 81 ТК РФ об этом как раз и повествует. Причем достаточный уровень квалификации, в соответствии со статьей 195.1 ТК РФ , определяется как достаточный уровень знаний и умений для выполнения порученной работы.

Алгоритм действий при увольнении за несоответствие занимаемой должности

Как уволить сотрудника за несоответствие занимаемой должности? Рассмотрим подробно.

Что предшествует вопросу

Несоответствие должно быть доказано документально. Для проверки соответствия требованиям занимаемой должности обычно проводят аттестацию трудящихся. Она осуществляется в сроки и порядке, определяемыми внутренними документами в организации (должно быть издано специальное положение об аттестации и приказ о ее проведении).

Положение об аттестации

График аттестации и приказ

График утверждается руководителем. Это локальный нормативный акт, в котором устанавливается список сотрудников, проходящих аттестацию, период ее проведения. В приказе обязательно должны быть указаны сроки проведения проверки и определены члены комиссии. Работники знакомятся с этими документами заблаговременно, не менее чем за два месяца, под подпись. Также на аттестуемого сотрудника необходимо подготовить характеристику или отзыв, с которым он также должен быть ознакомлен заблаговременно.

Аттестация и процедура ее проведения

Аттестация проводится по установленным правилам. Работник не только проходит испытание, на него составляют отзывы и характеристики руководители структурных подразделений и непосредственные руководители. Также комиссия рассматривает должностную инструкцию, отзыв (характеристику), результаты предшествующей аттестации (при наличии). В аттестационную комиссию желательно включить председателя профсоюзного органа, если профсоюз создан.

На основе предоставленных данных, а также с учетом деловых качеств сотрудника, показателей его труда, принимается решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности. Комиссия может давать рекомендации по увольнению сотрудника, переводу его на другую должность, направлению на курсы повышения квалификации. Результаты определяются на основании подсчета голосов, голосование ведется открыто, решение принимается большинством (как правило, в отсутствие аттестуемого). При равенстве голосов считается, что работник соответствует должности. Результаты заносят в специальный лист, который подписывают все члены комиссии.

Решение комиссии о результате испытания оформляется протоколом. Его направляют генеральному директору, который принимает решение о продолжении или прекращении трудовых отношений с аттестуемым на основании предоставленных рекомендаций. Если результат работника по итогам аттестации неудовлетворительный, уволить его сразу нельзя, необходимо сначала предложить другое место и перевод. В случае отказа от другой вакантной должности можно оформить увольнение по всем установленным законом требованиям. Запись в трудовой книжке делается в полном соответствии с законодательными формулировками.

Инструкции по увольнению

Чтобы в случае судебного спора иметь неопровержимые доказательства несоответствия занимаемой должности и законности увольнения, следует соблюдать все формальности на стадии приема и увольнения работника:

  • при подписании контракта каждый сотрудник сразу должен быть ознакомлен с должностной инструкцией под подпись;
  • приказ об аттестации и график нужно издавать обязательно;
  • если прохождение аттестации сотрудником невозможно по уважительным причинам, она должна быть перенесена на другой день, работник заново включается в график, и вся процедура проводится в соответствии с установленными правилами;
  • обязательно должно быть письменное заключение аттестационной комиссии и протокол, с заключением работник знакомится под подпись;
  • по результатам аттестационная комиссия формирует выводы и предложения для руководителя. Затем последний издает приказ о принятии мер по улучшению деятельности и производственных процессов;
  • если человек не соответствует занимаемой должности, ему надо предложить иную вакансию, на которой он сможет нормально работать. При его отказе или отсутствии должностей работника увольняют;
  • с приказом об увольнении гражданин должен быть ознакомлен под подпись, в приказе надо обязательно полностью указать причину расторжения контракта;
  • в случае отказа от его подписания работником составляется соответствующий акт, в котором расписываются не менее двух свидетелей.

Исполнение всех этих правил обеспечит четкую и грамотную правовую позицию руководителя.

Какие организации обязаны применять профстандарт

Применению профессиональных стандартов посвящена статья 195.3 Трудового кодекса РФ. В ней говорится, что если закон или другой нормативный правовой акт устанавливает какие-либо требования к квалификации работника, то работодатель обязан использовать профстандарт в части данных требований.

Если не применять профстандарт в ситуации, когда этого требует закон или иные нормативные правовые акты (НПА), нарушители (организация и ее руководитель) могут быть привлечены к ответственности на основании статьи 5.27 КоАП РФ. Для организации штраф составляет от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, а при повторном нарушении — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей. Санкции для руководителя такие: штраф от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, а при повторном нарушении — штраф от 10 тыс. до 20 тыс. рублей или дисквалификация на срок от года до трех лет.

Что грозит бухгалтеру, который не соответствует профстандарту

Можно ли нанять главбуха, который не отвечает стандарту

Если работодатель применяет профстандарт добровольно, то он может (но не обязан) отказать в приеме на работу кандидату, не прошедшему независимую оценку квалификации. Обратите внимание: работодателям не возбраняется устанавливать для кандидатов требования, которые являются более высокими по сравнению с требованиями профессионального стандарта.

Должности и трудовые функции

Расширен и список обобщенных трудовых функций. В него добавлено составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения; составление и представление консолидированной отчетности; оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Кроме того, для всех обобщенных трудовых функций названы необходимые навыки и знания. В частности, бухгалтеры (в том числе I и II категории) должны уметь составлять первичные документы в электронном виде, пользоваться справочно-правовыми системам, знать законодательство РФ об архивном деле и проч.

Необходимый опыт и образование

Новый профстандарт устанавливает требования к образованию и опыту работы бухгалтеров, которые занимают те или иные должности. Примечательно, что одна и та же должность может предполагать разные уровень образования и опыт работы в зависимости от того, какая обобщенная трудовая функция выполняется. В качестве примера приведем главбуха. Если он составляет отчетность организации, не имеющей обособленных подразделений, то он может иметь среднее профессиональное образование, а опыт руководящей работы при этом не обязателен. Если же главбух составляет отчетность компании с обособленными подразделениями, то он должен иметь высшее образование и опыт работы руководителем (см. таблицу ниже; по клику откроется картинка большего размера).


Важная деталь: для всех без исключения должностей и трудовых функций введено следующее правило. Если у работника есть образование необходимого уровня, но оно не является профильным (то есть не является бухгалтерским), то плюс к нему нужно пройти программу профпереподготовки. При этом для главбухов, начальников отделов бухучета и начальников отделов консолидированной отчетности таким допобразованием являются программы повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Трудовые функции, образование и опыт работы для различных бухгалтерских должностей

Обобщенная трудовая функция

Ведение бухгалтерского учета (уровень квалификации 5)

Среднее профессиональное — программы подготовки специалистов среднего звена.

Для должностей с категорией нужен опыт работы в должности с более низкой (предшествующей) категорией не менее одного года. Так, для бухгалтера II категории нужен опыт работы бухгалтером I категории не менее одного года.

Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта (уровень квалификации 6)

Высшее — бакалавриат, либо среднее профессиональное — программы подготовки специалистов среднего звена.

При наличии высшего образования необходим опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 5 лет.

При наличии среднего профобразования — не менее 7 лет бухгалтерско-финансовой работы.

Составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения (уровень квалификации 7)

Высшее — магистратура или специалитет.

Не менее 5 лет бухгалтерско-финансовой работы на руководящих должностях.

Составление и представление консолидированной отчетности (уровень квалификации 8)

Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях.

При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.

Составление и представление консолидированной отчетности (уровень квалификации 8)

Высшее — магистратура или специалитет.

Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях.

При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.

Оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухучета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (уровень квалификации 8)

Высшее — магистратура или специалитет.

Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях.

При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.

Читайте также: