В функциональные обязанности заведующего отделением лпу по разделу охрана труда входит

Обновлено: 17.05.2024

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность заведующего отделением – врача-специалиста [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Медицинская организация).

1.2. Заведующий отделением – врач-специалист назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя медицинской организации.

1.3. Заведующий отделением – врач-специалист относится к категории руководителей и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] медицинской организации.

1.4. На должность заведующего отделением – врача-специалиста назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (медицинское) образование, послевузовское профессиональное образование и (или) дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке, стаж работы по специальности не менее 5 лет.

1.5. Заведующий отделением – врач-специалист в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами медицинской организации;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.6. Заведующий отделением – врач-специалист должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оборота сильнодействующих, психотропных и наркотических средств;
  • нормативные и методические документы по направлению профессиональной деятельности;
  • принципы организации труда;
  • основы планово-экономической и финансовой деятельности медицинской организации;
  • порядок исполнения хозяйственных и трудовых договоров;
  • формы и методы организации гигиенического образования и воспитания населения;
  • порядок ведения первичной учетно-отчетной документации;
  • медицинскую этику;
  • психологию профессионального общения;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.7. В период временного отсутствия заведующего отделением – врача-специалиста его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Заведующий отделением – врач-специалист осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Осуществляет руководство деятельностью отделения медицинской организации в соответствии с положением о структурном подразделении, его функциями и задачами.

2.2. Совершенствует формы и методы работы, планирование и прогнозирование деятельности отделения, расстановку кадров на рабочих местах и их использование в соответствии с квалификацией, формирование нормативной и методической базы, базы материально-технических средств лабораторной и инструментальной диагностики.

2.3. Координирует деятельность отделения с другими структурными подразделениями медицинской организации, обеспечивает их взаимосвязь в работе.

2.4. Осуществляет контроль за работой персонала отделения, качеством проводимого лечения, за соблюдением стандартов медицинской помощи при выполнении медицинским персоналом перечня работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации, для лечения заболевания, состояния больного, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи.

2.5. Обеспечивает соблюдение трудового законодательства и охраны труда в отделении.

2.6. Принимает меры по обеспечению выполнения работниками отделения своих должностных обязанностей и правил внутреннего трудового распорядка, требований стандартизации и метрологического обеспечения исследований, измерений, испытаний.

2.7. Разрабатывает перспективные и текущие планы работы отделения, осуществляет контроль за выполнением этих планов.

2.8. Анализирует работу отделения за отчетный период, представляет отчет о работе отделения в установленном порядке.

2.9. Осуществляет контроль за качеством ведения медицинской документации.

2.10. Организует получение работниками отделения дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональную переподготовку) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.11. Систематически повышает профессиональную квалификацию.

В случае служебной необходимости заведующий отделением – врач-специалист может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Заведующий отделением – врач-специалист имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

3.4. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение подчиненными сотрудниками.

3.5. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.6. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. Контролировать работу подчиненных сотрудников, отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству по их поощрению или наложению взысканий.

3.10. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4. Ответственность

Заведующий отделением – врач-специалист несет ответственность за:

4.1. Не обеспечение выполнения своих функциональных обязанностей, а также работу подчиненных ему сотрудников отделения Медицинской организации по вопросам, входящим в обязанности отделения.

4.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения планов работ отделения.

4.3. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности организации и ее работникам.

4.4. Не обеспечение соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины работниками отделения Медицинской организации.

5. Условия работы

5.1. Режим работы заведующего отделением – врача-специалиста определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Медицинской организации.

5.2. В связи с производственной необходимостью заведующий отделением – врач-специалист может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. Для решения оперативных вопросов по обеспечению производственной деятельности заведующему отделением – врачу-специалисту может выделяться служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Заведующему отделением – врачу-специалисту предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

- профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности.

1.5. Заведующий отделением социальной адаптации подчиняется непосредственно директору учреждения.

Заведующий отделением социальной адаптации должен знать:

- Конституцию Российской Федерации и Республики Татарстан.

- Декларацию прав человека.

-.Конвенцию о правах ребенка.

- Основные международные документы о социальной политике в отношении детей, в том числе детей-инвалидов.

- Законодательство в области социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны труда, медицинского страхования.

- Основы гражданского законодательства.

- Педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию.

- Правила внутреннего трудового распорядка.

- Законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно – правовые акты, регламентирующие предоставление различных видов социальных услуг, основные направления в проводимой политике социальной защиты населения.

- Национальные стандарты Российской Федерации в области социального обслуживания.

- Основы организации профессиональной деятельности, контроля качества предоставления социальных услуг.

- Основы социального управления.

- Цели, принципы и технологии управления персоналом.

- Технологии социальной работы.

- санитарные и гигиенические нормы и правила;

- теорию и методику социальной работы;

- теорию и практику управления персоналом;

- основы психологии и социологии;

- программно-методическую литературу по социальной работе;

- передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы;

- формы и методы воспитательной и социальной работы;

- основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;

- Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе.

- правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

Заведующий отделением социальной адаптации должен уметь:

- Планировать работу отделения социальной адаптации в составе организации.

- Формулировать цели, задачи, определять обязанности и трудовые действия специалистов отделения социальной адаптации, реализующих социальный проект.

- Организовывать взаимодействие специалистов в процессе реализации социальных услуг и мер социальной поддержки.

- Урегулировать конфликты, владеть навыками медиации в социальной сфере.

- Определять стимулирующие факторы профессиональной деятельности, разрабатывать и реализовывать систему стимулирования эффективной профессиональной деятельности.

- Анализировать и оценивать процесс и результаты реализации социальных услуг и социальной поддержки на индивидуальном уровне.

- Анализировать результаты оказания социальных услуг на региональном и муниципальном уровне, а также на уровне социальных групп.

- Представлять результаты профессиональной деятельности в виде качественных и количественных данных

- Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции.

2. ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИЯ

2.1. Организация деятельности подразделения (группы специалистов) по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки.

2.2. Контроль качества и эффективности социального обслуживания граждан и предоставления мер социальной поддержки.

2.3. Подготовка предложений по формированию социальной политики, развитию социальной помощи и социального обслуживания населения.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Заведующий отделением социальной адаптации выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Осуществляет общее руководство работой отделения, участвует в подборе и обучении сотрудников, обеспечивает надлежащие условия труда и контроль за деятельностью подчиненных сотрудников.

3.2. Координирует и контролирует соблюдение стандартов качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания, а также соблюдение зашиты прав и интересов, здоровья и безопасности получателей социальных услуг подчиненными сотрудниками учреждения.

3.3. Отвечает за ведение документации, учет и отчетность отделения.

3.4. Организует перспективное и текущее планирование деятельности отделения.

3.5. Планирует свою работу в соответствии с планом работы отделения ежедневно, на неделю, месяц, квартал, год.

3.6. Проводит регулярный контроль за качеством оказания социальных услуг и их соответствием потребностям обслуживаемых граждан. Проводит анализ и прогнозирование работы отделения.

3.7. Внедряет новые виды помощи, формы и методы ее оказания.

3.8.Организует деятельность отделения по осуществлению комплекса реабилитационных мероприятий. Направленных на сохранение психического и социального благополучия детей и подростков с ограниченными возможностями.

3.9. Совместно со специалистами центра изучает медико-психолого- педагогические особенности и социальные проблемы личности детей и подростков с ограниченными возможностями в развитии.

3.10. Руководит деятельностью групповых воспитателей, психологов, логопедов, музыкальных руководителей, инструкторов по труду, специалистов по социальной работе.

3.11. Вносить предложения руководству по подбору и расстановке кадров в данном отделении.

3.12. Обеспечивает выполнение воспитательно-коррекционно-развивающих программ, направлений воспитателями, педагогами-психологами, учителями-логопедами, музыкальными руководителями, инструкторами по труду.

3.13. Определяет цели, задачи, формы и методы социально-психолого- педагогической деятельности, способы решения личностных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свободы личности воспитанников.

3.14.Оказывает консультативную помощь родителям детей- инвалидов.

3.15. Осуществляет методическое обеспечение реабилитационного процесса; консультации специалистов и воспитателей, контроль за их повседневной деятельностью.

3.16. Проводит работу по подготовке кадров и оформлению документов для аттестации специалистов и воспитателей отделения.

3.17.Организует сохранность материальных ценностей, осуществляет мероприятия по соблюдению в отделении санитарно- эпидемиологического и противопожарного режимов.

3.18. Участвует в развитии и укреплении материально - технической базы учреждения.

3.19. Контролировать соблюдение требований противопожарной безопасности, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов подчиненными сотрудниками учреждения

3.20. Проводит работу по обмену опытом и взаимосвязи с другими Реабилитационными центрами в Республике и за ее пределами.

4. ПРАВА

Заведующий отделением социальной адаптации имеет право:

4.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающимися его деятельности;

4.2. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности центра.

4.4. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех отделений центра, получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.6. Вносить предложения о поощрении отличившихся работников, наложению взысканий на нарушителей трудовой дисциплины.

4.7. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Заведующий отделением социальной адаптации несет ответственность:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За жизнь и здоровье детей во время их пребывания в учреждении.

5.3. За несоблюдение установленных требований к обеспечению мер по сохранению здоровья и безопасности получателей социальных услуг и предупреждению причинения им вреда.

5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.5. За нарушение правил и требований охраны и условий труда, противопожарной безопасности, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов.

5.6. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

1. На должность заведующего отделением клиники принимается лицо с высшим медицинским образованием по специальности "лечебное дело", имеющее юридическое право заниматься медицинской деятельностью, владеющее теоретическими знаниями и практическими навыками по профилю работы клиники и отделения в соответствии с требованиями квалификационной характеристики, со стажем практической работы по специальности не менее 5 лет.

2. Назначается на должность и освобождается приказом директора Клинического центра в соответствии с действующим законодательством. Непосредственно подчиняется директору и главному врачу клиники.

3. Заведующему отделения подчиняются все штатные сотрудники отделения.

4. В случае отсутствия заведующего отделением (отпуск, болезнь, командировка) его замещает другой врач отделения (клиники) на основании приказа директора Клинического центра по представлению директора или главного врача клиники.

5. Заведующий отделением в своей работе руководствуется действующим законодательством РФ, приказами и инструкциями Минздрава России, приказами ректора Академии и директора Клинического центра, положениями о Клиническом центре, клинике, отделении, распоряжениями директора и главного врача клиники, настоящей должностной инструкцией и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

6. Заведующий отделением должен знать:

- постановления, распоряжения, приказы вышестоящих должностных лиц;

- методические, нормативные и другие руководящие материалы, касающиеся деятельности отделения;

- организационную работу подразделений данного профиля;

- действующие положения по оплате труда и формы материального стимулирования; основы экономики, организации труда; основы трудового законодательства;

- правила и нормы охраны труда, техники санитарно-противоэпидемического режима и противопожарной защиты.

2. Основные задачи

1. Организация работы отделения для обеспечения лечебно-диагностического процесса на современном уровне.

2. Организация работы отделения как базы для проведения учебного процесса кафедры и научной тематики.

3. Должностные обязанности

Заведующий отделением обязан:

1. Организовать работу отделения для обеспечения лечебно-диагностического процесса в полном объёме, своевременно, на современном уровне.

2. Контролировать учет и отчётность в отделении. Представлять отчёт о работе отделения в установленный срок по установленной форме. Анализировать показатели деятельности отделения; по результатам анализа принимать меры, направленные на рациональное использование коечного фонда, улучшение качества и сроков обследования и лечения больных.

3. Обеспечивать плановую госпитализацию больных в отделение с учётом профильности, течения заболевания, плана учебного процесса. Участвовать в работе комиссии по госпитализации.

4. Обеспечивать и контролировать правильность и своевременность обследования и лечения каждого больного отделения путём:

- своевременного осмотра каждого больного, поступившего в отделение не позднее одних суток;

- проведения обходов отделения не реже одного раза в неделю;

- участие в обходах отделения профессором, доцентом, старшим научным сотрудником;

- систематического осмотра тяжелобольных;

- контроля за больными, длительно находящимися в отделении.

5. Решать вопросы выписки и перевода больных самостоятельно или по согласованию с профессором, доцентом, старшим научным сотрудником, контролировать правильность и своевременность оформления выписных документов, подписывать их.

6. Консультировать врачей отделения по вопросам диагностики и лечения, участвовать при выполнении лечебных и диагностических процедур; привлекать для консультации старших специалистов или врачей других специальностей.

7. Систематически контролировать:

- правильность ведения медицинской документации в отделении;

- правильность выписки, получения, хранения, использования медикаментов, в том числе дорогостоящих, сильнодействующих, наркотиков, спирта, перевязочного материала; расписываться в журналах учёта;

- вопросы питания больных: правильность назначения диеты, качество и своевременности доставки готовой пищи и сухого пайка в отделение, правильность транспортировки, организацию кормления больных;

- выполнение санитарно-противоэпидемического режима;

- своевременное обследование определенных групп сотрудников на бациллоносительство; принимать меры по ликвидации причин "вызвавших возникновение" внутрибольничной инфекции;

- выполнение сотрудниками, больными детьми, их родственниками правил внутреннего распорядка клиники;

- участие сотрудников кафедры в лечебном процессе;

- работу врачей, медицинских сестёр, санитарок и других сотрудников отделения по выполнению ими должностных обязанностей;

- получение, учёт, движение, правильность оформления больничных листов.

8. Непосредственно выполнять лечебную работу в соответствующем объёме: ведение больных, выполнение дежурств по клинике.

9. Являться в отделение в нерабочее время по вызову врача отделения или дежурного врача клиники.

10. В случае смерти больного в отделении обязан:

o обеспечивать правильное и своевременное оформление медицинской документации и направление её в прозектуру;

- хранение трупа и передачу его в морг в соответствии с требованиями;

- вместе с лечащим врачом присутствовать на вскрытии умершего больного.

11. Участвовать самому и обеспечивать участие врачей отделения в работе КИЛИ клиники, клинико-анатомических и других конференциях Клинического центра.

12. Обеспечивать готовность отделения к работе в чрезвычайных ситуациях, руководить ею. Информировать руководство клиники обо всех происшествиях и принятых мерах.

13. Рассматривать жалобы родственников больных детей, сотрудников отделения, принимать меры к ликвидации причин, вызвавших жалобы; систематически проверять и подписывать книгу жалоб.

14. Работать с кадрами:

- совместно с администрацией клиники участвовать в подборе кадров; производить их рациональную расстановку и перемещение;

- обеспечивать условия для выполнения сотрудниками должностных обязанностей, в соответствии с должностными инструкциями, требованиями охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности;

- контролировать правильность составления и ведения графиков;

- своевременно доводить до сведения сотрудников, в части их касающейся, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц, контролировать их выполнение.

15. Систематически повышать свою квалификацию и подтверждать юридическое право заниматься медицинской деятельностью по данной специальности в установленном порядке.

16. Обеспечивать участие отделения в проведении инвентаризации материальных ценностей, списании пришедших в негодность в соответствии с приказом ректора Академии. В установленные сроки представлять заявки на медицинскую аппаратуру, инструменты, оборудование, жесткий и мягкий инвентарь и др.

17. Контролировать состояние помещений технических коммуникаций; своевременно представлять заявки на проведение ремонта, качество и своевременность их выполнения.

18. Соблюдать самому и обеспечивать соблюдение сотрудниками отделения трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, медицинской этики и деонтологии.

Заведующий отделением имеет право:

1. Получать информацию, необходимую для работы.

2. Вносить предложения администрации клиники:

- по улучшению организации работы отделения;

- о поощрении и наложении взысканий на сотрудников отделения.

3. Участвовать в работе совещаний, на которых решаются вопросы, относящиеся к деятельности отделения.

5. Ответственность

Заведующий отделением несёт ответственность за невыполнение должностных обязанностей и принятие решений по вопросам, входящим в его компетенцию.

На руководителе ЛПУ лежит большая ответственность по организации оказания надлежащей медицинской помощи населению. Как правило, работа всех служб учреждения направлена на достижение этой цели. Но, кроме этого, трудовое законодательство регламентирует обязанности работодателя в отношении сохранения жизни и здоровья персонала, выполняющего свои функциональные обязанности.

ЛПУ по перечню вредных и опасных факторов гораздо сложнее и опаснее любого промышленного предприятия: лифты, автотранспорт, котельные, пищеблоки и прачечные, ионизирующие и лазерные излучения, радиоактивные, ядовитые, химические вещества, газы, лекарственные препараты, опасность инфицирования персонала при контакте с пациентами, эксплуатация сложнейшего высокотехнологичного медицинского электрооборудования - далеко не полный перечень факторов, при работе с которыми требуется не только специальная подготовка персонала ЛПУ, но и организация контроля за безопасными условиями работы. Создание системы управления охраной труда в ЛПУ, которая обеспечит комфорт и безопасность сотрудников при выполнении своих функциональных обязанностей, требует от руководителя ЛПУ не только знаний нормативно-правовой базы по охране труда, но и опыта в области менеджмента.

Обязанности работодателя - руководителя ЛПУ по обеспечению безопасных условий и охраны труда регламентированы Трудовым кодексом РФ ( ст. 212 ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ (с изм. и доп.) и приказом Минздрава России от 29.04.1997 N 126 "Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации".

Уголовным кодексом РФ ( ст. 143 ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (с изм. и доп.) определена ответственность за последствия невыполнения этих обязанностей. "Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом , исправительными работами на срок до 2-х лет либо лишением свободы на срок до 1-го года. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без таковых".

Для соблюдения требований трудового законодательства в ЛПУ необходимо разрабатывать и внедрять систему управления охраной труда с привлечением всех служб учреждения, т.к. вопросы создания безопасных условий труда решаются всегда комплексно.

В первую очередь, в ЛПУ создается служба по охране труда. Возможны три варианта решения данного вопроса: введение в штатное расписание ставки инженера по охране труда (вводится при численности работников более 50 чел.), заключение гражданско-правового договора на перечень оказываемых услуг по охране труда с привлекаемым специалистом либо возложение данных обязанностей на уполномоченного руководителем работника из числа технического персонала. Согласно квалификационным требованиям, инженер по охране труда должен иметь техническое образование, соответствующее обучение или опыт работы в этой области. Руководителем ЛПУ издается приказ, разрабатывается должностная инструкция (регламент) специалиста и положение о службе охраны труда. Численность работников службы определяется руководителем ЛПУ в зависимости от численности персонала и специфики ЛПУ.

Распорядительной документацией по ЛПУ определяется перечень должностных лиц, на которых возлагается решение общих вопросов организации работы по охране труда, как правило, это заместитель руководителя ЛПУ и руководители структурных подразделений или главные специалисты.

Издаются приказы о назначении ответственных лиц по разделам работ по охране труда и по работам повышенной опасности. В качестве документа, на основании которого определяется перечень таких лиц, можно рекомендовать письмо Минздрава России от 19.10.2000 N 2510/11377-32 "О примерном отраслевом перечне работ повышенной опасности", где приведен перечень должностей и профессий работников ЛПУ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования по безопасности труда. Данный перечень является обязательным, но может быть дополнен с учетом специфики и особенностей ЛПУ. Для ответственных лиц разрабатываются регламенты по разделам ответственности. Например, ответственным лицом за безопасную эксплуатацию сосудов, работающих под давлением, приказом назначается старшая медицинская сестра стерилизационного отделения.

Дополнительно к регламенту старшей медицинской сестры стерилизационного отделения разрабатывается регламент ответственного за безопасную эксплуатацию сосудов, работающих под давлением. В нем перечисляются требования к организации работы по данному разделу ответственным лицом в целях обеспечения безопасности персонала, который по своим функциональным обязанностям эксплуатирует сосуды, работающие под давлением. Ответственное лицо, назначенное приказом, должно быть обязательно обучено в лицензированном учебном центре по разделу ответственности и обязано выполнять весь комплекс организационных мер на соответствующих рабочих местах, включая осуществление контроля.

Для оптимизации работы должно быть предусмотрено наличие дублеров, на случай ухода ответственных лиц в отпуск, болезни, отъезда в командировку или учебы. Лица, замещающие ответственных исполнителей, должны быть также обучены по соответствующим разделам и включены в распорядительную документацию.

В ЛПУ рекомендуется внедрять систему административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда, или трехступенчатого контроля, который является основной формой контроля работодателя и комитетов (комиссий) по охране труда за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими правил, норм, инструкций и других нормативных правовых актов по охране труда. Он проводится: на первом уровне (ступени) - в структурном подразделении; на втором уровне (ступени) - в подразделении организации; на третьем уровне (ступени) - в ЛПУ в целом.

Комитет (комиссия) является одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Положение о комитете утверждается приказом руководителя ЛПУ с учетом мнения выборного профсоюзного органа.

Особое место в организации контроля за состоянием условий и охраны труда в ЛПУ отводится уполномоченным по охране труда. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда - представители работников, осуществляющие общественный контроль за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда. Уполномоченные выбираются на общем собрании трудового коллектива.

Выявленные нарушения и замечания на всех ступенях административно-общественного контроля должны немедленно устраняться либо включаться в планируемые мероприятия по охране труда и в кратчайшие сроки выполняться.

Большая часть обязанностей руководителя ЛПУ по вопросам охраны труда связана с результатами проведения аттестации рабочих мест (АРМ) по условиям труда в ЛПУ. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 утвержден порядок проведения АРМ. Аттестационная комиссия, созданная приказом руководителя ЛПУ, формируется на паритетной основе из специалистов ЛПУ и аттестующей организации. Качество проведения АРМ зависит от отношения членов аттестационной комиссии к подготовке исходных данных: перечней профессий и должностей, рабочих мест, имеющихся в ЛПУ, и тщательного анализа вредных и опасных факторов на аттестуемых рабочих местах для их оценки и замеров. Именно поэтому в состав комиссии рекомендуется включать достаточно большой перечень специалистов, в т.ч. руководителей структурных подразделений. По результатам АРМ:

- определяются льготы и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда;

- корректируются списки работников по прохождению медицинских осмотров (дополнительно включаются выявленные при АРМ вредные и опасные факторы);

- расширяется и уточняется ассортимент и номенклатура средств индивидуальной и коллективной защиты;

- разрабатывается конкретный план реализации мероприятий по устранению или минимизации вредных и опасных факторов с целью оздоровления рабочих мест сотрудников;

- по фактическим условиям на рабочих местах приводятся в соответствие трудовые договоры, в частности, по рабочим местам инвалидов в соответствии с рекомендациями реабилитационных карт.

И, самое важное, - результаты проведения АРМ доводятся до каждого работника, который должен быть проинформирован о фактическом состоянии его рабочего места.

Списки профессий и должностей работников, имеющих право на сокращенную продолжительность рабочей недели, дополнительный отпуск, получение молока или других равноценных продуктов, моющих и обезвреживающих средств, специальную одежду и обувь и т.д. по результатам проведения АРМ, и план реализации мероприятий по оздоровлению рабочих мест должны быть включены в коллективный договор ЛПУ в виде приложений.

При разработке проекта коллективного договора, в частности, раздела по охране труда, необходимо учитывать и мероприятия, отраженные в актах по форме Н-1 ( постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях"), которые составляются по результатам расследования несчастных случаев на производстве.

В соответствии со ст. 228 Трудового кодекса РФ руководитель ЛПУ обязан организовать расследование несчастных случаев, произошедших в ЛПУ. Своим приказом он создает комиссию, которая в установленные сроки расследует произошедший случай, связывая или не связывая его с производством. В случае установления его связи с производством составляется акт по форме Н-1 . Данный акт после окончания расследования и подписания членами комиссии утверждается руководителем ЛПУ.

В последнее время, к сожалению, акцент при расследовании несчастных случаев делается на выявлении причины произошедшего и на констатации факта - связан данный случай с производством или нет. Но перечень профилактических мероприятий, необходимых для исключения повторения случившегося разрабатывается формально. Стандартная формулировка о проведении внеплановых инструктажей заставляет задуматься, когда в качестве причин несчастного случая указывается, например, неудовлетворительное содержание зданий и территории или использование работника не по специальности. Конкретные профилактические мероприятия, направленные на обучение работников, ремонтные работы, замену оборудования, приобретение приспособлений и оснастки, обеспечение дополнительными средствами защиты, выявленные при расследовании несчастных случаев на производстве, необходимо объективно оценивать, указывать в актах и включать в коллективный договор. Руководитель ЛПУ должен быть заинтересован в отсутствии травм и профзаболеваний и в обеспечении безопасных условиях труда персонала.

При организации работы по охране труда большая роль отводится инженеру по охране труда. Многие руководители включают ставку специалиста в штатное расписание административно-хозяйственной или юридической службы, отдела кадров, заведомо исключая контрольные функции инженера по охране труда в отношении "своего" подразделения. Необходимо знать, что по вопросам охраны труда подчиненность должна осуществляться непосредственно руководителю ЛПУ или его заместителю, на которого приказом возложена ответственность за организацию данной работы в ЛПУ.

Безусловно, тот объем работы, который выполняется в настоящее время в ЛПУ, не всегда характерен для медицинских профессий, но это не причина поручать решение вопросов пожарной безопасности, метрологии, обращения с медицинскими отходами инженеру по охране труда. В некоторых ЛПУ данному специалисту иногда поручают составлять и согласовывать списки на прохождение медицинских осмотров и разрабатывать инструкции по охране труда вместо руководителей структурных подразделений, видимо считая, что он недостаточно загружен.

Работа инженера по охране труда не "кабинетная". Контрольные функции с целью выявления недостатков в организации работы, помощь руководителям структурных подразделений в решении вопросов обеспечения безопасных условий труда, консультирование работников, расследование несчастных случаев на производстве и аварийных ситуаций, организация обучения - достаточно сложный перечень вопросов, требующих знаний нормативно-правовой базы и практического умения работать с персоналом. Решение этих вопросов в рамках функциональных обязанностей и привлечение ответственных лиц и других служб обеспечивает выполнение требований законодательства в отношении жизни и здоровья персонала ЛПУ.

Особое внимание в системе управления охраной труда в ЛПУ отводится обучению и проверке знаний требований по охране труда. Помимо руководителя ЛПУ, ответственных лиц по разделам работ по охране труда, дублеров и инженера по охране труда, которые должны быть обучены в лицензированных учебных центрах, внутри ЛПУ необходимо организовать обучение и проверку знаний по охране труда руководителей структурных подразделений и специалистов. Приказом руководителя ЛПУ не реже одного раз в три года специально созданная комиссия осуществляет проверку знаний у руководителей и специалистов, которая фиксируется протоколом.

В соответствии с постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 "Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" в состав комиссии включаются руководитель ЛПУ и специалисты структурных подразделений, службы охраны труда, представители выборного представительного органа, в т.ч. уполномоченные (доверенные) лица.

До проверки знаний рекомендуется провести цикл лекций, довести информацию об обновлении нормативной базы, прокомментировать некоторые положения, проконсультировать руководителей и специалистов по вопросам законодательства, ответить на конкретные вопросы.

Помимо обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов, ответственные лица по разделам работ по охране труда должны также организовывать обучение и проверку знаний персонала в своем подразделении. Например, весь персонал, занятый эксплуатацией электрооборудования, должен быть аттестован на 1-2 квалификационную группу по электробезопасности, ежегодная проверка знаний должна проводиться у автоклаверов и т.д.

Кроме этого, в ЛПУ должна работать система проведения инструктажей как одна из форм обучения. Регулярность инструктирования персонала необходимо контролировать и регистрировать. Инструкции по охране труда (ИОТ) разрабатываются руководителями структурных подразделений в соответствии с постановлением Минздравсоцразвития России от 17.12.2002 N 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда" и включают требования и правила по обеспечению безопасного выполнения работ согласно специфике подразделения.

ИОТ разрабатываются, исходя из должности работника, профессии или вида выполняемой работы, и относятся к числу обязательных документов, которые рассматриваются при расследовании несчастных случаев на производстве. Согласование ИОТ с инженером по охране труда и ответственными лицами по виду работ дает возможность предусмотреть в разработанном документе необходимые профессиональные приемы для обеспечения безопасности и все возможные аварийные ситуации на данном рабочем месте в соответствии с действующей нормативно-правовой базой. ИОТ после разработки и согласований утверждается руководителем ЛПУ, после регистрации и присвоения номера она включается в инструктажи в любом структурном подразделении ЛПУ, где возникает необходимость в ее наличии.

Ответственность за проведение инструктажей возлагается на инженера по охране труда (вводный инструктаж) и руководителей структурных подразделений или руководителей проводимых работ (первичный, повторный, внеплановый, целевой).

Особое место в системе управления охраной труда в ЛПУ отводится первичной профсоюзной организации. Представители общественной организации входят во все комиссии, создаваемые приказом руководителя ЛПУ, с ними согласовываются все документы и локальные нормативные акты, касающиеся социально-трудовых отношений, без их мнения не решается ни один из вопросов, связанных с охраной труда и мероприятиями по обеспечению безопасных условий труда работника ЛПУ. К сожалению, очень часто представители первичной профсоюзной организации при рассмотрении всех проблем акцентируют свое внимание только на выплате льгот и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда. Не инициируется реализация мероприятий по устранению выявленных вредных и опасных факторов на рабочих местах, причин произошедших несчастных случаев на производстве и улучшению условий труда работников. Принципы социального партнерства должны осуществляться для достижения общей цели - приоритета жизни и здоровья работников.

Обязанность руководителя - создать в ЛПУ систему управления охраной труда, подготовив и издав необходимую распорядительную документацию, подобрав грамотных и хорошо обученных специалистов, и обеспечить контроль за выполнением трудового законодательства. В приложении приведен перечень приказов руководителя ЛПУ, которые являются основными при организации работы по охране труда. Безусловно, знать весь объем информации руководителю ЛПУ практически невозможно, потому что приходится решать вопросы хозяйственного, медицинского, финансового и иного характера. Но организация работы и обеспечение взаимосвязи всех служб с целью создания безопасных условий труда для персонала даст возможность руководителю осуществлять контроль, выявлять "слабое звено" в работе по охране труда и выполнять весь комплекс необходимых мероприятий.

Читайте также: