Кто такой счетный работник

Обновлено: 03.05.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

В ходе исполнения должностных обязанностей работники бухгалтерского подразделения компании выполняют большое количество математических вычислений, при котором неизбежны ошибки.

Арифметические ошибки, полученные при подсчете заработной платы сотрудникам организации из-за недочетов в использовании элементарных математических операций в виде сложения или умножения, вычитания или деления, называют счетными ошибками.

В трудовом законодательстве РФ указанное понятие не раскрывается. Термин встречается в письме Роструда № 1286 (01.10.2012), Определении ВС РФ № 59-В11-17 (20.01.2012), подтверждающим в качестве счетных ошибки, образовавшиеся исключительно в результате выполнения арифметических действий.

Удержание из начисленного гражданину заработка средств, раннее выплаченных ему из-за некорректности в расчетах, предусматривается согласно ст. 137 ТК РФ.

В каких случаях и за какой период производится перерасчет заработной платы при обнаружении счетной ошибки?

Как определить характер допущенной в расчетах ошибки

Для того чтобы установить тип расчетной ошибки, следует выяснить, в результате каких действий она образовалась.

Счетной будет признана ошибка при осуществлении расчета заработной платы сотруднику предприятия, произошедшая из-за неверного исполнения математических действий или сбоя, случившегося в компьютерной программе в ходе проведения расчета.

Как произвести удержание из зарплаты сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок?

Другие варианты ошибок не признаются в качестве счетных, в том числе если:

  • на счет работнику повторно произвели перечисление любой выплаты;
  • при проведении расчета оказалось неучтенным время неоплачиваемого отдыха сотрудника;
  • сумма подоходного налога, удержанная из заработка сотрудника, оказалась больше требуемой;
  • премиальные и иные поощрительные выплаты, включая надбавки, выплачены работнику при отсутствии соответствующего распоряжения руководства организации.

Причиной несчетных ошибок являются случаи двойного начисления средств, неправильное использование законодательных норм или правил внутреннего трудового распорядка компании.

Недочеты, связанные с некорректным вводом данных в компьютерную программу, отнесены к техническим.

К сведению! В некоторых ситуациях ошибки, возникшие по причине небрежности в работе или недостаточной квалификации сотрудника предприятия, по решению суда могут быть отнесены не к счетным, а к техническим нарушениям.

Какие действия следует предпринять при обнаружении счетной ошибки

В случае обнаружения в организации счетной ошибки, образовавшейся при выплате заработка служащему, излишек выплаченных денег подлежит возврату путем удержания (ст. 137 ТК РФ).

Удержание допустимо, если сотрудник не имеет возражений против причины и размера подлежащих возврату средств, а с момента образования несоответствия прошло не больше 30 дней.

Удерживаемая сумма не может составлять больше 20% от полагающейся гражданину выплаты после удержания НДФЛ (ст. 138 ТК РФ).

Согласие сотрудника должно выражаться письменно в виде заявления на имя руководства предприятия или в виде собственноручной подписи об ознакомлении с текстом приказа по удержанию средств, подписанного руководителем работодателя.

Если работник возражает против списания с его заработка некоторой суммы или против списания средств вообще, то работодатель может разрешить спорную ситуацию, обратившись с заявлением в суд (ст. 248 ТК РФ).

Как доказать счетный характер допущенной в расчете ошибки

При обращении в суд предприятие должно представить документальные доказательства допущенной исполнителями счетной ошибки и подробно описать алгоритм выполненного расчета.

Если обнаружена ошибка в используемой организацией расчетной программе, специалист отдела информационных технологий должен зарегистрировать сбой программы и отразить в подготавливаемом отчете, в результате каких неполадок операции по расчету показателей оказались неверными.

Кроме отчета ОИТ, в суд следует предоставить объяснение бухгалтера с математическими расчетами, демонстрирующими фрагмент, ставший причиной неточности итогового значения.

При обнаружении допущенной бухгалтером описки или опечатки (к примеру, в виде 10000 руб. вместо 1000 руб.) организация имеет шанс взыскать сумму переплаты. Но программный сбой или двойная выплата заработной платы будут отнесены к техническим или математическим нарушениям, не подпадающим под законодательные нормы.

Техническое нарушение может возникнуть из-за:

  • неправильного выставления коэффициента при подсчете заработной платы;
  • оплаты за один расчетный период по нескольким (разным) основаниям;
  • некорректного заведения в программу исходных параметров для расчета;
  • применения налоговых льгот, не имеющих отношения к конкретному сотруднику.

Если организация не сможет доказать опосредованную связь между счетной ошибкой и программным сбоем, суд не поддержит требование по возврату средств.

К сведению! Если организация произведет возврат средств без согласия сотрудника, последний вправе обратиться с заявлением о нарушении его прав в суд. По судебному решению работодатель будет обязан вернуть взысканную сумму и компенсировать причиненный работнику моральный вред даже в случае, когда у компании имелись основания для требования возврата излишне выданной суммы.

Как отразить возврат денег в бухучете

Излишняя сумма денег может взыскиваться предприятием из начисленного заработка сотрудника при наличии его согласия или работник самостоятельно вносит средства.

Если сотрудник лично сдает деньги в кассу работодателя, выполняется операция:

Дебет сч. 50 / Кредит сч. 70.

Если работник перечисляет средства на расчетный счет компании в банке, проводка выглядит так:

Дебет сч. 51 / Кредит сч. 70.

Когда действительно имела место арифметическая ошибка при расчете зарплаты, необходимы следующие операции:

  • Дебет сч. 20, 26, 23 / Кредит сч. 70 (сторно избыточного начисления);
  • Дебет сч. 73 / Кредит сч. 70 (списание начисленного излишка на прочие расчеты с работниками).

При наличии заявления сотрудника или его подписи на приказе предприятие производит удержание излишне выплаченных средств:

Дебет сч. 70 / Кредит сч. 73 (удержание суммы из работной платы служащего).

В случае отказа суда в удовлетворении иска предприятия к гражданину или окончания срока исковой давности невозвращенная сумма средств списывается операцией:

Дебет сч. 91(2) / Кредит сч. 70.

В случае, когда работник недополучил причитающуюся ему заработную плату (получил в меньшем размере), в бухгалтерском учете выполняют запись:

Дебет счета учета затрат / Кредит сч. 70 (доначисление заработка).

Корректировка расчета НДФЛ

По недоплаченной заработной плате должны проводиться корректировки суммы страховых взносов и налога по прибыли, доначисление НДФЛ с перечислением в бюджет.

Соответствующие проводки выглядят следующим образом:

  • Дебет сч. 70 / Кредит сч. 68 (удержана недостающая сумма НДФЛ);
  • Дебет сч. 68 / Кредит сч. 51 (перечисление разницы по НДФЛ в бюджет);
  • Дебет счета учета затрат / Кредит сч. 69 (доначисление взносов по страхованию);
  • Дебет сч. 99 / Кредит сч. 68 (сторно излишка начисления по налогу по прибыли).

При оплате заработка сверх положенного выявленный излишек удержанного с сотрудника НДФЛ может быть учтен при расчете оплаты за будущие периоды (ст. 226 НК РФ).

Иногда при увольнении работника образуется излишне удержанный налог, когда подлежащая сторнированию сумма НДФЛ превышает начисленную в следующие периоды. По заявлению сотрудника предприятие производит возврат денег (ст. 231 НК РФ) в течение 3 месяцев от даты письменного обращения.

Ошибочный излишек по заработной плате не признается нарушением для расчета взносов по ПФР, поэтому вносить коррективы в отчет (РСВ) не требуется.

К сведению! Получение работником превышения размера заработка из-за счетной ошибки нельзя считать его материальной выгодой или беспроцентным займом и облагать налогом по повышенной ставке (35%).

В случае увольнения сотрудника или его несогласия с удержанием денег из заработка, приведшего к длительному судебному процессу, организация уведомляет ФНС о невозможности взыскания налога с выплаченного (работнику) дохода.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

. НА ВОПРОС “когда родилась бухгалтерия” ответить трудно. Обычно можно услышать три ответа:

- 6000 лет тому назад, в тот момент, когда люди стали целенаправленно регистрировать факты хозяйственной жизни;

- 500 лет тому назад, когда вышла книга Луки Пачоли, и началось осмысление учета, и, наконец

- 100 лет тому назад, когда появились первые теоретические конструкции в области бухгалтерского учета.

Ясно одно: истоки учета, его первые ростки скрыты от нас навсегда. Мы не знаем их и не можем узнать. Они исчезли за несколько тысячелетий до нас.

***
. КАК ПРАВИЛО, возникновение учета связывается с появлением учетных регистров. Это не верно. Было время, когда регистрация фактов хозяйственной жизни была не нужна, когда все сведения о хозяйстве свободно помещались в голове одного человека, и не потому, что у этого человека была хорошая память, а просто хозяйство было небольшое, и сведений о нем было не слишком много. Однако это вовсе не означает, что первобытные хозяйственники не вели бухгалтерии. Просто учет тех лет начинался и заканчивался в головах людей, его ведущих, а единственным учетным регистром для бухгалтера тех лет служил он сам.


***
. ИЗНАЧАЛЬНО учетными данными распоряжался по своему усмотрению вождь племени. Когда племя становилось достаточно большим, вождь “делегировал” часть своих функций своим “уполномоченным”. Тогда племя распадалось на несколько “домов” - семей. И во главе каждого дома-семьи ставился уполномоченный, как правило, самый старый член семьи. При этом не надо думать, что самый старший и самый старый был старым в нашем понимании. Немощных не терпели. Пенсии считались безнравственной расточительностью. Старшим был самый сильный в своем самом старшем поколении. Занять свою должность (говоря нашим языком, должность бухгалтера) он мог только одним способом — убив своего предшественника. Но самое интересное, что таким “бухгалтером” в эпоху матриархата всегда могла быть женщина.

***
. ЛЮБОПЫТНО, что и бухгалтеры, и контролеры доисторических времен полагали, что чем больше одежды с утра они надевали, тем больше работы их ждет в этот день.

***
БУХГАЛТЕРОМ в древние времена мог стать только тот, кто умел писать, считать и колдовать. Магия стала первоосновой тогдашней учетной политики. Ее редко определял глава племени, ибо умение внушить людям веру в какие-то якобы сверхъестественные силы - это ничто иное, как искусство бухгалтера - колдуна. Колдуны изобретали невероятные вещи, а вожди племени превращали их в реальные доходы, приумножая свою силу и свое богатство.
Считалось, что “бухгалтер”, обладающий соответствующей квалификацией, может влиять даже на природу. Если он уклоняется и плохо исполняет свои обязанности, в результате чего возникают землетрясения, пожары, наводнения, засуха, эпизоотии и эпидемии, то это прямое следствие нерадения, ленности и неквалифицированно выполняемой работы. За этим следовали санкции: битье розгами; сажание на цепь; снятие с работы и высшая мера наказания.

***
. СО СЧЕТОМ, особенно на ранних стадиях, были проблемы. Первым и самым очевидным счетным прибором были пальцы рук. Когда их не хватало, то использовали пальцы ног, когда и их не хватало, счет продолжался с помощью подручных материалов: палочек, зерен, камешков. (Любопытно, что само слово — калькуляция — означает исчисление с помощью камешков). Когда не хватало находившихся под рукой камешков, то “бухгалтеры” хватались за голову и говорили — "много". Много, в переводе на современную терминологию означает — бесконечность.
Практически это означало, что досчитав до двадцати, человек должен был начать счет сначала. Расчетные операции казались сверхтрудными. Человек, который вел такие расчеты в пределах двадцати, был очень уважаемым, ибо уже тогда люди поняли, что “знание - сила”. Не случайно счетный работник - бухгалтер доисторических времен - это первый представитель нового слоя или прослойки, получивший с легкой руки известного русского писателя П.Д. Боборыкина, название интеллигенция.

Источник: "Занимательные очерки истории бухгалтерского учета"

Классификатором занятий, утвержденным Росстатом в Приказе от 12.12.2014 № 2020-ст, работа бухгалтера отнесена к категории высшего квалификационного уровня подготовки. Набор трудовых функций определяется с учетом узкой специализации бухгалтерского работника. Например, бухгалтеру-материалисту в должностные обязанности вменяется оформление и обработка первичной, отчетной документации по учету ТМЦ. В то же время к процессу начисления заработной платы такой работник отношения не имеет.

Функционал счетного работника

Перечень вменяемых в обязанности работнику трудовых функций должен согласовываться не только с классификатором занятий, но и с бухгалтерским профстандартом, разработанным Минтрудом (Приказ от 22.12.2014 № 1061н). Должностные обязанности бухгалтера материальной группы связаны с ведением учета по первичной документации:

  • заполнение первичных бланков по учету движения материальных ценностей;
  • приемка и обработка первички по ТМЦ;
  • проверка ключевых реквизитов первичных документов на полноту отражения и достоверность;
  • соблюдение утвержденного на предприятии графика документооборота;
  • фиксация случаев нарушения режима документооборота по вине третьих лиц, доведение этой информации до непосредственного начальника;
  • систематизация данных по принятым и выданным первичным документам на протяжении отчетного периода;
  • оформление сводных ведомостей и регистров по движению материальных активов;
  • помимо этого в обязанности бухгалтера по материалам может входить подготовка отработанной документации для передачи в архив (сбор, систематизация, составление описей, прошивка);
  • оформление копий для представления информации по запросам контролирующих органов;
  • участие в инвентаризационных мероприятиях, передача инвентаризационной комиссии сведений о текущих показателях бухгалтерского учета в отношении материальных ценностей.

Главная задача бухгалтера по ТМЦ –обязанности по организации достоверного учета материалов, сырьевой базы и прочих ценностей, принадлежащих компании. От специалистов бухгалтерии требуется своевременно обновлять учетные сведения в соответствии с поступающими комплектами документов и с учетом совершаемых хозяйственных операций.


В расширенном виде набор должностных обязанностей бухгалтера по учету ТМЦ может быть дополнен функцией составления бухгалтерских корреспонденций на основании данных из первичных документов (с использованием счетов синтетического и аналитического учета).

Бухгалтерские специалисты несут ответственность за своевременность выписки документов, проведения операций в учете и составления отчетов. Бухгалтеру-материалисту в обязанности можно вменить ежемесячный расчет амортизационных отчислений, распределение имущественных активов по амортизационным группам.

Дополнительной функцией может стать отслеживание изменений уровня дебиторской и кредиторской задолженностей с контрагентами по договорам купли-продажи материальных ресурсов, контроль за соблюдением сроков проведения расчетов по поставкам активов.

Требования к подготовке

При отборе претендентов на вакантную должность бухгалтера материального стола обязанности – это далеко не все, на чем нужно акцентировать внимание. Чрезвычайно важны объем знаний и качество навыков, которыми должен обладать соискатель.

Бухгалтерский работник должен владеть информацией о действующих нормативах в сфере материального учета, о правилах заключения договоров с контрагентами.


Новому сотруднику бухгалтерии для выполнения трудовых функций надо ознакомиться с методикой учета материалов, закрепленной в учетной политике компании:

  • порядок постановки ресурсов на баланс;
  • последовательность процедуры списания активов и их переоценки.

Для корректного отражения сведений в учете из первичной документации необходимо знать правила составления проводок методом двойной записи, надо быть знакомым с планом счетов и порядком фиксации излишков и недостач, выявленных при инвентаризации.

Для материалиста важно знать и применять на практике не только узкоспециализированную информацию финансовой направленности, но и базовые правила техники безопасности на рабочем месте, пожбезопасности.

В числе квалификационных требований могут быть обозначены такие пункты:

  • наличие профильного бухгалтерского образования разного уровня подготовки;
  • владение специализированными бухгалтерскими программами;
  • умение работать с первичной и отчетной документацией.

При составлении должностной инструкции работодатель должен охарактеризовать функционал работника и привести полный перечень прав сотрудника, указать квалификационные требования.

Наниматель уполномочен разрабатывать собственный шаблон инструкций, вносить в него дополнительные разделы. В готовом формуляре должен быть предусмотрен исчерпывающий перечень возможных действий работодателя при выявлении нарушения работником трудовой или финансовой дисциплины.

Большая часть нововведений касается непосредственно структуры контрольно-счетных органов, статуса, прав и полномочий их сотрудников. Однако некоторые поправки стоит принять к сведению всей бюджетной сфере, ведь КСП может прийти с внешней проверкой и в региональный орган власти, и в местную администрацию, и в учреждение.

Итак, обратим внимание на основные изменения:

Структура и штат: требования к кандидатам на должность, заключение вышестоящего органа, статус должностей

С указанной даты в структуре региональных контрольно-счетных органов может быть предусмотрено несколько заместителей председателя.

Штатную численность контрольно-счетного органа по-прежнему утверждает законодательный/ представительный орган, но теперь – только по представлению председателя контрольно-счетного органа.

Председателя регионального контрольно-счетного органа можно назначить на должность только при наличии заключения Счетной палаты РФ о соответствии кандидатуры установленным требованиям – обратиться с этим заключением должен законодательный/ представительный орган власти субъекта РФ. В отношении кандидата на пост председателя муниципального контрольно-счетного органа заключение выносит региональная КСП. Порядок проверки кандидата на председательство в контрольно-счетном органе определяет вышестоящий орган: для региона – Счетная палата РФ, для муниципального органа – КСП субъекта РФ.

Уточнены и требования к соискателям на должность председателя, а также его заместителей и аудиторов контрольно-счетного органа. Если ранее Закон № 6-ФЗ оговаривал обязательное наличие опыта работы в соответствующих сферах, то теперь указывает и то, насколько большим должен быть этот опыт, – не менее пяти лет.

Должности председателя, его заместителей, а также аудиторов однозначно относятся к государственным должностям субъекта РФ, муниципальным должностям. Имеющаяся на сегодняшний день в Законе N 6-ФЗ оговорка "могут быть отнесены" исключена.

Законом субъекта РФ или муниципальным актом, регулирующим вопросы деятельности контрольно-счетных органов, могут быть предусмотрены должности государственной/ муниципальной службы, которые относятся к инспекторам контрольно-счетных органов..

Гарантии работникам контрольно-счетных органов теперь закреплены в законе

Закон № 6-ФЗ дополнен статьей, оговаривающей материальное и социальное обеспечение должностных лиц контрольно-счетных органов. В частности, им гарантируются:

  • денежное содержание/ вознаграждение,
  • ежегодные оплачиваемые отпуска – основной и дополнительные,
  • профессиональное развитие, в т.ч. получение дополнительного профессионального образования,
  • другие меры материального и социального обеспечения, установленные для должностных лиц государственной/ муниципальной службы.

Больше полномочий при проверках: участие экспертов и правохранителей

Контрольно-счетные органы будут вправе привлекать к участию в проведении контрольных и иных мероприятий специалистов самого разного профиля и компетенций:

  • контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей,
  • аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации,
  • отдельных специалистов, экспертов, переводчиков.

Взаимодействие с проверяемыми: что нужно учесть организациям бюджетной сферы

Руководители проверяемых органов и учреждений обязаны обеспечить ревизоров контрольно-счетных органов оборудованным рабочим местом с доступом к справочным правовым системам, Интернету и государственным/ муниципальным информационным системам.

Сейчас Закон № 6-ФЗ отводит 1 месяц на то, чтобы уведомить контрольно-счетный орган о решениях и мерах, принятых по предписанию, выданному по результатам проверки. С 30 сентября уведомить нужно будет в течение срока, указанного в представлении, или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения.

Дополнительно предусмотрено, что срок выполнения представления может быть продлен по решению контрольно-счетного органа, но не более одного раза.

Читайте также: