Что такое проектная работа в начальной школе требования

Обновлено: 18.05.2024

НАШЛА САЙТ С ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫМ МАТЕРИАЛОМ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . СОВЕТУЮ ПОСМОТРЕТЬ.

Это я скопировала для вас:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В этой подшивке обобщаем ваш опыт проектной деятельности с учащимися начальной школы: теория вопроса, практический опыт, примеры проектов, их описания. Основу подшивки составляют статьи Ирины Валентиновны Жакулиной и визитки проектов, реализованных участниками нашего сообщества.

Приглашаем вас пополнить нашу коллекцию примерами успешных проектов.

Отдельный блок материалов посвящен сетевым учебным проектам для начальной школы. Ежегодно мы проводим на сайте 10 учебных проектов для учеников 1-4 класса. Учителю предоставляется полный пакет материалов и дистанционная поддержка. Летом мы проводим мастерские по разработке сетвеого учебного проекта.

ВСЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭТОЙ ПОДШИВКИ

СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

"Больше проектов - хороших, прекрасных,
Больше идей - удивительных, разных!
Все на nachalku мы будем стремиться,
Мы ведь хотим всему научиться!"
( Максимова Елена Ильинична , "Велучики, Великие Луки")

Мы говорим "сетевой", подразумеваем - "телекоммуникационный"

Под сетевым проектом договоримся понимать такую организацию проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования.

В каком случае имеет смысл проводить сетевой проект?

Для реализации проекта используются результаты исследований , полученных в разных регионах, например, "Книга Памяти" в проекте "65 шагов к Победе" или работы, выполненные участниками путешествия "Со скоростью света по Млечному Пути" на этапе "Планета Славы" .

Проектный продукт невозможно или очень трудно создать “в одиночку” “Астрономический атлас в загадках” в проекте “Со скоростью света по Млечному Пути” .

Широкая вовлеченность участников создает дополнительный фактор достижения целей проекта ( “Денискины рассказы” , “Путешествие на Голубой Стреле” ).

Телекоммуникация напрямую способствует изучению предмета (международные проекты по иностранному языку).

Телекоммуникация способствует формированию качеств человека 21 века .

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА СЕТЕВЫХ ПРОЕКТОВ, ПРОВОДИМЫХ С 2011 ГОДА

При поддержке Программы "Intel. Обучение для будущего" летом 2011 и 2012 годов проходила мастерская для активистов "Началки " , желающих разработать и провести сетевой учебный проект.

СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ, ПЛАНИРУЕМЫЕ В 2012 - 2013 УЧЕБНОМ ГОДУ

Предметная область: окружающий мир

Предметные области: окружающий мир, литературное чтение, русский язык

Предметная область: окружающий мир

Предметная область: окружающий мир

Предметные области: литературное чтение, окружающий мир

Организаторы: Брыксина Ольга Федоровна и студенты ПГСГА

Предметная область: литературное чтение

Предметная область: окружающий мир

Предметная область: математика

О том, как шла подготовка проектов в Летней мастерской-2012

Презентация проектов 2012-2013 (материал для педагогических советов, методобъединений)

О количестве команд в проекте

Организаторами проектов принято решение об установлении ограничений на количество команд, участвующих в проекте. В зависимости от характера заданий и продолжительности проекта число команд будет варьироваться от 50 до 100 .

Каким образом будет регулироваться количество команд?

В каждом проекте по-разному. Варианты могут быть следующие:

сокращение сроков регистрации команд;

отбор только правильно оформленных заявок (например, в проекте "Путешествие в Игромир" )

конкурс для команд-претендентов (например, в проекте "Недаром помнит вся Россия" );

конкурс координаторов (например, в проекте "Музей, как много в этом слове!" ).

ОБ УЧАСТИИ КОМАНД В ПРОЕКТАХ

Все проводимые на сайте проекты имеют привязку к соответствующим разделам программы или ориентированы на определенный возраст детей. Поэтому мы не принимаем к участию ребят, возраст которых не соотвествует категории проекта.

КАКИМ ОБРАЗОМ ЭТО БУДЕТ РЕГУЛИРОВАТЬСЯ?

В личные профили участников добавлено поле "класс". После подачи заявки организатор проекта проверяет это поле.

В целях предупреждения перегрузки детей каждая команда может участвовать только в одном проекте в четверть. Ответственность за соблюдение этого правила возлагается на координатора команды.

КАКИМ ОБРАЗОМ ЭТО БУДЕТ РЕГУЛИРОВАТЬСЯ?

В анкетах регистрации команд будет добавлен обязательный пункт: "Наша команда впервые в этой четверти принимает участие в проекте ".

МАСТЕРИМ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ

ВСЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭТОЙ ПОДШИВКИ

ШАБЛОН ВИЗИТКИ СЕТЕВОГО ПРОЕКТА

Информация об авторе проекта

Номер или название школы

Информация о проекте

Девиз, слоган, цитата

Приблизительная продолжительность проекта

Планируемые результаты обучения

Вопросы, направляющие проект

Проблемные вопросы учебной темы

Частные вопросы учебной темы

по окончании проекта

Описание методов оценивания

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Продукты проектной деятельности детей

Правила для участников

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала

Ученик, для которого язык преподавания не родной

Материалы и ресурсы, необходимые для проведения проекта

Материалы на печатной основе

Другие принадлежности, если необходимо

Информационные источники в Интернете

Организация взаимодействия с координаторами команд

Примечания авторов проекта

СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ – ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Прозвенел звонок. Вот и ещё один рабочий день подошёл к своему логическому завершению. Шумной гурьбой дети весело идут к выходу. Они даже не подозревают, сколько умных людей стараются для них! Сколько разработано программ, методик, преследующих только одну цель – научить. Но достаточно ли этого в наше время?

Ведь ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь.

Для меня, как учителя, особое место занимает проектная деятельность. Я на опыте убедилась, что в основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Мне нравится, что благодаря проектной деятельности появилась возможность интеграции многих предметов общеобразовательного цикла.

выяснить, чем различаются и что общего имеют школы наших бабушек и дедушек и современная школа.

развивающие: развивать способности детей к наблюдению, анализу происходящих событий, умений выделить главное; составлять и решать задачи; развивать умения работать в команде.

воспитательные: прививать уважительное отношение к прошлому страны и семьи; воспитывать вдумчивого читателя, любящего книгу; воспитывать культуру сотрудничества.

Работа осуществлялась в 5 этапов, предусмотрено 10 занятий и консультации в классе во внеурочное время, кроме этого участники проекта выполняют задания дома с помощью родителей.

- провести опрос бабушек и дедушек по теме проекта. Написать отчёт.

- подготовить материал о Н. Н. Носове

Для этого определили ещё одну команду для работы над презентацией о Николае Носове.

Потом все вместе читали комментарии к нашему диафильму.

познакомились с графическим редактором Paint (рисунок для урока русского языка);

познакомились с возможностью взаимодействия на сайте;

создавать, редактировать html-страничку;

создавать карту знаний на сервисе MindMeister;

загружать материалы во внешние хранилища.

Как видите, опыт и знания получили обе стороны: и учитель, и ребята. Могу сказать, что подводных камней тоже достаточно много. Хочу обратить ваше внимание на следующее:

Перед началом прохождения любого этапа (это касается любого сетевого проекта) необходимо заранее ВНИМАТЕЛЬНО изучить все требования и инструкции. В некоторых случаях самому попробовать поработать в предлагаемом сервисе. Это необходимо, чтобы избежать ошибок команды по вине руководителя.

Не выполняйте сами работу детей!

Лучше медленней, да лучше! (пусть печатают сами, как могут!)

Учите детей читать инструкции!

Объясните родителям, что за детей работу выполнять не надо!

Объясните родителям, что детям можно доверять технику (под присмотром учителя)!

Объясните родителям, что просматривать итоги игры и работы других команд НАДО!

Помощь родителей необходима.

ПРОДУКТОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ:

- словарик устаревших слов;

Оглядываясь назад, хочу сказать как хорошо, что мы приобрели такой опыт. Не всё было гладко, но это не важно. Главное мы попробовали! А останавливаться на достигнутом, мы не собираемся. Дети довольны, а значит счастливы! Как положительный итог хочу отметить, что в следующей литературной сетевой игре команда подросла до 12 человек.

Проектная исследовательская деятельность обучающихся прописана в ФГОС. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на исследовательскую работу. Таким образом, проектная деятельность обучающихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. Первые попытки осуществлять свою проектную деятельность дети уже могут в 1-2 классе, но не в полном объёме самостоятельно, поэтому целесообразней применение метода начинать в 3-4 классах.

Образовательный (учебный) проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (проект – это то, что мы делаем). В начальной школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Он может осуществляться в урочной и во внеурочной деятельности, может быть рассчитан на один урок или на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.

Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала обучающихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог;
  • координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

3. Формирование социально адекватных способов поведения.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).

Основные требования к проекту.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
  4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
  5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

  1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
  2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

  • Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
  • Деловая игра.
  • Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
  • Диалог исторических или литературных персонажей.
  • Защита на Ученом Совете.
  • Игра с залом.
  • Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
  • Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
  • Научная конференция.
  • Отчет исследовательской экспедиции.
  • Пресс-конференция.
  • Путешествие.
  • Реклама.
  • Ролевая игра.
  • Соревнования.
  • Спектакль.
  • Спортивная игра.
  • Телепередача.
  • Экскурсия.

Мы представляем вашему вниманию фрагмент урока по решению межпредметной проектной задачи на уроке русского языка.

Тема урока: Правописание частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами

  • Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму.
  • Осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения устойчивых выражений, русских пословиц, этимологических значений слов.

Что на уроке нам нужно выяснить?

  1. Что такое "не"?
  2. К какой части речи относится?
  3. Как пишется не с глаголами?

– Подумайте, в какой группе частей речи (служебных или самостоятельных) следует искать частицу? (Среди служебных, так как нельзя поставить вопрос и это слово ничего не обозначает).

Вывод: Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.

- Итак, мы выяснили, что частица не придаёт глаголам отрицательный смысл, а как она пишется с глаголами, ещё не знаем. А вы как думаете? (Ответы детей)

- Послушайте стихотворение поэта Виктора Агафонова о глаголе и частице не:

Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!

- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?

-Как пишется не с глаголами?

Творческое задание. Решение проектной задачи.

- Не секрет, что в школе происходят случаи, когда дети нарушают правила поведения. Почему это происходит?

- Как решить эту проблему?

Тема проекта: Использование частицы не при составлении правил поведения в школе.

- Сформулируйте цель нашей работы

Цель проекта: Создание памятки по правилам поведения

- Какие задачи мы поставим, для решения данной цели?

1. Найти информацию по данной теме

2. Составить памятку, используя частицу не.

Инструкция для творческой работы в парах

1. Откройте ноутбук

2. Создайте на рабочем столе документ Microsoft Word, назовите его "Задание", укажите фамилии.

3. В папке "Обмен" найдите папку "К уроку русского языка", откройте файл "Инструкция…."

4. Выберите тему, соответствующую номеру вашего ноутбука:

ST - 1 Правила поведения во время урока
ST - 2 Правила поведения во время перемены
ST - 3 Общие правила поведения в школе
ST - 4 Правила посещения школы обучающимися
ST - 5 Правила поведения в столовой
ST - 6 Правила посещения внеклассных мероприятий
ST - 7 Правила поведения на территории проведения мероприятия
ST - 8 Требования к внешнему виду и стилю одежды.

5. Запишите столбиком 3-5 глаголов с частицей НЕ, относящихся к теме;

6. Правила можно выделить цветом, увеличить шрифт

7. Подписать работу: "Работу выполнили:"

8. Поднять руки, сообщив о готовности.

Проверка результатов работы на экране доски.

Подведение итога работы

Оцените свою работу:

  • Я думаю, что цель и задачи работы выполнены, так как …
  • Работа над проектом показала, что …
  • Что у вас получалось сегодня лучше всего?
  • В чём испытали затруднения?
  • Как оцениваете свою работу?

Таким образом, по определению Н.Ю.Пахомовой,

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

В заключение хочется отметить, что это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

Как делать проект в школу

Преимущества проектного образования

Начиная обучение в начальных классах, преподаватели не знают, кем вырастут их ученики. Не исключено, что кто-то из них станет великим математиком или врачом. От выбранных методов обучения во многом зависит уровень образования и его качество. Сегодня существует много типов разных программ. Проектные варианты получили всеобщее признание по ряду причин:

Как сделать проект в школе

  1. Большой диапазон вариативности метода: от социальных проблем до исследований жизнедеятельности одноклеточных организмов. Не только тематика очень обширна, разнообразны также методы выполнения проектов и их защиты.
  2. Этот метод способствует творческому развитию обучающихся. Выбор индивидуальных условий выполнения работы и разные подходы способствуют самосовершенствованию лучших качеств ребёнка.
  3. С ранних стадий обучения ученики приучаются к дисциплине и порядку. Создать свой проект непросто. Надо составить план, написать, оформить по определённым правилам. Всё это способствует формированию дисциплинированной личности, способной работать в коллективе.
  4. Создание проекта помогает задействовать семью. Ребёнок дома может сделать задание вместе с родителями. Это позволяет улучшить его просвещённость.

Несмотря на то что проект может делаться в течение длительного времени, а для маленьких детей это трудная задача, проектное образование заслужило, чтобы его активно применяли в школе. Неважно, как будут выглядеть начальные работы, ведь в любом случае они положат старт будущему становлению личности.

Выбор темы проекта

Школьные прокты

Обычно в начальной школе педагоги сами определяют темы для проектной деятельности. В 1 классе готовые проекты позволят ученикам ознакомиться с принятыми стандартами, правилами и принципами построения таких работ. Разнообразие тем помогает школьникам лучше осваивать учебную программу. Тематика подбирается с учётом возраста и интересов учащихся. Она должна вызывать интерес и желание работать над предложенным вопросом. Это основное требование к выбору темы проектов. Так, для 3 класса то, над чем работают первоклашки, будет уже неинтересно, а последние не смогут готовить темы, предназначенные для более старших детей.

Как подготовить проект в школе по плану

Детская тематика очень обширна, поэтому преподаватели сами решают, что больше подходит для их класса. Вот лишь некоторые востребованные тематические ниши для готовых школьных проектов в начальных классах:

План проекта школьника

  1. Исследования, наблюдения за повадками животных.
  2. Описание игр, истории их появления или разработка собственных вариантов.
  3. История игрушки. Дети любят свои игрушки, поэтому преподаватели используют этот факт в своей работе.
  4. Народное творчество. Очень много интересных тем связано с прикладным искусством. Кружева, резьба, лепка, аппликация, плетение и многое другое может стать отличным материалом для проекта.
  5. Природные явления. Разнообразие окружающего мира не может пройти мимо проектной тематики.
  6. Мой любимый герой. Это направление поможет развить навыки репортёров. Умение собирать информацию о заданном объекте пригодится в будущем на более сложных проектах.

Выбор направления полностью лежит на педагоге. От его фантазии и понимания тех, кого он учит, зависит эффективность обучения. Если тема не заинтересует учащихся, то работа над проектом будет их угнетать, а не приносить пользу.

Основные разделы

Предлагая своим ученикам проектное задание, учитель должен чётко определиться с единой формой оформления таких работ. В будущем это поспособствует организованности и сплочённости класса, а также упростит дальнейшее применение этого метода обучения. Тщательно продуманная система поможет педагогу больше времени уделять другим аспектам обучения, не останавливаясь на постоянных выяснениях того, с чем можно определиться сразу. Обычно в проектной работе есть общепринятые разделы, без которых мало кто представляет подобные труды. Существует несколько пунктов, которые необходимо обязательно затронуть в проекте:

Подготовка проекта в начальных классах

Как сделать свой проект школьнику

  1. Обложка или титульный лист. На нём обычно указывают тему работы, автора, время и место написания. Кто-то позволяет красочное оформление, что способствует эстетическому развитию ребёнка.
  2. Оглавление. Указание названия разделов и страниц, где они находятся. Его можно размещать как в начале, так и в конце.
  3. Введение. Обязательный пункт любого научного труда. Здесь необходимо разместить краткое описание проекта, его цели, а также какую пользу он принесёт читающим.
  4. Основные разделы. Их может быть несколько или только один. Всё зависит от замысла автора или поставленной задачи.
  5. Приложения. Этот раздел необязательный. Многие стараются весь материал вставлять в основной текст, но кто-то может решить вынести его в отдельную часть проекта.
  6. Вывод или заключение. Хороший принцип для педагогов — приучать детей делать выводы из своих исследований. Это поможет правильно и целеустремлённо работать в заданном направлении. Такой подход научит юных исследователей оценивать итоги своего труда.
  7. Список используемой литературы. Пользоваться разными источниками информации тоже учатся с начальных классов. Этот раздел поможет не забывать, что нужно ценить труд других исследователей и умело пользоваться их опытом.

Оформление компьютерного варианта

С внедрением компьютерных технологий было бы неразумно не воспользоваться ими при работе над проектом. С ранних лет современные дети сталкиваются с различными гаджетами и часто пользоваться ими начинают раньше, чем говорить. Поэтому уже в начальных классах педагоги стараются привить детям компьютерную грамоту. Для этого разрешают использовать компьютер для проектного творчества. Очень важно помнить, что работа с электронным устройством несёт определённый риск благополучию ребёнка, если его правильно не обучить пользоваться им. Эта задача лежит на плечах и педагогов, и родителей. Перед тем как приступать к подготовке проектов с использованием компьютера, дети должны освоить:

Школьные задания

  1. Правила техники безопасности. Любое электронное устройство способно не только негативно влиять на здоровье, но и при неосторожном обращении может стать угрозой для жизни. Прежде чем пускать ребёнка к компьютеру, стоит хорошо объяснить ему, что делать можно, а от чего следует воздержаться. Кроме этого, всегда нужно приводить примеры последствий правильной и неправильной работы с техникой.
  2. Правила обращения и основные методы работы. Обучение компьютерной грамоте начинается с азов и постепенно усложняется. Никогда не требуют от ребёнка того, что он не может понять или усвоить из-за малого возраста.
  3. Работа в интернете. Здесь главное правило — не оставлять ребёнка один на один со Всемирной паутиной, иначе не миновать беды. Опытные педагоги старательно и терпеливо объясняют, почему опасно заходить на незнакомые сайты и по каким причинам нельзя гулять в интернете без родителей или учителей.
  4. Отбор нужной информации. Этому тоже важно обучать сразу, иначе время за компьютером будет потеряно впустую. Постоянные отвлечения будут мешать продвижению к цели.
  5. Оформление работ. Компьютерные программы предоставляют большие возможности в быстром и красивом оформлении. Научить этому надо с самого начала, применяя простейшие приложения.
  6. Сохранение материала. Всегда есть опасность потерять электронный вариант проекта, поэтому необходимо первым делом обучать ребёнка правильно сохранять работу на компьютере. Использовать флешку для сохранения информации лучше в более старшем возрасте, однако правила безопасного извлечения этого устройства стоит освоить на начальной стадии. Самостоятельно выполнить такое действие нетрудно, но сначала родители и учителя должны постоянно контролировать образовательный процесс.

Любой этап обучения связан с определёнными задачами. Решать их помогают хорошо продуманные исследовательские проекты в начальной школе. Готовые проекты можно использовать в качестве наглядных пособий, в которых есть шаблоны структуры, содержания и оформления.

Ученический интерес к таким заданиям способствует росту средних показателей успеваемости и творческих способностей обучаемых.


Образовательная деятельность школ регулируется Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В этих стандартах введено такое понятие как проектная деятельность.

Проектная деятельность — это не каприз учителя, это требование Минобрнауки.

Проектная деятельность — это самостоятельная деятельность, направленная на достижение определённого результата, цели или решение какой-либо проблемы (научной, личностной или социальной).

Проект — это то, что предпринимается для создания и получения нового продукта/результата или решения проблемы.

Проекты могут быть совершенно разных направленностей: от творческих до исследовательских:


Цели проектной деятельности

  1. Формирование у школьников основ исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов проекта.
  2. Овладение приёмами сотрудничества и взаимодействия со школьниками и взрослыми в совместной проектной деятельности.
  3. Формирование умения планировать исследование или проектную работу с учётом поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи исследования, выбирать методы, делать выводы по результатам проведённой работы.

Особенности проектной деятельности

Проект ограничен во времени: у него есть начало и конец. Работа над проектом происходит в несколько этапов. И время, и этапы определяются ещё до начала работы над проектом, во время его планирования.

В результате проекта должен быть создан новый продукт или выполнено исследование научной проблемы

От того, какой продукт вы хотите создать в результате проекта, будет зависеть количество этапов проекта. Но общий ход работы над проектом будет для всех одинаковый:


Этапы выполнения проекта

Шаг "Реализация задач и создание продукта" будет зависеть от конкретного проекта и может содержать неограниченное число этапов.

Содержание каждого этапа может меняться в процессе работы над проектом. Это нормально. Почему? Потому что что-то может пойти не так, могут измениться условия, вы можете узнать что-то новое, чего раньше не знали и пр. Всё как во взрослой жизни. Поэтому корректируем курс и идём дальше к поставленной цели!

Как выбрать тему школьного проекта

Тему надо выбирать актуальную и интересную. Вам должна быть интересна та область знаний, в которой вы выполняете проект. Иначе работать над проектом будет скучно, а защищать — трудно.

Есть несколько вариантов того, как школьники выбирают тему для своего проекта:

Вариант 1. Выбрать одну из тем, которые предложит классный руководитель.
Вариант 2. Выбрать школьный предмет и учителя, который предложит тему по своему предмету.
Вариант 3. Придумать тему самостоятельно. Подумайте, чего не хватает вам, вашим одноклассникам или взрослым, и попробуйте сформулировать тему проекта, чтобы решить проблему.


Так как результатом проекта должен стать новый продукт, то надо основательно подумать над тем, что можно создать в результате проекта. В следующей таблице мы приводим примеры того, что можно сделать в качестве результата проекта:


Актуальность, цель, задачи и гипотеза проекта

Об актуальности, цели, задачах и гипотезе вы будете писать в тексте проекта и рассказывать на его защите.

Актуальность — это важность проекта для настоящего времени. Если проект не актуален, не важен, то и делать его не стоит. Актуальность можно рассматривать как набор некоторых проблем, которые существуют в обществе или у какой-то группы людей (например, одноклассников, учителей, родителей), и которые нужно решить. Просто написать "тема актуальна, потому что лично мне интересна" — неправильно. Актуальность придётся раскрыть, доказать.

Например, для темы "Компьютерные игры: польза или вред" актуальность можно описать следующим образом:

Мои друзья владеют больше чем одним гаджетом. В основном, это смартфон и ноутбук. Кроме этого, у многих дома есть ещё и приставка для видеоигр. Все эти устройства становятся доступнее, поэтому в семьях их появляется всё больше. Но так ли это безопасно — надолго погружаться в виртуальную реальность? Об этом моё исследование.

Цель — это глобальный результат, который хочется достичь в проекте. Например, "информирование школьников (или одноклассников) о пользе и вреде компьютерных игр", "повышение грамотности одноклассников в области звонких и глухих согласных".

Чтобы сформулировать актуальность и цель, ответьте на вопросы "Почему ты это делаешь?" (актуальность) и "Чего ты этим хочешь добиться?" (цель). Не надо придумывать лишних и непонятных слов, пишите так, как есть.

Задачи — это те действия, которые нужно предпринять для достижения поставленной цели. Здесь вы должны перечислить этапы работы над проектом от изучения литературы до получения продукта.

Гипотеза — это предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза строится не для всех проектов, а только для научно-исследовательского характера, и то не всегда.

Определение этапов проекта и выполнение проекта

О том, как в общем виде выглядят этапы работы над проектом, мы показали на рисунке.

Шаг "Реализация задач и создание продукта" надо разбить на несоклько этапов, определить сроки выполнения кадого из них.

Здесь мы не можем дать какие-то конкретные рекомендации, так как эти этапы будут уникальны для каждого проекта. Даже два проекта, выполненных разными авторами, но по одной теме, будут отличаться в этой части. Каждый решает свой проект по-своему, и достигает цели тоже по-разному.

Приведём пример этапов для проекта "Звонкие и глухие согласные", который предполагает создание небольшой компьютерной программы в качестве итогового продукта:

  1. Определить функциональные требования к приложению "Тренажёр для обучения школьников звонким и глухим согласным".
  2. Выбрать программу для создания приложения.
  3. Создать приложение.
  4. Протестировать приложение.
  5. Создать Руководство пользователя.

Оформление проекта

Оформление проекта — это создание текстового документа, в котором будут описаны все этапы работы над проектом, указаны цель, задачи, обоснована актуальность, написаны выводы. В текст проекта не обязательно включать много текста, большую его часть можно заменить картинками: графиками, скриншотами, фотографиями. Это, во-первых, упрощает написание текста проекта, и во-вторых, отлично его иллюстрирует и доказывает то, что вы сами его сделали.

В некоторых школах и на конкурсах от авторов требуют наличия фотографий того, как они работают над своим проектом.

В какой программе оформить проект?

Microsoft WORD — это часть пакета Microsoft Office и сама популярная программа для работы с с текстом. Но она коммерческая, и поэтому поэтому может быть и не установлена на вашем компьютере.

Что же делать в этом случае? Вариантов, на самом деле, много. Есть немало программ и сервисов, которые позволяю работать с текстом точно так же, как и WORD. И, кстати, в государственных учреждениях зачастую установлен не MicrosoftWORD, с его бесплатные аналоги. Это уже давно является чем-то вроде корпоративного стандарта.

Итак, бесплатные аналоги Microsoft Office:

Требования к оформлению

Если проект готовится для защиты в школе, то требования вам может озвучить учитель. Спросите об этом вашего классного руководителя, так как в школе, скорее всего, есть специальный локальный акт, в котором всё это описано.

Если правила оформления вам не выдали или они оставлены на ваше усмотрение, то воспользуйтесь требованиями к созданию документов из ГОСТ Р 7.0.97-2016:

Создание презентации и защита проекта

Это завершающие этапы. От того, на сколько качественно вы сделаете электронную презентацию, зависит то, как пройдёт защита.

В какой программе сделать презентацию?

Воспользуйтесь теми же рекомендациями, которые мы дали выше.

Какие должны быть слайды в презентации

Правила хорошего тона для оформления презентации нами рассмотрены в статье Какой должна быть презентация на конференцию или конкурс

Как написать речь защиты проекта

О том, как грамотно составить речь для защиты проекта, мы написали ранее в статье Подготовка речи для защиты проекта.

Читайте также: