Как составить профессиограмму профессии

Обновлено: 25.04.2024

Профессиограмма — это описание параметров, характеризующих ту или иную профес­сию, включая перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией к работнику.

Составление профессиограмм явля­ется основным методом разработки программы профессиональ­ной физической подготовки к различным видам труда.

Составляющие профессиограммы

Профессиограмма строится глав­ным образом исходя из результатов анализа трудовой деятель­ности, а также опроса наблюдателей, экспертов в данной про­фессии и специалистов.

Профессиограмма состоит из следующих составляющих:

  • название профессии, её значение и место в рыночной экономике;
  • вид, предмет, продукт труда;
  • режим работы;
  • медицинские проти­вопоказания;
  • профессиональные заболевания;
  • требования к личным, двигательным и другим качествам профессионала и т. п.

Желательно с помощью специалистов дополнить её пси­хофизическим обоснованием ключевых функций, к которым профессия предъявляет повышенные требования.

Спортограмма

Спортограмма — это перечень видов двигательной актив­ности, направленных на совершенствование профессионально важных двигательных качеств, психофизиологических функ­ций, формирование свойств личности специалиста.

Виды двигательной активности, которые наиболее полно решают задачи профессионально-физической подготовки, называются профилирующими.

Профессиограммы профессий

Профессиограммы позволяют разделить все основные про­фессии на группы с общими профилирующими видами двига­тельной активности, характерными профзаболеваниями, сфор­мулировать для них задачи профессиональной физической подготовки, предложить средства и методы физического вос­питания с профессиональной направленностью.

В таблице 1 приведён пример упрощённого варианта про­фессиограммы и спортограммы для строительных и оператор­ских профессий.

Профессиограмма

Спортограмма

Профессиональные функции, качества

Спортивные игры (баскетбол, волейбол, и др.)

Лёгкая атлетика (беговые нагрузки)

Гимнастика (атлетическая, ритмическая, стретчинг)

1. Зрительно-двигательная реакция

2. Устойчивость и переключение внимания

5. Основные параметры здоровья

6. Сила мышц плечевого пояса, туловища, нижних конечностей

7. Статическая выносливость

8. Вестибулярная устойчивость

9. Развитие подвижности в лучезапястных суставах

10. Мышление (техническое, логическое, творческое)

11. Решение двигательной задачи в стрессовой ситуации

Строительные профессии

Строительные профессии предъяв­ляют повышенные требования к силе, особенно мышц плечевого пояса, статической выносливости, вестибулярной устой­чивости, способности сохранять равновесие на высоте и огра­ниченной опоре, устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды.

Строительные профессии: плотник, каменщик, отделоч­ник, штукатур, маляр, монтажник и др.

Задачи профессиональной физической подготовки: укреп­ление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие силы, особен­но мышц плечевого пояса и ног, статической выносливости, вестибулярной устойчивости, ловкости, способности сохра­нять равновесие на высоте и ограниченной опоре, внимания; формирование прикладных навыков (лазанье по лестницам, канату и шесту и др.); повышение устойчивости к неблагопри­ятным факторам внешней среды; воспитание трудолюбия, на­стойчивости, терпения, смелости.

Характерные профзаболевания: остеохондроз, радикули­ты, пневмонии, аллергические заболевания (повышенная чув­ствительность к красителям и химическим агентам), бронхи­альная астма, дерматиты, нарушение иммунитета (снижение защитных сил организма на клеточном уровне).

Характерные профзаболевания: остеохондроз, миопия, астигматизм, болезнь Рейно, вибрационная болезнь, неврозы, варикозное расширение вен.

Рекомендуемые средства физического воспитания: гим­настика (упражнения с гантелями, набивными мячами, рези­новыми амортизаторами, на гимнастической скамейке и стен­ке); атлетическая гимнастика; работа на тренажерах; элементы единоборств, ушу; дыхательная гимнастика; лёгкая атлетика (разновидности метания, толкание ядра); элементы спортив­ных игр (на точность и ловкость движений рук, на внимание и др.); плавание; закаливание организма; массаж и самомас­саж; релаксационные упражнения.

Методы тренировок: круговой, равномерный, повторных нагрузок, интервальный, идеомоторный.

Угольная и горнорудная промышленность

Профессии угольной и горнорудной промышленности: машинист угольного комбайна, электрослесарь шахтного обо­рудования, машинист шахтных электровозов, проходчик вер­тикальных слоёв, бурильщик и др.

Задачи профессиональной физической подготовки: укреп­ление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие ловкости и об­щей выносливости, силы мышц плечевого пояса и спины, гиб­кости, внимания; формирование навыка переползаний; зака­ливание организма; повышение адаптации к специфическим условиям труда; воспитание трудолюбия и упорства.

Характерные профзаболевания: травмы позвоночника, остеохондроз, радикулиты, варикозное расширение вен, пневмокониозы.

Рекомендуемые средства физического воспитания: атле­тическая гимнастика, работа на тренажёрах, элементы едино­борств, лёгкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции, прыжки, метание), лыжный спорт, релаксация и дыхатель­ная гимнастика, плавание, массаж и самомассаж.

Методы тренировок: равномерный, повторных нагрузок, интервальный.

Водный транспорт

Задачи профессиональной физической подготовки: укреп­ление здоровья; формирование ЗОЖ; повышение вестибуляр­ной устойчивости; совершенствование навыков лазанья, пры­ганья, сохранения равновесия; развитие силы мышц ног, брюшного пресса и плечевого пояса, выносливости; трениров­ка памяти; воспитание трудолюбия, внимательности.

Характерные профзаболевания: остеохондроз, радикули­ты, варикозное расширение вен, хронические бронхопневмо­нии, облитерирующий эндартериит, болезнь Меньера.

Рекомендуемые средства физического воспитания: гим­настика (повороты, наклоны, вращения головой и туловищем; лазанье по канату, шесту, лестнице; передвижения по ограни­ченной опоре; тренировка равновесия на гимнастической ска­мейке и бревне; акробатические упражнения); дыхательная гимнастика; плавание (обучение способам плавания с враще­нием, различными поворотами в движении и др.); упражне­ния на тренажёрных устройствах (гимнастическое колесо, вращающееся кресло, лопинг, четырёхшажные и вертикаль­ные качели и т. п.); массаж и самомассаж.

Методы тренировок: равномерный, интервальный, по­вторных нагрузок.

Сельское хозяйство

Сельскохозяйственные профессии: фермер, животно­вод, комбайнёр, тракторист, оператор машинного доения, спе­циалист кормовой индустрии, механизатор и др.

Задачи профессиональной физической подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие общей и статической выносливости, гибкости, силы мышц плечево­го пояса, туловища, нижних конечностей; совершенствова­ние зрительно-двигательной функции, концентрации внима­ния.

Характерные профзаболевания: остеохондроз, радикулиты, артриты, облитерирующий эндартериит, варикозное расшире­ние вен, мышечные контрактуры кистей рук, аллергические за­болевания, хронические бронхопневмонии, пневмокониозы.

Рекомендуемые средства физического воспитания: крос­совая и лыжная подготовка, атлетическая гимнастика, стрет­чинг, дыхательные упражнения, единоборства, спортивные игры, плавание, массаж и самомассаж, психорегулирующие упражнения.

Методы тренировок: повторных нагрузок, круговой, рав­номерный, интервальный.

Врачи и учителя (педагоги, воспитатели)

Задачи профессиональной физической подготовки: ук­репление здоровья; формирование ЗОЖ; снятие нервно-эмо­ционального напряжения; воспитание нравственных качеств и уважения к человеку.

Характерные профзаболевания: вегетососудистая дисто­ния, неврозы, нарушения обмена веществ, гипо- и гипервоз­будимость ЦНС.

Рекомендуемые средства физического воспитания: игро­вые виды спорта, аэробные нагрузки, кроссовая подготовка, упражнения с чередованием напряжения и расслабления, ды­хательные упражнения, массаж и самомассаж.

Методы тренировок: равномерный и идеомоторный.

Художники

Задачи профессиональной физической подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие креатив­ного восприятия; повышение аэробной выносливости; снятие нервно-эмоционального напряжения.

Характерные профзаболевания: вегетососудистая дисто­ния, варикозное расширение вен нижних конечностей, дефор­мация сухожилий, гипо- и гипервозбудимость ЦНС.

Рекомендуемые средства физического воспитания: аэроб­ные нагрузки, спортивные игры, армрестлинг, стретчинг, уп­ражнения с чередованием напряжения и расслабления, рит­мическая и атлетическая гимнастика.

Методы тренировок: идеомоторный, равномерный, по­вторных нагрузок.

Бизнес и торговля

Задачи профессиональной физической подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие аэробной и силовой выносливости; укрепление нервно-эмоциональной сферы; воспитание умения работать в коллективе.

Характерные профзаболевания: вегетососудистая дистония, неврозы, нарушения ОДА, гипо- и гипервозбудимость ЦНС.

Рекомендуемые средства физического воспитания: игро­вые виды спорта, кроссовая подготовка, фитнес, аэробика, массаж, дыхательные упражнения, плавание, аэробные и си­ловые нагрузки.

Методы тренировок: равномерный, повторных нагрузок, интервальный, идеомоторный.

Другие профессии

Профессии радиоэлектронной, электротехнической, энер­гетической, часовой, швейной промышленности и связи: ра­диомонтажник, сборщик изделий из мелких деталей, чертёж­ник, швейник, часовщик и др.

Задачи профессиональной физической подготовки: укре­пление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие общей вынос­ливости, тонкой координации движений пальцев рук, быстро­ты реакции; укрепление мышц туловища; развитие концен­трации внимания, воображения; воспитание трудолюбия, упорства, уравновешенности.

Характерные профзаболевания: остеохондроз, миопия (близорукость), астигматизм, болезнь Рейно, вибрационная болезнь, неврозы, варикозное расширение вен нижних конеч­ностей.

Рекомендуемые средства физического воспитания: лёгкая атлетика (бег, прыжки, метание), упражнения с чередовани­ем напряжения и расслабления, ритмическая и атлетическая гимнастика, дыхательная гимнастика, стретчинг, элементы волейбола, совершенствование дифференцировок, массаж и самомассаж.

Методы тренировок: повторных нагрузок, интервальный, комбинированный.

Читайте также: