Кто продает билеты в автобусе профессия

Обновлено: 02.05.2024

Количество билетов, проданных в интернете утраивается каждый год. Автобусным перевозчикам нужно уметь продавать свои услуги в сети. Те, кто не научатся – уйдут с рынка. Мы расскажем о важных вещах, которые нужно знать перевозчику для успешного продвижения в интернете.

Работая над Октобусом, нашей системой для управления автобусными перевозками, мы общаемся со многими автобусными перевозчиками.

Часто бывает так, что даже сравнительно крупные бизнесы не очень хорошо понимают важность продажи билетов в интернете.

Мы решили рассказать о главных моментах, на которые нужно обратить внимание каждому, кто зарабатывает на автобусных перевозках.

Многие перевозчики считают, что сотрудничества с существующими сайтами по продаже билетов (будем называть их дистрибьюторами) вполне хватит для безоблачной жизни.

Особенно это касается международных маршрутов, где конкуренция уже очень велика. Впрочем, на междугородних направлениях тоже скоро будет непросто найти своего пассажира.

Безусловно, нужно использовать все каналы продаж и обязательно предлагать свои маршруты везде, где это только возможно. Но вы должны понимать, что это не даёт никакой гарантии стабильных продаж.

Более того, если доля ваших продаж у сторонних дистрибьюторов велика, вы от них зависите. Завтра дистрибьютор поднимет комиссию до 35-40%, будет выдавать в поиске первыми рейсы вашего конкурента, а то и сам станет перевозчиком и откроет рейс по вашему маршруту.

В авиации в сети продаётся 98% всех билетов и дистрибьюторы правили бал до последнего времени. Но уже несколько лет авиакомпании отдают приоритет собственным продажам. Никто не хочет зависимости.

По опыту западного рынка и авиации, для независимости и устойчивости, перевозчику нужно продавать от 30% своих билетов самостоятельно.

Сейчас у многих перевозчиков есть сайты. Немногие из них способны продавать, и это главная проблема.

Пассажиру – вашему клиенту – всё равно, какая история у вашего предприятия, большая ли материально-техническая база и даже фотографии ваших автобусов не помогут. Если человек зашёл на ваш сайт, вы должны продать ему свою главную услугу – перевозку.

И тут у большинства перевозчиков начинаются сложности. Есть сайты, на которых билет вообще не купить (зато можно узнать, что АТП существует с момента Крещения Руси). Есть страницы, где можно только забронировать билеты, с трудом нащупав маленькую кнопку бронирования между фото автобусов и фото владельца.

Так делать не нужно. Если уж и тратить деньги на сайт, он должен максимально эффективно делать одну главную вещь – продавать билеты.

Тут есть небольшие хитрости. Остановимся на главных моментах:

  • Сайт должен быть максимально простым и без лишней информации;
  • Дизайн должен быть минималистичным и иметь крупные удобные элементы для поиска и покупки билетов;
  • Обязательно иметь мобильную версию, которая будет максимально адаптирована для покупки билетов со смартфонов (почти 70% людей зайдут на ваш сайт с телефона);
  • Вы должны подключить и правильно настроить платёжный шлюз и убедиться, что платежи с банковских карт проходят без проблем;
  • Ваш сайт должен быть быстрым, поиск и продажа билетов также должны работать без тормозов и ошибок

Ключевой элемент сайта для перевозчика – интеграция с системой продажи, бронирования и управления инвентарём (инвентарь – это расписания, тарифы и информация о свободных местах). Если у вас такой системы нет – плохо, она вам нужна.

Решение для тех, у кого есть лишние $10 000+: написать свою систему управления инвентарём и интегрировать её в свой сайт. А ещё можно воспользоваться недорогим готовым решением. Октобус, например, может сгенерировать продажный модуль за пару минут, который легко встраивается в любой сайт.

Итак, хороший продажный сайт у вас есть. Можно расслабиться и подсчитывать прибыли? Как бы не так.

Подавляющее число перевозчиков считают, что наличие сайта автоматически равняется хорошим продажам. И очень искренне удивляются, когда на их сайт никто не заходит.

Вы должны научиться продвигать свой сайт в интернете и не только. Причём сделать это придётся вам самим или вашим толковым сотрудникам. Привлекать подрядчика (рекламное агентство) будет скорее всего дорого и невыгодно.

Всё не так сложно, как кажется. Начать стоит с определения своей стратегии. Если вы небольшой перевозчик и основной доход вам приносит один-два маршрута – именно их вам и нужно рекламировать.

Посмотрите, как создавать и настраивать контекстную рекламу в Гугле. Если конкуренция на вашем направлении невелика (или ваши конкуренты не рекламируются онлайн), контекстная реклама может привлечь на ваш сайт много покупателей. Для одного-двух маршрутов несложно самому настроить и вести рекламную компанию, в интернете много материалов об этом.

Если маршрутов у вас много, среди них есть протяженные или международные и у вас есть свой бренд – стоит именно его и продвигать. Тут тоже пригодится контекстная реклама, ещё стоит попробовать так назваемое SEO-продвижение. SEO – это специальные техники поисковой оптимизации, которые позволяют вашему сайту попасть на первую страницу поисковой выдачи Гугла бесплатно.

Самостоятельно такое уже не потянуть, поэтому стоит нанять специализированное рекламное агентство. Тут главное, чтобы подрядчик не просто тянул из вас деньги, а гарантировал возврат ваших инвестиций в рекламу. Математика проста – на каждый вложенный в рекламу доллар вы должны получить доход с вашего сайта, превышающий вложения.

Вообще, у наших перевозчиков есть предубеждение против рекламы, мол, деньги на ветер. Во многом, из-за того, что сами перевозчики раньше не продавали свои услуги, за них это делали автовокзалы. Вместе с либерализацией рынка придёт конкуренция и заставит научиться продавать.

Автобусные перевозки, как и любой бизнес из сферы услуг для населения, требует отдельной постоянной статьи расходов на рекламу и продвижение. Считается, что для сферы услуг на рекламу должно уходить от 15 до 30% стоимости вашей услуги. Если ваш годовой оборот, скажем, 10 миллионов, вы должны тратить на рекламу минимум 125 тысяч в месяц. Поверьте, эти инвестиции быстро окупятся при правильном подходе.

Итак, главные советы для маркетинга и продвижения вашего сайта для продажи билетов:

  • Предложите клиентам главную выгоду от покупки билетов на вашем сайте – низкую цену. Помните, что собственная продажа будет стоить на 10-30% дешевле, чем продажа через дистрибьюторов и автовокзалы. То есть, снизив на этот же процент цену билетов на своём сайте, вы ничего не потеряете!
  • Определитесь с приоритетами и бюджетом на рекламу: вы должны выбрать основные рейсы/сегменты для рекламы, понять, будете ли вы продвигать свой бренд (если он есть), или конкретное направление и выделить ежемесячную сумму на рекламу;
  • Продвигайте свой сайт бесплатно всеми возможными способами – наклейки на автобусах, наклейки на окна у каждого ряда, реклама на подголовниках, раздача визиток экипажем;
  • Традиционные рекламные каналы могут быть очень эффективны: рекламируйте свой сайт в местных газетах и на радио, ищите недорогие места для размещения наружной рекламы в тех населённых пунктах, которые дают вам пассажиропоток.

Эти советы не представляют из себя ничего сверхъестественного, но по нашему опыту, они достаточно эффективны. Вы получите 30% собственной продажи уже через полгода после их применения. Главное тут изменить мышление – понять, что продавать самому необходимо, и делать это надо в интернете.

При этом, нужно не забывать и о других каналах продажи, например, о продажах по телефону.

Вообще говоря, самые успешные перевозчики научились эффективно продавать везде: в онлайне, по телефону и с помощью собственной агентской сети. Это позволяет им быть независимыми от автовокзалов, дистрибьюторов и выигрывать конкуренцию.

Пассажиру междугородного автобуса на заметку: права, обязанности, типичные заблуждения

Каждому из нас приходится пользоваться услугами междугородных пассажирских перевозок, автобусами. И, к сожалению, зачастую приходится констатировать, что пассажиры не знают о своих правах, забывают о своих обязанностях, а также пребывают в заблуждении относительно отдельных моментов автобусных перевозок.

Бесплатные туалеты на автовокзалах и автостанциях

Пункт 21 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства России № 112 от 14 февраля 2009 года (далее в статье – Правила), гласит, что любой пассажир имеет право бесплатно воспользоваться расположенными в здании автовокзала и автостанции туалетами и залами ожидания, если у него есть билет на автобус, отправляющийся из данного пункта, прибывающий в него или проходящий его.

Вы можете бесплатно воспользоваться туалетом на автовокзале или автостанции:

  • в день отправления своего автобуса – на автостанции отправления;
  • на автовокзале или автостанции, на которой автобус совершил промежуточную остановку;
  • в течение двух часов с момента прибытия автобуса – на автовокзале или автостанции, на которую вы прибыли рейсовым автобусом.

У автора статьи имеется положительная практика привлечения к административной ответственности недобросовестных владельцев автостанций, требовавших плату за вход в туалет. Административный штраф Роспотребнадзора составил 15 000 рублей, подробнее об этом можете прочитать здесь.

Добровольно-принудительная страховка к билету

Пересадка в другой автобус в случае поломки или аварии

Зачастую пассажиры регулярных рейсов волнуются: что будет с ними, если автобус попадет в аварию или сломается в пути, т. е. не сможет продолжить путь?

Этот вопрос урегулирован пунктом 53 вышеупомянутых Правил: водитель вашего автобуса или сопровождающий автобус представитель перевозчика обязаны принять меры к пересадке пассажиров в другой попутный автобус. Если водитель этого не сделал – звоните по контактному телефону перевозчика либо по телефонам контролирующих органов, номера которых должны быть вывешены в салоне автобуса (пункт 37 Правил).

Возврат билета в случае опоздания на автобус

Да, если вы опоздали на свой автобус – не все потеряно. Подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Устава автомобильного транспорта говорит, что опоздавший пассажир имеет право получить обратно стоимость билета (за вычетом 25 %, комиссионных и сервисных сборов) в течение 3 часов с момента отправления автобуса, а в случае болезни или несчастного случая (при наличии подтверждающих документов) – в течение 3 суток с момента отправления автобуса.

Для возврата билета нужно обратиться либо в ту билетную кассу, в которой вы покупали билет, либо в билетную кассу на автостанции отправления с билетом и паспортом.

Доплата за уже купленный билет незаконна

Бывает, что перевозчик по некоторым причинам уже после покупки билета заменяет автобус на более комфортабельный, билет на который стоит дороже. С вас требуют доплатить за комфортабельность или дополнительные услуги.

Данное требование незаконно на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 23 Устава автомобильного транспорта. Если вас отказываются посадить в автобус с имеющимся билетом без доплаты – требуйте книгу жалоб, звоните по телефонам контролирующих органов и вызовите полицию по телефону 102.

Миф первый: автобус обязан подождать опаздывающего пассажира или подсадить его за пределами автостанции

Реальность: ни один нормативный акт не обязывает перевозчика посадить вас за пределами автостанции и, тем более, ждать опаздывающего пассажира. Более того, за посадку пассажира вне установленного остановочного пункта водитель автобуса может понести административную ответственность в виде штрафа от 3000 до 5000 рублей.

Если вы опаздываете на автобус – будьте готовы сдать билет в кассу и получить деньги за вычетом 25 % стоимости, либо переоформить билет на другой автобус и доплатить 25 % стоимости.
Если вы опаздываете по вине другого перевозчика – будьте готовы все претензии предъявить тому перевозчику, по вине которого вы опоздали.

Миф второй: электронный билет на автобус распечатывать не нужно

Реальность: Правила в настоящее время требуют именно бумажного билета. Если вы купили билет на каком-то сайте, то должны самостоятельно распечатать этот билет. В кассе автовокзала или автостанции не обязаны распечатывать ваш электронный билет, либо имеют право потребовать за распечатку дополнительную плату.

Помните, что, продавая такой билет, перевозчик сообщает вам о том, каким образом сообщить ему о том рейсе, которым вы хотите уехать. И сообщать перевозчику о своих намерениях нужно заблаговременно.

Несколько советов пассажирам

Оплатив проезд водителю (это не запрещено), требуйте билет и сохраняйте его до конца поездки. Билет – гарантия того, что Вы сможете защитить свои права потребителя.

О том, кем хочет работать контролер общественного транспорта, с какими опасностями ему приходится встречаться и кого он принципиально не штрафует, читайте в материале специального корреспондента портала Москва 24 Анатолия Федотова.


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Рабочий день у каждого контролера в общественном транспорте начинается по-разному. Но сотруднику ГКУ “Организатор перевозок” Дмитрию Новикову, чтобы попасть на работу, приходится вставать в 5 часов утра и ехать в сторону метро “Выхино”. Ему всего 25 лет, но уже есть семья и маленький ребенок, который не всегда дает вдоволь поспать ночью.

Невнимательные зайцы


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Несмотря на все жизненные трудности, как доблестный блюститель оплаты проезда, Дмитрий начинает свою смену в автобусе №841 в хорошем настроении. Правда, сегодня немного волнуется из-за наличия фотографа. Он работает в Юго-Восточном и Восточном округах и за день проверяет 25-30 автобусов – это примерно две тысячи совершенно разных людей. По его словам, после того, как во всем наземном транспорте убрали турникеты, работы у него прибавилось.

"Многие не хотят платить штраф, хотя в сравнении он не очень большой. В Германии, например, намного строже – за безбилетный проезд – порядка 60 евро. Я сам решаю, выписывать штраф человеку или нет, поэтому, бывает, что прощаю на первый раз. Бывают же непредвиденные ситуации у человека, и люди все разные. Кто-то, например, на жалость больше давит", – рассказывает он.


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

После утреннего часа пик в автобус людей много не заходит, а те, кто вошел, ответственно прикладывают свои билеты и карточки к валидаторам. Но контролер все равно проверяет билет на всякий случай, так как бывает, что пассажиры не оплачивают проезд из-за невнимательности. Также сразу заметны люди из других городов, которые заходят в автобус с деньгами в руках и не знают, где купить билет.

"В основном в часы пик зайцев нет, больше всего их, когда в автобусе едет человек двадцать. Например, на этом маршруте постоянно ловят пять-шесть безбилетников за смену. Честно говоря, мало таких зайцев, у которых действительно нет билета, в основном люди просто прикладывают карту и не смотрят, провалидировали ее или нет", – пояснил контролер.

От угроз до заточки

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Смена у контролера продолжается. Круговой маршрут занимает порядка 40 минут: по 20 минут в обе стороны. Дмитрий внимательно смотрит за входящими пассажирами: если видит, что приложили билет и загорелась зеленая лампочка, то уже не проверяет. Никто из пассажиров не противится законному требованию предъявить для проверки билет, некоторые даже сами дают карточку. Но встречаются явно агрессивные пассажиры, которые могут даже угрожать оружием.

Например, у Дмитрия был случай, когда безбилетник, совсем не дружелюбно настроенный, угрожал ему заточкой. Но Дмитрий не испугался и высадил зайца на следующей остановке. Одному из его коллег вместо билета предъявляли травматическое оружие в кармане.

"Еще в нашем отделе случай был, когда девушка-контролер спросила билет у пассажира, а он сначала выбежал из автобуса, потом обратно забежал и ударил ее по лицу, затем снова убежал", – вспомнил собеседник.


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Для таких из ряда вон выходящих случаев Дмитрий носит видеорегистратор: он записывает видео и звук в течение всей смены контролера. Обычно устройство помогает решать спорные моменты и разбирать жалобы. Так контролеры могут доказать свою честность и непредвзятость.

"По человеку сразу видно. Если он странный или неадекватный, настроен грубо к тебе, то нет смысла к нему подходить вообще, если станет угрожать, то можно просто высадить его", – добавил Дмитрий.

Маленькие девочки и пожилые женщины


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

А вот в автобус сел потенциальный заяц, который не приложил к валидатору билет. Дмитрий пошел разбираться в ситуации. Оказалось, что проезд не оплатила несовершеннолетняя девочка. По словам Дмитрия, чтобы выписать ей штраф, а точнее, ее родителям, нужно ехать в отделение полиции, связываться с родственниками и только потом уже писать постановление. Получить протокол могут только те граждане, которым уже исполнилось 18 лет. В итоге девочка осознала свою неправоту, оплатила разовый проезд у водителя и доехала до нужной остановки.

При этом у нашего контролера есть свои принципы, которые он не нарушает даже на работе. Например, не штрафует пожилых женщин. Он объяснил, что всегда представляет на месте такой пассажирки свою мать, которая может попасть в подобную ситуацию по рассеянности.


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

"Я думаю, у каждого есть свои возрастные рамки – кому выписывать штраф, а кому нет. Я, например, не могу выписать штраф женщине, которой больше 55 лет. Конечно, у многих есть социальная карта, но есть и те, кто приехали, например, к своему сыну из другого города. Бывает, что женщина забыла "пробить" билет. Разные ситуации случаются", – заверил контролер.

"Антиконтролеры" и иностранцы

Но, как это ни странно, контролеров тоже контролируют. В ГКУ "Организатор перевозок" есть собственная служба безопасности, которая просматривает записи видеорегистраторов и отслеживает каждого через спутник. Даже сейчас за Дмитрием и другими работниками удаленно наблюдают.

Кроме того, в соцсетях есть группы, именующие себя "Антиконтролерами". Они помогают зайцам избежать штрафа, снимают работу контролеров на камеру и ловят их на мелких ошибках, например, требуют у контролера каждый раз представляться при обращении.


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Как и других контролеров, к чемпионату мира по футболу Дмитрия обучали основам английского языка. Но, по его словам, общаться с иностранными пассажирами помогал больше переводчик на телефоне. Все-таки технологии идут в ногу со временем. Болельщики из других государств часто интересовались, как попасть в разные точки города и спрашивали про главные достопримечательности.

Из контролера в машинисты


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Есть такая поговорка: плох тот контролер, который не хочет стать машинистом. И Дмитрий – не исключение. После школы он заканчивал колледж по специальности оператор электронно-вычислительных машин и учился на помощника машиниста электропоезда. Затем была служба в армии, которая несколько поменяла жизненные принципы, а потом появилась семья и нужны были средства к существованию. Так он решил идти работать контролером. Как признался сам Дмитрий, чтобы содержать семью с маленьким ребенком, ему приходится подрабатывать.

"Было сложно первое время. Я раньше не общался с таким количеством людей, и все разные, к каждому надо найти какой-то подход. Сейчас уже все спокойно. Думал, что пойду в контролеры на год-два, но пришлось задержаться, уже четыре года тружусь. Но я не сижу на месте: планирую в следующем году поступать в "вышку", и хочу работать машинистом в метро. Машинистом работать интереснее, мне очень нравилось еще со школы", – поделился Дмитрий.


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

А тем временем наш маршрут подошел к концу. Дмитрий перешел в другой автобус, чтобы проверять билеты, прощать на первый раз бабушек и маленьких девочек, защищать других пассажиров от хулиганов с заточками и мечтать о работе машинистом в метро.


Фото: пресс-служба Московского метрополитена


Елена Лейв, Германия

В Германии мы живем давно, и проблем с покупкой билетов у нас не было. Системы турникетов тут нет. Теоретически на платформы метро и городских электричек нельзя проходить без билета, но контроль чаще всего происходит в самом транспорте. Во многих городах вход в автобус предполагается только через переднюю дверь, а билет нужно показывать водителю.

Мы предпочитаем покупать проездной на год — первый раз его нужно оформлять в офисе, а потом раз в год автоматически снимается оплата с банковского счета. Проездной представляет собой пластиковую карточку с электронным носителем внутри. На платформах и вокзалах стоят автоматы, в которых можно купить билеты. Такие автоматы есть во многих автобусах и трамваях, можно купить билет у водителей и, конечно, в интернете.

В больших городах действует система зонирования, цена поездки зависит от того, через какие зоны проходит маршрут. В пригороде Берлина внутренние билеты — они годятся для проезда только внутри определенных поселков, а для проезда в саму столицу нужно покупать другой билет.

В каждом городе своя транспортная компания и система оплаты проезда. Например, в Мюнхене надо было покупать сцепку из десяти талончиков. Для тех, кто не жил в городе, это часто становилось проблемой. Особенно для иностранцев, которые прилетели в страну впервые. Перед автоматами, продающими билеты в аэропорту, даже поставили людей, которые помогали купить билет, но они не объясняли, что выгоднее для пассажира. Город раньше был разбит на зоны, а те, в свою очередь, на кольца (сейчас остались только зоны), и понять, сколько талончиков нужно пробить при поездке, многим было трудно.

Туристы часто не понимают, что талончики нужно пробивать в салоне автобуса и трамвая или на платформе электрички и метро. Они покупают билет в автомате и считают, что все сделали правильно, а их штрафуют.

Основная проблема для иностранных пассажиров — они думают, что система оплаты транспорта аналогична той, к которой они привыкли в своей стране. Например, в Германии билет обычно предполагает пересадки в течение определенного времени без какой-либо доплаты, а в Испании в 2016-м нужно было оплачивать отдельно каждый вид транспорта. И моя знакомая из Мадрида, которая приехала к нам, заплатила втрое больше, чем было нужно.


Фото: пресс-служба Московского метрополитена



Я живу в США с 1989 года — достаточно долгое время прожил в Нью-Йорке, Иллинойсе (Чикаго), Техасе (Хьюстоне) и Нью-Джерси. Также часто навещал Бостон (Массачусетс), где жили мои родители. Из всех видов общественного транспорта за все время жизни в США пользовался только метро, которое очень разветвлено и относительно — по сравнению с лондонским — недорого. Для примера расскажу о том, как устроена оплата проезда в метро Нью-Йорка, основой которого является MetroCard (проездной билет) и разовый билет (Single Ride):

Оплатить MetroCard можно в специализированных автоматах (Vending Machines) как в самом метро, так и в ряде точек в городе как наличными, так и кредитными и дебитными картами. Кроме того, проездные билеты можно оплатить прямо со смартфона, загрузив в него специализированное приложение. Сам процесс приобретения и использования проездных и разовых билетов не менее прост и эффективен, чем в московском метро. Это же относится и к стоимости (учитывая, естественно, среднюю зарплату жителя Москвы и Нью-Йорка).


В миланском метро на первый взгляд все кажется просто: спускаешься, покупаешь билет в киоске или в автомате и едешь по линиям. Но, во-первых, процесс покупки в автомате не быстр. Сначала надо выбрать язык, потом зону, потом количество поездок, потом дождаться печати чека, и только потом — билета. Не удивительно, что к каждому автомату очередь.

Можно купить проездной. Если он не именной, то максимум на десять поездок. Если хотите на месяц — приготовьтесь потратить как минимум полдня. В Милане для этого придется поехать в центр, к Дуомо, и пойти в местный ATS. Там взять номерок и часа два-три ждать очереди. Карту выдают сразу. Теперь можно ее заряжать — ricarica per favore — в каждой табачной лавке (но только за наличный расчет) или в киосках метрополитена — там иногда принимают по безналу.

И все: 35 евро (или студенческий от 14 до 28 лет за 25 евро) — и катайся, сколько влезет, на всех видах транспорта.

Можно попытаться оплатить проездной онлайн на сайте. Но у меня не получилось. Италия пока с онлайн-сервисами на вы.

Если не хочется стоять в очередях и покупать поездки оптом, всегда есть вариант пройти с картой бесконтактной оплаты. Но стоит помнить: выходить из итальянского метро придется так же, как зашли. Если вошли по проездному, выйдите по нему же. Оплатили бесконтактно — та же карта должна быть на выходе.

Один раз у меня не сработал выход. Я пыталась доказать дежурному, что все в порядке, показывая подтверждение операции в онлайн-банке с телефона 15 минут назад. Он меня любезно выпустил — и тут же попросил войти. В ответ на мое недовольство объяснил, что поездка действительна в течение полутора часов, так что дополнительных денег с меня не спишут, а он должен проверить, что все в порядке. Я вошла. После этого он попросил меня выйти. На мое очередное закатывание глаз ответил, что мог бы вообще не проявлять любезность и выписать штраф на 40 евро. Но система выхода точно сработала.

Фото: пресс-служба Московского метрополитена

Мария Пустошилова, Чехия

В Праге пассажиры сами покупают проездной, сами его пробивают и, за исключением редких случаев, все это никто не проверяет — система держится на честном слове. Проездной действует на автобусы, метро и трамваи. Тарифы зависят от зоны: в столице и пригородах цена на проезд разная. Для студентов действуют скидки — до 26 лет. Если студент старше, скидка ему не положена.

Проездной действует несколько лет — потом его надо перевыпускать. Я недавно делала перевыпуск — заказала карточку онлайн через приложение. Новый проездной мне прислали в конверте в почтовый ящик.

Читайте также: