Как составить профессиограмму профессии
Обновлено: 24.03.2023
Профессиограмма — это описание параметров, характеризующих ту или иную профессию, включая перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией к работнику.
Составление профессиограмм является основным методом разработки программы профессиональной физической подготовки к различным видам труда.
Составляющие профессиограммы
Профессиограмма строится главным образом исходя из результатов анализа трудовой деятельности, а также опроса наблюдателей, экспертов в данной профессии и специалистов.
Профессиограмма состоит из следующих составляющих:
- название профессии, её значение и место в рыночной экономике;
- вид, предмет, продукт труда;
- режим работы;
- медицинские противопоказания;
- профессиональные заболевания;
- требования к личным, двигательным и другим качествам профессионала и т. п.
Желательно с помощью специалистов дополнить её психофизическим обоснованием ключевых функций, к которым профессия предъявляет повышенные требования.
Спортограмма
Спортограмма — это перечень видов двигательной активности, направленных на совершенствование профессионально важных двигательных качеств, психофизиологических функций, формирование свойств личности специалиста.
Виды двигательной активности, которые наиболее полно решают задачи профессионально-физической подготовки, называются профилирующими.
Профессиограммы профессий
Профессиограммы позволяют разделить все основные профессии на группы с общими профилирующими видами двигательной активности, характерными профзаболеваниями, сформулировать для них задачи профессиональной физической подготовки, предложить средства и методы физического воспитания с профессиональной направленностью.
В таблице 1 приведён пример упрощённого варианта профессиограммы и спортограммы для строительных и операторских профессий.
Профессиограмма
Спортограмма
Профессиональные функции, качества
Спортивные игры (баскетбол, волейбол, и др.)
Лёгкая атлетика (беговые нагрузки)
Гимнастика (атлетическая, ритмическая, стретчинг)
1. Зрительно-двигательная реакция
2. Устойчивость и переключение внимания
5. Основные параметры здоровья
6. Сила мышц плечевого пояса, туловища, нижних конечностей
7. Статическая выносливость
8. Вестибулярная устойчивость
9. Развитие подвижности в лучезапястных суставах
10. Мышление (техническое, логическое, творческое)
11. Решение двигательной задачи в стрессовой ситуации
Строительные профессии
Строительные профессии предъявляют повышенные требования к силе, особенно мышц плечевого пояса, статической выносливости, вестибулярной устойчивости, способности сохранять равновесие на высоте и ограниченной опоре, устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды.
Строительные профессии: плотник, каменщик, отделочник, штукатур, маляр, монтажник и др.
Задачи профессиональной физической подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие силы, особенно мышц плечевого пояса и ног, статической выносливости, вестибулярной устойчивости, ловкости, способности сохранять равновесие на высоте и ограниченной опоре, внимания; формирование прикладных навыков (лазанье по лестницам, канату и шесту и др.); повышение устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды; воспитание трудолюбия, настойчивости, терпения, смелости.
Характерные профзаболевания: остеохондроз, радикулиты, пневмонии, аллергические заболевания (повышенная чувствительность к красителям и химическим агентам), бронхиальная астма, дерматиты, нарушение иммунитета (снижение защитных сил организма на клеточном уровне).
Характерные профзаболевания: остеохондроз, миопия, астигматизм, болезнь Рейно, вибрационная болезнь, неврозы, варикозное расширение вен.
Рекомендуемые средства физического воспитания: гимнастика (упражнения с гантелями, набивными мячами, резиновыми амортизаторами, на гимнастической скамейке и стенке); атлетическая гимнастика; работа на тренажерах; элементы единоборств, ушу; дыхательная гимнастика; лёгкая атлетика (разновидности метания, толкание ядра); элементы спортивных игр (на точность и ловкость движений рук, на внимание и др.); плавание; закаливание организма; массаж и самомассаж; релаксационные упражнения.
Методы тренировок: круговой, равномерный, повторных нагрузок, интервальный, идеомоторный.
Угольная и горнорудная промышленность
Профессии угольной и горнорудной промышленности: машинист угольного комбайна, электрослесарь шахтного оборудования, машинист шахтных электровозов, проходчик вертикальных слоёв, бурильщик и др.
Задачи профессиональной физической подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие ловкости и общей выносливости, силы мышц плечевого пояса и спины, гибкости, внимания; формирование навыка переползаний; закаливание организма; повышение адаптации к специфическим условиям труда; воспитание трудолюбия и упорства.
Характерные профзаболевания: травмы позвоночника, остеохондроз, радикулиты, варикозное расширение вен, пневмокониозы.
Рекомендуемые средства физического воспитания: атлетическая гимнастика, работа на тренажёрах, элементы единоборств, лёгкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции, прыжки, метание), лыжный спорт, релаксация и дыхательная гимнастика, плавание, массаж и самомассаж.
Методы тренировок: равномерный, повторных нагрузок, интервальный.
Водный транспорт
Задачи профессиональной физической подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; повышение вестибулярной устойчивости; совершенствование навыков лазанья, прыганья, сохранения равновесия; развитие силы мышц ног, брюшного пресса и плечевого пояса, выносливости; тренировка памяти; воспитание трудолюбия, внимательности.
Характерные профзаболевания: остеохондроз, радикулиты, варикозное расширение вен, хронические бронхопневмонии, облитерирующий эндартериит, болезнь Меньера.
Рекомендуемые средства физического воспитания: гимнастика (повороты, наклоны, вращения головой и туловищем; лазанье по канату, шесту, лестнице; передвижения по ограниченной опоре; тренировка равновесия на гимнастической скамейке и бревне; акробатические упражнения); дыхательная гимнастика; плавание (обучение способам плавания с вращением, различными поворотами в движении и др.); упражнения на тренажёрных устройствах (гимнастическое колесо, вращающееся кресло, лопинг, четырёхшажные и вертикальные качели и т. п.); массаж и самомассаж.
Методы тренировок: равномерный, интервальный, повторных нагрузок.
Сельское хозяйство
Сельскохозяйственные профессии: фермер, животновод, комбайнёр, тракторист, оператор машинного доения, специалист кормовой индустрии, механизатор и др.
Задачи профессиональной физической подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие общей и статической выносливости, гибкости, силы мышц плечевого пояса, туловища, нижних конечностей; совершенствование зрительно-двигательной функции, концентрации внимания.
Характерные профзаболевания: остеохондроз, радикулиты, артриты, облитерирующий эндартериит, варикозное расширение вен, мышечные контрактуры кистей рук, аллергические заболевания, хронические бронхопневмонии, пневмокониозы.
Рекомендуемые средства физического воспитания: кроссовая и лыжная подготовка, атлетическая гимнастика, стретчинг, дыхательные упражнения, единоборства, спортивные игры, плавание, массаж и самомассаж, психорегулирующие упражнения.
Методы тренировок: повторных нагрузок, круговой, равномерный, интервальный.
Врачи и учителя (педагоги, воспитатели)
Задачи профессиональной физической подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; снятие нервно-эмоционального напряжения; воспитание нравственных качеств и уважения к человеку.
Характерные профзаболевания: вегетососудистая дистония, неврозы, нарушения обмена веществ, гипо- и гипервозбудимость ЦНС.
Рекомендуемые средства физического воспитания: игровые виды спорта, аэробные нагрузки, кроссовая подготовка, упражнения с чередованием напряжения и расслабления, дыхательные упражнения, массаж и самомассаж.
Методы тренировок: равномерный и идеомоторный.
Художники
Задачи профессиональной физической подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие креативного восприятия; повышение аэробной выносливости; снятие нервно-эмоционального напряжения.
Характерные профзаболевания: вегетососудистая дистония, варикозное расширение вен нижних конечностей, деформация сухожилий, гипо- и гипервозбудимость ЦНС.
Рекомендуемые средства физического воспитания: аэробные нагрузки, спортивные игры, армрестлинг, стретчинг, упражнения с чередованием напряжения и расслабления, ритмическая и атлетическая гимнастика.
Методы тренировок: идеомоторный, равномерный, повторных нагрузок.
Бизнес и торговля
Задачи профессиональной физической подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие аэробной и силовой выносливости; укрепление нервно-эмоциональной сферы; воспитание умения работать в коллективе.
Характерные профзаболевания: вегетососудистая дистония, неврозы, нарушения ОДА, гипо- и гипервозбудимость ЦНС.
Рекомендуемые средства физического воспитания: игровые виды спорта, кроссовая подготовка, фитнес, аэробика, массаж, дыхательные упражнения, плавание, аэробные и силовые нагрузки.
Методы тренировок: равномерный, повторных нагрузок, интервальный, идеомоторный.
Другие профессии
Профессии радиоэлектронной, электротехнической, энергетической, часовой, швейной промышленности и связи: радиомонтажник, сборщик изделий из мелких деталей, чертёжник, швейник, часовщик и др.
Задачи профессиональной физической подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие общей выносливости, тонкой координации движений пальцев рук, быстроты реакции; укрепление мышц туловища; развитие концентрации внимания, воображения; воспитание трудолюбия, упорства, уравновешенности.
Характерные профзаболевания: остеохондроз, миопия (близорукость), астигматизм, болезнь Рейно, вибрационная болезнь, неврозы, варикозное расширение вен нижних конечностей.
Рекомендуемые средства физического воспитания: лёгкая атлетика (бег, прыжки, метание), упражнения с чередованием напряжения и расслабления, ритмическая и атлетическая гимнастика, дыхательная гимнастика, стретчинг, элементы волейбола, совершенствование дифференцировок, массаж и самомассаж.
Методы тренировок: повторных нагрузок, интервальный, комбинированный.
Читайте также:
- Какой труд пушкина был положен в основу повести капитанская дочка
- Исследовательская работа по вов мой прадед оформленная по всем требованиям
- Отличие трудового правоотношения от смежных правоотношений связанных с применением труда
- Можно ли обязать исполнителя по договору подряда придерживаться правил трудового распорядка
- В чем заключается работа школьного библиотекаря