Какой труд пушкина был положен в основу повести капитанская дочка

Обновлено: 24.04.2024

Собирая материалы для будущей работы, автор посетил множество мест, связанных с историческим событием. Отправившись в путешествие по Поволжью и Приуралью, он собирал сведения очевидцев страшных событий 1770-го года. Так же, Александр Сергеевич получил от Николая I доступ к неопубликованным архивным записям о восстании. Именно во время сбора сведений о Пугачевском восстании, у писателя зарождается замысел написания романа.

Во время создания главного персонажа Пушкин основывался на описаниях приближенных к Пугачеву людей, а в последствии, использовал их образы для создания героев. Герой-повествователь П.А. Гринев основан на пленнике Пугачева – Барашине. Барашин бежит из пугачевского плена, а затем вступает в сопротивление восстанию, возглавленное генералом Михельсоном. Пушкин множество раз менял фамилию, но остановился на варианте, действительно присутствовавшем в военной хронике. Менялся и образ персонажа, первоначальный замысел рисовал противоречивого героя-дворянина, позже разбитого на двух противоположных персонажей. Положительного, честного и справедливого Гринева и его полную противоположность – подлеца и изменница Швабрина. Именно этот приём помог обойти некоторые ограничения цензуры.

Для образа Швабрина использовался некий армейский офицер Шванич, что был сослан за свое буйство в другой гарнизон, а после сделался сообщником Пугачева, но не из личных побуждений, а из страха быть повешенным. Фигура Шванича заинтересовала Пушкина, а на её основе был создан образ человека, готового пожертвовать своими принципами и честью, дабы сберечь самого себя или же получить выгоду. Швабрин становится важным связующим звеном для создания сюжетной линии между Гриневым и Машей Мироновой.

Вариант 2

Прототипы. Первоначально Пушкин решил, что основной персонаж должен быть дворянином. Но, у него должны были поменяться взгляды, и он должен был поддержать бунт. Соответственно прототипы это Шванвич и Вашарин. В итоге, автор пришел к тому, что создал два образа, Гринев и Швабрин. Первый добрый, второй строг и коварен. Такой прием поспособствовал усилению политической темы, ведь герои были из одного слоя общества, но имели разные политические взгляды. Это также повлекло за собой упрощение в цензурном плане.

История создания 3

Савельич был типичным представителем слуг, полностью преданному одному хозяину, он полностью убежден, что рабочие крестьяне существуют, для того чтобы работать исключительно на своих хозяев. Этот образ созданный Пушкиным, был по-настоящему искренним, благородным человеком. Старик Савельич, был трагическим героем того произведения. Более преданного слуги не было ни у одного хозяина.

Образ Пугачева был описан весьма суровым и жестковатым человеком. Вождь народного восстания, был беспощаден, особенно это было заметно по отношению к его врагам, к тем, кто не желает мериться с его властью. Несмотря на жестокость присущую его характеру, он был очень справедлив. Он всегда встает на защиту слабых. Пушкин очень ярко выразил образ Пугачева, и это не было поэтическим замыслом, так на самом деле представлялся ему вождь. Александр Сергеевич, показал его как человека с открытой чистой душой, он был образцом смелости и решительности, именно таким представлял себе писатель простого русского человека.

Прототипы героев и интересные факты

Также читают:

Картинка к сочинению История создания романа Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

Часто ли мы присматриваемся к тому, что нас окружает? Обращаем ли внимание на прелести, что дарит нам природа? Над этими вопросами необходимо поразмышлять.

Когда аудиокниги вошли в жизнь современного человека, они быстро стали популярны. И их удобство для многих людей стало невозможно отрицать. Прежде всего, у книг аудиоформата есть главное преимущество – не нужно напрягать зрение

Владимир Маяковский – один из известнейших русских поэтов двадцатого века. Помимо поэзии, Маяковский был кинорежиссёром, сценаристом и актёром. Произведения автора всегда удивляли и шокировали читателей

Понятно, что в комическом рассказе поведение героя высмеивается. Всё-таки в жизни так явно стараются не делать… Но и в жизни полно хамелеонов, которые подстраиваются, мимикрировать под окружающих.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвести учащися к осознанию значения Пушкина в жизни каждого человека и помочь выработать личное отношение к его творчеству.

Цель: подвести учащихся к осознанию значения А.С. Пушкина в жизни каждого человека и помочь выработать личностное отношение к его творчеству; ознакомить с историей создания повести и подготовить учащихся к восприятию жанрово-композиционных особенностей произведения, ввести в общую проблематику повести.

Слово учителя. (Музыка)

Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждает свое понимание поэта, писателя, видит в нем своего Пушкина.

А с вами происходило что-либо подобное? Как вы встретились с Пушкиным? Какие прочитанные вами произведения А.С. Пушкина произвели на вас более сильное впечатление? (Ответы детей).

Вы знаете, ребята, что Пушкин не только поэт, но и прозаик.

-Какие произведения в прозе вам известны?

Вы уже прочитали эту повесть, поделитесь своими впечатлениями. Может, у кого-то уже появился любимый герой, запомнившиеся эпизоды. (Ответы)

- Каждому из вас запомнилось что-то своё, и я вижу, что повесть не оставила вас равнодушными.

- До сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это- повесть? Роман? Хроника или мемуары?

Вам было дано индивидуальное задание поразмышлять над жанром произведения. Слово Болотниковой А.

В произведении есть художественный вымысел. Но оно написано в форме воспоминаний, семейных записок, показывает жизнь людей, а также в ней даны изображения и исторических лиц, и исторических событий, а потому содержит в себе особенности всех названных жанров. Но всё-таки это повесть. В ней переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Все изображенные картины жизни и события ставят перед нами проблему чести, долга.

- Чем был вызван интерес А.С.Пушкина к истории Пугачевского восстания? Что же известно нам о работе Пушкина над материалами пугачевского восстания? Попросим наших историков и биографов рассказать об этом ?

(Биограф). В 1833 году Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему всё, что известно Пугачеве. Вот что он сам говорит о своей работе.

(Пушкин). «Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов… разных рукописей, указов, донесений. Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою… Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения.

(Биограф). А вот фрагмент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время поездки.

«Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя: объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону.

- А что сообщают историки о пугачевском восстании?

Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева, произошло в 1773-1774 годах в период царствования Екатерины II. На Урале среди казачества, русских рабочих, калмыков, татар и других народностей возникла в то время легенда о том, что жив царь Петр III (супруг Екатерина II, убитый в 1772 году во время дворцового переворота), что он идет спасать народ от голода и нищеты. В 1773 году появился человек, который назвал себя Петром III ( это был Емельян Пугачев). Он призвал народ к восстанию. Крестьянская война длилась почти полтора года. Борьба была очень жестокой и кровопролитной. Но в конце 1774 года исход ее был решен, 8 сентября Пугачев был схвачен и 10 января 1775 г. Казнен в Москве.

(Биограф). Осенью 1833 года Пушкин приехал в Оренбург для собирания сведений о пугачевском бунте и пожелал посетить Бёрду. Пушкина ждали. Пришли в дом старой

казачки Бунтовой, которая своими газами якобы видела Пугачева. Пушкин стал расспрашивать ее. (Инсценировка)

Расскажи матушка, видела Пугачева? Ну какой он из себя?

Чего ж рассказывать, чудной ты, барин. Ну, мужик плотный, здоровенный, борода до пояса. Рядом с ним генералы его. Присягали ему здесь на коленях.

А спой-ка, матушка, песню про Пугачева.

Из-за леса, леса темного

Не бела заря занималася,

Не красно солнце выкаталося,

Выезжал ту-то добрый молодец,

Добрый молодец, Емельян – казак,

Емельян – казак, сын Иванович.

Под ним добрый конь сив-буршахматный,

Сива нривушка до сырой земли,

Он идет – спотыкается,

Вострой сабелькой подпирается,

Горючими слезами заливается,

«Что ты, мой добрый конь, рано спотыкаешься?

Али чаешь над собой невзгодушку,

Мы бились трое суточки

Не пиваючи, не едаючи,

(Учитель) Кто знает, может, тогда Пушкин слышал песню, наподобие той, которая сейчас прозвучала. А теперь послушаем очевидцев из дворянского лагеря.

(Историк) Емелька Пугачев, бесспорно, принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рожденным; ибо в детстве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какою адскою злобою может быть преисполнено его сердце

(Учитель) Эту характеристику дал Пугачеву один из современников Пушкина, историк Броневский.

Обратимся к страницам повести, какие эпизоды вы выделили? У Пушкина Пугачев свой. (Стр. 154, 159 учеб.) У него есть достоинства и недостатки. К нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить себе человека и готовность ему помочь. Но об этом мы будем говорить на других уроках.

-Скажите, ребята, от чьего лица ведется повествование в повести?

Пушкин не сразу нашел своего героя. Историю о том как это происходило, вы сейчас услышите.

Трижды берется Пушкин за сюжет, главным героем которого является Швакович – офицер, подпоручик 2-го гренадерского полка, перешедший на сторону Пугачева. Но исторические факты, которые узнал Пушкин, разрушили такой сюжет.

В черновых вариантах появляется Баширин, офицер, помилованный Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Потом герой снова возращается в царскую армию и вновь выступает против Пугачева. Автор отказывается от перевода героя к восставшим. Появляется новый прототип героя, живой современник Пушкина – Валуев, девятнадцатилетний юноша. Но и это было отвергнуто потом.

Наконец появляется герой, который станет главным в тексте повести – Гринев. Эта фамилия взята из архивных материалов.

(Учитель) Так героем пушкинской повести становится молодой офицер Петр Гринев. Вместе с этим героем мы пройдем путь испытаний, ошибок, побед.

-А сейчас давайте вспомним, какие еще есть действующие лица в повести?

Мы постараемся ответить на все вопросы в ходе изучения повести.

-А теперь обратите внимание на дату, которая стоит в конце повести.

19 октября 1836 год. Подпись – издатель.

-Что эта дата значила в жизни Пушкина? (годовщина лицея)

В 1836г. Исполнялось 25 лет со дня основания лицея, это последняя лицейская годовщина в жизни Пушкина.

тем, что перед нами все-таки повесть, определили, что главной проблемой, которую ставит автор произведения, является проблема чести и долга.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




С середины 1832 года Александр Сергеевич Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва.


Император Николай I разрешил поэту ознакомиться с секретными материалами о восстании. А также о действиях властей по его подавлению.



С разрешения императора в 1833 году Пушкин выезжает в те места, где происходило восстание. Он побывал в Казани, в Симбирске и Оренбурге. Там Пушкин посетил места боев, встретился с современниками событий.



Однако Пушкин задумал написать и художественное произведение о пугачёвском бунте.





Именно из-за неё дерутся на дуэли Гринёв и Швабрин. Хотя она не может принадлежать ни одному из них. Петру родители запретили и думать о женитьбе на бесприданнице, а бесчестному Швабрину нет места в сердце девушки. Она не поддалась ему во время захвата крепости, когда он силой пытался добиться её благосклонности.


В Маше собраны лучшие черты характера русской женщины: чистота нрава, душевное тепло, терпение и готовность к самопожертвованию, стойкость духа и умение быть верной своим принципам.


Когда Гринёва арестовали по подозрению в сочувствии Пугачёву, Маша доходит до самой императрицы, — очень сложное по тем временам дело. Ей удаётся отстоять свою любовь: Екатерина Великая милует Гринёва.


Емельян Пугачёв – один из самых ярких образов повести. Его Пушкин показывает с двух разных сторон. Один Пугачёв – это умный, с большой смекалкой и проницательностью мужик, которого мы видим как простого человека, описанного в личных отношениях с Гринёвым. Он помнит добро, оказанное ему, и испытывает глубокую признательность за это.



Пугачёв понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Пугачёв назвался царём-избавителем, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вёл себя, как настоящий повелитель и избавитель.


Последняя встреча Пугачёва и Гринёва происходит за минуту до казни пленённого бунтовщика.


Ещё один образ, без которого повесть была бы гораздо беднее, – яркий, сочный образ Савельича, выходца из народа. Крепостной Савельич свято верит, что рождён лишь для того, чтобы служить своему господину.


Другой жизни он себе и представить не может. Но его служение господам - это не раболепие, он полон чувства собственного достоинства и благородства. Своего молодого хозяина он любит по-отечески, заботится о нем и страдает от несправедливых упрёков в свой адрес.

Жизнеописание Гринёва является основой сюжета романа. Уехав из дома, Гринёв то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Сначала они ничем не отличаются от тех, что бывают в жизни каждого человека (проигрыш ста рублей Зурину, буран, любовный конфликт). И уже в эти моменты мы видим, что герой абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. Семья не смогла дать ему знания жизни и людей.




Гринёв-человек побеждает Гринёва-солдата, присягнувшего императрице. Герой решается уехать из Оренбурга, а затем воспользоваться помощью Пугачёва.



Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Историческая основа повести. Пушкин в работе над историческим материалом. Композиция. Жанр.

1. Рассказать об истории создания повести

3. Рассказать об особенностях композиции

4. Развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы

5. Воспитывать любовь к русской истории и русской литературе

Оборудование: презентация.

1.Вступительное слово учителя. (слайд1)

2. Историческая основа повести.

Развитие прозы в творчестве Пушкина связано и с тем обстоятельством, что в 30-е годы в русской и зарубежной литературе начинает широко развиваться роман и особенно – повесть.

В ходе изучения творчества Пушкина мы уже отмечали интерес поэта к родной истории, к периодам больших социальных потрясений, крупных переломов в истории страны.

- Личность какого государственного деятеля вызывала у писателя пристальное внимание? (Петр Первый)

- Кроме того, писателя интересует и тема народных восстаний.

(рассказывает учащийся- Алена Попова)

-XVII век - век царствования Екатерины II. В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В июне 1762 года Екатерина II пришла к власти, свергнув с престола Петра III, своего мужа, который был убит. Дворяне, оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены. При Екатерине любимцы царицы, фавориты становились могущественными вельможами.

Екатерина II правила Россией практически всю вторую половину 18 столетия. Это время стали называть екатерининской эпохой. В годы ее правления расширилась территория государства. Россия вела активную внешнюю торговлю через порты Прибалтики и Причерноморья. Расходы на войны, содержание двора, развитие науки, просвещение искусства требовало денег.

(слайд 5) В 1773 года в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Петр III появился, об этом говорили воззвания, написанные на простом и понятном для народа языке. Петром III объявил себя Емельян Пугачев. Народ поверил в своего царя и пошел за ним. Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года, оно было жестоко подавлено.

- Какой конфликт положен в основу произведения?

- Почему Дубровский потерпел поражение и распустил свою шайку? ( В борьбе с Троекуровым Дубровский выступает как герой-мститель за собственные обиды, судьба народа его не интересует).

- Пушкин понял, что на материале современности он не сможет изобразить подлинного крестьянского восстания. Поэтому он обращается к истории Пугачевского бунта. Фигура Емельяна Пугачева кажется Пушкину очень яркой и самобытной. Он деятель большого исторического масштаба.

(рассказывает учащийся- Фуртова Лиза)

Многие черты Шванвича переданы отрицательному герою – Швабрину. На их связь указывает сходство фамилий. Поиск героя продолжается. В черновых вариантах появляется Башарин, офицер, помилованный Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Потом герой снова возвращается в царскую армию и вновь выступает против Пугачева. Автор отказывается от перехода героя к восставшим. Появляется новый прототип героя, живой современник Пушкина – Валуев, девятнадцатилетний юноша.

Вместе с этим героем в ходе работы мы пройдем путь испытаний, ошибок, побед, путь постижения мудрости, любви и милосердия.

Жанровое своеобразие и композиция.

Вывод: Но все же это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий.

- Повесть построена в форме семейных записок П. А. Гринёва.

Три цикла глав. (Слайд 12, 13, 14, 15)

1. I – V гл. рисуют формирование личности рассказчика.

2. VI – XII гл. - картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика.

3. XII – XIV гл. – роль развернутого эпилога.

Каждую главу мы с вами будем анализировать на следующих уроках.

VII. Итого уроки (Слайд 16).

1. Чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II?

2. Чем можно объяснить многочисленные крестьянские бунты в екатерининскую эпоху?

3. Как власть и общество восприняли «Историю Пугачевского бунта?

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Историческая основа повести. Пушкин в работе над историческим материалом. Композиция. Жанр.

1. Рассказать об истории создания повести

3. Рассказать об особенностях композиции

4. Развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы

5. Воспитывать любовь к русской истории и русской литературе

Оборудование: презентация.

1.Вступительное слово учителя. (слайд1)

2. Историческая основа повести.

Развитие прозы в творчестве Пушкина связано и с тем обстоятельством, что в 30-е годы в русской и зарубежной литературе начинает широко развиваться роман и особенно – повесть.

В ходе изучения творчества Пушкина мы уже отмечали интерес поэта к родной истории, к периодам больших социальных потрясений, крупных переломов в истории страны.

- Личность какого государственного деятеля вызывала у писателя пристальное внимание? (Петр Первый)

- Кроме того, писателя интересует и тема народных восстаний.

(рассказывает учащийся- Алена Попова)

-XVII век - век царствования Екатерины II. В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В июне 1762 года Екатерина II пришла к власти, свергнув с престола Петра III, своего мужа, который был убит. Дворяне, оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены. При Екатерине любимцы царицы, фавориты становились могущественными вельможами.

Екатерина II правила Россией практически всю вторую половину 18 столетия. Это время стали называть екатерининской эпохой. В годы ее правления расширилась территория государства. Россия вела активную внешнюю торговлю через порты Прибалтики и Причерноморья. Расходы на войны, содержание двора, развитие науки, просвещение искусства требовало денег.

(слайд 5) В 1773 года в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Петр III появился, об этом говорили воззвания, написанные на простом и понятном для народа языке. Петром III объявил себя Емельян Пугачев. Народ поверил в своего царя и пошел за ним. Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года, оно было жестоко подавлено.

- Какой конфликт положен в основу произведения?

- Почему Дубровский потерпел поражение и распустил свою шайку? ( В борьбе с Троекуровым Дубровский выступает как герой-мститель за собственные обиды, судьба народа его не интересует).

- Пушкин понял, что на материале современности он не сможет изобразить подлинного крестьянского восстания. Поэтому он обращается к истории Пугачевского бунта. Фигура Емельяна Пугачева кажется Пушкину очень яркой и самобытной. Он деятель большого исторического масштаба.

(рассказывает учащийся- Фуртова Лиза)

Многие черты Шванвича переданы отрицательному герою – Швабрину. На их связь указывает сходство фамилий. Поиск героя продолжается. В черновых вариантах появляется Башарин, офицер, помилованный Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Потом герой снова возвращается в царскую армию и вновь выступает против Пугачева. Автор отказывается от перехода героя к восставшим. Появляется новый прототип героя, живой современник Пушкина – Валуев, девятнадцатилетний юноша.

Вместе с этим героем в ходе работы мы пройдем путь испытаний, ошибок, побед, путь постижения мудрости, любви и милосердия.

Жанровое своеобразие и композиция.

Вывод: Но все же это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий.

- Повесть построена в форме семейных записок П. А. Гринёва.

Три цикла глав. (Слайд 12, 13, 14, 15)

1. I – V гл. рисуют формирование личности рассказчика.

2. VI – XII гл. - картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика.

3. XII – XIV гл. – роль развернутого эпилога.

Каждую главу мы с вами будем анализировать на следующих уроках.

VII. Итого уроки (Слайд 16).

1. Чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II?

2. Чем можно объяснить многочисленные крестьянские бунты в екатерининскую эпоху?

3. Как власть и общество восприняли «Историю Пугачевского бунта?

Читайте также: