Кто делает дымковские игрушки профессия

Обновлено: 15.05.2024

foto

Так сложилось в процессе обсуждения поста "Русская матрёшка", что неплохо было бы сделать посты, если не о всех народных и традиционных промыслах России, то хотя бы о самых известных. Дымковская игрушка - это один из первых постов посвященных народному промыслу. В поисках материала, я наткнулась ещё на несколько более или менее известных производителей подобных изделий. Делать о каждом пост, думаю не имеет смысла, но вот о том какие они есть эти игрушки, кто и где их производит, можно прочесть здесь:

    — русская глиняная игрушка. Художественный промысел, распространённый в районе города КаргополяАрхангельской области.
    — русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным [источник?] около 1 тыс. лет.
    — русская глиняная игрушка. Художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районеПензенской области.
    — художественный промысел в Старооскольском районеБелгородской области. Известен с начала XVIII века.
  • Кожлянская игрушка — русская народная глиняная игрушка-свистулька. Название происходит от места изготовления село Кожля, Курчатовского района, Курской области.

Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.

Легенда

foto

Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.

В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.

foto

Дымковский промысел в советский период

В начале XX века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, - А. А. Мезрина.

Анна Афанасьевна Мезрина (1853—1938) — мастерица дымковской игрушки, Герой Труда.

foto

Благодаря ей и художнику А. И. Деньшину , первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить. Вокруг Деныпина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу.

А. И. Деньшин и мастерица Е. А. Кошкина

foto

Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием. Мастерицы 20-30-х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки.

foto

Особенности формы Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.

foto
foto

Лепка дымковских игрушек

Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами.

foto

Если вас заинтересует более подробная технология и роспись дымковской игрушки, то вы сможете об этом прочитать здесь

foto

В 2014 году на открытии Олимпиады в Сочи среди прочих достояний русского искусства была представлена и дымковская игрушка. Фото с церемонии напоминает, каким зрелищным и ярким было это представление.

Дымковские игрушки - наряду с другими художественными промыслами - говорят о богатстве и самобытности русской культуры.

Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду. Так, как зародился этот промысел?

История дымковской игрушки

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

  1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
  2. эти фигурки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Дымковские игрушки (картинки)

В полной мере помогут представить разнообразие и красоту дымковской игрушки картинки ниже.

дымковская игрушка

рассказ о дымковской игрушке

дымковские игрушки

дымковская игрушка картинки

дымковская роспись

глиняные игрушки

дымковская игрушка фото

дымково

глиняная игрушка

дымковская игрушка рассказ для детей

дымковская игрушка раскраска

игрушки из глины

история дымковской игрушки

дымковская слобода

дымковская игрушка своими руками

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные фигурки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой.

Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

роспись дымковской игрушки

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма изделий начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки.

В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.

изготовление дымковской игрушки

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие поделки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.

дымковская роспись в детском саду

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых изделий с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

дымковская игрушка лошадка

Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных – устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не выдерживали бы тяжести своего корпуса.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания состоит из нескольких этапов.

Лепка

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Изделие выравнивается мокрыми пальцами.

Барыня

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.

Животные

Животное делается немного по-другому. Например, лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.

лепка дымковской игрушки

Сушка

Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других.

Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

Обжиг

В давние времена изделия обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.

Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.

глиняные игрушки своими руками

Побелка

В процессе обжига глиняная поделка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке. Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки равномерным слоем.

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.

как появилась дымковская игрушка

Цвета

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На изделие яркими красками наносятся узоры.

Дымковская игрушка отличается простотой форм и яркими красками.

2 июня оборвалась жизнь известной кировской мастерицы дымковской игрушки Лидии Фалалеевой. На ее творчестве, ее игрушках выросло не одно поколение мастериц. Однако свое дело она передала, и частичка ее души непременно останется в созданных ею игрушках.

Анна Лалетина пришла в дымковский промысел более десяти лет назад именно благодаря Лидии Фалалеевой. Игрушка стала для нее неотъемлемой частью жизни: чем-то таким, без чего жизни не представляешь.

Традиции промысла

Юлия Пермогорцева, АиФ: Анна Анатольевна, как Вы пришли в промысел?

Анна Лалетина: Увлекла и заразила Лидия Сергеевна Фалалеева. Если бы не она, то была бы я в промысле - это еще неизвестно. Потому что она действительно великий мастер, выдающийся. Который, к сожалению, ушел от нас. Но она стольких обучила и столько мастериц заинтересовались дымкой именно благодаря ей!

Раньше я этого не понимала: вот это яркое, кричащее. Но Лидия Сергеевна увлекла, и я просто влюбилась в дымковскую игрушку. На самом деле, игрушку нельзя не любить и не уважать. Это все-таки 400 лет нашего вятского промысла. Надо понимать и уважать свои традиции. Необходимо их сохранить и передать следующим поколениям.


- Все знают, как выглядит игрушка. Но что представляет собой процесс ее изготовления?

- Сначала заготовка лепится из глины, потом сушится. У высушенной игрушки меняется цвет, и она немного уменьшается в размере. После этого она обжигается, и цвет у нее становится терракотовый. У меня специальная муфельная печь, которая разогревается до 900 градусов, а потом медленно остывает, в ней игрушка обжигается примерно сутки. Потом мы ее белим, расписываем и украшаем кусочками сусального золота.


- Нужен какой-то специальный материал?

- Мы закупаем глину в Проснице. Я, например, беру сразу килограмм сто. Месяца на три хватает.

Вокруг подделки?

- Куда потом отправляются игрушки, которые вы лепите?

- У меня есть свой круг ценителей, для которых, преимущественно, я и леплю. Что-то закупается музеями. Бывают тематические выставки, творю специально для них. Какие-то удачные вещи оставляю себе. Порой просто хочется что-то сделать. Вот когда у нас была выставка к 70-летия Дня Победы, я слепила своего деда Ивана Павловича. Он пришел с войны в 1942 году, с ранением после госпиталя. Его ждала мама в деревне, и она вскоре умерла с голоду. Это мне навеяло композицию.

- В почти каждом сувенирном магазине есть дымковские игрушки. Неужели все они создаются руками мастериц?

- Сейчас часто встречается, что кто-то вроде чему-то научился и сидя дома что-то делает. А потом продает в магазины. В основном, такие игрушки на прилавках и лежат. Сделаны они без души, абсолютно одинаково, с нарушением традиций. У настоящих мастериц игрушки всегда отличаются, не похожи одна на другую.

Сейчас такое время, когда вроде бы можно все, а дымка на волне популярности. Но чтобы вырасти в мастера, нужно находиться в промысле, в коллективе. Каждый месяц у нас художественный совет, который оценивает, дает рекомендации. И благодаря этому ты можешь вырасти как мастер и понять, что можно, а что нельзя.

И надо обязательно смотреть на старую игрушку и ориентироваться на нее. Слава богу, в наше время много различных книг. Кажется, что она такая яркая и простая, но в этой простоте очень строгие традиции.


Источником вдохновения мастерицы могут служить различные жизненные ситуации, тогда в незатейливой с виду композиции появляется свой сюжет. Фото: АиФ/ Юлия Пермогорцева

- Есть места, где можно быть уверенным, что ты покупаешь настоящую игрушку?

За кем будущее

- Молодые сейчас учатся?

- Да, девчонки приходят. Но обычно бывает так, что, если пятерых набрали, максимум трое останутся. Все равно какой-то процент отсеивается. Учеников набирают, но, на мой взгляд, в последнее время не очень успешно.

- А мужчин в промысле совсем не бывает?

- Слышала я об одном. Но он все хотел автоматизировать процесс. А это что-то совсем другое. Все-таки дымковская игрушка - это исключительно женский промысел.

- Различаются ли игрушки разных мастеров?

- Я смотрю на свою игрушку, которую сделала 2-3 года назад. И вижу, что я уже не так делаю. Например, у барынь стали стройнее талии. Такие мелочи посторонний не замечает, а мастерицы друг у друга видят. И если отличается то, что я делаю, то как отличается игрушка одной мастерицы от другой! Раньше мы могли по отпавшей после обжига оборке, по какой-то шляпке понять, кому это принадлежит.


Такие игрушки в магазинах и музеях вы не найдете: это исключительно творческие порывы автора с сознательным отступлением от традиций. Фото: АиФ/ Юлия Пермогорцева

- Что изменилось за последние годы в дымковском промысле?

- Для чего все же, как вы считаете, существует дымковская игрушка?

- На то она и игрушка, чтобы вызывать положительные эмоции у людей. И мы сами все в нее играем. Это сказка такая. Ты в нее погружаешься, и, хорошее ли у тебя настроение, плохое ли, легче становится. Это мир, где все живет по своим законам и традициям. Это затягивает и очень увлекает. Часто к нам приходят люди на мастер-классы, и им так тут хорошо и спокойно, что они сидят и не хотят уходить.

- Сейчас активно расписывают дома под дымку, как вы к этому относитесь?

- Когда это все в меру и смотрится гармонично, я отношусь к этому положительно. Однако мне не нравится, когда игрушку начинают повально использовать в рекламе. Это тоже можно, если сделана какая-то стилизация, но я часто сталкиваюсь с такой ситуацией: берут из интернета фотографию игрушки какой-нибудь мастерицу и ставят ее в рекламу. Фактически это плагиат. Нужно все же серьезнее к этому относиться.

- Анна Анатольевна, есть ли тогда будущее у традиционной дымковской игрушки?

- Будет она жить. 400 лет она жила и будет жить. Благодаря нам в том числе. Мы стараемся и рассказывать об этом, и мастер-классы показывать. Конечно, у молодых девушек особого рвения заниматься этим нет. Многим кажется, что это скучно и что бабушки этим занимаются. Но я считаю, что для женщин вообще прекрасная профессия.

- Недавно на Спасской открылся музей вятской глиняной игрушки. Как вы думаете, это поспособствует увеличению интереса к дымке?

- Конечно, тем более, все это очень позитивно. Там очень красиво, на высочайшем уровне все сделано! Да и место выбрано очень удачно, располагается в старинной части города. Остается только радоваться. Дай Бог существования этому музею. Мы же тоже долго работали над открытием, ряд мастериц делали рельефы, панно. Он нам очень нужен. И мы ему нужны.

Досье

Анна Лалетина. Родилась в Кирове в 21 января 1970 году. Пришла в дымковский промысел в 1988 году. Член Союза художников с 1998 года, училась у Заслуженного мастера Лидии Фалалеевой. Дымковская мастерица, участница во многих выставках.

Если вы хотите купить настоящую дымковскую игрушку

- Лучше покупать игрушку в предназначенных для этого местах: например, в магазинах при музеях.

- У настоящих мастериц никогда не бывает одинаковых игрушек, так или иначе, они будут отличаться какими-то деталями. Если в ряд стоит несколько абсолютно неотличимых друг от друга игрушек, можете быть уверены, это работа скорее самоучек, нежели мастеров.

- Обращайте внимание на качество игрушки, на лепку и цветовую гамму. У мастериц игрушки всегда аккуратные. Также у дымки очень яркая роспись, но существуют определенные правила. Например, в традиционной игрушке не могут присутствовать необычные цвета: фиолетовый или ярко-бирюзовый.

Основная характеристика

В праздный день участники торжества обменивались разрисованными шарообразными формами из глины и использовали самодельные свистульки. Это послужило причиной возникновения атрибутов, среди которых значимое место заняла дымковская игрушка.

Значение и разновидности

Произведением искусства одного из русско-народных глиняных промыслов является Дымковская игрушка. Ремесло возникло в поселке Дымково, недалеко от города Вятки (нынешнего Кирова). Нынешние мастера игрушек преданы исконным традициям. Глиняная кировская фигурка для детей является ценной, так как передает обычаи предков и считается экологически безопасной.

Доклад история дымковской игрушки

Благодаря ручной работе мастериц каждое изделие отличается своей натуральностью, индивидуальностью и живостью. Игрушки не получаются одинаковыми, ведь мастер вкладывает в каждый сувенир особенные черты характера.

Традиционные образы игрушек:

  1. Городская барыня, дама в кокошнике.
  2. Мужские фигуры (всадник на коне, гуляющий деревенский кавалер).
  3. Домашние животные (барашек, лошадка).
  4. Красочный индюк.

Изделия выполняются в ярких цветах, олицетворяющих радость жизни. Люди ценят фигурки, с помощью которых создаются определенные сюжетные композиции.

Игрушка из Дымково, несмотря на каноны, рассказы мастеров и традиции, является уникальной и эксклюзивной. Размеры изделий бывают 5−40 см. Каждая мастерица привносит в заготовку авторские наработки, поэтому невозможно найти похожие фигуры.

История создания

В 1520 году царь распорядился переселить жителей северных районов страны. Среди них было немало одаренных мастеров гончарного промысла, которые на новом месте начали вести активную деятельность по изготовлению красочных фигурок.

Семьи вовлекались в трудовой процесс: одни добывали сырье и изготавливали смеси из мела, другие — лепили фигурки, сушили и закрепляли их, отбеливали и расписывали.

За 500 лет сложились собственные темы, образы, специфические рисунки. Игрушка никогда не выглядела тусклой, невзрачной или с неприметным орнаментом. Дымковское изделие являлось олицетворением жизни в контрастном стиле.

К началу 19 столетия свистульки завоевали уважение и почет жителей всей страны. В год изготавливалось свыше ста тысяч свистулек, которые реализовались в разных городах.

В начале ХХ века для Кировской игрушки настали тяжелые времена. Внезапная популярность снижалась, поэтому прославленные семьи гончарных кустарей искали другие варианты получения дохода. Уникальные свистульки вытеснялись недорогими гипсовыми аналогами. Только одна умелица, А. Мезрина, не изменила типичному изготовлению из глины и смогла описать поэтапный процесс.

Кратко история возникновения дымковской игрушки для детей указывает на трудолюбие и ценность традиций.

Тематика и процесс изготовления фигурок

В творческий этап вовлекались все члены семьи — каждому было поручено определенное дело и стадия технологического процесса. Гамма цветов, оттенков и узоры выбирались индивидуально .

Внешний вид изделия

Для украшения глиняных игрушек применялась насыщенная цветовая гамма. Среди главных оттенков присущих дымковской росписи выделяли: красную, оранжевую, желтую, синюю, зеленую и золотую палитру.

Дымковская игрушка

В содержании схем узоров преобладает классический орнамент с применением всевозможных геометрических фигур (круга, ромба, клетки, точек). В качестве добавочного элемента декора на готовый разноцветный узор наносятся мелкие капли или ромбики из сусального золота.

Изначально формы были краткими, но с течением времени внешний вид и качество игрушек усовершенствовались, а их ассортимент существенно расширился. Дымковские мастера вдохновлялись предметами из жизни — они лепили все, что видели вокруг.

Тематика игрушки:

  1. Животные.
  2. Птицы.
  3. Мужские, женские образы в русской национальной одежде.
  4. Дети в ярких нарядах.
  5. Скоморохи.
  6. Водоноски (женщина с коромыслом).
  7. Сюжетные образы.

В советскую эпоху народное ремесло по изготовлению фигурок было поставлено на производство, а информации было недостаточно. Открывались и создавались цеха, в которых умельцы руками делали глиняные статуэтки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками.

Символика цвета фигурок:

 история дымковской игрушки кратко для детей

  1. Белая. Означает чистоту.
  2. Черная. Характеризует ложь, недоверие.
  3. Зеленая. Олицетворяет природу.
  4. Красная. Предполагает силу, могущество и здоровье.
  5. Синяя. Это символ неба.

В 21 веке тематика игрушки расширилась. Умельцы создают не только стандартные образы, но и героев народных сказок, изделия на темы исторических сюжетов, представителей разных профессий, предметы быта и утварь старины.

Жанровые сцены, представляющие композиции из нескольких фигур, изображают нынешний быт города и села: гуляния, праздники, цирковое выступление.

В реферате или докладе дымковская игрушка представлена прообразом народной культуры Древней Руси.

Материалы и этапы производства

Главным сырьем для изготовления игрушки является глина красного цвета. Чтобы получить податливую и пластичную массу, материал соединяли с мелким речным песком.

Этапы производства фигурок:

 история дымковской игрушки кратко

  1. Формирование.
  2. Раскрашивание.
  3. Сушка.

Каждая деталь изделия создается отдельно: из шаровидного куска глины формируется тело, к которому прикрепляются прочие части (ноги, руки, голова, мелкие детали). Все частицы соединяются мягкими переходами.

Изделие отполировывают смоченным в воде пальцем, затем высушивают на свежем воздухе так, чтобы солнечные лучи не попадали на изделие. Мелкие фигуры закрепляются за пару дней, а крупные — за неделю-две. Затем заготовка обжигается в муфельной печи, а после остывания ее отбеливают темперными красками. На следующем этапе происходит раскрашивание с помощью чистых тонов. В старину использовались натуральные красители: яйца, молоко, сажа, уксус. Сейчас мастера применяют готовые акриловые тонеры. Главное требование завершающей стадии — яркость и естественность.

Интересные факты свидетельствуют, что в старину умельцы украшали некоторые детали сусальным золотом. Краска разбавлялась на яичном желтке по секретному рецепту мастера. Соблюдалась строгая последовательность раскрашивания начиная с волос и заканчивая атрибутикой.

Узоры и рисунки в дымковской фигурке связаны с оберегами, символикой природы. Наносятся солнечные и лунные знаки — обозначение начала жизни, а ромбы — признак плодородия, волны —олицетворение неба и воды.

 история дымковской игрушки

В качестве инструментов для раскрашивания выступали перья птиц и тонкие наточенные палочки. Сейчас для росписи игрушек используются колоритные красители и мягкие натуральные кисти.

Сегодня дымковская (Кировская) игрушка продолжает развиваться и совершенствоваться. Создаются новые технологии, воплощаются в жизнь новые идеи, но только традиции изготовления и секреты мастеров остаются неизменными.

Самая большая коллекция игрушки находится в музее Васнецова.

Фигурка из Дымково является изделием тонкой ручной работы — предметом гордости мастеров. Сложно переоценить историческое и культурное значение народного промысла, наглядно показывающего творческий потенциал жителей Вятского края.

Читайте также: