Может ли сотрудник ваи остановить гражданский автомобиль

Обновлено: 18.05.2024


СМИ сообщили, что, помимо ГИБДД, машины сможет останавливать для досмотра, выписывать протоколы и даже штрафовать Росгвардия. Однако ведомство опровергло эту информацию. Откуда появились слухи о проверках на дорогах, выяснял корреспондент “Вестей FM” Сергей Гололобов .

Поводом к беспокойству автомобилистов стало постановление правительства от 11 октября, которое вступило в силу. Так вот, там сказано, что госнадзор в области безопасности дорожного движения поручен военной автомобильной инспекции Росгвардии. И что она даже может проверять на предмет изменения конструкции авто- и мототранспорт, а также прицепы. Некоторые СМИ сразу же озаглавили свои статьи примерно так: “Росгвардеец сможет остановить ваш автомобиль”. И значит к ГИБДД якобы добавляется еще одно силовое ведомство, уполномоченное следить и карать на дорогах. Но нет. В самой Росгвардии эту информацию опровергли. Речь идет только о военном транспорте, сообщил официальный представитель Росгвардии Валерий Грибакин.

ГРИБАКИН: В данном случае полномочия военной автоинспекции Росгвардии касаются исключительно автотранспорта Росгвардии. Они позволяют предупреждать, выявлять, ну, соответственно, и пресекать в войсках Национальной гвардии РФ нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения. Здесь бы хотелось особо подчеркнуть и отметить, что никаких новых полномочий по отношению к гражданскому автотранспорту Росгвардия не приобрела.

Это сложное для восприятия постановление правительства стоит внимательно перечитать несколько раз. И там можно найти такие строчки: госнадзор в области дорожного движения Росгвардия осуществляет только по отношению к своему автопарку. А к чужому – нет, еще раз уточняет депутат Госдумы, экс-советник директора Росгвардии Александр Хинштейн.

ХИНШТЕЙН: У военной автоинспекции нет полномочий заниматься каким-либо иным транспортом, кроме военного, то есть с черными номерными регистрационными знаками. Но нужно понимать, что внутри Росгвардии есть военнослужащие, и военная автоинспекция – это про них. А есть сотрудники полиции, в частности, проходящие службу в подразделениях вневедомственной охраны. Вот это – полицейские функции, но на них военная автоинспекция свои права и полномочия не распространяет, потому что это номерные знаки невоенного транспорта.

По сути, ВАИ Росгвардии приравнивается к своим армейским коллегам. По крайней мере в постановлении правительства у этих двух структур абсолютно одинаковые права. А ВАИ Минобороны, напомним, в некоторых случаях – например, при проезде колонны – регулирует гражданское автомобильное движение.

ВАИ также может помогать ГИБДД в каких-то экстремальных ситуациях. Например, увидев совершившего ДТП лихача, догнать его и прижать к обочине до приезда патруля ДПС. Кроме того, ВАИ может остановить машину без номеров, так как неясно, какому ведомству она принадлежит. Росгвардейцы же, а ранее омоновцы и бойцы внутренних войск, в свою очередь, имеют право самостоятельно досматривать автомобили только в рамках антитеррора, добавляет Александр Хинштейн.

ХИНШТЕЙН: Только в рамках проведения антитеррористических операций. В рамках охраны общественного порядка полномочий по остановке и досмотру транспортных средств самостоятельно у сотрудников Росгвардии нет.

Если росгвардейцам и прочим силовикам необходимо досмотреть на дороге автомобиль, то они обязательно привлекают для этого ГИБДД, поясняет автоэксперт Максим Егоров.

ЕГОРОВ: Совместно с ГИБДД там уже совершенно другие права. Потому что ГИБДД может остановить машину, а дальше уже действия могут и другие структуры предпринимать – смотря под чью юрисдикцию они подпадают. Потому что были совместные рейды, допустим, с налоговой, с транспортной инспекцией. Поэтому тут ключевое слово – “совместно” с ГИБДД. Да, в таком случае мы, конечно же, обязаны подчиняться, если видим, что нас останавливают. И если в числе тех, кто останавливает, есть сотрудник ГАИ, то, естественно, по правилам мы должны выполнить требование.

Так что водителям опасаться нечего. Лишнего надзорного органа над ними не будет. Право проверки гражданских автомобилей по-прежнему есть только у ГИБДД. Но если регион объявлен зоной антитеррористических мероприятий, тогда вашу машину может остановить для проверки и Росгвардия.

Популярное

МИХАИЛ ХАЗИН: "Они пытаются создавать некоторый информационный шум. Это всё бессмыслица. Это же не иск. Это пока только некоторые разговоры на тему. Предъявить это абсолютно невозможно, не говоря уже о том, что Россия в своих судах всем компаниям из этих стран может предъявить иски, что есть какие-то санкции, которые, кстати, тоже противоречат нормам ВТО".

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: Соединенным Штатам нужен минимум ответственности и максимум результата. Всем остальным, кого США бросают под паровоз, нужен максимум американского присутствия для того, чтобы утащить их вместе с собой под паровоз и тогда рассчитывать, что американцы вытащат и себя, и их. В такой логике они еще могут танцевать какое-то количество времени.

Завершилась Большая пресс-конференция Владимира Путина. В этом году она проходила в очном формате и продлилась 3 часа 55 минут. В столичном Манеже собралось около 500 журналистов, и президент успел ответить на 55 вопросов. Приводим ключевые моменты общения главы государства с представителями СМИ.

Что такое ВАИ и какие обязанности есть у военных автоинспекторов?

Военная автомобильная инспекция Вооружённых Сил Российской Федерации (ВАИ) — структурное подразделение Главного управления военной полиции Минобороны России. В состав ВАИ Вооружённых Сил Российской Федерации входят: ВАИ Министерства обороны Российской Федерации, региональные и территориальные ВАИ.

Сотрудники ВАИ выполняют задачи по обеспечению безопасности во время движения колонн, сопровождения военной техники, участвуют в выяснении причин ДТП с участием военных автомобилей.

Willys MA.

Основные задачи ВАИ

Основными задачами военных автоинспекций являются:

  • контроль за организацией дорожного движения транспортных средств Вооружённых Сил Российской Федерации;
  • сопровождение, в том числе первых лиц государства и военных колонн;
  • организация регистрации и контроля за техническим состоянием транспортных средств ВС России;
  • обеспечение допуска водителей и транспортных средств воинских частей к участию в дорожном движении;
  • организация дорожно-патрульной службы военных автоинспекций на маршрутах движения транспортных средств воинских частей;
  • проведение технического осмотра транспортных средств воинских частей;
  • организация обязательного страхования гражданской ответственности водителей транспортных средств ВС России;
  • обеспечение безопасности дорожного движения на территориях военных городков, полигонов (учебных центров) и других военных объектов;
  • оказание помощи Госавтоинспекции в розыске военных водителей, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являлись, а также угнанных и похищенных транспортных средств воинских частей.

С 1 января 2012 года Военная автомобильная инспекция имеет полномочия составлять протоколы об административных правонарушениях и выносить решения по административным делам.

Сотрудники военной автоинспекции могут проверять документы только у водителей, управляющих транспортными средствами Вооружённых сил РФ. Военный автоинспектор имеет право самостоятельно задержать, досмотреть, отстранить от управления военнослужащего, служащего во внутренних войсках, МЧС, инженерных или строительных военизированных структурах.

На Тверской улице сотрудники военной автоинспекции (ВАИ) проверяют путевой лист у водителя автомашины, принадлежащей министерству обороны РФ

За невыполнение законного требования сотрудника ВАИ об остановке транспортного средства грозит штраф от 200 до 500 рублей. В случае отказа водителя пройти медосвидетельствование на состояние опьянения по требованию инспекции ему будет грозить лишение водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет, а для лиц без прав — арест до 15 суток или штраф до пяти тысяч рублей.

Кто может стать инспектором ВАИ?

Сотрудниками ВАИ могут стать военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях Минобороны, и из числа граждан, состоящих в запасе.

История создания ВАИ

Первое упоминание о военной автомобильной инспекции встречается в приказе по Главному управлению автомобильной и дорожной службы № 0101 от 26 августа 1942 года. В нём предусматривалось провести реорганизацию Главного управления автодорожной службы. Спустя три года Приказом начальника Главного автомобильного управления Красной Армии № 130 от 31 августа 1945 года предусматривалось создание внештатных военных автомобильных инспекций. Инспекторы ВАИ поначалу выезжали на места дорожно-транспортных происшествий с участием военных автомобилей, проверяли воинский автотранспорт на дорогах, а также контролировали выход и возвращение машин в воинских частях.

С 1 декабря 2011 года вошла в состав Главного управления военной полиции и стала её структурным подразделением.



ФСБ получила дорожный иммунитет

Военной автоинспекции предоставили право задерживать армейский транспорт, а также отправлять их водителей на медицинское освидетельствование. А вот автомобили спецслужб (ФСБ, ФСО и др.) выведены из-под контроля как военных, так и гражданских инспекторов дорожного движения.

Фото с сайта www.compromat.ru

Военной автоинспекции предоставили право задерживать армейский транспорт, а также отправлять их водителей на медицинское освидетельствование. А вот автомобили спецслужб (ФСБ, ФСО и др.) выведены из-под контроля как военных, так и гражданских инспекторов дорожного движения.

В начале недели был подписан федеральный закон, расширяющий полномочия военной автомобильной инспекции (ВАИ). Сейчас ее работники могут проводить только задержание и доставление в комендатуры водителей транспортных средств вооруженных сил РФ, нарушивших ПДД. Попытка распространить эти и другие права ВАИ на иные силовые структуры провалилась.

Чекистов не трогать

Закон был принят еще в январе, но тогда президент России наложил на него вето. В поддержанной депутатами и сенаторами редакции предусматривалось, что военной автоинспекции предоставляется право проводить административное задержание, доставление водителей не только армейских автомобилей, но и транспортных средств других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. ВАИ получало также право отстранять таких водителей от управления и направлять на медицинское освидетельствование, задерживать автомобиль и запрещать его эксплуатацию. А воинская служба предусмотрена как в рядах Минобороны и МВД, так в ФСБ, МЧС, ФСО и т.д. Фактически старлей ВАИ получал лицензию на задержание, например, машины охраны из сопровождения президентского картежа.

Солдат можно

В течение месяца согласительная комиссия устранила выявленные Владимиром Путиным недостатки. В конечной редакции закона властные полномочия ВАИ распространяли только на водителей и транспортные средства вооруженных сил РФ, внутренних войск МВД России, войск гражданской обороны (МЧС), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований.

Авторы разработанного в ноябре 2005 года законопроекта (сенаторы Кулаков, Озеров и Федоров) даже и не планировали покушаться на неприкосновенность сотрудников спецслужб. Необходимость внесения поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях они мотивировали снижением уровня контроля на дорогах за водителями армейского транспорта, и в первую очередь военнослужащими по призыву.

Теперь же под сомнения поставлены и права ГИБДД проверять машины (как служебные, так и личные), за рулем которых сидит сотрудник ФСБ или ФСО. Такого иммунитета нет даже у судей, хотя их неприкосновенность прямо прописана в Конституции России. Например, если судья нарушил ПДД, инспектор обязан составить протокол, а вот вопрос привлечения служителя Фемиды к ответственности будет рассматривать квалификационная коллегия. В отношении же представителей спецслужб у дорожной инспекции фактически нет права даже на составление протокола.

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс РФ не относит чекистов, охранников и разведчиков к группе лиц, в отношении которых установлен особый порядок производства по уголовным делам. Специальные правила возбуждения дела, задержания, избрания меры пресечения, обыска и проведения иных следственных действий применяется к судьям, прокурорам, депутатам, адвокатам, следователям, членам избирательных комиссий и аудиторам Счетной палаты, лично Путину и Ельцину. Сотрудники ФСБ, ФСО и СВР, согласно процессуальному закону, могут задерживаться, обыскиваться и т.д. на общих с простыми россиянами условиях.

Иван Петров

Ничего не понятно. Сотрудник ГИБДД пытался проверить у Вас что-то не относящееся к транспортному средству? Шлите его лесом. У него должно быть предписание на проверку.

Александр Матросов

А ГЗ не является участником дорожного движения? Какое предписание? Вы обладаете каким-то иммунитетом? Он ещё может составить в отношении Вас административный материал. Изучайте законодательство и не задавайте глупых вопросов

Андрей Аленов

🤣

Александр, законадательты откуда высрался? Ты военный, ну и сиди бумажки перебирай и не лезь туда куда собака свой писюн не сувала

Александр Матросов

Олег, а ты видимо залез туда, куда собака писюн сунула

Андрей Аленов

🤣

Александр, залез только для того что бы посмотреть что ты там делаешь рекс

Алексей Добрый

🤦‍♂

Алексей, почитай

Александр Коломыцын

Юрий, хинштейн откровенно врёт, ВАИ работают по "служебному транспорту" своего министерства - для Росгвардии: и черные и синие и белые номера

Александр, с чего бы это?? Отсылку мне кинь хоть одну. Я насчёт этой темы специально у командира спрашивал, на то и название ВОЕННАЯ автоинспекция, а с каких пор УВО стали военными??

Александр Коломыцын

Приложение к приказу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 23.04.2019 N 134 - Положение о военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации
- статья 4 пункт а:
Показать полностью.
осуществление в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 716 3, отдельных функций по федеральному государственному надзору в области обеспечения безопасности дорожного движения в войсках национальной гвардии, а также организация в соответствии с законодательством Российской Федерации выполнения специальных разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения
- статья 5 пункт а:
в отношении поднадзорных управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, а также водителей транспортных средств войск национальной гвардии:
проводить проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
анализировать исполнение требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
P.s. Водители ВНГ - это и зеленые и синие и даже гражданские водилы на служебном(военном) транспорте ВНГ. Да и слово организации ВНГ - прямо говорит нам про УВО и филиалы
P.p.s. Вы командира своего носом в нормативку ткните

Александр, конкретный пункт можешь предоставить где ты там и что нашел? Я перечитал и ничего не смог найти там.

Александр Коломыцын

- статья 4 пункт а:
осуществление в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г.
Показать полностью. N 716 3, отдельных функций по федеральному государственному надзору в области обеспечения безопасности дорожного движения в войсках национальной гвардии, а также организация в соответствии с законодательством Российской Федерации выполнения специальных разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения
- статья 5 пункт а:
в отношении поднадзорных управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, а также водителей транспортных средств войск национальной гвардии:
проводить проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
анализировать исполнение требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
P.s. Водители ВНГ - это и зеленые и синие и даже гражданские водилы на служебном(военном) транспорте ВНГ. Да и слово организации ВНГ - прямо говорит нам про УВО и филиалы

Александр, конкретно не написано про автотранспорт с синими номерами тут либо про сотрудников УВО ни слова!! Не надо бред писать

Александр Коломыцын

Юрий, что ты приколебался к цвету номера, там черным по белому написано что осуществляют свои полномочия в отношении в/ч, ТерО, ВООВО и иных организаций ВНГ осуществляющих эксплуатацию транспорта.
Ни в одном НПА где описаны полномочия ВАИ не указаны цвета номеров, везде пишут в отношении каких организаций осуществляются их полномочия.
Так что, для начала, научитесь читать нормативные акты и понимать их смысл, а потом будете спорить!

Андрей Аленов

Может остановить и проверить документы в случае нарушения ПДД, в остальных случаях по экипажам ОВО работает ВАИ! Умники сука

Читайте также: