Когда появилась профессия проводника в поезде

Обновлено: 30.04.2024

С наступлением лета люди мчатся в отпуска в разные уголки России, заблаговременно купив билеты в комфортабельных поездах любимой компании РЖД. Ладно, не будем о грустном. Возможно, и вам предстоит дальняя дорога. Тогда обратите, пожалуйста, пристальное внимание на маленького человека, обслуживающего вас в вагоне.

Мое знакомство с профессией проводника пассажирского вагона случилось пять лет назад, еще в студенческие годы. На стенде в университете увидела объявление о наборе проводников в саратовский филиал РЖД. Условия труда казались подходящими, трудоустройство не требовало никаких вложений: необходимо было пройти бесплатную медкомиссию и окончить двухмесячные курсы. Летом пускают дополнительные поезда, и штатный состав проводников не справляется с нагрузкой. На помощь идут студенты, безработные, алкоголики, тунеядцы – словом, все те, кого при обычных обстоятельствах никуда бы не взяли.

После трех недель скитаний по кругам ада железнодорожной поликлиники у меня на руках оказалась заветная справка – отсутствие противопоказаний к работе. Потом началась серьезная учеба на проводницких курсах. Пять дней в неделю с 12 до 19 часов мы изучали электросхему вагона, принцип работы водонагревателя и массу других важных вещей, которые, как это часто бывает, ни разу не пригодились на практике.

Забегая вперед, сразу скажу о преимуществах работы на железной дороге.

Во-первых, это уникальная возможность повидать необъятные просторы нашей страны, познакомиться с большим количеством разных людей, увидеть другую жизнь. Для меня, никогда раньше не выезжавшей за пределы Саратовской области, это воспринималось как выигрыш путевки на Мальдивы.

Во-вторых, для студента это неплохая возможность подзаработать во время летних каникул. В месяц удавалось заработать 15–19 тысяч рублей – практически сказочную сумму, учитывая тот факт, что почти полмесяца приходилось на выходные.

В-третьих, это опыт. Жизненный. Работа на железной дороге не хуже армии готовит к жизни, заставляя выкручиваться из нереальных ситуаций. Думаю, что на этом плюсы заканчиваются.

Пассажир всегда прав

Рейс начинается с планерки, где набранный штат поезда собирается вместе. Расписавшись в журналах по технике безопасности, мы разбредаемся по своим вагонам. Там же обычно знакомишься со своим напарником и узнаешь, в каком вагоне придется трястись ближайшие сутки.

Ну вот, первые пассажиры уже барабанят в тамбурную дверь, желая усесться и разгрузиться как можно быстрее. Проверив у них документы и билеты, пускаешь в поездной мир. И тут срабатывает распространенное заблуждение, что проводник как представитель железнодорожной компании ответственен за то, в каком состоянии находится вагон. Он и сам впервые едет в этом скрипящем корыте. Приятно, конечно, что пассажиров беспокоит то, что по нашей стране катаются старые вагоны, но, к сожалению, проводник ничего с этим сделать не может.

В летнюю жару каждый второй пассажир первым делом осведомляется, есть ли в вагоне кондиционер. После ответа проводника возможны два варианта развития событий: пассажир смиряется с жестокой реальностью и не жалуется на очевидные вещи либо начинает предъявлять претензии, ссылаясь на то, что на кассе ему обещали вагон с кондиционером (кассиры в глаза не видят эти вагоны). Но даже если вагон был выпущен в этом тысячелетии и в нем действительно есть кондиционер, это далеко не гарантирует, что кондиционер будет нормально работать весь путь. Техника легко выходит из строя, и единственное, что можно сделать на случай 40-градусной жары, – приоткрыть маленькую щелку в окне.

Нередко, если кондиционер работает, происходит столкновение титанов: старушек и мамаш с детьми со всеми остальными. Каждые 10 минут одна из сторон по очереди подходит к проводнику и просит включить/выключить кондиционер.

После смерти все проводники попадут на верхнюю полку возле туалета

Не подумайте, что одни только капризные и неаккуратные пассажиры доставляют хлопоты проводникам – сами проводники тоже далеки от совершенства.

С пустыми карманами проводнику в поездку лучше не отправляться. С каждого вагона в конце рейса взимается неофициальный сбор от 100 до 500 рублей в пользу начальника поезда, который якобы договаривается со всевозможными контролерами-ревизорами, чтобы те не ходили с проверкой по вагонам. Хочешь ты этого или нет, никто не спросит – это поездной закон. Некоторые начальники поезда устанавливают жесткие планы по продаже лотерейных билетов и чайной продукции. Если чипсы и шоколад не распроданы, проводник должен выкупить их у РЖД сам, и не по самому выгодному тарифу.

Свои кровные вкладывать как-то не хочется, поэтому проводники пытаются заработать деньги в пути. Продают чайную продукцию выше цен, указанных в прейскуранте, берут плату за пользование розеткой, микроволновкой или холодильником из проводницкого купе. Как змии-искусители, идут на поводу у человеческих слабостей: снабжают пассажиров пивом по 120 рублей за банку (при изначальной цене в 40 рублей), закрывают глаза на курение во время движения поезда (от 100 рублей). Хорошо обогатиться можно, сдав в аренду проводницкое купе пассажирам, желающим доехать с бОльшим комфортом (1,5–4 тысячи рублей за весь маршрут).

В конце рейса проводник тонет в груде грязного постельного белья, пытаясь рассортировать его по мешкам. Собирает мусор, убирает вагон. В зависимости от графика движения поезда у него есть какое-то время на еду, отдых и прогулку по городу. Например, прибыв на поезде Саратов – Адлер на конечную станцию, можно искупаться в море, а на поезде Астрахань – Санкт-Петербург – погулять по Невскому.

А потом – снова толпы пассажиров, безумные происшествия, одинаковые станции и виды из окна, рассветы и закаты под стук колес. Трое суток пути – и вот снова проглядываются очертания родного города. Уезжать хорошо, но возвращаться домой еще лучше. Особенно если приходится делать это шесть раз в месяц.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

___________ ___________ Методист Ланцова Ж.Г. Зам. по УПР Исакова Н.В.

«Моя профессия

Познакомить студентов с профессиональной деятельностью проводника на железнодорожном транспорте на примере художественных образов, созданных русскими писателями;

Заложить интерес студентов к профессиональной деятельности проводника на железнодорожном транспорте;

Воспитание чувства ответственности при выборе будущей профессии.

Форма проведения:

Ход классного часа:

Студенты заходят в кабинет и рассаживаются по местам

Студенты читают стихотворение:

Бегут поезда по России великой На запад бегут, на восток и на юг В тайге вековой и степи полудикой Вагоны бегут под размеренный стук

Вагоны везут пассажиров в плацкарте В купейных вагонах, нарядных СВ Дороги железные- нити на карте По всей протянулись огромной стране

В вагоне любом проводник вас встретит Проверит билет при посадке в состав На множество ваших вопросов ответит Подробно и вдумчиво все рассказав

Укажет свободное место в вагоне На полку положит белье для постели На станции каждой и каждом перроне Откроет он вам для выхода двери

Напоит вас чаем и кофе напоит Улыбкой приветливой вам улыбнется Коль надо –окошко в вагоне откроет Коль поезд в жару раскаленный несется

Любые вопросы решит проводник И ночью и днем и любою порой Железной дорогой чтоб смог насладиться И летом любой пассажир и зимой

Тяжелый их труд, каждый день переезды В движении как перелетные птицы Мосты, города, полустанки, разъезды И помощи полны к нам все проводники

2.Вступительное слово

Проводник поезда (пассажирских вагонов) — профессия для тех, кто любит путешествия и новизну ярких впечатлений. Постоянная смена пейзажей за окном, калейдоскоп новых лиц, общение с самыми разными людьми — такова внешняя сторона работы проводника, которую называют романтикой большой дороги.

Работа проводника осуществляется не только в пути, а начинается за несколько часов до отправления поезда:

участие в планерке и инструктаже;

получение постельного белья, моющих средств, чая, сахара, кофе;

В пути следования проводник:

размещает пассажиров согласно билетам;

контролирует и обеспечивает исправную работу освещения, отопления, вентиляции, электрооборудования;

обеспечивает пассажиров постельным бельём, чаем;

оповещает пассажиров о прибытии поезда на станции и времени стоянки;

оказывает в случае необходимости первую медицинскую помощь;

выполняет влажную и сухую уборку вагона по специальному графику;

в международных поездах оформляет дорожную ведомость и таможенную декларацию;

при работе в последнем вагоне контролирует состояние хвостовых сигнальных фонарей.

Плюсы и минусы профессии

Постоянная востребованность профессии

Достаточно высокая оплата труда на фирменных поездах и определенных направлениях в период массовых перевозок

Профессия не имеет возрастного ценза, проводниками работают и люди после пенсионного возраста, если позволяет здоровье

Бесплатный проезд в железнодорожном транспорте и другие льготы.

Разъездной характер работы

Высокий уровень травматизма на железной дороге

Переизбыток общения с разными типами людей

Высокая ответственность за людей+материальная ответственность

Сменная работа, приходится работать в выходные и праздники по графику

Нехватка времени на отдых

Плохие условия работы на старых поездах устаревшего парка подвижного состава

Место работы

Важные качества

ответственность, пунктуальность и организованность

умение работать в команде, коммуникабельность

быстрая и точная реакция

умение работать самостоятельно при минимальном контроле

способность принимать взвешенные и ответственные решения

аккуратность в работе в документацией

умение анализировать и систематизировать информацию

умение находить нестандартные решения в цейтноте

крепкое физическое здоровье

Оплата труда

Заработная плата проводника зависит от количества накатанных часов за месяц. Кроме оклада начисляются премиальные надбавки, районные коэффициенты и другие бонусы . Каждые 5 лет непрерывной работы выдают премию за преданность компании в размере 3-4 окладов. При выходе на пенсию со стажем работы 20 лет и более за проводником сохраняется право на одноразовый проезд по всей сети железных дорог Кроме того, проводникам ежегодно выделяются бесплатные или частично оплаченные путевки в санатории и летние лагеря для детей. Проводники бесплатно обслуживаются в клиниках для работников железнодорожного транспорта. В случае серьезных заболеваний предприятие несет расходы по лечению.

Ступеньки карьеры и перспективы

Карьерный рост возможен по следующим ступеням: начальная позиция — проводник местных поездов, следующая ступень — проводник поездов дальнего следования; высшая позиция — проводник фирменных составов. В фирменных поездах более комфортные условия работы и выше оплата труда, красивая форма и интересный контингент пассажиров (знаменитости из разных сфер). Чтобы стать проводником фирменного поезда необходимо отработать на обычных поездах не меньше 1 года, зарекомендовать себя как хорошего работника, затем пройти курсы повышения квалификации.

ИООВДКН П Р – (проводник) МУ Т АБР- (тамбур) ИТЕ Б Л-(билет)

ТЯКИНЬПЛИ К - (кипятильник) ТЕ П ОСЛЬ –(постель) ЛЕ Б ИТ-(билет)

РО К ТОЛНЕР-(контролер) С П АРИЖСА- (пассажир) КЫЛ У БА- (улыбка)

Список использованных источников, литературы:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов


Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 542 человека из 79 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Классный час на тему:

г.Хилок Лоскутникова М.А.

Цель:

  • Познакомить студентов с профессиональной деятельностью проводника на железнодорожном транспорте на примере художественных образов, созданных русскими писателями;
  • Заложить интерес студентов к профессиональной деятельности проводника на железнодорожном транспорте;
  • Воспитание чувства ответственности при выборе будущей профессии.

Задачи:

Оснащение :

Форма проведения:

Ход классного часа:

Студенты заходят в кабинет и рассаживаются по местам

Студенты читают стихотворение:

Бегут поезда по России великой На запад бегут, на восток и на юг В тайге вековой и степи полудикой Вагоны бегут под размеренный стук

Вагоны везут пассажиров в плацкарте В купейных вагонах, нарядных СВ Дороги железные- нити на карте По всей протянулись огромной стране

В вагоне любом проводник вас встретит Проверит билет при посадке в состав На множество ваших вопросов ответит Подробно и вдумчиво все рассказав

Укажет свободное место в вагоне На полку положит белье для постели На станции каждой и каждом перроне Откроет он вам для выхода двери

Напоит вас чаем и кофе напоит Улыбкой приветливой вам улыбнется Коль надо –окошко в вагоне откроет Коль поезд в жару раскаленный несется

Любые вопросы решит проводник И ночью и днем и любою порой Железной дорогой чтоб смог насладиться И летом любой пассажир и зимой

Тяжелый их труд, каждый день переезды В движении как перелетные птицы Мосты, города, полустанки, разъезды И помощи полны к нам все проводники

2.Вступительное слово

Проводник поезда (пассажирских вагонов) — профессия для тех, кто любит путешествия и новизну ярких впечатлений. Постоянная смена пейзажей за окном, калейдоскоп новых лиц, общение с самыми разными людьми — такова внешняя сторона работы проводника, которую называют романтикой большой дороги.

Работа проводника осуществляется не только в пути, а начинается за несколько часов до отправления поезда:

  • участие в планерке и инструктаже;
  • получение постельного белья, моющих средств, чая, сахара, кофе;
  • уборка вагона.

В пути следования проводник:

  • размещает пассажиров согласно билетам;
  • контролирует и обеспечивает исправную работу освещения, отопления, вентиляции, электрооборудования;
  • обеспечивает пассажиров постельным бельём, чаем;
  • оповещает пассажиров о прибытии поезда на станции и времени стоянки;
  • оказывает в случае необходимости первую медицинскую помощь;
  • выполняет влажную и сухую уборку вагона по специальному графику;
  • в международных поездах оформляет дорожную ведомость и таможенную декларацию;
  • при работе в последнем вагоне контролирует состояние хвостовых сигнальных фонарей.

Плюсы и минусы профессии

  • Постоянная востребованность профессии
  • Достаточно высокая оплата труда на фирменных поездах и определенных направлениях в период массовых перевозок
  • Профессия не имеет возрастного ценза, проводниками работают и люди после пенсионного возраста, если позволяет здоровье
  • Бесплатный проезд в железнодорожном транспорте и другие льготы.
  • Разъездной характер работы
  • Высокий уровень травматизма на железной дороге
  • Переизбыток общения с разными типами людей
  • Высокая ответственность за людей+материальная ответственность
  • Сменная работа, приходится работать в выходные и праздники по графику
  • Нехватка времени на отдых
  • Плохие условия работы на старых поездах устаревшего парка подвижного состава

Место работы

Важные качества

  • ответственность, пунктуальность и организованность
  • умение работать в команде, коммуникабельность
  • быстрая и точная реакция
  • умение работать самостоятельно при минимальном контроле
  • способность принимать взвешенные и ответственные решения
  • аккуратность в работе в документацией
  • умение анализировать и систематизировать информацию
  • умение находить нестандартные решения в цейтноте
  • крепкое физическое здоровье

Оплата труда

Заработная плата проводника зависит от количества накатанных часов за месяц. Кроме оклада начисляются премиальные надбавки, районные коэффициенты и другие бонусы. Каждые 5 лет непрерывной работы выдают премию за преданность компании в размере 3-4 окладов. При выходе на пенсию со стажем работы 20 лет и более за проводником сохраняется право на одноразовый проезд по всей сети железных дорог Кроме того, проводникам ежегодно выделяются бесплатные или частично оплаченные путевки в санатории и летние лагеря для детей. Проводники бесплатно обслуживаются в клиниках для работников железнодорожного транспорта. В случае серьезных заболеваний предприятие несет расходы по лечению.

Ступеньки карьеры и перспективы

Карьерный рост возможен по следующим ступеням: начальная позиция — проводник местных поездов, следующая ступень — проводник поездов дальнего следования; высшая позиция — проводник фирменных составов. В фирменных поездах более комфортные условия работы и выше оплата труда, красивая форма и интересный контингент пассажиров (знаменитости из разных сфер). Чтобы стать проводником фирменного поезда необходимо отработать на обычных поездах не меньше 1 года, зарекомендовать себя как хорошего работника, затем пройти курсы повышения квалификации.

ИООВДКНПР – (проводник) МУТАБР- (тамбур) ИТЕБЛ-(билет)

ТЯКИНЬПЛИК- (кипятильник) ТЕПОСЛЬ –(постель) ЛЕБИТ-(билет)

РОКТОЛНЕР-(контролер) СПАРИЖСА- (пассажир) КЫЛУБА- (улыбка)


Начало: студотряд и московский резерв проводников


Я учился в КФУ на гуманитарной специальности. Участвовал в деятельности студенческих отрядов (это преемники советской системы стройотрядов) — по этой линии можно было найти какую-нибудь работу на лето. Мы называли это целиной. Можно было пойти в строительный, педагогический сельскохозяйственный отряды, но я не хотел ни строить космодром Восточный, ни быть вожатым в лагере, ни собирать помидоры в Крыму. Работу проводником выбрал целенаправленно и пошел туда сразу после первого курса — мне нравилась перспектива общения с людьми и смены обстановки. За три полных лета и двое зимних каникул работы на поезде я побывал в Мурманске, Архангельске, Смоленске, Анапе, Сухуме (это крайние точки моих путешествий). Вообще дополнительные проводники требуются РЖД именно на период повышенной пассажирской нагрузки — то есть на летние и зимние каникулы. Я, кстати, два раза встречал Новый год в поезде — не в пути, правда, а во время суточной стоянки в Смоленске. Погуляли с коллегами по городу, натопили вагон, накрыли стол, послушали Путина по радио.

Первый рейс и профессиональные лайфхаки

Зарплата и дополнительные обязанности


Оплата работы проводника — почасовая. Три года назад, когда я работал, платили 76 рублей в час (сейчас вроде бы 86 рублей). Минимум за лето по условиям работодателя мне надо было откатать 450 часов — это вполне выполнимая задача за два с половиной месяца. Например, рейс Москва — Анапа — Москва — Мурманск — Москва занимает 10 дней. Едешь с напарником, смена по 12 часов, и в итоге за него нам ставили 110 часов. Базовый оклад небольшой, но есть надбавки за ночную работу и заезды на Крайний Север, премиальные за рекордные продажи чайной продукции, сувениров и прочего. Кажется, что 76 рублей в час — это мало, но максимум, который я получал за лето, был 120 тысяч рублей. Для студента это очень приличная сумма. В последний год я получил 70 тысяч рублей — сказался кризис. В тот год все проводники жаловались, что им недоплачивают, недосчитывают часы работы и по возможности все урезают. К тому же это было в питерском резерве, где всегда царил полный бардак, поэтому, получив свои деньги, я не стал ничего выяснять — себе дороже.

Также из своего кармана мы возмещаем стоимость украденного пассажирами белья (1500 рублей за комплект) и подстаканников (около 2000 рублей за штуку). А еще по инструкции проводник должен оплатить расходы на дорогу пассажира до своей станции, если он забыл его высадить. Но такого у меня никогда не бывало.

Техника безопасности и старый подвижной состав

Проводники — нерв всего состава. Мы первыми фиксируем нарушения и чрезвычайные ситуации, а потом сообщаем о них в штабной вагон (кроме купе начальника поезда там есть комната для сотрудников МВД, помещение для хранения белья и радиоточка). В каждом вагоне есть система оповещения о пожаре, она работает даже когда поезд стоит. Но автоматическая система тушения пожара установлена только в рабочем купе проводника, потому что там находится электрощиток. Пожар в наших поездах — очень опасная штука. Вагон сгорает дотла в среднем за семь минут. Инструкция в случае срабатывания сигнализации такая: проводник бежит в купе, откуда идет сигнал, смотрит, есть ли возгорание (система очень чувствительная и реагирует даже на вейп). Если это действительно пожар, то второй проводник по цепочке отправляет информацию в штабной вагон, первый дергает стоп-кран, тушит возгорание огнетушителем, а второй выводит пассажиров на улицу с тыльной стороны вагона (то есть с противоположной от путей встречного направления).

В РЖД очень много старых вагонов. Говорят, что на Урал и на Юг отправляют самые убитые поезда. Но такой закономерности на самом деле нет — все зависит от резерва, который обслуживает конкретное направление. Я никогда не работал на казанском резерве, но по слухам знаю, что раньше у нас были хорошие вагоны и составы, а потом они все перешли в московский резерв и в Казани осталось все старое. Рейсы Казань — Москва формируются в Москве из новых вагонов, а для рейсов, которые формируются в Казани, остается устаревшая техника. Для сравнения: нижегородский резерв (он, к примеру, формирует рейс Казань — Санкт-Петербург) очень хороший (поэтому нельзя сказать, что везет только москвичам).

К счастью, серьезных технических проблем с вагонами в моей жизни не было, разве что засорялся биотуалет. Пассажиры умудряются кидать туда все, вплоть до носков и тряпок. А однажды я поссорился с уборщиком вагона. Он сделал работу плохо — в некоторых местах после него стало даже хуже, чем было. Документ об уборке я не подписал, то есть оставил его без заработка. В итоге он кинул свой носок в биотуалет, справил туда нужду и полностью оплевал девять купе.

В новых вагонах биотуалеты автоматические и их можно просто перезагрузить. Если это не срабатывает, вызывают электромонтера, и он разбирает устройство. Бывало, что мы вручную вычерпывали содержимое туалета, чтобы устранить засор. Но самое ужасное — зимой замерзают и био-, и обычные туалеты, поэтому их каждый час надо заливать кипятком. Вообще в вагоне много отверстий — это сливы раковин, слив от титана (аппарат для кипятка). И все их нужно проливать горячим.

Работа зимой имеет свою специфику. Тебе нужно топить вагон, а это тяжело. Все нефирменные поезда до сих пор топят углем, и тебе могут дать уголь очень плохого качества, который почти не горит. Уголь хранится в тамбуре, в специальных карманах. На рейс дается 20−25 ведер, но если зима холодная, может понадобиться вдвое больше. Зимой все проводники ходят с черными потрескавшимися руками. Но зато у тех, кто работает в праздничные дни, зарплата выше: за две недели можно получить месячную летнюю сумму.

Пассажиры: плохие, хорошие, дети


Проводник — это лицо компании, мы первые и часто единственные представители РЖД, с которыми сталкивается пассажир. Важно произвести хорошее впечатление еще при посадке — поздороваться, помочь с вещами; потом в начале рейса пройтись по поезду и со всеми вежливо поговорить. Мой опыт подсказывает: проводник выкладывается в первые два часа рейса, потом на тебя работает то впечатление, которое ты произвел.

Я для себя выделил несколько типов пассажиров: молодые люди до 30 лет (с ними всегда можно договориться), бабушки (они ведут себя с тобой так же, как и ты с ними), мужики-быдло (с ними сложно: курят, пьют, не слушают и ругаются), семьи (как правило, замкнуты на себе). Я не люблю тех, кто навязывается в друзья и садится на уши. Они могут прийти за чаем и застрять у твоего купе на час — а послать ты не можешь. При этом чаще всего они рассчитывают на какие-то привилегии (как правило, на разрешение курить). Некоторые — особенно девочки — чуть ли не в служебное купе садятся поболтать, хотя это запрещено.

Обычно я придерживался подхода: кури и пей, но не мешай другим. Разрешал курить в тамбуре во время минутных стоянок. Но люди склонны злоупотреблять доверием. Однажды у меня был конфликт с двумя бугаями: один все время бегал курить, я делал ему замечания, даже пригрозил начальником поезда; потом подошел второй, стал угрожать и снимать меня на телефон. Потом я увидел, что с двери моего купе пропала моя визитная карточка, а со столика — чайная продукция. Конечно, мы вызвали полицейских, но потом выяснилось, что бугаи сами из органов, и им ничего не сделали. До сих пор обидно от такого нахальства. Правда, бейджик мне вернули.

Как-то летом на рейсе в Сухум один мужик активно набивался ко мне в друзья. Выписал мне благодарность в книге отзывов и предложений, купил чайную продукцию на хорошую сумму и, конечно, много пил (но не буянил). На юге пятичасовая санитарная зона вдоль моря и часовой контроль на границе Абхазии и России — я всех заранее предупредил, чтобы люди успели сходить в туалет. Мужик в это время спал и проснулся уже во время осмотра поезда пограничниками. Он просился в туалет, но я никак не мог ему помочь. Тогда он нашел пятилитровую бутыль, сделал все свои дела туда (все произошло в тамбуре довольно громко — пассажиры поняли, что происходит) и вернулся на место аккурат к заходу в вагон сотрудников пограничной службы. Когда поезд тронулся, моя напарница психанула и сказала, что за ним мы убираться не должны — пусть все свое забирает с собой. К моему удивлению, мужик легко согласился. Так и вышел в Гагре, протянув вперед руку с пакетом, в который мы спрятали его бутылку.

Я всегда старался держать дистанцию с пассажирами, но путевые романы на два-три дня — распространенная практика. Часто такое происходит с молоденькими девочками-проводницами, особенно когда они видят красивых широкоплечих дембелей. Как-то я вез вагон дембелей. Они всю дорогу беспробудно бухали — даже не знаю, как можно в этой ситуации успеть завязать роман. Моя задача сводилась к роли воспитателя — вовремя собирать бутылки, следить, чтоб никто не начал блевать и ходить под себя, в крайнем случае выводить в туалет и выталкивать пассажиров на нужных остановках с вещами (что было непросто: уходить от такого веселья они не хотели). Еще сложно было перевозить курсантов одной секретной силовой структуры — вагон был пустой, они заняли два купе и всю дорогу по-жесткому пили и орали песни Аллегровой. Замусорили весь вагон!

Однажды 14-летний мальчик-детдомовец вышел на стоянке в магазин за водкой. Его загребли менты, а сопровождающие опомнились только через два часа. Его посадили в догоняющий состав, а нам пришлось ехать медленно, с отставанием от графика. Через пару часов мы его подобрали. Но такое происходит нечасто. Отставший пассажир — большая бумажная работа. По инструкции проводник с двумя понятыми должен описать его имущество и сдать начальнику поезда. Дальше либо пассажир догоняет состав, либо мы на следующей станции отдаем его вещи дежурному помощнику начальника вокзала.

Как стать проводником пассажирского вагона?

Многие люди не совсем правильно представляют себе профессию проводника пассажирского вагона. Должностные обязанности сотрудника не сводятся к проверке билетов, раздаче постельного белья, разносу чая. Специалист должен обладать рядом навыков, чтобы обеспечить пассажирам комфортную поездку, соблюсти при этом все правила техники безопасности, снизить риски создания экстренных ситуаций. Для работы на железнодорожном транспорте необходимо получить профильное образование.


Мало кто знает, что представители профессии обладают рядом привлекательных льгот, неплохо зарабатывают, имеют шансы на карьерный рост.

Обязанности работника

Современный проводник пассажирского вагона должен выполнять самые разные действия на рабочем месте. Его трудовой день начинается задолго до отправления состава. Специалист должен посещать планерки и инструктажи, проверять обстановку во вверенном ему вагоне или в поезде, проверять наличие расходных материалов, вовремя обновлять запасы. Иногда работнику требуется осмотреть вагон на предмет наличия неполадок, вызвать бригаду для их устранения.

Примерная должностная инструкция для РЖД проводников на время движения состава выглядит так:

  • проверка билетов, размещение пассажиров в соответствии с местами;
  • обеспечение людей постельным бельем, водой, чаем, другими положенными им вещами;
  • организация высадки-посадки клиентов на промежуточных станциях, донесение информации до пассажиров о приближении к нужной станции, времени стоянки;
  • обеспечение бесперебойной работы электричества, туалета, отопления, связи с машинистом или полицией;
  • оказание первой медицинской помощи в случае необходимости;
  • обеспечение чистоты вагона, влажная или сухая уборка;
  • организация обучения стажеров, повышение квалификации неопытных сотрудников;
  • у проводника поезда международного следования есть дополнительные обязанности – обеспечение пассажиров таможенными декларациями или дорожными ведомостями, оказание помощи в их заполнении.


Через смотрителей вагонов осуществляется связь между пассажирами и полицией либо машинистом. Сотрудник железной дороги должен следить за порядком в своем вагоне, при необходимости улаживать происшествия или конфликты, объяснять клиентам причины отклонения состава от времени графика.

Требования к знаниям, личным качествам

Специалисты профиля предупреждают – мало выучиться на проводника, еще надо понимать специфику работы, осознавать уровень ответственности. Чтобы начать карьеру необходимо получить профильное образование, пройти стажировку под контролем опытного сотрудника. После этого молодого специалиста допускают к самостоятельной работе.

Проводник пассажирских вагонов должен обладать такими качествами:

  • пунктуальность, организованность, аккуратность;
  • умение правильно общаться с людьми, быстро находить с ними общий язык;
  • навыки работы в команде и самостоятельного выполнения поставленных задач без чьего-либо контроля;
  • физическая выносливость, отсутствие проблем со здоровьем;
  • способность быстро реагировать на изменившиеся условия, принимать адекватные решения, обрабатывать новую информацию;
  • стрессоустойчивость – во время поездок приходится работать с разными людьми, решать неожиданные проблемы.

Дипломированный проводник вагона, соответствующий этим требованиям, может рассчитывать на хорошую должность в РЖД, коммерческих или государственных структурах, метрополитене. При наличии амбиций он способен быстро добиться повышения, занять ответственную должность, перейти на работу в престижную компанию или министерство.

Плюсы и минусы направления

В России железнодорожная сеть хорошо развита, что является залогом востребованности проводников. Выпускник учебного заведения без труда найдет работу по специальности. При наличии желания молодой или опытный сотрудник способен продвинуться по карьерной лестнице, а заработная плата работника во многом зависит от него самого.


Вот еще несколько поводов отучиться на проводника:

  • нет особых требований к возрасту работника при наличии у него крепкого здоровья;
  • профессии проводника учат в средне-специальных учебных заведения, на курсах, в профильных школах – это существенно сокращает сроки профессиональной подготовки;
  • при наличии опыта есть возможность приступить к выполнению международных рейсов – это совсем другой уровень оплаты труда, зарубежные поездки, карьерные перспективы;
  • проводник поезда с внушительным опытом работы может рассчитывать на различные льготы, бонусы, прибавку к пенсии;
  • есть возможность самостоятельно формировать трудовой график.

Главным минусом направления считается его негативное влияние на здоровья человека. Во время поездок приходится общаться с массой людей, что чревато инфекционными заболеваниями, стрессами. Нахождение в постоянно вибрирующем составе тоже сказывается на теле не самым благоприятным образом. Не всем людям нравится система формирования зарплаты проводников. Уровень дохода зависит от количества рейсов, поэтому ездить приходится немало.

Как стать проводником

Где и сколько учиться

К получению профессии можно приступить после 9-го или 11-го класса. В первом случае на это уйдет не более 4 лет, во втором – менее 3 лет. С этими целями следует поступать в профильные техникумы, колледжи, училища. Российские железные дороги предлагают курсы по данному направлению, семинары для повышения квалификации. При наличии у человека высшего образования достаточно пройти специальную профессиональную переподготовку.

Зарплата сотрудника и перспективы

На то, сколько получают проводники и проводницы влияет сразу несколько факторов: стаж работы, уровень образования, количество выполненных рейсов, место службы, особенности условий труда. Работодатели могут предлагать своим сотрудникам дополнительные способы поощрения труда, чтобы их сотрудники зарабатывали больше. Особые условия предусматривают разные варианты индексации оклада или пенсии.

Специфика начисления зарплаты

Рассчитывая оклад проводника, учитывают количество отработанных им часов. Существует предел показателей, ниже которого нельзя опускаться. Также имеется верхняя планка, превышение которой нежелательно, так это может привести к недостаточному количеству времени у сотрудника на отдых. Некоторых отказываются от профессии, когда узнают, сколько получает начинающий специалист – до 25 тыс. рублей. Важно понимать, что уже через 1-2 года эти цифры способны вырасти в два раза за счет стажа, квалификации, смены места работы.


Больше всего получают проводники фирменных составов и те, кто обслуживает международные рейсы. К последним работодатели выдвигают дополнительные требования, но уровень их заработка способен составлять от 80 тыс. руб. Многое зависит от стратегии компании. Например, в РЖД предусмотрены регулярные выплаты премий по итогам года, пятилетки и так далее.

Бонусы и льготы

Соискателям профессии стоит учесть наполненность и особенности соцпакета. Он предусматривает бесплатное медицинское обслуживание по расширенным программам, прибавку к пенсии за выслугу лет, варианты бесплатного проезда на поезде по стране. Для сотрудников РЖД, метрополитена и других крупных компаний предусмотрены путевки в санатории, лагеря для детей, образовательные программы.

Проводник пассажирского вагона – интересная, перспективная, востребованная профессия. Она может быть залогом финансовой стабильности или стартом карьерного роста. Надо только правильно понимать специфику направления, адекватно оценивать собственные возможности.

Похожие статьи:

О cm2

Пройти профориентацию

Определиться с выбором профессии вам помогут специалисты центров профориентации.

Центр профориентации PROFchoice

Центр профориентации PROFchoice

Центр профориентации Московского Метрополитена

Центр профориентации Московского Метрополитена

Центр профориентации Ларисы Дубосарской

Центр Ларисы Дубосарской — это место, где помогут распознать талант и раскрыть способности, выбрать профессию и определиться с учебным заведением, составить карьерный план. Программы, рассчитанные на подростков, нацелены на раскрытие их потенциала и выбор правильного подхода к получению образования. Профориентация взрослых направлена на то, чтобы человек смог лучше узнать себя, определиться с целями и найти предназначение. Комплексная работа с психологом поможет выбрать работу мечты, построить или развить карьеру, а может, и сделать первый шаг в сторону кардинальных изменений в жизни. Сотрудники центра проводят индивидуальные консультации, предлагают частные развивающие программы. Также здесь доступны тренинговые сессии для школ и отдельных коллективов, группы помощи взрослым и подросткам. Индивидуальная работа с экспертом представлена 3-часовой консультацией. В процессе сеанса испытуемый проходит тестовые задания, беседует с психологом, выполняет специальные упражнения. По результатам сессии составляется проф-отчет, за которым следует итоговая онлайн-встреча, в ходе которой обсуждаются оставшиеся вопросы и подводятся итоги.

Центр профориентации Ларисы Дубосарской

Этот центр профориентации в Москве помогает школьникам выбрать будущую профессию, найти для этих целей походящее учебное заведение. Центр проводит консультирование по поводу мира профессий, дает рекомендации родителям и школьникам. [kavtest >

Центр профессиональной ориентации

Центр профориентации в Москве предлагает индивидуальное консультирование детей и родителей: по выбору профессии, ознакомления с миром профессий, по выбору подходящего ВУЗа. Центр помогает детям найти свой жизненный путь, выявить склонности и предрасположенности к чему-либо. Предлагает профориентационное тестирование.

Центр профессиональной ориентации

Столичный центр профориентации

Частный проект, работающий с начальными образовательными учреждениями с 2007 года. Этот центр профориентации в Москве имеет в штате 6 кандидатов наук, 12 профессиональных психологов-консультантов и 2 руководителя. За год проводит около 500 лекций. 14 включают программу образования, 17 методики профориентации. Занимается как с педагогами, так и с родителями. Практикует выездные мероприятия, тренинги для взрослых и детей, лекции.

Столичный центр профориентации

Центр профориентации и персонализации личности

Центр профориентации и персонализации личности

РиОЛ — это многопрофильный центр развития и оздоровления личности. Здесь помогают подобрать подходящую профессию, основываясь на характеристиках, качествах, умениях и интересах человека. Сотрудники организации помогают не только в вопросах профориентации, но и обеспечивают поддержку на этапе трудоустройства. Сюда нередко обращаются работники, которые попали под сокращение или уже длительное время не могут устроиться по профессии. Также на базе центра проводятся групповые и индивидуальные сеансы с логопедом. Здесь можно записаться на детский массаж. Дополнительно в РиОЛ действуют служба психологической помощи и центр развития ребенка.

Читайте также: