Как мировоззрение влияет на выбор профессии

Обновлено: 05.05.2024

В статье авторами описывается основные контуры становления профессионального мировоззрения специалиста медицинского профиля. Как известно, в современном мире ориентация специалистов в информационном обществе, компетентное решение различных профессиональных задач возможно только при овладении ими фундаментальными знаниями и информацией о сущности, содержании и функциях мировоззрения. Объективно появилась потребность в поиске и обосновании современных мировоззренческих принципов, идеалов, ценностей, лежащих в основе подготовки специалистов медицинского профиля. В связи с этим нам представилось возможным раскрыть в данной работе модель профессионального мировоззрения специалиста медицинского профиля, включающую цель, компоненты формирования профессионального мировоззрения, комплекс педагогических условий и результат. Для реализации представленной модели необходимы педагогические условия формирования профессионального мировоззрения студентов медицинского профиля, которые представлены в данной статье.


3. Гуссерль Э. Кризис европейского человека и философии // Культурология 20 в. Антология: сб. – М., 1994.

Мировоззрение специалиста-врача (индивидуальное мировоззрение) – система имеющихся у него понятий и представлений о мире: природе, человеке, обществе и о самом себе, своем месте, своей роли в этом мире. Мировоззрение имеет огромный жизненный смысл и влияет на нормы поведения врача, на его отношение к труду, к пациентам, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы, интересы, взгляды на здоровье, ценностные ориентации и т.д.

Ориентация специалистов в информационном пространстве, компетентное решение различных профессиональных задач возможно только при овладении ими фундаментальными знаниями и информацией о сущности, содержании и функциях мировоззрения.

В связи с этим объективно появилась потребность в поиске модели и обосновании современных мировоззренческих принципов, идеалов, ценностей, лежащих в основе подготовки специалистов медицинского профиля, что является основной целью данной работы.

Требования к специалисту медицинского профиля во многом определяются спецификой самой медицины и ее современного состояния. На протяжении долгого времени медицина существовала в виде ремесла, целителей-одиночек, которые в лучшем случае могли передавать свои навыки узкому кругу лиц. С 2-й половины 19 века медицина из особого рода ремесла постепенно превращалася в государственный институт, на который помимо оказания помощи конкретным пациентам возлагается забота и об общественном здравоохранении. Существенное значение имеет формирование института клиники, задачи которого включали лечение пациентов, научные исследования и подготовку студентов-медиков.

Медицинские знания – это сложная система естественнонаучных и социально-гуманитарных представлений и умозаключений о человеке и его бытии: организме, индивидуальности, личности. Это уникальное единство познавательных и ценностных форм умственного отражения и практического преобразования человеческой жизни. Без медицинских знаний сегодня в принципе не могут нормально развиваться такие общественные сферы жизни людей, как экономика и политика, система образования и воспитания.

Медицинская наука изучает не только биофизические, биохимические, физиологические процессы, происходящие в организме человека, но и его социально-психологический статус и ценностные ориентации.

Модель профессионального мировоззрения специалиста медицинского профиля

Основными компонентами профессионального мировоззрения специалиста медицинского профиля нами выделены следующие: познавательный, ценностно-нормативный, эмоционально-волевой и действенно-практический.

Познавательный компонент обеспечивает формирование системы знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия развития личности студента. Познавательный компонент включает в себя цели, потребности, мотивы выбора профессии врача, профессиональная направленность (отношение к профессии врача, склонность заниматься видами деятельности, воплощающими специфику профессии врача).

Данный компонент обеспечивает глубину и прочность усвоения системы предметных знаний студентами, базируется на обобщенных повседневных, профессиональных, научных знаниях, определяет степень осведомленности о сущности профессионального мировоззрения и его роли в профессиональном становлении врача, выявляет умение использовать имеющиеся знания для решения практических и познавательных задач, аналитической оценке предмета познавательной действительности.

Познавательный компонент включает в себя совокупность знаний, представляющих сведения из изучаемых в вузе дисциплин об особенностях профессиональной деятельности. В содержание компонента также входят знания о сущности и функциях мировоззрения, которые служат основой для саморазвития личности студента. Наличие такой обобщенной системы знаний позволяет молодым людям решать задачи с использованием приемов мышления, планировать и строить свою профессиональную деятельность с учетом закономерностей процесса развития. То есть содержание компонента служит основанием для конструирования мировоззрения.

Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь, убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях. Знания ‒ совокупность достоверных сведений о мире, человеке и отношении человека к миру, а убеждения – сформированность на основе знаний, потребностей человека мыслить и действовать определенным образом.

Следует учитывать, что широта познавательных интересов самой медицины простирается от молекулярного уровня морфофизиологии человека до социальных закономерностей социума. Более того, в современных условиях медицина становится наукой, концентрирующей все передовое, что выработано различными науками, искусством, философией о человеке и его жизнедеятельности. Между тем медики все еще смотрят на медицину как на науку техническую, прикладную, которая в гносеологическом смысле занимает совершенно скромное место.

Ценностно-нормативный компонент включает в себя ценности, идеалы, нормы, сформированность системы ценностных ориентации студентов на деятельность врача, взгляды на получаемую в вузе профессию, убежденность в правильности выбора профессии, которые являются механизмом, регулирующим профессиональную деятельность. Известно, что ценностные представления о здоровья и болезни исторически предшествуют научным. Неудивительно, что уже на заре развития медицины сложились этические кодексы.

Ценность – одно из основных понятий, постоянно наполняющихся новыми смыслами и значениями, которое определяет основания всей человеческой жизни и деятельности и относится к мыслям людей, а не к вещам или явлениям природы и культуры.

Ценности – это некие осмысленные, понятые и принятые личностью факторы жизни, которые она ставит выше других жизненно необходимых естественных потребностей [2, С. 311].

Ценность – это не любая значимость, а положительная значимость; кроме того, эта значимость своим истоком имеет человека, его коренные цели и идеалы [1, С. 288].

Ценности – это мерило человеческого качества в человека, его безграничных возможностей в культурном и нравственном развитии и реального уважения человеческой личности. Ценности возникают там и тогда, когда человек, будучи свободным, благодаря социальному прогрессу способен отличать добро от зла. В систему ценностей входят все то, что имеет позитивное значение для жизни человека: добро, благо, красота, свобода, любовь, счастье, честь, справедливость, святость и т.д. Кроме необходимых для жизни людей ценностей, жизнь сама по себе выступает как самоценность. Именно сохранение, поддержание, укрепление этой самоценности – предмет медицинской деятельности.

Особый статус профессия врача имеет благодаря тому, что человек привносит в свою работу как личность. Иначе говоря, смысл работе врача придают как раз те дела, которые он делает помимо своих чисто медицинских обязанностей.

Социально-нравственная система ценностей, указывающая на состояние здоровья человека, выражает не только смысл его жизни, но и предполагает наличие у людей неких общих чисто человеческих качеств – таких как внимательность, ответственность, доверчивость, заботливость, совестливость, наконец, любовь и т.п. Духовно здоровый человек в ответе за все свои действия по отношению к другим людям.

Содержательная суть всех ценностей – в гуманитарном наполнении человеческой жизни и деятельности. Это имеет исключительное значение для медиков.

Иначе говоря, все многообразие мира может быть оценено с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного, истины и заблуждения, правды и лжи, т.е. в виде ценностей.

Ценности указывает на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений. Ценностное отношение будущего специалиста-медика к миру и к самому себе формирует определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, в том числе здоровье человека (пациента). Типами ценностного отношения студента к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Система ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания специалиста, обеспечивающую его устойчивость, преемственность определенного типа поведения и деятельности (профилактической, лечебной, диагностической и т.д.).

Предметные ценности включают многообразие предметов будущей профессиональной деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики. Субъектные ценности – это способы и критерии студента, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности в предстоящей профессии. Они формируются в процессе социализации личности студента.

Итак, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого характера, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, готовность к действию. Таким образом, цепочка мировоззренческого становления студента включает: знания, ценности, убеждения и волю к действию.

Способом определения ценности конкретным студентом, специалистом, социальной группой, обществом является оценка. Оценка устанавливает меру соответствия свойств и черт объекта или явления потребностям и интересам того или иного студента, специалиста, социальной группы, класса, страны и т.д. Поэтому интерпретация одного и того же явления может быть различной у разных студентов, людей (специалистов), социальных групп и т.д.

Следствием устойчивой, повторяющейся оценки будущего специалиста своих отношений с коллегами, с другими людьми (пациентами) являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.д., регулирующие повседневную жизнь. В нормах в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной, императивный момент, требование поступать определенным образом, в этом заключается ее регулятивная функция.

Интересы возникают на основе тех мотивов и целей деятельности, которые связаны с удовлетворением процессом занятий, с результатами занятий, с перспективой занятий.

Если студент не имеет определенных целей в будущей профессиональной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Данный компонент характеризует профессионально важные знания специалиста, его представления о характере и условиях врачебной деятельности, особенностях информационных процессов, реализуемых при ее осуществлении, большую роль играет при этом эмоциональная восприимчивость будущего специалиста в доведении мировоззрения до уровня убеждений.

Убеждение – это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность специалиста в правоте идей, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют нашу деятельность. Убеждения объединяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства каждого специалиста. Убеждение – это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

В механизмах формирования убеждений наряду со знаниями, верой в их правоту, системой ценностей важнейшую роль играет и волевой компонент. Воля – способность человека ставить цели и мобилизировать себя на их достижения.

Волевые усилия регулируют поведение и деятельность врача в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями, направляются разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями. Чувства – эмоциональные состояния, которые имеют четко выраженный предметный характер (нравственный, эстетический, интеллектуальный и др.) мировоззрение направленности личности. Эмоции – субъективные переживания ситуаций и явлений действительности (радость, страдание, страх, стыд и др.). Деятельность будущего специалиста развивает волевые качества, такие как упорство в достижении цели, самообладание, сдержанность, собранность (сосредоточенность), решительность, инициативность.

Как эмоционально-волевой, так и ценностно-нормативный компоненты включают в себя идеалы, ценности, убеждения, взгляды на получаемую в вузе профессию, которые являются механизмом, регулирующим профессиональную деятельность. Сюда же можно отнести и чувства человека, его личностное, эмоциональное отношение к миру. Эти компоненты мировоззрения определяют ориентацию будущего специалиста в информационном пространстве, задают стиль его деятельности. Человек становится настоящим специалистом в своем деле тогда, когда у него сформирована система ценностей, убеждений. Только убежденный человек способен к эмоционально-волевой трансформации своих убеждений.

Поскольку в современном мире все изменяется, знания обновляются с невиданной быстротой, то для того чтобы любой специалист, в том числе и студенты-медики, шли в ногу с прогрессом в науке и технике, необходимо, чтобы происходило дальнейшее развитие системы ценностей, убеждений, взглядов.

Действенно-практический компонент характеризует уровень сформированности профессионально важных навыков и умений, необходимых для решения учебных и профессиональных задач. Действенно-практический компонент включает готовность врача действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах. В действенно-практическом компоненте отражается готовность к профессиональному труду, стремление следовать усвоенным идеям в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Нужно учитывать, что готовностью к профессиональной деятельности считают целенаправленное и целостное выражение личности студента, вытекающее из ее профессиональных взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, мотивов, эмоционального настроя, волевых и интеллектуальных качеств.

Данные компоненты, как правило, представлены у каждого специалиста, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного специалиста (человека), что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.

Выделенные нами компоненты находятся во взаимодействии, образуя целостную, динамическую систему мировоззрения.

pic_82.wmf

Модель профессионального мировоззрения (ПМ) специалиста медицинского профиля

Социально-нравственная система ценностей, указывающая на состояние здоровья человека, выражает не только смысл его жизни, но и предполагает наличие у людей неких общих чисто человеческих качеств – таких как внимательность, ответственность, доверчивость, заботливость, совестливость, наконец, любовь и т.п. Духовно здоровый человек в ответе за все свои действия по отношению к другим людям.

Медицинская норма имеет два значения: синоним здоровья и мера здоровья. В медицинском познании сложилось представление о среднестатистической, динамической и должной норме. Они, по сути, служат ступенями диагностики здоровья или определения путей лечения. Для этого врачу нужно множество количественных характеристик состояния организма в целом и отдельных его органов. По этим данным врач судит, сохраняется ли организмом норма при осуществлении тех или иных функций жизнедеятельности или уже присутствует патология. Динамическая норма предметнее характеризует амплитуду колебаний и диапазон пластичности функции, нижнюю и верхнюю границы ее количественных изменений, в пределах которых и сохраняется качественная определенность здоровья. И третья, т.е. должная, норма указывает на прогностическую возможность исчислять для каждого индивида расчетно-предвидимые величины напряженного функционирования организма при заданных условиях предстоящей или потребной человеку деятельности [3, С. 230–231].

К педагогическим условиям формирования профессионального мировоззрения студентов, относятся включение в целевой компонент профессионального образования ориентации на взгляды, принципы, убеждения, нравственные устои личности; включение в содержательный компонент профессионального образования новых дисциплин, курсов по выбору, направленных на формирование и развитие интегрального качества; использование различных механизмов формирования профессионального мировоззрения: интериоризации культурных способов трансляции опыта, при которых образование обеспечивает протекание процессов аккумулирования, разворачивания, роста, актуализации и реализации профессионального мировоззрения; самопознания, саморазвития, самосовершенствования, самореализации и развития будущего врача в профессиональной деятельности; создание зон актуализации и реализации профессионального мировоззрения, определяющих характер влияния на процессы ориентации, присвоения опыта в обучении и профессиональной деятельности, приобретения опыта в обучении и профессиональной деятельности; выявление и подбор адекватных для формирования и развития профессионального мировоззрения на разных ступенях (этапах) системы образования технологий обучения.

Таким образом, познавательный, ценностно-нормативный, эмоционально-волевой и действенно-практический компоненты определяют содержание профессионального мировоззрения будущего врача и являются критериями определения уровней сформированности профессионального мировоззрения: низкого, среднего, высокого. Выделенные нами компоненты и педагогические условия формирования профессионального мировоззрения студентов-медиков позволяют раскрыть основные контуры модели профессионального мировоззрения специалиста медицинского профиля.

Рецензенты:

Многие из ваших знакомых довольны своей работой? Многим нравится то, чем они занимаются? Таких людей не так много. Кто-то работает ради зарплаты, кто-то просто не готов к радикальным переменам в собственной жизни.


Что такое профориентация?

Каждый человек становится перед вопросом выбора профессии. Сложности часто возникают на момент выбора высшего или среднего образования. Профориентация помогает избавиться от них. Это — комплекс методик, которые направлены на определение у человека склонностей и потенциала к определенным видам деятельности. Они базируются на исследованиях психологов, социологов, экономистов.

Какие факторы влияют на выбор профессии?

Причин настолько много, что можно разделить их на несколько групп.

  • Мнение родственников и друзей о профессии, ее престижности и перспективности.
  • Давление со стороны родителей. Существуют семейные династии, в которых родители заранее определяют карьерный путь ребенка. Однако, если в семье, где процветает уже пятое поколение инженеров, рождается ребенок со склонностями к музыке и искусству, могут возникнуть сложные противоречивые ситуации.
  • Уровень заработной платы. Весомая причина. Однако некоторые совершают ошибку, учитывая только этот фактор при выборе профессии.
  • Доступность обучения. Кто-то не планирует покидать родной город для получения дальнейшего образования. Необходимость переезда в незнакомое место, перспектива лишиться комфортного жилья и привычного графика жизни, может отпугнуть.

Существуют и внутренние факторы

  • Интерес. Одна из важнейших причин. Если человеку очень интересно заниматься выбранным делом, при должном упорстве он сможет освоить профессию, даже если у него есть недостатки в отношении склонностей или талантов к этому делу.
  • Возможности. Например, аллергик вряд ли станет флористом или агрономом. А человек с полным отсутствием слуха и голоса никогда не сможет стать известным оперным певцом.
  • Способности и таланты. Кто-то с самого детства имеет склонность к точным наукам, а кто-то с трудом осваивал азы математики, зато писал отличные сочинения.
  • Самореализация. Желание стать мастером в выбранной сфере часто является определяющим для дальнейшего выбора профессии. Оно важно и для карьерного роста.

Почему профориентация так важна?

В мире существуют тысячи профессий. С каждым годом появляются новые. Чтобы найти ту, которая подходит конкретному человеку, ему нужно досконально изучить себя. Сильные и слабые стороны, адекватная оценка собственных возможностей, степень готовности получать новые знания, осваивать новые навыки.

Факт: в карьере наиболее успешен тот человек, который с улыбкой приходит на работу.

Викиум поможет определить все профессиональные склонности и выбрать то дело, в котором конкретный человек сможет достичь успеха. О важности тестов на профориентацию мы попросили рассказать сотрудника компании, нейропсихолога Французова Николая:

— «Существует прямая зависимость развития профессиональных навыков от количества и качества умственных способностей. То есть, в процессе овладения какой-либо профессией принимают участие различные когнитивные и познавательные процессы психики. А понимание данной взаимозависимости является путем не только к получению конкретных навыков труда, но и к повышению личностной эффективности.

Для того, чтобы понимать кем работать в будущем, определить профессиональные сферы, наиболее соответствующие интересам, существует профориентация.

Профориентация включает в себя систему методов оценки и диагностики когнитивных способностей, профессиональных склонностей, личностных особенностей, мотивационных компонентов, навыков, умений.

— Одним из эффективных профориентационно-диагностических методов является профориентационный тест. Тест предназначен людям, которые хотят определить профессиональные сферы, соответствующие их способностям. Людям, которые уже имеют образование, опыт работы, но хотели бы найти себя в новой профессиональной сфере, выбрать ВУЗ получения второго высшего образования или повышения квалификации.

Профессия – важный выбор, который нужно сделать каждому подростку ещё со школьной скамьи. Важность его обусловлена необходимостью тщательного обдумывания, взвешивания всех обстоятельств. Для этого надо всесторонне оценить факторы выбора профессии. Их немало, важность их может меняться с течением времени и определяется с учётом особенностей личности подростка. Не страшно, если впоследствии захочется сменить сферу деятельности, нужно, чтобы человек ясно представлял, какие факторы больше всего влияют на выбор профессии.

Чертежи

Нужно оценить все факторы выбора будущей профессии

Этапы выбора

Ответственный подход к определению своего призвания предполагает поэтапную профессиональную самоидентификацию. Выделяют следующие этапы:

  1. Детский возраст, когда в процессе игры ребёнок примеряет на себя различные роли. Хорошо поступают те родители, которые отдают детей в различные кружки и секции, где дети не только физически и интеллектуально развиваются, но и осваивают азы деятельности.
  2. Средний школьный возраст ассоциируется с первыми, порой слишком романтичными представлениями о различных видах работы.
  3. Старшеклассники имеют уже относительно чёткий план своего профессионального будущего, который может постоянно корректироваться. Но это благо, т. к. тщательный анализ даёт больше шансов на успешную карьеру в дальнейшем. Нужно получить как можно больше информации об учебных заведениях, где готовят подобных специалистов.
  4. По окончании школы выпускник принимает решение о получении той или иной специальности с учётом прохождения профориентации.
  5. Обучение профессии, включающее практическую часть, – знакомство с рабочими буднями.
  6. Начало трудовой деятельности, в состав которой входит и психологическая адаптация.

Замок из песка

Перед окончательным выбором проходит несколько этапов подбора, начиная с самого детства

Важно, чтобы на каждом этапе подросток/молодой человек получал объективную информацию о работе, и если необходимо, то советы по выбору профессии.

Факторы выбора профессии

Выбор профессии – процесс двусторонний, обусловленный индивидуальными особенностями человека, часть из которых он может изменить для пользы дела.

Другие же его черты неизменны, статичны. Не менее важны объективные характеристики, которые являются значимыми при выборе рода деятельности.

На расхождении дорог

Выбор зависит от индивидуальных особенностей личности

Двусторонность также просматривается и в направленности профориентации: полученный в прошлом багаж знаний и умений поможет успешно реализоваться в будущем с учётом большого количества сторонних обстоятельств.

Факторы, влияющие на выбор профессии, многообразны. Они обусловлены целым рядом причин. На основании этого проводят различные классификации. Основные факторы делят на внутренние и внешние.

Внутренние

Они связаны с особенностями человека, стоящего перед выбором специальности. К ним относятся:

  • от состояния здоровья зависит то, работу какой тяжести сможет выполнять молодой специалист, какую интенсивность труда он приемлет (на определённых должностях существуют свои ограничения по здоровью);
  • оценка психологических особенностей личности тоже влияет на выбор профессии,
  • определённые должности предполагают наличие определённых свойств характера;
  • способности, которые обусловлены не только успеваемостью по школьным дисциплинам, но и достижениями в тех и или иных внеучебных сферах;
  • склонности показывают, на что подросток тратит своё свободное время, что приносит ему удовольствие (хобби запросто может перерасти в профессию);
  • амбиции играют не последнюю роль, благодаря их наличию специалист будет уверенно продвигаться по карьерной лестнице; в случае их отсутствия довольно будет рядовой стабильной должности;
  • профессиональные планы (имеется точное представление о будущем месте работы);
  • внутренние психологические проблемы и стремления, которые обнаружить подчас сложно; если человек был лишен в детстве возможности общаться с животными, которых он любит, он может захотеть стать ветеринаром.

Внешние

Компас

На фактор выбора оказывают влияние и социальные причины

Внешние факторы выбора профессии не зависят от субъекта, они обусловлены причинами, существующими в окружающем мире. Выделяют:

  • уровень престижа специальности – непостоянный фактор, который подвержен изменениям, может определяться уровнем полученного образования: для человека с высшим образованием не престижно становится простым рабочим;
  • нужно учитывать при выборе профессии востребованность, она изменчива, но её можно определить, изучив количество вакансий на рынке труда;
  • размер заработной платы: существует достаточно устоявшееся представление об уровне вознаграждения за ту или иную работу, основные различия между оплатой в коммерческих и государственных организациях;
  • мнение членов семьи: чаще всего родители оказывают значительное влияние на выбор профессии ребёнка, многие из них желают, чтобы он продолжил семейную династию;
  • дружеские связи, под которыми понимается поступление в институт за компанию, наличие знакомых в стенах вуза;
  • воздействие средств массовой информации, пропагандирующих занятость в той или иной сфере;
  • мнение педагогов, которые, имея представление об успеваемости ученика, рекомендуют какое-либо направление обучения;
  • наличие должности в престижной компании, приготовленной специального для этого человека после получения образования;
  • причины выбора профессии могут носит случайный характер: близость вуза, будущего места работы к дому, удобное расписание занятий, возможность пройти практику в интересных местах, удобный график работы в будущем.

Сбалансированное сочетание внутренних и внешних факторов положительно влияет на выбор профессии. Верно выбранная работа будет приносить моральное удовлетворение и материальный достаток.

Критерии выбора

Чтобы не ошибиться при выборе будущей профессии, следует тщательным образом всё узнать о ней: возможные места трудоустройства, перспективы карьерного роста. У каждого человека имеются свои критерии выбора профессии, которые он должен детально обдумать, чтобы не допустить ошибки. Эта проблема актуальна в наши дни по причине ускорения темпа жизни, появления значительного числа новых специальностей и направлений деятельности.

Чаще всего говорят о трёх значимых критериях, закладывающих базис будущего трудоустройства. Их нужно приемлемым образом соединить:

  • желание заниматься определённым делом;
  • возможность работать по той или иной специальности;
  • необходимость заниматься той или иной деятельностью из-за ситуации на рынке труда.

Оценить правильность выбора профессии можно, проверив себя и свою работу по нескольким критериям:

  • каков размер оплаты труда;
  • выплачиваются ли премии;
  • с какой скоростью происходит повышение в должности;
  • степень сложности поручаемых проектов и ставящихся задач;
  • насколько успешно воплощаются в деятельности способности и применяются знания;
  • присутствует ли в труде творческая составляющая;
  • ощущается ли моральное удовлетворение от процесса работы;
  • какова позиция в коллективе, какой характер носят отношения с коллегами;
  • признан ли авторитет со стороны родственников, друзей.

Чек лист

Ваш выбор должен отвечать все критериям

Чтобы правильно выбрать профессию, следует разложить знания о ней на 4 составляющие:

  • социально-экономическая роль подобного рода занятий в современном обществе;
  • подробный разбор механизма осуществления деятельности;
  • санитарно-гигиенические условия труда, включающие график работы, описание рабочего места;
  • требования, предъявляемые к личности кандидата на должность.

Заключение

Работа – важная составляющая жизни, для многих людей она является основополагающей частью. Это смысл их существования. Какое место работа будет занимать в жизни, необходимо решить уже при выпуске из школы. От этого зависит решение следующей проблемы: на какой профессии лучше всего остановить свое внимание, а какой пренебречь.

Выбор профессии влияет на:

  • отношение к личной жизни (некоторые специалисты вынуждены трудиться по ненормированному графику, что не даёт возможности создать семью или уделить достаточное внимание родным);
  • на физическое здоровье (вредные условия труда могут его подорвать); особенности психики, которые могут проявиться с негативной стороны (профессиональная деформация);
  • смену места жительства (иногда это нужно по долгу службы).

Скрупулёзный подход к изучению этих моментов поможет принять взвешенное решение.

Через это проходит каждый. Выбор профессии. Он определяет, чему человек посвятит будущие 20—30 лет жизни, будет ли любить свою работу и сможет ли достичь в ней желаемых высот. Разберемся, что влияет на этот выбор и какие проблемы мешают самоопределению молодых людей.

Как выбрать профессию и не пожалеть: кто и что влияет на выбор абитуриентов

Критерии выбора

Выбор профессии должен определяться тремя составляющими:

  1. Личными интересами и способностями. Молодой человек должен понимать, к чему у него лежит душа и есть талант. Чем он хочет и может заниматься.
  2. Потребностями семьи. Будущая профессия должна приносить не только моральное удовлетворение, но и вполне ощутимую материальную прибыль. Взрослый человек должен быть способен обеспечить себя и свою будущую семью.
  3. Нуждами общества. Для государства выбор школьников имеет вполне конкретное значение. Он определяет необходимое число преподавателей ВУЗов, которые этих подростков будут учить. А в конечном итоге — обеспеченность тех или иных сфер народного хозяйства свежими высококвалифицированными кадрами.

То есть задача перед 15—16-летними юношами и девушками стоит масштабная. Прямо-таки государственного значения. Нужно и для себя дело интересное найти, и подаренные природой способности максимально реализовать (не пропадать же добру!), да еще и запросам общества угодить, чтобы оно захотело платить молодому специалисту достойную зарплату.

Родина зовет!

В середине XX века промышленность страны активно развивалась. Строились фабрики, заводы. Государству требовались инженеры, технари. Им хорошо платили. Соответственно, позиционировалась высокая ценность инженерного образования.

Чего я хочу сам?

То, что нужно обществу и за что оно готово платить достойную зарплату, — это одно. Не менее важно и то, чем сам человек хочет заниматься, к чему чувствует призвание.

Вот тут встает острейшая проблема самоопределения личности. В школе ей до сих пор уделяют преступно мало внимания. Никто не учит подростков понимать свои желания и ставить цели. А сами они не имеют достаточного опыта и знаний, чтобы преодолеть этот вакуум самостоятельно.

Вторая проблема заключается в том, что большая часть учеников средней школы (если не все) имеют очень размытые представления о многих профессиях. Подросткам не хватает элементарных знаний, чем занимаются люди той или иной профессии, какими способностями необходимо обладать и какой путь пройти, чтобы занять желаемое рабочее место.

В школе этому не учат. И это — еще одна серьезная проблема, которую ребятам 14—16 лет приходится преодолевать самостоятельно. Увы, не все с этим хорошо справляются.

Кто влияет на выбор школьников

В 2014 году в Уральском федеральном университете (УрФУ) было проведено интересное исследование. В нем приняло участие свыше 5 000 студентов-первокурсников разных направлений подготовки. Задачей исследования было выявление факторов, влияющих на выбор профессии.

По итогам оказалось, что целых 50% студентов уже на первом курсе разочаровываются в сделанном выборе. Это значит, что они напрасно тратят время (а их родители или государство — деньги) на приобретение профессии, которая либо не будет доставлять никакого удовлетворения, либо вообще не пригодится в будущем.

Почему же так вышло? Тут нужно разобраться, кто подтолкнул этих ребят к сделанному ими выбору. Согласно проведенному в УрФУ опросу, роли распределились следующим образом:

Лица, оказавшие влияние Степень влияния в %
Сильно повлияли Немного повлияли Вообще не повлияли
Сам решил 90 6 4
Родители, другая родня 41 40 18
Преподаватели ВУЗов 12 25 63
Друзья, знакомые 11 35 54
Школьные учителя 12 36 52
Представители предприятий, компаний (будущие коллеги и работодатели) 10 18 72

Школьники уверены в осознанности и самостоятельности своего выбора. На самом же деле за них решили родители, в меньшей мере — учителя или знакомые.

Что влияет на выбор школьника

Советы умудренных опытом людей — это хорошо. Однако не тогда, когда они идут в разрез с желаниями и способностями самих подростков. Так, родители обычно советуют поступать в тот или иной ВУЗ по следующим соображениям:

  1. Образование, которое оно дает, престижно.
  2. Будущая профессия позволит хорошо зарабатывать и гордиться занимаемой должностью.
  3. Работать можно будет в чистых, комфортных условиях.
  4. Родители сами работают в этой сфере и хорошо ее знают.
  5. Небольшой конкурс в ВУЗ позволит гарантированно поступить даже при наличии не самых высоких отметок.

Заметьте, о способностях, желаниях учащегося и востребованности профессии никто даже не заикается!

Что определяет выбор студента

Решение. Как оно созревает?

Дети начинают мечтать о своей будущей роли в обществе еще в 6—7 лет. Кто-то хочет стать водителем грузовика, кто-то — известной артисткой или доктором. Около 4% юношей и девушек остаются верны этим детским мечтам до окончания школы.

Остальные меняют свои убеждения под давлением родственников, социальных реалий, новых знаний. Иногда мечты о профессии вырастают из любви к тому или иному школьному предмету. Раньше всего определяются гуманитарии (в 13—15 лет). Будущие филологи, журналисты, лингвисты как-то сразу начинают чувствовать свое призвание.

Как надо делать выбор

Правильно выбрать будущую профессию помогает грамотное самоопределение. Оно заключается в:

Это может быть подработка во время школьных каникул или небольшая практика на предприятии, где трудятся родители, знакомые. Только личный опыт дает полное представление о профессии и помогает осознанно подойти к ее выбору.

Читайте также: