Как школьники выбирают профессию статистика

Обновлено: 26.04.2024

Пожалуй, ключевая составляющая интересов, заработка, будущего окружения на годы вперед и многого другого. Речь идет о деле всей жизни. Как же определиться с выбором профессии для ребенка?

Что влияет на выбор профессии?

Сначала предлагаю определиться с факторами, от которых может зависеть выбор школьника:

Таланты, способности, наклонности и интересы

Ставить это во главу угла, когда определяешься с выбором профессии, совершенно правильно.

Востребованность профессии

Финансовые перспективы

Точно не стоит ставить величину будущего заработка в приоритет. Но и вовсе пренебрегать этим тоже не нужно.

Это три самых важных момента, которые нужно учитывать, когда помогаешь ребенку определиться с выбором профессии. Но сколько же времени и сил нужно, чтобы охватить их все и не ошибиться! А ведь ошибка может стоить очень дорого.

Так, интересы и вкусы ребенка, особенно в подростковом возрасте, сильно меняются. Сегодня ему нравится спорт, а завтра он хочет писать книги или изучать природу. Или сначала ему нравилось писать программы, а теперь надоело. И самый распространенный вариант — когда ребенок вовсе не знает, чего хочет. Во всех этих случаях родители могут навязать ему какую-то специальность, которая кажется перспективной именно им. И их можно понять — ребенка надо научить чему-то, чтобы он мог зарабатывать себе на жизнь.

Но ценой такого жесткого решения часто может стать несчастье детей. Если ребенку не будет интересно учиться, он просто бросит вуз или колледж. А это — прямой путь к безработице, депрессии и другим проблемам. Так стоит ли давить на ребенка и делать выбор за него?

Советы близких и рекомендации родных

Как помочь ребенку определиться с выбором профессии? 4 совета

1. Начните с выявления талантов и интересов

Даже тем, кому они кажутся очевидными, советую не пропускать этот пункт — упражнение может выявить новые неожиданные стороны или лучше раскроет имеющиеся.

2. Воспользуйтесь перечнем направлений

Используя список того, что ваш ребенок любит, попробуйте представить, в каком направлении он смог бы это применить. Далее можно брать отдельные специальности и проецировать полученную информацию на них:

  • профессии, связанные с точными науками: физика, химия, математика;
  • творческие профессии: фотограф, дизайнер, реставратор, композитор;
  • социально-гуманитарная направленность: это и профессии в сфере туризма, и политические, и философские, и многие другие;
  • гуманитарные: педагог, журналист, лингвист;
  • военно-спортивные профессии: военные и полицейские, тренеры;
  • IT и digital направленность: от создания программ до продвижения сайтов.

3. Расширяйте кругозор ребенка

Больше узнавайте о привлекающих ребенка профессиях и погружайте его в рабочую среду. Можно подписаться на блогеров, которые ведут странички на тему своей профессии, подробно освещая свои рабочие будни:

Есть и YouTube-каналы, рассказывающие о специальностях в совершенно разных сферах:

Подводные камни, рутина и самые интересные моменты, наблюдение за самим процессом работы — все это позволит ребенку глубже погрузиться в профессию и понять, привлекает ли она его / ее или нет.

4. Пусть ребенок больше общается со знакомыми взрослыми и студентами

Их надо расспрашивать о работе / учебе. Люди всегда охотно рассказывают о себе и своей деятельности, а заодно могут в красках поведать и о племяннике-моряке, знакомом-стоматологе и т.д.

Не надо бояться ошибок при выборе профессии

Из этой статистики можно сделать вывод, что угадать с профессией, по крайней мере, очень непросто. И не всегда стоит воспринимать учебу, которая не нравится ребенку, как ошибку (за исключением тех случаев, когда ребенок четко понимает, что хочет перепоступить на другой конкретный факультет). Ведь получение любого образования — это определенная общая база знаний, которая, как минимум, развивает мозг и, как максимум, дает глубокие знания в определенной сфере и важное в наше время умение обучаться.

Мой личный опыт

Конечно, было бы намного проще, если бы я прошла профориентационный тест перед тем, как поступать в вуз. Это дало бы мне возможность лучше понимать себя — а значит, лучше понимать, почему я поступаю именно на филфак, а не на какой-то другой факультет. Ведь мы все более осознанно относимся к тому, что делаем, когда осознаем, зачем это делаем. По сути, профориентационные тесты ровно для этого и нужны — ребенок узнаёт не только сферу, в которой может развиваться, но и свои перспективы в ней. Согласитесь, очень классно в 12-13 лет понять, каких высот ты можешь достигнуть, если начнешь усердно работать именно сейчас?

Профориентация в MAXIMUM Education поможет ребенку увидеть не одну, а несколько перспективных сфер. Наши эксперты расскажут ему о том, какое интересное и увлекательное будущее его ждет, и объяснят, какие шаги для этого нужно сделать: отличная учеба, экзамены, вуз или колледж. И за все это вы не заплатите ни-че-го. Приходите на нашу бесплатную профориентацию и подарите вашему ребенку шанс на счастливую и увлекательную жизнь!

Многие специалисты настаивают, что система школьного образования не должна ограничиваться только обучением детей базовым дисциплинам. Современные школы должны готовить учащихся к выбору будущей профессии, по крайней мере, начиная с 11-12 лет. А еще лучше, если к будущей профессии дети начнут готовиться в детском саду.

Состояние и перспективы системы профориентации

Согласно статистическим данным практически каждый россиянин в течение своей жизни 3-4 раза меняет профессию. А в будущем мы будем менять профессию вдвое чаще – порядка 6-8 раз. Это свидетельствует о том, что знакомить детей с профессиями нужно как можно раньше.

Конечно же, с формальной точки зрения система профориентации уже существует в российских школах, и даже вроде бы пытается работать (речь идет о тех экскурсиях на предприятия, с помощью которых старшеклассникам пытаются рассказать о разных профессиях). Но практика показала, что до сих пор не выработано единой системы информации и инструментов, которые бы действительно помогали учащимся выбрать свою профессию.


Состояние системы профориентации в школах РФ

Многим родителям хорошо знакома ситуация, когда ребенок постоянно меняет свое мнение о том, кем он хочет стать: сегодня малыш хочет быть клоуном, завтра космонавтом, а послезавтра продавцом мороженого. Такое непостоянство объясняется просто: у детей разные мечты, но они не могут логически объяснить и идентифицировать свои интересы. Понято, что они интересуются всем тем, что их окружает и вызывает приятные эмоции (например, клоуном ребенок хочет стать после посещения цирка, а продавцом мороженого – после семейного похода в парк), но умы их слишком незрелые, чтобы определить какую именно профессию они предпочтут в будущем.

Статистика говорит о том, что 30% учеников покидают школу, имея лишь смутное представление о возможностях трудоустройства, плохо оценивая свои способности и интересы относительно подходящей карьеры. Многие поступают в высшие учебные заведения независимо от того к какой специальности они наиболее подготовлены или имеют природную склонность. Соответственно, неправильный выбор ВУЗа и направления обучения чаще всего приводит к зря потраченным годам. То есть молодые люди обучаются в той предметной области, в которой заведомо никогда не будут работать.

Специалисты отмечают, что на сегодняшний день среди учащихся школ зафиксирована очень низкая осведомленность о карьерных перспективах. Несмотря на то, что тестирование на выявление профессиональных интересов прошел каждый второй старшеклассник, каждый пятый школьник говорит о том, что школа никак не помогает ему определиться с будущей профессией. При этом ученики отмечают, что уроки профориентации в большинстве своем скучные, абсолютно не вызывают интереса и в лучшем случае ограничиваются парой экскурсий на предприятия города, носящие исключительно формальный характер.

А вместе с тем профориентация – это процесс развития, который должен облегчить для школьников приобретение профессиональных навыков, знаний и отношений. Инструменты профориентации должны способствовать самопознанию учащихся и помогать им серьезно взглянуть на свое будущее, исследуя разные варианты профессий. Именно такой формат профориентации в конечном итоге приведет к принятию ребятами обоснованных решений с заранее разработанными планами по достижению карьерных высот.

Отметим, что системным подходом к вопросу профориентации школьников на данном этапе занялись только экологи. Именно при их активном участии в России был реализован социальный проект "Зеленая кисточка", направленный не только на развитие детской профориентации, но и на формирование экологического сознания и культуры у подрастающего поколения.


Благодаря "Зеленой кисточке" любой школьник из любого региона РФ, принимающий участие в проекте в течение шести месяцев, имеет возможность познакомиться с прикладными аспектами таких профессий как инженер-эколог и специалист по охране труда. При этом дети учатся ответственно относиться к сохранению окружающей среды и ценить как собственную безопасность, так и безопасность других людей.

Остается только сожалеть, что представители других отраслей до сих пор не оценили всю важность профориентации школьников и не прислушались к мнению Владимира Путина. А он не один раз заявлял о том, что современной России жизненно необходимо выстроить современную систему профориентации школьников, в которой активными участниками должны стать не только университеты и научные коллективы, но и успешные российские компании и предприятия.

Перспективы системы профориентации

Специалисты уверены, что профориентация должна стать обязательной программой в системе школьного образования. Причем чем раньше она будет внедрена, тем лучше. Самым лучшим вариантом внедрения в школьную программу может стать либо отдельная дисциплина, связанная с учебным планом, либо проект, реализуемый на базе школы, в ходе которого школьникам будет предоставляться целостная информация, советы и рекомендации.

Образовательная организация должна поддерживать учеников самыми разными способами не только в процессе обучения, но и в выборе будущей профессии. А для этого учащимся необходимо давать практическое представление о мире труда и занятости посредством реальных встреч с людьми, занятых в той или иной профессиональной сфере.

Школы могут устраивать дни профессий, на которые можно пригласить родителей и других людей, которые хотят и могут рассказать школьникам о своей профессии и ответить на их вопросы. Нужно искать любую возможность, чтобы "окунуть" учащихся в реальную рабочую атмосферу действующего предприятия или компании. И делать это нужно не только для того, чтобы они узнали о профессиях, к которым проявляют интерес. Намного важнее, что в ходе посещений предприятий и компании школьники будут узнавать о тех специальностях, о которых они никогда не слышали или мало знают.


Самое удивительное то, что ученики школ сами заинтересованы в реально работающей системе профориентации. Если верить опросам, которые проводились среди школьников 13-18 лет, дети хотят, чтобы в школах:

  • ввели предметы, помогающие выбрать профессию,
  • сделали упор на индивидуальное обучение с преобладанием предметов, необходимых для освоения будущей профессии,
  • приглашали на уроки представителей разных профессий,
  • проводили "работающее" тестирование на определение профориентации.

Инструменты, которые помогают учащимся выбрать свою профессию

Специалисты считают, что наиболее эффективными инструментами профориентации сегодня являются:

  • определение навыков при сопоставлении профилей работы;
  • тесты, направленные на определение способностей учащихся с целью повышения их мотивации;
  • коллекции видео с интервью успешных в своей профессии людей, анализирующие детали, которые помогли им добиться успеха, и подчеркивающие важность школьного образования.

Продуктивным упражнением, особенно среди учеников младшей школы, является создание среды, в которой дети могут играть разные профессии. Например, в классной комнате можно "открыть" магазин или ресторан, чтобы ребята получили представление о том, как нужно обслуживать клиентов или управлять бизнесом.


Ролевые игры – интересный и эффективный способ, который помогает направлять образование. Некоторые задания могут выполняться дома. Например, дети, которым нравится работать с животными, могут добровольно участвовать в благотворительных проектах, чтобы убедиться в том, что профессия ветеринара станет для них верным выбором.

Безусловно, сложно выработать единую систему профориентацию по всей стране. Но вполне возможно делать на местах многое, что связано с профориентацией, принципиально и последовательно.

Реальность заключается в том, что современный мир совершенно не похож на то время, которое было два десятка лет назад. И сегодня даже родители не всегда могут дать своим детям правильный совет: как в силу каких-то личностных особенностей или стереотипов, так и из-за изменившихся условий на рынке труда. Постоянно создаются новые специальности (о которых родители не имеют никакого представления) и для молодых людей открываются новые рабочие места.

Кстати, при определении перспектив трудоустройства сегодня важны не только когнитивные способности, но и некогнитивные навыки, характер, настойчивость, способность справляться с неудачей, устанавливать связи и критически мыслить.

Профессии и карьера через 15 лет: чему учить сегодняшних школьников

Автора регулярно спрашивают, какое образование лучше дать детям и чему их учить, чтобы они смогли успешно устроиться в будущем. Рассмотрим, что будет важно для рынка труда в 2030-х годах, когда сегодняшние школьники начнут искать свое место в жизни

В 1990-х годах знание иностранных языков было универсальным навыком, который позволял строить карьеру в России в большинстве направлений деятельности, его отсутствие зачастую становилось непреодолимым препятствием для роста. В 2000-х годах этот навык перешел в дополнительный, но необходимый, так сказать, must have. Карьерный рост без него был очень затруднен. В Москве практически не было вакансий высокого и среднего уровня, где отсутствовало бы требование знания иностранных языков. В 2010-х годах необходимость данного навыка упала. В условиях надвигающегося кризиса и построения мобилизационной экономики, т.е. в 2020-е годы, знание иностранных языков перейдет в разряд факультатива – хорошо, но непонятно зачем.


Трамп заставил Германию испугаться

Возникает резонный вопрос, есть ли что-то, что будет обязательно – а в какой-то период и достаточно – для построения карьеры в 2030-х годах.

В статье автор стремится показать логику, по которой каждый смог бы наложить данные конструкты не столько на себя, сколько на своих детей или внуков. Будем говорить о путях и вызовах, к которым нужно подготовить детей, сегодняшних школьников, чтобы в свои 25 лет они оказались на самом гребне волны.

Время первых в профессии

В 90-х годах прошлого века Россия начала встраиваться в 5-ый технологический уклад/постиндустриальную экономику в формате страны-периферии. Появилось большое количество новых рабочих мест и профессий, о которых раньше даже не могли подумать. Большое количество банков, финансовых компаний, управляющих компаний, холдингов, представительств международных/ иностранных корпораций и т.д. начали искать сотрудников на отсутствующие в рамках советской индустриальной экономики профессии.

В конце 2000-х годов – начале 2010-х на рынок труда вышли люди, уже лучше подготовленные к конкретной профессии, но без фундамента в виде советской системы образования. Поколение 35+ летних занимало позиции линейных руководителей, практически не имея перспектив подняться выше. Исключения, как правило, лишь подтверждали правила.

Поколение же ЕГЭ, кому сейчас меньше 30 лет, стали основными жертвами и проигравшими. Их не учили думать, их учили быть инструментальщиками, работающими по написанным другими инструкциям. Возможностей для социального роста и самореализации у них крайне мало, образование – мозаичное и несистемное. Каждый шаг вверх требует от них прорыва и преодоления социального и профессионального сопротивления среды.


Посла Чехии вызвали в МИД России

К чему эти воспоминания? Дело в том, что через 10-15 откроются точно такие же лифты, появится множество новых востребованных профессий и перспектив.

Конкурентов у тех, кому тогда исполнится 25-30 лет (сейчас им 10-15 лет), практически не будет. Люди, получившие еще советское образование (или то российское, которое не успели испоганить), будут уже в возрасте 50 лет и старше, когда новое воспринимается очень тяжело. Тех же, кто вышколен по ЕГЭ, не учили думать, да и привыкли они жить в рамках правил и идти по чужим следам.

Таким образом, переход в новый технологический уклад открывает в 2030-2035 годы новые профессии и возможности именно для выходящей на рынок труда молодежи. Наилучшие перспективы получат те, кто будет обладать хотя бы минимально сходными навыками и знаниями для освоения нового и не побоятся сделать этот шаг.

От безысходности придется брать на вновь созданные и крайне важные позиции 25-летних, а то и еще более молодых, тех, кто имеет задатки для освоения нового. Сейчас им 10-15 лет, может быть, чуть старше или младше – это поколение сегодняшних школьников. Волей случая, переноса и углубления проблем 2008 года в 2020 год именно у них будет шанс, которого оказалось лишено предшествующее поколение.

Производственное мышление в разных укладах

Любые сложные решения, например создание серии самолетов, выполнялись системно, комплексно и в виде целого, любые изменения архитектуры требовали полного цикла проверки, тестирования. В итоге закладывалась избыточность, тратилось время, но достигалась очень низкая аварийность и высокая надежность. Перенос начала серийного производства на год для гарантирования эксплуатации в течение десятилетий было вполне нормальным явлением.

Классическим примером этого является создание Boing 737 MAX (очень хорошая статья). Нужна новая модель –> берем старую за основу –> меняем двигатель на больший по мощности и размеру –> нарушается баланс –> выносим двигатель вперед –> самолет зарывается носом –> делаем защиту (ставим датчики и IT программу, которая корректирует положение) –> надо обучать пилотов –> скрываем программное обеспечение. На выходе получаем знаменитый самолет-самоубийцу и 800 произведенных и никому не нужных бортов, эксплуатировать и модернизировать которые уже более года не могут. Зато сэкономили на каждом из этапов, и отчетность за каждый квартал и год была великолепной – ровно до тех пор, пока восемь сотен этих пепелацев не пришлось ставить на прикол, половину – прямо на производственных площадках.

В рамках трансиндустриального, 6-ого технологического уклада необходимо преодоление ограничений 4-ого и 5-ого укладов. Во главе угла будет стоять инженерия с постоянным выходом за границы и поиском нового, переходом на большие горизонты планирования, при том что типовые операции и анализ будут выполняться при минимальном участии человека. Процессы будут быстрыми, включающими проверку и пересчет всех моделей. И не забудем, что по итогам перехода в 6-ой уклад до 90% людей не будут востребованы в качестве производителей, работа станет не обязанностью или правом, а роскошью. Произойдет это не одномоментно, но граница между теми, чей труд необходим и критически важен, и теми, для кого создадут искусственную занятость, будет очень велика.

Таким образом, переход от 4-ого к 5-ому технологическому укладу не только породил большое количество новых рабочих мест, но и изменил парадигму планирования и ответственности. Качество перестало быть приоритетом, практически всегда проекты выполнялись лишь с оглядкой на сроки и минимальную цену.

В условиях трансиндустриального общества с роботизацией и аддитивными технологиями большая часть работ в рамках существующих профессий, таких, где работу можно будет заранее описать алгоритмом, можно будет выполнять без участия человека.

Критическим ресурсом станет творческий потенциал и наличие новых идей. Способность к творческой деятельности в рамках любой профессии станет важнейшим критерием поиска и карьерного роста сотрудников.

Профессии и образование для будущего

В 2030-е и начало 2040-х годов передовые центры мира – надеемся и Россия тоже – будут перестраиваться на принципы 6-ого технологического уклада. Наиболее перспективными отраслями и направлениями для трудоустройства (от большего к меньшему по важности) будут:

  • проектирование, строительство и запуск промышленных объектов нового уклада (роботизация, аддитивные технологии);
  • атомная энергетика (замкнутый ядерный цикл и малые ядерные реакторы);
  • ВПК (акцент на противостоянии в океанах и космосе);
  • космические исследования (основной полигон практического научного прорыва);
  • химическая, нефтехимическая отрасли, переработка отходов (сырье для экономики);
  • IT отрасль (поддержание инфраструктуры уклада);
  • геотехнологии (ожидаемый, но пока неочевидный прорыв);
  • биотехнологии (перспектива перехода в 7-ой уклад к 2055-2060 гг.).

Возникает резонный вопрос – где в списке наука, что будет создавать технологии 6-ого уклада? Основные открытия и идеи уже есть или будут обретены в ближайшее десятилетие, да и количество задействованных людей и бюджетов здесь очень ограниченно. В масштабах России речь идет всего о нескольких тысячах человек, уже работающих в данных направлениях, наработки которых будут распаковывать и доводить до тиража в 2030-е годы.

Поле активности этих первооткрывателей – ближайшие годы, в период Величайшей депрессии, на фоне низкого финансирования и высокого энтузиазма. К 2030-м годам единицы из них станут мэтрами и классиками при жизни, большинство же будет незаслуженно забыто.

Ну а в рассматриваемый период в рамках каждого из направлений будут господствовать люди, умеющие решать прикладные инженерные, а не теоретические научные задачи.

Итак, отрасли указаны, следующий вопрос – какое образование давать детям, которые сейчас ходят в школу (опять приводим в порядке убывания важности:

Специализацию нужно выбирать максимально широкую, классическую/фундаментальную, а научных руководителей – таких, кто имеет практический опыт больших проектов, чтобы хоть так соприкоснуться с масштабом будущей работы.

В части общественных и гуманитарных наук ситуация аналогична фундаментальной науке – основные прорывы к 2030-м годам будут уже сделаны, сегодняшние школьники просто не успеют принять в этом участие. Идти туда следует, если ребенок талантлив (способен делать то, что до него никто не делал) или даже гениален (делает то, что никто даже подумать не мог) и ему близка и интересна данная тематика.


Чем закончится попытка конвоировать Трампа из Белого дома?

Где же все экономисты, юристы, менеджеры и прочие представители постиндустриального мира? Их и так в разы больше, чем нужно, а по инерции мышления их ряды будут пополняться все новыми. Не идите этим путем и не делайте из ребенка социального аутсайдера.

Таким образом, при определении будущего образования и направления трудовой деятельности современного школьника не нужно идти проторенным путем, который казался логичным и правильным в последние два десятилетия. Будущее – за техническим образованием, за возрождением советской инженерной школы.

Инженерно-техническое образование в хорошем ВУЗе станет обязательным критерием, подобным тому, каким было хорошее знание английского языка в 90-е и 00-е годы. Химия, программирование, медицина и геология – вторая корзина выбора – аналог знания других иностранных языков.

Все остальное намного менее перспективно и не даст доступа к социальным лифтам, если ваш ребенок неталантлив и негениален.

Творческий подход

Структура профессий в 2030-х годах будет иметь ряд существенных отличий от ситуации 1990-х годов. При этом ее изменения:

  • начнутся по всему миру примерно в одно время, т.е. не будет однозначных и неоспоримых лидеров;
  • после очень глубокого и болезненного кризиса – Величайшей депрессии;
  • речь будет идти не столько о новых видах деятельности, сколько о качественном изменении существующих.

Нужны будут люди, которые не воспринимают мир как набор неделимых элементов и механических законов, а способны пробовать законы на прочность, верят в возможность чудесных сценариев (мир полон волшебства) и не готовы удовлетворяться простыми банальными объяснениями. К этому не готово абсолютное большинство современников, в том числе людей науки. Навык выхода за границы правил отбивается в самом начале пути, оставляя лишь умение идти по чужим тропинкам, по следам тех, кто вышел за пределы ранее действовавших законов и установил новые.

Для воспитанников советской системы образования, которая учила думать, это было бы идеальное время, но в силу возраста (младшим будет хорошо за 50 лет) немногие из них смогут, а главное захотят, продуктивно встроиться в новый мир. Поколение, прошедшее через ЕГЭ, в своем большинстве окажется неспособным к выходу за пределы правил.

Вариант будет один – искать/воспитывать творческий потенциал у молодых людей, в силу нигилизма и самоуверенности молодости готовых меняться и изменять мир вокруг себя.

Такие люди будут нужны практически в каждой профессии. Для примера, наибольшую ценность в медицине будут представлять диагносты – люди, способные по каким-то признакам быстро поставить верный и небанальный диагноз. Найти такого человека среди тех, кто имеет много лет практики, не проблема, но задача в обнаружении их даже не в процессе обучения, а до поступления в медицинский институт. Можно, конечно, учить сто человек, из которых работа в итоге будет только у одного-двух десятков, а остальные отсеются в процессе обучения и первых лет трудовой деятельности, но это неоптимально и несет множество негативных социальных и личностных последствий.

В 2030-е годы, помимо инженерно-технического образования, будет требоваться широта интересов (победы в олимпиадах, высокий уровень знаний и интерес к гуманитарным и общественным наукам), наличие творческих хобби и увлечений (театральный кружок, живопись, сочинение музыки и т.д.), реализованные проекты (нетривиальные схемы), открытость новому, смелость и многое другое. Нужно будет выделиться из общей массы и продемонстрировать, что ребенок ищет и пытается идти новыми путями. Все вышеперечисленное, естественно, не будет гарантией успеха в жизни, но позволит привлечь к себе внимание и занять более выгодную стартовую позицию. Далее все будет зависеть от самого ребенка.

Как помочь ребенку в этом и дать ему шанс, поговорим в одной из следующих статей.

Таким образом, через 10-15 лет на рынке труда максимально востребованными окажутся лишь те, кто не будут считать имеющиеся ответы достаточными, а теории – окончательными.

Практически в любой профессии будут нужны и востребованы не просто разбирающиеся в ней, но те, кто способны создавать новое, устанавливать правила. В дополнение к инженерно-техническому образованию в хорошем ВУЗе будет необходимо объективное подтверждение творческого потенциала как способности мыслить нелинейно и сложно.

Резюме

В 2030-е годы в России начнут активно формироваться элементы экономики нового 6-ого технологического уклада. Это приведет к перестройке системы разделения труда и востребованности профессий. Как и в начале 90-х годов, для многих людей откроются профессиональные и социальные лифты и большие перспективы.

В основе 6-ого технологического уклада будет лежать возможность качественной оптимизации времени и процессов – большая часть типовых и рутинных операций будет алгоритмизирована, оптимизирована и роботизирована.

Если бы мировой экономический кризис в 2008 году не заливали деньгами, то именно сейчас мир бы входил в 6-ой технологический уклад, а 25-30-летние имели бы очень неплохие шансы оказаться в нужном месте в нужное время. Но из-за переноса на более позднее время и усиления кризиса перспективы откроются лишь перед теми, кому сейчас 10-15 лет, т.е. перед сегодняшним школьникам.

Для успешного трудоустройства и карьерного роста через 10-15 лет будет необходимо инженерно-техническое образование и творческий подход с поиском нового и умением выходить за пределы теорий. Нужны будут конструкторы с большим количеством идей – творцы. Такие люди были всегда, и их было немного, в 6-ом укладе потребность в них резко возрастет.


На фоне уничтожения образования в последние годы задача родителей сейчас – научить думать, решать нетривиальные задачи, смотреть на мир шире узкоспециальных ниш, выходить за границы. Но это уже другая история.


Не выбирай профессию ради денег. Профессию нужно выбирать, как жену, — по любви и из-за денег.

Выбор профессии — один из самых серьезных выборов в жизни школьника. Выбирая профессию, подросток, как правило, выбирает и круг общения, и стиль жизни, а иногда и судьбу. Человек добивается наибольших результатов, когда делает то, что он хочет и к чему имеет больше способностей. Решить эти проблемы поможет профессиональная ориентация школьника.

Каждый из нас имеет право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать — не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.

По статистике 60 % выпускников ВУЗов не работают по специальности. К сожалению, многие люди просто не знают, на что они способны.

Профориентация школьников, позволяет правильно выбрать будущую профессию, легко учиться в ВУЗе и построить успешную карьеру в будущем. Кроме того, профориентация детей позволяет с раннего возраста развивать врожденные способности ребенка, выбирая интересные ему секции и учебные курсы.

Решением выбора профессии школьника могут заниматься и родители, и СМИ, а также и сам ребенок (его любознательность, интерес). На наш взгляд, выбор профессии может и должен сопровождаться процессом профориентации, организованным в учебном заведении. Вопрос об организации условий выбора учреждений высшего образования на сегодня остается открытым. Каждый вуз стремиться привлечь школьников, чтобы они обучались именно в этом заведении. На наш взгляд, чем больше у школьника будет возможности выбора, тем будет легче ему ориентироваться и выбрать необходимый вуз. В таком случае, школьник уже сам сможет сделать выбор профессии, вуза, где он будет обучаться. Наша задача — помочь подростку выбрать будущую профессию. Точно так же подростку важно понимать собственные способности, склонности, интересы и желания. Именно точка пересечения его индивидуальности и требований профессии и должна быть основой для выбора. Мы можем помочь ему сделать этот выбор самостоятельно, опираясь на достаточно полные представления о мире ВУЗов и профессий, не забывая при этом о собственных желаниях и способностях.

Работа по профориентации школьников в КНИТУ-КАИ ориентирована прежде всего в помощи — сделать правильный выбор. Таким образом, в университете проводятся следующие мероприятия по профориентации школьников:

- Проведение Всероссийского инженерного фестиваля. Инженерный фестиваль — это всероссийское информационно-образовательное мероприятие, направленное на популяризацию инженерного образования и углубленное изучение основных для инженерии дисциплин: математики, физики и информатики. Участниками инженерного фестиваля выступают школьники и их родители, студенты и аспиранты инженерных вузов, преподаватели школ и вузов, эксперты высокотехнологичных предприятий.

- Проведение Молодежным инженерным центром КНИТУ-КАИ мастер-классы по робототехнике для школьников и студентов Проект ScratchDuino основывается на свободном и открытом программном обеспечении и позволяет в процессе изучения дать знания детям как в области науки, так и в робототехнике.

- Проведение кружковых занятий для абитуриентов, так на кафедре Инженерной психологии, педагогике и управления персоналом проводятся кружковые занятия со школьниками, а также лекционные и практические занятия, коммуникативные тренинги, управленческие игры, изучение психодиагностического аппарата для профессионального отбора Актавациометр, обсуждение актуальных научных проблематик с привлечением преподавателей и студентов кафедры.

Мы считаем, что работа по профориентации должна помочь школьникам:

- выявить задатки, способности, профессиональные склонности;

- определить подходящий профиль обучения в старшей школе;

- определиться с профессиональной сферой, направлением профессионального образования в среднем и высшем звеньях.

На наш взгляд, именно компетентностный подход в профориентации школьников имеет огромное значение.

В России с начала нового столетия проблемами компетентностного подхода в образовании занимаются многие специалисты — А. В. Баранников, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, О. Е. Лебедев, В. В. Сериков, М. А. Холодная, А. В. Хуторской, Т. И. Шамова и др.

Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российской школы. Ориентация на освоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов, как М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, Г. П. Щедровицкий, В. В. Давыдов и их последователей.

Таким образом, компетенция — это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, то есть соответствие лица, занимаемому месту, способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями, способность реализации знаний и умений для эффективной деятельности.

Сегодня компетентностный подход набирает силу в современной образовании и является отражением осознанной потребности общества в подготовке специалистов не только знающих, но и умеющих применить свои знания. В современном мире востребован специалист, который вступит в жизнь с уже сложившимся творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Такого специалиста может подготовить только вуз, который, не только стремится создавать нечто новое, но, прежде всего, способен изменять старые стереотипы. Мы считаем, что КНИТУ-КАИ отвечает таким требованиям и имеет полное право заниматься профориентационной работой.

Мы в своем исследовании по определению набора компетенций опирались на работы В. И.Байденко, П. П. Борисова, Р. В. Габдреева, А. А. Володарской, Е. А. Вториной, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Т. В. Ивановой, Шадрикова, Г. В. Ярочкиной, и нами были выделены следующие составляющие элементы компетенции необходимые в профориентации школьников.

1. Психолого-педагогическая компетенция. Сюда входят знания психологии, умения отслеживать возрастные и индивидуальные особенности в развитии и формировании социальной активности личности подростка, что, естественно, служит научно-теоретической базой для формирования соответствующей компетенции для изучения структуры личности школьника (мотивы, потребности, направленность интересов, склонности и способности, темперамент, характер) в целях нравственного и профессионального становления личности обучающегося.

2. Культурологическая компетенция, которая способствует формированию осознанного отношения к социально-гуманитарным наукам, как к источнику научного мышления, демократических взглядов, гражданской зрелости и действенных форм, методов и средств улучшения окружающей действительности, становления эрудированного и профессионально компетентного специалиста.

3. Методические компетенции, где формируются, расширяются и закрепляются универсальные, личностные и профессиональные компетенции, углубляются технологические, компетенции, необходимые для профессионального становления.

Мы считаем, что в выборе профессии безусловную помощь может оказать профориентация как система специальных мер и мероприятий в ходе профессионального самоопределения школьников. Хотя понятия выбор профессии и профориентация имеют разное значение.

2. Общая и профессиональная педагогика/ Под ред. В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2006.

3. Пурин В. Д. Педагогика среднего профессионального образования — Ростов н / Д: Феникс, 2006.

4. Педагогическое мастерство и педагогические технологии./под ред. Л. Гребенкиной — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 132 с.

5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — Т.1–816 с.; Т.2. — 816 с.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профориентация школьников, способность, школьник, будущая профессия, инженерное образование, инженерный фестиваль, направление подготовки, Участие школьников, формирование способности.

Похожие статьи

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале.

Необходимо помочь школьникам в приобретении тех умений, навыков, которые

Это очень важно правильно оценить свои способности и принять решение в выборе профессии.

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на.

Актуальность профориентационной работы в образовательных.

Но, конечно, особенно интенсивно профориентационная работа должна проводится в школах. Выбор профессии для школьников — это очень важное жизненное решение. В старших и выпускных классах выбор профессии для школьников встает особо остро.

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору.

Начальная профессиональная подготовка школьников осуществляется через уроки труда, организацию кружков и т.д.

Оказание помощи в выборе профессии путем изучения личности школьника с целью выявления факторов, влияющих на выбор профессии.

Подготовка учащихся к выбору профессии и её оценка

Подготовка к профессии сопровождает весь период развития ребенка.

Развитие у младших школьников представлений о представлений о профессиях в процессе учебной

Показатель-создает возможность установить уровень развития в каком-либо одном направлении.

Выбор будущей профессии – ответственный шаг

Задачи тьютер-кейсы помогают решать следующие подготовка школьников к осознанному выбору профиля обучения после окончания школы и в перспективе – будущей профессии; расширение знаний учащихся о мире профессий, возможностях подготовки к ним.

Теория и практика профориентации в России: проблемы.

Ключевые слова: профориентацию, специальность, профессия, способность.

Профориентационные методики в процессе выбора профессии.

Йовайша, Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст]/Л. А. Йовайша.

Организация профессиональной ориентации учащихся.

Основные направления работы по профориентации в школе: - профориентационная диагностика (изучение способностей, склонностей

- профориентационное консультирование учащихся, родителей и классных руководителей по вопросам выбора профессии

Инновационные формы профессиональной ориентации.

Инновационные формы профессиональной ориентации школьников в образовательной среде.

Следует отметить, что школа является важной ступенью в выборе будущей профессии, так как в ситуации профессионального самоопределения подростку именно в.

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

В неправильном выборе профессии зачастую виновны члены семьи, ориентирующие школьника на преходящие ценности, такие как заработок, доступность получения образования, престижность, а не подлинные его способности и призвание.

Похожие статьи

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале.

Необходимо помочь школьникам в приобретении тех умений, навыков, которые

Это очень важно правильно оценить свои способности и принять решение в выборе профессии.

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на.

Актуальность профориентационной работы в образовательных.

Но, конечно, особенно интенсивно профориентационная работа должна проводится в школах. Выбор профессии для школьников — это очень важное жизненное решение. В старших и выпускных классах выбор профессии для школьников встает особо остро.

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору.

Начальная профессиональная подготовка школьников осуществляется через уроки труда, организацию кружков и т.д.

Оказание помощи в выборе профессии путем изучения личности школьника с целью выявления факторов, влияющих на выбор профессии.

Подготовка учащихся к выбору профессии и её оценка

Подготовка к профессии сопровождает весь период развития ребенка.

Развитие у младших школьников представлений о представлений о профессиях в процессе учебной

Показатель-создает возможность установить уровень развития в каком-либо одном направлении.

Выбор будущей профессии – ответственный шаг

Задачи тьютер-кейсы помогают решать следующие подготовка школьников к осознанному выбору профиля обучения после окончания школы и в перспективе – будущей профессии; расширение знаний учащихся о мире профессий, возможностях подготовки к ним.

Теория и практика профориентации в России: проблемы.

Ключевые слова: профориентацию, специальность, профессия, способность.

Профориентационные методики в процессе выбора профессии.

Йовайша, Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст]/Л. А. Йовайша.

Организация профессиональной ориентации учащихся.

Основные направления работы по профориентации в школе: - профориентационная диагностика (изучение способностей, склонностей

- профориентационное консультирование учащихся, родителей и классных руководителей по вопросам выбора профессии

Инновационные формы профессиональной ориентации.

Инновационные формы профессиональной ориентации школьников в образовательной среде.

Следует отметить, что школа является важной ступенью в выборе будущей профессии, так как в ситуации профессионального самоопределения подростку именно в.

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

В неправильном выборе профессии зачастую виновны члены семьи, ориентирующие школьника на преходящие ценности, такие как заработок, доступность получения образования, престижность, а не подлинные его способности и призвание.

Читайте также: