Как совмещать работу и самообразование

Обновлено: 03.05.2024

Помимо работы и общения с семьей, у горожанина может быть много других дел: фриланс, общественный активизм, хобби или личный блог, постепенно перерастающие в свой бизнес. The Village узнал, как совмещать такую активность с основной работой, которая приносит главный доход. Люди, ведущие насыщенную жизнь, рассказали, как планируют день, переключаются от одной задачи к другой и спасаются от хронической усталости.

Работа и блог

Анастасия Самсонова

Работа действительно отнимает много времени и сил, но человек, который, помимо работы, не имеет никаких увлечений, довольно скучно живет. Очень здорово, когда твое хобби перекликается с тем, чем ты занимаешься во время рабочих процессов. Я, например, веду страницу в Instagram, на которой делюсь секретами, как пройти собеседование или правильно составлять резюме.

Обычно время и темы для постов я планирую заранее, так как это помогает экономить время на обдумывание того, о чем я буду писать. Автоматизировать процесс выхода постов также помогает специальная программа.

Конечно, при плотном графике работы и хобби нужно от чего-то отказываться, например минимизировать время на готовку или пропадание во Всемирной сети. Очень важно четко расставлять приоритеты и планировать свое время заранее. Обязательно нужно устраивать себе спокойные дни, чтобы передохнуть, заняться домашними делами, погулять или встретиться с друзьями, иначе даже любимые дела со временем станут похожи на рутину, а если к ним еще прибавить работу — то вообще в день сурка.

Работа и свой проект

Настя Клевер

графический дизайнер Lush Russia

Сейчас основное мое занятие — это работа в Lush, а за его пределами — ювелирные украшения, пока формирующийся свой бренд Token и фотосъемки. Можно сказать, что у меня две жизни: одна в Lush, другая по ту сторону. Стараюсь их почти не смешивать, поскольку даже эстетически это две отдельные вселенные, с редкими пересечениями.

У меня принцип: всегда отрабатывать в офисе ровно столько часов, сколько нужно. Это одновременно держит в тонусе и позволяет понять, сколько у тебя на данный момент обязанностей и как ты с ними справляешься. Придает осмысленность деятельности. Как только бой часов говорит, что я могу покинуть пост, я просто полностью переключаюсь и не думаю о том, что происходит по ту сторону двери. Подобный подход хорошо разгружает и заряжает новой энергией.

Съемки я часто провожу после работы, что-то сложное тщательно прорабатываю заранее, чтобы максимально вложиться в график, стараюсь вместе с дорогой тратить не больше четырех часов на фотосессию. Обычно съемки вместе с постпродакшеном занимают все будничные вечера.

Любое утро, даже в выходные, начинается с шести, это уже привычка. Если говорить об усталости — ее нет, мне кажется, подобное испытываешь от скучной, не реализующей твоего потенциала деятельности. Я устаю, например, от бессмысленного общения или ничегонеделания. В остальном — чем больше делаешь, тем больше энергии.

Работа и подготовка к соревнованиям

Владимир Разуваев

директор по правовому обеспечению, руководитель департамента бизнес-консалтинга ГК Softline

Значительную часть своего свободного времени я посвящаю триатлону. Несколько раз в год я участвую в Ironman — одном из самых сложных однодневных спортивных соревнований, где спортсмену предлагается проплыть почти четыре километра в свободной воде, проехать 180 километров на велосипеде и пробежать марафонскую дистанцию (42 километра). Подготовка отнимает достаточно много ресурсов, и время — главный из них.

В отношении планирования своей жизни и распределения времени я вынес несколько главных уроков из подготовки к первому Ironman. Во-первых, я вычеркнул из жизни те события, которые не приближают меня к спортивной цели и не вписываются в приоритеты, связанные с работой и семьей. Например, я понял, что долгие застолья не сильно украшали мою жизнь, а стояния в пробках можно избежать, если правильно планировать деловые поездки к вендорам и заказчикам.

Во-вторых, мне помогло соблюдение четкого графика. Тренировочное время в рамках каждых суток я делю на две части. Для первой тренировки я встаю в пять утра, провожу ее, завтракаю, проверяю рабочую почту, еду в офис или на встречи с заказчиками или партнерами. Вечером по возвращении домой провожу вторую тренировку, общаюсь с семьей и ложусь спать. Сон — это то, чем в моей ситуации жертвовать нельзя категорически: семь-восемь часов — это необходимый минимум, чтобы успеть восстановиться. Длительные тренировки продолжительностью три-четыре часа провожу в выходные.

В-третьих, я стал более тщательно планировать командировки и, помимо всего прочего, прокладываю маршрут для пробежки или ищу отель со спортзалом и бассейном.

Ну и главное — на соревнования и на сборы мы почти всегда ездим всей семьей. Часто это довольно дорого, но я воспринимаю эти траты как инвестиции в хорошие отношения внутри моей большой семьи. Моя супруга и четверо сыновей поддерживают меня на дистанции, подбадривают, когда спортивный результат не соотносится с моими желаниями (а такое случается часто), и даже принимают участие в разных состязаниях, которые проходят вокруг стартов Ironman.

В новом материале говорим о том, как увеличить доход во время обучения в университете, как правильно расставить приоритеты и как работающему студенту выдержать сумасшедший темп.

Откуда у студентов возникает идея о совмещении работы и учебы

На самом деле, причины для уплотнения рабочего и учебного графика в студенческие годы проста. В основном это недостаток денежных средств.

Ранее ЛаЛаЛань уже писала о способах увеличения достатка во время обучения в университете. Мы уже говорили о том, как:

  • студенту получить повышенную стипендию;
  • зарабатыватьна научных публикациях;
  • а также о том, как найти подработку или начать собственное дело.

Что же делать, если улучшить материальное положение необходимо как можно скорее? Приходится отказываться на время от заработка на учебной и научной деятельности и искать какие-то другие варианты.

К такому же решению приходишь, сталкиваясь и с другими причинами. Например, студенты задумываются о поиске работы, когда хотят получить дополнительный опыт, увеличить круг знакомых, почувствовать себя независимыми и пр.

В любом случае, когда работа найдена, решать приходится уже другие проблемы. Ключевые из них — как все успеть, как совмещать учебу и работу и, если не получается, чему отдать предпочтение?


Расставить приоритеты

Как мы отметили выше, необходимость выходить на работу для студентов продиктована разными причинами. А значит, по-разному будут расставлены приоритеты.

Совмещение работы и учебы, на самом деле, практически никогда не представляет собой идеальное гармоничное сочетание. Оба этих вида деятельности требуют большого количества сил, временных и трудовых затрат, поэтому совмещение скорее напоминает маятник, когда максимально вкладываться приходится то в одно, то в другое.

Такой режим очень выматывает, и часто что-то все-таки страдает: работа или учеба, а если ни то, ни другое, то скорее всего — ваш сон, здоровье и личное время.

Часто нам кажется, что мы можем успеть все, достаточно только постараться. Психологи считают, что это опасная установка. Вот что говорит Екатерина Соловьева, психолог Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ:

При этом, скажем, в тех ситуациях, когда университет — это скорее формальность, а жить на что-то нужно, предпочтение будет отдано работе, на которой можно получить реальные навыки, опыт и, конечно, заработать.

Работать во время обучения на очном или заочном
отделении — есть ли разница?

Современные условия труда предлагают довольно разнообразные варианты — от пятидневной рабочей недели до графиков с ночными сменами, гибких графиков, графиков с неполным рабочим днем и удаленным форматом работы. Каждый из них позволяет по-своему распорядиться имеющимся временем, чтобы подобрать оптимальный вариант совмещения.

Поэтому иногда один работодатель, с пониманием относящийся к вашему образованию, может отпускать вас 1–2 дня на очные пары с пятидневной рабочей недели, а другой, не желающий видеть дальше собственного носа, не позволит вам закрыть сессию на заочном отделении. Все очень индивидуально.


Где работать

Это действительно так, однако, часто в эту категорию попадает тяжелый, низкооплачиваемый труд с неполной занятостью: от работы грузчиком до официанта, промоутера или курьера.

Разумеется, все работы хороши, но в условиях ограниченного времени, сил и необходимости учиться студенту необходимо максимально оптимизировать все свои трудозатраты. В этом случае важно найти наиболее подходящее место работы: чтобы по возможности не отнималось много времени на дорогу, чтобы зарплата была достаточной, знакомства — полезными, а сама деятельность позволяла набраться опыта.

  • Во-первых, к моменту окончания обучения в университете у вас уже будет профильный опыт, вы прокачаете столь необходимые soft skills (коммуникабельность, стрессоустойчивость, умение быстро ориентироваться в незнакомой обстановке и пр.).
  • Во-вторых, вы сможете на деле оценить уровень своих профессиональных знаний и саму специальность — нравится ли она вам так, как вы себе представляли на первом курсе университета?
  • В-третьих, чаще всего такая работа приносит больший доход.


Вместо заключения, или Тайм-менеджмент для работающего студента

Если вы серьезно намерены начать работать параллельно с учебой в университете, чем бы ни было это решение продиктовано: желанием или необходимостью, стоит сразу начать жестко планировать свой график.


Наталья Кузуб
начальник отдела обучения и развития персонала


— Сколько вы книг прочитали – тысячу, две?
— Три.
— Три тысячи?!
— Три книги.
— Какие?
— Значит, букварь, вторую и синюю.
КВН

читалка, электронная книга, электронная книжка, кофе, чашка, блюдце, ложка, чтение, Как выработать привычку к самообразованию… и как сделать так, чтобы сотрудники читали, Металл Профиль, Наталья Кузуб, саморазвитие, хорошие привычки, повышение профессионального уровня, личностный рост, самообразование, самообучение, мотивация персонала, учеба, чтение, книги, научить свою команду учиться, WishList книг

У каждого из нас имеется понимание того, что необходимо уделять время самообразованию и формировать привычку к развитию компетенций у подчиненных.

Какую выгоду получают компания и сотрудники от привычки к самообразованию?

Выгода для компании - повышение профессионального уровня сотрудников, распространение лучших практик, экономия ресурсов.

Выгода для сотрудника – возможность поддерживать статус профессионала, карьерный рост за счет использования новых инструментов, которые делают сотрудника более эффективным, повышение своей стоимости на рынке.

Как выработать привычку к самообразованию? С чего начать?

Шаг 1. Хочешь изменить мир – начни с себя. Выделите время на свое самообразование и поставьте цель, которую будете достигать. Создайте WishList книг и определите сроки чтения. Это позволит понять, сколько времени нужно тратить на чтение и сделает достижение цели реальным. WishList будет мотивировать вас тем, сколько уже прочитано, и сколько еще необходимо прочитать.

Шаг 2. Читайте осознанно. Старайтесь прочитать книгу быстро, не откладывайте продолжение чтения на длительное время. Делайте пометки во время чтения. Для фиксации идей и структурирования информации можно использовать mindmap.

Шаг 3. После того, как книга прочитана, определите 3 важных идеи/ метода/ инструмента, которые можно внедрить в свою рабочую деятельность. Составьте план внедрения и приступайте к действиям. Обсудите полученные результаты с коллегами. Расскажите об основных идеях своим подчиненным на еженедельном собрании.

Сложность, с которой сталкивается любой руководитель, заключается не в том, чтобы найти знания, а в том, чтобы научить свою команду учиться и мотивировать подчиненных к собственному развитию.

Шаг 4. Выстраивайте систему самообучения. Регулярно обсуждайте прочитанные книги с подчиненными. Установите для себя правило ежемесячно проводить собрания, на которых подчиненные могли бы презентовать новые методы/ инструменты/ примеры поведения/ идеи, которые можно применить в работе.

Шаг 5. Создайте базу знаний. Организуйте работу так, чтобы база знаний постоянно пополнялась и поддерживалась в актуальном состоянии самими подчиненными. Для этого заранее обозначьте правила и определите принципы систематизации полезных знаний. В базу знаний могут быть включены не только перечень полезных книг или статей. Это могут быть записи внутренних семинаров или вебинаров, ссылки на обучающее видео и т.п.

Как выработать привычку к самообразованию… и как сделать так, чтобы сотрудники читали, Металл Профиль, Наталья Кузуб, саморазвитие, хорошие привычки, повышение профессионального уровня, личностный рост, самообразование, самообучение, мотивация персонала, учеба, чтение, книги, научить свою команду учиться, WishList книг

Шаг 6. Формируйте потребность в новых знаниях и освоении дополнительных умений у подчиненных. Ставьте задачи на вырост и создавайте ситуации, в которых сотрудник сам будет искать знания для выполнения поставленных задач. Покажите, как новые знания помогут решать сложные задачи с большим результатом.

Самоорганизация и саморазвитие личности – это очень сложные процессы, направленные на интеллектуальное развитие человека. Они предполагают наличие таких качеств, как сила воли, дисциплина, умение ставить перед собой задачи и добиваться поставленных целей, нести ответственность за свои слова и действия.

Стать такой личностью непросто. На пути к самосовершенствованию множество барьеров и препятствий. Но стоит только захотеть измениться, как возможности сразу представятся. Человек не должен стоять на месте, развитие – обязательное и необходимое условие существования в социуме, именно об этом мы и поговорим далее.

Саморазвитие личности

Начнем с главного. Что такое саморазвитие личности?

Саморазвитие – это волевой процесс осознанной работы над собой. Его цель заключается в достижении конкретных критериев, уровней в отношении собственной личности. Вы спрашиваете себя, чего хотите от жизни, к чему хотели бы прийти. И планируете свой путь. Соответственно, нарабатываете новые знания и умения, необходимые для этого. Только так человек может достичь гармонии и удовлетворенности жизнью.

Именно саморазвития вам не хватает, если вы регулярно задумываетесь о своем месте в мире, предназначении и значимости для окружающих.

Формулировать свои желания, превращать их в цели и разбивать на задачи – непросто. Еще сложнее работать над собой. Но самоорганизация и саморазвитие – единственный способ жить так, как вам хочется.

Саморазвитие личности

Саморазвитие включает в себя несколько ключевых навыков:

контроль над собой;

развитие силы воли.

Они становятся важными ключами к изменению качества жизни и дальнейшему достижению поставленных целей.

Заниматься саморазвитием можно самому. Сегодня есть множество способов получить информацию в книгах, лекциях и передачах на ТВ и в Интернете. Кому-то проще не тратить время на поиск и довериться профессионалу, который поделится своими знаниями и опытом. Выбрать персонального коуча не так легко. Будьте бдительны. Обратите внимание на достижения самого тренера, его жизненные ценности и личные качества.

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

И начать новую, счастливую для себя жизнь.



Саморазвитие как способность меняться и постоянно работать над собой крайне важно и в профессиональной сфере. При выборе персонала специалисты по кадрам все больше внимания уделяют не только имеющимся навыкам и образованию кандидата, но и его перспективам. В них заложены возможности личностного и карьерного роста. В настоящий момент это становится базовым требованием. Всему остальному легко научить.

Самоорганизация как элемент саморазвития личности

Развитие личности невозможно без ее самоорганизации. Человек становится начальником самому себе. Он сам ставит цели. Определяет необходимые средства к их достижению. Спрашивает с себя об успехах, проделанной работе, недочетах и вносит коррективы, поощряет или критикует. Как стать самому себе руководителем? Сложно. Но возможно. Для этого необходимы навыки самообразования, самодисциплины, критического мышления.

Такой подход поможет отличить сиюминутные желания от важных целей, нести ответственность за принятые решения, не отвлекаться на мелочи, видеть главное и идти вперед, несмотря на встречающиеся препятствия.

Именно поэтому сложнее всего достичь самоорганизации людям со слабо развитой волевой сферой, безответственным и бесхарактерным.

Самоорганизация как элемент саморазвития личности

Главные принципы самоорганизации:

Реализовать мечту можно, когда она становится объектом осознанного труда. Это невозможно без самопреодоления и самомотивации.

Навыки самоуправления впоследствии помогут вам стать грамотным руководителем и для других.

Признаки самоорганизованной личности

1. Планирование.

Первостепенное умение для современного человека, жонглирующего работой, бытовыми делами, воспитанием детей, досугом и саморазвитием. Все успеть возможно, когда вы точно знаете, как распределить приоритеты и время на выполнение каждого дела. Планирование – это структурирование и прогнозирование. Своевременная забота о предстоящих событиях, распределение ответственности в семье или рабочем коллективе – все это помогает максимально застраховаться от неприятных сюрпризов, как то: неоплаченный и отключенный Интернет или недостаток времени на поход к стоматологу, на день рождения к родным и т. д.

Признаки самоорганизованной личности

2. Порядок.

3. Гармония.

Речь идет о жизненном балансе между работой и отдыхом. Ценить свое время и эффективно его тратить – черты самоорганизованного человека. Он планирует свой режим и соблюдает его. Благодаря тому, что на работе он решает только рабочие задачи, его КПД растет, ему не приходится доделывать дела в нерабочее время. В голове такого человека не роится туча мыслей, так как все дела выполняются по плану. Он может спокойно отдохнуть, погрузившись в общение с родными и близкими и приятное времяпрепровождение. Такая гармония в жизни – логичное следствие грамотного планирования.

4. Спокойствие.

Спокойствие равно отсутствию беспокойства. У человека, взявшего в руки свою жизнь, просто нет поводов для беспокойства. Из его жизни уходят спешка, нервозность, переживания, чувство вины. Он четко знает, во сколько ему надо встать, выйти из дома, он планирует время на дорогу с учетом возможных задержек и не надеется на авось. Расписанный график включает время для отдыха и полноценного сна. Что тоже играет ключевую роль в сохранении здоровой нервной системы. Размеренный образ жизни самоорганизованного человека позволяет ему быть собранным в случаях, когда все-таки происходят непредвиденные накладки. Ведь у него нет хронического стресса, и он способен твердо держать удар от возможной перегрузки или неурядиц.

Причины отсутствия самоорганизации

Какие факторы влияют на низкий уровень самоорганизации?

1. Характер.

Важно признать, что определенные черты характера – нерешительность, беззаботность, мечтательность и другие – могут препятствовать эффективной самоорганизации. Легче всего смириться с этим и оставить все, как есть. Но вопреки распространенному мнению, на характер можно повлиять. Если избавиться от старых своих качеств сложно, попробуйте сформировать новые. Сначала придется прибегать к упорным повторениям, но в скором времени привычка закрепится.

2. Плохая ориентация во времени.

Это свойство характерно некоторым людям больше, чем остальным. Например, тем, кто принадлежит к типу психастеников. Даже рассчитывая время, необходимое на сборы, дорогу, они опаздывают. Им проблематично запланировать какое-то сложное дело, расписав сроки его выполнения. В этом случае можно попробовать перевести часы на 15–20 минут вперед. Или записывать планируемые сроки сдачи работы, время встречи раньше, чем они есть.

Причины отсутствия самоорганизации

3. Нежелание браться за конкретную задачу.

Когда в вашей голове какое-то дело ассоциируется с неприятными воспоминаниями (обстоятельствами, человеком), трудностями, мозг всеми возможными способами старается защитить вас от него. Перехитрить самого себя получится, если понять истинную причину и усилием воли взяться за работу.

4. Страх.

Отдельно выделим подсознательное бегство от выполнения задач из-за страха. Груз неприятных мыслей о новых неудачах, прилюдной критике, вине так давит на вас, что всеми возможными и невозможными способами вы откладываете волнительную работу. Попробуйте усилием воли перебороть этот страх, часто необоснованный. Пусть успешное выполнение задачи сформирует новый положительный опыт.

Если вы неизменно откладываете работу, находя все новые поводы, попробуйте следующий способ. Уговорите себя позаниматься ею ровно одну минуту. Можно завести таймер. Велика вероятность, что процесс вас увлечет, и дело пойдет.

Комплекс действий, включающий в себя самоорганизацию

Для выработки самоорганизации важно действовать в следующих направлениях:

формировать качества личности, которые вы хотите в себе видеть;

развивать свои черты и свойства характера, способствующие самоорганизации;

устранять вредные привычки, комплексы, особенности характера, препятствующие движению к цели.

Процесс самоорганизации строится из нескольких составляющих:

постановка долгосрочных задач;

составление тактических и стратегических планов;

самоконтроль и работа над ошибками.

Комплекс действий, включающий в себя самоорганизацию

Планирование занимает важное место в самоорганизации. Как было сказано, оно несет в себе множество преимуществ. Вместе они приводят к достижению поставленной цели. Какой бы крупной она ни была, путь к ней можно и нужно разделить на мелкие шаги. Затем продумываются инструменты и способы реализации каждого из них.

На деле это не просто пошаговая инструкция по реализации цели. Это сложный комплекс волевых, интеллектуальных и психических усилий.

Расставить по полочкам жизненные приоритеты и ценности, навести порядок в режиме дня, обуздать собственные эмоции, разум – на пути к самоорганизации придется немало потрудиться.

Вы начнете более разумно и ответственно подходить к принятию решений, своим ресурсам, временным и финансовым, научитесь эффективно работать и спокойно отдыхать.

Не забывайте о духовной составляющей развития. Она подразумевает:

желания, потребности, мечты;

Самоорганизация – путь к самосовершенствованию в широком смысле. Оно невозможно без приобщения к культуре и духовной жизни. Читайте хорошую литературу, смотрите кино и спектакли, наслаждайтесь природой. Это наполнит вашу жизнь новыми красками, придаст стимул и вдохновение двигаться вперед.

Эффективные методы самоорганизации

1. Сказано – сделано!

Станьте человеком слова, начиная с повседневной жизни. Если проводите отпуск дома, не превращайте его в безделье. Распланируйте по дням домашние дела, поездки, встречи. Не откладывайте все на потом. Соблюдайте строго свой распорядок. Вам будет вдвойне приятно не только от отдыха, но и от собственной эффективности.

2. Все знают: привычка – вторая натура.

Как хорошо, когда привычки полезные. Формировать их не так сложно, как кажется. Достаточно упорных повторений минимум три недели. Решили делать зарядку – каждое утро начинайте с нее, независимо от настроения, погоды за окном и желания. В конце месяца вам уже будет некомфортно без нее.

Эффективные методы самоорганизации

3. Тайм-менеджмент.

Проще говоря, управление временем. Это не волшебство, а простое целеполагание. Каждый год, месяц, неделю и день вы расписываете по минутам. Такая письменная материализация заземляет и помогает увидеть структуру, подкорректировать ее при необходимости. Ваши цели становятся осязаемыми, пусть только на бумаге. Следующий шаг – неукоснительное следование своим проектам. Этот метод научно доказан. В 1953 году ученые опросили студентов Йельского университета на предмет их планов на будущее. Доля тех, кто имели четкое представление о своих тактических и стратегических целях, была невелика – лишь 3 %. Интересно, что спустя 20 лет именно эти студенты оказались наиболее состоявшимися в жизни, финансово и не только, чем все остальные участники эксперимента.

4. Верный способ понять что-то самому – начать учить этому другого.

Подобное притягивает подобное. Какой бы организованной личностью вы ни стали, вам сложно будет работать в коллективе, где царит хаос и безалаберность. Или жить с людьми, которым не близок ваш взгляд на жизнь. Саморазвитие личности – долгий и глубокий путь. Важно, чтобы рядом были единомышленники, готовые поддержать и дать совет.

Что предпочитает большинство

География. Влияет ли национальная культура на ценность, которую каждый из способов обучения несет респондентам? Как выяснилось, да. В опросе участвовали жители 72 стран, которые для простоты авторы исследования объединили в группы:

  • США (22%)
  • Великобритания и Ирландия (20%)
  • Канада (9%)
  • Океания (12%): Австралия, Новая Зеландия, Фиджи, Американское Самоа
  • Континентальная Европа (22%): Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия, Лихтенштейн, Люксембург, Австрия, Швейцария, Венгрия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Испания, Португалия, Италия, Греция, Турция, Кипр, Мальта, Польша, Болгария, Румыния, Сербия, Хорватия. Словения, Чешская Республика, Босния и Герцеговина, Албания, Украина
  • Азия (6%): Индия, Сингапур, Гонконг, Япония, Вьетнам, Корея, Филиппины, Таиланд, Индонезия, Китай, Тайвань, Россия, Казахстан
  • Ближний Восток и Африка (4%): Египет, Иордания, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Ливан, Израиль, Йемен, Нигерия, Гана, Уганда, Камерун, Южная Африка, Намибия, Мадагаскар
  • Южная Америка и Карибский бассейн (2%): Мексика, Бразилия, Чили, Перу, Аргентина, Ямайка, Тринидад и Тобаго.

Детальную картину для каждой группы стран мы возьмем из оригинальной статьи, но на выводах остановимся со всеми подробностями, поскольку там есть ряд интересных моментов:

В США заметно постепенное смещение внимания с учебных курсов на веб-ресурсы. Аудиторные занятия ценятся меньше, чем тренеры и руководители. Ценность профессионального сообщества — ниже среднего.

В Канаде важнее традиционные способы внутреннего обучения в компаниях, а не внешние ресурсы или сетевое взаимодействие.

В Великобритании и Ирландии руководителей как источник знаний ценят в среднем больше, чем в других странах, а дистанционное образование, похоже, популярностью не пользуется.

Для специалистов из континентальной Европы профессиональное общение с руководителями и тренерами особенно ценно. Более высокую ценность (относительно других групп) имеют конференции.

В Океании ценится обратная связь от руководства. Внешние ресурсы — блоги и новостные ленты, а также профессиональные сообщества — оцениваются в среднем выше, чем в других группах, а дистанционное обучение и конференции — ниже.

В Азии (к которой добавили и Россию) дистанционное обучение ценится гораздо выше, а ресурсы компании — ниже, чем в других географических областях. Руководители и тренеры оцениваются высоко, а блоги и новостные ленты — ниже, чем в других регионах.

Выборка на Ближнем Востоке и в Африке невелика, из-за чего ее было сложно детально анализировать. Но здесь высоко ценится дистанционное обучение, тренеры и наставники, а аудиторные занятия не так популярны.

Масштабы компании. В анкете респондентов просили указать размеры организации, в которой они работают. Ответы распределились следующим образом:

  • 66% работают в компаниях со штатом более 250 человек
  • 11% — в коллективах размером от 50 до 250 человек
  • 7% в компаниях с 10–49 сотрудниками
  • 15% — в малом бизнесе (до 10 человек)

В целом данные свидетельствуют о том, что размер организации не оказывает существенного влияния на ценность различных способов обучения. Но есть пара моментов. Люди, которые работают в небольших организациях, в большей степени ценят внешние источники: веб-ресурсы, блоги, профессиональные сети, и в меньшей — внутренние ресурсы компании. Авторы исследования предположили, что виной тому — отсутствие (в отличие от больших компаний) у малого бизнеса бюджета для формирования достойных внутренних ресурсов.

Гендерные различия. В опросе участвовало 64% женщин и 36% мужчин. Сравнение предпочтений каждой из групп не демонстрирует почти никакой разницы — за исключением небольших деталей. Кажется, для женщин отзыв руководителя значит чуть больше, чем для мужчин, в то время как мужчины выше ценят профессиональные сети.

Учет возраста участников опроса позволяет сделать несколько интересных наблюдений.

  • 9% — моложе 30 лет;
  • 20% — в возрасте от 31 до 39 лет,
  • 34% участников — за 40,
  • 25% — за 50,
  • 8% — за 60 лет.
  1. Две самые молодые категории респондентов оценивают источники знаний совсем не так, как аудитория в целом. Они придают гораздо большую значимость внутренним ресурсам и действиям, нежели внешним. Т.е. они в большей степени сосредоточены на выполнении текущей работы, а не на изучении профессии в более широком смысле.
  2. У более взрослой аудитории (40–50 лет) ситуация меняется: внешний мир для них приобретает большую важность, а роль руководителя или тренера уходит на второй план.
  3. Для специалистов за 60 руководитель имеет наименьшую значимость. Эта аудитория ценит то, что дает знания извне, — дистанционное обучение, конференции. При этом аудиторные занятия представляются им малозначимыми.

Не вдаваясь в стереотипы о поколениях, сделаем важный вывод: на разных этапах развития карьеры специалисты ценят разные возможности обучения. Т.е. использование только одного подхода явно не удовлетворит всех. А еще, вероятно, это подчеркивает важность руководителей, тренеров и наставников для молодых сотрудников.

Рабочая роль. Проявляются ли возрастные различия в рабочих ролях? Безусловно. Но возраст и рабочие роли (тем более управленческие) не всегда соотносятся однозначно. Однако любопытно, что обратная связь от руководителя и коучинг имеют меньшую ценность для тех, кто занимает неуправленческие позиции.

Линейные руководители в большей степени ценят внутренние, а не внешние ресурсы, хотя их предпочтения изменяются по мере того, как они становятся старше. Таким образом, есть некоторая корреляция между возрастом и управленческой ролью. И этот факт явно подчеркивает потенциал обучения для поддержки менеджеров, поскольку по мере развития они все чаще используют внешние ресурсы для помощи в своей повседневной работе.

Авторам исследования наиболее интересным показался профиль тех, кто находится на неоплачиваемой позиции или на фрилансе (за штатом), — таких в опросе было 8%. Они высоко ценят обучение в ходе ежедневной работы, но при этом развитие через профессиональные сети и доступ к внешним веб-ресурсам, блогам и лентам новостей для них важнее, чем внутренние корпоративные ресурсы и курсы. Они в среднем ниже оценивают конференции, что, вероятно, связано с затратами из своего кармана и тем, что они могут эффективно использовать другие подходы.

Далее рассмотрим каждый из выделенных 12 способов обучения в отдельности, разделив их на две большие группы:

  1. обучение внутри рабочей среды (повседневная работа, шеринг знаний в команде, обратная связь от руководства, менторство и наставничество, дистанционное обучение, аудиторные занятия и ресурсы компании);
  2. обучение из внешней среды (веб-поиск и веб-ресурсы, профессиональное сообщество, блоги и ленты новостей, конференции).

Самообразование на работе: исследование предпочтений в США, Европе и Азии

Обучение внутри рабочей среды

В самом верху рейтинга — повседневная работа и шеринг знаний в команде. Они рассматриваются почти всеми группами респондентов в качестве основных способов обучения. Однако линейные руководители ценят эти способы обмена знаниями намного меньше, чем любые другие категории. При этом именно линейные руководители являются ключом к успеху культуры обмена знаниями в компании, поэтому необходимо прилагать усилия, чтобы помочь им в организации этой ценности.

Анализ двух других способов обучения, попавших в категорию самых важных, — обратной связи от руководителя и менторства — позволяет сделать интересные выводы:

  • Похоже, что самые молодые сотрудники действительно ценят отзывы руководства, в то время как старшие сотрудники видят в них меньше смысла. Та же аудитория больше ценит менторство — люди до 30 лет считают его необходимым.
  • Женщины ценят обратную связь от руководства намного больше, чем мужчины.
  • В некоторых регионах, например в Океании и Азии (к которой отнесли и Россию), обратная связь от руководства ценится больше. Также есть регионы, где большую роль играет менторство, — это Ближний Восток, Африка и Азия (опять же, включая Россию).

Традиционные способы обучения на рабочем месте — аудиторные занятия и дистанционное образование — занимают очень низкие позиции. Аудиторные занятия ценят молодые сотрудники — возможно потому, что они напоминают им недавний опыт обучения в школе и вузе. В меньшей степени эти занятия интересуют пожилых сотрудников, особенно специалистов из США.

О ценности внутренних ресурсов компании можно сделать следующие выводы:

  1. Здесь явно важен культурный фактор: в некоторых географических регионах этот способ ценят больше, чем в других.
  2. Самые молодые сотрудники ценят внутренние ресурсы больше — похоже, они ценят все, что могут взять от компании для своего развития.
  3. Внештатные сотрудники считают важными только внутренние ресурсы компании.
  4. Небольшие компании, где работает не более 10 человек, говорят о меньшей важности внутренних ресурсов. Вероятно, это связано с бюджетными ограничениями.

Резюме про обучение внутри рабочей среды.

Линейным менеджерам стоит:

  1. понять важность заботы о своей команде, в частности через обратную связь о работе каждого, кто в ней нуждается, в особенности молодых сотрудников;
  2. обеспечить обмен знаниями внутри своей команды;
  3. предоставить возможности наставничества и коучинга.

В компании стоит обеспечить возможность аудиторных занятий, но только в тех сферах, где это необходимо. Параллельно можно перейти от формата дистанционного обучения, который отнимает ценное рабочее время, к доступу к обучающим ресурсам по требованию (к которым можно обращаться в процессе работы). В целом компания может помочь сотрудникам стать более самодостаточными и уверенными в себе в контексте работы.

Обучение из внешней среды

Вверху рейтинга источников обучения во внешней среде оказались веб-поиск и веб-ресурсы. И здесь есть два интересных наблюдения:

Внимание к этим источникам меняется с возрастом. Самые молодые сотрудники интересуются этими возможностями меньше всего, в то время как самые возрастные — наоборот, больше.

То же самое относится к управленческим ролям. Линейные менеджеры ценят их меньше, чем менеджеры среднего и старшего звена.

При оценке профессиональных сообществ, блогов и лент новостей (которые попали в середину рейтинга), выделяются те же тенденции, но степень значимости зависит от масштаба компании. Те, кто работают в небольших организациях, ценят эти способы обучения выше.

Конференции, важность которых в среднем невысока, больше ценятся возрастными сотрудниками (может от того, что это означает выходной в офисе?). Внештатные сотрудники ценят их меньше, возможно, в связи с уже упомянутыми лишними затратами из своего кармана, а также в связи с тем, что они-то могут учиться другими способами.

Авторы исследования выделили три ключевые вещи, которые стоит сделать компаниям:

Читайте также: