Как повысить престиж профессии учителя

Обновлено: 15.05.2024


Болевые точки

В прошлом году в центре общего внимания находились вопросы, касающиеся организации и нормирования труда педагогических работников; оплаты труда отдельных категорий работников, в том числе тех, что задействованы в организации подвоза учащихся; работников, направляемых на работу в оздоровительные организации.

На повестке дня были вопросы профессионального пенсионного страхования педагогических работников, внесения изменений в квалификационные характеристики отдельных должностей работников образования, разработки механизма направления высвобожденных в результате оптимизации финансовых средств на нужды отрасли.

Но сначала несколько цифр. Среднемесячная заработная плата в образовании за январь — декабрь 2017 года составила 557,7 рубля, в том числе у педагогических работников 632,4 рубля, у учителей 673,5 рубля, профессорско-преподавательского состава 987,6 рубля. Размеры учебных стипендий колебались от 51,85 рубля (минимальная) до 99,33 рубля (максимальная). По отношению к бюджету прожиточного минимума минимальная стипендия составила лишь 27%, максимальная — 51,6%. Для сравнения: в 2013 году это соотношение составляло соответственно 40% и 76%. Также продолжается тенденция снижения темпов роста размера тарифной ставки первого разряда по отношению к бюджету прожиточного минимума.

— Пересмотр тарифной ставки первого разряда с учетом изменения размера минимальной заработной платы остается чрезвычайно актуальным. ЦК профсоюза неоднократно направлял предложения в Федерацию профсоюзов Беларуси по вопросам осуществления доплат до уровня минимальной заработной платы работникам отрасли, у которых начисленная заработная плата ниже размера минимальной заработной платы. Это касается как представителей рабочих профессий, так и квалифицированных специалистов, — сообщил Александр Бойко. — Работники, которые тарифицируются по одному и тому же разряду, имеют одинаковый трудовой стаж, но разные размеры премии в соответствии с их личным вкладом в результаты работы, получают по факту с учетом доплат одинаковую зарплату в размере минимальной заработной платы. Низкий уровень заработной платы работников отрасли является основной проблемой, которая постоянно поднимается на совместных заседаниях профсоюза работников образования и науки и Министерства образования.

Кто следующий?

— В 2018 году во исполнение поручений Президента, данных им на Республиканском педагогическом совете, министерство продолжит работу над вопросом повышения заработной платы педработников учреждений образования всех уровней, — заверил Сергей Рудый. — Советом Министров поручено разработать и внести соответствующие предложения по дошкольному образованию. Кроме того, по поручению Президента создана рабочая группа под руководством ректора БГЭУ Владимира Шимова, которая должна разработать и внести на рассмотрение главы государства свои предложения по совершенствованию оплаты труда профессорско-преподавательского состава, повышению заинтересованности в результатах педагогической и научной деятельности.

— Представленные проекты упрощают механизм расчета заработной платы работников бюджетной сферы, но вызывают обеспокоенность в плане предполагаемой отмены декретов и указов по дополнительным мерам стимулирования труда работников, находящихся на контрактной форме найма, по отдельным категориям молодых специалистов, утрачиваются доплаты за ученые степени и звания. Мы считаем, что эти проекты требуют объяснений и тщательной доработки, — озвучил позицию отраслевого профсоюза Александр Бойко.

Упрощение аттестации

Стоит напомнить, что в январе прошлого года правительство приняло решение, согласно которому молодым специалистам из категории педагогических работников, которые уже отработали по распределению два года, но продолжают работать в этом же учреждении образования, еще на год была продлена выплата доплаты в размере одной тарифной ставки первого разряда. Сделано это было для того, чтобы не допустить снижения зарплат у молодых специалистов и их оттока из учреждений образования. Сохранение доплаты еще на один год дает возможность молодым педагогам пройти аттестацию для получения второй квалификационной категории.

— Мы знаем, что внесение изменений в инструкцию учло мнение основной массы педагогов, — подчеркнул Сергей Рудый. — Замечания и предложения ЦК профсоюза также были учтены.

Заместитель министра образования сообщил, что начиная с 2015 года в стране реализуется пилотный проект по апробации нормативного финансирования учреждений образования. Его цель — обеспечение прозрачности и справедливости распределения бюджетных средств.

В 2017 году им были охвачены 642 учреждения общего среднего и 94 учреждения дошкольного образования. С 1 января 2019 года на нормативное финансирование должна перейти вся система общего среднего образования, с 1 января 2020 года — система дошкольного образования, а в 2021 году — профессионально-техническое и среднее специальное образование.

— В ходе реализации пилотного проекта наметились как положительные тенденции, так и проблемные моменты, — констатировал Сергей Рудый. — Поэтому мы просим профсоюз: вносите разумные предложения по корректировке подходов, связанных с нормативным финансированием.

Внимание — коллективному договору

Александр Бойко считает участие в информационных проектах Федерации профсоюзов Беларуси, выступления в республиканских и региональных СМИ важнейшей задачей деятельности отраслевого профсоюза.

Между тем, в 2017 году в организационные структуры профсоюза поступило более 63 тысяч обращений от его членов. Анализ показал, что наиболее типичные нарушения законодательства о труде происходят при увольнении работников по инициативе нанимателей; при заключении, продлении и расторжении контрактов; применении мер дисциплинарного взыскания; заключении коллективных договоров; оплате и материальном стимулировании труда.

По состоянию на 1 января этого года в области образования было заключено 6878 коллективных договоров. В прошлом году Белорусский профсоюз работников образования и науки провел Республиканский конкурс на лучший коллективный договор (соглашение). Победила в нем столичная школа №51. В ЦК профсоюза рассматривают коллективный договор как источник дополнительных для работников сферы образования социальных льгот и гарантий, поэтому и уделяют ему такое большое внимание.

Читайте также: