Как оформить работу по самообразованию учителя

Обновлено: 07.05.2024

Определение этапов, сроков работы (в зависимости от обширности выбранной темы педагог может работать над ней от трех до пяти лет).

Подбор видов деятельности, планирование содержания деятельности в рамках работы над темой.

Выбор источников самообразования .

Анализ результатов самообразования и их трансляция на различных уровнях. Написание отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Рекомендации по выбору темы по самообразованию:

Тема, над которой работает педагог, должна быть направлена на повышение эффективности воспитания, коррекции и развития воспитанников, на выработку новых педагогических приемов и методик.

Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию:

учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;

тесная связь с конкретными научено-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.

Цели самообразования:

повышение профессиональной компетентности;

расширение педагогических и психологических знаний;

углубление знаний по методике формирования, коррекции, развития …;

овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;

повышение общего культурного уровня.

Для молодых специалистов:

адаптация педагогической деятельности,

осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания;

формирование основ педагогического мастерства.

Для педагогов, которые работают больше 5 лет:

усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;

овладение способами проектирования и программирования образовательного процесса с целью повышения его эффективности;

формирование умений анализировать научно-методическую литературу;

применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творческих учителей:

актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки;

проявление творческого потенциала педагога;

развитие проектной, исследовательской деятельности.

Результат самообразования:

В плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов (качественных, количественных, продуктивных), которые должны быть достигнуты за определенный срок:

повышение качества работы (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

авторские методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

новые формы, методы и приемы воспитания, развития, коррекции;

дидактические , наглядные материалы, тесты;

методические рекомендации по применению новой информационной технологии;

проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям, апробации передового психолого-педагогического опыта работы;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Формы представления результатов самообразования:

Презентация опыта работы.

Презентация рабочей программы.

Аналитический отчет, аналитическая справка.

Методическое пособие, методические рекомендации.

Пр оведение семинара , консультации.

Занятия - п рактикум ы (тренинг и ) .

Оформление материалов по самообразованию

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Документы по самообразованию:

Программа по самообразованию (на весь период работы над темой).

План по самообразованию (ежегодный).

Банк информационно-методических материалов:

список литературы (может быть 2 видов: изученные документы, документы для изучения);

список электронных ресурсов – аудио, видео материалы, компьютерные программы, электронные документы, адреса ИНТЕРНЕТ-ресурсов;

библиотека – печатные материалы, конспекты (систематизированные по направлениям деятельности, по темам);

медиатека - аудио, видео- материалы, компьютерные программы, электронные документы.

Банк авторских разработок (список; конспекты, описание приемов, методов, форм работы, статьи. ).

Банк дидактических материалов, пособий (список; наглядные и дидактические материалы).

Банк диагностических материалов, материалов по мониторингу профессиональной деятельности.

Результаты мониторинга (информационные карты, диаграммы, статистические таблицы…).

ПРОГРАММА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ

Образец титульного листа

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Программа по самообразованию

Шрифт – 12,14, Times New Roman


Интервал между между учреждений на именованиями учреждений – 1 строка


Наименование документа – шрифт рекомендуется рекомендуется не более 20


Шрифт – 12,14, Times New Roman


Шрифт – 12,14, Times New Roman

Пояснительная записка

Этапы и сроки реализации программы самообразования: …

Примерная структура пояснительной записки:

Вводная характеристика выявленной(ых) проблем(ы), степень неразрешенности проблем(ы).

При формулировании цели указать непосредственно результат деятельности, при определении задач указать конкретные шаги для достижения цели.

Концепция педагога (основные принципы, на которых базируется его самообразовательная деятельность).

Теоретический базис программы (основные положения, с помощью которых педагог планирует осуществлять свою самообразовательную деятельность).

Тезаурус (понятийный словарь).

Планирование деятельности по самообразованию

Продукт деятельности Предполагаемый результат

Способ, форма предъявления результата проделанной работы

Анализ затруднений, выявление проблем.

Анализ состояния образовательного процесса по проблеме, выбранной теме.

Выявление прот иворечий.

Знакомство с локальными, областными, федеральными нормативно-правовыми актами.

Анализ обеспеченности выбранной темы информационно-методическими ресурсами.

Изучение информационных ресурсов (книги, периодические издания, медиаресурсы, ресурсы ИНТЕРНЕТ) по теме.

Изучение опыта работы коллег.

Определение форм организации самообразования .

Разработка календарного плана индивидуальной работы.

1 год работы над темой

Выбор темы для самообразования.

Список литературы, электронных ресурсов.

Банк информационно-методических материалов (книги, конспекты, ксерокопии. ).

План индивидуальной работы по самообразованию.

Собеседование с администрацией.

Выступление на педсовете.

Обоснование выбора темы с точки зрения актуальности и новизны.

Определение цели и задач работы.

Проектирование собственного педагогического поиска. Выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности (Определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, намечаются этапы продвижения в поиске).

1 год работы над темой

Программа по самообразованию.

Презентация программы на педсовете, МО.

Собеседование с администрацией.

Обмен опытом в сетевых сообществах.

Подготовка матери альной базы.

Формирование банка методических материалов.

Формирование банка диагностических материалов, документов по мониторингу профессиональной деятельности.

Формирование банка электронных ресурсов.

Изучение литературы, электронных ресурсов, ИКТ.

Апробация, проверка эффективности новых приемов, методов, форм, технологий работы, постановка экспериментов.

Разработка программно-методического комплекса обеспечения образовательного процесса (указывается, что будет разрабатываться педагогом для обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности: авторские программы, календарно-тематичес-
кое планирование, конспекты занятий, подборки упражнений, дидактические материалы, тестовые задания).

Отслеживание процесса работы по теме самообразования, промежуточных результатов, ведение мониторинга деятельности, развития детей.

Корректировка темы, содержания работы в связи с изменившимися условиями, обстоятельствами на основе анализа деятельности.

Посещение семинаров, заседаний МО, круглых столов, консультаций, практикумов.

Обучение на курсах повышения квалификации.

Участие в работе творческих групп.

2-3 год работы над темой

Календарно-тематичес-
кое планирование.

Подборки упражнений, дидактических материалов, тестовых заданий.

Список литературы, электронных ресурсов.

Тематические подборки, библиотека, медиатека по теме самообразования.

Мониторинг профессиональной деятельности.

Мониторинг развития детей.

Собеседование с администрацией.

Презентация программно-методических материалов, опыта работы на педсовете, МО.

Презентация опыта работы на конференциях, семинарах городского, областного, российского уровня.

Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте детского дома.

Обмен опытом в сетевых сообществах.

Анализ работы. Подведение итогов.

Соотнесение результатов с поставленной целью и задачами.

Оформление и опис ание результатов по теме.

Систематизация накопленного материала, подготовка к утверждению, распространению, печати материалов опыта.

Представление результатов работы.

Определение перспективных направлений работы.

4, 5 год работы над темой

Мониторинг профессиональной деятельности, развития детей.

Методические рекомендации, пособия.

Выход на аттестацию.

Собеседование с администрацией.

Презентация программно-методических материалов, опыта работы на различных уровнях.

Участие в конференциях, семинарах различного уровня с презентацией опыта работы.

Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте детского дома.

Обмен опытом в сетевых сообществах.

Проведение семинаров, консультаций, круглых столов.

Использование опыта работы в процессе профессиональной деятельности.

В ходе дальнейшей профессиональной деятельности.

Методические рекомендации, пособия.

Участие в профессиональных конкурсах.

Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте детского дома, в сетевых сообществах, на образовательных порталах.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ГОД

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ПЛАН РАБОТЫ
Ф.И.О., должность _____________
над темой по самообразованию
________________________
на _______ учебный год

Этап работы над темой самообразования:

Направление , содержание деятельности

Отметка
о выполнении

Выбор темы и обоснование. Постановка целей и задач. Определение этапов , направлений работы.

Составление плана работы над темой

Составление списка литературы по теме

Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме

Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности

Посещение занятий коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в образовательной деятельности

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Самообразование является основой в повышении профессионального уровня педагога.

В содержание самообразования входит:

- психолого-педагогическая подготовка педагога;

- углубление знаний в области теории преподаваемого предмета и повышение методического мастерства;

- повышение культурного уровня и эрудиции учителя.

Определяя содержание работы по самообразованию, педагогу следует учитывать перспективы развития гимназии. Изменение учебных планов, совершенствование программ, использование нового учебника по предмету, освоение нового учебно-методического пособия требуют самообразования как по теории, так и по методике предмета.

Критериями для определения того или иного направления в самообразовании педагога являются: всесто­ронний и дифференцированный анализ его профессиональных запросов и потребностей, соответствие направ­ления самообразования конкретным задачам и условиям работы гимназии; учет динамики задач и изменений в образовательном процессе гимназии (программы, учебники, новые требования и др.).

У каждого педагога и руководителя гимназии возникает необходимость в индивидуальных формах самообра­зования. Наиболее распространены следующие формы работы: работа с литературой, изучение передового педагогического опыта, анализ своей педагогической деятельности, научно-исследовательская работа и др.

Индивидуальное самообразование позволяет определить содержание, методы работы учителя в соответствии с его особенностями, методическими потребностями и конкретными условиями деятельности. Индивидуаль­ное самообразование должно быть управляемым, функции управления им возложены на руководителей учреждений образования и общественные организации.

Цели работы по самообразованию конкретизируются в намеченной теме. Выбор темы делается на основании той проблемы, над изучением которой работает педагогический коллектив гимназии. Такой подход к определению темы очень важен, поскольку проблема для изучения всем педагогическим коллективом обсуждается на педагоги­ческом совете гимназии, т. е. проходит апробацию через общественное мнение, имеет значение для гимназии, для тех конкретных условий, в которых гимназии работает. Например, педагогический коллектив гимназии работает над про­блемой активизации познавательной деятельности учащихся. В рамках этой проблемы внимание педагогов следует сосредоточить на активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, во внеклассной работе, в деятель­ности детских общественных организаций и объединений, в группах продленного дня, в семье и др. Все эти вопро­сы ориентируют педагога и руководителя гимназии на определение индивидуальной темы для самообразования.

При определении темы самообразования необходимо учитывать проблему, которая подлежит изучению в ме­тодическом объединении учителей. Отсутствие действенной связи между самообразовательной деятельностью педагога и методической работой ведет к перегрузке учителя, порождает формализм и субъективизм в определе­нии темы по самообразованию. Для педагогов, повышающих свою квалификацию через курсовую подготовку, темой самообразования может стать тема реферата, который необходимо подготовить в соответствии с учебным планом курсов.

Рекомендации по самообразованию

Тема, цели, задачи и формы самообразования

Тема самообразования определяется, исходя из:

1) методической темы школы;

2) затруднений педагогов;

3) специфики их индивидуальных интересов.

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 4-х лет.

Целями самообразования могут быть:

– повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

– изучение и внедрение новых педагогических технологий;

– изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

– совершенствование своих знаний в области педагогической психологии.

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

Формы самообразования учителя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальные и групповые. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

Виды деятельности, составляющие

  • систематический просмотр определенных телепередач,
  • чтение конкретных педагогических периодических изданий,
  • чтение методической, педагогической и предметной литературы,
  • обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий,
  • решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему, предмету повышенной сложности или нестандартной формы,
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег,
  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами,
  • изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов,
  • изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики,
  • систематическое прохождение повышения квалификации,
  • проведение открытых уроков для последующего анализа со стороны коллег,
  • организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету,
  • изучение информационно-компьютерных технологий,
  • общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете,
  • ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни - большое препятствие для профессионального роста.

Результаты самообразования

могут быть следующими:

  • повышение качества преподавания учебного предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования,
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения,
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядности,
  • выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приемов, технологий обучения,
  • создание комплектов методических разработок,
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Формы представления результатов самообразования

Выступления (отчет) на:

  • заседаниях МО, МС, педсовете,
  • семинарах,
  • конференциях,
  • педчтениях,
  • форумах.

Проведение:

  • практикума,
  • тренинга,
  • мастер–класса,
  • открытых учебных занятий,
  • творческого отчёта,
  • педагогической мастерской,
  • дня открытых дверей,
  • педагогической выставки.

Подготовка:

  • реферата,
  • публикаций,
  • методических разработок,
  • серии учебных занятий,
  • портфолио,
  • педагогического проекта

Участие в профессиональных:

  • конкурсах
  • смотрах
  • КВНах
  • викторинах

Примерный план отчета по самообразованию

  1. Обоснование выбора темы.
  2. Цель и задачи работы над темой.
  3. Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы.
  4. Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях.
  5. Какой предполагается результат и форма его представления

АЛГОРИТМ

работы педагога над темой самообразования

- ознакомление с нормативными правовыми, научно-методическими и учебно-методическими документами;

- самоанализ и рефлексия собственной профессиональной деятельности;

- обзор литературных источников;

- определение и формулирование темы самообразования.

  1. Детальное ознакомление с научно-методической литературой:

- составление списка изученной литературы;

- создание банка информации (выписки из литературных источников).

  1. Ознакомление с эффективной практикой педагогов

- посещение учебных и дополнительных занятий,

- наблюдение, анализ, сопоставление).

  1. Внедрение полученных знаний и практических действий в практику своей педагогической деятельности.

- создание банка собственных разработок проведения учебных и дополнительных занятий и др.

Читайте также: