По вопросу согласования проведения работ

Обновлено: 15.05.2024

До введения в действие Земельного кодекса (далее – ЗК РФ) решения о предоставлении земельных участков зачастую принимались без проведения работ по межеванию и кадастрового учета. Соответственно, огромное количество земельных участков по сей день не имеет точных границ.

Суть дела.

Компания N заключила договор на проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка. При согласовании их местоположения возникли разногласия с собственником смежного земельного участка, который в это время также осуществлял межевание. Сложность заключалась в том, что смежная граница не была огорожена, а межа перекопана. Однако после того, как кадастровый инженер определил местоположение границ участка на местности, смежный собственник подписал акт согласования. Через день он обратился к руководителю компании N с просьбой подписать его акт согласования местоположения границ земельного участка. Считая конфликт исчерпанным, директор акт подписал.

Однако орган кадастрового учета принял решение о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка компании N ввиду пересечения одной его границы с границей участка смежного собственника, сведения о котором к этому времени уже содержались в государственном кадастре недвижимости.

Компания обратилась за правовой помощью.

Юрист предложил два варианта выхода из сложившейся ситуации: принять местоположение смежной границы по координатам характерных точек смежного собственника (в этом случае площадь земельного участка компании сокращалась бы на 1,5 сотки) или обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.

Учредители компании N выбрали второй – более сложный, но справедливый, с их точки зрения, вариант решения данной проблемы.

Установление границ земельного участка.

Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.

В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).

Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.

Порядок согласования местоположения границ.

Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

I этап. Подготовительный.

В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

  • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
  • получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
  • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Документы об извещении прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Обратите внимание: необходимо помнить, что извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано не позднее 30 дней со дня проведения данного собрания. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания.


II этап. Проведение согласования местоположения границ земельного участка.

В рамках данного этапа кадастровый инженер обязан осуществить следующие действия:

  1. проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей в соответствии с ч. 11 ст. 39 Закона № 221-ФЗ;
  2. обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания. Таким образом, кадастровые работы по установлению местоположения границ земельного участка должны быть осуществлены к моменту согласования (обязательно должны быть определены координаты характерных точек);
  3. указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

III этап. Заключительный.

В рассматриваемом деле представитель компании N подписал акт согласования местоположения границ земельного участка, не обратив внимание на оборотную часть документа, где чертежа земельного участка не было, что было выяснено только в судебном заседании.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Местоположение границ будет также считаться согласованным, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не подписали акт согласования местоположения границ, но и не представили обоснованные возражения в письменной форме. (В этом случае в акт вносится соответствующая запись.) Если в акте стоит подпись заинтересованного лица, кадастровый инженер может не принимать последующие возражения, так как в соответствии со ст. 40 Закона № 221-ФЗ и п. 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 в акт согласования местоположения границ земельного участка вносятся сведения о согласовании или содержание возражений заинтересованных лиц. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Таким образом, спор о границах земельного участка может возникнуть в случае отказа в согласовании местоположения границ заинтересованным лицом либо принятия органом кадастрового учета решения о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании п. 2 ч. 2 ст. 26 Закона № 221-ФЗ.

Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.

В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:

  1. Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:

  • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
  • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • кадастрового плана территории;
  • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.

При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.

Самыми существенными обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при установлении местоположения границ смежного земельного участка. Поэтому нужно провести контрольный замер поворотных точек вашего и смежного земельного участков. Необходимо обратить внимание на природные или искусственного происхождения объекты, существующие на местности 15 лет и более и позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Закон предписывает, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах нужно определять местоположение границ только по этим объектам, а не произвольно.

Следует изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Ими могут быть выписки из похозяйственной книги, технические паспорта и другие документы, где были определены размеры земельных участков, которые можно сравнить с размерами, полученными при контрольном замере.

В заключении кадастрового инженера должен быть сформулирован вывод на предмет соответствия проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка требованиям законодательства РФ и возможных вариантов решения земельного спора.

  1. Подготовить исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка, в основу которого нужно положить заключение кадастрового инженера. Существует определенная сложность в формулировании исковых требований. В связи с тем что сведения о земельном участке включаются в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), исковые требования необходимо изложить следующим образом:
  • признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане и кадастровой выписке о земельном участке заинтересованного лица, кадастровой ошибкой в сведениях;
  • установить смежную границу между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с поворотными точками, указанными в межевом плане вашего земельного участка);
  • обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
  1. Подать исковое заявление в суд. В качестве ответчика следует привлечь смежного землепользователя. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.

На что необходимо обратить внимание после подачи иска в суд?

Перед экспертом нужно поставить следующие вопросы:

  1. Проведены ли кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка кадастровый № 1 в соответствии с требованиями законодательства РФ?
  2. Проведены ли кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка кадастровый № 2 в соответствии с требованиями законодательства РФ?
  3. Накладываются ли границы земельных участков друг на друга? Если да, то какова площадь наложения?
  4. По координатам каких характерных точек необходимо установить местоположение смежной границы между земельными участками?

К сведению: если эксперт согласился с вашей позицией по делу, то с большой вероятностью можно утверждать, что суд примет решение в вашу пользу.

Постановка земельного участка на кадастровый учет.

После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.

Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


Вопросы согласования границ земельных участков

Вопросы согласования границ земельных участков

Согласование границ земельных участков для их собственников имеет большое значение, так как внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах избавит правообладателей от проблем из-за возможных споров, в том числе с соседями и с органами публичной власти. Сегодня на вопросы о согласовании границ данных участков, поступившие от садоводов и огородников, отвечает главный специалист-эксперт отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Омской области, государственный регистратор

– В каких случаях проводится процедура согласования местоположения границ земельных участков?

– Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности.

Установление границ на местности не разрешается в случае, если:

- земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

- подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в ЕГРН, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

- подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

- Какие заинтересованные лица вправе участвовать в процедуре согласования?

– Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

– собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями, или казенным предприятиям – в постоянное (бессрочное) пользование);

– пожизненного наследуемого владения;

– постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

– аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

От имени правообладателей смежных земельных участков (заинтересованных лиц) в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

В согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также:

– представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников),

– представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, уполномоченный решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц),

– представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, уполномоченный решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования).

В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

– Какие предусмотрены способы согласования местоположения границ земельного участка?

– Законодательством предусмотрено два способа проведения согласования границ земельного участка:

– посредством проведения собрания заинтересованных лиц;

– в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

Способ проведения процедуры согласования (посредством проведения собрания либо в индивидуальном порядке) выбирает кадастровый инженер.

Если согласование проводится посредством проведения собрания, заинтересованные лица должны быть извещены об этом в срок не менее чем 30 дней до дня проведения данного собрания. Извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ направляются заинтересованным лицам по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, вручаются под расписку, либо опубликовываются в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.

В извещениях, помимо сведений о месте, дате и времени проведения собрания, указываются сведения о заказчике и кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, о кадастровом номере и адресе земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, о смежных с ним земельных участках, либо указывается кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены данные земельные участки, а также представлен порядок ознакомления с проектом межевого плана.

Независимо от выбранного способа согласования, кадастровый инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей, обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания, указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

–Для чего нужен акт согласования местоположения границ земельного участка?

–Результат согласования границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не подписали акт согласования местоположения границ либо в письменной форме не представили свои возражения, то в акт согласования вносится соответствующая запись. При этом акт считается согласованным. В таком случае к межевому плану обязательно прилагаются документы, подтверждающие, что заинтересованное лицо было должным образом извещено о проведении собрания.

Если местоположение границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно согласования, то в акт согласования вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

О подготовке, согласовании и утверждении проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 октября 2020 г. № 1715

МОСКВА

О подготовке, согласовании и утверждении проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых

В соответствии со статьей 232 Закона Российской Федерации "О недрах" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о подготовке, согласовании и утверждении проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

2. Дополнить пункт 1 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. № 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 10, ст. 1100), словами ", за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых".

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 20 октября 2020 г. № 1715

ПОЛОЖЕНИЕо подготовке, согласовании и утверждении проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых

1. Настоящее Положение устанавливает порядок подготовки, согласования и утверждения проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых (далее - проектная документация).

2. Подготовка проектной документации предусматривает разработку методических подходов, технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.

3. Подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации (далее - проектная организация), в соответствии с правилами подготовки проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми в соответствии со статьей 232 Закона Российской Федерации "О недрах" (далее - правила подготовки проектной документации).

4. Проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью (при наличии) этой организации и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке.

5. Проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию (далее - комиссия). Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию.

6. В состав комиссии включаются представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и уполномоченных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

К работе комиссии привлекаются при необходимости специалисты специализированных научно-исследовательских, проектных и иных организаций в сфере недропользования.

7. Состав и содержание проектной документации определяются правилами подготовки проектной документации.

8. Для согласования проектной документации пользователь недр подает в Федеральное агентство по недропользованию заявление, которое должно содержать:

наименование и организационно-правовую форму, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации, идентификационный номер налогоплательщика, адрес места нахождения, телефон, факс и адрес электронной почты пользователя недр - для юридического лица;

фамилию, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, телефон, факс и адрес электронной почты - для индивидуального предпринимателя.

реквизиты лицензии на пользование участком недр для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых с реквизитами всех изменений.

Заявление подается в электронном виде и подписывается электронной подписью уполномоченного представителя пользователя недр в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи" или на бумажном носителе (в случае подачи заявления и прилагаемых к нему документов лично либо почтовым отправлением).

9. К заявлению, указанному в пункте 8 настоящего Положения, прилагается проектная документация, подписанная уполномоченным представителем пользователя недр и скрепленная печатью (при наличии) пользователя недр.

Пользователь недр вправе представить проектную документацию посредством использования официального сайта Федерального агентства по недропользованию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

10. Представленная на согласование проектная документация рассматривается Федеральным агентством по недропользованию на предмет соответствия требованиям, предусмотренным правилами подготовки проектной документации.

Проектная документация, представленная на согласование в Федеральное агентство по недропользованию, соответствующая установленным требованиям, направляется на рассмотрение комиссии в течение 3 рабочих дней со дня ее представления пользователем недр.

Проектная документация, не соответствующая установленным требованиям, возвращается пользователю недр Федеральным агентством по недропользованию с указанием причин возврата в течение 5 рабочих дней со дня ее представления.

11. Рассмотрение проектной документации осуществляется комиссией в течение 25 рабочих дней со дня направления ее в комиссию.

По результатам рассмотрения проектной документации комиссия принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации, которое направляется пользователю недр в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения в электронном виде на адрес электронной почты, указанный в заявлении. Пользователь недр вправе дополнительно получить решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации на бумажном носителе на основании соответствующего заявления.

12. Основаниями для принятия комиссией решения об отказе в согласовании проектной документации являются:

а) несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами, и (или) требованиям законодательства Российской Федерации о недрах;

б) несоответствие проектной документации требованиям к составу и содержанию проектной документации, предусмотренным правилами подготовки проектной документации.

13. В решении об отказе в согласовании проектной документации приводятся обоснование отказа и рекомендации по доработке проектной документации. Указанное решение подписывается председателем комиссии или лицом, его замещающим.

14. Решение о согласовании проектной документации подписывается секретарем комиссии, утверждается ее председателем или лицом, его замещающим, скрепляется печатью Федерального агентства по недропользованию.

15. Проектная документация, прошедшая согласование с комиссией в соответствии с настоящим Положением, утверждается пользователем недр.

16. Подготовка, согласование и утверждение изменений (дополнений), вносимых в проектную документацию, осуществляются в порядке, установленном для подготовки, согласования и утверждения проектной документации.

Вопрос: Несоблюдение срока выполнения работ по технологическому присоединению.

Здравствуйте. Меня очень интересует, когда же наконец к нашему участку подведут электричество?Заявку И-20-00-217077/102/В 8, подали в декабре 2020 и заключили договор с вашей компанией. В конце апреля 2021 года должны были подвести электричество к нашему участку в селе Петровском, г.о. Щёлково, но нет, продлили срок до 7.06.2021г.,при чем никакого доп. соглашения я не подписывала! НО на сегодня до сих пор никаких работ не выполнено. Что происходит? Почему вы нарушаете сроки технологического присоединения? У вас как всегда найдется ответ с извинениями, что много работы у вас, и вроде я должна вас понять да!? Но и вы поймите меня, у меня тоже свои планы на дальнейшие работы на этом участке, но без электричества дело встало. Прошу вас провести электричество к нашему участку на этой неделе. Согласно договору! Спасибо.

Вопрос: регистрация электронного счетчика

Автор: Стеблинец Светлана Аркадьевна

Светлана Аркадьевна, добрый день. Обратитесь в электросетевую компанию, кто устанавливал счетчик.

Вопрос: Переоформление света на собственника (купля продажи участка)

Добрый день! Купили участок в д. Зиброво, имеется электросчетчик, свет на старого владельца оформлен, как узнать лицевой счёт счётчика и переоформить на себя свет. И как подать к вам заявку на подключение мощности с 220 на 360 кВт? Спасибо, жду с нетерпением вашего ответа!

Автор: Юлия Шпилёва

Вопрос: Работы в охранной зоне

Какие работы в охранной зоне кабеля можно проводить без согласования на немежеванной территории? Необходимо ли присутствие представителей эксплуатации при межевании для выноса на кадастр?

Иван, добрый день. Немного не мой профиль. Производить земляные работы без согласований и ордера запрещено.

Вопрос: согласование топоплана

возникла необходимость перенести 5 метров действующего газопровода в месте подключения к дому ИЖС на участке ИЖС (кадастры росреестр, межевание проведено), в связи с тем что в охранную зону на этом участке газопровода попала часть здания и часть планируемой пристройки, заодно поставить счетчик. какие мои действия.

Вопрос: Дергайково участок

Хотим подключить участок на 15 кв с чего нам начать и по какому адресу обращаться и сколько по деньгам выйдет

Полный список населеных пунктов, обслуживающие Истринский РЭС

Адуево, Александрово, Алексеевка, Алексино, Алехново, Ананово, Андреевское, Аносино, Антоновка, Армягово, Бабкино, Березовка, Бодрово, Большое Ушаково, Борзые, Борисково, Борки, Бочкино, Брыково, Будьково, Бужарово, Букарево, Буньково, Бутырки, Васильевское-Голохвастово, Веледниково, Вельяминово, Веретенки, Верхотурово, Воронино, Воскресенки, Высоково, Гидроузел им.Куйбышева, Глебово, Глебово-Избищи, Глебовский, Глинки, Головино, Гомово, Гордово, Горки, Горнево, Горшково, Граворново, Гребеньки, Давыдково, Давыдовское, Дарна, Дедешино, Дедово-Талызино, Дедовск, Дедовской школы-интерната, Денежкино, Деньково, Дергайково, Долево, дома отдыха Румянцево, дома отдыха им.Чехова, Дубровское, Дуплево, Духанино, Дьяково, Еремееево, Ермолино, Ефимоново, Жевнево, Жилкино, Житянино, Загорье, Захарово, Зеленково, Зеленый Курган, Зенькино, Зорино, Зыково, Ивановское, Ивановское, Ильино, Исаково, Истра, Карасино, Карцево, Качаброво, Кашино, Киселево, Козенки, Колшино, Кореньки, Корсаково, Кострово, Котерево, Котово, Красная Горка, Красновидово, Красный, Красный Поселок, Крюково, Крючково, Курово, Курсаково, Куртниково, Кучи, Ламишино, Ламоново, Ленино, Леоново, Лесодолгоруково, Лечищево, Лешково, Лисавино, Лобаново, Лужки, Лукино, Лучинское, Лыщево, Львово, Мазилово, Максимовка, Малое Ушаково, Манихино, Мансурово, Марково-Курсаково, Мартюшино, Матвейково, Медведки, Меры, Михайловка, Мыканино, Надеждино, Надовражино, Назарово, Нижневасильевское, Никитское, Никольское, Никулино, Новинки,Новодарьино, Новопетровское, Новораково, Новоселово, Обновленный Труд, Обушково, Огарково, Огниково, Октябрьский, Онуфриево, ОПХ "Манихино", Павловская Слобода, Павловское, Падиково, паснсионата "Березка", Парфенки, Первомайский, Первомайское, Петрово, Петровское, Петушки, Пионерский, Пирогово, Писково, Подпорино,Покоево, Покровское, Полевшина, Пречистое, Раково, Ремянники, Родионцево, Рождествено, Рожново, Рубцово, Румянцево, Рыбушки, Рыжково, Рычково, Савельево, Садки, Санниково, Сафонтьево, Северный, Селиваниха, Синево, Скоябино, Слабошеино, Славково, Снегири, Сокольники, Сорокино, станция Лукино, станция Манихино, Станция, Сысоево, Талицы, Татищево, Телепнево, Троица, Троицкий, Трусово, Турово, Ульево, Устиново, Федоровка, Филатово, Фроловское, Хволово, Хмолино, Хованоское, Холмы, Холщевики, Хуторки, Чаново, Часовня, Черная, Чесноково, Хеховский, Чудцево, Шаблыкино, Шапково, Шебаново, Шеино, Шелковая Гора, Шишаиха, Юркино, Юрьево, Ябедино, Ядромино, Якунино, Федюково, Шелудьково

Вопрос: Ограничения ЛЭП

Здравствуйте, купила участок, а он в охранной зоне ЛЭП БЫЛ до 2015 года, по новому кадастровому паспорту ограничения нет. Но с при купли продажи выяснилось, что все таки ограничения есть. Что нужно делать, и с чего начать что б снять ограничения?

Мария, добрый день. Нужно обращаться в электросетевую компанию, на чьем балансе стоит ЛЭП.

Вопрос: К какой сети подключено моё СНТ Ягодка

Добрый день ! Хотел бы узнать , что за поставщик нашего снт , я хотел свой участок перевести на прямой договор что бы платить на прямую поставщику за электричество по квитанциям ? участок Находиться шатурской области , село Бакшеево СНТ Ягодка , это бывшие Реутовские дачи . кадастровый номер номер участка 50:25:0020303:130

Автор: Александр Николаевич Артюхин

Александр Николаевич, добрый день. Мне кажется Россети Московский регион. Перевести получится в том случае, если электросетевое хозяйство в собственности сетевой компании. Если же трасформаторная подстанция и опоры находятся на балансе СНТ, перейти на прямой договор не получится.

Вопрос: Сергиев посад

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, 1. отделение Мособлгаз в Сергиевом Посаде подчиняется Минэнерго? 2. Поступила такая жалоба: "если заключён договор на обслуживание с мособлгазом аж в 2017 году . В 2018 году они у меня были ровно 5 минут - я их вызывала . Взяли 1800. С тех пор - ни разу не были . В 2020 году в рамках кап ремонта нам поменяли газовую подводку к дому и к нашим плитам - Пересвет , Строителей 1 . Это тоже считается обслуживанием"

Наталья, добрый день.

Вопрос: Увеличение мощности до 15 квт

Кому и в каком формате подать заявление чтобы получить дополнительное увеличение мощности до 15 квт. в деревне для жилого дома (имеется присоединение на 2 квт)

Елена, добрый день. Нужно обратиться к той сетевой организации, которая облуживает ваш населенный пункт. Стоимость 550 р. Подать можно нарочно, можно в личном кабинете на сайте.

1.2. Обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:

К протоколу общего собрания могут быть приложены иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания. Приложения являются неотъемлемой частью протокола общего собрания.

В повестке и решении общего собрания по вопросу установки ограждающих устройств указываются обязательные сведения:

В Порядке въезда/выезда на придомовую территорию должно быть прописано:

  • каким образом обеспечивается доступ экстренным службам, описание системы незамедлительного открытия шлагбаумов (гарантийное письмо для подтверждения обязательств по предмету заключаемого Договора);
  • каким образом обеспечивается проезд на придомовую территорию автовладельцев – собственников помещений МКД;
  • каким образом жильцы дома, не имеющие автомобиля, могут воспользоваться правом проезда через шлагбаум в случаях доставки заказов, грузов, вызова такси, гостевой доступ и т.п.
  1. Порядок оплаты установки и обслуживания шлагбаумов – сумма единовременного платежа на установку шлагбаумов и ежемесячная/ежегодная оплата на обслуживание, диспетчеризация, осуществляемая за счет собственные средства собственников помещений МКД.

Требования по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного проезда на придомовую территорию экстренных служб

Воспрепятствование деятельности федеральных органов экстренных служб влечет административную, а в случае негативных последствий для жизни и здоровья людей – уголовную ответственность.

Использование земельного участка

На общем собрании собственники МКД принимают решения об использовании земельного участка в границах расположенного многоквартирного дома.

Утвержденный проект межевания территории, на которой располагается многоквартирный дом, либо письменной подтверждение о его отсутствии, выданные Департаментом городского имущества города Москвы , прилагаются к решению общего собрания собственников помещений в МКД.

Контактная информация Департамента городского имущества:

Фактический адрес: 123112, г. Москва, 1-й Красногвардейский проезд, д. 21, стр. 1

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, соответственно для такого дома не установлены границы земельного участка, то установка ограждающих устройств не предусмотрена.

В случае если ограждающее устройство устанавливается для регулирования въезда и (или) выезда транспортных средств на придомовые территории двух и более многоквартирных домов, то установка таких устройств осуществляется на основании принятых на общих собраниях решений собственников помещений всех таких МКД или по результатам опроса среди собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в рамках реализации пилотного проекта "Электронный дом" при условии, что в каждом опросе приняли участие и проголосовали за установку ограждающего устройства не менее половины от общего числа физических лиц - собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 44, пунктом 1 статьи 46 Жилищного Кодекса РФ решение об установке ограждающих устройств принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Перечень документов, необходимых для регистрации обращения

(Типовая форма обращения в адрес Совета депутатов муниципального округа)

От уполномоченного собственниками лицом направляется обращение в органы местного самоуправления на имя Совета депутатов муниципального округа Некрасовка с приложением пакета документов (прошитый, прономерованный и заверенный подписью с одновременным направлением документов на электронном носителе):

1. Письменное подтверждение о наличии (или отсутствии) утвержденного проекта межевания территории, выданное Департаментом городского имущества города Москвы (+ на электронном носителе).

2. Протокол общего собрания собственников МКД (с отметкой УК или Мосжилинспекции) в полном объеме в соответствии с Приказом от 28.01.2019 №44/пр. и приложениями с указанием сведений:

- о лице, уполномоченного представлять интересы собственников помещений в МКД по вопросам, связанным с установкой ограждающих устройств и их демонтажем. Сведения об избрании уполномоченного должны содержаться в повестке и решении общего собрания;

3. Утвержденный решением общего собрания собственников ПРОЕКТ РАЗМЕЩЕНИЯ ОГРАЖДАЮЩЕГО УСТРОЙСТВА на схеме придомовой территории с указанием типа, размера, внешнего вида, места размещения и количества ограждающих устройств, порядок эксплуатации в пределах установленных границ придомовой территории.

Детальное графическое изображение места размещения шлагбаумов предоставляется на бумажном и электронном носителе.

4. Утвержденный решением общего собрания собственников ПОРЯДОК ВЪЕЗДА/ВЫЕЗДА на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений и иных лиц, с приложением гарантийного письма, подтверждающего обязательства по обеспечению диспетчеризации въезда/выезда экстренных служб на придомовую территорию с описанием системы незамедлительного открытия шлагбаумов (+ на электронном носителе)

На следующий рабочий день со дня поступления в Совет депутатов документов проект размещения ограждающих устройств и информация о планируемой дате рассмотрения вопроса об установке ограждающих устройств на заседании Совета депутатов размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления и управы района Некрасовка.

Решение о согласовании установки ограждающего устройства либо об отказе в согласовании принимается Светом депутатов в срок не позднее 30 дней со дня регистрации документов и направляется уполномоченному собственниками лицу, в управу района Некрасовка не позднее 5 рабочих дней со дня его принятия, размещается на официальных сайтах органов местного самоуправления и управы района Некрасовка не позднее 8 рабочих дней.

По результатам положительного согласования Советом депутатов решения собственников МКД об установке ограждающих устройств на придомовой территории уполномоченным собственниками лицом в течение трех дней после запуска работы ограждающих устройств в адрес главы муниципального округа Некрасовка направляет уведомление о начале работы и об обеспеченном доступе экстренным службам на указанную придомовую территорию (копия документа, подтверждающий автоматическую диспетчеризацию экстренным службам).

Основаниями для отказа в согласовании советом депутатов установки ограждающего устройства являются:

1. Несоблюдение требований по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного проезда на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб;

2. Создание ограждающим устройством препятствий или ограничений проходу пешеходов и (или) проезду транспортных средств на территории общего пользования, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (далее - территории общего пользования).

Запрещается установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход пешеходов и проезд транспортных средств на территории общего пользования.

В случае нарушения требований при установке ограждающих устройств ограждающие устройства подлежат демонтажу и перемещению на специально организованные для хранения площадки (далее - демонтаж) в порядке и на условиях, аналогичных порядку, установленному для освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

Ограждающие устройства демонтируются в случае, если они препятствуют проведению работ по благоустройству территории, строительству (реконструкции) и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, при условии компенсации затрат собственников помещений в многоквартирном доме на приобретение и установку такого ограждающего устройства, определяемых на основании отчета независимой оценки.

Все споры, возникающие между собственниками помещений многоквартирного дома, иными заинтересованными лицами по вопросам установки, эксплуатации и демонтажа ограждающих устройств решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в судебном порядке.

Читайте также: