Как перевести сотрудника из филиала в головную организацию

Обновлено: 17.05.2024

Используем ЗУП корп (версия 2.5.40.3). В программе ведется учет по нескольким организациям, притом по факту у нас одна организация (одно юр.лицо) и несколько филиалов. По-правильному нужно было завести филиалы в справочник организаций с указанием головной организацией (т.к. филиалы у нас - обособленные подразделения с выделенным балансом). Но при переходе на ЗУП в начале 2011 года мы не смогли разобраться с правами групп доступа и не стали привязывать головную организацию на организациях-филиалах. Получается, мы завели их как самостоятельные организации. И работали б так дальше, пока руководство не стало требовать делать перевод сотрудников из одного филиала в другой (то есть между организациями) не документами прием-увольнение, а перемещением. Получается, нужно поставить всё-таки головную организацию филиалам. Наверное нужно будет перепроводить все документы (по крайней мере кадровые). А что с отчетностью будет? Кто-нибудь уже делал так? И самый главный вопрос: как разграничить права в этом случае?

Печально..( Сейчас права разграничены по организациям и группам доступа физ.лиц. А если привязывать головную организацию к филиалам - это ж надо ставить в группах доступа все организации-филиалы, а в группах доступа физ.лиц - все группы физлиц.. тогда они будут видеть всех сотрудников, чего делать нельзя. я совсем запуталась.. Помогите пжалуйста)

Можно штатными средствами (правда геморно) решить, можно допилить. Сколько таких обособленных подразделений, сколько всего сотрудников?

всё в единой. переписывать нежелательно. мы придерживаемся минимума изменений в типовой конфе) сейчас пробую создать новую группу доступа физ.лиц, назвать её например "переведенные", и если назначить её всем пользователям. и пусть они при перемещении сотр-ка меняют группу доступа на новую. может так получится. а вообще хотелось бы уболтать начальника не заморачиваться с документом "кадровое перемещение", а делать обычным увольнением-приемом, единственное можно прикрепить к увольнению печатную форму кадрового перемещения, чтоб смогли распечатать приказ. а уже в новой организации завести остатки отпусков. в общем то это всё и делалось для сохранения права на отпуск. хотя может это неправомерно?

(6) Если у вас перемещение происходит как приему/увольнение, то правомерно. И не забывай, что при таком способе теряется база для расчета среднего.

Всё-таки требуется делать перевод "Кадровым перемещением"( Может кто-нибудь посоветовать как можно с помощью типовых средств решить проблему с правами?

(8) Конечно есть вариант штатными средставми
Кадровик делает 4 документа Перемещение Увольнение и Прием (+ еще оплата Среднего).

Перемещение печатает и не проводит и подкладывает себе.

Увольнение и Прием проводит. В оплате среднего вводит заработок для расчета среднего.

Группы доступа физ.лиц разграничены в разрезе организаций. Например, для физ.лиц из головного организации(ГО) группа доступа "физлица ГО", а для физ.лиц филиала "физлица филиала".(извиняюсь за тафталогию:) ) Сейчас планируется перевод большого количества сотрудников из ГО в филиал. Допустим, поставлю в филиалах ГО, перепроведу все документы, и теперь все сотрудники филиала привяжутся к ГО. То есть кадровику филиала надо дать доступ не только на филиал, но и на ГО. К сотрудникам, которые переводятся, привязана группа доступа "физлица ГО". У меня есть два варианта (оба тупиковые): оставить эту группу доступа для переводимых сотрудников, тогда кадровику филиала поставить доступ на "физлица ГО" - тогда он будет видеть всех физ.лиц ГО - этого делать нельзя. Второй вариант: завести новую группу доступа физ.лиц "Перевод" - привязать её к переводимым сотрудникам, дать право на это группу кадровикам филиала, тогда вроде всё получается (лишних сотрудников не видят), но до того момента, пока не будет перевода из ГО в другой филиал ( а такое будет), в этом случае кадровик будет видеть всех переводимых сотрудников внутри холдинга. - опять нельзя такого допустить.

У меня был такой случай. Делал для каждого Физлица делал отдельную группу. Т.е. для физлица "Иванов Иван Иванович" оздавалась группа "Иванов Иван Иванович". и так для каждого физического лица. На основании этого делалось разограничение прав доступа.

Например: в базе следующие данные
3 организации Орг1 и Орг2. И головная организация Орг для ОРг1 и Орг2.
2 пользователя Пол1 и Пол2.
2 физических лица Фл1 и Фл2. Для каждого Физлица созданы группы доступа. ГрД1 для Фл1, ГрД2 для Фл2. Также на для Физлиц созданы два сотрудника соответственно Сотр1 и Сотр2. Сотр1 принят в Орг1, Сотр2 принят в Орг2.
Для Пол1 установлен доступ на Орг1 и Грд1, для Пол2 - на Орг2 и Грд2.
В конечном итоге Пол1 видит только данные для Орг1 и Фл1, а Пол2 только данные для Орг2 и Фл2.
Теперь делаем кадровое перемещение Сотр1 из Орг1 в Орг2. Согласно этому для Пол2 добавляем в доступ ГрД1. Теперь для Пол1 ничего не изменилось, ему доступны теже данные что и были а для Пол2 кроме доступных данных Грд2 добавились в доступ данные для Грд1 (что соответствует Фл1). Причем Пол2 будут доступны только те данные по Фл1 которые актуальны послее его перевода в Орг2 т.к. для Пол2 установлен доступ только для Орг2.

Плюсы данного решения:
Все очень прозрачно и можно добиться результата который Ва необходим.

Минусы:
1. Большой обмен создаваемых данных. Для каждого физлица своя группа доступа.
2. Необходимо постоянно мониторить перемещения и добавлять объекты доступа разлчиным пользователям в зависимости от актуального места рабоыт сотрудника.
3. При большом количестве физлиц увеличивается время работы ограничения данных (если это так можно назвать). Т.е. при большом количестве Групп доступа физлиц будет дольше выполнять отбор отобразаемых данных ну например при открытии какого-либо списка документов.

Уже два года работает данное решения и я еще ни разу ее не корректировал и проблем с доступом ни разу не возникал.

Прежде всего, давайте выясним, существуют ли какие-либо особенности ведения кадрового делопроизводства в организации, имеющей несколько обособленных структурных подразделений.

Делопроизводство в организациях с обособленными структурными подразделениями

Надо сказать, что в соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ (далее - ГКРФ) филиалы и представительства - это обособленные подразделения, которые не являются юридическими лицами.


Филиалом называется обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений (п. 2 и 3 ст. 55 ГК РФ).

Руководитель обособленного подразделения назначается руководителем организации и действует на основании выданной ему доверенности. Учитывая, что в вашей организации руководители филиалов наделены полномочиями осуществлять прием и увольнение работников, а также решать иные вопросы, связанные с трудовыми отношениями, без участия руководителя организации, можно говорить о том, что в организации предусмотрена децентрализованная форма ведения кадрового делопроизводства.

Даже если структурному подразделению предоставлены права и обязанности в области оформления кадровых документов, следует учитывать, что руководитель обособленного подразделения правомочен решать кадровые вопросы только в пределах своего подразделения.

ПРИМЕР

Так, директор филиала имеет право принимать на работу сотрудников, переводить их на другую работу в филиале и решать вопросы о прекращении трудовых отношений по различным основаниям.

НЕЛЬЗЯ!

Уволить работника в порядке перевода из одного филиала в другой по п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ

Как видим, перевод работника из одного филиала в другой выходит за пределы таких полномочий. В этом и состоит сложность принятия решения о переводе и порядка его оформления. Ни директор филиала, где сейчас работает сотрудник, ни руководитель того подразделения, в которое сотрудник с его согласия будет переведен на другую работу, не имеют полномочий принять решение о переводе и оформить необходимые кадровые документы. Очевидно, что в нашей ситуации такими полномочиями обладает только руководитель организации.

Итак, мы выяснили, что филиал не является самостоятельным юридическим лицом, однако имеет свою специфику по сравнению с другими структурными подразделениями. Чтобы сотрудница работала в другом филиале, ее необходимо перевести на другую постоянную работу по правилам, предусмотренным ст. 72 ТК РФ, но с учетом определенных особенностей. Давайте посмотрим, как в этом случае следует оформлять кадровые документы.

Оформление кадровых документов

Учитывая, что в рассматриваемой ситуации в организации кадровое делопроизводство децентрализовано, кадровые документы оформляются, судя по всему, в головной организации, куда документы работников поступают из одного филиала, а затем передаются для дальнейшего ведения и хранения в другой филиал.

Предлагаем следующую процедуру перевода работника на другую постоянную работу из одного филиала в другой.

Этап 1 Оформление заявления о переводе работника в другой филиал.

В нашей ситуации работник сам просит перевести его на другую работу в другой филиал. Желательно, чтобы такая просьба была оформлена письменно. Так как решение о переводе в другое обособленное структурное подразделение принимает руководитель организации, то заявление оформляется на его имя (пример 2).

Наша справка

Ведение кадрового делопроизводства в организациях с обособленными структурными подразделениями нормативными актами не урегулировано. Этот вопрос находится в компетенции руководителя организации и должен решаться на локальном уровне.

Можно выделить три формы организации кадрового делопроизводства в организациях, имеющих в своей структуре обособленные подразделения.

Форма 1. Централизованное делопроизводство - вся обработка кадровых документов сосредотачивается (централизуется) в едином центре - кадровой службе головной организации.

Форма 2. Децентрализованное делопроизводство - ведение кадрового делопроизводства распределяется между головной организацией и обособленными структурными объединениями, которые имеют относительно одинаковый набор функций по кадровому документообороту. При этом кадровая служба головной организации может оформлять кадровые документы на всех сотрудников организации, включая и работников обособленных подразделений, а в филиале или представительстве хранятся и оформляются документы только сотрудников этих подразделений.

НАШ СОВЕТ

Пропишите в локальном нормативном акте, например в Инструкции по кадровому делопроизводству, порядок оформления кадровых документов при переводе работника из одного обособленного подразделения в другое, а также процедуру передачи для дальнейшего ведения и хранения кадровых документов, порядок передачи трудовых книжек и т. п. (пример 1)

На практике оформленное заявление, скорее всего, будет передаваться в головную организацию через руководителя обособленного подразделения, который, в свою очередь, также решает вопрос о возможности осуществления перевода сотрудника из своего филиала. Заявление сотрудника филиала может быть направлено в головную организацию с сопроводительным письмом (пример 3).

Руководителю организации для того, чтобы принять решение по существу

После всех необходимых согласований руководитель организации принимает решение об оформлении перевода (пример 5).

Этап 2 Передача документов работника из филиала в головную организацию.

Итак, руководитель организации принял решение об оформлении перевода, для этого документы работника передаются в кадровую службу головной организации. На практике передача документов может производиться по почте ценным либо заказным письмом или лично работниками кадровых служб. Самым надежным, несомненно, будет личная передача документов. Передачу документов из филиала и их получение в головной организации желательно сопровождать соответствующим актом (пример 6).

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ.

. существует ошибочное мнение о том, что перевод работника из одного обособленного подразделения в другое оформляется путем увольнения работника в порядке перевода по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (далее -ТК РФ). Напомним, что обособленные подразделения не являются самостоятельными юридическими лицами, и работник при переводе из филиала в филиал продолжает работать у того же работодателя. Поэтому и увольнять работника в данном случае будет незаконно, так как оснований прекращения трудового договора нет. Речь идет о переводе на другую работу у того же работодателя (в другое подразделение на ту же должность или на другую), который осуществляется с определенными особенностями, обусловленными территориальной обособленностью подразделений.

Этап 3 Оформление дополнительного соглашения к трудовому договору работника.

Далее в головной организации составляется дополнительное соглашение к трудовому договору работника, в котором отражаются все новые условия, связанные с работой в другом обособленном структурном подразделении (пример 7).

Этап 4 Издание приказа о переводе на другую постоянную работу.



Этап 5 Передача документов работника из головной организации в филиал.

После оформления дополнительного соглашения и приказа о переводе документы работника передаются для дальнейшего ведения и хранения в филиал, в котором будет работать работник. Так, в филиал передаются трудовая книжка, личная карточка работника, копия приказа о переводе на другую работу, дополнительное соглашение к трудовому договору и личное дело (если ведется).

Этап 6 Внесение записи о переводе на другую постоянную работу в трудовую книжку работника.

Сведения о переводе на другую постоянную работу должны быть внесены в трудовую книжку работника (ч. 4 ст. 66 ТК РФ). Полагаем, что такая запись может быть внесена в трудовую книжку работника в филиале, куда осуществлен перевод.

Запись о переводе на другую постоянную работу вносится в трудовую книжку следующим образом: в графе 1 ставится порядковый номер записи; в графе 2 указывается дата осуществления перевода работника; в графу 3 вносится запись о переводе работника на другую работу с указанием должности, структурного подразделения, наименования обособленного структурного подразделения; в графе 4 делается ссылка на приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу (пример 9).

Этап 7 Внесение записи о переводе в личную карточку работника.

В соответствии с п. 12 Правил с вносимой в трудовую книжку записью о переводе на другую постоянную работу работодатель обязан ознакомить ее владельца под роспись в его личной карточке, где повторяется запись, внесенная в трудовую книжку.

Этап 8 Проведение инструктажа по охране труда.

В соответствии с ч. 2 ст. 225 ТК РФ для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

НЕ ЗАБЫТЬ!

Внести запись в трудовую книжку работника о переводе на другую постоянную работу

До начала работы с работником следует провести первичный инструктаж на новом рабочем месте. Обучение, как правило, проводится специалистом по охране труда или сотрудником, на которого возложены эти обязанности.

Таким образом, перевод работников из одного филиала в другой осуществляется по общим правилам, предусмотренным для перевода работника из одного структурного подразделения в другое. При этом особенность документального оформления такого перевода напрямую зависит от формы организации кадрового делопроизводства, установленной в компании.

ПРИМЕР 1

Инструкция по кадровому делопроизводству (фрагмент)



ПРИМЕР 2

Заявление работника о переводе в другой филиал



ПРИМЕР 3

Письмо из филиала в головную организацию



ПРИМЕР 4

Письмо из головной организации в филиал



ПРИМЕР 5

Заявление работника о переводе в другой филиал



ПРИМЕР 6

Акт о передаче документов работника из филиала в головную организацию



ПРИМЕР 7

Дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе работника на другую постоянную работу из филиала в филиал



ПРИМЕР 8

Приказ о переводе работника на другую постоянную работу из филиала в филиал (форма № Т-5)



ПРИМЕР 9

Внесение записи в трудовую книжку работника о переводе на другую постоянную работу из филиала в филиал



ПРИМЕР 10

Личная карточка работника (форма № Т-2) (фрагмент)


Журнал: Всё для кадровика, По состоянию на: 13.04.2012, Год: 2012, Номер: №5
Автор: Андреева Валентина Ивановна

Филиал – одна из законных и удобных форм осуществления всех функций организации (или их части) в других регионах. Если филиал крупный, штат персонала в нем может быть аналогичен штату головной организации, помимо руководителя включая и бухгалтера, и кадровика, и других работников, обеспечивающих деятельность филиала, в том числе кадровый документооборот. Но независимо от того, как осуществляется документооборот, централизованно или филиалом самостоятельно, трудовые отношения с его работниками имеют ряд особенностей. В чем они заключаются и что нужно знать кадровикам и руководителям и филиалов, и головных офисов организаций, расскажем в статье.

Статус филиала.

Первое и самое главное его отличие от организации заключается в том, что филиал не является юридическим лицом. Он наделяется имуществом создавшего филиал юридического лица и данное имущество учитывается и на отдельном балансе в этом филиале, и на балансе создавшей его организации.

Филиалы действуют на основании утвержденных работодателем положений. Сведения о филиалах указываются в учредительных документах организации и вносятся в ЕГРЮЛ. На основании сведений из ЕГРЮЛ филиалы ставятся на налоговый учет по месту их нахождения. При этом они не являются самостоятельными плательщиками налогов и страховых взносов, а исполняют обязанности организаций по уплате налогов по месту нахождения филиалов. Филиалы осуществляют деятельность от имени создавшей их организации, она и несет ответственность за их деятельность. Но филиал может стать самостоятельным объектом проверок контролирующих органов, а руководитель филиала может быть привлечен к административной ответственности как должностное лицо.

В отношении структуры филиала можно отметить, что руководитель является его обязательным работником. Он назначается организацией и действует на основании доверенности. Остальные работники принимаются в филиал в соответствии со штатным расписанием. Мало того, филиал, являясь обособленным структурным подразделением, может иметь не только своих кадровиков и бухгалтеров, но и свои структурные подразделения: отдел кадров, бухгалтерию и т. д. Особого внимания заслуживает кадровое делопроизводство, включая прием и увольнение сотрудников: в небольших филиалах оно может осуществляться централизованно, однако от этой практики в силу ее неудобства многие отказываются и осуществляют основные кадровые мероприятия в самих филиалах.

Внутренняя документация филиалов.

Основной документ, которым регламентируется деятельность и который должен быть в наличии, – это положение о филиале. Перечислим остальные документы, которые должны быть в любой организации:

правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР);

положение об оплате труда;

положение о командировках;

положение о персональных данных;

инструкции по охране труда;

книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них и приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;

журнал учета проверок;

журнал регистрации несчастных случаев на производстве.

Отдельного внимания заслуживают два локальных акта – штатное расписание и правила внутреннего трудового распорядка. Могут ли у филиала быть свое штатное расписание и свои ПВТР? Ведь штатным расписанием оформляются структура и штатный состав всей организации. Филиалы, как и отделы, секторы, иные подразделения, являются структурными подразделениями организации. Будет ли правильным составление штатного расписания по частям?

Расписание филиала в любом случае необходимо согласовать с руководителем головной организации. В ней должно быть сводное штатное расписание со всеми обособленными и необособленными структурными подразделениями.

Обратите внимание

Процедуру утверждения, согласования и передачи копии или выписки штатного расписания в головную организацию следует регламентировать в положении о филиале или другом локальном акте.

По поводу ПВТР обратимся к ч. 4 ст. 189 ТК РФ, согласно которой это локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Можно сделать вывод, что ПВТР должны быть оформлены в виде локального нормативного акта организации и действовать для всей организации в целом. Однако в филиале могут быть специфические организационные, климатические и другие условия работы, которые надо отразить в ПВТР. Кроме этого, на практике положение о филиале иногда устанавливает право его руководителя от своего имени утверждать локальные документы в рамках деятельности филиала, в том числе ПВТР, с предварительным согласованием их в головной организации. В таком случае в основных правилах, которые применяет головная организация, указывают, что режим и (или) другие условия работы для сотрудников филиалов устанавливаются ПВТР соответствующего подразделения.

А вот возможность заключения коллективного договора в филиале прямо предусмотрена в ч. 4 ст. 40 ТК РФ. Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с ч. 1 ст. 33 ТК РФ.

Оформление на работу в филиал.

Начнем с руководителя. Как уже было сказано, руководителей филиалов назначает работодатель (юридическое лицо) и действу-ют они на основании доверенности, выданной работодателем.

Обратите внимание

Пленум ВС РФ в абз. 1 п. 129 Постановления от 23.06.2015 № 25 отметил, что полномочия руководителя филиала должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале и т. п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

Если работодатель хочет, чтобы руководитель филиала выступал от имени организации в вопросах кадрового обеспечения, то в доверенности, кроме полномочий представлять интересы организации в различных органах, осуществлять руководство филиалом, заключать сделки и подписывать договоры (утверждать штатное расписание, ПВТР или др.), необходимо прописать права:

на принятие и увольнение работников подразделения;

на подписание трудовых договоров;

на издание приказов по личному составу;

на применение дисциплинарных взысканий и поощрений;

на заключение договоров о полной материальной ответственности; и др.

С руководителем филиала, как и с любым работником, заключают трудовой договор, а затем на основании этого договора издают приказ о приеме на работу. Приказ издает и трудовой договор подписывает руководитель организации. В этом договоре можно предусмотреть условие об испытании продолжительностью не более 6 месяцев (ст. 70 ТК РФ).

В свою очередь, руководитель филиала, уполномоченный на прием работников, подписывает трудовые договоры с ними и приказы о приеме их на работу.

До подписания трудовых договоров и руководителя, и работников необходимо ознакомить под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работников, коллективным договором (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

В трудовых договорах со всеми работниками, включая руководителя, условие о месте работы должно содержать указания на обособленное структурное подразделение и его местонахождение (абз. 2 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, п. 1, 2 ст. 55 ГК РФ). В качестве работодателя в договорах с работниками выступает организация в лице руководителя филиала, действующего на основании доверенности.

К сведению

Если в филиале есть кадровый работник, его обязанности должны обозначаться в трудовом договоре или должностной инструкции. Приказом руководителя филиала устанавливается обязанность по ведению и хранению трудовых книжек.

Особенности перевода.

Трудовым кодексом установлены некоторые особенности при переводе работников филиала, в частности:

При переводе работников из одного филиала в другой.

Сам перевод работника в другой филиал осуществляется в общем порядке. Поскольку изменение структурного подразделения считается изменением существенных условий трудового договора, от работника следует получить согласие. Если работник согласен – перевод оформляется путем заключения дополнительного соглашения и издания приказа о переводе по унифицированной форме Т-5, после чего запись о переводе вносится в трудовую книжку (сведения о трудовой деятельности) и личную карточку работника.

Особенность заключается в том, что работодатель обязан по предварительной договоренности с работником возместить расходы на переезд его самого, членов его семьи и провоз имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения) и на обустройство на новом месте жительства. Конкретные размеры возмещения определяются соглашением сторон трудового договора (ст. 169 ТК РФ).

При переводе руководителя на другую должность по медицинским показаниям.

По общему правилу ст. 73 ТК РФ при необходимости временного или постоянного перевода руководителя филиала на другую работу по медицинским показаниям и при отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы руководитель увольняется по основанию п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При этом работодателю предоставлено право с письменного согласия руководителя филиала не прекращать с ним трудовые отношения, а отстранить от работы на срок, определяемый соглашением сторон. В период отстранения зарплата такому работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным или трудовым договором, соглашениями.

Особенности увольнения работников филиала.

Специальные основания увольнения для руководителей филиала

Трудовым кодексом, кроме общих оснований увольнения, для руководителя филиала установлены специальные основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя. В частности, трудовой договор может быть расторгнут:

по п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – принятие руководителем филиала необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества организации, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

по п. 10 ч. 1 ст. 81 – однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. В качестве такого нарушения следует, в частности, расценивать неисполнение возложенных на руководителя филиала трудовым договором обязанностей, которое могло повлечь причинение вреда здоровью работников либо имущественного ущерба организации.

Увольнение в связи с сокращением штата работников

Сама процедура сокращения осуществляется в том же порядке, что и сокращение численности или штата сотрудников организации. Сложности возникают с тем, нужно ли предлагать сокращаемым сотрудникам филиала имеющиеся вакансии в головной организации или других обособленных подразделениях.

В статье 81 ТК РФ сказано, что увольнение по сокращению численности или штата допускается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

Таким образом, работодатель должен предлагать имеющиеся у него вакансии в головной организации и других филиалах, если все они находятся в одной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, только если это предусмотрено коллективным или трудовым договором, соглашениями.

Увольнение в связи с закрытием филиала

Если работодатель принял решение закрыть филиал, но организация при этом продолжает деятельность, расторжение трудовых договоров с работниками производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации (ч. 4 ст. 81 ТК РФ).

Это правило применяется только при прекращении деятельности структурного подразделения, расположенного в другой местности. Если же филиал и головная организация находятся в пределах одного населенного пункта, то увольнять по данному основанию нельзя. В таком случае увольнение производят в связи с сокращением штата или численности предприятия.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией филиала работники предупреждаются персонально и под подпись не менее чем за 2 месяца до увольнения. Трудовой договор может быть расторгнут и до истечения 2 месяцев, но при этом работнику выплачивается дополнительная компенсация в размере его среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 ТК РФ).

Обратите внимание

Предлагать работнику вакантные должности при закрытии филиала не нужно (если иное не закреплено в трудовом или в коллективном договоре).

В силу ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией филиала уволенному выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации, превышает 1 месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц. В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией филиала, средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение 2 месяцев со дня увольнения.

Взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства работнику может быть выплачена единовременная компенсация в размере двукратного среднего месячного заработка. Если ему уже была произведена выплата среднего месячного заработка за второй месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты.

К сведению

Если руководствоваться ч. 6 ст. 178 ТК РФ, при ликвидации филиала выплатить средний месячный заработок за период трудоустройства или единовременную компенсацию в любом случае надо до завершения процедуры ликвидации.

При увольнении работников в связи с ликвидацией филиала в трудовых книжках необходимо сделать следующую запись:

Итак, мы рассмотрели основные особенности трудовых отношений в филиале. На самом деле их не слишком много. И основная проблема заключается в том, как лучше организовать работу филиала в части регулирования таких отношений.

При централизованном кадровом документообороте возможна масса нарушений трудового законодательства, особенно если филиалов много и они далеко. В частности, не исключены нарушения сроков оформления приема, увольнения, привлечения к дисциплинарной ответственности. Пересылка трудовых книжек по почте также чревата задержками. Но, вероятно, с постепенным переходом на электронный документооборот и электронную трудовую книжку эти вопросы будут решаться оперативнее и проще. Что касается осуществления кадрового делопроизводства филиалами, здесь возможны злоупотребления со стороны руководителей и ответственных лиц, поскольку контролировать все полностью у работодателя не получится.

Каким бы способом ни осуществлялся кадровый документооборот, регулирование трудовых отношений в филиалах требует особого внимания со стороны и руководителя организации, и кадровых служб. В любом случае в локальных актах и положении о филиале следует прописать как можно больше нюансов согласования тех или иных вопросов и документов, сроки и порядок передачи документов и т. д.

перевод сотрудника

Компания открыла филиал в другом регионе и планирует перевести в него работника. Рассмотрим, какие документы нужно оформить, какие затраты понесет компания, какие налоги и взносы придется начислить.

Перевод на другую работу — постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает в соответствии с условиями трудового договора (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ). При переводе подобные условия трудового договора изменяются.

Местность, в которую осуществляется перевод, считается другой, если она находится за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (п. 16 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 N 2).

Не является переводом перемещение работника у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, которое не влечет изменения определенных сторонами условий трудового договора (ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ).

Обязанности работодателя в связи с переводом работника в филиал

Рассмотрим, какие обязанности возникают у работодателя в связи с переводом работника из головного офиса в региональное подразделение.

Сохранить рабочее место

Обязанность сохранить за работником его прежнее рабочее место зависит от срока перевода.

Временный перевод. При временном переводе за работником сохраняется прежнее рабочее место. Если по окончании срока перевода он не потребовал возвращения на свое рабочее место и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным (ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ).

Постоянный перевод. В случае постоянного перевода работодатель не обязан сохранять за работником прежнее рабочее место.

Компенсировать расходы на переезд

Если переезд в другую местность обусловлен переводом на новое место работы, работодатель обязан взять на себя следующие расходы (ст. 165 и 169 ТК РФ):

— по переезду самого работника и членов его семьи;

— провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику средства передвижения);

— обустройству на новом месте жительства.

Коммерческая компания самостоятельно определяет размер возмещения и порядок его выплаты (ч. 2 ст. 169 ТК РФ).

Примечание. К членам семьи относятся только супруги, родители (усыновители) и дети (усыновленные) (ст. 2 Семейного кодекса РФ).

Документальное оформление перевода

Перевод работника на другую постоянную работу требует документального оформления.

Примечание. Какие формы документов использовать

Решение работодателя о переводе

Решение о переводе на работу в другую местность принимает руководитель компании на основании предложения руководителя филиала, его служебной записки.

При стратегических изменениях в развитии компании принципиальное решение о необходимости перевода группы работников могут принять и участники общества (учредители).

Предложение работнику о переводе на работу в другую местность

Если руководитель компании сочтет правильным смену места работы и жительства определенного сотрудника, он должен предложить работнику перевод на работу в другую местность.

Необходимость заручиться письменным согласием сотрудника на перевод установлена частью 1 статьи 72.1 Трудового кодекса. Решение этого вопроса не может быть односторонним, поскольку оно затрагивает определенные сторонами условия трудового договора.

Чтобы получить такое согласие, прежде нужно подготовить письменное предложение сотруднику о переводе и переезде на новое место работы.

Допускается составить данное предложение в произвольной форме.

Согласие или отказ работника

Работник должен выразить свое согласие или отказ письменно также в произвольной форме.

Дополнительное соглашение к трудовому договору

Изменение определенных сторонами условий трудового договора необходимо зафиксировать дополнительным соглашением. В его тексте уместно определить также и порядок компенсации расходов на переезд работника и его семьи, провоз имущества, обустройство на новом месте, а также другие условия, которые стороны сочтут нужным определить.

В случае развития систематической филиальной сети удобнее разработать положение о компенсации расходов работникам, где установить единообразные нормы по возмещению расходов по переезду работников к новым местам работы. Если в другую местность переезжают один-два работника, условия возмещения расходов достаточно внести в дополнительное соглашение к трудовому договору.

Запись в трудовой книжке

Налоги и взносы

В связи с исполнением финансовых обязательств при переводе работника на работу в другую местность у работодателя могут возникнуть обязанности по уплате налогов и взносов.

Налог на прибыль

Выплаченные работнику суммы возмещения расходов на проезд и обустройство предусмотрены трудовым законодательством, установлены дополнительным соглашением сторон трудового договора и связаны с получением дохода организацией. Поскольку эти затраты обоснованны и документально подтверждены, компания вправе учесть их для целей налогообложения в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 5 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Затраты работника на переезд и обустройство не облагаются НДФЛ. Пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса освобождает от уплаты НДФЛ со всех видов установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных в том числе с исполнением трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность).

Следовательно, суммы возмещения организацией стоимости проезда работника и членов его семьи к месту работы, производимого в связи с его переездом на работу в другую местность, не облагаются НДФЛ в размере, установленном трудовым договором. Это подтверждают и письма Минфина России от 26.05.2008 N 03-04-06-01/140 и от 30.05.2007 N 03-04-06-01/165.

Страховые взносы

На сумму возмещения работодателем расходов, связанных с переездом работника к новому месту работы, в размерах, определенных трудовым договором, суммы страховых взносов не начисляются:

Бухгалтерский учет

Покажем порядок отражения в бухгалтерском учете возмещения расходов работодателем сотруднику при переезде из одного региона в другой на примере.

В дополнительном соглашении к трудовому договору установлено, что фирма компенсирует работнику документально подтвержденные расходы:

— на проезд сотрудника с семьей из г. Ставрополя в г. Владимир в плацкартном вагоне поезда;

— провоз имущества;

— суточные за дни проезда.

После переезда работник обратился к директору владимирского филиала с заявлением, в котором изложил просьбу компенсировать понесенные расходы на переезд. Образец заявления см. ниже.

Образец. Заявление о возмещении расходов при переводе

Матвееву П. В.

От старшего менеджера

Заявление

Прошу возместить расходы, понесенные при переезде на работу в другую местность, в сумме 58 100 (Пятьдесят восемь тысяч сто) рублей, включая суточные 5600 руб. (700 руб. х 4 чел. х 2 дн.).

Документы, подтверждающие расходы, прилагаю:

Билеты железнодорожные — 4 шт. на сумму 17 500 руб.;

Квитанция об оплате провоза багажа весом 950 кг на сумму 35 000 руб.

26 октября 2013 года Пуля С. Т. Пуля

К заявлению работник приложил документы, подтверждающие расходы: железнодорожные билеты и квитанции об оплате провоза багажа.

Необходимо отразить выплату компенсации в бухгалтерском учете.

Решение. В бухгалтерском учете будут отражены следующие проводки:

Дебет 73 Кредит 50

35 000 руб. — выдан аванс работнику С. Т. Пуле на переезд к месту работы;

Дебет 44 Кредит 73

58 100 руб. (35 000 руб. + 17 500 руб. + 5600 руб.) — отражена в составе расходов сумма фактических расходов по переезду работника к новому месту работы;

Дебет 73 Кредит 50

23 100 руб. (58 100 руб. — 35 000 руб.) — выплачена работнику С. Т. Пуле компенсация расходов, связанных с переводом на работу в другую местность, с зачетом ранее полученного аванса.

Читайте также: