Как организуется работа со справками в цифровом виде

Обновлено: 03.05.2024

Под влиянием цифровой трансформации, которая меняет экономику и привычные модели бизнеса, изменилась и стратегия развития продуктов Directum . О том, каким требованиям должна отвечать современная ECM -система, а также какие инновации проникают в эту сферу, в интервью TAdviser рассказал R&D-директор компании Directum Артем Пермяков .

Как вы считаете, насколько динамичен в плане нововведений российский рынок СЭД/ ECM -систем? Быстро ли в этот класс решений проникают разного рода инновации?

Заказчики смотрят на ECM в контексте смены существующих систем, и большинству из них важно вывести корпоративные СЭД на качественно новый уровень, а не просто чуть лучше автоматизировать, то, что уже было автоматизировано. В этом и заключается основная задача инноваций.

Естественно, каждый вендор выбирает свой путь — кто-то самостоятельно разрабатывает инновационные решения, кто-то идет по пути интеграции. У каждого варианта есть свои преимущества и недостатки. Но тот, кто не выбрал ни один из этих путей и по-прежнему занимается только классическими задачами, рано или поздно потеряет свою долю рынка.

Какие новшества, по вашему мнению, станут наиболее полезными в ближайшие годы? Какие выгоды смогут принести, к примеру, технологии искусственного интеллекта, роботизации и блокчейна?

На мой взгляд, наиболее значимой технологией, которая выводит ECM-систему на новый уровень, является искусственный интеллект (Artificial intelligence, AI) . Часто рядом с ней упоминают роботизацию, в первую очередь, RPA . Но все-таки стоит провести четкую грань между этими трендами.

Выгода от применения интеллектуальных инструментов заключается в устранении рутинных операций, снижении стоимости и ускорении процессов. Принципиально новых направлений получения выгоды нет, но есть новый инструмент, для того чтобы эти выгоды были значительнее.

Что касается блокчейна , то хайп по отношению к нему заметно спал по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, видится, что эта технология может быть использована при создании среды доверия для долговременного хранения документов. Например, при помещении документа на хранение в цепочку блоков записывается хеш и метаданные документа. Через 10 лет мы предоставляем документ по требованию, и если его хеш совпадает с тем, что был записан в блокчейн, — то с большой долей вероятности документ изменен не был.

Помимо классического функционала СЭД/ECM-систем, какие возможности сегодня наиболее востребованы вашими заказчиками?

АРТЕМ ПЕРМЯКОВ: Заказчикам хочется не только интеллектуально обрабатывать информацию — им важно сделать эту информацию доступной. Все чаще возникает потребность в развитых инструментах поиска с разбором запросов на естественном языке, использованием фасетной фильтрации, учетом контекста поиска и специализированным представлением результатов в зависимости от содержания запроса.

Другой крупный тренд — это внедрение решений для долговременного юридически значимого хранения электронных документов. Задача перевода документов в электронный вид более-менее понятна, и теперь заказчики решают задачу правильного хранения того, что ранее перевели в электронный вид. Важно решать эти задачи вместе, чтобы обеспечить корректную работу с электронными документами на всех этапах их жизненного цикла.

Не уходя далеко от темы хранения электронных документов, хочется сказать, что все больше заказчиков ищут пути максимальной автоматизации кадровых процессов. Новаторы уже сейчас частично переводят наименее рискованные документы в электронный вид. Большинство же внимательно следит за инициативами Министерства труда РФ по изменению нормативной базы в части кадрового документооборота.

Также мы отмечаем устойчивый интерес к чат-ботам как новому средству доступа к ECM-системе. Боты позволяют вовлечь в полностью электронное взаимодействие тех сотрудников, рабочее место которых не предполагает наличие ПК. Использование мессенджеров дает возможность максимально перевести в электронный вид ознакомление с приказами, создание заявок на ремонт, заказ справок, получение справочной информации и т.д.

Насколько сильно, по вашим оценкам, растет спрос на организацию юридически значимого электронного документооборота ? Что способствует этой тенденции?

АРТЕМ ПЕРМЯКОВ: Перевод процессов в полностью электронный вид — это самый понятный путь перехода к цифровому предприятию. Не важно, какие процессы имеются в виду — межкорпоративные или внутрикорпоративные. Все, кто так или иначе говорит о цифровизации у себя на предприятии, в первую очередь начинают переводить документы в электронный вид. Естественно, спрос на решения, позволяющие это делать, только растет.

С разными видами документов дела обстоят по-разному. Обмен договорами и первичными документами между компаниями — задача уже достаточно проработанная. Задача автоматизации внутренних учетных документов понятна, но не полностью закрыта. А вот автоматизация кадровых документов пока сталкивается с методологическими пробелами и отсутствием нормативной базы.

На самом деле это очень важный тренд, так как электронный документ и электронное взаимодействие — одна из основ цифровой трансформации. Это позволяет предприятиям существенно сократить издержки, даже несмотря на необходимость внедрения ПО, обеспечения сотрудников ЭП и выстраивания новых каналов коммуникаций с партнерами.

Осенью 2017 года Василий Бабинцев, директор по маркетингу компании Directum, напоминал, что ваши продукты развиваются в рамках долгосрочной стратегии Extra ECM. Изменилась ли за год эта стратегия? И на чем сейчас сконцентрировано внимание ваших разработчиков?

АРТЕМ ПЕРМЯКОВ: Да, стратегия несколько изменилась. Во многом это связано с влиянием цифровой трансформации, которая меняет экономику и привычные модели бизнеса. Как я говорил ранее, одной из ключевых парадигм трансформации является переход на полностью цифровое взаимодействие.

Цифровое взаимодействие в широком смысле — это и новый уровень совместной работы сотрудников компании, и новый уровень взаимодействия с контрагентами. В ходе такого взаимодействия рождается корпоративный цифровой контент, который нужно обрабатывать и хранить по-новому.

Следовательно, ECM-система современного предприятия должна отвечать следующим требованиям:

  • Все сотрудники (в т.ч. неавтоматизированные) взаимодействуют только в электронном виде.
  • Все взаимодействие с контрагентами и дочерними обществами ведется только в электронном виде с обеспечением юридической значимости.
  • Все управленческие процессы становятся полностью электронными.
  • Весь контент, хранящийся в системе, — полностью цифровой и юридически значимый.

Таким образом, все в системе должно стать полностью цифровым. Для того чтобы отвечать этим требованиям, новая стратегия Directum DigitALL определяет следующие направления развития продуктов:

  • Интеллектуальность и роботизация.
  • Удобство для пользователей.
  • Юридическая значимость.
  • Омниканальность.
  • Мощная современная платформа.
  • Широкий набор готовых решений.

Удобство пользователей — это развитие современного, понятного UI\UX, встроенное обучение пользователей, развитие мастеров действий и конструкторов документов и голосового взаимодействия с системой.

Омниканальность подразумевает под собой развитие мобильных приложений и чат-ботов в мессенджерах, интеграцию с порталами и встраивание в приложения ( ERP , CRM , офис).

Развитие юридической значимости заключается в работе с полуструктурированным контентом, совершенствовании интеграции с сервисами обмена, широким использованием простых и усиленных ЭП, организацией долговременного хранения и исследованием применения блокчейн-технологий.

Естественно, мы продолжаем поддерживать широкий набор бизнес-решений. Это и классическое делопроизводство, и управление договорами, и обращения граждан, а также закупки, проекты, ЛНД/СМК, межкорпоративный обмен, внутренние регистры бухгалтерского учета, кадровые процессы, управление услугами и так далее.

Но ключевым направлением, которое выводит нашу систему на новый уровень, является искусственный интеллект. Как я говорил раньше, интеллект в ECM — это классификация, извлечение фактов и контроль комплектности входящих документов, а также последующая интеллектуальная маршрутизация. Естественно, это не только обработка входящего потока, но и экспертиза договорных документов, обработка авансовых отчетов, предсказательная аналитика в процессах продаж, закупок и многое другое.

Расскажите о наиболее важных и интересных проектах за последний год.

АРТЕМ ПЕРМЯКОВ: За год было выполнено достаточно много классических проектов внедрения ECM-системы. Останавливаться на них подробно я не буду. Хочется отметить проекты, связанные с нашими новыми решениями, наиболее серьезно влияющие на цифровую трансформацию наших заказчиков.

В целом мы активно ведем как классические, так и инновационные проекты и с оптимизмом смотрим в будущее.

Аналоговый (греч. — сходство, соответствие) способ основан на обработке информации, поступающей в аналоговой (непрерывной) форме и воспроизводящейся также в виде непрерывно изменяющих­ся физических величин — аналогов исходных сигналов. Таким обра­зом, поступающая и воспроизводящая информация являются своего рода аналогами, связанными законами соответствия. Так например, звуковые колебания воздуха (поступающая информация) пропорци­онально преобразуются в колебания резца и далее — в волновые ка­навки на восковом валике фонографа или на грампластинке (воспро­изведенная информация). На других физических принципах, но тоже в аналоговом режиме, создавались позже и другие аналоговые виды документов: магнитные записи звука, видеокопии окружающего ми­ра на фотографиях, кинопленках или при микрофильмировании бу­мажных документов. Аналоговая форма записи позволяет осуществ­лять обратный перевод информации в режиме аналогового соответ­ствия, например, получать с валика фонографа исходный звук или с микрофильма — бумажную копию исходного формата. При созда­нии аналоговых форм документов не требовались компьютерные технологии. Аналоговые виды документов (текстовых, фото, фоно) появились первыми потому, что в большей степени соответствовали аналоговому поведению человека на этапе становления и первых шагов технического прогресса.

Цифровой способ предполагает обязательное преобразование по­ступающего непрерывного сигнала (звукового, светового и т.п.) в по­следовательность кодовых (цифровых) импульсов и последующую запись на носителе этих дискретных (разделенных) импульсов. Преобразование исходного непрерывного аналогового сигнала осуществ­ляется специальным устройством — аналого-цифровым преобразова­телем. Дискретные значения информации кодируются двоичным ци­фровым кодом, т.е. комбинациями единиц и нулей в виде электриче­ских импульсов (1) и пауз (О) 37 . Цифровая информация может преоб­разовываться обратным порядком, превращаясь в исходный (восста­новленный) аналоговый сигнал.

Записи на современных носителях, сделанные в режиме цифро­вого импульсного кодирования, получили общее название электрон­ных документов 66.

6.3. Возможности цифровых технологий. Электронные документы

К концу 20 века из двух способов — аналогового и цифрового — преимущественное и комплексное развитие получил способ записи и хранения информации в цифровом виде. Появились электронные до­кументы — результат реализации цифровых технологий записи на емкие цифровые носители с большой памятью (ленты, диски) и ком­пьютерных систем, позволяющих обрабатывать любую информа­цию, а также осуществлять ее трансформацию, быстрый поиск, ис­пользование и передачу на любые расстояния (Интернет).

- Постоянными спутниками компьютеров стали разные техничес­кие вариации сканирования (цифровой записи), визуализации образа и быстрой распечатки информации, в том числе на микрофильмы и на бумагу. Принтерный способ текстонанесения, как отмечалось, вытес­няет традиционный машинописный вариант исполнения документов.

На основе цифрового способа модернизируется рукописное текстонанесение. Уже сегодня существуют компьютерные авторучки, переносящие в память компьютера и на экран рукописные записи в печатном виде, авторские рисунки, графики и т.п. Применяются бы­товые ручки — сканеры, построчно считывающие и записывающие в свою микропамять текст рукописей, книг, документов. В перспек­тиве документ можно будет создавать с голоса, оформляя и коррек­тируя его в диалоге с компьютером. Видимо, в ближайшем будущем многообразие бумажных документов будет, в первую очередь, опре­деляться многообразием принтерных систем, работающих в любых режимах текстонанесения.

Огромные и принципиально новые возможности цифровых тех­нологий безусловно будут использованы архивами для решения са­мых разных задач.

На основе электронных технологий формируется, быстро увели­чиваясь, информационное поле электронных документов.

В это поле будут постепенно перетекать в силу естественных при­чин старения информационные поля бумажных и других аналоговых видов документов.

Поэтому для архивов крайне важен главный вопрос: сохранность электронных документов, их реальная долговечность сегодня и в пер­спективе.

6.4. Долговечность электронных документов. Концепция сохранности объекта и концепция сохранности информации

В течение многих веков документ воспринимался психологиче­ски и рассматривался фактически как единый, цельный, материаль­ный объект.

При этом с профессиональных позиций сохранности в документе всегда различали две его материальные составляющие — носитель и нанесенную на него знаковую запись (информационный сигнал), под­черкивая разные свойства, стабильность, сроки жизни этих состав­ных частей. При этом до середины 20 века сохранение документации однозначно связывали с длительной консервацией физического со­стояния документа, как единого объекта.

Однако к 70-80 годам концепция сохранности претерпела изме­нения. Многие виды документов, особенно с нестойким изображе­нием или носителем, а также сильно разрушенные документы, нель­зя было сохранить в форме единого объекта, но можно было спасти информацию.

Ограниченный срок жизни любого, даже самого долговечного документа, делал концепцию сохранения не объекта, а информации генеральной, универсальной линией перспективных решений.

Под обеспечением сохранности электронного документа однозна­чно понимают сохранение содержащейся в нем информации. Инфор­мацию уже не отождествляют с каким-то носителем в рамках едино­го объекта, а выделяют ее в особую категорию, материализующуюся в рамках конкретного носителя только на определенный срок.

Это заставляет искать компромиссные решения проблем сохран­ности, в частности, в симбиозе цифровых и аналоговых систем [66].

Предлагается, например, получать одновременно две копии ин­формации — одну в цифровом формате, вторую на микрофильме. Цифровая запись на оптическом диске хранится для автоматизиро­ванного поиска и оперативного использования, а микрофильм, как долговечный, проверенный практикой, аналоговый носитель обеспе­чивает длительное хранение информации (до 500 лет). При таком подходе достоинства цифровой и аналоговой форм суммируются, необходимость частой миграции уменьшается, т.к. микрофильм хра­нится долго, доступен оцифрованию на любом нужном отрезке вре­мени и читабелен без специальных технических средств в экстре­мальной ситуации.

Существуют и проверяются варианты обратимой миграции ин­формации между цифровыми и аналоговыми формами. Предпочти­тельнее технический вариант переноса информации с микрофильма на цифровой носитель, а не наоборот, что важно для архивов, нако­пивших за полвека огромные массивы микропленок в разных стра­нах мира [66].

Проверяются возможности сканирования и цифровой записи ин­формации с дефектных, цветных, разноконтрастных нетиповых объ­ектов. Практика показывает, что с подобными проблемами архивы сталкивались, например, на первых шагах машинописи, позже — при микрофильмировании документов в 50—70-х годах, а затем при появлении ксероксов и других средств копирования. Сегодня эту стадию проходит цифровое сканирование, осваивающее технологию записи любой по качеству информации. Ведется оценка свойств и долговечности принтерных распечаток на бумажном носителе, что прямо связано с задачами приема принтерных документов на архив­ное хранение [26].

Архивная работа с электронными документами только намечает­ся. Естественно, что на многие вопросы обеспечения сохранности аналоговых и электронных форм ответ даст только время.

И в этом тоже своя сложность. Продолжительность технической эволюции главных традиционных документационных ветвей позво­ляла решать задачи архивного дела в неспешно-равновесном вре­менном режиме. Электронные документы — молодая, динамично развивающаяся, принципиально новая документационная ветвь и, вероятнее всего, рожденные ею проблемы будут иметь более корот­кий временный лаг.


Информационный сервис — это обеспечение потребителя информацией ее передаче и распространении в границах текущего времени, в объемах и тематике, необходимых для удовлетворения его потребностей.

Сегодня не для кого не секрет, что интернет является мощным средством создания успешной ситуации для всех участников образовательного процесса.

В Internet имеется огромное количество разнообразных информационных сервисов, но полный официальный их перечень отсутствует. Во-первых, они огромны и практически неисчерпаемы; Во-вторых, каждый желающий может в любой момент создать свой новый информационный сервис, следовательно, они быстро обновляются и изменяются.

Основные задачи ИС: 1. Помощь учителю при подготовке к уроку 2. Помощь при проведении урока 3. Помощь обучающемуся при подготовке домашних заданий 4. Обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет

Применение ИС позволяет всем участникам образовательного процесса решить одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний

Возможности информационных сервисов: - индивидуальный темп обучения и выбор формата обучения, - участие в режиме онлайн, - мобильные версии, - тренировка чтения, письма, аудирования, говорения, - возможность распечатать тест разными способами и изменить его, - возможность повторения в любой момент и в любом месте с помощью мобильных приложений, - для учителя и ученика есть документация успехов (ошибок и затраченное время).

Недостатки информационных сервисов: - при озвучивании материала звучит машинный голос, который иногда не соответствует правильному произношению - встречается в бесплатной версии; а в платной версии - можно записать свой голос.

Информационные сервисы, которые учитель может использовать в своей работе:

2. Quizlet (для учителя иностранных языков начальной школы) - с помощью этого сервиса вы без труда создадите флэш-карточки, словарный материал с картинкой или без, для ввода или закрепления, озвучивание теста.

3. Quizizz - сервис для создания опросов и викторин. С помощью сервиса учитель создает викторину на своем компьютере, а ученики могут принять участие в ней со своими мобильными устройствами. При создании викторины учитель может вставить свою картинку или встроить ее из сети, а также задать время на обдумывание вопроса. Можно провести в дистанционном режиме, когда ученики не находятся в одном классе. Каждая викторина имеет свой код, который получают перед игрой учащиеся. У каждого ученика выходит на экране разная последовательность вопросов, что исключает подсматривание. Викторину можно предложить как домашнее задание. Также учитель имеет полную картину успеваемости ученика в таблице EXCEL. Есть возможность отключить или включить музыкальное сопровождение. Можно выбирать викторины других пользователей и проводить их для своих учащихся. Учитель имеет право копировать другие викторины и перерабатывать по своему усмотрению. Мобильная версия для ученика.

4. Kahootновый сервис для создания онлайн викторин, тестов и опросов.

7. Document Google – бесплатный онлайн-офис для хранения документов, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена.

10. ZooBurst - с помощью этого сервиса можно создавать интересные 3D-книги. При просмотре книгу можно поворачивать в трехмерном пространстве, что создает дополнительный эффект и привлекательность, особенно для младших школьников.

11. Calaméo – это сервис для мгновенного создания интерактивных публикаций в Интернете. Из файла формата PDF можно создавать журналы, брошюры, каталоги, отчеты, презентации и многое другое. Это интерактивный электронный документ для чтения с компьютера.

12. MyTestX – сервис и программа для создания опросов и тестов. Для прохождения тестов или их создания требуется установить программу на компьютер.

14. Online Test Pad - бесплатный сервис для создания онлайн-тестов, который позволит вам легко и быстро создать любой тест любой сложности. 14 видов вопросов, возможность вставить картинку в вопрос, общий доступ или доступ по кодовому слову, наглядная статистика, возможность ограничения по времени.

alt

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Цифровая подстанция (ЦПС) – автоматизированная подстанция, оснащенная взаимодействующими в режиме единого времени цифровыми информационными и управляющими системами и функционирующая без присутствия постоянного дежурного персонала [п.3.27, СТО 34.01-21-004-2019].

Цифровой питающий центр – цифровая подстанция 110-220 кВ и (или) узловая цифровая подстанция с высшим напряжением 35 кВ, от РУ СН и НН которой электрическая энергия распределяется по электрической сети [п.3.28, СТО 34.01-21-004-2019]

Цифровая электрическая сеть – Организационно-техническое объединение электросетевых объектов, оснащенных цифровыми системами измерения параметров режима сети, мониторинга состояния оборудования и линий электропередачи, защиты и противоаварийной автоматики, сетевого и объектового управления, информационный обмен между которыми осуществляется по единым протоколам с обеспечением синхронизации по времени [п.3.29, СТО 34.01-21-004-2019]

PRP (Parallel Redundancy Protocol) – протокол параллельного резервирования предполагает создание двух независимых сетей [п.3, СТО 56947007-25.040.40.226-2016]

ЛВС (Локальная вычислительная сеть) – единая, интегрированная, иерархическая распределенная человеко-машинная система, оснащенная средствами управления, измерения, сбора, обработки, отображения, регистрации, хранения и передачи информации [п.5.1, СТО 56947007-25.040.40.226-2016]

ПТК (Программно-технический комплекс) – единая, интегрированная, иерархическая распределенная человеко-машинная система, оснащенная средствами управления, измерения, сбора, обработки, отображения, регистрации, хранения и передачи информации [п.5.1, СТО 56947007-25.040.40.226-2016]

– совокупность средств вычислительной техники, программно-вычислительного обеспечения и средств создания и заполнения машинной информационной базы при вводе системы в действие, достаточных для выполнения одной или более задач АСУ ТП [п.3, СТО 56947007-25.040.40.236-2016]

2. ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ ЦИФРОВОЙ ПОДСТАНЦИИ

Работа и управление такими подстанциями базируется на программно-техническом комплексе цифровой подстанции (ПТК ЦПС), разделенном на структурные уровни (процесса, присоединения и подстанции), которые объединяются между собой посредством сегментов локально-вычислительной сети Ethernet.

Сегменты локально-вычислительной сети (ЛВС) образуют шину процесса, объединяющую уровни процесса и присоединения, и шину подстанции, объединяющую уровни присоединения и подстанции.

Структурная схема ПТК цифровой подстанции

alt

Нажмите для просмотра

Схема приводится для справок. Оригинал см.: СТО 34.01-21-004-2019

3. УРОВЕНЬ ПРОЦЕССА

НАЗНАЧЕНИЕ:

СОСТАВ:

В случае отсутствия у основного оборудования встроенного цифрового интерфейса для оцифровки сигналов используют устройства сопряжения с объектом (УСО):

  • ПАС (AMU) – преобразователи аналоговых сигналов;
  • ПДС (DMU) – преобразователи дискретных сигналов.

Указанные устройства могут быть отдельными или объединенными в одном комбинированном устройстве.

УСО для оцифровки не требуется, если цифровой интерфейс изначально встроен в основное оборудование (например, сбор аналоговых сигналов выполняется напрямую с оптических трансформаторов тока и напряжения).

Оба варианта соответствуют СТО 34.01-21-004-2019 [см. п.5.2.1].

На практике часто встречаются решения где устройства уровня процесса совмещены с устройствами уровня присоединения (подробнее см. подраздел e)

СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ:

От основного оборудования до преобразователей аналоговых и дискретных сигналов (ПАС и ПДС) информация передается по контрольному кабелю с медными жилами. ПАС и ПДС стремятся установить максимально близко к основному оборудованию.

Далее от ПАС и ПДС по волокно-оптическим кабельным линиям информация поступает в коммутаторы шины процесса.

Аналоговая информация в цифровом виде передается в виде потока данных SV-поток.

SV-поток состоит из кадров Ethernet в соответствии со спецификацией МЭК 61850-9-2LE.

В соответствии со спецификацией МЭК 61850-9-2LE с учетом МЭК 61869:

  • поток данных для целей релейной защиты и автоматики и измерений включает в себя 1 набор данных (4 тока, 4 напряжения), за период осуществляется передача 80 кадров Ethernet
  • поток данных для целей коммерческого учета и контроля качества электроэнергии включает в себя 8 наборов данных (в каждом по 4 тока, 4 напряжения), за период осуществляется передача 32 кадров Ethernet.

4. УРОВЕНЬ ПРИСОЕДИНЕНИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ:

  • прием и обработка данных, получаемых от устройств уровня присоединения;
  • выполнение соответствующих алгоритмов прикладных функций с передачей режимной и диагностической информации на уровень шины подстанции;
  • обмен информацией с уровнями процесса.

СОСТАВ:

  • интеллектуальные электронные устройства (ИЭУ), выполняющие прикладные функции АСТУ, включая РЗА, для соответствующего основного оборудования [п.5.2.1, СТО 34.01-21-004-2019].

СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ:

Мгновенные значения тока и напряжения принимаются ИЭУ по протоколу МЭК 61850-9-2 SV по шине процессов по волокно-оптическим линиям связи.

5. УРОВЕНЬ ПОДСТАНЦИИ

НАЗНАЧЕНИЕ:

СОСТАВ:

  • сервера АСУ ТП / ССПИ;
  • сервера и АРМ SCADA системы ЦПС;
  • устройства регистрации параметров переходных процессов в нормальных, аварийных и послеаварийных режимах;
  • средства информационной интеграции цифровой ПС и ЦУС в соответствии с МЭК 61850-90-2

Данный уровень должен быть образован серверами, объединенными в отказоустойчивый кластер, на платформе виртуализации которого работают сервера и АРМ уровня подстанции.

СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ:

6. СОВМЕЩЕНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ ПРОЦЕССА, ПРИСОЕДИНЕНИЯ И ПОДСТАНЦИИ

В соответствии с [п.5.2.8, СТО 34.01-21-004-2019], учитывая текущий технологический уровень и отработанные технологии, обеспечивается надежное и эффективное применение следующих технических решений:

  • раздельная реализация уровней процесса и присоединения для напряжения 110/220 кВ;
  • совмещение уровней процесса и присоединения для напряжения 6, 10, 20 и 35 кВ на базе унифицированных многофункциональных терминалов РЗА/контроллеров присоединений;
  • отдельная реализация уровня подстанции [п.5.2.8, СТО 34.01-21-004-2019].

7. ШИНА ПРОЦЕССА

Варианты топологии локально-вычислительной сети шины процесса [п.5.2.4, СТО 34.01-21-004-2019]:

Основные требования в соответствии с [п.5.2.4, СТО 34.01-21-004-2019]:

  • Сегменты ЛВС шины процесса должна быть физически или логически изолированы от других сегментов ЛВС подстанции;
  • Кабельная сеть ЛВС шины процесса должна строиться на основе волоконно-оптических линий связи;
  • Тип разъемов для всех видов соединений – LC;
  • В зонах распределительных устройств и ОПУ предусматриваются пассивные оптические коммутационные панели, соединенные многожильным магистральным оптическим кабелем (оптические коммутационные панели обеспечивают распределение оптического сигнала, подведенного к ним по магистральному кабелю и портам, оборудованными разъемами, к которым подключаются коммутационные шнуры, передающие сигнал на Ethernet-порты активного сетевого оборудования цифровой ПС);
  • Для обеспечения резервирования кабельная сеть ЛВС шины процесса должна строиться по принципу полного дублирования компонентов;
  • Резервируемые оптические кабельные линии ЛВС шины процесса должны прокладываться по разным маршрутам

Принципиальная схема подключения полевых устройств к ЛВС шины процесса


Нажмите для просмотра

8. ШИНА ПОДСТАНЦИИ

Топология локально-вычислительной сети шины подстанции в пределах каждой из резервируемых сетей PRP должна обеспечивать для коммутаторов резервирование сети Ethernet на 2-ом уровне модели OSI с использованием протоколов RSTP, MRP. [п.5.2.4, СТО 34.01-21-004-2019].

Основные требования в соответствии с [п.5.2.5, СТО 34.01-21-004-2019]:

9. ПРОТОКОЛЫ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Рекомендуется в части применения протоколов передачи данных (и применении соответствующего оборудования) руководствоваться приведенной ниже таблицей [п.5.2.8, СТО 34.01-21-004-2019]:

MMS, GOOSE

Протокол SV применяется только для вводных ячеек РУ

MMS, GOOSE

Протокол SV применяется для вводных ячеек РУ.

Применение протокола SV для измерений в рамках РУ может быть применено при дополнительном обосновании

MMS, GOOSE, SV

10. ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ УРОВНЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ

Для разделения трафика (РЗА, АСУТП, АИИС КУЭ, видеонаблюдение, связь и др.), совместно использующего среду передачи, а также с целью повышения безопасности, должна использоваться технология виртуальных локальных сетей (VLAN). Разделение трафика по VLAN должно выполняться на стадии проектирования объекта с учетом приоритезации и логической сегрегации трафика. При необходимости, связь между VLAN должна осуществляться через соответствующие маршрутизаторы [п.8.1, СТО 34.01-21-004-2019].

11. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ РЗА ЦИФРОВЫХ ПОДСТАНЦИЙ

На цифровых подстанциях РЗА является одной из подсистем ПТК ЦПС, функционирующей на уровне присоединения и подстанции.

В качестве первичных датчиков цифровых измерительных трансформаторов для цифровой ПС могут использоваться оптические датчики тока и напряжения на основе магниточувствительного оптоволокна, либо электромагнитные ТТ, электромагнитные или емкостные ТН [п.20.2, СТО 34.01-21-004-2019].

При реконструкции ПС допускается использовать измерительные ТТ и ТН с аналоговым выходом с использованием цифровых преобразователей при соответствующем экономическом обосновании [п.20.3, СТО 34.01-21-004-2019].

Программное обеспечение, установленное на уровне вычислительной сети ПТК цифровой ПС, должно представлять собой модульное программное обеспечение, в котором каждый программный модуль отвечает за минимальную функцию (виртуальное реле или логический узел в терминах в соответствии с требованиями МЭК 61850) [п.8.12, СТО 34.01-21-004-2019].

Из комбинации программных модулей может быть составлена необходимая функция защиты и (или) автоматизации, при этом уровень вычислительной сети ПТК цифровой ПС представляет собой совокупность обеспечивающих функционирование виртуальных устройств защиты и управления [п.8.13, СТО 34.01-21-004-2019].

Все связи между устройствами и описание ИЭУ должны быть представлены в виде SCD файла, а логические узлы с привязкой к элементам однолинейной схемы в виде SSD файла, разрабатываемых в специализированных программах.

12. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

Достоинствами построения оптимального цифровой ПС являются:

  • значительно меньшее общее количество и номенклатура оборудования в составе ПТК, что снижает объем профилактического обслуживания, сокращает время восстановления работоспособности и требуемые объемы ЗИП;
  • значительное снижение количества кабельных связей в составе комплекса и их полная диагностируемость, что ускоряет поиск неисправности и сокращает время восстановительного ремонта;
  • сокращение времени поставки и затрат на поставку ЗИП за счет использования вычислительных и коммуникационных средств общего назначения (серверов) в составе системы, которые имеют более низкую стоимость по сравнению со специальными, при более высокой производительности;
  • снижение объемов и частоты периодических проверок за счет организации более оптимального планирования профилактических и необходимых восстановительных работ [п.8.1, СТО 34.01-21-004-2019].

Недостатками применения ЦПС могут появиться в случае применения не оптимального ПТК с дублированием, что приведет к увеличение стоимости оборудования.

Читайте также: