Как работать с токсичным руководителем

Обновлено: 20.05.2024

Вот как определить токсичного начальника:

  • он неискренен;
  • не действует в интересах своего работодателя;
  • занимается микроменеджментом;
  • не учитывает сильные и слабые стороны сотрудников и как их поддерживать;
  • критикует подчиненных, чтобы хорошо выглядеть на их фоне.

Как правило, сотрудники склонны избегать коммуникации и часто неосознанно провоцируют токсичное поведение начальника. Вот что поможет изменить ситуацию.

Перестаньте быть жертвой

Общаясь с другим человеком, нужно давать обдуманный ответ, а не неосознанную реакцию. Поведение токсичного человека сбивает нас с толку.

Эти истории и модели поведения характерны для жертвы.

  • Обвинять других.
  • Жаловаться, говорить о том, почему другие неправы.
  • Чувствовать безнадежность, ощущать себя загнанным в угол.
  • Ощущать недостаток уверенности в себе.
  • Сплетничать и делиться негативом с другими.
  • Испытывать отстраненность.
  • Бунтовать открыто или молча, избегать совместных действий или инициативы.

Если любая из них свойственна вам, пришло время изменить ситуацию и отказаться от этого поведения. Оно транслирует бессилие.

Примерьте роль лидера

После того, как мы избавимся от поведения жертвы, пора проявить лидерские черты.

Для этого стоит представить лидера, на которого хочется походить. Эти свойства хотелось бы иметь всем.

  • Ответственность и саморегулирование: умение реагировать на события и людей и принимать ответственность.
  • Масштабное видение: способность подключаться к проекту и стремиться к крупной идее.
  • Уверенность в себе и создание возможностей: умение проявлять свою силу и наделять правами и возможностями других.
  • Искренность.
  • Помощь окружающим: стреление сделать вещи лучше для других.
  • Эффективная коммуникация: общение, основанное на решительности и доброжелательности.

Токсичный руководитель создает проблемы на рабочем месте. Настоящий лидер преодолевает эту ситуацию, руководствуясь своим видением, определяя, что необходимо изменить, и сообщая об этом ясно и открыто.

Когда мы обретаем свою власть, токсичные люди больше не могут красть у нас энергию. Им приходится изменить свое поведение, либо ситуация разрешится каким-то другим способом: например, мы получаем новую должность или находим лучшее применение своим навыкам.

Составьте список лидерских качеств и сравните его с собственным поведением и мышлением. Определите, чего вам не хватает, и начните практиковать идеальные лидерские качества каждый день.

Определите свои потребности, желания, сильные и слабые стороны

Токсичный руководитель вряд ли дает релевантную обратную связь. Чтобы проявить лидерские качества, нужно четко определить свои сильные и слабые стороны, желания и потребности.

  • Сильные и слабые стороны. Обратите внимание на работу, которой занимаетесь. Что вы чувствуете по отношению к ней — прилив сил или отток? Если она доставляет удовольствие, вы используете свои сильные стороны. Если вы чувствуете страх или опустошенность, то вы задействуете свои слабые стороны.
  • Желания. Устраивает ли вас ваша должность? Обдумываете ли вы свое продвижение? Если вы игнорируете свои желания, вам будет трудно проявить энтузиазм. Вы будете выглядеть отстраненно, и вам будет непросто отстоять свою позицию.
  • Потребности. Обратите внимание на то, как ситуация соотносится с вашими сильными и слабыми стороными. Нужно ли вам отказываться от действий, которые с ними не согласуются?

После вы можете получить поддержку, высказывать свое мнение и рассуждать спокойно.

Трудно испытывать сострадание и сочувствие к токсичному руководителю.

Однако стоит помнить, что люди, испытывающие боль, причиняют ее окружающим. Это поможет не принимать негатив на свой счет и решиться изменить ситуацию так, чтобы стало лучше для всех.

Если вам удалось проявить лидерские качества, вы достойны найти лучшие условия.

Токсичный руководитель — шанс проявить себя в качестве лидера. Способность превращать проблемы в возможности будет полезна не только в работе.

У вас может быть самая лучшая работа в мире, и тем обиднее, когда всего один человек перечеркивает все ее преимущества и бонусы, заставив вас ненавидеть все вокруг. Знакомьтесь: это ваш босс, и он очень любит отравлять жизнь своим подчиненным.

В 2015 году Институт Гэллапа выступил с неутешительными выводами: тяжелые начальники — это главная причина неудовлетворённости рабочим местом, и на это жалуется около 40% работающих американцев (вдумайтесь — почти половина работоспособного населения!). Еще раньше об опасности токсичных боссов предупредили специалисты из Швеции, которые в 2008 году доказали связь между недовольством своим начальником и повышенным риском заболеваний сердца.

Словом, токсичный босс — это угроза не только вашей карьере, но и вашему психическому и физическому здоровью. Возможно, с подобным вы сталкивались в школе и университете, где у вас наверняка был хотя бы один невыносимый преподаватель. Но, как ни крути, терпеть токсичное руководство в школе и в институте — это, по большей части, обязанность. Терпеть несносного босса, будучи уже совсем взрослым человеком, — это выбор, который вы делаете осознанно и за который отвечаете только вы.

Кто в этом виноват?

Ваш начальник — это ваш ночной кошмар, и наверняка вы считаете, что именно он или она является главным виновником вашей подавленной самооценки и неудовлетворенности своей карьерой. Логика предельно понятна и ясна, и все же некоторые социологи и психологи поспешат с вами не согласиться.

В том, что токсичные боссы были, есть и всегда будут виноваты не они сами, а люди, которые дают им вырываться в лидеры на самых начальных этапах.

Иными словами, в сложившейся ситуации повинно все общество в целом и каждый человек в отдельности. Профессор Жан Липман-Блюмен из Университета Клермонта (Калифорния) полагает, что мы, люди, изначально склонны выбирать себе в лидеры своих самых авторитарных и деструктивных представителей, склонных к унижению и насилию других. Здесь работает глубинная психология и эмоциональная слабость толпы, которая не просто поддается силе и властности таких начальников, но в определенный момент даже очаровывается этими качествами. Собственно, бесконечная череда тиранов, полководцев, диктаторов, вождей и авторитарных президентов, десятилетиями стоящих во главе огромного количества самых разных стран, — тому ярчайший пример.

Более того, как показывают другие исследования, власть таких боссов формирует соответствующую атмосферу внутри самого коллектива (или если говорить о политических лидерах — внутри всей страны). Токсичный шеф невольно становится примером для подражания, а его подчиненные, соответственно, становятся более агрессивными, язвительными и безразличными к чувствам других. Когда же такие работники сами получают власть, они склонны в той или иной степени копировать поведение своего босса, которого они, казалось бы, всегда ненавидели.

Определите, кто он

Топ самых распространенных типов токсичных боссов и стратегии по нейтрализации каждого конкретного экземпляра (если увольняться — не вариант).

Тиран

Не путать с акулами бизнеса, которые отдают должное своим сотрудникам, но не утруждают себя предписаниями вежливости. Тираны кричат, унижают и притесняют своих подчиненных не для того, чтобы замотивировать или наказать за проступок, а для того, чтобы потешить собственное эго. Он — как капитан пиратского судна, вынужденный демонстрировать свою власть, чтобы его матросы не сбежали с корабля. И отношение его к своей команде будет соответствующим. Собственно, именно такие боссы чаще всего утверждают свою власть с помощью насилия, дискриминации и харассмента. И Харви Вайнштейн здесь не одинок. За грубое отношение к работникам в свое время поплатились Дов Чарни (American Apparel), Марк Херд (был буквально изгнан из HP советом директоров и спасен Ларри Эллисоном, который взял его в Oracle) и основатель Uber Трэвис Каланик, лишившийся своей должности прошлым летом.

Учимся справляться с агрессией со стороны руководства.

Гнобит начальник

Психологическая агрессия со стороны начальства причиняет ущерб не только работникам, но и всей компании в целом. Если верить социологам, ежегодно компании США теряют $24 млрд. по вине токсичных руководителей. В России такой статистики пока нет, но исследования в этом направлении уже ведутся.

В статье мы рассмотрим, что делать работникам, которых гнобит начальник. Если вы столкнулись с абьюзом со стороны босса, наши советы помогут вам сгладить ситуацию и сберечь свои нервы. Самые смелые и стрессоустойчивые могут побороться за свои права и восстановить справедливость.

Как понять, что вы имеете дело с токсичным начальником

Руководитель имеет право требовать от подчиненных выполнения их прямых обязанностей и применять к ним дисциплинарные меры. Поэтому, если начальник ругает вас за опоздания, не позволяет отвлекаться на соцсети в рабочее время, соблюдает субординацию, не спешите записывать его в самодуры. У вас сформировалось неправильное представление о роли начальника, и в ваших же интересах его пересмотреть.

Говорить об абьюзе и психологической агрессии следует в том случае, если руководитель систематически оскорбляет вас, повышает голос, злоупотребляет своим должностным положением.

Давайте подробнее рассмотрим признаки абьюза со стороны начальства.

  1. Эмоциональная несдержанность. Поведение начальника сильно подвержено колебаниям настроения. В моменты эмоционального подъема он весел и добр, охотно общается с подчиненными, шутит. Но если его настроение омрачено чем-то, он выплескивает весь свой негатив на подчиненных: кричит, стучит кулаком по столу, швыряет предметы.
  2. Унижения. Начальник имеет право критиковать работу подчиненных, но делать это должен в корректной форме. Не переходить на личности, не ставить под сомнение умственные способности и профессиональные качества работника, не оскорблять его. В противном случае его критика превращается в агрессию.
  3. Шантаж и манипуляции. Начальник может использовать свое должностное положение, чтобы заставить работника подчиниться своей воле. Чаще всего с этой целью используются угрозы увольнением или применением различных санкций. Работники, которые дорожат своим рабочим местом вынуждены подчиниться.
  4. Дискриминация. Бывает, что босс испытывает личную неприязнь к группе людей, объединенных каким-то общим признаком: национальностью, вероисповеданием, политическими взглядами. С высоты своей должности он пытается всячески принизить ненавистных ему работников: сокращает премию, дает самые сложные задания, относится строже, чем к другим сотрудникам.
  5. Обесценивание. Токсичные начальники щедры на критику и скупы на похвалу. Если подчиненный достиг выдающихся результатов – то это всего лишь счастливая случайность. Вместо поощрения его скорее всего ждет повышение рабочей нагрузки.
  6. Отсутствие четких указаний. По мнению токсичного начальника подчиненный должен сам додуматься, что тот от него требует. Такая позиция очень удобна – всегда можно найти, к чему придраться, и заставить переделывать.
  7. Безапелляционность. Такой начальник уверен, что он всегда прав. А даже если не прав, подчиненным воспрещается указывать ему на ошибки. При этом ответственность за его промахи ложится на плечи работников, а он оказывается не при делах.
  8. Домогательства. В адрес подчиненных противоположного пола могут сыпаться сальные шуточки и недвусмысленные намеки. Причем, если раньше такое поведение наблюдалось лишь со стороны начальников-мужчин, то сегодня им грешат и женщины.

Что делать, если вам попался токсичный начальник

Самое простое и очевидное решение – сменить место работы. Постоянно находиться рядом с источником агрессии – опасно для здоровья, как психологического, так и физического. Однако, просто взять и уволиться не всегда возможно. Иногда это сопряжено с серьезными потерями и неудобствами.

Например, если сотрудник находится в предпенсионном возрасте, найти новое место работы ему будет проблематично.

Как же быть? В этом случае у вас два варианта – встать на тропу войны или смириться со своей участью и постараться сгладить последствия. Первый вариант подходит только сильным духом личностям со стальными нервами. В конце статьи я поделюсь с вами реальным опытом выигранной войны с начальником, свидетелем которой я стала.

Сосредоточьтесь на рабочем процессе

Не забывайте, зачем вы приходите на работу. Основные цели каждого работника – профессиональное развитие и достойный заработок. На них и сосредоточьтесь. Вам не обязательно из кожи вон лезть, чтобы подружиться с начальником и произвести на него хорошее впечатление. Воспринимайте отношения с ним как фон, на котором происходят другие важные события.

Я понимаю, что это непросто. Особенно если вы человек чувствительный и ранимый. Отнеситесь к этому испытанию как к захватывающему квесту. Если вы успешно пройдете его, в конце вас ждет награда – повышение стрессоустойчивости и уровня самоконтроля.

Добросовестно выполняйте свои обязанности

Работайте так, чтобы у начальника не было повода к вам придраться. Соблюдайте трудовую дисциплину, сдавайте проекты в срок, постарайтесь не допускать ошибок. Тогда вы будете практически неуязвимы для нападок.

Не исключено, что и отношение босса изменится, когда он оценит реальную пользу от вашей безупречной работы. Особенно если другие сотрудники работают спустя рукава.

Не забывайте про деловую этику

Общайтесь с начальником, соблюдая субординацию. Сведите к минимуму разговоры, не относящиеся к рабочему процессу. Будьте вежливы, тактичны и сдержанны. Не стоит посвящать босса в подробности вашей личной жизни, грузить его своими проблемами и переживаниями. Иначе у него будет соблазн использовать ваши слабости в своих интересах.

Берегите свою репутацию – не ввязывайтесь в непонятные истории, не сплетничайте и не создавайте поводов для сплетен, не критикуйте коллег за их спиной, не выдавайте чужих секретов. Тогда вас будут уважать и ценить на рабочем месте.

Не принимайте слова начальника на свой счет

Если вы будете принимать всерьез все гадости, которые говорит вам начальник, вскоре от вашей самооценки ничего не останется. Вы поверите в собственную никчемность и некомпетентность и действительно начнете работать хуже.

Увольняйтесь

Если вас ничего особо не держит на этом рабочем месте и вы с легкостью сможете найти другую работу, нет смысла трепать себе нервы. Пишите заявление на увольнение, не дожидаясь, пока у вас начнет дергаться глаз. Психологическое благополучие дороже любых денег.

Если уволиться прямо сейчас вам не позволяют обстоятельства, придется потерпеть какое-то время. Запаситесь успокоительными и готовьте пути к отступлению. Сформируйте подушку безопасности на первое время, пройдите дополнительное обучение, чтобы повысить свою востребованность на рынке труда.

Приготовьтесь к войне: совет для самых стрессоустойчивых

Я знаю всего один случай, когда война с начальником закончилась триумфальной победой подчиненного – я расскажу о нем ниже. Во всех остальных известных мне случаях работники в итоге увольнялись, но перед этим успевали потрепать боссу нервы.

Поэтому, если вы не привыкли мириться с несправедливостью и хотите отстоять свою честь, можете перед уходом повоевать со своим начальником. Но будьте готовы к тому, что он применит против вас все доступные ему рычаги воздействия.

Напишите заявление в произвольной форме, подробно изложив факты применения по отношению к вам психологического насилия. Если есть доказательства (аудиозапись оскорблений, показания ваших коллег), приложите их к заявлению. Направьте по одному экземпляру в трудовую инспекцию и в прокуратуру. В течение месяца вам обязаны дать официальный ответ.

При наличии различных нарушений на рабочих местах, связанных с унижением чести и достоинства сотрудников, действует статья 5.61 КоАП. Санкции по этой статье предусматривают штрафы как для должностных лиц, так и для организации в целом.

Предварительно можно поговорить с непосредственным начальством вашего босса. Сказать, что вы не хотели бы выносить сор из избы и портить репутацию компании, но не видите иного выхода.

А теперь расскажу обещанную историю про токсичного босса со счастливым концом. За год до выхода на пенсию у моего отца случился конфликт с его начальником. Папа вступился за молодую сотрудницу, которую хотели лишить законного оплачиваемого отпуска на время сдачи сессии. Босс тогда сильно разозлился и обещал поставить папу “на место”.

И уже через месяц его лишают премии на основании жалобы одного из коллег на некачественно выполненную работу. Так как свои обязанности папа всегда выполнял добросовестно, ему сразу стало ясно, откуда ноги растут у этой жалобы. Теперь уже папа не на шутку разозлился. Он у меня человек старой советской закалки, с обостренным чувством справедливости. Такого хамского отношения он стерпеть не мог.

Папа вооружился диктофоном и отправился выяснять у коллег, кто написал донос. Поначалу никто не хотел говорить, но вскоре одна женщина призналась, что составила жалобу под давлением начальника. После этого папа написал письмо в министерство, которому была подконтрольна их госструктура, и подробно изложил суть проблемы.

Вскоре его вызвали на очную встречу, где сотрудник министерства обещал во всем разобраться и принять меры. На следующий день начальник подходит к нему и молча возвращает деньги. Кроме того, ему выделяют отдельный кабинет, где он спокойно работает до выхода на пенсию, и начальник больше не смеет его беспокоить.

Возможно, кого-то эта история вдохновит на борьбу за свои права. Если вы чувствуете в себе силы побороться, почему бы и нет. Только тщательно продумайте план действий и оцените возможные риски.

Заключение

Уйти или терпеть – вот в чем вопрос. В ситуации с токсичным боссом первый вариант кажется более предпочтительным. Как известно, нервные клетки не восстанавливаются, поэтому их нужно беречь. А работу своей мечты вы еще успеете найти.

"Каждый день хочу уволиться". "Наконец-то, пятница!" "Мой начальник - настоящий вампир!" Если вам знакомы эти фразы, то явно психологический климат на работе оставляет желать лучшего. Строить рабочие отношения с коллегами бывает не просто, а уж с начальством — и того сложнее. Поэтому marketing.by запускает серию материалов, в которых вместе с психологами будет разбирать деловое взаимодействие, коммуникацию в командах и искать решения проблемных ситуаций.

Начнём с начальника-тирана. Как его распознать еще на собеседовании, а если вы к нему попали - как правильно общаться и не стать жертвой буллинга, разбираемся с Еленой Васильевой – психологом и бизнес-тренером.

devil-1137x664.jpg

Первое, о чём необходимо сказать, это то, что у нас в Беларуси, люди более терпимы к скрытой агрессии. Там, где украинцы начинают “бастовать” и вступать в перепалки, а русские просто сливаются, наши — долго и упорно терпят.

И вы могли заметить, что у нас очень мало “открытых” кейсов про внутренние конфликты внутри коллектива в компаниях. Никто не выносит ничего наружу – то есть если ведутся обсуждения сотрудниками, то в основном кулуарно. Но если ты не попадаешь в тусовку и не имеешь надежного источника, чтобы узнать информацию о работодателе, ты остаёшься в полном неведение о происходящем внутри компании.

В любом случае, сотрудники — это средство достижения определённых целей компании, но если мы говорим о бизнесе, связанном с креативом — то здесь, кроме всего прочего, очень важен фактор эмоциональной поддержки и включенности, на которую так рассчитывают работники.

Когда люди говорят о негативных чувствах, которые их задевают на работе, то на первое место часто выходят эмоциональная холодность и неприкрытое использование. Оно воспринимается как обесценивание: ты просто единица, нивелированная до проекта. Ты, как личность, не важна.

Как распознать, что перед вами начальник-тиран?

Первое и самое главное - уже во время собеседования или первой встречи — это собственное ощущение, что где-то что-то не то. Не всегда эта реакция может быть вызвана негативными явлениями. Это может быть и сверх похвала. На любой стадии общения очень важно прислушиваться к себе. Нельзя полностью доверяться внешнему флёру первого контакта.

Что отличает тирана от харизматичного руководителя? Это отсутствие эмоциональной связи, которая отделяет жесткость от жестокости и игру на интересе от манипуляций.

Если ты хочешь себя продать и тебе начинают красиво продавать место работы, то мы можем с лёгкостью закрыть на многое глаза и выйти с мыслью, что со мной всё будет уж точно иначе. Но нет, не будет.

Мы очень профессионально умеем уверять себя в том, что какие-то наши навыки и качества уберегут нас от негативного отношения. И продолжаем оправдывать происходящее даже в том случае, когда в углу кто-то плачет или люди вокруг дают уклончивые ответы по поводу происходящего в коллективе.

5915fea338c1ed29cea19413ece90e24.jpg

Как предвидеть ситуацию

Когда вы принимаете решение о выборе нового места работы, важно иметь возможность спросить у кого-то из коллектива о том, кто работал до вас на этом месте, почему человек ушёл. Как вообще развивается жизнь коллектива вне проекта. Во всём должен быть баланс. Потому что если вы видите, что работники чрезмерно сплоченные — это также должно настораживать. Там, где есть тиранический руководитель, имеет место тенденция к сильному сплочению коллектива. Он становится отдельным организмом, который существует вне руководителя.

Что делать, если уже попал к тирану

Если ты видишь, что попал на работу к тираническому руководителю, нужно очень грамотно и трезво взвесить свои силы. Тираны достаточно эффективны. Они имеют очень четкие цели и знают пути для их достижения, по которому уверенно ведут весь бизнес.

devilwearsprada_10.jpg

Коллектив здесь имеет свою структуру. Такие руководители окружают себя очень результативными людьми и забирают к себе лучших профессионалов. На них напрямую они свои “когти” не выпускает – там, как правило, работают более тонкие манипуляции. Этот пласт работников часто не испытывает грубого давления и выступает своеобразной подушкой, которая смягчает взаимодействие с другими членами коллектива. Вопрос в том, в какой позиции оказался ты.

В том случае, если тебе удается стать частью системы, но не отождествиться с ней, ты получаешь жесткий личностный опыт, сопряжённый с большим количеством преференций. Но если по какой-то причине ты уязвим, и в тебе есть струна жертвы и неуверенность в себе, это психологически тебя уничтожит и последующее восстановление занимает много времени.

“Звоночки”, которые говорят о том, что с вашей работой что-то не так:

  • нежелание вставать утром на работу,
  • внутренняя тревога, подавленность,
  • постоянное ожидание выходных,
  • появление замкнутости,
  • постепенно сюда добавляется желание взаимодействия только с определённым кругом коллег.

Andy---Nigel-the-devil-wears-prada-204971_1400_929.jpg

Кто-то доводит всю ситуацию до того, что сам провоцирует конфликт и увольнение. Это перекладывание ответственности за принятие решения и действие на внешние обстоятельства. Но бывают ситуации, когда человека нужно убрать и его самого провоцируют. Эти моменты очень пограничные. В идеальном мире идеальных людей или в книгах всё предельно понятно, но не в реальности часто бывает по другому.

То, что выросло из вашего начальника — не ваш рабочий вопрос

Мы все склонны переносить, рефлексировать и тем самым оправдывать своих начальников. Человек прочитал две-три книги по управлению и начинает думать, что если бы у руководителя всё было хорошо, то, наверное, он так с нами не поступал. Всё это якобы травмы, которые есть у всех.

Но нужно запомнить раз и навсегда: то, что из него выросло — это вопросы только его мамы и папы, психотерапевта, жены или кого угодно другого, но это не ваш рабочий вопрос. То, что вы видите — вам не кажется. Такой человек живет в такой системе управления, с таким характером и не ваша задача его перевоспитывать.

Может ли тиран измениться?

Бывают случаи, когда в работе используются командообразующие практики с иллюзорной формой общего равенства. И вроде как с тобой разговаривают и вы с начальником всё прояснили. Но потом проходит время и вы понимаете, что ничего по большому счёту не поменялось. В таких случаях ты становишься ещё более уязвимым, потому что у тебя была надежда, которая не оправдалась.

111506.jpg

Нет никакой лирики. Даже если что-то в руководителе поменяется, то это не ради вас. Поменять такого руководителя может лишь тот случай, если над ним кто-то появится, либо на это повлияют его личные жизненные обстоятельства. Но вы всё равно останетесь песчинкой, которая включена в обслуживающий процесс.

Как грамотно заступиться за коллегу

Тирания начальника может иметь множество проявлений и трудно говорить про них без каких-то конкретных кейсов. Бывает, вы становитесь свидетелем прессинга в отношении коллеги. И здесь нужно понимать, что заступаясь за человека, который подвергается прессингу в коллективе, вы оказываетесь в ситуации, когда обслуживаете его позицию жертвы.

Кроме того, автоматически мы начинаем считать, что коллега настолько слаб, что не способен защитить себя, а я вроде как лучше, выше и могу помочь. Это тоже ошибочный путь. Сложная ситуация. Если вы находите в себе силы, то с человеком в такой ситуации стоит поддерживать контакт, потому что может существовать провокация на изоляцию, но при это ваше общение должно быть на равных

Если же вы становитесь свидетели эмоционального взрыва начальника по отношению к коллеге, то здесь, как минимум, нужно обозначить своё присутствие: посмотреть в глаза, встать, сказать: “Возможно мне стоит выйти, если вы хотите остаться и поговорить”. Но нейтрально. Не стоит стараться перехватить поток. Обычно этого отвлечения достаточно для того, чтобы люди пришли в себя.

Ситуация с буллингом ещё более сложная. Она прекращается только в том случае, когда вы делаете её зримой. Для этого нужно согласие всех остальных коллег в желании цивилизованно существовать в коммуникативном поле. Если кого-то делают козлом отпущения, то наивно думать, что если человек уйдёт — ситуация поменяется. Нет, найдётся другой человек, который займёт это место.

Начальник тиран не может существовать сам по себе, ему всегда нужна свита.

402079.jpg

Если вы стали жертвой провокации.

Если вы решили остаться на этом месте работы, то здесь существует только один вариант — отстраивать себя и свои границы, и использовать всю ситуацию, как тренажёр. Нужно четко понимать, что ты делаешь и для чего. Из данного места работы ты выносишь определённые навыки и пользу, ради которой можно совладать с поведением начальника. Нужно очень четко разделить ситуацию и себя.

В том случае, если вы становитесь жертвой эмоциональной провокации со стороны начальника, нужно постараться четко отделить суть в поручении или замечании от подоплёки. Идеально, если вы сможете вдохнуть-выдохнуть и уточнить, что вам нужно сделать или в чём суть претензии.

— Пожалуйста, повторите ещё раз, что от меня требуется?
— Правильно ли я понимаю, что мы говорим о том и том?

Если вам хватит внутреннего стержня, чтобы не ввязаться в провокацию на конфликт, а четко отзеркалить и всё проговорить, то, как правило, манипуляция прекращается. Но если вы включились эмоционально — всё, дальше в ход идут эмоции.

orig.jpg

Также в таких ситуациях важно обращаться к “Я-высказываниям”. Говорить через себя.

— Правильно ли Я вас понял?

— Я хочу, чтобы вы меня услышали.

Кроме того, недостаточно сказать, что вам не нравится.

“Мне не нравится” — это обвинение, которое ведет к нападению. Всегда нужно что-то предлагать.

— В данной ситуации я предлагаю .

Существует страх, что тебе скажут что-то в след

В Беларуси есть ещё одна особенность. У нас большая часть очень успешных и талантливых людей заставляют себя страдать в производственных отношениях дольше, чем необходимо. Они понимают, что готовы уйти, но опасаются “шлейфа”. Потому что: “Это же собственник, который где-то кого-то знает и может что-то плохое про нас сказать”.

Существует страх, что тебе скажут что-то в след. Иногда люди так плотно садятся на этот крючок, что остаются на ненавистной работе на долгие годы. А последствия такой эмоциональной ямы придётся разбирать и прорабатывать очень и очень долго.

5b5c93c4d7df4e1e318c9470a37e9831.jpg

Если ты, как профессионал, не в самом начале своей карьеры – то есть это не первые месяцы работы, но и не верхушка, когда для профессиональной реализации нужны объективно высокого уровня проекты, чтобы не упираться в “стеклянный потолок”, а находишься в широкой прослойке “между” этими условными категориями, в середине – важно понимать — рынок “съест” тебя всегда. Обязательно есть какое-то количество компаний и проектов, где нужен именно ты со своими имеющимися навыками и способностью обучаться и развиваться.

В любой ситуации стоит следить за тем, что нужно подтянуть, чтобы поменять место работы. Страх перед неизвестным и перед невостребованностью существует только до тех пор, пока вы не взялись за поиск.

Присмотритесь к настроению: “вроде бы всё нормально”

Нужно обращать внимание на то, что если вдруг вы из-за своей работы оказываетесь без круга друзей, с которыми всегда общались, если по каким-то причинам не хочется заниматься своим любимым хобби и для ваших любимых дел не находится времени, — остановитесь!

Мы так часто цепляемся за это вечное “вроде бы всё нормально”. Это большая западня.

В некоторых случаях нам может казаться, что наша жизнь крутится вокруг работы, что она определяет нас и забирает в себя полностью. Ещё хуже, когда нам кажется, что без нас может всё рухнуть. Но это чаще всего не так, если вы, конечно, не врач анестезиолог. В подавляющем большинстве случаев ничего не обратимого, неисправимого не случится.

Идеально, если у вас в жизни есть люди и друзья не из вашего профессионального поля. Иначе можно попасть в угол, из которого будет крайне сложно выйти и посмотреть на жизнь со стороны.

дьявол-носит-prada.jpg

Как пережить увольнение

Если же всё дошло до болезненного увольнения, результативнее в какой-то момент поставить себя на паузу, посмотреть, что происходит со стороны. Максимально отстроить свои границы, отстегнуть эмоциональные крючки и только потом выходить в другой проект.

Если ты просто сбежал, то как не грустно, скорее всего эта ситуация тебя догонит. Мы и дальше будем притягивать начальников тиранов на свою голову, пока не научимся сами себя отстраивать.

Тяжелее всего работать с чувством обесценивания. Попадая в ситуацию, где тебя обесценивают как личность, человек надолго остается в ней. Ему приходится очень долго над ней работать и прикладывать много сил, чтобы выбраться. Потому что потеря ценности себя и своей личности приводит к тому, что впоследствии даже при условии смены работы, при малейшем триггере, человека накрывает та же волна и он теряет себя.

Васильева Елена Юрьевна – психолог-частная практика, лицензия Минздрава РБ с 2009 года, коуч-консультант и бизнес-тренер. Успешная тренинговая и консультативная практика с 2000 г. Профессионально помогает людям пройти трансформационные изменения и выйти на новый уровень. Специализация: технологии эффективных переговоров; психология управления; повышение личной эффективности и стрессоустойчивости руководителя; эмоциональное лидерство и эмоциональный интеллект, управление стрессом в организации, управление деловым взаимодействием и коммуникацией, управление конфликтом и медиация в организациях. Значительный опыт проведения открытых и корпоративных программ в области управления , в том числе сессии организационного развития и проекты по управлению изменениями в организациях.


Работа

Карл Маркс однажды сказал, что работники нуждаются в уважении больше, чем в еде. Тем не менее токсичные руководители по-прежнему попадаются нам повсеместно.

Говоря о токсичных боссах, мы подразумеваем несправедливых руководителей, по вине которых вы начинаете ненавидеть ранее любимую работу. Да, они могут лишить вас здорового сна, но такие люди тоже не лишены своих слабых сторон. И сейчас мы вам о них поговорим…

Типы токсичных руководителей

Первое, что нужно сделать, это классифицировать руководителей по степени ядовитости.

Карьерист

Согласно Наиру, можно выделить пять типов токсичных руководителей. Самый интересный и самый распространенный из них – карьерист. Таких боссов легко идентифицировать по их склонности присваивать хорошие идеи других людей.

Однако на этом все не заканчивается. Помимо всей своей некомпетентности, ваш босс непременно обвинит вас в допущенных им ошибках и неэффективной организации рабочего процесса.

Неуверенный в себе руководитель

Этот босс ищет себе группу поддержки, готовую слепо следовать за ним везде. Такие руководители просят своих последователей следить за обстановкой, боясь внезапной забастовки персонала.

Трудоголик и бездельник

Еще два типа токсичных боссов, являющихся полной противоположностью друг другу. На одной стороне мы видим трудоголика без какой-либо личной жизни, который хочет, чтобы вы были таким же, как и он. На другой стороне – лодырь, ожидающий, что помимо своей работы вы будете выполнять и его.

Высокомерный босс

И, наконец, пятый тип токсичного босса, – высокомерный. Довольно распространенный тип. Вы никогда не услышите, чтобы такой человек извинялся. Он уверен, что просто не способен допустить ошибку. И всегда прислушивается лишь к себе.

Очень важно знать, с кем имеешь дело. Но что нужно делать, чтобы избежать прямого и личного влияния этого человека на вашу жизнь? Воспользуйтесь следующими советами:

  • Никогда не принимайте слова босса слишком близко к сердцу. Постарайтесь не реагировать излишне эмоционально на его жесткость, критику или несправедливое отношение. Ваше самообладание, избегание конфликтных ситуаций и твердая позиция могут сделать объектом злости для вашего босса кого-то другого.
  • Если ситуация не меняется, просто поговорите с боссом. То есть вместо конфликта постарайтесь воззвать к здравому смыслу человека. Постарайтесь понять его, выяснив, какие у него ожидания от вас. Там вам будет намного проще удовлетворить запросы руководителя.
  • Даже не надейтесь, что вам удастся изменить токсичного босса. Как правило, такие руководители – довольно проблемные личности, как в профессиональной, так и в личной жизни. Следовательно, вам никак не повлиять на их мировоззрение, но вы можете адаптироваться.
  • Помните, что начальник вам не друг. Поэтому, когда он ведет себя не так, как вам бы того хотелось, это не причина вести себя непрофессионально. Делайте свою работу как можно лучше, действуйте с умом и аккуратно.

Дополнительные советы по противостоянию токсичному руководителю. Не забывайте о следующих вещах:

Всегда хорошо иметь письменное подтверждение. Храните все письма и копии документов, которые однажды могут пригодиться в конфликтной ситуации.

Находясь дома, наслаждайтесь своей жизнью и забудьте о работе. Это непросто, но необходимо. Вне офисных стен рабочие проблемы должны перестать для вас существовать. В противном случае ваша жизнь превратится в настоящий ад.

Если ни один из перечисленных советов не оказал нужного эффекта, то единственный выход – уволиться. Если кто-то делает вашу жизнь невозможной и сутками не выходит у вас из головы, то ради своего же блага оставьте такую работу в прошлом, потому что дальше будет только хуже.

Перечисленные советы очень эффективны, поскольку снижают влияние токсичного босса на вашу работу до минимума. Если вы когда-нибудь окажетесь в подобной ситуации или в одной компании с таким человеком, обязательно ими воспользуйтесь.

Мы понимаем, что ситуация на рынке труда не всегда позволяет просто взять и уволиться в любой удобный момент. Если вы не можете сделать этого по экономическим соображениям, советуем сначала подыскать себе новую работу. Это более эффективное решение, чем ежедневные жалобы, ведь так вы будете активно пытаться выбраться из ситуации и надеяться на лучший вариант.

Новое видео:

Читайте также: