Как влияет превышение оптимальной для работы водителя температуры в салоне автомобиля

Обновлено: 17.05.2024

Инструкция по охране труда для водителей при работе в условиях низких температур

ИНСТРУКЦИЯ №

по охране туда для водителей

при работе в условиях низких температур

1. Общие требования безопасности

1.1. К управлению механическим транспортным средством (автомобилем) допускаются водители, прошедшие курсы подготовки водителей и обладающие практическими навыками в управлении транспортными средствами необходимой категории, техническом обслуживании и текущим ремонте автомобиля, прошедшие медицинское освидетельствование, инструктаж по охране труда и имеющие при себе:

- водительское удостоверение с категорией на право управления данным транспортным средством;

- регистрационные документы на транспортное средство;

- путевой лист с отметкой мед. работника и механика.

1.2. Водители обеспечиваются в соответствии с нормами действующего законодательства спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты, установленными для данной профессии.

1.3. Спецодежда водителей должны отвечать требованием действующих стандартов, обеспечить высокую степень защитной эффективности и удобство при эксплуатации.

1.4. Водитель должен уметь оказывать первую доврачебную помощь.

1.5. Производственная деятельность автомобильного транспорта, ремонтные работы осуществляются на открытом воздухе и поэтому зависят от состояния погоды, особенно в зимние и переходные периоды.

Зимой большие трудности для работы отрасли создают метели, снегопады и поземки, вызывающие заносы дорог и создающие большие потери рабочего времени. При длительном отсутствии снегоочистительной техники дороги могут стать непроезжими. Интенсивные циклоны с обильными снегопадами и штормовыми ветрами могут полностью парализовать движение на значительной территории.

Благоприятные условия для переноса свежевыпавшего снега создаются в тех случаях, когда перед снегопадом на поверхности снежного покрова образовалась ледяная корка. Устойчивый сильный ветер может переносить сухой снег на большие расстояния и приводить к большим заносам. Снегопады и метели вызывают ухудшение видимости, что приводит к замедлению или прекращению движения.

1.7. Прямой угрозой для автотранспорта является гололедица. Гололедица снижает сцепные качества дорожного покрытия в 10 раз. При ней значительно возрастает тормозной путь. Более 50 % дорожно-транспортных происшествий связано с гололедицей.

1.8. Наибольшую опасность представляет ледяной покров, образующийся при выпадении переохлажденных дождевых капель на дорогу, с температурой ниже 0 С. В результате уплотнения свежевыпавшего снега колесами автомашин образуется один из видов обледенения полотна дороги, получивший название снежного наката. Скорость движения при этом существенно снижается.

1.9. Водитель автомобиля является ответственным за соблюдение ПДД и настоящей
инструкции.

1.10. Положения настоящей инструкции являются обязательными. Лица, не выполняемые требований настоящей инструкции, несут уголовную и административную ответственность в порядке установленном законодательством Украины.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. При приеме смены, после получения путевого листа водитель проверяет
комплектность автомобиля, его техническую исправность и готовность к выходу на линию.

2.2. Каждый автомобиль должен быть укомплектован медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим желтым фонарем и огнетушителем.

2.3. Особое внимание обратить на:

- наличие всех составных элементов машины;

- степень заправки горюче - смазочными материалами и охлаждающей жидкостью;

- отсутствие течи топлива, масла и других легко воспламеняющихся жидкостей из рабочих систем автомобиля;

- исправность тормозной системы, рулевого управления;

- работоспособность световой и звуковой сигнализации;

- надежность крепления буксирных приспособлений, топливных баков, аккумуляторной батареи, надежность запоров кузова, дверей кабины и салона;

- надежность крепления колес, отсутствие видимых повреждений автошин и соответствие по размеру и допустимой нагрузки.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. В холодную половину года, при температурах -25С и ниже, осложняется эксплуатация автотранспортных средств (запуск двигателя, необходимость прогрева масла и утепление радиаторов). При очень сильных морозах (-30,-40С) металл становится хрупким, поэтому появляется угроза поломки отдельных деталей мотора. Непосредственно на дороги сильные морозы значительного воздействия не оказывают, но влияют на рабочий персонал. Согласно существующим нормам, работы на открытом воздухе без периодического обогрева (через 45-50 минут) запрещены при температуре ниже - 25 (без ветра) и -15 (с ветром). Запрещено выезжать на вызов без средств индивидуальной защиты рук, ног, головы, тела (работа при низкой температуре).

3.2. При температурах близких к 0 С возрастает опасность возникновения гололедицы. Автодороги с твердым покрытием обладают большой температурной инерцией. В связи с этим при оттепели, наступающей после длительных морозов, полотно сохраняет отрицательную температуру, а при выпадении дождя или мороси на его поверхности происходит отложение льда. Сильные и продолжительные оттепели представляют большую опасность для грунтовых дорог, так как утрамбованный снег размягчается и пропитывается водой, отчего дороги становятся труднопроходимыми, а на некоторых участках непроходимыми. Оттепели представляют угрозу и для ледовых переправ через реки и водохранилища. При прогнозе продолжительной оттепели ледовые переправы закрывают.

3.3. При движении на скользкой дороге не забывайте снижать скорость и увеличивать дистанцию и боковой интервал по отношению к другим транспортным средствам, а также выполняйте все движения плавно, не делайте никаких резких движений.

3.4. Во все сезоны года неблагоприятным является ветер со скоростью 15 м/с и более. Ветер наносит серьезные повреждения защитным полосам вдоль дорог, может вызвать любые завалы на дорогах (деревья, электропровода, электростолбы и др.)

При сильном ветре сдувается песок и соль с дороги, а при сильном встречном ветре снижается скорость автомобилей. При больших скоростях ветра (в том числе при шквалах), и при большой скорости движения транспорта, на последний действуют значительные аэродинамические силы, возникающие при боковом ветре, что может вызвать опрокидывание автомобиля. Очень опасны внезапные сильные порывы ветра.

3.5. При движении автомобиля в дождь и снег помнить, что уменьшается обзорность, поскольку стеклоочистители очищают только часть переднего стекла. Увеличивается тормозной путь – значит повышается общая опасность движения. При движении на подъем выбирайте такую передачу, что бы не пришлось переключаться до полного завершения подъема.

При спуске не выжимайте сцепления, видите автомобиль на скорости, плавно притормаживая.

Основные затруднения, возникающие при дожде: повышение скользкости, размягчения обочины, ухудшение видимости.

Водитель должен помнить: повышенная скользкость особенно опасна, когда начинается дождь. При сильном дожде вода проникает к тормозной колодке, которые, намокая, приводят к отказу тормозов или резкому снижению их эффективности. В Этом случае тормоза необходимо просушить с соблюдением мер предосторожности при небольшой скорости движения нажимают на педаль тормоза несколько раз до появления эффективного торможения. При сильном дожде необходимо включать фары.

3.4. Ухудшение видимости из-за тумана и осадков приводит к необходимости сокращения скорости движения автотранспорта. При понижении видимости до 50 м и менее, движение автотранспорта прекращается. Большая угроза для безопасности движения транспорта создается на таких участках магистралей, куда могут наплывать полосы тумана с соседних лугов, рек, озер и неожиданно ухудшать видимость как раз на уровне глаз водителя. Пелена тумана может быть настолько густой, что даже с включенными фарами ничего нельзя различить, а дальний свет в тумане создает перед автомобилем непроницаемую световую завесу. Во всех случаях при движении в тумане необходимо соблюдать повышенную осторожность, включить противотуманные фары (или ближний свет) и выключить дальний свет.

3.5. Грунтовые дороги при сильных дождях выходят из строя. Ливни могут сильно повлиять на работу транспорта, если вследствие слишком малых размеров придорожных канав или водопропускных труб на дорогах возникнут местные затопления. На склонах и в глубоких выемках при ливнях имеется опасность эрозии почвы.

3.6. На асфальтовых дорогах, сильные или продолжительные дожди затрудняют движение, повышая скольжение. Увлажненное покрытие увеличивает вероятность заноса автомобиля в 7 раз. Наибольшее скольжение при дожде создается (особенно при низких температурах), когда наблюдается наименьшая испаряемость. Установлено, что в начале дождя коэффициент сцепления с дорогой уменьшается почти вдвое из-за того, что дорожная пыль, смоченная водой, превращается в жидкую грязь, по которой скользят колеса. При продолжительном дожде грязь с дороги смывается, и коэффициент сцепления несколько повышается. В условиях гололеда обязательно нужно применять комбинированное торможение – двигателем и рабочим тормозом. На очень скользком льду скорость гасится двигателем с последующим переходом на низшие передачи.

3.7. Наиболее сложные условия работы для транспорта на грунтовых и проселочных дорогах создаются весной. Начало оттаивания грунта сопровождается явлением вспучивания не только на грунтовых, но и на асфальтовых дорогах. Вспучивание проявляется тем интенсивнее, чем медленнее грунт промерзал с осени и чем медленнее он оттаивает весной. Шоссейные дороги закрывают для тяжеловесного транспорта. Особо сложные условия на проселочных дорогах возникают во время весенней распутицы при максимальной глубине оттаивания грунта, когда его верхний слой не успевает просыхать.

3.8. Водителю запрещается:

- Управлять транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, под действием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения.

- Грузить автомобиль сверхустановленных нормативов как по габаритам так и по весовым характеристикам.

- Движение задним ходом без гарантии полной безопасности.

- Работать под машиной без страховочных козелков, подставок и противооткатных упоров, исключающих опасные последствия.

- Проводить ремонт электрооборудования без отключения аккумуляторной батареи.

3.9. При остановки автомобиля водитель, покидая кабину, должен обезопасить
автомобиль от самопроизвольного движения - выключить зажигание, зафиксировать
стояночный тормоз.

3.10. Если автомобиль стоит на уклоне, необходимо дополнительно поставить под колеса специальные противооткатные упоры.

3.11. При вынужденной остановки автомобиля на дороге водитель обязан выставить на расстоянии 15 - 30 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий желтый фонарь.

3.13. Заправка автомобилей ГСМ должна производиться только на бензоколонках. Заправка из канистр, ведер и других емкостей запрещается.

3.15. Запрещается применение вблизи места заправки открытого огня и курение во время заправки автомобиля.

3.16. При проведении ТО или ремонтных работ запрещается:

- наращивать ключи другими ключами или трубками, использовать прокладки между зевом ключа и гранями болтов и гаек, ударять по ключу при отвертывании или завертывании;

- применять рычаги или надставки для увеличения плеча гаечных ключей; выбивать диски кувалдой, производить демонтаж колеса путем наезда на него автомобилей и т.п.;

- обслуживать трансмиссию при работающем двигателе;

- работать на станках и оборудовании без их заземления;

- пользоваться электроинструментом с неисправной изоляцией токоведущих частей или при отсутствии у них заземляющего устройства;

- выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.);

- подкладывать под вывешенный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы;

- производить работу без специальных упоров (козлов), предохраняющих от самопроизвольного опускания автомобиля или его отдельных частей, при работах, требующих поднятия автомобиля с помощью домкратов, талей и прочих подъемных механизмов;

- выполнять техническое обслуживание автомобиля при работающем двигателе, за исключением случаев проверки регулировки двигателя и тормозов.

3.17. При крепежных операциях следует пользоваться преимущественно накидными
или торцевыми ключами, а в труднодоступных местах при ограниченном угле поворота
целесообразно использование ключей с трещотками (храповым механизмом).

3.18. Шиномонтажные работы производить только специальным съемником в
предназначенном для этого месте. Накачивание смонтированной шины разрешается
производить в специальном ограждении или с применением других устройств,
предохраняющих выскакивание замочного кольца и не допускающих разрывы покрышки, что
может нанести травму производителю работ.

3.19. При работах, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов,
необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, а рычаг коробки передач
установить в нейтральное положение, освободить рычаг стояночного тормоза, а после их
выполнения затянуть стояночный тормоз и вновь включить низшую передачу.

4. Требования безопасности в аварийной ситуации.

4.1. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему обязан:

- Немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки или мигающий желтый фонарь, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

- Сообщить о дорожно-транспортном происшествии в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев.

- Сообщить о дорожно-транспортном происшествии менеджеру с логистики и механику;

- При невозможности движения других транспортных средств освободить проезжую часть. Для этого предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и приметы, относящиеся к происшествию и принять все меры к их сохранению и к организации объезда места происшествия.

- По окончании расследования ДТП следователем полиции, получить справку об аварии за его подписью и печатью.

4.2. При вынужденной остановке на железнодорожном переезде водитель обязан:

- немедленно высадить пассажиров и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:

- при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в оба направления от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи остановки машинисту приближающегося поезда;

- оставаться возле автомобиля и подавать сигналы общей тревоги;

- при появлении поезда бежать по насыпи ему навстречу, подавая сигналы остановки. Примечание : Сигналом остановки служит круговое движение руки с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью факелом и фонарем. Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.

4.3. При возникновении пожара в автомобиле немедленно принять самостоятельные меры для ликвидации очага пожара, при необходимости вызвать пожарную охрану.

4.4. При внезапном заболевании, травмировании или отравлении лиц находящихся в автомобиле, принять меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшим, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Установить автомобиль на закрепленное место, принять меры, исключающие самопроизвольное движение машины.

5.2. Провести ежедневный технический осмотр для сдачи смены.

5.4. Снять спецодежду и убрать в отведенное для этого место. Если необходимо просушить одежду.


Хорошо настроенная климатическая система ― инженерный шедевр. Учитываются даже такие нюансы, как используемая в то или иное время года одежда.

Парадокс заключается в том, что мощности отопителей и кондиционеров достигают 8–10 кВт, тогда как для поддержания комфортной температуры человеческого тела необходимо в 50–100 раз меньше. Дело в том, что основную энергию приходится тратить на нагрев или охлаждение самого автомобиля, в частности элементов интерьера. Около трети поверхности тела пассажира соприкасается с сиденьем ― именно поэтому подогрев или вентиляция (охлаждение) сидений при малых затратах энергии дают большой эффект. Но климатическая система в любом случае должна подавать в салон не менее пяти-десяти кубометров воздуха в минуту, в зависимости от размера машины.


Считается, что в салоне наиболее комфортна температура от 18 до 22 С°. Это среднее значение, потому что ближе к полу должно быть на пять-восемь градусов теплее, чем в области головы. Такова физиология. Не зря бабушка надевала вам в детстве тёплые носки: греть надо прежде всего ноги. А охлаждать летом эффективнее всего грудь, спину и руки. Поэтому при отоплении основной поток горячего воздуха должен быть направлен вниз, а холодный напор летом ― в центральные дефлекторы. Кстати, с их помощью наиболее эффективно остывает и задняя часть салона.


Компьютерные методы проектирования позволили сделать климатические системы эффективнее и тише в работе. Обратите внимание, как важен поток из передних дефлекторов в салоне кроссовера Skoda Kodiaq для задних пассажиров.

Раздельный климат-контроль ― безусловный плюс. Однако под одним и тем же названием скрываются системы разной степени совершенства. В бюджетных машинах можно индивидуально менять лишь температуру. Водитель, которому нужно разморозить боковые стёкла, неизбежно заберёт тепло от ног пассажиров. Продвинутые системы позволяют позонно управлять также направлением и интенсивностью обдува. И даже тонко настраивать разницу температур по слоям.


Даже простейшие автоматические системы имеют датчик солнечной радиации, потому что когда солнечный свет попадает на кожу, наше восприятие температуры меняется. В более дорогих автомобилях таких датчиков может быть несколько. А ещё инфракрасные сенсоры запотевания стёкол (лобового и передних боковых), качества воздуха, содержания углекислого газа в салоне, информация от навигационной системы, например, о тоннелях… Продвинутые системы оценивают температуру в разных местах внутри блока HVAC. В общем, температура в салоне на самом деле постоянно меняется ― но если климат-контроль настроен классно, мы этого не замечаем.


Существенную роль играет вытяжная вентиляция через клапаны, обычно расположенные в заднем бампере. Чем она эффективнее ― тем свежее воздух в салоне.

В большинстве автомобилей климат-контроли работают адекватнее, чем среднестатистический водитель, управляющий микроклиматом вручную. Я регулярно езжу в такси, и, по моим наблюдениям, лишь единицы шофёров понимают, что и как нужно делать. Самые распространённые ошибки ― подача горячего воздуха не в ноги, а вверх и полное отключение вентилятора. Недостаток воздухообмена и неправильное распределение температуры в салоне ― прямой путь к утомлению и той самой потере адекватного времени реакции. Смысла в выключении вентилятора ― ноль: климатическая система фактически перестаёт функционировать вовсе.


Климатические системы автопроизводители традиционно заказывают у специализированных поставщиков. Таких в мире с десяток. Справа ― испаритель кондиционера со встроенными в соты теплоаккумуляторами, для машин со старт-стопом.


В автомобиле светлого цвета температура после стоянки всегда на 8–15% ниже, чем в чёрном. Значит, энергозатрат на кондиционирование соответственно меньше.

Вообще, отапливать автомобиль проще не становится. Чем эффективнее и экологичнее оказываются современные двигатели, тем меньше тепла они отдают. Чтобы скорее протопить салон, приходится идти на хитрости ― играть опережением зажигания, использовать частичную рециркуляцию воздуха и более дорогие паяные радиаторы. Эффективны электрические догреватели, некогда применявшиеся только с холодными дизелями, а сейчас необходимые и для экономичных малообъёмных турбомоторов.

Опосредованное управление дефлекторами через дисплей ― скорее дизайнерская фишка, чем инженерная. Но до чего ж модная!


Porsche Taycan не имеют подвижных выходных элементов, а меняют направление и фокусировку потока воздуха благодаря заслонкам, спрятанным в глубине. ">

Дефлекторы электрокара Porsche Taycan не имеют подвижных выходных элементов, а меняют направление и фокусировку потока воздуха благодаря заслонкам, спрятанным в глубине.

Никита Гудков, 6 мая 2020 в 11:56. Фото фирм-производителей и из открытых источников

Санитарные нормы и правила устанавливают требования к факторам производственной среды, режимам труда и отдыха, санитарно-бытовому обеспечению, личной гигиене водителей автомобильного транспорта (далее – водитель), санитарному состоянию автомобильного транспорта (далее – автомобиль).

Действие санитарных норм и правил распространяется на водителей автомобилей, занятых внутриреспубликанскими и международными автомобильными перевозками пассажиров и багажа или автомобильными перевозками грузов общего назначения, за исключением грузов, перевозка которых регулируется Правилами по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденными постановлением МЧС РБ от 08.12.2010 № 61.

Внимание! Санитарные нормы и правила вступили в силу 08.07.2013.

Кроме того, действие Санитарных норм и правил не распространяется на автомобили, предназначенные для эксплуатации в закрытых помещениях и подземных условиях, на автомобили, предназначенные для выполнения специальных технологических операций и оснащенные двигателями внутреннего сгорания, электродвигателями, экспериментальные и спортивные модели, автомобили физических лиц, эксплуатирующих их для собственных нужд.

Факторы производственной среды на рабочих местах

На рабочих местах водителей автомобилей должны обеспечиваться параметры факторов производственной среды в соответствии с Санитарными нормами и правилами и Гигиеническим нормативом.

Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха автомобиля должны обеспечивать:

- оптимальные или, при невозможности их достичь, допустимые значения параметров микроклимата не позднее, чем через 30 минут после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем в соответствии с требованиями Гигиенического норматива;

- организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования количества и направления поступающего в кабину воздуха, обеспечивать перепад температуры воздуха по высоте, температуру ограждающих поверхностей в кабине водителя и салоне автомобиля.

ВАЖНО! Запрещается эксплуатация автомобилей с неисправными и (или) с не отрегулированными системами вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха, предусмотренными конструкцией транспортного средства, при отсутствии или изношенности предусмотренных технической документацией уплотнителей, ковриков и других средств, обеспечивающих герметичность кабины и салона (п.10 Санитарных норм и правил).

Для обеспечения параметров микроклимата на рабочем месте водителя кабина автомобиля должна быть оборудована средствами защиты от тепла, поступающего из моторного отсека, а также инсоляции.

Автомобили, предназначенные для эксплуатации в условиях карьеров, должны быть оборудованы эффективными средствами отвода и очистки отработавших газов от двигателей внутреннего сгорания для обеспечения в воздушной среде на рабочих местах водителей (воздух рабочей зоны) и в воздушной среде салонов вредных веществ в концентрациях, не превышающих допустимых значений (атмосферный воздух).

Требования, которым должна отвечать кабина водителя

Кабина автомобиля должна быть оборудована:

- устройством крепления аптечки первой медицинской помощи для оснащения транспортных средств;

- устройством для подвешивания верхней одежды;

- устройством для закрепления емкости (термоса) с водой.

Материалы, используемые для внутренней отделки кабины и салона автомобиля, не должны выделять в воздушную среду химические вещества в концентрациях, превышающих предельно допустимые.

ВАЖНО! Запрещается хранение и перевозка в кабине и салоне автомобиля смазочных материалов, технологических жидкостей, запасных частей, не предусмотренных технической документацией на автомобиль. В автомобилях-такси в багажном отделении запрещается хранение и перевозка смазочных материалов, технологических жидкостей, запасных частей, не предусмотренных технической документацией на автомобиль (п.34 Санитарных норм и правил).

Для исключения возможности загрязнения верхней одежды водителя, пассажиров, их багажа, кабина и салон автомобиля должны содержаться в чистоте. В автомобилях, предназначенных для перевозки пассажиров, курение запрещается, должны быть созданы необходимые условия для проведения регулярной чистки и уборки салона и багажного отделения по мере их загрязнения, обшивка салона и сидений не должны иметь механических повреждений и видимых загрязнений, воздух салона не должен иметь посторонних запахов.

В целях предотвращения возникновения и распространения сезонного подъема инфекционных заболеваний должны проводиться дезинфекционные мероприятия в салонах автомобилей, предназначенных для перевозки пассажиров.

Психофизиологические условия выполнения трудового процесса

Организация рабочего места водителя должна обеспечивать максимальное восприятие профессионально значимой информации во время движения автомобиля, поддержание удобной рабочей позы.

Компоновка органов управления должна обеспечивать возможность свободного доступа водителя ко всем устройствам и узлам автомобиля, подлежащим обслуживанию и контролю в процессе эксплуатации, а показатели тяжести и напряженности труда при работе с органами управления не должны превышать допустимых значений в соответствии с требованиями Санитарных норм и правил, устанавливающих гигиеническую классификацию условий труда.

Режим труда и отдыха водителей

Автомобильный перевозчик (наниматель) должен обеспечивать режимы труда и отдыха, направленные на снижение нервно-эмоционального напряжения и производственного утомления водителей (вводная гимнастика, физкультурная пауза, психологическая разгрузка, организация отдыха, пропаганда здорового образа жизни и другое).

Справочно: в отношении водителей автомобилей, занятых на международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов, применяются положения Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, заключенного в г. Женеве 1 июля 1970 года.

При продолжительности рейса более одной смены, администрацией автомобильного перевозчика должны сообщаться водителям места ночного отдыха, на постоянных маршрутах − места расположения организаций здравоохранения по маршруту следования.

Санитарно-бытовое обеспечение и личная гигиена водителей

Водители автомобилей должны проходить обязательные медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством РБ.

Все диспетчерские пункты автомобильного перевозчика должны быть обеспечены аптечками первой медицинской помощи.

ВАЖНО! Водители, не прошедшие в установленном законодательством порядке обязательные медицинские осмотры, а также предрейсовые и иные медицинские обследования, к работе не допускаются.

Выдача молока и горячего питания водителям

Администрация автомобильного перевозчика должна обеспечивать создание условий для горячего питания водителей путем работы объекта общественного питания и (или) оборудования мест для приема пищи с полным набором санитарно-бытовых помещений.

Условия труда водителей автомобилей при выполнении ремонтных работ должны соответствовать Санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования для организаций по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств.

Значения параметров микроклимата на рабочих местах водителей в кабинах автомобильного транспорта

Каждому владельцу нужно знать, чем опасна эксплуатация автомобиля в сильный мороз. Советы опытных водителей подскажут, как уберечь двигатель от переохлаждения и предотвратить затраты на ремонт.

Эксплуатация автомобиля зимой

Как сильный мороз влияет на авто?

Практическими исследованиями установлено разрушительное воздействие низких температур на узлы машины. Механики утверждают, что износ деталей в холода в 10 раз превышает аналогичный показатель в теплый период. Диагностика выявляет проблемные системы, подвергающиеся перегрузкам в сильные морозы.

Проверьте шланги

Гидроусилитель руля – наиболее уязвимая зона машины во время эксплуатации при отрицательных температурах. Чаще всего от чрезмерного переохлаждения рвутся шланги. Такую неполадку можно легко заметить невооруженным глазом. В месте повреждения появляется течь. Обнаружив протекание, нужно на место прорыва наложить хомуты. Фитинги укрепляют шланговую систему ГУР.

Нежная резина и нестойкие стойки

При использовании транспортного средства в сильные морозы могут повредиться стойки. Вышедшие из строя детали подлежат замене. Механики советуют параллельно провести диагностику других элементов подвески. Стоит проверить состояние тормозных шлангов, шаровых опор, тяг управления и резинометаллических шарниров. Подозрительные узлы лучше поменять вместе со стойками.

Повышенному риску при эксплуатации в морозный период подвергаются детали из резины. К их числу относится пыльник, оберегающий подвижные системы автомобиля от попадания механических частиц песка, пыли и уличной грязи. Он защищает от дисперсных крупиц тяги управления, амортизаторы и гомокинетические шарниры.

Свидетельство повреждения резиновой детали – брызги смазки по окружности колеса. Если своевременно не поменять испорченный пыльник и продолжать поездки до лета, на элементах ШРУС образуется налет из песчаных и пылевых частиц. Шарнирную систему придется полностью заменить.

Нежная резина

Если ездить на машине в сильные морозы, масло начинает загустевать. С понижением температуры густота смазки повышается. Слишком густая масляная прослойка не может защитить трущиеся детали от преждевременного выхода из строя.

По степени износа узлов автомобиля холодный запуск двигателя сравним со 100-километровым пробегом. А с автоматической коробкой передач 10 км дистанции, преодоленной в заморозки, эквивалентны 2 тыс. пройденного пути в теплое время.

При отрицательных температурах пластмассовые и резиновые детали АКП приобретают повышенную хрупкость. В результате экстремальной нагрузки и загустевшего масла они могут треснуть и порваться. Комплект фрикционов перегревается. А с учетом того, что зимняя езда сопряжена с преодолением сугробов из снега, заносов и частой пробуксовкой, ресурс автоматической коробки снижается в несколько раз.

Механики рекомендуют перед началом движения автомобиля при сильных заморозках прогревать АКП. Это предотвратит преждевременный износ и увеличит срок эксплуатации автомата.

Аккумулятор

На морозе батарея быстро разряжается, емкость уменьшается. При -20ºС во время ночной стоянки теряется до 40% заряда. В результате стартер запускается с трудом. Переохлажденный аккумулятор с большим усилием снабжает током насос, подающий топливо. Даже при вращении коленвала автомобиль может не завестись. Причина – свечи зажигания, залитые горючим из-за недостаточной мощности разряженной АКБ для воспламенения топливной смеси от искры.

Аккумулятор

Механики советуют для снижения потери заряда в морозные ночи хранить батарею в тепле. Для этого нужно снять аккумулятор и отнести в дом.

Коварный бензин

Топливо сквозь термические зазоры в поршневых кольцах попадает в картер. При этом ухудшаются эксплуатационные качества моторной смазки.

Утеплитель под капот

Некоторые водители пытаются уберечь двигатель от чрезмерного переохлаждения при сильных заморозках, накрывая его на ночь теплоизолятором. Доступный по цене и свойствам материал – резаный войлок. С его использованием силовой агрегат сохраняет тепло до 4 часов.

Преимущества войлочного утеплителя:

  • высокая плотность;
  • прочность, допускающая многократное применение;
  • низкая стоимость;
  • возможность покупки в любом автосервисе.

Утеплитель

Главный недостаток такого теплоизолятора – повышенная пожарная опасность. Материал легко воспламеняется и быстро сгорает, открывая огню доступ к двигателю.

Страдает также и кузов

Кузовные детали тоже подвержены негативному влиянию отрицательных температур. Увеличивается жесткость подвески, рессоры и другие эластичные элементы затвердевают. В результате усилия, передаваемые от дороги, возрастают. В зонах соединения амортизаторов с кузовом наблюдаются разрушения.

Почему зимой надо прогревать двигатель автомобиля?

Из интернета, журналов для автолюбителей, телевидения и других СМИ на водителя обрушивается поток противоречивой информации. По утверждениям одних источников, перед запуском в сильные заморозки силовой агрегат автомобиля нужно подогреть. Другие полагают, что этого делать нельзя.

Количество положительных моментов, сопровождающих прогрев мотора зимой, превышает число недостатков.

Безопасность

Прогрев двигателя

Если не разогреть транспортное средство перед началом поездки, повышается вероятность попадания в ДТП. Причина – ограниченный обзор из-за покрытых льдом боковых передних и лобового стекол. Чтобы контролировать движение нужно хорошо видеть дорогу и внимательно наблюдать ситуацию.

Износ мотора

Отрицательные температуры вызывают уменьшение размеров металлических фрагментов автомобильного двигателя. При холодном запуске происходит резкое повышение нагрузки на силовой агрегат. Не успевшие обрести первоначальное состояние детали подвергаются ускоренному износу.

Чтобы не пришлось преждевременно менять металлические элементы, перед началом движения мотор нужно прогреть.

Аккумулятор

При остывании батарея начинает быстрее отдавать накопленный заряд источникам потребления. Это приводит к падению эффективности работы аккумулятора. Вероятные последствия – уменьшение плотности электролита, вызывающее снижение ресурса АКБ.

Поэтому некоторые водители в качестве альтернативы локального обогрева стекол пользуются электрическим подогревателем, повышающим температуру в салоне. Тепло проникает во все узлы и системы автомобиля. При этом нагрузка на аккумуляторную батарею уменьшается. В результате снижается необоснованное расходование заряда. Срок эксплуатации источника питания увеличивается.

Отсоединение клеммы от АКБ

Густое моторное масло

Использование транспортного средства для зимних поездок вынуждает водителей обратить первоочередное внимание на состояние смазочной системы. При понижении температуры до отрицательных показателей повышается вязкость смазки. При сильных заморозках густеет даже синтетика. На первых минутах после запуска автомобильного двигателя масло не способно работать эффективно, теряются его смазывающие свойства.

В результате ускоряется износ трущихся элементов силовой установки, не получающих достаточного количества качественной смазки. Плавно запуская мотор на холостом ходу, не придавая больших нагрузок, можно выделить время на прогревание масла. При снижении вязкости улучшается текучесть смазочного материала, обеспечивающая равномерное распределение между подвижными деталями.

Расход топлива

На правильную работу непрогретого силового агрегата в морозы расходуется большее количество горючего, чем в стандартных условиях. Причина – затрудненное образование воздушно-топливной смеси при низких температурах. Негативному влиянию холодов сильнее подвержены дизельные двигатели.

Создание искры, воспламеняющей топливо, требует от мотора высоких нагрузок. Большая часть усилий расходуется на преодоление сопротивления морозного воздуха и вязкости горючего.

Расход топлива зимой

Салон автомобиля

Для сохранения здоровья нужно прогревать салон перед посадкой. Поездка на холодном сидении может негативно отразиться на организме, став причиной заболеваний, вызванных переохлаждением. Лучше пораньше выйти из дома и включить обогреватель, чем лечить хронический цистит или другие болезни.

Запрещено направлять потоки нагретого воздуха изнутри на обледеневшие стекла. Это может спровоцировать увеличение мелких трещин и привести к повреждению окон. Поэтому теплыми атмосферными массами вначале рекомендуется прогреть салон.

Как правильно прогреть машину зимой?

В некоторых ситуациях обойтись без личного транспорта невозможно. Например, если нужно срочно попасть на деловые переговоры, назначенные в противоположном конце города. Для безопасной и комфортной поездки в сильные морозы механики советуют уделить 20 минут на прогрев автомобиля.

Подготовка двигателя к запуску

Начальный этап – подготовка силового агрегата к запуску. Порядок действий:

  1. На короткое время включить ближнее освещение. Через 30 секунд работающие фары оживляют застывший аккумулятор. Функциональность батареи восстанавливается.
  2. Перевести рычаг управления в положение, соответствующее нейтральной передаче.
  3. Плавно выжать сцепление. В результате стартер ограждается от контакта с КП и коленвалом.

В дизельном двигателе можно задействовать свечи подогрева горючего. При нагревании топлива повысится температура силовой установки.

Запуск мотора

Запуск мотора в сильные морозы требует от водителя терпения и настойчивости. При неудачной первой попытке не стоит разряжать батарею, безрезультатно прокручивая стартер. Нужно выждать 30 секунд, необходимых для восстановления аккумулятора и повторно попытаться завести автомобильный двигатель.

Начало движения

О достаточной степени прогревания силового агрегата свидетельствует падение количества оборотов в минуту до нормативных параметров, указанных в технической документации транспортного средства. В большинстве автомобилей хорошо нагретый коленчатый вал прокручивается с частотой 1000 об./мин.

Как только показатель нормализуется, можно начинать движение. Неприятный факт для любителей быстрой езды – скорость нужно наращивать постепенно. В первые 20 минут позволительно двигаться при 40-60 км/час. Это позволит охлажденному двигателю плавно достичь эксплуатационной температуры, предотвращая преждевременный износ узлов и деталей.

Читайте также: