Как получить профессию психоаналитика

Обновлено: 28.06.2024

В рубрике "Карьерные консультации" мы публикуем ответы на лучшие вопросы абитуриентов, которые они задают нам в нашей группе ВКонтакте .

Вопрос: "Чтобы поступить на психотерапевта, это нужно на лечебный факультет поступать? А клинический психолог это тоже самое , что и психотерапевт?"

Публикуем наш ответ.

У нас в стране психотерапевтами называют и врачей-психотерапевтов, и клинических психологов, и просто практических психологов. Однако, по закону в России психотерапевтом может быть только врач, прошедший специальное дополнительное обучение, сдавший экзамен и получивший сертификат по психотерапии.

Все эти специалисты используют одни и те же техники и методы в работе с людьми. Можно говорить, что они занимаются психотерапией. Вопрос исключительно в сфере работы и уровне ответственности. Врач-психотерапевт - это медицинская специальность, получить ее можно только будучи врачом. Почему? Потому что врач-психотерапевт имеет дело, как правило, с больными людьми, у которых выявлены пограничные психические расстройства (невроз) или заболевания психиатрического круга (различные зависимости, психические заболевания). Также врач-психотерапевт работает с людьми, у которых есть психосоматические расстройства. Есть множество синдромов, например, фобии, навязчивости, суицидальные и депрессивные расстройства, которые проявляются у здоровых людей. Этим тоже занимается врач-психотерапевт. Он несет ответственность за лечение больного, назначение медикаментозных препаратов.

Чтобы стать врачом-психотерапевтом сначала нужно получить врачебное образование по специальности Лечебное дело (6 лет), затем учиться в ординатуре 2 года по специальности "Психотерапия". Многие практикующие врачи-психотерапевты закончили ординатуру по другому направлению, но уже позже, в ходе врачебной практики, прошли повышение квалификации и получили право работать психотерапевтом. Без специальной квалификации врач не может работать психотерапевтом.

Психотерапией также занимаются и психологи. Психолог занимается пациентами, которые ближе к понятию "здоровье", однако имеют проблемы адаптации, столкнувшись со сложными жизненными ситуациями. Тут нужно различать несколько классов специалистов.

Первые - это те, кто обучались по специальности Клиническая психология (специалитет, обучение 5-6 лет). Такой психолог может работать в клинике с больными людьми и выполнять работу психотерапевта (но не быть по статусу врачом-психотерапевтом). В отличии от психотерапевта клинический психолог не может выписывать лекарства для медикаментозной коррекции, принимать решение о госпитализации. Это прерогатива только врача-психотерапевта. Также он может заниматься психологическим консультированием со здоровыми людьми.

Другая группа специалистов-психологов, это психологи, окончившие бакалавриат (4 года) по специальности Психология .
Эти специалисты, как правило, работают только с людьми "в норме", занимаются психологическим консультированием, которое по методам идентично психотерапии. Но если терапия предполагает все же лечение, то работа практического психолога направлена на помощь в адаптации человека при возникновении сложных ситуаций, помощь в построении отношений с окружающими, выработку более эффективных способов поведения.

Таким образом, если вы хотите работать в клинике и заниматься лечением, вам нужно строить карьеру врача или клинического психолога. Если вы хотите быть врачом-психотерапевтом с правом медикаментозной коррекции, то это только карьера врача.

По моему опыту бэкграунд психотерапевта "от медицины" и "от психологии" часто различается. Врачи сфокусированы на патологии и лечении, а психологи на психологической помощи и воспринимают своего клиента более самостоятельным, более активно вовлекают его в процессы психотерапии.

Для тех, кто решил посвятить себя психотерапии нужно быть готовым к тому, что после вуза вы не будете сразу чувствовать себя уверенно в профессии. Это связано с тем, что для работы психотерапевтом требуется жизненный опыт и множество сложных коммуникативных навыков. Приобретение этих навыков - это еще годы наработки и практики на тренингах, супервизии старших коллег. Поэтому молодые специалисты нуждаются в дополнительном практическом дообучении.

В этой статье описан процесс становления будущего психоаналитика. С небольшими поправками он типичен для обучения психотерапевтов и других модальностей (т.е. разновидностей психотерапии, например, когнитивная и поведенческая терапия, гештальт-терапия и т.д.) .

Личность психотерапевта

Человек, выбирающий для себя профессию психотерапевта, обычно искренне и глубоко заинтересован в других людях. И еще до того, как ему приходит в голову идея получить соответствующее образование, он интересуется жизнью и внутренним миром окружающих людей, пытается понять не очевидный смысл их слов и поступков, ищет возможность помочь им в решении своих проблем.

Сам будущий специалист обычно не понаслышке знает, что такое психологические проблемы. И часто именно собственное страдание толкает его на то, чтобы начать изучать принципы устройства внутреннего мира человека и способы сделать его более гармоничным. В процессе обучения и обязательной для будущего психоаналитика личной терапии, он надеется не только приобрести новые знания, но и помочь себе решить собственные проблемы.

Жизненный опыт - важная составляющая профессионального багажа будущего психотерапевта. Нахождение в различных жизненных ситуациях, пребывание в разных психологических ролях, общение с большим количеством отличающихся друг от друга людей позволяет психотерапевту быть более способным воспринять уникальный опыт своих клиентов. Есть такая профессиональная шутка (в которой лишь доля шутки): "хороший психоаналитик - как хорошее вино: с годами становится только лучше".

Образование

Профессия психотерапевта предполагает многоступенчатое сложное обучение. Обычно это базовое высшее психологическое или медицинское образование и дальнейшее образование в специализированном институте или в рамках специальных программ. В настоящее время в России в крупных городах есть возможность получить как основное, так и дополнительное психоаналитическое образование. Ряд институтов предлагает возможность также пройти свои курсы в очно-заочном режиме.

Образование в рамках различных психотерапевтических модальностей, как правило, проходит в соответствии со стандартами профессиональных ассоциаций, представляющих данные модальности. Прохождение полного курса обучения и выполнение всех профессиональных стандартов дает возможность кандидату получить профессиональный статус специалиста в определенном виде психотерапии и иметь об этом соответствующий сертификат.

В поле психоанализа есть ряд международных ассоциаций, осуществляющих профессиональный тренинг и присваивающий своим кандидатам профессиональные статусы. Старейшей в мире ассоциацией является Международная Психоаналитическая Ассоциация (IPA). В России пока не очень много ее членов, но ряд специалистов находится на пути к получению профессионального статуса IPA (в этой организации наиболее сложные стандарты получения профессионального статуса). Другая международная организация - Европейская Федерация Психоаналитической терапии (EFPP). В России также есть специалисты, являющиеся членами этой организации. Еще одна международная психоаналитическая организация, которая как раз широко представлена в России - это Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии (ECPP). Наши специалисты являются членами этой организации, сертифицированы ей и, в свою очередь, проводят психоаналитический тренинг по ее стандартам. Вы можете познакомиться с деятельностью ЕКПП на сайте ее российского отделения - Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии - Россия. Также Вы можете ознакомиться с Регламентом Сертификации и аккредитации ЕКПП-Россия, где обозначены основные стандарты профессионального образования и тренинга психоаналитического психотерапевта ЕКПП.

Личная терапия (обучающий психоанализ)

Личная терапия (в случае подготовки психоаналитика - обучающий психоанализ) является одной из основных составляющих частей психоаналитического тренинга. Впервые он был рекомендован кандидатам в психоаналитики еще Зигмундом Фрейдом. Будущий аналитик с помощью личного психоанализа на своем собственном опыте убедеждается в наличии бессознательных процессов. А понимание того, как работает собственная психика, делает возможным видеть аналогичные процессы в психике других людей.

Обучающий анализ практически не отличается от того анализа, который проходит любой другой клиент (не имеющий учебной цели). Но будущему аналитику, помимо личной пользы, этот опыт дает возможность увидеть "психоанализ изнутри", посмотреть с самого близкого расстояния, как именно работает аналитик и какие процессы происходят в терапии. Аналогичные процессы происходят при прохождении психотерапии других модальностей. Никакое интеллектуальное знание, полученное на лекциях или при прочтении книг, не может сравниться с тем, которое приходит из собственного опыта. Нередко студенты, проходящие терапию, говорят, что по-настоящему поняли то, о чем им говорили на лекциях, только когда столкнулись с этим в собственной терапии.

Специалист, успешно прошедший свой анализ, и получивший от него пользу, не просто верит в свой метод, он знает, что психоанализ помогает, и понимает, как это происходит.

Иногда возникают ситуации, когда уже давно практикующий специалист понимает, что у него остались еще ранее неразрешенные конфликты или накопились новые проблемы, которые мешают жить и работать эффективно и с удовольствием. Тогда у него есть возможность обратиться за повторным анализом к кому-то из коллег, кому он доверяет. Это обычная практика в среде психотерапевтов, она является хорошей профилактикой ситуации из поговорки "сапожник без сапог".

Работа с клиентами и супервизия

Итак, образование получено, обучающий анализ пройден (или находится на продвинутой стадии). Можно начинать принимать клиентов.

Каждый человек, приходящий к психотерапевту, имеет свой уникальный опыт, свой неповторимый внутренний мир, собственные способы обращения с психологическими затруднениями и с событиями, происходящими в реальности. Опыт общения с этими разными людьми, нахождение общего языка, возможных способов взаимодействия - бесценный опыт для психотерапевта (как профессионала и как человека). Иногда что-то идет не так, психотерапевт может совершать ошибки или не быть способным помочь клиенту так, как бы того хотелось обоим. Хороший профессионал учится из этого опыта, учится у своих клиентов.

Специалист, который начинает свою практику и не имеет опыта психоаналитической работы, конечно, испытывает трудности и в глубинном понимании своих первых клиентов, и в том, как именно построить терапевтический процесс. Также он нередко сталкивается с новыми для себя собственными затруднениями. Для того, чтобы наилучшим образом и с наименьшими потерями разобраться со всеми возникающими трудностями, специалист обращается к более опытным коллегам - супервизорам. На первом этапе они помогают начинающему специалисту состояться в качестве психоаналитика.

В дальнейшем работа с супервизорами не прекращается. В зависимости от профессионального уровня специалиста, работа с супервизорами имеет разные цели: лучшее понимание клиентов, более глубокое понимание связи между теорией и практикой, совершенствование своих терапевтических техник, выработка собственного терапевтического стиля, профилактика профессионального выгорания.

Даже самые опытные психоаналитики испытывают потребность в супервизии своей практики: это позволяет посмотреть на свою работу свежим взглядом и получить профессиональную поддержку. Постоянная супервизия своей работы для психоаналитика - это также своего рода профилактика возможных профессиональных деформаций.

Подробнее о супервизировании можно почитать в этой статье.

Программы повышения квалификации

Есть у обучения начало, нет у обучения конца. Даже признанные специалисты нашей профессии, которые уже сами являются для многих учителями в психотерапии, постоянно продолжают повышать свой профессиональный уровень, участвуя в исследовательских программах, семинарах, конференциях, и других профессиональных мероприятиях. На нашем сайте в разделе "Коллегам" можно познакомиться с обучающими курсами, семинарами и супервизиями, которые посещают, организуют и проводят наши специалисты.

Человеческая психика все еще является одной из самых больших тайн даже для специалистов в области психического здоровья. Иногда это пугает - сколького мы о себе не знаем, насколько пока ограничены наши возможности что-то изменить. Но изучение уже накопленных знаний о человеческой душе, попытка открыть тайну внутри себя. сложно представить себе что-то более важное и интересное!


Психолог-психоаналитик
Обучающий аналитик и супервизор ЕКПП

Профессия психоаналитика входит в число чемпионов по количеству бытующих вокруг нее спекуляций. В массовых представлениях сама суть работы специалистов этого профиля выглядит весьма туманно. Между тем, хороший психоаналитик – это человек с очень высоким уровнем образования и большим набором специфических компетенций. Профессиональная переподготовка по психоанализу – задача непростая, требующая внимательного подхода к выбору учебного заведения и программы.

Специфика

Мужчина на приеме у психолога

Такая деятельность требует очень высокого уровня профессиональной подготовки. При этом в отношении психоаналитиков действует не только образовательный, но и личностный ценз.

Образовательный ценз

Для желающих стать дипломированными психоаналитиками на данный момент открыт один путь – через профпереподготовку. В России отдельного утвержденного профессионального стандарта для этой специальности также пока нет. Однако существует мировой стандарт, на который ориентируются серьезные учебные заведения.

В одном из интервью доцент отделения клинической психологии МГУ И. М. Кадыров рассказал о том, какую длительную образовательную подготовку должен пройти будущий психоаналитик:

  • сначала необходимо получить высшее психологическое или медицинское образование;
  • затем поступить на программу переподготовки, где даются теоретические знания по специальности;
  • одновременно слушатель подвергается личному психоанализу, в ходе которого идет проработка его собственных проблем;
  • после этого требуется обязательное прохождение практики под супервизией.

Только такая классическая схема позволяет стать по-настоящему квалифицированным специалистом, признанным профессиональным сообществом.

Личные качества

Хороший психоаналитик обязан обладать следующими личными качествами:

Чтобы отсеять поток потенциальных слушателей, не имеющих нужных личных качеств, в серьезных учебных центрах предусмотрена процедура собеседования. Она включает 3 независимых интервью с экспертами. На курсы принимаются только те абитуриенты, которые успешно проходят это испытание.

Программы

Переподготовка по психоанализу стоит недешево. Чтобы понапрасну не потратить деньги и время, необходимо крайне вдумчиво отнестись к подбору программы обучения.

В первую очередь, важно обратить внимание на наличие трех обязательных компонентов:

  • теоретические занятия;
  • личный психоанализ;
  • супервизия.

Затем стоит ознакомиться с учебным планом. Он может включать изучение нескольких методов психоанализа, либо акцентировать внимание на какой-то одной школе. Если к моменту поступления на курс еще нет четко оформленного предпочтения какого-либо метода, лучше выбрать обобщенную программу.

Топ очных курсов

Учитывая высокие требования к подготовке психоаналитиков, необходимость прохождения личного анализа и клинической практики под руководством супервизора, предпочтителен очный формат обучения этой специальности. В России основные центры психоанализа находятся в Москве и Санкт-Петербурге.

Дистанционное обучение

Качество дистанционной переподготовки по психоанализу не идет ни в какое сравнение с очной формой обучения. Из всех предложений на рынке дополнительного профессионального образования удалось выделить только один приемлемый курс – в Восточно-европейском институте психоанализа (Санкт-Петербург).

Учебный план ВЕИП имеет объем более 1 000 академических часов (3 семестра), хорошо проработан, реализуется посредством видеолекций, видеоконференций, вебинаров. Институт часто приглашает иностранных специалистов, и у слушателей есть доступ к записям их семинаров. Курса личного психоанализа не предусмотрено, но есть супервизорская поддержка практики. При желании после первой сессии можно перейти на очную форму обучения. Стоимость – 45 000 рублей за семестр.

Переподготовка по психоанализу занимает много времени и требует материальных вложений, но вполне морально и финансово окупается последующей практикой. Однако при подборе курса стоит отсекать программы объемом меньше 500 часов, на которые принимаются все желающие. Доверить свое профессиональное будущее можно лишь тем учебным центрам, которые нацелены на подготовку высококвалифицированных специалистов, имеющих реальные перспективы трудоустройства.

Майн Надежда Владимировна

  • Основатель и руководитель Школы практического психоанализа
  • Психоаналитик с 20-летним стажем
  • Член Парижского Психоаналитического общества (SPP)
  • Член Международной Психоаналитической Ассоциации (IPA)
  • Директор Московской Психоаналитической Ассоциации (МПА)
  • Психиатр
  • Кандидат психологических наук
  • 15 лет преподавания в психологических ВУЗах Москвы
  • Опыт работы с детьми, подростками и взрослыми в психиатрических клиниках, психологических центрах и в частной практике
  • Автор методики проведения психоаналитической консультации (ПАК)

Школа практического психоанализа

Основана в 2017г.


Основатель и руководитель Школы — Надежда Владимировна Майн, психоаналитик, член IPA.

Миссия Школы — сделать качественное психоаналитическое образование доступным для специалистов в любой точке мира, познакомить их с классическими и современными идеями психоанализа и ведущими психоаналитиками Франции.

Цель Школы — помочь психотерапевтам в определении и укреплении их профессиональной идентичности, чтобы они смогли получать удовлетворение и удовольствие от работы, личной жизни и творчества.

Задачи Школы — сформировать у специалистов психоаналитическое мышление, обучить технике психоаналитического консультирования и психоаналитической терапии.

Все программы, курсы Школы авторские и используют самые современные технологии преподавания и обучения.
Индивидуальный подход и профессиональное сообщество дают надежную опору и гарантию качества обучения. Все прошедшие обучение подтверждают качественный скачок в работе, уровне удовлетворения от нее, количестве клиентов и заработке.

Учеников подтверждают повышение качества своей работы и расширение практики

Выпускников Школы практического психоанализа

Проведенных выпускниками психоаналитических консультаций

Человек участвовали в мероприятиях Школы

Отзывы учеников Школы










Интенсив по работе с переносом и контрпереносом был очень ценной инвестицией для моей работы и стал большой поддержкой для меня лично. Помимо очень концентрированной, но при этом отлично структурированной информации, я получила примеры из опыта практических кейсов, смогла разобрать свои рабочие и жизненные ситуации, что, в свою очередь, принесло много ясности в мои состояния в работе и думаю сильно повысило мою профессиональную подготовку. Безусловно рекомендую этот интенсив, независимо от направления в котором вы работаете Перенос и контрперенос в работе присутствует и игнорировать такие проявления по незнанию может иметь негативные последствия как для клиента, так и для самого терапевта.


Практикующий психолог с 20-тилетним стажем. Кандидат психологических наук, специальный и клинический психолог,психолог-сексолог. Специалист в области коучинга, личностно-центрированной, песочной и системной семейной терапии.

Чтобы сменить профессию на психолога, нужно получить профильное образование. Рассказываем, по каким критериям оценивать учебное заведение и программу, чтобы получить знания и официальный диплом, а после — успешно работать.

Читайте в статье:

Где учиться на психолога

Есть несколько вариантов получения психологического образования:

  • второе высшее — в вузе;
  • дополнительное профессиональное — в вузе и организациях дополнительного профессионального образования (ДПО).

Базовое образование можно получить в разной форме, — говорит практикующий психолог со стажем более 16 лет, кандидат психологических наук, специальный и клинический психолог Людмила Олеговна Андропова , — без диплома трудоустроиться в качестве психолога сложно. Если раньше клиенты верили красивым сертификатам на стенах, то теперь они требуют диплом, который можно проверить в Федеральном реестре документов об образовании. Если мы говорим про психолога как про специалиста, то без профессионального образования не обойтись‎.

Второе высшее образование

Подходит тем, у кого есть уже диплом о высшем образовании. На второе высшее можно поступить в любом возрасте, если ранее вы закончили бакалавриат или специалитет.

Как поступить. В большинство вузов нужно предъявить первый диплом о высшем образовании и сдать внутренние вступительные экзамены.

Поступить на бюджет нельзя — государство может оплатить образование гражданину только один раз — когда он получает первое высшее. Но есть исключения: учиться во второй раз в вузе бесплатно могут военные, а также люди, которые хотят получить творческое образование .

Как проходит обучение. Получить второе высшее по психологии можно:

  • Очно, на дневной или очно-заочной (вечерней) форме. Необходимо ходить на пары, сессии и защиту квалификационной работы.
  • Заочно — изучать материал нужно самостоятельно, а в вуз приезжать только на установочную и экзаменационные сессии, защиту диплома.
  • Дистанционно — это вариант заочного обучения, которое ведется удаленно, вся связь с преподавателями через интернет. Как правило, в вуз не нужно приезжать ни на сессии, ни на защиту квалификационной работы. Сегодня этот формат практикуют немногие вузы.

Второе высшее в ускоренном формате. Если у вас есть первый диплом по смежной специальности, в некоторых вузах можно пройти ускоренное обучение — из учебного плана исключаются предметы, перезачтенные из первого обучения.

После поступления нужно написать заявление в деканат с просьбой о переводе на ускоренное обучение. Учеба в этом случае идет по индивидуальному плану, разработанному для вас лично или для целой группы, если таких студентов набирается больше 7.

Индивидуальный план предполагает, что вы можете посещать занятия с разными группами.

Перевестись на ускоренное обучение можно двумя способами:

  • Перезачетом дисциплин — если число часов нагрузки одинаковое.
  • Переаттестацией — если в первый раз вы изучали те же дисциплины, но количество часов было меньше. В деканате вам составят индивидуальный график аттестации, по которому нужно сдать разницу в учебном плане. Обычно для этого применяется тестирование или собеседование. Иными словами, вам нужно досдать недостающие зачеты и экзамены.

Срок обучения. Полное высшее по программам обучения психологии длится в среднем 4–6 лет. Ускоренное обучение — 3–3,5 года. Студента могут зачислить сразу на 2–3 курс, если в подходящих группах есть свободные места.

Учебный отпуск на работе. В Трудовом кодексе РФ прописано, что работодатель должен предоставлять и оплачивать учебный отпуск сотруднику, который получает только первое высшее образование.

Учебный отпуск для тех, кто получает второе высшее, не предусмотрен. Даже если вы получаете справки-вызовы на сессию. Единственное исключение — работодатель сам отправил вас учиться.

И академ. Академический отпуск взять можно, так же как и при первом образовании.

Что вы получите после обучения:

  • Квалификацию бакалавра, специалиста или магистра, которая дает право работать по специальности в найме или открыть частную практику.
  • Диплом государственного образца, если у вуза и программы обучения психологии есть госаккредитация, или установленного — если аккредитации нет. Котируются оба вида.
  • Форма обучения — очная или заочная (в том числе дистанционный формат) — указывается в дипломе только по желанию студента.

Хотите вести частную практику, но не знаете с чего начать? Мы составили пошаговый план и рассчитали затраты

Получите памятку на электронную почту

Дополнительное профессиональное образование

Есть 2 формата ДПО:

Если у образовательного учреждения есть лицензия, то с его дипломом вы сможете устроиться на работу и открыть частную практику.

Срок обучения. Минимально допустимый срок обучения по программе профессиональной переподготовки — 250 часов.

Если вы планируете работать по новой специальности в бюджетной организации, требования к продолжительности программы могут быть строже — от 1 000 часов.

Особенность профессиональной переподготовки в том, что в ней нет общих дисциплин. Если вы учитесь на психолога, не придется изучать математику и философию, как в вузе. В учебном плане только специализированные дисциплины, поэтому срок обучения меньше.

Как поступить. Пройти профессиональную переподготовку можно в вузах, организациях ДПО или колледжах. Для поступления нужно иметь диплом о высшем или о среднем специальном образовании. ЕГЭ или вступительные экзамены сдавать не нужно.

Обучение всегда платное, стоимость зависит от организации, длительности и программы. Иногда дополнительное образование оплачивает работодатель, если это входит в договоренности между ним и сотрудником.

Как проходит обучение. Формы обучения, такие же, как и при получении второго высшего:

  • Очная, как правило, вечерняя — необходимо ходить на занятия.
  • Заочная — посещать учебное заведение несколько раз за программу, остальное время учиться самостоятельно.
  • Дистанционный вариант заочной формы — обучение и аттестация проводятся через интернет — вы получаете файлы с лекциями, смотрите вебинары и общаетесь с преподавателями по видеосвязи.

Чтобы получить диплом, необходимо пройти итоговую аттестацию. На длительных программах обучения психологии есть промежуточные тестирования. Некоторые учебные заведения, в том числе и наш Институт, практикуют полностью дистанционное обучение — приезжать не придется даже за дипломом, он высылается почтой.

Без чего не может работать ни один психолог? Без терапевтического контракта!

Получите шаблон на почту и используйте в работе

Учебный отпуск на работе. Работодатель может предоставить вам оплачиваемый отпуск на время учебы только по своему желанию. Как правило, если сам и отправил вас на это обучение.

Читайте также: