Как бороться со стрессом на работе юриста

Обновлено: 16.05.2024

Моббинг (от агл. мob — толпа) может проявляться по-разному, но всегда это систематический психотеррор, направленный на уничтожение личности. Людей травят на работе за то, что они не такие, как все, доводя их до стресса и проблем со здоровьем. Одни терпят, другие становятся рабами, третьи увольняются.

Мальчики для битья

Водитель транспортной компании Игорь недавно устроился на новую работу и неожиданно для себя стал изгоем. Как выяснилось, в компании была негласная традиция: водители и автомеханики ходят в ближайший бар отметить окончание рабочего дня. Игорь не любит выпивку, поэтому сначала отнекивался, а затем попросту стал уходить домой. Коллеги такое поведение не простили.

— Ребята стали меня постоянно подкалывать, а если мне нужна помощь, то они под разными поводами отказывают мне, — рассказывает Игорь. — Фактически я остался на работе один.

32-летний Сергей работает менеджером в одном столичном банке, и у него есть проблемы с весом. Всё было бы хорошо, вот только большинство его коллег помешаны на фитнесе. В банке это основная группировка, однако Сергею в неё путь заказан.

— Когда у нас какая-то движуха, они меня никуда не зовут, — вздыхает Сергей.

Мало того, коллеги постоянно подкалывают Сергея за его вес и за то, что он не занимается собой. Эта история длится уже несколько лет. Сергей стал плохо спать, в офисе старается избежать встречи со "спортивными" коллегами, после работы старается быстрее покинуть банк.

— В случае с Сергеем, даже если он не является спортивным человеком, его можно уважать за то, что у него есть своё мнение, — комментирует семейный психолог Ольга Торлецкая. — Однако Сергею не следует противопоставлять себя коллективу. Он мог бы придумать девиз или "кричалку" своим коллегам, чем, безусловно, стал бы полноправным членом их команды, даже не посещая фитнес.

По словам Ольги, Случай Игоря сложнее. Инстинкт самосохранения прочнее всех социальных связей. Если у него проблемы со здоровьем, ему лучше действительно не пить. Но Игорю не стоит осуждать коллег: наверное, ему стоит почаще с ними разговаривать, делиться своим вниманием — в тот же перерыв на обед. И тогда, может быть, его отсутствие вечером в компании будет не так заметно.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Дьявол носит Prada" / © Кинопоиск

Есть своя история и у Гули — сотрудницы московской логистической компании.

— Я переехала в Россию из страны бывшего СНГ, — рассказывает Гуля. — Как же меня достали придирки на работе по поводу моей национальности! Я люблю носить длинные юбки, предпочитаю яркие аксессуары. По этому поводу коллеги неизменно любят пройтись. Идет настоящая травля: они высмеивают мои акцент, ментальность, веру — а это самое болезненное. Со стороны начальства претензий к моей работе нет, но издевательства со стороны сотрудников мешают мне работать и жить.

Под травлю коллег могут попасть люди совершенно неожиданно. Например, коллектив может "сдружиться" против "лишнего" сотрудника, которого нужно выгнать для того, чтобы поделить его ставку. Или такая ситуация: двое сотрудников были в романтических отношениях, которые закончились, а один из партнёров, к примеру, охвачен ревностью и обидой. В этом случае он сделает всё, чтобы насолить бывшему возлюбленному — например, настроит против него коллектив. Есть и другие ситуации.

— Никогда бы не подумала, что окажусь объектом для насмешек, — признается бухгалтер Валентина. — Но, с тех пор как мой возраст перевалил за 60 лет, молодые сотрудники за глаза начали называть меня "баба Валя". Это невероятно задевает! Да, я горжусь тем, что я — бабушка троих внуков. Может быть, не стоило рассказывать о них коллегам так часто? Может быть, поэтому я заслужила это прозвище…

Коллективный заговор

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Дьявол носит Prada" / © Кинопоиск

— Моббинг — это любое систематическое преследование, которое так или иначе унижает человека. Вот почему распространённость этого явления в корпоративной среде в действительности шире, чем об этом принято говорить, — комментирует психотерапевт, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук Марк Сандомирский.

По его словам, моббинг, например, может включать в себя распространение порочащих слухов о сотруднике. Поводом может быть что угодно — здоровье, акцент, внешний вид, поведение и даже блюда, которым он отдает предпочтение во время обеда. Коллеги могут травить изгоя на работе, "забывают" пригласить его на корпоративные и другие социально важные мероприятия. Человеку всячески дают понять, что он здесь чужой.

— Впрочем, моббинг — это не только прямое оскорбление, но и косвенное. Оно может выражаться, например, в подчеркнутой любезности — так называемый эльфинг, — продолжает Сандомирский. — Так или иначе, подчёркивается социальная неадекватность поведения отдельно взятого человека, который является мишенью моббинга.

По некоторым данным, жертвами моббинга становятся 10 процентов сотрудников. Насколько опасно это явление в таких масштабах?

Добить слабого

Фото © Shutterstock Inc

Фото © Shutterstock Inc

— Конечно, моббинг, вопреки ошибочному мнению, сам по себе не порождает суицид, ведь последний — результат внутреннего психологического дисбаланса, существующего у человека длительное время, — объясняет Марк Сандомирский. — Моббинг просто снижает эффективность работы человека, приводит к обострению у него различных психосоматических заболеваний: всё чаще такой изгой уходит на больничный.

В итоге либо такой сценарий: человека "выживают", он уходит на новое место — кстати, иногда уйти с текущей работы бывает полезно даже для карьеры. Либо второй вариант: гонимый человек превращается в привычную жертву, имея психологический сценарий "козёл отпущения". То есть он сам смирился со своей участью, и "чморить" его начинают даже вновь прибывшие сотрудники, которые не в сговоре со "старыми".

— Но если человек переходит с работы на работу и везде одна похожая история — тогда это не моббинг, а собственные психологические проблемы человека, ответственность за которые он пытается переложить на окружающих, — резюмирует Марк Евгеньевич.

Моббинг гендерно универсален — возможен чисто мужской вариант и чисто женский. По словам психологов, коллеги по работе чувствуют слабость человека и начинают бить по больному месту.

— В женском коллективе мужчина может легче становиться жертвой моббинга, если в его семье, например, мать была деспотичной. Он воспринимает такую психологическую агрессию как нечто само собой разумеющееся, — рассуждает Сандомирский. — Любой моббинг зиждется на механизме комплекса неполноценности. Человека притесняют и обижают именно потому, что он склонен обижаться. Он ощущает себя не таким, как все, и изначально представляет себя униженным.

Травля в законе

Оскорбление личности российскими законодателями в нормативных актах определяется как унижение чести и достоинства какого-то человека, и выражено оно должно быть в неприличной форме. Однако на практике не всегда получается разобраться, в каком случае имеет место именно оскорбление, а в каком — высказывание своего мнения в достаточно жёсткой фирме.

С начала 2012-го года оскорбление личности стало не преступлением, а правонарушением. Оно предусмотрено статьёй 5.61 Административного кодекса, а точнее тремя её частями: за собственно оскорбление личности, за публичное оскорбление и за непринятие мер к недопущению публичного оскорбления. Нарушителю грозит штраф до трёх тысяч рублей.

Защита от нападения

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Пациенты" / © Кинопоиск

На Западе научились бороться с корпоративным моббингом — этим занимаются службы персонала. Для России это явление пока новое, поэтому зачастую на него никак не реагируют.

Психологи советуют повышать индивидуальную стрессоустойчивость человека, который стал мишенью моббинга.

— Она достигается различными групповыми и индивидуальными психологическими тренингами, — продолжает Марк Евгеньевич. — Жертве моббинга необходимо прежде всего заняться систематическим повышением самооценки.

По его словам, для этого существует целый ряд психологических приёмов: надо хвалить себя и научиться принимать похвалу; подчёркивать свои заслуги и достоинства; не критиковать себя, в то же время признавать реальные промахи; создать свою группу поддержки — в соцсетях или просто среди друзей.

Во-вторых, для того чтобы освобождаться от негативных эмоций, вызываемых моббингом, человеку, оказавшемуся его жертвой, обязательно надо овладеть навыками практической релаксации.

Третье: жертве нужно научиться создавать видимость того, что на неё никоим образом не влияют эти агрессивные манипуляции.

— В случае если вы подверглись оскорблениям со стороны коллег, следует написать своему руководству служебную записку, в которой нужно изложить обстоятельства происшествия, — даёт совет секретарь кадрового агентства Cornerstone Давид Дзиов. — Если у вас есть свидетели, которые могут подтвердить факт вашего оскорбления, это просто замечательно. В этом случае сам работодатель может принять меры и наложить на оскорбителя дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Адвокаты также советуют не бояться обращаться с заявлением в полицию.

— Есть ответственность в российском законодательстве за клевету и оскорбление. За это человек может поставить вопрос о привлечении обидчика к административной ответственности, — делится опытом адвокат Алексей Михальчик. — Для доказательства можно запастись аудио- или видеозаписями. На мой взгляд, потерпевшему не помешает помощь психолога, чтобы он собрался и смог противостоять травле.

Алексей Михальчик отметил, что статья 128.1 УК ("Клевета") предусматривает штраф в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев либо обязательные работы на срок до ста шестидесяти часов.

Если вы думаете, что профессиональное выгорание – это про адвокатов из американских фильмов, вы ошибаетесь

Почему? Потому, что юрист – это в первую очередь не профессия, нет. Это в первую очередь человек, стоящий за подписью в договоре, судебным решением, приговором и т.д. А значит, любые попытки юриста полностью эмоционально абстрагироваться от ситуации или надеть броню профессиональной нейтральности на 100% эффективны не будут никогда.

Подобная психологическая нагрузка (состояние этического конфликта) далеко не единственный фактор профессионального выгорания у юристов. Среди самых распространенных причин выделяют:

— регулярный стресс от работы в режиме многозадачности, чрезмерной загруженности, сверхурочности (после рабочего дня, на выходных, в отпуске), нехватки времени и пр.;

— постоянную работу с негативом (рисками, конфликтами, спорами и др.). Это налагает свой отпечаток: профессиональный и жизненный фокус юриста смещается на поиск проблем и их решений, а не сильных сторон и возможностей;

— высокую конкуренцию как среди коллег, например, одной юридической фирмы, так и среди юристов на трудовом рынке в целом;

— рутинность, консервативность и однообразие ежедневной работы;

— перфекционизм, присущий многим юристам. Стремление подготовить идеальный договор, написать идеальный иск чревато перманентным и неподконтрольным страхом ошибок, а в перспективе – хроническим стрессом;

— непрекращающийся поток профессиональной информации (изменение законодательства, новации в юридической сфере и др.) и необходимость постоянного обновления своих знаний (через правовые системы, специализированные периодические издания, семинары, конференции и т.п.).

Если вы думаете, что профессиональное выгорание – это когда бросил все и ушел в закат с котом и узелком, вы ошибаетесь

Конечно же, симптомы профессионального выгорания очень разнообразны и индивидуальны. Но все их условно можно разделить на следующие группы:

— чрезмерное нервное напряжение, выливающееся в слезы без повода, немотивированные вспышки гнева, слабоконтролируемую агрессию;

— необоснованная раздражительность из-за незначительных событий;

— физическая слабость (сонливость, нехватка сил и энергии, заторможенность);

— перманентное чувство усталости, при котором уже не важно, соблюдается режим сна и отдыха или нет;

— эмоциональное истощение, характеризующееся снижением или полным отсутствием интереса к чему-либо новому, забывчивостью, рассеянностью, снижением умственных способностей;

— психосоматика: частые головные боли, бессонница, нарушение работы ЖКТ, обострение болезней сердца, позвоночника, резкий набор или потеря веса, ухудшение зрения и др.;

— трудно принять какое-либо решение, трудно расставить приоритеты при выполнении нескольких задач, много времени тратится на ненужные действия;

— низкая эффективность работы и производительности труда на фоне постоянных жалоб на загруженность;

— безразличие к работе, обесценивание ее результатов, потеря энтузиазма;

— больших сил стоит приступить к выполнению работы (прокрастинация), довести ее до конца или не бросить при первых же трудностях;

— отдаление от коллектива, конфликты с другими сотрудниками, острая реакция на критику;

— работа постоянно берется на дом, но дома никогда не делается.

К тому же профессиональное выгорание – это прогрессирующий процесс, каждая из пяти стадий которого имеет свои особенности:

1-я — потеря интереса к работе, инертность;

2-я — апатия, отстраненность, проблемы со сном, усталость, снижение продуктивности, нарушение трудовой дисциплины;

3-я — хронические раздражительность, чувство подавленности, загнанности, измождения, неудовлетворенности работой, собой, жизнью; соматические заболевания;

5-я — проблемы со здоровьем и психологическим состоянием переходят в острую форму.

Предугадать и предотвратить профессиональное выгорание можно и нужно. Как и минимизировать его последствия. Потому что предупрежден – значит вооружен. И, конечно, работать лучше на опережение.

— планирование рабочего времени и нагрузки, расстановка приоритетов и делегирование полномочий;

— физическая активность: как на рабочем месте, так и в свободное время;

— увлечения для души: будь то сборка моделей самолетов, разведение кактусов или переписка с ЖЭСом по поводу лампочек в подъезде. Главное – удовольствие от самого процесса;

— смена деятельности (задач) в течение дня;

— развитие своих профессиональных знаний и компетенций, посещение тренингов и семинаров;

— активная нерабочая жизнь (походы в театр, кино, лес, встречи с друзьями, время с семьей, членство в клубе любителей полесских пингвинов);

— планирование карьерных достижений;

— адекватная самооценка, признание за собой права на ошибку, понимание и принятие ценности и результатов своей работы;

— регулярное информационное голодание: ежедневное отключение телефона и интернета на 1 час;

— консультации с психологами, психотерапевтами.

Чтобы привести себя в рабочее состояние, быть активной и сконцентрированной, избавиться от стресса, я выхожу из офиса на улицу (хотя бы на 15 минут) и делаю там несложные упражнения.

На улице

Здесь делаю упражнения для зрения.

  1. Движения глазами вверх и вниз; влево и вправо; по диагонали вправо и влево. Каждое упражнение повторите три раза.
  2. Вращения глазами по вымышленным часам с остановкой на каждом часе. Три круга по часовой стрелке, три – против.
  3. Короткая прогулка вокруг здания, при этом взгляд то вдаль, то на ноги. Это расслабляет глаза и голову.


В офисе

Если выйти на улицу возможности нет, поступаю так.

Выкраиваю 30 минут, во время которых медитирую (10 минут) и выполняю физические упражнения (15–20 минут).

Эти упражнения разгоняют кровь, насыщают мышцы кислородом. Самочувствие заметно улучшается, как бонус появляется румянец. Упражнения миксую, выбираю исходя из времени и места для отдыха.

Попробуйте – восстанавливает не хуже полноценного сна.

Мария Никулина,

Источником негатива может стать любой момент в течение дня: пробки на дороге, срочные задания или их количество, токсичные коллеги, необязательность поставщиков и т.п. Я стараюсь своим стрессом управлять. Чтобы смягчить неприятные моменты, избавиться от отрицательных эмоций, использую три инструмента:

Для меня первый шаг к психологическому равновесию – это тридцатиминутная прогулка вместо обеда, когда я могу выйти в близлежащий парк или пройтись по улице. С удовольствием рассматриваю здания и прохожих, слушаю звуки города.

Если нет такой возможности, нахожу другие способы быстрого переключения. Иду в переговорную и просматриваю смешные видео, беру наушники и прослушиваю подборку любимых мелодий. Для меня это Don’t worry, be happy Бобби Макферрина или песни Фредди Меркьюри. Могу сбегать в магазин за любимой вкусняшкой.

Как многие активные люди, я переключаюсь и настраиваюсь на положительные эмоции во время занятий спортом: бегаю, катаюсь на беговых лыжах и велосипеде, вместе с дочкой посещаю секцию карате. Занятия с ребенком в детской секции помогают отвлечься и получить энергетический заряд от юных каратистов.

Следующий шаг – извлечение уроков из стрессовой ситуации. В этом может помочь опытный коллега, ментор или вы сами. Приведу пример из своего опыта организации мероприятия.

С менеджером гостиницы предварительно были согласованы все требования к площадке: расстановка столов и стульев, оборудование, время проведения, кейтеринг и т.п. Накануне мероприятия в ходе проверки готовности переговорной мы обсудили, что еще нужно поменять согласно условиям договора.

К сожалению, на следующий день, утром, за час до мероприятия, я обнаружила, что наши замечания не учли, проблемы не устранили, менеджера на рабочем месте не было, технический персонал отсутствовал. Начать мероприятие вовремя не представлялось возможным – надо было ликвидировать все недостатки.

Никогда не надо бояться обсуждать сложные моменты, просить обратной связи по стрессовой или конфликтной ситуации от всех, кто к ней причастен: от коллеги, поставщиков, руководителя. Уверена, что они подскажут, какие уроки можно извлечь, что позволит избежать негатива и накопления стресса.


При этом я думаю, что нельзя рассматривать стресс лишь как сугубо отрицательное явление. Он помогает преодолевать жизненные трудности и двигаться вперед. Просто все должно быть в меру. И конечно же, каждый должен знать, что и как делать в конкретной ситуации.

Анастасия Высоцкая,

бизнес-тренер по эмоциональному интеллекту (Москва)

В начале карьеры в течение года я была помощником директора. За это время наработала практики, которые позволяют уйти от стресса. Сейчас активно их использую.

Мои экспресс-методы по работе со стрессом достаточно универсальные, дающие быстрый результат и применимые где угодно. Предлагаю воспользоваться всем этими простыми и проверенными техниками.

1. Выйти на свежий воздух (если возможно). Или как минимум покинуть помещение, в котором находится источник стресса. Это необходимо, чтобы переключить свое внимание и немного подвигаться.


6. Применить якорь. Речь о том, что помогает переключиться в более ресурсное состояние. В качестве якоря может выступать как нечто материальное (какой-либо амулет, четки или любой предмет, который легко потрогать и подержать в руках), так и нематериальное (музыкальные композиции, ароматы, ощущения в теле).

В обоих случаях предмет или ощущение должны ярко напоминать вам о чем-то приятном: каком-то радостном событии (например, путешествии, когда вам было хорошо) или близком человеке, рядом с которым всегда спокойно. В минуты эмоционального напряжения достаточно дотронуться до предмета, вдохнуть любимый аромат или испытать ощущение, чтобы перенестись в тот более ресурсный момент времени – и уровень стресса начнет снижаться.

7. Порисовать круги. Эта техника пришла из нейрографики. В течение 5–10 минут нужно, не отрывая ручку или карандаш от листа бумаги, выводить круги. В процессе рисования старайтесь постепенно освобождать голову от всех лишних мыслей.

Поначалу будет сложно высидеть так дольше одной-двух минут. Но если постараться, то через 5–7 минут вы будете чувствовать себя более умиротворенным и расслабленным.

Анна Вершинина,


Ольга Мартынова,

В течение дня, кроме запланированных дел, возникают вопросы и ситуации, которые не терпят отлагательств. Решить их никто, кроме меня, не может. Эмоционально и физически очень тяжело перестраиваться, когда чувствуешь, что все идет не так, как планировал, – привыкнуть к этому сложно, даже имея огромный опыт за плечами.

Как только я понимаю, что в голове сумбур, дела не делаются, т.к. их слишком много, то обычно в обед иду гулять вокруг офиса. И обязательно без наушников, потому что музыка отвлекает.

Надежда Мукасеева,

Есть масса методик и техник для быстрого снятия стресса, но все они не освобождают от новой негативной реакции на новый раздражитель – и история повторяется.

Так какой самый лучший способ? Способ не входить в стресс.

Мы воспринимаем не реальность, а свое представление о ней и затем эмоционально реагируем на воображаемую картинку о том, что происходит. Научиться смотреть, научиться видеть то, что творится на самом деле, при этом отслеживать собственную реакцию на те или иные события и шлифовать себя, свою ответную реакцию – это умение управлять собою.


Любовь Гриб,

помощник руководителя в строительной компании (Москва)

На работе происходит достаточно много стрессовых ситуаций. Они могут возникать при взаимодействии и общении как с начальником, так и с другими сотрудниками.

Хочу поделиться своими способами снятия стресса на работе.

1. Делать массаж головы. Нужно двумя руками массировать затылочную зону, надавливая пальцами и выполняя круговые движения. Это очень помогает расслабиться и отвлечься.

2. Разминаться и расслабляться. У меня был мяч-антистресс, с помощью которого я выполняла упражнение для ног и таким образом восстанавливала свое душевное равновесие. Нужно сесть на край стула, поместить мяч между коленями. На вдохе его нужно сжать, на выдохе – разжать. Выполняя упражнение, вы переключаете свое внимание на него и незаметно для себя успокаиваетесь.


Диана Жирякова,

Существует несколько приемов снятия напряжения на работе.

Безусловно, профессионал должен быть устойчив к стрессам, но на практике все иначе.

Итак, если ситуация все-таки дошла до пиковой точки, то можно:

После работы для окончательного решения проблемы можно сходить в спортзал, прогуляться на набережной либо в парке, встретиться с приятными вам людьми, заняться любимым делом или поискать в интернете легкий мастер-класс по созданию чего-либо, что давно хотели сделать.

И главное – будьте всегда готовы к стрессовым ситуациям и не принимайте все близко к сердцу!


Антон Вуйма,

Мы консультируем по различным вопросам около 45 компаний России. Наш профиль – пиар-услуги, но часто директора и даже их помощники просят меня посоветовать им что-то, что позволяло бы выйти из тотального стресса.

Мы подсмотрели этот способ у знакомых бизнесменов. Они пользуются им повсеместно и считают, что выжить в море стресса и негатива единственно возможно с его помощью. Многие бизнесмены носят четки, обмотанные вокруг руки (чаще всего это вязаные афонские).


Иисусова молитва и Дж. Д. Сэлинджер

Сэлинджер говорит, что эта книга предлагает читателю невероятный способ молитвы (англ. incredible method of praying) или учит, как молиться этим особым образом (англ. how to pray by this special way).

Ольга Матросова,

Или к вам ворвался начальник и начал кричать. Прочитайте стишок:

«Только собрался сесть за стол – ко мне ворвался знакомый Козел.


В историческом масштабе тоже можно найти примеры, носящие черты профессионального выгорания и пути спасения от него.

Святитель Иоанн Златоуст, живший в IV веке, окончил юридическую школу и стал успешным адвокатом. Однако его юридическая деятельность привела его к конфликту с собственными убеждениями и взглядами на вопросы нравственности, Иоанн Златоуст прервал свою карьеру, постригся в монахи и всю свою дальнейшую жизнь посвятил Христу, со временем став архиепископом Константинопольским.

Петербургские юристы Иоанн Ковшаров и Юрий Новицкий, юрисконсульт Александро-Невской лавры и профессор юридического факультета Санкт-Петербургского Университета, выдающиеся ученые и юристы-практики царской России, выступавшие за компромисс с Советской властью, защищавшие интересы православной церкви – оба были казнены по решению Петроградского суда в 1922 году. Оба причислены к лику святых Архиерейским собором Русской православной церкви в 1992 году.

С точки зрения специалиста в юридической области вышеприведенные примеры не имеют ничего общего между собой. Однако профессиональный анализ психолога дает возможность утверждать, что первопричиной событий, приведших к указанным результатам – прекращение успешной карьеры, уход от мирской жизни, насильственная смерть – были явления, связанные с профессиональной деформацией каждого из перечисленных исторических персонажей. Сущность профессионального выгорания, его признаки, потенциальная опасность и методы борьбы с этим явлением – путем переосмысления себя как личности и осознания своих собственных проблем являются предметом исследования статьи.

Профессиональное выгорание как термин впервые был введен в употребление в 1974 году американским психиатром Гербертом Фрейденбергером. Согласно Фрейденбергеру, профессиональное выгорание - это общее негативное состояние человека, развивающееся на фоне хронического стресса в условиях профессиональной деятельности и ведущее к психическому и эмоциональному истощению внутренних ресурсов личности. Наиболее подвержены выгоранию представители помогающих профессий, таких как:

  • менеджеры по продажам
  • врачи
  • психологи
  • работники социальной сферы
  • руководители компаний
  • преподаватели
  • юристы

Современные данные подтверждают выводы американского психиатра в отношении юридических работников. В 2016 г. фонд Хезлден Бетти Форд (Hazelden Betty Ford Foundation) совместно с Американской ассоциацией юристов (American Bar Association) провел масштабное репрезентативное исследование, в ходе которого были опрошены 12 825 лицензированных работающих американских юристов. Опрос выявил, что работники юридической отрасли в большей степени, по сравнению с представителями других профессий, подвержены риску самоубийства, злоупотреблению алкоголем и наркотиками.

В современном мире, в том числе в России, юристы – адвокаты, нотариусы, судьи, прокуроры и другие государственные и муниципальные служащие, корпоративные юристы – оказывают существенное влияние на жизнеспособность общества и государства, такая ответственность требует от представителей этой профессии исключительного чувства долга.

Корпоративные юристы, в виду особенностей бизнеса страдают от жестких рамок и установок работодателя, с одной стороны, и собственных убеждений, с другой.

Внутренние конфликты, связанные с этическими противоречиями при исполнении своих непосредственных обязанностей, часто остаются за кадром и переживаются в скрытом виде, оказывая влияние на личностные качества, психологическое состояние и, как следствие, на здоровье юриста.

Симптомы профессионального выгорания

Выделяют три группы симптомов профессионального выгорания.

ПЕРВАЯ ГРУППА: психофизические симптомы

  • симптом хронической усталости (чувство постоянной усталости вне зависимости от того, сколько вы отдыхали, оно может возникнуть сразу после сна, т.е. не покидать вас);
  • ощущение физической слабости (снижение активности и энергии, заторможенность, сонливость, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • эмоциональное истощение (притупление чувствительности к раздражающим факторам, опасным ситуациям и отсутствие любопытства к чему-то новому и интересному);
  • психосоматические проявления (частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница; ухудшение зрения и слуха, обоняния и осязания)

ВТОРАЯ ГРУППА: социально-психологические симптомы

ТРЕТЬЯ ГРУППА: поведенческие симптомы

Причины профессионального выгорания

  • Однообразие и рутинность ежедневной работы
  • Избыточная загруженность на работе или, наоборот, чрезмерное количество свободного времени
  • Нездоровая рабочая атмосфера (травмирующие отношения с коллегами или руководством)
  • Работа, связанная с общением с психологически неуравновешенными (сложными) клиентами
  • Низкая оплата за выполняемую работу, отсутствие карьерного роста и системы мотивации
  • Неорганизованность рабочего процесса, отсутствие эффективного тайм-менеджмента
  • Постоянное изменение должностных обязанностей
  • Частая смена руководящих работников и высокая текучесть кадров
  • Нечеткое делегирование обязанностей между сотрудниками и несправедливое распределение ответственности

Профилактика профессионального выгорания юриста

Бороться с профессиональным выгоранием нужно и должно как силами самого сотрудника, так и с использованием ресурсов компании. Со стороны руководства компании существуют следующие методы борьбы с выгоранием:

Сам сотрудник также имеет возможность защитить себя от последствий профессионального выгорания следующими действиями:

  • правильное планирование рабочего времени;
  • переключение с одной деятельности на другую в течение дня;
  • фитнесс упражнения на рабочем месте в течение рабочего дня, занятия спортом в свободное время;
  • творческие увлечения (рисование, пение, танцы, музыка);
  • правильное, сбалансированное питание;
  • активная социальная и личная жизнь (встречи с друзьями, семейный отдых, путешествия);
  • использование эффективных методов саморегуляции;
  • формирование адекватной самооценки;
  • консультации со специалистами – психологами, психотерапевтами.

Союзники юриста в борьбе с профессиональным выгоранием

Читайте также: