Как оформить домашнюю работу по географии

Обновлено: 19.05.2024

Наиболее важным приёмом для понимания и запоминания содержания текста является нахождение главных мыслей в тексте, который применяется как во время чтения, так и после него. Выделяя основное, значимое, учащиеся отвечают на вопросы учителя: “О чём здесь говорится?” и “Что об этом говорится?”, “С какой фразы эта мысль начинается и с какой заканчивается?” В этом случае используется, как правило, короткий текст. Учащиеся читают текст, учитель предлагает учащимся выделить в нём главные мысли. Затем ученики формулируют краткие названия выделенным отдельным частям текста, либо формулируют название в виде вопроса.

Данный приём хорошо сочетается на уроке с составлением плана рассказа. Одним из характерных примеров в теме “Литосфера” является тема “Вулканы”. В результате дети записывают в тетрадь план и учатся устной географической речи, простраивая её логично и последовательно. Составление плана текста. Прежде всего, детям необходимо пояснить, что план – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Каждый пункт плана – это краткая формулировка содержания части текста (абзаца). Перед составлением плана необходимо предъявить детям памятку:

  1. Прочитайте текст.
  2. Выделите в тексте главные мысли.
  3. Установите взаимосвязь и последовательность мыслей.
  4. Кратко сформулируйте главные мысли в виде пунктов плана.

Первоначально такая работа проводится под руководством учителя. Отбирается такой текст, где материал излагается в логической последовательности. Рассмотрим это на примере текста параграфа №23 “Вулканы Земли”. Текст уже разбит на логические части. Первая часть текста рассказывает об образовании и строении вулкана. При чтении учащиеся могут добавить свои пункты: Что такое вулкан? Чем отличается магма от лавы? Во второй части текста “Вулканы мира” раскрываются понятия вулканы “ действующие”, “уснувшие” и “потухшие”, а также их география. Заканчивается параграф темой “Вулканические проявления”. Школьники узнают об интересном вулканическом проявлении – гейзерах. Предложенный текст разбивается на более мелкие части: Что такое “гейзер”? Где встречаются гейзеры чаще всего? После составления плана по тексту учебника можно обратиться к детям с вопросом: А какие пункты плана можете предложить вы сами? О чем хотелось бы вам ещё рассказать?

Важное значение на уроке имеет работа с географическими понятиями. Как правило, на каждом уроке географии вводится несколько новых понятий и важно в короткое время провести дополнительную работу по осмыслению, пониманию и запоминанию новых слов. Детям можно предложить произнести эти слова хором, вполголоса, повторить их несколько раз, разобраться в значении слов, записать их в тетрадь. Так в теме “Глобус – модель Земли” учащиеся осмысливают понятия “глобус”, “масштаб”, “градусная сеть”, “градусная сеть на глобусе и карте”.

Каждый урок мы начинаем с определения новых понятий. Учащиеся без особого труда находят в тексте новые понятия и термины, выделенные курсивом или жирным шрифтом. Однако, чтобы школьники хорошо их освоили, недостаточно одной только записи в тетради; необходимо провести со школьниками дополнительную работу: разобраться в значении понятий, научиться правильно их произносить, найти в тексте или в словаре их объяснение. Например: Найдите в тексте параграфа “Погода и климат” объяснение понятия “климат”. Что означает в переводе на русский язык слово “климат”? Чем отличаются два понятия “погода” и “климат”? Что у них общего? В чём между ними разница? Почему нельзя сказать: какой сегодня климат? Другой пример: Выясните сущность процесса “мировой круговорот воды”. В каких темах мы встречались с понятием “круговорот”? Какие круговороты в природе вы знаете? Работу с терминами можно усложнить, предложив проанализировать определение понятия: В тексте параграфа “Воды суши” найдите определение понятия “река”, выделите в нем определяемое слово ( водный поток), а затем – общие и частные признаки (течет всегда в русле, может быть постоянным или временным). Овладение умением проводить анализ определений позволит учащимся в дальнейшем самостоятельно их формулировать.

Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих. Примеры, поясняющие природное явление или процесс, помогают учащимся понять, как проявляются в действительности изучаемые факты, как надо применять полученные знания. Примером может служить следующее задание: Изучите примеры взаимодействия компонентов природы в природном комплексе, которые приводит автор учебника в параграфе “Взаимосвязь оболочек Земли”. Приведите свои примеры, доказывающие целостность природного комплекса.

Формулировка вопросов к тексту и ответы на них. Как правило, если ученикам шестого класса предложить подобное задание, можно получить от них только вопросы репродуктивного характера, отвечающие на вопросы: Как? Какие? Где? Когда? и так далее. Поэтому можно предварительно рекомендовать использовать памятку по составлению вопросов:

  1. Прочитайте текст.
  2. Выделите в нём главную мысль и соподчинённые мысли.
  3. Кратко сформулируйте их в вопросительной форме.
  4. Помните, что развивающие вопросы начинаются с вопросительных слов: почему? каким образом? вследствие чего? по какой причине? в чем сходство и различие?

Пересказ текста (близко к тексту, развёрнутый, краткий). Основой для пересказа служит план текста, поэтому для пересказа, близкого к тексту, нужно рекомендовать учащимся составлять его сложный план.

Нахождение в тексте сведений для заполнения таблиц и схем. Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала. Обучающимся предлагается памятка по заполнению таблицы:

Таблица – перечень сведений, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам.

  1. Прочитайте текст, выделите в нем материал, соответствующий разделам таблицы.
  2. Сформулируйте его в краткой форме и занесите в соответствующие графы таблицы.

Памятка для учащихся по составлению схем может быть такой:

Графическая схема – фактическое разделение изучаемого материала на составные части, взаимосвязь между которыми устанавливается при помощи стрелок.

  1. Прочитайте текст, выделите в его содержании главные и соподчиненные понятия.
  2. Определите, каким образом эти понятия между собой связаны.
  3. Заполните схему соответственно выделенной зависимости.

Понимание теоретических текстов параграфов и заданий к ним часто вызывает у школьников трудности. Чтобы помочь их преодолеть, можно использовать задания, активизирующие внимание ребят, концентрирующие его на конкретной, понятной и доступной им цели.

Для работы с текстами параграфов из учебника И.В. Душиной , Т.Л.Смоктунович “География материков и океанов. Страноведение” применяю следующие приёмы:

1. Прочитать основной текст, понять смысл, озаглавить текст.
2. Прочитать, выделить непонятные слова, выяснить их значение (в учебнике, в словаре, у соседа, у учителя).
3. Прочитать, разбить на смысловые части, озаглавить их (повторить процедуру для частей и т.д.).
4. Прочитать, выделить ключевые слова, использовать их для раскрытия основных мыслей текста.

  • Это я знаю;
  • Этого я не знаю;
  • В этом я сомневаюсь;
  • Это для меня интересная информация.

6. Прочитать, составить таблицу:

Знаю Хочу знать Узнал

7. Прочитать, выписать основные идеи текста. Найти в тексте незнакомые малопонятные слова и найти их значение. Прочитать текст ещё раз. Изменились ли основные идеи текста?

8. Составить кластер по теме. Прочитать текст, дополнить кластер информацией из текста.

  • Это подтверждает мои гипотезы;
  • Это противоречит моим гипотезам;
  • Это порождает новые гипотезы.

10. Прочитать текст, сократить его так, чтобы основная мысль текста оставалась понятной, объяснить, что сохраняли и что сокращали и почему.

11. Прочитать текст и составить конспект – краткое описание. Большое содержание можно уместить на одном листе, используя значки, символы, рисунки, формулы, имена, даты, схемы, таблицы. Вначале работы стоит записывать очень важное на отдельных листочках, а потом соединять их на одном листе, устанавливая связи в определенном порядке по методу составления опорных конспектов.

ГлавнаяМетодическое пространствоМетодические материалыПравила работы с контурной картой в обучении географии

Правила работы с контурной картой в обучении географии

В. Л. Марков, С. В. Жукова, М. А. Седелкин,

методисты Городского Методического Центра

Знание карты и умение работать с ней в современном мире не менее важно,

чем знание грамматики и математики.

карта 1

1. Контурные карты называются контурными, потому что на них обозначены только общие очертания географических объектов. Контурная карта является основой для выполнения практических работ по географии. Контурная карта обычно не заполняется вся сразу.

2. Приступая к работе с контурной картой, внимательно прочтите задание учителя. Что именно нужно обозначить? Повторите условные обозначения по теме задания.

3. Задания выполняются с использованием материалов школьного учебника, карт школьного атласа и других дополнительных источников информации, рекомендованных учителем.

4. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.

5. Любая карта должна иметь название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме. Не путайте название вашей карты с названием шаблона карты.

6. Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой, чтобы сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки.

7. Продумайте, в каком порядке следует выполнять обозначение объектов, чтобы они не закрывали и не мешали друг другу.

карта 2

8. Определите условные знаки, которые вы будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте на карте.

9. Все изображенные на карте объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях), в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка любого цветового обозначения.

10. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами), и их названия подписывают в условных знаках.

11. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, печатным шрифтом.

12. Объекты орографии (элементы рельефа) наносятся черным цветом, гидрографии (водные объекты) – синим.

14. В зависимости от задания объекты можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах (смотрите карты в атласе).

15. Закрашивание объектов, необходимых для выполнения заданий, производится только цветными карандашами. Никогда не используйте фломастеры и маркеры!

16. Каждая форма рельефа имеет свою цветовую гамму, которая соответствует шкале высот и глубин атласа.

17. Для правильного нанесения на контурную карту названий географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку: название географических объектов надо писать вдоль линий градусной сетки, что поможет выполнить задание более аккуратно.

18. Названия небольших объектов в масштабе используемой карты, например, вулканов или горных вершин, желательно размещать справа от самого объекта, вдоль параллели.

19. Названия линейных объектов, например, гор, рек или течений, нужно размещать по протяженности, так, чтобы можно было их прочитать, не переворачивая карту.

20. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют небольшие объекты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом или дана ссылка в виде цифры, которая расшифровывается в легенде карты (например, на карте: цифра 1 стоит на объекте; а в легенде дана расшифровка: 1 – оз. Ильмень).

21. Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то помните, что границы этих объектов не обводят линиями. Надпись названия показывает территорию равнины или акваторию моря.

22. В условных знаках должна быть система. Придерживайтесь картографической традиции в заполнении карт.

23. Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно в указанный срок.

Примечание

карта 3

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

Учителю на заметку

На все виды контурных карт, предназначенных для практических занятий учащихся с целью закрепления знаний по географии и истории в объеме программ общеобразовательных учреждений, распространяются технические условия согласно нормам Федеральной службы геодезии и картографии России (с 15 июня 2003 г.).

Технические требования к контурным картам

1. Издаваемые контурные карты должны соответствовать требованиям технических условий и выпускаться в трех видах: отдельными листами, в виде брошюры, вшитыми в учебные атласы.

2. Контурные карты печатаются в одну краску на писчей бумаге № 1 (ГОСТ 18510-73), на офсетной бумаге (ГОСТ 9094-83), импортной писчей или картографической бумаге массой 70–100 г/м 2 .

3. Для обложек контурных карт, выпускаемых в виде брошюр, должна использоваться картографическая бумага (ГОСТ 1339-79) либо мелованная бумага (ГОСТ 21444-75 массой 80–100 г/м 2 ). Допускается для обложек использовать другие виды бумаги, в том числе писчую.

4. На контурных картах должно быть обеспечено пропечатывание всех элементов; не должно быть рваных или раздавленных мест на картографическом изображении.

5. Краска на всем картографическом изображении должна быть отпечатана ровным, плотным слоем. Изображение должно четко и без затруднений читаться во всех деталях.

6. Все линии, штрихи и точки должны быть четкими, с резкими неразмытыми краями, не раздавленными при печати.

7. Текст на контурной карте должен быть четким, без пятен и грязи. Шрифты должны соответствовать государственным правилам и нормативам (СанПиН 2.4.7.702-98).

8. На контурных картах не должно быть механических повреждений, морщин, масляных пятен и соринок площадью свыше 0,5 мм 2 .

9. Контурные карты, выпускаемые отдельными листами, должны быть ровно обрезаны, иметь поля не менее 10 мм.

10. Качество изготовления обложки контурных карт и внешний вид брошюры определяются визуально.

Подробнее со стандартом можно ознакомиться на портале нормативных документов (перейти).



В формировании интереса к любому предмету большое значение имеют задания, которые выполняют ребята на уроке и дома. Если они будят в учениках любознательность, желание добраться до правильного ответа, то учащиеся не останутся безучастными и равнодушными на уроках. А новых таких заданий они будут ждать с нетерпением.

Кроссворды

Они относятся к наиболее любимым детьми заданиям. В кроссвордах можно загадывать географические термины, названия, имена первооткрывателей и исследователей, обитателей разных районов земного шара. Использовать кроссворды можно при закреплении материала, проверке домашнего задания, при этом дети относятся к ним спокойнее, чем к тестам или письменному опросу. Секрет в том, что при заполнении клеток кроссворда угаданными словами открываются буквы-подсказки в других словах, что придает уверенности. Смотрите раздел Кроссворды по географии.

В качестве домашнего задания можно дать ребятам самим составить кроссворд по определенной теме. Как правило, они с удовольствием выполняют такие задания. Нужно только заранее оговорить количество слов. После проверки учителем такие кроссворды можно решать по взаимообмену с соседом по парте.

Путешествия по карте

В дальнейшем такие путешествия можно использовать для закрепления географической номенклатуры. Например, совершить путешествие по морю от Санкт-Петербурга до Владивостока, называя все океаны, моря, заливы и проливы по ходу движения.

В 7-8 классах ребята могут составлять маршруты для туристов, знакомящие с наиболее интересными объектами разных материков или районов России. Им нравится представлять свой вариант, стоя у карты с указкой и рассказывая обо всем, что считают достойным внимания.

Ассоциации

В дальнейшем можно составить ассоциативный образ своей республики или области, своего района, населенного пункта. Такие задания вызывают активность учащихся, обсуждение может продолжаться и на перемене.

В старших классах таким образом можно составлять образы зарубежных стран. Но в отличие от ассоциативных образов тут требуется изучить литературу, интернет-материалы. Выбираем не более десяти ключевых словосочетаний по этой стране и обозначаем их на листе, показываем связи. К каждой фразе подбираем картинку, отражающую ее суть. В результате получается схема-образ страны. Каждый ученик защищает составленный им образ стран, объясняя, почему выбраны именно эти фразы, как они связаны между собой, какую роль они играют в истории данного государства или его настоящем. Работу можно выполнять индивидуально, а можно в небольших группах. Как правило, защита работ вызывает большой интерес не только со стороны одноклассников, но и других ребят и даже учителей. Поэтому самые лучшие работы можно выносить на обсуждение на заседание НОУ или на школьную НПК.

Например, для Турции были выбраны следующие ключевые фразы.

Эта работа была оценена как лучшее исследование по географии.

Задания по контурным картам

Работа с контурными картами — это традиционный вид деятельности на уроках географии. Но вместо обычного перерисовывания номенклатуры с карт атласа в контурные можно давать более интересные задания.

На контурных картах можно обозначать те маршруты, которые предлагаются учениками для туристов, с обозначением интересных объектов.

Можно контурную карту перевернуть вверх ногами (поменять местами северный и южный полюса) и предложить ребятам определить, каким был бы климат Африки (любого другого материка). Для этого нанести на контурную карты границы климатических поясов, направления преобладающих ветров, течений. Учитывать и влияние рельефа материков на климат.

Еще одно задание: выделить на контурной карте материк Индийский по границам Индийского океана и подписать элементы береговой линии, учитывая, что острова превращаются в озера, полуострова — в заливы и моря, а моря и заливы — в полуострова, проливы — в перешейки и наоборот.

Можно все эти задания выполнять на настенной контурной карте в группах. Также ученикам нравится выполнять географические диктанты по настенным контурным картам, когда нужные объекты отмечены цифрами, а ребята в тетрадях должны записать, что соответствует этим цифрам на карте. Цифрами разного цвета можно обозначить разные варианты для работы.

Подготовка презентаций

Но прежде чем задавать такое задание, нужно объяснить некоторые правила. Выступление — по конкретному вопросу не более 3-5 минут, презентация — не более 10 слайдов. Каждый слайд содержит фотографии, схемы, рисунки, карты, диаграммы, но не сплошной текст. По идее, слайд — это иллюстрация к рассказу, а не его дублирование. Достаточно одного предложения на слайде, выражающего главную мысль. Особо оговаривается, что не стоит скачивать готовые презентации с интернета.

Обычно достаточно нескольких выступлений одноклассников, чтобы весь класс понял, как нужно и как ненужно составлять презентации.

Этот вид заданий очень хорошо применять при изучении географии материков и океанов, в курсе географии России для характеристики отдельных районов страны или отраслей хозяйства, в курсе географии зарубежных стран.

Об авторе: Камалетдинова Гайша Рихардовна, педагогический стаж 35 лет, учитель географии, заместитель директора по НМР.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



В формировании интереса к любому предмету большое значение имеют задания, которые выполняют ребята на уроке и дома. Если они будят в учениках любознательность, желание добраться до правильного ответа, то учащиеся не останутся безучастными и равнодушными на уроках. А новых таких заданий они будут ждать с нетерпением.

Кроссворды

Они относятся к наиболее любимым детьми заданиям. В кроссвордах можно загадывать географические термины, названия, имена первооткрывателей и исследователей, обитателей разных районов земного шара. Использовать кроссворды можно при закреплении материала, проверке домашнего задания, при этом дети относятся к ним спокойнее, чем к тестам или письменному опросу. Секрет в том, что при заполнении клеток кроссворда угаданными словами открываются буквы-подсказки в других словах, что придает уверенности. Смотрите раздел Кроссворды по географии.

В качестве домашнего задания можно дать ребятам самим составить кроссворд по определенной теме. Как правило, они с удовольствием выполняют такие задания. Нужно только заранее оговорить количество слов. После проверки учителем такие кроссворды можно решать по взаимообмену с соседом по парте.

Путешествия по карте

В дальнейшем такие путешествия можно использовать для закрепления географической номенклатуры. Например, совершить путешествие по морю от Санкт-Петербурга до Владивостока, называя все океаны, моря, заливы и проливы по ходу движения.

В 7-8 классах ребята могут составлять маршруты для туристов, знакомящие с наиболее интересными объектами разных материков или районов России. Им нравится представлять свой вариант, стоя у карты с указкой и рассказывая обо всем, что считают достойным внимания.

Ассоциации

В дальнейшем можно составить ассоциативный образ своей республики или области, своего района, населенного пункта. Такие задания вызывают активность учащихся, обсуждение может продолжаться и на перемене.

В старших классах таким образом можно составлять образы зарубежных стран. Но в отличие от ассоциативных образов тут требуется изучить литературу, интернет-материалы. Выбираем не более десяти ключевых словосочетаний по этой стране и обозначаем их на листе, показываем связи. К каждой фразе подбираем картинку, отражающую ее суть. В результате получается схема-образ страны. Каждый ученик защищает составленный им образ стран, объясняя, почему выбраны именно эти фразы, как они связаны между собой, какую роль они играют в истории данного государства или его настоящем. Работу можно выполнять индивидуально, а можно в небольших группах. Как правило, защита работ вызывает большой интерес не только со стороны одноклассников, но и других ребят и даже учителей. Поэтому самые лучшие работы можно выносить на обсуждение на заседание НОУ или на школьную НПК.

Например, для Турции были выбраны следующие ключевые фразы.

Эта работа была оценена как лучшее исследование по географии.

Задания по контурным картам

Работа с контурными картами — это традиционный вид деятельности на уроках географии. Но вместо обычного перерисовывания номенклатуры с карт атласа в контурные можно давать более интересные задания.

На контурных картах можно обозначать те маршруты, которые предлагаются учениками для туристов, с обозначением интересных объектов.

Можно контурную карту перевернуть вверх ногами (поменять местами северный и южный полюса) и предложить ребятам определить, каким был бы климат Африки (любого другого материка). Для этого нанести на контурную карты границы климатических поясов, направления преобладающих ветров, течений. Учитывать и влияние рельефа материков на климат.

Еще одно задание: выделить на контурной карте материк Индийский по границам Индийского океана и подписать элементы береговой линии, учитывая, что острова превращаются в озера, полуострова — в заливы и моря, а моря и заливы — в полуострова, проливы — в перешейки и наоборот.

Можно все эти задания выполнять на настенной контурной карте в группах. Также ученикам нравится выполнять географические диктанты по настенным контурным картам, когда нужные объекты отмечены цифрами, а ребята в тетрадях должны записать, что соответствует этим цифрам на карте. Цифрами разного цвета можно обозначить разные варианты для работы.

Подготовка презентаций

Но прежде чем задавать такое задание, нужно объяснить некоторые правила. Выступление — по конкретному вопросу не более 3-5 минут, презентация — не более 10 слайдов. Каждый слайд содержит фотографии, схемы, рисунки, карты, диаграммы, но не сплошной текст. По идее, слайд — это иллюстрация к рассказу, а не его дублирование. Достаточно одного предложения на слайде, выражающего главную мысль. Особо оговаривается, что не стоит скачивать готовые презентации с интернета.

Обычно достаточно нескольких выступлений одноклассников, чтобы весь класс понял, как нужно и как ненужно составлять презентации.

Этот вид заданий очень хорошо применять при изучении географии материков и океанов, в курсе географии России для характеристики отдельных районов страны или отраслей хозяйства, в курсе географии зарубежных стран.

Об авторе: Камалетдинова Гайша Рихардовна, педагогический стаж 35 лет, учитель географии, заместитель директора по НМР.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: