Как прописать в договоре поэтапное выполнение работ правильно

Обновлено: 02.05.2024

Услуги строительства или ремонта требуются многим из нас. Даже если вы не нанимали когда-либо работников для строительства бани на своем дачном участке, наверняка вы заказывали установку пластиковых окон или дверей или приглашали работников для укладки кафеля в ванной. За работы приходится выкладывать немалые деньги, стройматериалы тоже обходятся недешево. Поэтому очень важно обдуманно подойти к выбору фирмы или предпринимателя, которым вы доверите свой ремонт или строительство дома. Вот небольшие советы, которые могут быть вам полезны.

Как правильно выбрать строителей или ремонтную бригаду?

— не доверяйте на яркой рекламе. Обязательно посетите лично офис строительной или ремонтной фирмы, попросите показать примеры работ, зайдите на сайт компании или посмотрите группу в контакте, поинтересуйтесь квалификацией работников, наведите справки о самой фирме, которая оказывает услуги по ремонту или строительству;

— если работников вам рекомендуют знакомые или соседи, не поленитесь лично посмотреть результат работ, спросить о стоимости, тех проблемах, с которыми они столкнулись при работе с этой фирмой. Поинтересуйтесь, что понравилось вашим знакомым, что не понравилось;

— не имейте дела с той компанией, которая отказывается оформлять письменный договор подряда на работы или выдавать документы в подтверждение оплаты;

— наведите справки о среднерыночных ценах на нужные вам работы, чтобы не переплатить (обзвоните разные объявления и компании, поищите информацию в интернете);

Какие подводные камни могут быть в договоре подряда на строительные или ремонтные работы?

Обязательно оформите со строителями письменный договор подряда в 2 экземплярах. Прежде всего, это позволит защитить ваши интересы на случай возможных проблем, некачественно выполненных работ или нарушения сроков ремонта или строительства. Договор может предоставлять сама строительная фирма или вы можете скачать в Интернете типовой договор подряда и включить в него свои данные. В любом случае проверьте, чтобы в договоре было подробно прописано все необходимое.

В договоре подряда обязательно должны быть следующие данные:

— данные заказчика и подрядчика — ваши и того, кто выполняет работы (ФИО, юридический адрес и адрес офиса фирмы, телефон, паспортные данные, полное название фирмы, ИНН, ОГРН — для предпринимателей и юридических лиц);

— дата заключения договора подряда (реальная дата подписания);

— подробный список работ, которые вы заказываете в строительной фирме;

— место выполнения работ — адрес вашей квартиры или дачного участка;

— сроки выполнения работ: можно указать, что работы будут сделаны в срок до определенной даты, либо поэтапные сроки, если работа делается по частям (например, сначала кладка фундамента, потом изготовление сруба, кровли, отделочные работы и т.д.);

— порядок оплаты работ (сколько, когда). Старайтесь избегать договоров, где 100% предоплаты вносится еще до начала выполнения работ. Оптимальный вариант — прописать оплату за фактически выполненные работы или поэтапную оплату после приемки каждого этапа работ;

— предоставляемые стройматериалы (какие конкретно по маркам, сколько, кто их предоставляет — вы или ваш подрядчик). Если материалы предоставляет строительная фирма, попросите сертификаты на стройматериалы, съездите в магазин стройматериалов вместе с подрядчиком, чтобы проконтролировать выбор материалов;

— гарантийный срок на работы — по закону его установление не обязательно, однако в любом случае просите у подрядчика гарантию. Если гарантийный срок на ремонтные или строительные работы не был прописан в договоре, до предъявления претензий вам придется сделать за свой счет независимую экспертизу качества работ. Если же гарантийный срок установлен, вы можете просто написать подрядчику претензию, а экспертизу в случае необходимости уже будет назначать и оплачивать строительная фирма;

— подписи сторон — в договоре должна стоять подпись индивидуального предпринимателя или руководителя строительной фирмы и печать. Также договор может подписать представитель фирмы, но в таком случае попросите предъявить вам доверенность от фирмы на подписание договора.

Какие документы должны прилагаться к договору подряда на строительство или ремонтные работы?

— проектная документация, эскиз и др. — проект возводимого дома, подробные чертежи изготавливаемой мебели, окна, теплицы и др. с указанием всех размеров, особенностей (расположение ручек, цвет, отделка и др.);

— смета на работы — оформляется в виде таблицы с подробным перечнем всех выполняемых работ и их объемов;

— расписка, чек, квитанция, приходный ордер — подтверждение оплаты работ или материалов. Вам обязаны выдать такие документы в подтверждение получения наличных денег;

— расписка, акт — если вы передаете ключи от квартиры, проектную документацию, свои материалы для строительства или ремонта (укажите когда, сколько, что передали). Максимально подробно описывайте материалы — пропишите марку ламината, артикулы и цвет обоев, длину досок и т.д. Подрядчик или его представитель должен расписаться в том, что все материалы получил;

— чеки на покупку материалов — если вы покупали материалы сами, не выбрасывайте чеки на их приобретение. Если подрядчик испортит ваши стройматериалы, вы сможете требовать возмещения их стоимости. Если материалы закупал подрядчик, все равно попросите у него копии чеков, чтобы иметь представление о стоимости материалов и проверить, не закупил ли он лишнего;

— акт сдачи-приема работ — составляется после окончания всех работ, является подтверждением сдачи вам работ подрядчиком. В акте прописывается, что конкретно сделано, какие материалы использованы. Обратите внимание на соответствие перечня работ фактически выполненным. Дата сдачи работ должна также быть реальной.

Надеемся, эти рекомендации помогут Вам избежать неприятностей в ходе строительства или ремонта.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173


Эл. почта:


Сроки выполнения работ – существенное условие договора подряда. Если они не согласованы, то договор может быть признан незаключённым. Кроме того, наступает неопределённость, когда именно подрядчик должен приступить к выполнению работ. О том, как прописать сроки в договоре, к какому моменту их можно привязать и что является датой начала выполнения работ, рассказала наш эксперт Анастасия Чекмарева.

Сроки выполнения работ – существенное условие договора подряда

Условие о сроках выполнения работ — это существенное условие договора подряда. При согласовании указывают, когда подрядчик должен приступить к выполнению работ и когда он должен их завершить.

Если это условие не согласовано, то договор может быть признан незаключённым ( п. 1 ст. 708 , п. 1 ст. 432 ГК РФ ). В таком случае у подрядчика не получится обязать заказчика принять выполненную работу. А если он уже получил от заказчика аванс, то он должен будет его вернуть, а также уплатить проценты за пользование денежными средствами.

Обратите внимание, если существенные условия не согласованы, но при этом одна из сторон приняла полное или частичное исполнение договора или подтвердила его действие, то такая сторона не вправе требовать признание его незаключённым, если это противоречит принципу добросовестности ( п. 3 ст. 432 ГК РФ ).

Например, подрядчик выполнил работы, заказчик их принял, но не оплатил. Если заказчик в случае судебного разбирательства будет ссылаться на то, что сроки не согласованы и договор не заключён, то суд может расценить такое заявление как недобросовестное поведение — как попытку избежать ответственности за нарушение обязательств по оплате.

За нарушение условий договора в качестве способа компенсации убытков можно взыскать штрафные санкции — неустойку. Ранее мы рассказывали, как это сделать.

Помимо начального и конечного, стороны могут согласовать промежуточные сроки. Такие условия не являются существенными, их отсутствие не влечёт признание договора незаключённым. Если промежуточных сроков нет, то подрядчик должен приступить к исполнению обязанностей согласно договору и закончить не позднее указанной в нём даты. При согласовании промежуточных сроков их необходимо привязать к этапам выполнения работ, иначе они не считаются промежуточными по смыслу п. 1 ст. 708 ГК РФ . В случае их нарушения заказчик не вправе будет потребовать от подрядчика уплаты неустойки, если при этом работа завершена вовремя.

Способы определения сроков выполнения работ

Для того чтобы избежать риска признания договора незаключённым, а также чтобы не было неопределённости во взаимоотношениях с контрагентом, начальный и конечный сроки необходимо согласовывать. Законодательством предусмотрены следующие способы определения сроков ( ст. 190 — 194 , 314 , 327.1 ГК РФ):

  • указание на календарную дату;
  • указание на событие;
  • указание на момент исполнения встречных обязательств.

Определение сроков календарными датами

Один из самых распространённых способов — указать календарную дату. Для согласования указываются число, месяц и год.

Обратите внимание, если в тексте даты заключения нет и определить её другим способом невозможно, то есть риск признания договора незаключённым.


Определение сроков указанием на событие

Определение сроков с момента исполнения встречных обязательств

По смыслу п. 1 ст. 314 ГК РФ , ст. 327.1 ГК РФ срок исполнения обязательства может исчисляться с момента исполнения обязанностей другой стороной, совершения ею определённых действий или с момента наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором. Это следует из п. 23 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 № 54.

К таким обстоятельствам относятся:

  • перечисление аванса или полной оплаты;
  • предоставление заказчиком документации;
  • предоставление заказчиком материалов

В качестве начальной даты можно прописать как выполнение самого обязательства, например с момента перечисления аванса, так и периода времени после данного события, например в течение 10 дней с момента перечисления аванса.

Если такое условие согласовано, то подрядчик имеет право не приступать к работе до исполнения встречных обязательств, а в случае их неисполнения имеет право на односторонний мотивированный отказ и возмещение убытков в порядке, предусмотренном ст. 719 ГК РФ .

Например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.07.2019 № Ф06-47717/2019 по делу № А55-15665/2018 . Между подрядчиком и заказчиком был заключён договор на выполнение работ по устройству эксплуатируемой кровли. Сроки были согласованы следующим образом: 5 рабочих дней с момента получения предоплаты при условии готовности блоков для производства кровельных работ. При этом был прописан момент завершения работ, а также оговорка, что если сроки готовности блоков сдвигаются, то на это количество дней сдвигается сдача результата. Также была прописана неустойка за нарушение сроков.

Заказчик внёс предоплату, но вовремя не подготовил блоки. Подрядчик нарушил конечный срок. Заказчик обратился в суд взыскать неустойку. Суд отметил, что в связи с тем, что заказчик своевременно не исполнил все встречные обязательства, начальный срок сдвигается на этот период. Соответственно, в промежуток времени, когда подрядчик не мог исполнить обязательства в связи с неисполнением заказчиком встречных обязательств, неустойка не начисляется.


Перенос срока начала выполнения работ

Встречаются ситуации, когда дата начала работ согласована, но подрядчик не может своевременно приступить к исполнению обязательств. В таком случае момент начала работ может быть изменен в порядке, предусмотренном договором. Например, можно заключить дополнительное соглашение и указать новые даты.

Обратите внимание, нет особенностей переноса даты начала выполнения работ в условиях распространения коронавирусной инфекции и введения на данном основании ограничительных мер. Перенос происходит по общим правилам.

Итак, на вопрос, что является датой начала выполнения работ, нет однозначного ответа. Этот момент необходимо согласовывать с контрагентом и прописывать в договоре с учётом требований законодательства. В справочно-правовой системе КонсультантПлюс вы сможете найти рекомендации по составлению договора подряда, а также формы документов.

В СПС КонсультантПлюс есть путеводители по любым видам договоров, а также полная база сопутствующих документов.

Вопрос

Подрядчик своевременно не приступил к выполнению работ. Является ли данный факт основанием для мотивированного отказа от договора?

Ответ

Да, данный факт может быть основанием для одностороннего мотивированного отказа. Согласно п. 2 ст. 715 ГК РФ , если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Обратите внимание, в случае мотивированного отказа необходимо обосновать его причины, в данном случае зафиксировать факт, что подрядчик своевременно не приступает к исполнению обязательств. Учтите, если подрядчик не приступает к работе в связи с неисполнением заказчиком встречных обязательств, то такой отказ может быть признан неправомерным.

Например, в договоре прописано, что заказчик должен предоставить подрядчику материалы, которые необходимы для исполнения обязательств. Заказчик материалы не предоставил, подрядчик к работам не приступил. Односторонний мотивированный отказ в данном случае неправомерен. Позиция подтверждена судебной практикой: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.08.2015 № Ф05-9080/2015 по делу № А40-100639/2014 , Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.11.2018 № Ф01-4848/2018 по делу № А11-5490/2017 .

Порядок одностороннего мотивированного отказа может быть согласован в договоре.

По общему правилу для одностороннего отказа необходимо уведомить контрагента. Договор прекращается с момента получения уведомления ( п. 1 ст. 450.1 ГК РФ ).

В ходе деятельности компании периодически возникает необходимость в выполнении непрофильных работ. В таких случаях трудоустраивать специалистов нецелесообразно, так как работы разовые.

Выгоднее и проще составить договор подряда (ДП) с профессионалом, физическим лицом, ИП или организацией.

В чем суть договора подряда

Договором подряда называют письменное соглашение, согласно которому Подрядчик (исполнитель) обязан сделать определенную работу по заданию Заказчика в оговоренный срок. Со своей стороны Заказчик должен принять результаты этой работы и, при надлежащем их качестве, произвести оплату.


В каких случаях и зачем заключают договор на подряд

Для заключения такого договора с физлицом существует несколько причин:

  • Необходимость в выполнении задачи, которую не могут выполнить штатные сотрудники, и нанимать сотрудника в штат нецелесообразно, так как работы разовые.
  • Прием нового сотрудника на испытательный срок. ДП позволяет работнику получить заработную плату в оговоренном размере, а если он не пройдет испытательный срок, в его трудовой не будет записи о подряде, что не портит общую картину трудового стажа краткосрочным трудоустройством.
  • Существует необходимость в расширении штата (к примеру, в отделе появились новые задачи), но пока нет возможности изменить штатное расписание. На время со специалистом заключают подряд, до момента изменения штатного расписания, и потом трудоустраивают его на постоянной основе.

Но нужно помнить, что ДП является таковым только в первом случае. В остальных, при разногласиях или претензиях у подрядчика, соглашение могут посчитать трудовым – при судебном разбирательстве.

Это касается ДП с физлицом. Если говорить о договорах с ИП и юридическими лицами, то они заключаются на выполнение определенных работ, как и описано в первом пункте.

Условия ДП

Условиями называют пункты документа, в которых описаны все нюансы выполнения работы, их оплаты. Среди условий есть обязательные или существенные – без них ДП считается незаключенным.

Обязательные условия

К существенным или обязательным условиям относят:

  • вид необходимых работ (предмет соглашения);
  • сроки их выполнения;
  • сумма оплаты;
  • условия по предоплате.

Все существенные условия согласовываются контрагентами, иначе договор не будет считаться заключенным, что важно, если дойдет до судебного разбирательства.

Каких условий не должно быть в договоре

В документе не прописывают следующие условия:

  • пункт о соблюдении подрядчиком режима работы компании или иных правил – подрядчик не является сотрудником компании;
  • пункт о гарантиях или социальных обязательств со стороны заказчика – такие условия распространяются только на сотрудников компании;
  • условие о направлении подрядчика в командировку (командировка – предмет трудового договора).

Если в документе содержатся такие пункты, в случае судебного разбирательства документ может быть признан трудовым договором.

Налогообложение

При оформлении такого соглашения контрагенты не освобождаются от уплаты налогов и страховых взносов. Но многое зависит от того, с кем был заключен ТД.

С физлицом

Если подрядчик является физическим лицом, обязательства налогового агента берет на себя заказчик. Необходима уплата НДФЛ и страховых взносов. Это справедливо при условии, что подрядчик оказывает заказчику определенные услуги, выполнят для компании какие-либо работы или создает интеллектуальный, творческий продукт с последующей передачей прав на него.

Также уплачиваются ПФР и ФФОМС, аналогично с трудовым договором. Ставка по пенсионным отчислениям составляет 22% от суммы договора, ставка по медицинскому страхованию – 5,1%.

С юрлицом

Если подрядчиком является юридическое лицо, то уплата налогов является его обязанностью, так как выгодополучателем по договору является именно подрядчик.

Исключением является сотрудничество с иностранным юридическим лицом. В данном случае налоговым агентом является компания-заказчик, так как иностранная организация не состоит на учете налоговой на территории России. Как правило, иностранные компании являются плательщиками НДС, и заказчик должен произвести этот платеж, в день получения оплаты подрядчиком.

Если договор подряда заключен с индивидуальным предпринимателем, то именно ИП должен уплатить налоги, с учетом выбранной им формы налогообложения.

Страховые взносы

Страховые взносы ФСС по договору подряда не уплачиваются. Уплата взносов на страхование от несчастного случая на производстве возможна, только если в документе прописан этот пункт.

Виды договора

Договор подряда может заключаться на выполнение определенных работ – для каждого вида составляется специальный документ. Различают 4 вида договоров, каждый из которых заключается при заказе определенных видов работ.

Бытовой

По этому договору выполняются работы для удовлетворения нужд заказчика, бытовых или личных. В эту категорию входят услуги по пошиву одежды, установке дверей и окон, выполнение других работ. Важно – результат работ не должен быть предназначен для коммерческого использования. Фактически, даже если вы вызываете электрика для замены розетки, вы заключаете с ним договор бытового подряда, но только в устной форме.

Строительный

Такой договор стороны заключают при необходимости строительства, ремонта, реконструкции объекта (здания или конструкции). В соответствии с ДП подрядчик обязан выполнить строительные, ремонтные или монтажные работы в указанные сроки, а заказчик – обеспечить исполнителя условиями для работы, готовый объект и произвести оплату.

На проектные и изыскательные работы

Согласно такому документу обязанностью подрядчика являются изыскательной работы или разработка технических, проектных документов. ДП может быть консенсуальным, возмездным или двусторонним.

Если заключается договор об изыскательных работах, то в роли подрядчика подрядчиком может выступать только юридическое лицо, имеющее лицензию на выполнение таких работ.

Работы для муниципальных и государственных нужд

Такой договор заключается при необходимости строительных, изыскательных или проектных работ, удовлетворяющих нужды РФ или субъекта РФ. Финансирование работ осуществляется из государственного или муниципального бюджета, или же, из внебюджетного источника.

Заказчиком работ может являться либо государственный, либо муниципальный орган. Исполнителем – юридическое или физическое лицо.

В отличие от других договоров подряда, которые регулируются только Гражданским кодексом, договор подряда для государственных либо муниципальных нужд регулируется и соответствующим законом.

Какие документы нужны для оформления

Если одной из сторон договора является юридическое лицо, от него требуются такие документы:

  • учредительные;
  • свидетельство ОГРН;
  • ИНН/КПП;
  • документ, подтверждающий юридический адрес юрлица;
  • протокол о назначении руководителя организации;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • в некоторых случаях – форма-2 и бухгалтерский баланс;
  • документ, подтверждающий личность лица, уполномоченного заключить договор от имени компании.

Такой же пакет документов требуется и от второй стороны договора, если она тоже является юридическим лицом.

Если стороной договора является ИП, от него необходимы такие документы:

  • данные паспорта;
  • ИНН;
  • свидетельство о регистрации ИП;
  • документ, подтверждающий юридический адрес ИП;
  • выписка из ЕГРИП.

Если от имени ИП действует определенное лицо – необходимы ФИО этого лица.

Если стороной договора является физлицо, от него требуются такие документы:

  • паспортные данные;
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  • ИНН;
  • адрес регистрации.

Если для выполнения работ по договору от исполнителя требуются определенные навыки или знания, в пакет документов включается и диплом либо сертификат, подтверждающий соответствующее образование.

Если подразумевается оплата на расчетный счет, указывается номер карточки или счета, на который заказчик обязан перевести деньги.

Если исполнитель является иностранным гражданином, от него требуются дополнительные документы – патент или разрешение на работу на территории РФ, медицинская страховка, уплата НДФЛ.

Как составить договор подряда

Чтобы составить договор подряда, достаточно скачать соответствующий бланк-образец. Его можно отредактировать в соответствии со спецификой договора. Но нужно особое внимание уделить некоторым пунктам.

Предмет договора

Данный пункт является существенным условием договора. В этом разделе обязательно указывают:

  1. Наименование, вид, содержание и объем работ, которые должен выполнить подрядчик. Данные сведения можно указать в тексте договора, или же, если объем сведений большой, в специальном приложении к документу.
  2. Описание объекта, в отношении которого исполнитель должен проводить работы. К примеру, если необходима обработка какого-либо предмета, выполняется подробное описание предмета.
  3. Итог работ – подробное описание результата, который удовлетворит заказчика.

Срок выполнения

Его тоже относят к существенным условиям, и если в документе не указать сроки выполнения работ, договор могут посчитать незаключенным.

При формировании пункта о сроках, их указывают одним из двух способов:

  • Прописывают точные даты начала работ и их окончания.
  • Прописывают дату начала работ, а также период их выполнения, в календарных либо рабочих дня.

Также сроки могут указываться в приложении к договору, и это целесообразно, если подразумевается поэтапное выполнение работ.

Стоимость работ и порядок оплаты

Это условие не относится к существенным, но его стоит согласовать и указать в документе. Это необходимо для снижения рисков споров, которые могут возникнуть, если в документе не будет указана стоимость работ. Более того, законом предусмотрен вариант составления договора даже без согласования его цены – в соответствии с п.3 ст. 424 ГК РФ.

Цена работ состоит из двух составляющих: стоимости материалов, эксплуатации техники и других расходов, плюс – оплата исполнителю. Если подразумевается много расходов на материалы или технику, оборудование, составляется смета, как приложение к основному документу.

В ряде случаев в договоре закрепляется пункт с условиями о гарантийном удержании.

Порядок сдачи и приёмки работы по ДП

В данном пункте указывают, каким образом и когда исполнитель отчитывается заказчику о ходе работ или их окончании.

Права, обязанности сторон

Здесь прописывают все моменты, которые относятся к сделке, даже те, которые кажутся элементарными, очевидными. Например, заказчик обязан принять результат работ в указанные сроки. Если это не указать, у заказчика может возникнуть соблазн затянуть со сроком приемки и оплаты, что, конечно же, не понравится исполнителю.

Но нужно помнить, что некоторые условия могут превратить договор на подряд в трудовой. Такая переквалификация возможна при наличии следующих пунктов:

  • необходимость работы по графику, установленному в компании;
  • требование соблюдать внутренний распорядок;
  • постоянная работа подрядчика с регулярной оплатой труда;
  • запрещенный субподряд.

Данные условия могут касаться только штатных сотрудников компании.

Ответственность сторон

Тоже важный пункт. В нем прописывают, какая сторона за что отвечает, и какое ждет наказание при невыполнении условий. Нужно тщательно продумать все вероятные ситуации, варианты штрафов, пени, неустойки.

Приложения

Это отдельные документы, предлагающиеся к договору. К ним относят сметы, проектные документы, график работ и так далее.

Способы подписания договора

После того, как все условия были согласованы и отображены в договоре, его должны подписать обе стороны. Сегодня это можно сделать несколькими способами.

Онлайн

Электронный документ, при его правильном оформлении, обладает полной юридической силой. Подписывает его каждая сторона, с применением квалифицированной электронной подписи. Ее получают в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи.

Также можно создать и подписать договор на соответствующих ресурсах – на торговой площадке, на сайтах, предоставляющих возможность подписания договоров, в специальных системах электронного документооборота. Такая возможность есть и на портале Госуслуг.

По доверенности

Подписать документ может не контрагент лично, а его доверенное лицо. В таком случае лицо должно обладать соответствующими полномочиями, которые оформляются нотариально (по доверенности).

Лично

Стандартный способ подписания документов – контрагенты встречаются, изучают договор и подписывают его.

По почте

Договор в бумажном варианте отправляется одной стороной по почте. Вторая сторона подписывает документ и отправляет его обратно.

Досрочное погашение договора подряда

Выполнение подрядчиком работ досрочно возможно, но только если данный пункт указан в документе. В ином случае это может рассматриваться как нарушение обязательств подрядчика.

Особенности расторжения

Договор подряда, как и любой другой, можно расторгнуть, но только при определенных условиях.

По согласию сторон

В таких случаях обе стороны приходят к согласию относительно прекращения сотрудничества.

В одностороннем порядке

Заказчиком договор расторгается в таких ситуациях:

  • нарушения подрядчиком условий соглашения, некачественного исполнения работы;
  • несоблюдения срока;
  • повышения стоимости работы без предварительного согласования;
  • недействительности акта приема-передачи.

Исполнитель тоже может расторгнуть соглашение, если заказчик:

  • не желает компенсировать увеличение стоимости материалов;
  • из-за бездействия или противодействий заказчика тормозится рабочий процесс;
  • по вине заказчика существует угроза результату работ.

Через суд

В суд обращаются, если стороны не пришли к мирному соглашению.

Отличие договора подряда от трудового и других договоров

Договор возмездного оказания услуг

Стороны равны, ни одна не обязана подчиняться другой

Работник обязан подчиняться правилам организации

Стороны равны, ни одна не обязана подчиняться другой

Разовое выполнение работ

Постоянное выполнение рабочих обязанностей

Разовое выполнение работ

Цена работ твердая, оплата разовая, по результату работ

Гарантированная, регулярная, не зависит от результата работ

Цена работ твердая, оплата разовая, по результату работ

Порядок заключения и расторжения

Регулируется гражданским кодексом

Регулируется Трудовым кодексом

Регулируется гражданским кодексом

От трудового договора

От трудового договора подряд отличается практически всем. Разная правовая сфера регулирования, взаимоотношения сторон и так далее. Сотрудничество по трудовому договору фиксируется в трудовой книжке исполнителя, работник обязан соблюдать правила внутреннего распорядка компании, но получает право на отпуск, больничный и так далее.

От договора возмездного оказания услуг

Во многом договоры схожи, но есть одно отличие: по договору не предполагается передача результата заказчику в виде объекта. И действительно, если речь идет об услуге, она не может быть передана, как материальный объект (например, услуга перевозки).

Преимущества и недостатки

Договор подряда заключают во многих случаях. И, как любая форма сотрудничества, он имеет свои плюсы и минусы.

Для работника

К плюсам ДП для работника относят:

  • можно не соблюдать внутренний распорядок компании;
  • независимость от заказчика;
  • возможность совмещения нескольких видов деятельности;
  • можно привлекать субподрядчиков;
  • в дальнейшем можно заключить трудовой договор.

К минусам стоит отнести нестабильность таких отношений, отсутствие социальных гарантий.

Для работодателя

Работодателю такой договор выгоден за счет отсутствия обязанности обеспечить подрядчика материалами и рабочим местом (если в договоре не указано иное). Также заказчик не должен оплачивать исполнителю больничный, отпуск. Нет необходимости и в страховых взносах.

К минусам же относится невозможность вмешаться в рабочий процесс.

Шаблон договора подряда

Можно загрузить по ссылке.

Кто должен отвечать за случайное повреждение материалов, нужных для работы?

Риски несет та сторона, которая предоставила материалы, если этот пункт не оговаривался в ДП и нет других условий.

Если результаты работы случайно повреждены или уничтожены, кто за это отвечает?

До приемки работы заказчиком вся ответственность – на подрядчике, если в ДП не указано иного.

Могу ли я заключить договор сразу с двумя или тремя подрядчиками?

Это должен быть договор подряда или оказания услуг; как прописать в нем условия о сроках выполнения работ, их результате и стоимости, о прекращении действия договора; как не утратить право на сайт – об этом нужно знать, чтобы снизить риски на случай возникновения спорных ситуаций

Как правильно заключить договор на разработку сайта?

Создание сайта является важным этапом в процессе перевода бизнеса в Интернет. В этой статье мы рассмотрим особенности договора на разработку интернет-сайта, одной из сторон которого является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Какой договор заключить?

В правоприменительной практике нет единого мнения о том, каким именно договором необходимо регулировать отношения заказчика и исполнителя при разработке сайта – договором подряда или оказания услуг. При этом его правильная квалификация имеет большое значение.

По договору подряда подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика работу и сдать ее результат, а заказчик – принять его и оплатить (ст. 702 ГК РФ). Причем результат этот должен быть автономным – полноценно существовать независимо от процесса выполнения работ и быть полезным для заказчика. Разработка сайта предполагает достижение такого результата, но он носит неовеществленный характер – представляет собой набор цифровых файлов, существующую в интернет-пространстве программу. Именно на это обстоятельство ссылаются сторонники того, что договор на разработку сайта является договором оказания услуг. Но по такому договору результат не является безусловно достижимым, а ценность услуги состоит в ее оказании исполнителем, потому услуга не может существовать без этого процесса.

Квалификация договора важна для понимания его существенных условий и последствий его расторжения. Так, последствия отказа заказчиком от договора оказания услуг (ст. 782 ГК РФ) и от договора подряда (ст. 717 ГК РФ) будут разными. Обычно для него менее затратно отказаться в одностороннем порядке от первого договора, чем от второго (подробнее об этом будет рассказано ниже).

Как прописать существенные условия договора на разработку сайта?

Существенными условиями являются такие, без которых договор будет считаться незаключенным. Они могут быть прямо указаны в законе или стороны сами устанавливают их в договоре.

Предмет

Существенным условием для договора на разработку сайта прежде всего будет являться его предмет. В нем необходимо детально прописать результат работ, который хочет получить заказчик. Иначе в случае возникновения у него претензий к исполнителю с правовой точки зрения они могут оказаться неправомерными, если юридически результат работ будет укладываться в формулировку, которая была закреплена в договоре. Для минимизации такого риска следует подготовить детальное техническое задание на разработку сайта, которое станет приложением к договору. В задании нужно указать требования к структуре, дизайну и функционалу сайта, при необходимости – язык программирования и иные значимые условия.

Сроки

В некоторых случаях сроки выполнения работ по разработке сайта могут быть признаны существенными условиями, поэтому следует закрепить их в тексте договора, указав начальную и конечную даты.

Целесообразно прописать этапы выполнения работ, указав по каждому из них даты начала и окончания работ, их содержание, результат, порядок сдачи и приемки, стоимость. Иными словами, это может быть график работ.

Приемка работ

В договоре на разработку сайта необходимо четко и подробно прописать порядок сдачи работ, сроки приемки (оценки) их результата, порядок и сроки предъявления претензий, сроки устранения недостатков, порядок и сроки повторной приемки результата работ, последствия для исполнителя и его ответственность в случае некачественного выполнения работ.

Если договором предусмотрена поэтапная разработка сайта и заказчик принял результат работ на каждом из этапов, но итоговый результат его не устроил, то претензии к исполнителю будет предъявить крайне сложно. Поэтому необходимо планировать разработку сайта так, чтобы ее этапы были независимы и принятие результатов на каждом из них не могло привести к неудовлетворительному итоговому результату.

Стоимость

Важно зафиксировать твердую стоимость работ. Если в момент подписания договора определить ее трудно, то следует ограничить превышение стоимости лимитом в фиксированном или процентном выражении.

Условия прекращения действия договора

Здесь важную роль может сыграть как раз квалификация договора.

Согласно ст. 717 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, оплатив выполненную работу. Также заказчик обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и той ее частью, которая выплачена за выполненную работу.

Согласно ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

При сравнении вышеуказанных норм видно, что в случае одностороннего отказа от договора подряда заказчик должен будет оплатить выполненные работы и компенсировать подрядчику убытки. При отказе от договора оказания услуг заказчик обязан оплатить только фактически понесенные исполнителем расходы, которые часто бывают несущественными.

Кому будут принадлежать исключительные права на сайт?

Сайт, по сути, является программным обеспечением (ПО). Но он может быть и более сложным по структуре объектом – включать в себя ПО, тексты, фотографии и иной контент, которые могут иметь самостоятельную правовую охрану.

Ошибки при оформлении интеллектуальных прав на разработки обычно приводят к корпоративным конфликтам, судебным спорам и потере права на ПО. Как разработчикам и IT-компаниям защитить свои права?

Исключительное право на ПО принадлежит заказчику с момента его создания, а исполнитель вправе использовать ПО для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права (п. 1, 2 ст. 1296 ГК РФ). Вместе с тем в договоре может быть указано, что исключительное право на ПО принадлежит исполнителю, т.е. в данном случае стороны добровольно изменяют правило п. 1 ст. 1296 ГК РФ. Тогда заказчик будет вправе использовать ПО для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права.

Поэтому заказчик обязательно должен проверить договор на предмет того, у кого и в каком объеме возникают права на сайт как на результат интеллектуальной деятельности. Также следует прописать в договоре условия о том, что права на материалы, которые исполнитель использовал для разработки сайта, не принадлежат третьим лицам. Если возможно, то лучше предусмотреть и ответственность за нарушение этого условия.

Еще одним важным моментом является проверка правового регулирования отношений между исполнителем и его работниками или привлекаемыми им для создания сайта лицами, которые будут являться авторами ПО. Риск здесь заключается в том, что в соответствии с трудовыми договорами или договорами авторского заказа, которые исполнитель заключает со своими работниками или привлекаемыми лицами, исключительные права на созданное ими ПО могут не переходить к исполнителю, а принадлежать им. Если это так, то исполнитель не вправе будет заключать договор, по которому исключительные права на сайт будут принадлежать заказчику.

Кроме того, необходимо проверить факт создания сайта конкретными работниками или привлекаемыми лицами. Это позволит не оказаться в ситуации, когда работу выполнили те, кто не связан с исполнителем договорными отношениями, и юридически именно им принадлежат права на сайт.

2 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 апреля 2010 г. № 18140/09 по делу № А56-59822/2008, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 апреля 2019 г. по делу № А57-22293/2018, Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2019 г. по делу № А41-3146/2019.


В статье Создаем регламент договорной работы мы обсудили принципы организации договорной работы в организации и риски, которые возникают при работе с документами. Какие этапы проходит договор при подготовке, кто должен согласовывать работу и на что нужно обращать внимание при проверке контрагентов — читайте в продолжении статьи, подготовленной на основе практического курса преподавателя Русской Школы Управления, юриста, тренера-консультанта в сфере права Юлии Межниковой.

1 этап: инициатива заключения договора

Подразделение, сотрудник-инициатор заключения договора или специалист по договорной работе взаимодействуют с представителями контрагента. В процессе подготовки обе стороны начинают обсуждать технические условия.

Если вы занимаетесь подготовкой:

Обоснуйте необходимость и целесообразность заключения договора.

Разработайте первоначальный проект документа: возьмите за основу вариант договора, полученного от контрагента, или используйте типовой шаблон основных заключаемых договоров, уже прошедший проверку.

Согласуйте условия с контрагентом.

2 этап: определение основных условий

Как правило, на этапе определения условий проходит много встреч с контрагентами. Это нужно, чтобы достигнуть компромисса. Во время переговоров стороны обсуждают условия сотрудничества, обмениваются своими вариантами описания условий и деталей реализации документа, согласуют цену и порядок расчетов.

Перед встречей внесите в проект договора семь важных условий:

Краткую характеристику договора (поставка, оказание услуг или другой вид работ).

Наименование сторон (например, крупные холдинги могут состоять из большого числа юридических лиц).

Предмет договора (результат, ради которого прилагаются усилия).

Цену или условия расчетов.

Ответственность за неисполнение.

Сроки и дополнительную информацию.

3 этап: проверка контрагентов

Компания несет ответственность за последствия работы с недобросовестным бизнес-партнером. Вы должны проявлять осмотрительность — ваша ошибка может привести к проблемам с ФНС и обвинениям в получении необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, сотрудничество с непроверенными контрагентами часто приносит убытки из-за срывов договоренностей или обмана.

Проверяйте наличие документов, подтверждающих легитимность и законность деятельности партнера. Поищите информацию в открытых источниках о добросовестности потенциального контрагента.

Стандартный перечень документов для досье контрагента

4 этап: доработка текста договора

На этом этапе сформулируйте существенные и дополнительные условия, состав дополнительных документов, проработайте вопрос подписания договора (кто будет визировать — первое лицо компании или кто-то по доверенности), внесите положения об ответственности и досрочном расторжении.

5 этап: согласование

Круг согласующих лиц организация назначает самостоятельно, причем он может меняться в зависимости от вида договора. Любой договор обязательно рассматривают:

  • Финансовые службы.
  • Юристы.
  • Служба безопасности (при ее наличии). Она проверяет репутацию контрагента и его способность выполнить обязательства по договору.
  • Руководитель.

Составьте лист согласования, который будут визировать все службы и сотрудники, привлекаемые к процессу. Внесите в лист пять обязательных пунктов:

Обоснование необходимости составления договора.

Обоснование выбора контрагента.

Краткую информацию о контрагенте и предмете договора, сумму, порядок расчета.

Срок согласования для каждого подразделения.

Пояснительную записку с дополнительной информацией.

Лист согласования также должен содержать:

  • ФИО, должность и отдел ответственного исполнителя.
  • Визу ответственного исполнителя.
  • Визы руководителей ответственного исполнителя.
  • Вид документа (договор, допсоглашение).
  • Наименование контрагента.
  • Список визирующих лиц.
  • Дату поступления на визирование и обратно.

Подготовленный проект договора подлежит обязательному согласованию — его визируют структурные подразделения и ответственные сотрудники. Визирование должно занимать не более одного рабочего дня (8 часов), для сложных договоров большого объема — не более двух дней (16 часов). Свои замечания визирующее подразделение отмечает на листе согласований, записывает на отдельном листе, чтобы приложить к проекту договора.

После устранения замечаний исполнитель должен снова получить визу структурного подразделения. Если исполнитель не согласен с замечанием, решение о его исключении принимает лицо, уполномоченное заключать договоры от имени компании.

Смотрите также: Договорное право. Предмет, условия договора

6 этап: подписание договора уполномоченным лицом и передача контрагенту

Передайте согласованный проект договора вместе с листом согласований и обоснованием на подписание сотруднику, который уполномочен заключать договоры. После этого отправьте документ на подпись партнеру.

Зарегистрируйте подписанный обеими сторонами оригинал договора: присвойте номер и внесите сведения о нем в реестр договоров.

Подписанный договор для передачи контрагенту передается ответственному исполнителю под расписку. Обязательно оговаривайте сроки подписания договора и возврата экземпляра подписанного документа.

Важно: договор вступает в силу с момента подписания сторонами.

Реестр договоров

Картотеки с договорами и актами должны быть наглядными для удобства использования. При заключении договора внесите в реестр следующие сведения:

  • Регистрационный номер.
  • Дополнительный номер (номер контрагента).
  • Дату договора.
  • Наименование контрагента.
  • Предмет договора.
  • Срок действия.
  • Ответственное подразделение (исполнитель).
  • Цена договора.
  • Наличие приложений.
  • Кто подписал договор.

7 этап: контроль за исполнением

В регламент договорной работы в составе обязанностей внесите контроль исполнения уже заключенного договора. Эту же обязанность отразите в положении о структурном подразделении, трудовых договорах и должностных инструкциях сотрудников, отвечающих за сопровождение договоров и взаимодействие с контрагентами. Уточните критерии, при наступлении которых сотрудники подразделения обязаны известить юридический департамент и финансовую службу (например, просрочка исполнения обязательства и возникновение дебиторской задолженности, изменение нахождения контрагента).

Дополнительно включите в регламент процедуру выборочного или постоянного контроля за исполнением договора со стороны юридического подразделения в зависимости от суммы договора, сложности сделки, длительности сроков исполнения и других важных факторов.

Задачи ответственного сотрудника

  • Контроль исполнения договора.
  • Направление копии договора в другие подразделения и бухгалтерию, обеспечение исполнения договорных обязательств по срокам, объему и качеству.
  • Мониторинг действующих договоров, решение вопросов исполнения обязательств, оплаты, своевременного продления, разрешения конфликтов.
  • Информирование финансового и юридического отдела при возникновении дебиторской задолженности или других проблем неисполнения договора (в течение одного рабочего дня).

8 этап: хранение

Схема работы с договором в электронном виде

Создание проекта договора в электронном виде и учет его в системе управленческого учета.

Предварительное рассмотрение проекта договора в электронном виде (выполняется в случае необходимости).

Визирование проекта договора в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи.

Подписание проекта договора с использованием электронной цифровой подписи.

Передача договора в электронном виде для регистрации в системе управленческого учета.

Преобразование подписанного договора в электронном виде в бумажный договор, подписание договора всеми сторонами, простановка печатей.



Развивайтесь вместе с нами, учитесь в удобном формате в любое время и в любом месте! Посмотрите каталог наших учебных программ. Светлана Щербак Автор медиапортала Русской Школы Управления

Читайте также: