Какими качествами должен обладать соц работник

Обновлено: 14.05.2024

Муниципальное бюджетное учреждение

КОДЕКС ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

1. Общие положения

Цели и задачи Кодекса:

1.1. Определение, установление и сохранение этических, моральных норм и правил профессионального поведения и взаимопонимания социальных работников учреждения при выполнении ими своего профессионального долга для поддержания достойного имиджа и престижа своей специальности в обществе.

1.2. Действие настоящего Кодекса распространяется на всех социальных работников учреждения.

2. Ценности социальной работы

2.1. Человеческое достоинство и толерантность.

Социальные работники учреждения признают ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей.

2.2. Социальная справедливость и гуманизм.

Социальная справедливость и гуманизм являются ценностями социальных работников учреждения и предполагают:

— справедливое и равноправное распределение ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей человека;

— создание и соблюдение равных гарантированных возможностей использования потенциала государственных и общественных социальных служб, организаций и объединений;

— обеспечение равных прав и возможностей их реализации при обращении и защите согласно закону.

Компетентность (профессионализм) является ценностью социальных работников учреждения и:

— обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом;

— определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента;

— побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний, развитию навыков и умений практической деятельности, глубокого понимания ценностей социальной работы.

3. Принципы социальной работы

3.1. Принятие человека таким, каков он есть.

Ни негативные личные качества, физические недостатки, психические отклонения, ни вероисповедания, сексуальная ориентация или расовая принадлежность, ни социальная неприспособленность, ни предрассудки и предубеждения – ничто не может служить основанием в отказе человеку в помощи социальным работником, причиной для любой формы дискриминации клиента. Все специфические особенности клиента должны быть учтены при принятии решения на оказание ему социальной помощи.

3.2. Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий.

Социальный работник не может оказывать помощь клиенту без его согласия с их планом действий. Клиент имеет право на изменение своих взглядов, позиций, убеждений. Также он имеет право отказаться от взаимодействия на любом этапе совместной работы с уверенностью в сохранении конфиденциальности сведений о нем.

3.3. Конфиденциальность сотрудничества социального работника с клиентом:

— сведения личного характера, ставшие известными при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну;

— социальные работники, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— конфиденциальной (доверительной, не подлежащей разглашению) информацией является все, что касается жизни, его личных качеств и проблем клиента;

— любая информация может быть передана только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению его проблем;

— социальный работник несет ответственность за необходимый уровень конфиденциальности при получении, сборе, обработке, переносе и сохранении письменной, автоматизированной или существующей в ином виде информации.

— нарушение конфиденциальности возможно только в условиях непосредственной опасности для клиента: для его жизни, здоровья, материального благополучия, психического состояния. При этом нарушение конфиденциальности должно сопровождаться предварительным извещением клиента о вынуждающих к этому условиях, об обязанностях и ответственности социального работника.

3.4. Полнота информирования клиента о предпринимаемых в его интересах действиях.

Соблюдение принципа защиты прав клиента обуславливают обязанность социального работника информировать человека, обратившегося за социальной помощью, обо всех действиях, предпринимаемых для решения его проблем. Клиент имеет полное право знать обо всех действиях, которые предполагается предпринять с его участием или без его участия.

3.5. Ответственность за результаты своей деятельности:

— социальный работник лично несет ответственность за результаты своей деятельности, за качество, эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия;

— социальный работник несет ответственность перед своей профессией, повышая ее престиж и социальный статус в обществе.

3.6. Порядочность во взаимодействии с клиентом.

Социальные работники, являясь представителями учреждения, действуют в интересах клиента, обратившегося к ним за помощью, делая зачастую для него больше, нежели это предписывается должностной инструкцией. Личная порядочность социального работника гарантирует качество и эффективность их профессиональной деятельности и обеспечивает выполнение ими требований Кодекса этики социального работника.

4. Стандарты этического поведения социального работника

4.1. Этические обязательства социальных работников учреждений по отношению к клиентам.

4.1.1. Социальные работники учреждения:

— уважают убеждения своих клиентов, их ценности, культуру, цели, нужды, предпочтения, защищают и поддерживают их достоинство, учитывают индивидуальность, интересы и социальные потребности клиентов на основе построения толерантных отношений с ними;

— выявляют и адекватно реагируют на социальные условия, которые приводят к социальным противоречиям, трудностям и страданиям людей, или препятствуют их облегчению;

— в меру своих возможностей и уровня профессиональной деятельности влияют на формирование социальной политики, способствующей справедливому удовлетворению социальных потребностей клиентов;

не используют свои профессиональные знания, навыки и умения, а также отношения с клиентами в личных целях, избегают связей и отношений, которые идут во вред клиентам;

— глубоко и искренне заинтересованы в клиенте и работе с ним, принимают клиента таким, какой он есть, привлекают клиента к активной совместной работе, обеспечивают конфиденциальность сотрудничества, информации и доступ к ней, несут ответственность за результаты своей работы с клиентом;

— отдают приоритет поддержке основных интересов клиента, но при этом уважают и учитывают интересы и других людей; в тех случаях, когда возникает конфликт интересов различных клиентов или конфликт интересов клиента и действующего в России законодательства, предупреждают клиента о том, что его интересы и просьбы могут быть отвергнуты;

— никогда не проявляют, не способствуют, не участвуют в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку, или личностным характеристикам, условиям, статусу; напротив цель социального работника – всеми доступными ему средствами бороться с такой дискриминацией;

— завершают работу с клиентом и профессиональные отношения с ним, когда такая работа и отношения не являются необходимыми и более не служат нуждам и интересам этого человека;

не позволяют вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют или ущемляют гражданские или юридические права клиента, даже если это делается по просьбе клиента;

— в работе с клиентами минимизируют использование юридических, психологических, экономических или других видов принуждения; в случаях, когда такое принуждение неизбежно, оно должно быть этически, профессионально и юридически оправдано.

4.1.2. Социальным работникам учреждения не следует:

-давать клиентам свой адрес или номер домашнего телефона;

-приглашать клиентов к себе домой;

-продавать или покупать что-либо у клиента;

-обслуживать клиента, имеющего опекуна, а также в случае завещания -клиентом в пользу работника жилплощади, денежных вкладов и др.;

-одалживать клиенту деньги.

В любом из перечисленных случаев, социальному работнику необходимо поставить в известность своего непосредственного руководителя. Решения, противоречащие этим правилам, могут быть приняты только администрацией учреждения.

4.1.3. Ни при каких обстоятельствах социальные работники учреждения не должны:

— использовать отношения с клиентом в личных интересах;

— брать у клиентов какие-либо вещи или деньги в долг;

— вовлекать в рабочий процесс своих детей, родственников, друзей;

— вступать с клиентами в сексуальные (личные) отношения;

— получать от клиентов подарки, денежные вознаграждения;

— оказывать на клиента давление и выдавать свое мнение за выражение его воли.

4.2. Этические обязательства социальных работников учреждения по отношению к коллегам.

4.2.1. Социальным работникам учреждения социального обслуживания следует:

— с уважением относится к коллегам вне зависимости от их уровня профессиональной подготовки и стажа практической работы, оказывать им всемерное содействие для достижения высокой эффективности деятельности;

уважать различные мнения и подходы коллег, следовать их советам и консультациям, если те служат интересам дела;

— высказывать в адрес коллег деловую и предметную критику, которая носит конструктивный характер;

— воздерживаться от действий, препятствующих коллегам выполнять их служебные обязанности, не брать на себя без необходимости выполнение обязанностей, не предписанных ему по должности;

— при замещении коллеги, действовать в интересах репутации того, кого он замещает;

— стремится к созданию здорового морально-психологического климата в коллективе, учитывать интересы коллег в служебных отношениях, препятствовать созданию конфликтных ситуаций

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МИНИМИЗАЦИИ ИХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

Любой работник, выполняя свою работу согласно должностной инструкции, может подвергнуться риску. Не исключением является и социальный работник, который, в частности, оказывает социальные услуги на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с подопечными, и желание вникнуть в суть их социальных проблем, а также личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника, который является своего рода эмоциональным донором.

С целью нейтрализации негативного воздействия различных факторов на работников в нашем учреждении регулярно проводятся мероприятия по профилактике профессиональных заболеваний работников, предоставляются консультации относительно профессиональных рисков в социальной работе.

Также проводятся мероприятия, направленные на повышение психологической культуры социальных работников, психологом каждую среду проводятся психологические тренинги на тему:

- "Навыки общения с подопечным";

- "Кто, если не я" и многие другие.

Работники, с удовольствием, участвуют в совместных спортивных мероприятиях учреждения, чем повышается уровень удовлетворенности рабочим процессом в целом и улучшается физическое состояние.




На социального работника при работе могут воздействовать следующие опасные и (или) вредные производственные факторы:

- движущиеся транспортные и другие средства, производственные машины и механизмы;

- неудовлетворительное состояние дорог, тротуаров, проходов, мостов (мостков) и других дорожных сооружений;

- незаметные перепады уровней дорог, лестничных площадок и других сооружений;

- неблагоприятные климатические условия (пониженная (повышенная) температура воздуха на улице, повышенная подвижность воздуха);

- возможность падения на скользких участках дорог и тротуаров;

- недостаточная освещенность улиц, внутриквартальных территорий, подъездов домов, лестничных клеток, рабочего места (зоны);

- преступные нападения с целью завладения материальными ценностями;

- нападение животных (в т.ч. больных);

- острые кромки, заусенцы, выступы поверхностей бытового оборудования;

С целью предупреждения возможных профессиональных заболеваний и получения травмы в период трудового процесса в нашем учреждении проводятся:

- своевременные инструктажи по охране труда (целевые, внеплановые и повторные);

- периодические медицинские осмотры (ежегодно в целях своевременного выявления заболеваний работников);

- своевременное оповещение работников об изменении прогноза погоды (для внесения изменения в график работы и возможности одеться по погодным условиям);

- грамотное распределение поставленных задач относительно каждого работника.

Поскольку работа социального работника носит разъездной характер, существует вероятность получения травмы.

Для снижения количества несчастных случаев лицом, ответственным по охране труда в учреждении:

- организован контроль за соблюдением норм и правил охраны труда, применением специальной одежды и обуви, а также средств индивидуальной защиты.

В учреждении разработана программа "нулевого травматизма", ежегодно руководителем учреждения утверждается перечень мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников учреждения.

Хочется выделить основные требования безопасности во время работы:

- социальный работник должен исключить возможность заражения при контакте с больными, пользуясь маской из стерильной марли, которую нужно менять через 4 ч или обеззараживать кипячением в течение 15 мин.

- начинать уборку с вытирания пыли;

- быть осторожными при передвижении по мокрому полу;

запрещается:
— выдергивать из розетки электроприбор за шнур;
— работать с неисправным инвентарем и инструментом;
— держать вблизи электронагревательных приборов легковоспламеняющиеся вещества;
— пробовать на вкус и запах медицинские препараты;
— работать без установленной специальной одежды и обуви, а также средств индивидуальной защиты;

- содержать пищевые продукты вместе с лекарственными препаратами.

5. Не допускать попадания на открытые поверхности кожи лекарственных и дезинфицирующих средств.



В работе социального работника существуют также факторы, связанные с причинением морального ущерба:

- необоснованные обвинения социального работника в воровстве и стяжательстве;

- безосновательные жалобы на халатность, невнимательное отношение и некачественное исполнение служебных обязанностей работником.

Рекомендации, направленные на минимизацию рисков, связанных с причинением морального ущерба:

- провести ряд бесед с подопечным для выявления жалоб на родных и знакомых, обвинений их в мошенничестве и воровстве, в результате которых социальный работник поймет, что работа с таким подопечным требует повышенной аккуратности и бдительности;

- избегать любых действий, связанных с материальными ценностями (пересчет денег, рассматривание ценностей и др.), или предпринять превентивные меры (доложить руководству о возможных обвинениях в свой адрес) в случае невозможности избежать их;

- быть доброжелательным, аккуратным, педантичным в исполнении обязанностей;

- строго следовать должностным инструкциям, исключить из практики оказание дополнительных услуг по просьбе подопечного на начальном этапе работы (со временем аппетит растет и доказать, что это не входит в служебные обязанности, будет труднее);

- четко разделить профессиональную деятельность и личную сферу (официально обращаться к подопечному в ходе общения с ними, не допускать передачи ему домашних номеров телефонов, разговоров о подробностях личной жизни)

Первое и главное правило гласит, что в острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений, равно как и пытаться их принять (исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни). Социальный работник должен прислушаться к совету предков — сосчитать до 10.

Кроме того, работнику нужно заняться своим дыханием. Медленно вдохнуть воздух носом и на некоторое время задержать дыхание. Выдох сделать постепенно через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с дыханием. Если стрессовая ситуация застигнет социального работника в помещении, он должен выйти в какое-нибудь другое место, где сможет побыть один, или на воздух.

Существуют и факторы, снижающие психологическую устойчивость социального работника:

- несоответствие эмоциональных затрат и вознаграждения за труд, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания;

- разрушение интимно-личностной сферы, вызванное нарушением границ в профессиональной работе;

- развитие профессиональных стрессов, связанных с неадекватным и некорректным поведением подопечных.

Психологом разработаны рекомендации, повышающие психологическую устойчивость социального работника:

- понимание социальным работником целей, задач и особенностей работы с категорией пожилых лиц и инвалидов и готовность встретиться с трудностями (такие качества работника выявляются в ходе диагностики на профпригодность);

- наличие профессиональной мотивации;

- готовность к появлению неоднозначных ситуаций и умение адекватно реагировать на них;

- умение снижать тревожность и стрессовые реакции методами психологической самопомощи, самоподдержки;

- доброжелательность, отзывчивость, непредвзятое отношение к подопечному, несмотря на негативное мнение о нем тех, кто работал с ним раньше.

На работу социальных работников могут негативно влиять и погодные условия, рассмотрим поведение социальных работников в зимний период и при жаре.

При морозной и ветреной погоде социальный работник должен тепло одеваться. Для этой цели в качестве верхней одежды рационально носить пуховик (теплую дубленку, шубу). Вся одежда, в т. ч. и верхняя, должна быть свободной, не стягивающей тело, так как воздушная прослойка осложняет путь движения холодного воздуха. На руки необходимо надеть варежки, шею обвязать теплым шарфом.

Социальные работники нашего учреждения, по мере необходимости, обеспечиваются специальной одеждой, прошедшей обязательную сертификацию. В учреждении ведутся карточки учета специальной одежды и осуществляется строгий контроль за своевременным обеспечением социальных работников.


Если социальный работник упал и спустя некоторое время почувствовал боль в голове и суставах, тошноту, а также обнаружил припухлость, он должен срочно обратиться к врачу в травмпункт. В случае открытия у работника сильного кровотечения в результате травмы, он должен наложить импровизированный жгут (завязать шарф, платок, ремень) на 10-15 см выше места повреждения, и сильно его закрутить палочкой.
Особое внимание социальный работник должен обратить на состояние линий электропередач и сообщить в соответствующую службу о месте обрыва проводов.

Поведение социальных работников в жару. В летнее время года особенно жарко бывает с 12.00 до 16.00, когда солнечные лучи припекают сильнее обычного. Поэтому в это время социальный работник должен стараться находиться в прохладном помещении. Рекомендуется выходить на улицу в ранние утренние часы и вечером. Если необходимо выйти на улицу в пик солнечной активности, нужно надеть головной убор и избегать попадания солнечных лучей. Одежда социального работника должна быть светлых тонов и пропускать воздух. Темный цвет обычно впитывает в себя тепло, а светлый его отражает. Кроме того, социальный работник всегда должен брать с собой воду, которая является лучшим средством для утоления жажды.

Летом в жару социальный работник обязан быть предусмотрительным, чтобы не получить солнечный удар, и знать средства и методы оказания первой медицинской помощи.

Все социальные работники нашего учреждения в течение первого месяца работы проходят обучение по теме "Оказание первой медицинской помощи", контроль за своевременность прохождения обучения осуществляет как специалист по кадрам, так и директор.


Факторы, связанные с причинением вреда физическому здоровью:

- риск подвергнуться насилию;

- возможность заражения социально опасными болезнями.

Рекомендации, направленные на минимизацию рисков, связанных с нанесением вреда физическому здоровью:

- исключить чаепития, прием пищи в квартире подопечного, минимизировать посещения санузла;

- получить как можно более полную информацию об обслуживаемых лицах;

- информировать руководство о своем местонахождении (особенно в тех случаях, когда предыдущее поведение подопечного вызывало сомнения).

- соблюдать элементарные правила безопасности (при работе с отдельными категориями подопечных во время беседы находиться на расстоянии вытянутой руки и т.п.).

И в заключение хочется употребить фразеологизм "Бережёного Бог бережёт" - это значит, что осторожному и осмотрительному в своих поступках и решениях человеку, гораздо проще избежать неоправданных рисков и всяческих опасностей.

Должностные обязанности социального работника заключаются в работе с незащищенными слоями населения:

  • оказание помощи в быту;
  • морально-психологическая и правовая поддержка.

Соцработник и его обязанности

Третий раздел сборника профессиональных стандартов содержит описание того, кто такой социальный работник и чем он занимается в различных учреждениях, перечень должностей и профессий.


Специалисты данного профиля востребованы в государстве и заняты в центрах поддержки и обслуживания населения, в обществах инвалидов и их предприятиях, в реабилитационных учреждениях. Приведенный перечень профессий с социальной специализацией поможет понять, кто такие соцработники и чем занимаются:

  • психолог, юрист;
  • геронтолог и валеолог (специалисты по работе с пожилыми людьми и здоровому образу жизни);
  • специалист по работе с инвалидами, пенсионерами, неблагополучными семьями, беженцами, мигрантами;
  • работник на селе в воинской среде, в силовых структурах;
  • организатор работы в экстремальных ситуациях.

Важно. Полный перечень платных и бесплатных услуг соцработника, условия предоставления, размер оплаты фиксируются в договоре о предоставлении услуг. Размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов, утверждаемых региональными органами исполнительной власти.

что входит в обязанности соцработника по уходу за пожилыми людьми

Данная штатная позиция — нижняя ступень в профессионально-квалификационной линейке этой категории сотрудников. В ЕКСД аналога нет. При подготовке ДИ рекомендуется использовать профстандарт 03.002 — он детально описывает, что делает социальный работник, подготовлен и утвержден в 2020 году и соответствует современным требованиям.

Важно. Работодатели самостоятельно определяют название должностей в штатном расписании и перечень обязанностей, которые они делегируют. Использовать профстандарты они не обязаны. Правило не распространяется на ситуации, отдельно оговоренные в ФЗ РФ и отраслевых НПА (Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что входит в обязанности классного руководителя. Используйте эти инструкции бесплатно.

Трудовые функции сотрудника

ДИ на основе профессионального стандарта имеет обычные разделы. В соответствии с методикой описания функционала, принятого в стандартах, обязанности социального работника по уходу за престарелыми на дому или за людьми с ВОЗ описываются через трудовые действия. Последние конкретизируют обобщенные и укрупненные трудовые функции.

В рассматриваемом случае деятельность социального работника заключается в выполнении одной обобщенной функции (в таблице слева), которая детализируется через 8 трудовых (перечисление справа).

Обязанности соцработника

Требования к образованию, обучению и опыту практической работы, необходимые для выполнения обязанностей соцработника по уходу за пенсионерами и людьми с ВОЗ, на этом профессиональном уровне минимальны.

Требования к соцработникам

В ДИ для описания обязанностей выделено две части раздела.

где может работать социальный работник

Права и ответственность

Для выполнения своих трудовых функций сотрудник социальной службы наделяется правами и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Разделы являются важной частью должностной инструкции социального работника 2021 г. и имеют следующее содержание.

Сотрудник имеет право:

4.1. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководства предложения по вопросам своей деятельности.

4.2. Получать от специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4.3. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

Сотрудник несет ответственность:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей ДИ, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.

6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции

6.1. Внесение изменений в ДИ осуществляется в следующих случаях:

  • при изменении прав и обязанностей;
  • при возложении на работника наряду с его основными обязанностями дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности);
  • при реорганизации юридического лица;
  • при изменении штатного расписания (сокращении штатов, введении новой штатной единицы);
  • при изменении наименования организации (или внесении иных изменений в учредительные документы) или структурного подразделения и т.д.

6.2. Внесение изменений и дополнений в действующую ДИ производится в том же порядке, в котором принимается документ.

6.3. ДИ вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее на новую.

Главное — желание помогать. Все о профессии социального работника в России

8 июня в России отметили День социального работника. Сложно найти другую такую профессию, в которой столь огромное значение приобретала бы искренняя и безграничная любовь к людям. Абсолютно любым: одиноким или многодетным, пожилым или, наоборот, совсем еще малышам, больным, бездомным, нищим, со скверным характером или сумевшим сохранить добро в душе, несмотря на все лишения и невзгоды. У каждого из них своя история и своя судьба, чаще всего тяжелая. И каждого нужно выслушать, вникнуть в суть проблемы, дать совет, поддержать или просто молча оказать необходимую помощь: посодействовать в получении документов и трудоустройстве, вывести на прогулку, устроить на ночлег, принести продуктов, убрать в квартире, переодеть, искупать или даже заварить чай.

Не ради регалий, званий, карьерного роста, престижа или дохода идут люди в эту профессию. Желание помогать нуждающимся — вот, что движет тем, кто решил связать свою жизнь с социальной работой. Другие на этой службе не задерживаются — не выдерживают колоссальной психологической нагрузки и уходят в другие сферы.

Как стать социальным работником? Куда пойти учиться? Какими качествами должен обладать человек, решивший посвятить свою жизнь этой профессии? Ответы на эти и другие вопросы — в материале журналиста ФАН.

Как зарождалась профессия в России

Может показаться, что социальный работник в нашей стране — профессия сравнительно новая родом максимум из Советского союза или и вовсе из перестроечных времен.

Надежным пристанищем для обездоленных и оставшихся без крыши над головой всегда служили монастыри и церкви, служители которых всегда были готовы поддержать в трудную минуту и приютить, обучали чтению, письму и счету ребят из самых бедных семей.

Одной из наиболее значимых вех в истории отечественной благотворительности можно считать 8 июня 1701 года (отсюда и дата профессионального праздника всех социальных работников, который будет учрежден почти три столетия спустя). В этот день первый Император Всероссийский Петр I своим указом повелел открывать во всех губерниях богадельни, в которых специальные служащие осуществляли бы присмотр и уход за больными, калеками и детьми, оставшимися без попечения родителей. Можно сказать, что официальная история социальных служб в России началась именно с этого знаменательного момента.

Заботой об обездоленных занимался не только Петр, его примеру следовали и другие правители. Так, большую озабоченность судьбой бедных и болящих выражала Екатерина II, стараниями которой в разных уголках Империи стали один за одним появляться дома престарелых, сиротские и родильные дома для неимущих. Их работники занимались уходом за стариками и больными, учили детей из бедных семей.

Расцвет благотворительной деятельности пришелся на XIX век. В 1802 году начало свою работу Императорское человеколюбивое общество, приносившее пользу людям до 1918 года. Особенно ценно, что в этот период идеи гуманного отношения к близким стали распространяться не только среди знати и высших эшелонов власти, но и среди простого народа.

И, конечно, нельзя забывать о сестрах милосердия, также появившихся в дореволюционной России в XIX веке. Первые подобные общины, основанные влиятельными меценатами, стали открываться после 1844 года. Любая девушка могла прийти туда, обучиться уходу за больными и начать трудиться в приютах и больницах. Полученные знания и навыки особенно пригодились во время Крымской войны. Сестры милосердия самоотверженно выхаживали раненых солдат, порой с риском для собственной жизни.

Деятельность социального работника имеет свои плюсы и минусы

Чем занимается социальный работник: описание профессии

Как мы уже поняли, социальный работник — это не про специальность, а про призвание. Представители этой профессии много общаются с людьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию, и оказывают им самую разнообразную помощь. Функционал специалистов в данной области сильно разнится в зависимости от того, в какой структуре человек трудится.

Работники оказывают своим подопечным следующие виды помощи:

• Выявляют тех, кто нуждается в той или иной поддержке и предлагают им свои услуги.
• Оформляют всевозможные документы, справки, выписки, рецепты на лекарства, путевки и т.д.
• Оплачивают счета за коммунальные услуги.
• Покупают продукты и предметы первой необходимости.
• Сопровождают в различных учреждениях и на культурных мероприятиях.
• Оказывают моральную и иную поддержку в кризисных ситуациях.
• Помогают разобраться в юридических вопросах или подсказывают, куда обратиться, если сами не располагают достаточными знаниями.
• Обеспечивают связь с госорганами, медицинскими учреждениями и прочими организациями, которые занимаются лечением, обеспечением лекарственными средствами, трудоустройством и прочими аспектами в зависимости от потребностей и нужд подопечного.
• Навещают больных, следят за состоянием их здоровья, приемом медикаментов и соблюдением рекомендаций врача, оказывают помощь в гигиенических процедурах и т.д.
• Покупают необходимые лекарства и средства гигиены.
• Оказывают услуги бытового характера (уборка в квартире, поход по магазинам, приготовление пищи, мойка посуды, вынос мусора).
• В срок предоставляют руководству всю необходимую отчетность (чеки, графики посещений и т.д.).

Данный перечень не является полным, но дает представление о степени физической и психологической нагрузки, которые испытывают профессиональные социальные работники.

Кто обращается за помощью:
• Пенсионеры.
• Одинокие старики.
• Различные категории инвалидов и их семьи.
• Лица без определенного места жительства.
• Многодетные семьи.
• Сироты.
• Малоимущие.
• Лежачие больные.
• Жертвы домашнего, сексуального и иного насилия.
• Беженцы из зон активных боевых действий.
• Бывшие заключенные.
• Лица, зависимые от употребления алкоголя и наркотиков, а также члены их семей и ближайшее окружение.

Деятельность социального работника связана в том числе с помощью бездомным

Какими качествами должен обладать социальный работник

Работа соцработником — это тяжелый каждодневный труд и огромная ответственность за жизнь и здоровье беспомощных людей, поэтому человек, который решил связать с ней свою жизнь, должен обладать такими личностными качествами как:

• Любовь к людям вне зависимости от их возраста, социального статуса, уровня образования, интеллекта и состояния здоровья.
• Стрессоустойчивость.
• Коммуникабельность.
• Умение собраться и действовать в неординарных ситуациях.
• Терпеливость.
• Милосердие.
• Высокий уровень самоорганизации и умение организовать других.
• Порядочность и ответственность.
• Умение хранить тайны.
• Честность.
• Открытость.
• Чувство такта.
• Эмпатия.
• Отсутствие брезгливости.
• Профессиональный соцработник должен, прежде всего, быть хорошим психологом, поскольку его деятельность неразрывно связана со способностью слушать и слышать своих подопечных, среди которых есть люди, потерявшие близких или находящиеся с ними в состоянии конфликта, подвергшиеся насилию, пережившие боевые действия и т.д.
• Желательно иметь навыки оказания первой медицинской помощи.

Желание помогать — главное в работе социального работника

Плюсы и минусы профессии

Что уж там говорить, быть социальным работником нелегко, но эта работа имеет ряд своих неоспоримых преимуществ, которые, пусть и не так активно, как хотелось бы, но все же привлекают в эту сферу новые кадры.

Все перечисленное звучит красиво и убедительно, но, прежде чем решиться войти в профессию, необходимо очень хорошо подумать обо всех возможных трудностях, с которыми придется столкнуться на пути.

Постоянное общение с разными людьми — один из плюсов профессии

Как стать социальным работником

Если все возможные трудности не пугают, то в первую очередь нужно определиться, куда пойти учиться.

Для поступления в высшее учебное заведения потребуется сдать экзамены по русскому языку, истории и обществознанию. Некоторые средние специальные учебные заведения принимают абитуриентов вовсе без вступительных испытаний по результатам среднего балла в аттестате об основном общем образовании.

Если вы осознали, что хотите посвятить себя служению людям в более зрелом возрасте, уже имея за плечами высшее или среднее образование, то всегда можно пройти соответствующие курсы и сменить профессию.

Тем, кто уже занимается социальной работой, будет необходимо проходить курсы повышения квалификации. Обучение возможно как в очном, так и в дистанционном формате.

Где может работать социальный работник?

От общего перейдем к частному и поговорим о специализациях соцработников. Людей, занимающихся этой деятельностью, можно разделить на тех, кто:

• Выявляет лиц, которым требуется помощь, и определяет степень и меру содействия нуждающимся.
• Проводит встречи и приемы с гражданами, обращающимися за помощью, а также самостоятельно выезжает на место, чтобы оценить условия проживания.
• Обрабатывает заявки от населения и распределяет виды социальной поддержки
• Осуществляет контроль за условиями проживания подопечных.
• Контактирует с различными социальными ведомствами для получения льгот, лекарств и медицинского оборудования, путевок, услуг по реабилитации и т.д.
• Оказывает помощь в быту (покупка продуктов, медикаментов и средств личной гигиены, уборка и т.п.).
• Производит простейшие медицинские манипуляции.
• Помогает в оформлении и получении документов.
• Содействует в дальнейшем трудоустройстве.

Свои знания и умения соцработник может применить, устроившись на работу в следующие организации:

• Органы и комитеты социальной защиты населения.
• Кризисные центры для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или подвергшихся насильственным действиям.
• Органы опеки и попечительства.
• Дома престарелых.
• Сиротские учреждения.
• Пенсионный фонд.
• Ветеранские организации.
• Службы занятости.
• Благотворительные фонды.

Если вы искренне хотите помогать людям, но пока не готовы полностью посвятить себя этой благородной миссии и кардинально поменять сферу деятельности, можно стать волонтером, обратившись в органы соцзащиты или одну из благотворительных организаций. Лишние руки никогда не помешают, поэтому новым помощникам там всегда рады.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Профессиональные и личностные качества социального работника

Лекция
зав.кафедрой социальной работы, к.и.н., доцента
Зальцман
Татьяны Валерьевны

Описание слайда:
Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социальная работа — сложная, эмоционально нагруженная деятельность, многоплановая, трудоемкая деятельность, предъявляющая к личности специалиста особые требования (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ)

Описание слайда:

Кадры играют главную роль в менеджменте социальной работы. От того, как подготовлены кадры, каким уровнем профессионализма они обладают, зависит эффективность всей последующей деятельности организации, учреждения.
Основным фактором конкурентоспособности организации, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, то есть уровень профессионализма и творческий потенциал работников.

Описание слайда:

Особенности кадрового потенциала социальной работы
Бурное развитие социальной сферы
Нехватка профессиональных кадров
Значительное количество работников, не имеющих профессионального образования
Необходимость формирования уникальных качеств у специалиста по социальной работе
4
1
2
3

Описание слайда:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ.
ОЖИДАНИЯ ОБЩЕСТВА
ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗОВАТЬСЯ В ПРОФЕССИИ
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА

Описание слайда:

Проблема профориентации
Профессионализация
Случайно
По послушанию
Осознанно

Описание слайда:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
основной показатель уровня профессионального самоопределения – содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность.

Желание осваивать новые знания, умения, навыки.

Способность осваивать новые знания, умения, навыки

Описание слайда:

Система профессионального отбора
За рубежом: жесткие требования при поступлении в вуз
В России
Отбора практически не существует.
Люди чаще всего уходят сами.

Требования к уровню интеллекта
Социальная зрелость
физическое здоровье
Моральные качества
Требования обязательной волонтерской деятельности перед профессионализацией

Описание слайда:

Роли социального работника
Управленец в социальной сфере
Практикующий социальный работник
Преподаватель/исследователь в социальной сфере

Описание слайда:

Учитель
обучает различным навыкам поведения, общения, деятельность, помогает устанавливать обратную связь, применяет ролевые игры, обучает социальным технологиям

Помощник (фасилитатор)
Интерпретирует поведение клиентов, обсуждает с ними различные альтернативные направления действий, объясняет ситуации, подбадривает и нацеливает на мобилизацию внутренних ресурсов

Описание слайда:

Роли социального работника
Адвокат
Подбирает документально обоснованные факты для усиления аргументации с целью защиты клиентов, активно использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку населения, взаимодействия с различными службами.

Описание слайда:

Практический психолог
Осуществляет различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений с целью повысить социальную адаптацию клиентов в условиях трудной жизненной ситуации.

Описание слайда:

Функции социального работника
Аналитико-гностическая (выявление и учет нуждающихся в помощи)
Диагностическая (установление причин трудностей)
Системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи)
Активизационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы)
Действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоотношений между людьми, консультирование по этим вопросам)
Организаторская (координация деятельности служб, учреждений, специалистов, развитие сети учреждений)
Эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства)

Описание слайда:

Факторы, влияющие на профессиональную деятельность

Описание слайда:

Профессиональные умения
Коммуникативные умения (владение культурой общения, навыками оптимизации общения);
Деятельностно-ролевые умения (установление партнерских отношений, смена ролевых позиций)
Организаторские умения (координация усилий различных социальных служб по решению проблем клиента)
Проектировочные умения
Эмпатические умения

Описание слайда:

Личностные качества
Эмоциональная устойчивость
Физическая выносливость
Интуиция, Психологическая чуткость
Эмпатия
Коммуникабельность
Доброжелательность
Креативность
Способность длительное время заниматься решением одной проблемы
Способность к сопереживанию
Терпеливость
Доброжелательность
Готовность помочь другим
Деликатность и тактичность
Милосердие
Стремление к постоянному повышению профессиональных знаний,
Высокая духовная культура и нравственность
Умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе
Честность
Соблюдение этики

Описание слайда:

Синдром эмоционального выгорания
- это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.
СЭВ - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
"Выгорание" - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать свои ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
СЭВ – это личная деформация под влиянием профессиональных стрессов.
В Международной классификации болезней (МКБ-Х) СЭВ отнесен к рубрике Z73 - "Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни").

Описание слайда:

Причины СЭВ
психологическое, душевное переутомление, когда
требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое
неизбежно приводит к СЭВ.
Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей.

Стресс на рабочем месте - несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями - является ключевым компонентом СЭВ.

Описание слайда:

Основные организационные факторы, способствующие выгоранию
высокая рабочая нагрузка;
отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства;
недостаточное вознаграждение за работу;
высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;
невозможность влиять на принятие решений;
двусмысленные, неоднозначные требования к работе;
постоянный риск штрафных санкций;
однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям;
отсутствие должного вознаграждения за работу;
отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

Описание слайда:

Развитию СЭВ способствуют личностные особенности
высокий уровень эмоциональной лабильности;
высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций;
рационализация мотивов своего поведения;
склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний;
ригидная личностная структура.

Описание слайда:
Описание слайда:

Признаки СЭВ
СЭВ является комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения
или утомления.
У людей, пораженных СЭВ, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти, внимания), нарушения сна, личностные изменения.
Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.

Описание слайда:
Описание слайда:

Создание профессиональных союзов социальных работников
Союз социальных работников и социальных педагогов

Конференции и круглые столы
Обучающие семинары
Выпуск профессиональной литературы
Экспертиза проектов

Описание слайда:

Требование профессии – это непрерывное обучение
бакалавриат по направлению социальная работа
магистратура по направлению социальная работа
Дистанционное обучение
Очные курсы (72 часа, 1 год, 2 года)
Круглые столы, конференции
Творческие группы
Высшее Образование
Повышение квалификации
Другие формы, в том числе инновационные

Описание слайда:

Элементы образовательного процесса
взаимодействие
Практика
Профессиональная подготовка
Волонтерство
Теологическая подготовка

Описание слайда:

Появление новых проблем
Появление новых технических возможностей
- Новое поколение мигрантов
- Новые, сочетанные формы инвалидности
- Новое поколение пожилых людей
Социальная реклама
Продвижение благотворительных проектов в интернете
Новые формы фандрайзинга: краунсорсинг, краундфандинг
1
2
Подвижность социальной сферы

Описание слайда:
Описание слайда:

Коучинг
англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консалтинга и тренинга; от классических консалтинга и тренинга отличается тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Работа с коучем предполагает достижение определённой цели, новых, позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

Описание слайда:

Супервизорство
Образовательная функция. Она направлена на повышении квалификации социального работника. Супервизор в этом случае учит усваивать новые знания, делиться своим опытом, информирует, разъясняет, направляет, помогает найти необходимое решение, советует, консультирует, предлагает новые методики и технологии.
Поддерживающая функция. Она включает личностную поддержку социального работника, попытку снять или смягчить напряжение от работы, поиск дополнительных источников поддержания жизненного тонуса специалиста.
Контрольная функция. Отчасти она носит административный характер, и необходима не только на начальном этапе становления профессионала. Нужда в ней не отпадает и в дальнейшем, на последующих стадиях работы, как необходимое условие гарантии качества социального обслуживания.

Описание слайда:
Описание слайда:

Духовник
Духовник… зорко следил за тем, что над человеком и в человеке совершает Святой Дух, и взгревал бы Его действие, защищал бы против соблазнов или падений, против колебаний неверия. (Антоний Сурожский).
Помочь находить себя.
Помогать избавляться от ошибок.

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: