Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты в рб

Обновлено: 16.05.2024

Работа в опасных и вредных для здоровья условиях труда должна производиться при наличии соответствующих средств защиты. Рассмотрим подробнее порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, нормы их выдачи и другие нюансы в сфере безопасности труда.

Согласно статье 212 ТК РФ , работник обеспечивается средствами персональной защиты за счет работодателя. В свою очередь на сотрудниках лежит ответственность за их правильное использование. Виды, нормы выдачи и характеристики спецсредств оговариваются в Приказе Минтруда России № 997 от 09.12.2014, Постановлении Минтруда России № 63 от 16.12.1997 и некоторых других нормативных актах.

Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты

Порядок обеспечения работников оборудованием и другими предметами, обладающими защитными свойствами, содержится в Приказе Минздравсоцразвития № 290н от 01.06.2009. Работодатель должен выдавать СИЗ, которые соответствуют требованиям безопасности, а также сертифицированы в установленном порядке. СИЗ должны соответствовать условиям труда, полу и размеру сотрудника. Срок их использования исчисляется со дня выдачи и не может превышать установленный производителем срок годности.

Обеспечение средствами индивидуальной защиты: установленный порядок

Специальными костюмами и другими устройствами обеспечиваются те сотрудники, которые работают в опасных и вредных условиях. С целью закрепления обязанностей нанимателя по выдаче спецсредств на предприятии может быть разработано Положение об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты. В этом документе должны быть оговорены все основные моменты, связанные с закупкой и выдачей материалов. На его основании затем издается приказ об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, в котором назначается лицо, ответственное за выдачу, хранение и уход за ними.


Факт выдачи СИЗ фиксируется в карточках учета на каждого работника под подпись.


Вести их можно как в бумажном, так и в электронном виде. Электронный документ заверяется ссылкой на бухгалтерский документ, подтверждающий факт передачи СИЗ, в котором содержится подпись сотрудника.

Материал по теме Как пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) Норма обеспечения средствами индивидуальной защиты

Обеспечение средствами защиты на предприятии должно производиться в соответствии с законодательно утвержденными нормами. Они содержатся в Приказе Минтруда России № 997 от 09.12.2014, Постановлении Минтруда России № 63 от 16.12.1997, Приказе Минздравсоцразвития № 290н и других отраслевых нормативных актах. В соответствии с нормами, содержащимися в этих документах, работодатель обязан предоставлять СИЗ. На предприятии может быть разработан собственный локальный нормативный акт, оговаривающий этот вопрос. Однако он не должен ухудшать положение сотрудников, по сравнению с уже существующими нормами.

Обычно наниматели берутся за составление собственных актов, если в существующих законах отсутствуют нормы для необходимых им профессий. В таком случае за основу принимаются наиболее схожие по условиям труда и обязанностям специальности.

Какие еще обязанности имеет наниматель

Обеспечение спецодеждой и другим оборудованием для охраны здоровья работников — не единственная задача работодателя в этой сфере. Кроме этого, он должен:

  • контролировать сроки годности и эксплуатации;
  • вести учет оборудования;
  • проверять наличие сертификата на то или иное изделие;
  • проводить ревизии имеющихся СИЗ.

Периодически на предприятии может проводиться специальная оценка обеспеченности. Ее проводит аттестационная организация. Ее цель заключается в проверке соответствия учетных данных наличия и качества спецсредств с фактическими. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты оформляется соответствующим протоколом. Бланк этого документа предоставлен ниже.

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Согласно части 6 статьи 220 ТК РФ , если работодатель не позаботился о выдаче СИЗ сотрудникам, он не имеет права требовать от них выполнения трудовых обязанностей. Он будет нести материальную ответственность за простой, случившийся по этой причине, а кроме этого, для недобросовестных нанимателей, согласно статье 5.27.1 КоАП , предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

Согласно Закону Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З “Об охране труда” (далее – Закон) одними из основных направлений государственной политики в области охраны труда законодателем установлены приоритет сохранения жизни и здоровья работающих и ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда.

Одним из способов, обеспечивающих реализацию перечисленных направлений государственной политики в области охраны труда, является обеспечение работодателем работающих в соответствии с установленными нормами и порядке средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Целью использования СИЗ является защита работающего от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды, а также от загрязнений и неблагоприятных температурных условий.

Законом приводится определение термина “средство индивидуальной защиты” – средство защиты, надеваемое на тело работающего или его части либо используемое им, предназначенное для предотвращения или уменьшения воздействия на работающего вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения и (или) при работе в неблагоприятных температурных условиях.

Все СИЗ можно разделить на три большие группы:

Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – ТК) установлена обязанность работника пользоваться средствами индивидуальной защиты (п. 5 ч. 1 ст. 53). Согласно требованиям п. 8 ч. 1 ст. 55, ст. 230 ТК наниматель обязан в соответствии с установленными нормами обеспечить бесплатную выдачу работникам средств индивидуальной защиты и организовать должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание) СИЗ.

В соответствии со ст. 11 Закона работник имеет право не только на обеспечение необходимыми СИЗ, но и на получение от работодателя достоверной информации о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, к которым в том числе относятся СИЗ.

Согласно ст. 17 Закона работодатель в том числе обязан информировать работающих о полагающихся им СИЗ, а также обеспечить контроль за использованием и правильным применением СИЗ.

На основании требований ст. 49 ТК наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) работника, не использующего требуемые СИЗ.

Однако, несмотря на установленные законодателем нормы, достаточное количество несчастных случаев на производстве происходит в связи с необеспечением нанимателем работника СИЗ либо в связи с неиспользованием работником выданных ему в установленном порядке СИЗ.

Как работодателям, так и работающим необходимо учитывать, что лица, выполняющие работы (оказывающие услуги) на основании гражданско-правовых договоров, обеспечиваются СИЗ в соответствии с этими договорами.

Применяемые средства индивидуальной защиты должны соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, для данных средств индивидуальной защиты, и обеспечивать безопасные условия труда работающих.

Порядок обеспечения работников СИЗ определяется на основании Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (далее – Инструкция), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 N 209 (далее – постановление N 209).

Инструкция подразделяет СИЗ в зависимости от назначения на классы:

  • костюмы изолирующие;
  • средства защиты органов дыхания;
  • специальная одежда;
  • средства защиты ног (специальная обувь);
  • средства защиты рук;
  • средства защиты головы;
  • средства защиты лица;
  • средства защиты глаз;
  • средства защиты органов слуха;
  • средства защиты от падения с высоты и другие предохранительные средства;
  • средства защиты комплексные.

Обеспечение работников СИЗ осуществляется бесплатно на основании типовых отраслевых норм независимо от формы собственности организации.

Типовые отраслевые нормы разрабатывает и утверждает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. При разработке типовых норм участвуют заинтересованные органы государственного управления, иные организации (департаменты, комитеты, концерны и др.).

Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.09.2006 N 110 (далее – Типовые нормы).

Согласно указанному постановлению работники организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых нормах, обеспечиваются указанными в них средствами индивидуальной защиты, если нормы выдачи средств индивидуальной защиты по этим профессиям и должностям не предусмотрены в соответствующих отраслевых нормах.

Наниматель вправе разработать собственные нормы выдачи и сроки носки СИЗ на основании типовых отраслевых норм и утвердить такой локальный нормативный правовой акт приказом. При этом нанимателю необходимо учитывать особенности производства организации и при необходимости включить в утверждаемый перечень СИЗ с более высокими (дополнительными) защитными свойствами.

При этом, если наниматель примет решение выдавать работникам СИЗ в пределах одного вида, предусмотренного типовыми нормами, однако с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими свойствами, такое решение необходимо согласовать с профсоюзной организацией.

Наниматель вправе, исходя из особенностей производства (выполняемых работ), заменять один вид средства индивидуальной защиты, предусмотренный Типовыми нормами, другим с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими характеристиками.

Например, комбинезон хлопчатобумажный может быть заменен костюмом хлопчатобумажным или халатом и наоборот. Однако необходимо учитывать, что для такой замены вида СИЗ нанимателю понадобятся разрешения:

  • территориальных органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор;
  • территориальных органов Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

И, кроме того, понадобиться согласование с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами.

Также нанимателю необходимо учитывать, что повышение уровня профессионального риска работников в результате замены средств индивидуальной защиты не допускается.

Не включенные в Типовые нормы СИЗ выдаются работникам в зависимости от воздействующих вредных и (или) опасных производственных факторов на основании аттестации рабочих мест по условиям труда или требований нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в том числе технических нормативных правовых актов, со сроком носки до износа.

Справочно. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, являются Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 N 253 “Об аттестации рабочих мест по условиям труда”, и Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 N 35 “Об утверждении Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь”.

Как уже упоминалось выше, в обязанности нанимателя входит не только выдача работнику СИЗ, но и организация хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции, обезвреживания. Реализация такого комплекса мер потребует не только дополнительных площадей, но и существенных расходов на специальное оборудование и дополнительный персонал.

В соответствии с п. 16 Инструкции нанимателю предоставлено право обеспечивать работников специальной одеждой, принадлежащей ему на праве аренды. При этом организация, предлагающая в аренду специальную одежду, обеспечивает ее ремонт, стирку, химчистку и тому подобное, что в определенной ситуации может способствовать экономии денежных средств, а также избавить от дополнительных обязанностей.

В обязанности нанимателя в том числе входит исходя из особенностей производства (выполняемых работ, услуг) определение (уточнение) необходимых диапазонов защитных свойств конкретного средства индивидуальной защиты, выдаваемого работнику в соответствии с Типовыми нормами. Например, при определении защитных свойств респиратора следует в зависимости от состава воздуха рабочей зоны определить вид респиратора – противоаэрозольный, противогазовый или противогазоаэрозольный (комбинированный), затем с учетом концентрации в воздухе вредных веществ установить класс фильтрующей полумаски (класс и марку фильтра).

Средства индивидуальной защиты должны иметь документы об оценке их соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2004 N 269-З “Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации” и постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 N 60 “Об утверждении перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь”.

Документами, подтверждающими защитные свойства и гигиенические характеристики выдаваемых работникам по Типовым нормам средств индивидуальной защиты, являются сертификаты соответствия (копии сертификатов соответствия) на изделия, сертификаты соответствия (копии сертификатов соответствия) на материалы, из которых изготовлены средства индивидуальной защиты, удостоверения о государственной гигиенической регистрации, технические условия организации-изготовителя, паспорта на изделия, эксплуатационная документация (инструкции по эксплуатации и тому подобное).

Поступающие средства индивидуальной защиты могут подвергаться выборочному контролю на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов.

Наниматель может создать специальную комиссию для проведения контроля качества СИЗ.

  1. Заместитель директора С.Г.Колесникова (председатель комиссии).
  2. Бригадир строительной бригады N 2 А.П.Петровский (секретарь комиссии).
  3. Инженер по охране труда М.А.Корнаухов (член комиссии).
  4. Юрисконсульт А.В.Бобровник (член комиссии).

На специальную одежду, головной убор наниматель может нанести фирменный знак, наименование, логотип организации. Это право нанимателя закреплено в п. 29 Инструкции.

Несмотря на то что наниматель обязан бесплатно выдать работнику специальную одежду, специальную обувь и другие СИЗ, они остаются собственностью нанимателя, кроме арендуемых СИЗ, и подлежат возврату по окончании носки, при увольнении работника до окончания сроков носки, переводе у того же нанимателя на другую работу, для которой выданные средства индивидуальной защиты не предусмотрены Типовыми нормами.

В случае если работник желает оставить себе СИЗ после увольнения, он должен обратиться с заявлением на имя нанимателя. На основании заявления работника бухгалтерия организации удерживает остаточную стоимость СИЗ исходя из установленных сроков носки и времени, в течение которого работник использовал СИЗ. В случае если наниматель арендует СИЗ, работник не может оставить их у себя.

Сроки носки средств индивидуальной защиты установлены календарные и исчисляются со дня фактической выдачи работникам, а для специальной одежды и специальной обуви от пониженных температур в указанные сроки включается время ее хранения в теплый период года.

В случае если работник использует СИЗ на условиях неполного рабочего времени (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя), то по согласованию с профсоюзной организацией срок носки специальной одежды и специальной обуви может быть продлен. В этом случае срок носки продлевается пропорционально разнице между рабочим временем нормальной продолжительности и фактически отработанным.

Наниматель по согласованию с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами может выдавать работникам одновременно два комплекта специальной одежды и специальной обуви на удвоенный срок носки для улучшения эксплуатации и организации ухода за ними.

Порядок выдачи СИЗ бригадирам, мастерам, другим категориям руководящих работников, имеющих право на получение СИЗ, работникам, совмещающим профессии (должности), работникам, выполняющим обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы, а также некоторым другим категориям работников установлен п. 35 – 44 Инструкции.

СИЗ, выданные нанимателем в целях защиты от пониженных температур в холодный период года, с наступлением теплого периода года сдаются для организованного хранения.

Если применение средств индивидуальной защиты от пониженных температур осуществляется и в теплый период года (работа в холодильниках, в охлаждаемых помещениях и так далее), сроки их носки сокращаются с учетом отработанного в теплый период года времени по решению нанимателя по согласованию с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами.

Для хранения СИЗ наниматель должен обеспечить отдельное сухое помещение, изолированное от каких-либо других предметов и материалов.

Выдача и сдача работниками СИЗ отмечаются в личной карточке учета СИЗ по форме, установленной постановлением N 209.

Наниматель имеет право выдать работнику СИЗ, ранее использовавшееся другим работником, однако только после стирки, химчистки, дезинфекции и ремонта. Срок их носки устанавливается в зависимости от степени годности и заносится в личную карточку.

Одной из основных обязанностей нанимателей всех форм собственности в сфере охраны труда является не только обязанность обеспечить в установленном порядке работника СИЗ, но и не допускать выполнения работ без применения работниками необходимых средств индивидуальной защиты.

Если работник не использует выданные ему в установленном порядке СИЗ, то в соответствии с требованиями п. 3 ч. 2 ст. 49 ТК наниматель обязан не допускать его к работе (отстранить от работы). При этом за период отстранения от работы заработная плата не начисляется.

Отстранение работника, не использующего СИЗ, оформляется приказом нанимателя.

Приказ об отстранении работника, не использующего СИЗ

ООО “Гранд”

ПРИКАЗ

12.11.2020 N 56

г. Гомель

Об отстранении от работы работника, не использующего СИЗ

12.11.2020 в 10.00 бригадир строительной бригады N 2 Петровский А.П. установил, что строитель Филиппов Е.В. не использует при выполнении работ страховочную привязь для защиты от падения с высоты.

В связи с неиспользованием работником СИЗ от падения с высоты

ОТСТРАНИТЬ:

ФИЛИППОВА Е.В., строителя строительной бригады N 2, с 10.00 12.11.2020 и до устранения нарушения в соответствии с требованиями п. 3 ч. 2 ст. 49 Трудового кодекса Республики Беларусь. Заработную плату за период отстранения работника от работы не начислять.

Основание: – докладная записка бригадира Петровского А.П. от 12.11.2020.

– объяснение Филиппова Е.В. от 12.11.2020;

Директор подпись Д.В.Сухарев

С приказом ознакомлен подпись Е.В.Филиппов

12.11.2020

Работники могут приобрести СИЗ за собственный счет и осуществлять за ними уход самостоятельно, однако в такой ситуации наниматель обязан компенсировать работнику расходы на приобретение СИЗ и осуществление ухода за ними.

Необеспечение работников в установленном порядке СИЗ может повлечь наложение штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин на основании ст. 9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Одной из наиболее социально значимых задач в деятельности профсоюза является создание здоровых и безопасных условий труда.

Вы можете задать вопрос общественному инспектору по охране труда: пишите на e-mail prof.sch162@gmail.com c пометкой "вопрос инспектору по охране труда"

Наименование мероприятий по ОТ

Ответственный за выполнение

Ожидаемая социальная эффективность

Общее собрание работников

школы с рассмотрением основных

вопросов по планированию и организации работы по охране труда.

условий труда для работников

Провести приемочные испытания спортивного оборудования и проверку состояния спортивных залов и спортивных площадок к учебному году

Зам. директора по УР

Создание безопасных условий для занятий учащихся

Провести обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда у вновь прибывших работников

Зам. директора по УР

Зам. директора по ХР

Предотвращение нарушений пра-

вил безопасности работниками

Провести первичный и повторный инструктаж на рабочем месте с работниками согласно перечню.

Зам. директора по УР

Зам. директора по ХР

Повышение эффективности труда, предотвращение травматизма среди работников

Обеспечить своевременное комплектование медицинских аптечек медикаментами.

Зам. директора по ХР

меной и эффектив-ной помощи

Обеспечить работающих спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты.

Зам. директора по ХР

Улучшение условий труда работников

Провести инструктаж по

Зам. директора по УР

Зам. директора по ХР

нарушения правил пожарной безопасности

Анализ причин производственного

травматизма и профессиональных заболеваний (заседание профкома)

Предотвращение травматизма среди работников

Регулярное проведение занятий с учащимися гимназии по правилам безопасного поведения, ПДД

Кл. руководители, учитель ОБЖ

Обучение учащихся мерам безопасного поведения

Провести плановую проверку по ОТ в кабинетах химии, физики, информатики, биологии, труда.

Комиссия по ОТ, ПК

условий труда для работников

Организовать обучение и проверку знаний по ОТ у технического персонала согласно перечню.

Зам. директора по ХР

Предотвращение травматизма среди работников

Провести мониторинг среди работников гимназии с целью определения выполнения п. 16.7 КД

Зам. директора по ХР

Ю.С. Камлевич Инспектор ОК

Улучшение условий труда работников

Проверка исправности и своевременного пополнения первичных средств пожаротушения

Зам. директора по ХР

Обеспечение безопасных условий труда

Зам. директора по УР

Обеспечение безопасных условий труда

Осуществление контроля над соблюдением законодательства об охране труда в школе,

учебных кабинетах и хозяйственных помещениях

Зам. директора по ХР

Выявление нарушений и их устранение

Приобретение нормативно - технической документации, пособий, плакатов и литературы по ОТ

Зам. директора по ХР

Повышение эффективности работы по охране труда

Обеспечение безопасных условий труда

Прохождение сотрудниками медосмотра согласно перечню

согласно плану прохождения

Обеспечение безопасных условий труда

Контроль за ведением документации по ОТ

Повышение эффективности работы по охране труда

Мероприятия по охране труда

Коллективный договор. Раздел Охрана труда

ГЛАВА 5

ОХРАНА ТРУДА

25. Наниматель обязуется:

25.1.Осуществлять управление охраной труда в учреждении, обеспечивать здоровые и безопасные условия труда работников, соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда.

25.2. Предусматривать в необходимых объемах финансовые средства на охрану труда, профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников. Обеспечивать выполнение в установленные сроки Плана мероприятий по охране труда ( приложение № 21).

Осуществлять в рамках сметы расходов на мероприятия по охране труда обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда руководителя и специалистов учреждения образования.

25.3. Своевременно и качественно проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда.

25.4. Каждому работнику при приеме на работу и в период работы предоставлять полную информацию о состоянии и изменении условий труда на его рабочем месте, о существующих рисках повреждения здоровья, полагающихся средствах индивидуальной и коллективной защиты, а также о льготах и компенсациях по условиям труда, установленных законодательством и Договором.

25.5. Лицам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание, при прекращении трудового договора (контракта) по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 5 статьи 42 Трудового кодекса, наниматель выплачивает выходное пособие в размере не менее одного среднемесячного заработка.

  1. 6.Обеспечивать прохождение работниками обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров в соответствии с утвержденным Списком с сохранением за ними рабочего места и среднего заработка на время прохождения периодических медосмотров (приложения №12,13).

25.7. Вводить в штатные расписания учреждений образования должность инженера по охране труда в соответствии с нормами законодательства (при численности работающих менее 200 человек) или возлагать соответствующие обязанности на уполномоченное должностное лицо.

  1. 8. Оформить уголок по охране труда. Постоянно обновлять методическое обеспечение уголка по охране труда.
  2. 9. Своевременно проводить пересмотр, корректировку и утверждение нормативных документов по охране труда с учётом изменений и дополнений, внесённых в законодательные акты Республики Беларусь.
  3. 10. Проводить обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда работающих согласно требованиям нормативных правовых актов. Оказывать содействие в обучении общественных инспекторов по охране труда.

25.12. К началу учебного года организовывать работу по приведению помещений учреждений образования в соответствие с требованиями санитарных норм и охраны труда для создания здоровых и безопасных условий труда работников и организации образовательного процесса.

25.13. Выполнять в срок до 1 октября запланированные мероприятия по подготовке учреждения образования к работе в осенне- зимних условиях.

25.14. Осуществлять контроль за состоянием охраны труда, принимать меры по совершенствованию этой работы. Не реже одного раза в год подводить итоги работы учреждения образования по улучшению условий и охраны труда, профилактики производственного травматизма.

25.15.Обеспечивать беспрепятственный допуск представителей отраслевого профсоюза в учреждение образования для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, а также для расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний в соответствии с требованиями законодательства.

25.16.Незамедлительно информировать управление образования (комитет по образованию Мингорисполкома) о несчастных случаях на производстве с тяжелым, смертельным исходом, групповых несчастных случаях с целью проведения расследованиянесчастного случая в соответствии с требованиями законодательства.

25.17.Оказывать семье погибшего по вине нанимателя на производстве работника, помимо установленного законодательством возмещения ущерба, единовременную материальную помощь из средств нанимателя в размере не менее десяти годовых заработков погибшего по вине нанимателя, исчисленных по заработку за год от месяца, предшествующего несчастному случаю, а работнику, утратившему трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, по вине нанимателя, - единовременную материальную помощь в размере одного среднемесячного заработка за каждый процент утраты трудоспособности при наличии средств. Выплачиваемая материальная помощь снижается пропорционально степени вины потерпевшего, определенной в документах расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

25.19. Принимать действенные меры по выполнению целевых показателей по энергосбережению.

25.20. Выполнять запланированные мероприятия по экономии тепла, воды, электроэнергии.

26. Профком обязуется:

26.1. Осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда, выполнением норм коллективного договора в учреждении образования

Требовать устранения нарушений требований охраны труда, угрожающих жизни и здоровью работающих, а в случае непосредственной угрозы для жизни и здоровья - приостановления выполнения работ, эксплуатации помещений, учебных классов, кабинетов, мастерских, оборудования до устранения нарушений. Выдавать обязательные для рассмотрения рекомендации по устранению выявленных нарушений.

26.2. Проводить в установленные сроки выборы общественных инспекторов по охране труда, утверждать составы общественных комиссий по охране труда, координировать их деятельность, проводить обучение профактива по вопросам охраны труда.

26.3. Принимать участие в городских (районных) смотрах-конкурсах:

на лучшую организацию профсоюзом общественного контроля по охране труда;

по экономии энергоресурсов, сырья и материалов.

26.4. Периодически (один раз в квартал) на заседании Профкома с участием представителей Нанимателя рассматривать вопрос о состоянии охраны труда и заболеваемости в организации.

26.5. При групповом несчастном случае, а также с тяжёлым и смертельным исходом, требующих проведения специального расследования, незамедлительно извещать вышестоящий комитет отраслевого профсоюза (райком или горком отраслевого профсоюза) с целью обеспечения участия в расследовании главного технического инспектора труда городского комитета профсоюза.

26.6. В ходе расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отстаивать права и законные интересы застрахованных членов профсоюза, содействовать выявлению причин, приведших к гибели или травмам работников, добиваться применения срочных мер по их устранению.

Оказывать семье погибшего на производстве работника - члена профсоюза - помимо установленного законодательством возмещения ущерба, единовременную материальную помощь в размере до 20 базовых величин из профсоюзного бюджета при наличии средств.

26.7. Осуществлять общественный контроль за своевременной выплатой возмещения вреда работникам, получившим увечье на производстве в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

26.8. Оказывать правовую помощь пострадавшим работникам при возникновении разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, возмещения вреда, дополнительно понесенных расходов в связи с повреждением здоровья.

26.9. Проводить разъяснительную работу в коллективе по экономии всех видов ресурсов.

26.10. Проводить регулярные рейды-проверки за соблюдением требований Директивы №3.

27. Стороны пришли к соглашению:

27.1. Осуществлять общественный и периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда в учреждении образования, за выполнением норм коллективного договора,проводить Дни охраны труда. Требовать от работающих соблюдения трудовой и производственной дисциплины, законодательства об охране труда.

27.2. Добиваться выделения денежных средств на мероприятия, направленные на создание здоровых и безопасных условий и охраны труда. Все локальные нормативные правовые акты по вопросам охраны труда принимать Нанимателю (уполномоченному должностному лицу Нанимателя) по согласованию сПрофкомом.

27.3. Постоянно осуществлять контроль за:

своевременным прохождением работниками обязательных предварительных, периодических, внеочередных и наркологических медицинских осмотров (приложения №12.13);

обеспечением работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами и в установленные сроки (приложение №10);

бесплатным обеспечением работников, связанных с загрязнениями кожных покровов, смывающими и обезвреживающими средствами (приложение №11);

обеспечением кабинетов, лабораторий, пищеблока, других производственных помещений медицинскими аптечками (приложение № 14,15).

  1. 4.Оказывать единовременную материальную помощь в случаях и размерах, предусмотренных пунктами 25.17 и 26.6.

27.5Работник обязан оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное уполномоченное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении своего здоровья.

  1. 6. Освобождать от работы общественного инспекторапо охране труда на время обучения с сохранением на этот период за ними рабочего места и средней заработной платы.
  2. 7. Поощрять работников, избранных общественными инспекторами по охране труда, за активную работу по итогам года (месяца, квартала) в размере до 10 базовых величин (из средств, предусмотренных Приложение 1).

27.8. Устанавливать надбавку за высокие достижения в труде из средств материального стимулирования работникамза соблюдение требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины в соответствии с их личным вкладом в результаты работы по обеспечению охраны труда.


Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее СИЗ) — обязанность работодателя, имеющего инфраструктуру с вредными и опасными условиями труда. Какие нормативно-правовые акты (далее — НПА) регулируют порядок действий фирмы в рамках выполнения данной обязанности? Каковы нюансы процедуры обеспечения работников СИЗ?

Обязаны ли организации выдавать средства коллективной и индивидуальной защиты работникам?

В соответствии с положениями ст. 221 ТК РФ работодатели обязаны бесплатно оснащать наемных сотрудников средствами индивидуальной защиты, если:

  • работники осуществляют трудовые функции во вредных или опасных условиях труда;
  • сотрудники работают в особых условиях — по уровню температуры или загрязнения.

Обеспечивать своих работников СИЗ обязаны работодатели, являющиеся как ИП, так и юрлицами (п. 2 приложения к приказу Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н, далее — Приложение).

Указанный приказ не подлежит пересмотру и отмене с 01.01.2021 в рамках регуляторной гильотины, поскольку включен в перечень НПА, на которые не распространяются положения ст. 15 ФЗ от 01.07.2020 № 247-ФЗ.

К средствам индивидуальной защиты относятся:

  • спецодежда, обувь и иные инструменты индивидуального пользования, которые могут быть задействованы в целях защиты сотрудника от воздействия вредных и опасных факторов, а также от загрязнения (п. 3 Приложения);
  • специальные вещества, относящиеся к смывающим и обезвреживающим.

Отметим, что наряду с СИЗ существуют коллективные средства защиты, применяемые группами работников в определенных условиях. Фирма-работодатель также обязана оснащать ими своих сотрудников. При этом на практике в качестве КСЗ часто используются специальные вещества, о которых сказано выше.

Работодатель обязан предоставлять сотрудникам как СИЗ, так и КСЗ.

Помимо этого, закупать или арендовать СИЗ, обеспечивать их хранение, поддержание функционального состояния и замену за свой счет (ст. 221 ТК РФ, п. 4 Приложения).

На каких условиях средства индивидуальной защиты выдаются работникам?

Сотрудникам, которые работают во вредных или опасных условиях, при особой температуре или в условиях загрязнения, СИЗ выдаются работодателем бесплатно (ст. 221 ТК РФ, п. 4 Приложения).

СИЗ, а также смывающие и обезвреживающие вещества предоставляются сотрудникам:

  • в соответствии с типовыми нормами выдачи СИЗ и соответствующего типа веществ;
  • на основании итогов спецоценки условий труда.

Согласно данному законопроекту Типовые нормы и правила обеспечения работников СИЗ будут устанавливаться Минтрудом РФ.

Фирма, учитывая позицию профсоюза, вправе установить свои нормы бесплатного предоставления СИЗ, которые предполагают более качественное оснащение работников СИЗ, чем это предусмотрено типовыми стандартами. Данные внутрикорпоративные нормы должны фиксироваться в локальных правовых актах компании (п. 6 Приложения).

Фирма, также с учетом позиции профсоюза, может обеспечивать выдачу СИЗ, альтернативных тем, что предусмотрены типовыми нормами, при условии, что данные СИЗ обеспечат равноценную защиту работников от воздействия опасных и вредных факторов.

Законопроект № 1070354-7 вносит поправки в ст. 221 ТК РФ в части выработки норм бесплатной выдачи СИЗ на основании Типовых норм с учетом результатов оценки специальных условий труда и профессиональных рисков, мнения профсоюза или иного (при наличии) выборного органа, уполномоченного представлять интересы работников.

Условия, предусмотренные приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н, теперь будут закреплены в Кодексе.

Работникам могут выдаваться только те СИЗ, которые имеют сертификат либо декларацию соответствия, удостоверяющие факт, что СИЗ удовлетворяют критериям безопасности. Если средства защиты принадлежат к категории дерматологических, то их использование возможно только при наличии заключения санэпидемиологических служб либо свидетельства, подтверждающего государственную регистрацию СИЗ соответствующего типа (п. 8 Приложения).

Работодатель не вправе покупать или арендовать СИЗ, которые не имеют действующего сертификата либо декларации соответствия.

Средства защиты, выданные работнику, должны быть возвращены им организации при увольнении либо переводе на другую должность, на которой использование СИЗ необязательно. Кроме того, если истекает срок использования СИЗ, они должны быть возвращены работодателю для списания.

Каков порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты

Первая задача, которую решает работодатель при обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, — информирование сотрудников о том, какие средства защиты им полагаются (п. 9 Приложения к приказу № 290н). Кроме того, фирма должна уже при вводном инструктаже по охране труда ознакомить сотрудника с правилами, утвержденными приказом № 290н, а также типовыми нормами обеспечения СИЗ.

В ст. 219 ТК РФ вносят изменения об обязательном прохождении обучения работниками использования (применения) средств индивидуальной защиты. Обучение необходимо будет проводить одновременно с инструктажами по охране труда и обучению оказания первой помощи, предусмотренных ст. 214 ТК РФ.

При выдаче средств защиты сотрудникам работодателю следует обратить особое внимание:

  • на необходимость обеспечения соответствия СИЗ, подходящих конкретному работнику по размеру и по характеру его работы (п. 12 Приложения);
  • необходимость контроля и учета обеспечения работников СИЗ в унифицированной карточке учета, а также при использовании программных средств (п. 13 Приложения);
  • необходимость сопоставления специфики выдаваемых СИЗ и типовых норм, определенных для конкретного вида деятельности работника, либо тех, которые наиболее приближены к его виду деятельности (п. 14 Приложения);
  • отсутствие необходимости классифицировать СИЗ в зависимости от должности, занимаемой работником, — имеет значение только вид его деятельности и профессия (пп. 15, 16 Приложения);
  • необходимость предоставления дополнительных СИЗ для сотрудников, выполняющих трудовую функцию по совмещению, — в соответствии с нормами, что определены для данной функции (п. 17 Приложения);
  • необходимость временного предоставления СИЗ сотрудникам, переводимым на другую работу, стажировку, практику, и иным лицам, которые осуществляют деятельность на территории фирмы-работодателя, но если это работники сторонних организаций — например, выполняющие свои обязанности по аутстаффинговому договору, — то СИЗ должны им предоставляться их работодателями (п. 18 Приложения).

Если СИЗ не предоставлены сотруднику в необходимой комплектности, то фирма-работодатель не должна допускать его к работе.

Выдав сотруднику СИЗ, работодатель обязан проследить за тем, что человек будет использовать соответствующие средства защиты (п. 26 Приложения).

В случае отказа работника от использования СИЗ или несоблюдения правил использования работодатель вправе будет освободить такого сотрудника от работы без сохранения заработной платы.

Фирма должна контролировать функциональность и исправность СИЗ, проводить своевременные испытания средств защиты, закупать необходимые технические средства для решения данных задач (пп. 29, 33 Приложения). В случае если средство защиты находится на ремонте или, к примеру, в стирке, у работника должно быть в распоряжении второе, запасное СИЗ (п. 30 Приложения).

Какие НПА регулируют нормы выдачи СИЗ работникам

СИЗ, а также специальные вещества выдаются работникам в соответствии с типовыми нормами, утвержденными Правительством РФ (ст. 221 ТК РФ). Данные нормы зафиксированы в НПА, которые можно разделить на два основных типа:

  • общеотраслевые;
  • адаптированные к конкретной отрасли экономики.

К НПА первого типа относятся:

  • приказ Минтруда РФ от 09.12.2014 № 997н;
  • постановление Минтруда РФ от 31.12.1997 № 70.

В приказе № 997н зафиксированы нормы бесплатной выдачи спецодежды, обуви и иных СИЗ для всех типов профессий и должностей, характеризующихся выполнением работниками своих функций при воздействии вредных и опасных факторов, а также при особой температуре и при загрязнениях.

В постановлении № 70 фиксируются нормы бесплатной выдачи теплой спецодежды и обуви соотносительно с климатическими поясами — также для всех типов профессий и должностей. Юрисдикция данного НПА не распространяется на ряд должностей и специализаций в особых климатических районах.

Нормы выдачи работникам специальных веществ, относящихся к категории смывающих и обезвреживающих, установлены приказом Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н.

Можно отметить, что те СИЗ, которые используются в качестве сигнальной одежды, должны выдаваться в соответствии с нормами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 20.04.2006 № 297.

В свою очередь, в РФ также приняты НПА, устанавливающие нормы выдачи СИЗ для отдельных отраслей экономики, таких как:

  • сельское, лесное хозяйство, ловля рыбы;
  • добыча полезных ископаемых, а также осуществление их переработки;
  • целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая промышленность, полиграфическая деятельность;
  • химическая промышленность;
  • металлургия, машиностроение;
  • производство электроники;
  • электроэнергетика, производство газа, воды;
  • сфера строительства;
  • сфера транспорта, связи;
  • сфера торговли, инвестирования, сервисов;
  • государственное управление;
  • наука, культура, здравоохранение, спорт.

Рекомендуется использовать в первую очередь отраслевые нормы и обращаться к общеотраслевым, только если в первых не найдется норм, которые соответствуют видам работ, выполняемых сотрудниками фирмы.

После принятия проекта ТК типовые нормы и приказы Минтруда будут пересмотрены с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Снабжение СИЗ работников: ответственность работодателя и контроль над выполнением его обязательств

Если работодатель не сможет обеспечить работника необходимыми СИЗ, то сотрудник вправе не приступать к выполнению своих трудовых функций, в то время как фирма обязана будет платить ему зарплату за простой (п. 11 Приложения). Поэтому при неисполнении работодателем требований законодательства об обеспечении сотрудников СИЗ у него возникают прямые экономические убытки.

Соответствующие поправки законодатель вносит в Трудовой кодекс. Так, ч. 6 ст. 216.1 проекта ТК РФ предусмотрен правомерный отказ сотрудника от выполнения работы с сохранением заработной платы. При необеспечении сотрудников СИЗ работодателюгрозит штраф в размере от 20 тыс. руб. до 150 тыс. руб. в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Если невыдача средств защиты привела к инциденту на производстве, то работодатель может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст. 143 УК РФ.

Контроль над выполнением работодателем обязательств по оснащению сотрудников СИЗ может осуществляться:

  • трудинспекцией — в порядке ст. 353 ТК РФ;
  • профсоюзами — в порядке ст. 370 ТК РФ.

Снабжение СИЗ работников: можно ли учесть расходы на средства защиты при расчете налогов и можно ли компенсировать часть затрат?

Расходы фирмы-работодателя на покупку СИЗ могут быть учтены при расчете налогов:

В первом случае в счет расходов, уменьшающих налог на прибыль, могут быть включены затраты на покупку СИЗ в том случае, если соответствующие средства защиты не будут классифицированы как амортизируемое имущество (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). То есть срок их эксплуатации должен быть менее 12 месяцев, а стоимость — не превышать 100 тыс. руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Затраты на покупку СИЗ, таким образом, могут быть включены в состав материальных расходов.

В состав расходов при расчете налога на прибыль также можно включить издержки на содержание средств защиты и расходы на аренду СИЗ (подп. 7, 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если срок эксплуатации СИЗ — более 12 месяцев, а их стоимость превышает 100 тыс. руб., то данные средства защиты должны рассматриваться как амортизируемое имущество в составе основных фондов. Их стоимость подлежит списанию в установленном порядке в течение соответствующего срока эксплуатации.

В некоторых случаях у фирмы-работодателя может появиться необходимость в исчислении НДФЛ на основе суммы расходов на СИЗ. Например, если средство защиты не возвращено сотрудником при увольнении, то соответствующие издержки фирмы должны быть квалифицированы как натуральный доход сотрудника, на который должен быть начислен НДФЛ.

Помимо этого, от ФСС в 2021 году можно получить финансовое обеспечение на приобретение средств защиты и смывающих, обезвреживающих вещества. Заявление необходимо подать в фонд до 30.09.2021 включительно (приказ Минтруда от 14.07.2021 № 467н).

Итоги

Российские работодатели, производственная инфраструктура которых характеризуется наличием вредных и опасных условий труда, обязаны бесплатно оснащать своих работников средствами индивидуальной защиты. Основные НПА, положениями которых должен руководствоваться работодатель при обеспечении сотрудников СИЗ, — ТК РФ и приказ Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н.

Ознакомиться с иными аспектами обеспечения охраны труда на предприятии вы можете в статьях:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: