Какие должности может занимать иностранный работник в россии

Обновлено: 03.05.2024

Совсем недавно вступили в силу несколько нормативных документов в отношении лиц, не имеющих гражданства РФ либо имеющих гражданство и Российской Федерации, и другого государства, занимающих должности государственной и муниципальной службы или должности в государственных органах.

Изменения, касающиеся запрета на замещение должностей госслужбы лицами без гражданства РФ

К сведению: статус подданного отличается от гражданина в странах с монархической формой правления и означает политико-правовую связь физического лица и монарха. Тогда как гражданство представляет собой вид правовой связи, но уже между физическим лицом и государством. В государствах с другими формами правления данные понятия, как правило, равнозначны.

Соответствующие изменения были внесены в п. 6 и 7 ст. 16 Закона № 79-ФЗ. Ранее действовавшей редакцией данной статьи было установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, если он:

вышел из гражданства РФ или приобрел гражданство другого государства;

имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Сейчас к ограничениям для нахождения на гражданской службе относятся:

прекращение гражданства РФ;

наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В связи с этим уточнено такое ранее установленное основание для увольнения, как выход гражданского служащего из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 12 ч. 1 ст. 33, ст. 41 Закона № 79-ФЗ). Такое увольнение осуществлялось по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства.

С 01.07.2021 служебный контракт расторгается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня, когда представителю нанимателя стало известно о прекращении гражданства РФ или о наличии у гражданского служащего гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Право лиц с двойным гражданством работать на госслужбе

По ранее установленному общему правилу лица, имеющие гражданство иностранного государства, не могли занимать должности государственных и муниципальных служащих. Но, в связи с тем, что некоторые служащие не могут прекратить гражданство другого государства по независящим от них причинам, им разрешили работать на государственной и муниципальной службе при определенных условиях и в предусмотренном порядке.

Право граждан РФ, имеющих гражданство (подданство) другого государства (далее – лица с двойным гражданством), занимать должности гражданской или муниципальной службы установлено ст. 26 Закона № 116-ФЗ с 01.07.2021. Оно возникает в исключительных случаях и при наличии следующих условий:

гражданство (подданство) иностранного государства не прекращено по независящим от лица причинам;

должность государственной или муниципальной службы, на которую назначен гражданин РФ с гражданством другого государства, не предусматривает допуска к государственной тайне.

То есть при наличии названных условий такое лицо может быть принято на должность государственного или муниципального служащего. Если такой гражданин уже занимает должность государственной или муниципальной службы, в исключительных случаях он может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен с его согласия на иную должность, по которой не требуется оформление допуска к государственной тайне.

Обратите внимание: лица с двойным гражданством не могут замещать должность прокурора или руководителя федерального государственного органа.

Правила замещения должностей государственной или муниципальной службы лицами с двойным гражданством

Указом Президента РФ от 25.08.2021 № 493 (вступил в силу с даты подписания) утверждены Порядок замещения должностей государственной и муниципальной службы гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам (далее – Порядок),и Положение о порядке признания Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по не зависящим от гражданина Российской Федерации причинам (далее – Положение).

Порядком установлены следующие правила:

1) гражданин РФ, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по независящим от него причинам, может быть принят на государственную или муниципальную службу, может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен на иную должность в исключительных случаях в связи со служебной необходимостью и при условии, что это не противоречит интересам государственной или муниципальной службы;

2) невозможность прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам устанавливается решением Президента РФ либо решением Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ (далее – Комиссия);

3) оценка необходимости назначения гражданина на должность, продолжения прохождения им службы или перевода на иную должность осуществляется руководителем соответствующего государственного или муниципального органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность;

4) назначение гражданина на должность, продолжение прохождения им службы или перевод на иную должность осуществляются на условиях срочного служебного контракта, срок действия которого не может превышать срок действия решения Комиссии.

К сведению: госслужащие, имеющие двойное гражданство, должны принимать все возможные меры, направленные на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, должны воздерживаться от получения документов, удостоверяющих личность гражданина (подданного) иностранного государства, а также не должны совершать иные действия в качестве гражданина (подданного) иностранного государства (за исключением случаев, когда такие действия необходимы для прекращения гражданства).

Порядок признания невозможности прекращения гражданства

Чтобы лицо с двойным гражданством могло замещать должность государственной или муниципальной службы, должен быть признан факт невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от данного лица причинам.

Положением установлено, что признание этого факта осуществляется Комиссией на основании обращения руководителя государственного или муниципального органа, в который гражданин назначается на должность, в котором проходит службу или переводится на иную должность.

В обращении указываются должность, которую будет замещать (замещает) гражданин, и обстоятельства, при которых стало известно о наличии у него гражданства (подданства) иностранного государства (в случае решения вопроса о продолжении прохождения гражданином службы на замещаемой им должности или о переводе его на иную должность).

К обращению прилагаются:

письменное пояснение гражданина об обстоятельствах приобретения гражданства (подданства) иностранного государства, о принятых им мерах по прекращению такого гражданства и о причинах, по которым оно не прекращено;

К сведению: в отношении граждан, которые замещали должности по состоянию на 01.07.2021, руководители могут обратиться в Комиссию до 15.11.2021.

При рассмотрении представленных документов Комиссия:

оценивает причины, по которым не прекращено гражданство (подданство) иностранного государства;

проверяет соблюдение гражданином порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства, установленного законодательством соответствующего иностранного государства;

изучает обстоятельства, препятствующие совершению гражданином действий, направленных на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, включая обстоятельства, представляющие опасность для жизни и здоровья гражданина или препятствующие соблюдению установленного порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства.

По итогам рассмотрения документов Комиссия принимает решение о признании (непризнании) невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам, которое утверждается Президентом РФ.

Обратите внимание: срок действия такого решения составляет три года со дня его утверждения.

В течение пяти рабочих дней со дня утверждения решения Комиссия направляет его руководителю государственного или муниципального органа, представившему обращение.

Запрет на работу в госорганах лиц без гражданства или с двойным гражданством

К сведению: под работниками государственных органов, органов местного самоуправления понимаются лица, замещающие на основании трудового договора в государственных органах или органах местного самоуправления должности, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы.

Согласно названной статье лица, не имеющие гражданства РФ, или граждане РФ, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Для работника установлена обязанность сообщить в письменной форме работодателю о прекращении гражданства РФ или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в день, когда ему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения российского гражданства или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Трудовой договор с таким работником подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, если его невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

К сведению: если работник не сообщил в установленном порядке данную информацию, работодатель уволит его по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ без предложения другой работы.

В соответствии со ст. 2 Закона № 109-ФЗ работники, которые на день вступления в силу этого закона не имеют российского гражданства или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и в отношении которых Трудовым кодексом устанавливаются ограничения, обязаны были сообщить работодателю о том, что не имеют гражданства РФ или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, до 10.07.2021.

Работники, которые сообщили указанную информацию работодателю, в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 109-ФЗ могут продолжить работу на замещаемых ими должностях, если до 20.07.2021 они представили работодателю документы, подтверждающие их намерение приобрести гражданство РФ, прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Трудовые договоры с работниками, не представившими в обозначенный срок такие документы, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в случае, если их невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

Работники, представившие работодателю указанные документы, также обязаны представить ему документы, подтверждающие приобретение российского гражданства, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в день получения таких документов, но не позднее пяти рабочих дней со дня приобретения гражданства РФ, прекращения гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

По истечении шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 109-ФЗ трудовые договоры с работниками, не представившими работодателю документы, подтверждающие приобретение гражданства РФ, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.


7 МИН

Сотрудник из-за рубежа: как принять на работу иностранца

Некоторые российские компании нанимают трудовых мигрантов. Кто-то подбирает более квалифицированных специалистов, а кто-то, наоборот, экономит на рабочей силе. Но не все делают это легально, ведь сотрудникам нужен патент, а компаниям — разрешение на трудоустройство иностранцев. Разбираемся, как нанять работника из-за рубежа, чтобы не получить штраф.


Шаг 1. Проверьте документы иностранных граждан

Иностранцы вправе работать в российских компаниях, если они оформили специальное разрешение — патент. Исключение составляют несколько категорий граждан, например:

  • иностранцы с разрешением на временное проживание или видом на жительство;
  • студенты очных отделений российских вузов;
  • иностранцы с действующей срочной трудовой визой;
  • граждане стран ЕврАзЭс: Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии.

Чтобы принять таких иностранцев, не нужно оформлять разрешение, достаточно запросить у них подтверждающие документы. Например, загранпаспорт для граждан ЕврАзЭс, визу или справку об обучении в российском вузе. Остальным иностранцам нужны разрешения.

Старайтесь проверять документы до оформления в штат. Если иностранцы не относятся к указанным категориям, то они должны оформить патент в миграционной службе МВД.

Если у сотрудника уже есть разрешение, проверьте срок действия документа и регион выдачи: иностранцы могут работать только на территории того субъекта, в котором получили патент. В противном случае работодателю грозит штраф от 250 до 800 тысяч рублей.

Шаг 2. Получите разрешение в миграционной службе МВД

Если планируете нанимать иностранцев, заранее получите разрешение от МВД. Для этого напишите заявление по строгой форме и укажите:

  • название миграционной службы МВД по месту регистрации компании или ИП;
  • название компании или инициалы ИП;
  • паспортные данные (для ИП), ИНН, ОГРН;
  • количество сотрудников с указанием должностей и гражданства;
  • срок действия разрешения, но не дольше года;
  • вид деятельности компании или ИП;
  • общее число штатных сотрудников;
  • адрес компании или фактического места работы.

Чтобы правильно заполнить заявление, запросите у сотрудников копии патентов на работу. Информация о работниках и должностях в документах должна полностью совпадать.

За каждое рабочее место для иностранцев работодатель платит госпошлину в размере 10 тысяч рублей. Её оплачивают с расчётного счёта компании или ИП.

Шаг 3. Заключить трудовой договор с иностранцем

Трудовой договор с иностранцем почти не отличается от договора с российским сотрудником. Учитывать нужно только три правила:

  • дата заключения — не раньше выдачи разрешения на работу;
  • в договоре указывают информацию о визе и патенте работника, а также условия медицинского страхования (ДМС или ОМС);
  • прекращение действия разрешения не может быть основанием для расторжения договора.

В остальном условия труда для иностранцев не отличаются от таковых для российских граждан: они имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, больничный, компенсации и другие льготы, предусмотренные трудовым законодательством. Ограничений по времени тоже нет, вы можете заключить как бессрочный трудовой договор, так и срочный (например, при найме на сезонные работы).

Страховку при трудоустройстве работники оформляют сами. По желанию работодатель вправе подключить его к системе корпоративного ДМС после подписания трудового договора.

Чтобы оформить трудовой договор, запросите следующие документы:

  • загранпаспорт гражданина;
  • внутригражданский паспорт;
  • полис медицинской страховки;
  • разрешение на проживание или вид на жительство (при наличии); у (для отдельных видов бизнеса);
  • трудовую книжку (при наличии);
  • СНИЛС (если сотрудник уже оформил его самостоятельно);
  • визу (для визовых трудовых мигрантов);
  • патент.

Сохраните копии документов в личном деле сотрудника, а информацию из них добавьте в раздел с реквизитами трудового договора. Если у сотрудника нет трудовой книжки, оформите документ самостоятельно и внесите запись о приёме на работу.

Шаг 4. Уплатить налоги за иностранных сотрудников

Трудоустроенные иностранцы автоматически становятся налоговыми резидентами России, если проживают на территории страны более 183 календарных дней. Это значит, что вы считаетесь его налоговым агентом и платите НДФЛ по ставке 13 %. Если сотрудник живёт меньше полугода, за него придётся платить НДФЛ по ставке 30 %. Размеры взносов в ФСС и ПФР в обоих случаях такие же, как для российских сотрудников.

Короче


-

Российские компании и ИП вправе нанять иностранцев, если получили разрешение от МВД.


-

Иностранцы с разрешением на временное проживание или видом на жительство, студенты-очники и граждане ЕврАзЭс не считаются трудовыми мигрантами и оформляются по общим правилам.


-


-

Чтобы принять иностранца на работу, заключите с ним трудовой договор и уведомьте об этом миграционную службу МВД.

Я гражданин Украины, у меня есть ИП, у меня есть вид на жительство, полученный в Московской области, там же регистрация. Я арендую помещение для ателье в Москве. Москва и область - это разные регионы со своими законами. У меня есть кандидат для приема на работу - гражданин Украины с патентом на работу в Москве. Могу ли я вести деятельность ИП в Москве, если у меня вид на жительство получен в Московской области? Могу ли взять на работу иностранного сотрудника? Какой закон это регламентирует?

Сначала о правовом положении автора вопроса.

Личный статус (юридические права и обязанности) автора вопроса определен положениями ст. 8 Закона.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Согласно п. 6 ст. 8 Закона постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

Теперь о передвижениях по России.

Согласно п. 1 ст. 11 Закона иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с Законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

На постоянно проживающего в России автора вопроса это не распространяется.

Далее о трудовой деятельности.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Согласно п. 4 ст. 13 Закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста 18 лет, при наличии разрешения на работу или патента.

Согласно п. 4.2 ст. 13 Закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных Законом и другими федеральными законами).


Управление в компании осуществляет, как правило, физическое лицо — генеральный директор. Реже к руководству привлекают управляющую компанию или индивидуального предпринимателя. В качестве единоличного исполнительного органа может быть назначен как один из учредителей данного общества, так и независимое лицо. Причем указанную руководящую должность может занимать и резидент, и иностранный гражданин (правда, при соблюдении определенных условий).

Общий порядок назначения генерального директора в ООО

Утверждение определенного лица на должность руководителя в российской компании — строго формализованная процедура, предполагающая соблюдение определенного алгоритма действий.

  1. Решение о назначении генерального директора могут принимать только учредители (участники) компании.
  2. Сведения о руководителе ООО отражаются в специальном госреестре (ЕГРЮЛ).
  3. Основанием для внесения информации в ЕГРЮЛ является заявление, составленное по установленной форме, и протокол собрания участников. Все документы, направляемые регистратору, должны быть надлежащим образом оформлены (потребуется нотариальное заверение).
  4. С директором компании в обязательном порядке заключается трудовой договор (двойственное статус директора заключается в совмещении функций единоличного исполнительного органа ООО и работника по трудовому договору).

Процесс регистрации (внесения сведений о руководителе компании в ЕГРЮЛ) занимает по времени не более 5 дней, при условии, что налоговым органом не выявлено каких-либо нарушений действующего порядка. Чаще всего проблемы возникают при назначении на пост директора лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовое и гражданское законодательство ничуть не препятствует такому варианту управления ООО, однако, миграционные нормы устанавливают свои особые требования к иностранным подданным.

Особенности назначения на руководящую должность иностранца

Законом предусмотрены правила, в соответствии с которыми при оформлении трудовых отношений с иностранными гражданами и работодатель, и работник должны получать разного рода официальные разрешения. Условия различаются в зависимости от категории, к которой принадлежит работник.

  1. Иностранцы, оформившие вид на жительство, не нуждаются в получении каких-либо дополнительных разрешений, чтобы работать в России (фактически приравнены к гражданам РФ).
  2. Если иностранец — выходец из страны, для которой упразднен визовый режим, то ему следует оформить трудовой патент (без указания конкретного работодателя).
  3. Для жителей стран ЕАЭС (Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан) не требуется получать патент на работу, работодатель также не обязан оформлять приглашение на въезд. Для заключения трудового договора понадобится стандартный набор документов и полис медицинского страхования (добровольного или обязательного).
  4. Если иностранец прибывает в РФ на условиях получения визы, то он и его работодатель оформляют в установленном порядке разрешения. К сожалению, иностранец может получить разрешение только в отношении конкретной организации-работодателя (в отличие от патента).

Если иностранец прибывает в РФ на условиях получения визы, то он и его работодатель оформляют в установленном порядке разрешения. К сожалению, иностранец может получить разрешение только в отношении конкретной организации-работодателя (в отличие от патента).

  1. Особые условия предусмотрены для работников с высокой квалификацией. В этом случае компания-работодатель заявляет ходатайство о выдаче разрешения для своего работника. Правда, чтобы оформить статус ВКС нужно соблюсти определенные требования, например, официальная зарплата такого работника должна быть не ниже установленного минимума (на сегодняшний день это 167 тыс. руб. в месяц).

До получения всех предусмотренных разрешений директор-иностранец не вправе приступать к исполнению своих обязанностей. За нарушение данного запрета установлено административное наказание (внушительные штрафы). О заключении с гендиректором трудового договора следует уведомить территориальный отдел МВД по миграционным вопросам.

Видео о регистрации ООО с иностранным гражданином

Советы юриста

При приеме на руководящую должность иностранного гражданина следует грамотно оценить ситуацию. Учитывая количество законодательных ограничений для иностранцев и норм, допускающих двойное толкование, такое назначение не всегда оправдано и может обернуться серьезными проблемами для компании-работодателя.

Разумным вариантом будет проработка данного вопроса с компетентным юристом, который не только проанализируют вашу ситуацию, но также сможет предложить наиболее эффективное решение и альтернативные варианты на случай получения отказа.

Может ли директор продолжать управлять российской компанией с территории иностранного государства (не въезжая в РФ)?

Пандемия коронавируса и введенные карантинные меры привели к возникновению ряда форс-мажорных ситуаций, разрешить которые весьма непросто. Возьмем к примеру случай, когда срок действия имеющегося разрешения на работу истекает, директор находится заграницей и не имеет возможности оформить новое разрешение.

Формально данный факт является основанием для расторжения трудового договора с таким лицом, потому что он теряет право работать на территории РФ. Но, если директор-иностранец руководит компанией удаленно, находясь заграницей, разрешительные документы (виза, разрешение на работу, др.) ему не требуются.

Минтруд в своих письмах указывает на невозможность дистанционной работы руководителя общества из-за границы. Санкции за установление подобных отношений законом не установлены, но существуют определенные риски. Потому как, если срок действия разрешения на работу истекает, трудовой договор должен быть расторгнут, о чем работодатель уведомляет органы МВД. За неуведомление установлена административная ответственность (п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

Читайте также: