Информационные системы и технологии что это за профессия кем работать

Обновлено: 16.06.2024

Класс профессии: эвристический, т.к. связана с разработкой и созданием новых объектов.

Описание профессии

Специалист по информационным системам — это специалист, принимающий участие в создании и эксплуатации информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления коммерческих предприятий и бюджетных учреждений. При этом практика многих лет показала, что для создания и сопровождения информационных систем в период эксплуатации необходимы специалисты широкого профиля.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам специалиста по информационным системам относятся:

— креативность, творческое мышление;
— хорошо развитое внимание (такие его параметры как объем, распределение и концентрация);
— хорошая память (словесно-логическая);
— системность и гибкость мышления, аналитическое мышление;
— нацеленность на результат;
— высокая самомотивация на освоение новых знаний;
— организованность;
— высокая эмоциональная устойчивость;
— коммуникабельность, стрессоустойчивость;
— управленческие навыки.

Специалист по информационным системам должен обладать следующими личностными качествами:

— умение самостоятельно принимать решения;

— ответственность, терпеливость, настойчивость;

— склонность к интеллектуальным видам деятельности.

Медицинские противопоказания

— заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями;

— заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;

— нарколепсия и катаплексия;

— психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями;

— заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии и др.;

— психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;

— алкоголизм, токсикомания, наркомания;

— активные формы туберкулеза любой локализации;

— хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени;

— миопия высокой степени или осложненная близорукость;

— дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз, глаукома любой стадии при нестабилизированном течении;

— болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени;

— злокачественные новообразования любой локализации;

— заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим;

— гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени;

— хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, и более степени; ишемическая болезнь сердца;

— ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем;

— осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки;

— хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени;

— хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний.

Требования к профессиональной подготовке

Специалист по информационным системам должен знать:

— языки программирования, современные языки программирования, операционные среды, теорию баз данных;
— программные и сетевые средства и платформы инфраструктуры информационных технологий предприятий;
— современные средства моделирования бизнес-процессов;
— устройство и функционирование современных информационных систем;
— современные стандарты информационного взаимодействия систем;
— технологии и инструменты для проведения комплексного обследования предприятия;
— технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии;
— основы трудового законодательства.

Специалист по информационным системам должен уметь:

— моделировать бизнес-процессы;
— осваивать и применять средства автоматизированного проектирования, разработки, тестирования и сопровождения проектов;
— оценивать экономическую эффективность и качество проектов;
— взаимодействовать с заказчиком в процессе выполнения программного проекта;
— планировать и координировать работы по управлению IT-проектами.

Рано или поздно старшеклассники и их родители задумываются о высшем образовании. К выбору специальности и вуза нужно подходить ответственно и думать не только об обучении, но и о будущей работе.

Из списка 25 самых перспективных профессий США по версии ресурса Glassdoor 12 относятся к сфере информационных технологий. Среди них:

  • Архитектор высоконагруженных web-серверов;
  • Разработчик пользовательских интерфейсов;
  • Аналитик данных;
  • Специалист по машинному и глубокому обучению;
  • Продакт-менеджер и другие.

IT-специальности
В сфере IT множество программ обучения. В этой статье разберемся, какие базовые специальности представлены в российских технических вузах.
Условно все специальности можно разделить на три категории:

Здесь и далее перед названием специальности будет указан числовой код — это код специальности по ОКСО ( Общероссийский классификатор специальностей по образованию ). По нему можно найти интересующую специальность в любом вузе России.

Компьютерные науки

  • Линейная алгебра и геометрия;
  • Математический анализ;
  • Функциональный анализ;
  • Дискретная математика и другие.
  • МФТИ — 301
  • НИУ ВШЭ — 303
  • МГУ — 440 (нужно сдать 5 экзаменов)
  • МГТУ им. Баумана — 238

В связи с этим базовые математические дисциплины занимают меньший объем в учебных планах по сравнению с предыдущей специальностью. Зато больше времени уделяется различным языкам и методам программирования.

  • НИУ ВШЭ — 300
  • МГТУ им. Баумана — 289
  • МАИ — 260

Чтобы стать профессионалом в этой области, необходимо иметь широкое понимание разных разделов фундаментальной математики и представление обо всех отраслях информационных технологий, а также знать все текущие тренды. Такие специалисты ищут уязвимости в программных продуктах, которые зачастую находятся в использованных в них технологиях. Например, в JavaScript библиотеке, которую используют все, допущена уязвимость: если мы про нее знаем, то можем получить данные из всех web-приложений, которые ее используют.

Информатика. 11 класс

Инженерные специальности

11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи — программа, ориентированная на работу в сфере инфокоммуникационных технологий, в области технологии и разработки технических средств обработки и хранения всех видов информации, ее приема и передачи на любые расстояния. Будущим специалистам необходимо будет разбираться в работе операционных систем и в элементах программирования. В основном они работают с физическими устройствами, а не с программами.

02.09.03.01. Информатика и вычислительная техника — программа для инженеров, специализирующихся на робототехнике и проектировании систем реального времени. Кроме математических дисциплин в программу входит курс физики. Выпускники этого профиля создают программно-аппаратные комплексы, закладывая в него программные решения. OCR — программно-аппаратный комплекс (сочетание железа и софта), именно их учатся делать на этой специальности.

Управление

5.38.03.05 Бизнес-информатика. Что обычно изучают студенты: менеджмент, бизнес-аналитику, бизнес-процессы, а также интеграцию информационных систем в процесс работы. Целевой выпускник программы — сотрудник консалтинговой компании с навыками бизнес-аналитики и автоматизации бизнес-процессов, с хорошим пониманием возможностей информационных технологий и их спектра, но без прикладных навыков программирования (либо на базовом уровне).

В современном мире не только университеты участвуют в образовании будущих программистов. Во многих крупных IT-компаниях есть бесплатные программы обучения и стажировок, ориентированных на студентов старших курсов. Обычно приложения о стажировках публикуют на сайтах и в социальных сетях университетов.

В пользу программирования

Новички в сфере информационных технологий окружены стереотипами и из-за этого им бывает сложно начать учиться. Ведь многие считают, что хорошими программистами становятся только очень умные и талантливые люди. На самом деле IT-специалисты — это обычные люди, которые испытывают страсть к созданию компьютерных программ, игр и приложений. Чтобы писать код не обязательно быть гением. Куда важнее иметь интерес к сфере и быть дисциплинированным. Люди не выигрывают олимпийские игры просто благодаря хорошей генетике. Их спортивные достижения — это, в первую очередь, результаты упорных тренировок. Так что и программистами не рождаются, ими становятся.

Тем более программирование само помогает приобрести особый тип мышления, благодаря которому IT-специалисты так легко справляются с математическими и логическими задачами. Они обращают внимание на детали, легко моделируют ситуации в повседневной жизни и способны оценивать объекты, полагаясь на большое количество факторов. Ученые при помощи МРТ установили, что во время работы над кодом активируются те же отделы мозга, что отвечают за естественные языки. Так что программирование положительно влияет как на мыслительные процессы, так и на память.
Не забывайте, что программирование — это не просто владение одним языком. На самом деле это целый набор навыков: работа с кодом, эффективное взаимодействие с членами команды, декомпозиция задач, оформление и ведение документации, тестирование, само кодирование на языке программирования, причем часто не на одном.

Что поможет?

Не стоит игнорировать возможности саморазвития. Тем более, сегодня всю необходимую информацию о программировании можно найти в интернете. Студенты, которые еще до поступления в вуз успели собрать десяток сайтов и приложений, в будущем будут на голову выше своих одногруппников. Онлайн-курсы, книги, форумы, тематические сайты — все это позволит собрать хорошую базу знаний и для этого даже не нужно выходить из дома.



Некоторые предпочитают более развлекательные форматы обучения. Например, игры. Одна из самых известных — это JavaRush. Это многопользовательская браузерная игра, которая помогает выучить языки программирования. Курс разбит на 40 уровней. Вы можете перейти на следующий уровень, только если решили большую часть задач текущего уровня. Начиная с маленьких и легких и заканчивая большими и очень полезными. Каждый, дошедший до конца, получит 500+ часов практического опыта. Так что это хороший вариант совместить приятное с полезным.

Также можно попробовать присоединиться в профессиональному сообществу. В Москве, например, действует Московский клуб программистов. Здесь можно неформально пообщаться со специалистами, которые собираются каждые две недели, чтобы обсудить интересные им темы и поделиться знаниями.

Не стоит концентрироваться на одном направлении. Наиболее эффективно будет выбрать несколько способов, например, онлайн-курсы + книги + изучение материалов на специализированных ресурсах. Помните, что чем больше времени вы будете посвящать программированию, тем быстрее вы наберетесь знаний и опыта.

Выводы

IT-сфера очень разнообразна и требует различных навыков: веб-разработка, построение интегрированных корпоративных систем, создание нейросетей и моделей машинного обучения. Сейчас наибольших спрос рынка на фронтенд и мобильных разработчиков, растет спрос на специалистов по анализу больших данных и машинному обучению.

Для наукоемких отраслей программирования хорошая подготовка по базовым математическим дисциплинам необходима также, как навыки программирования на языке и навык постоянного самообучения.

Для того, чтобы понять, какую именно специальность выбрать, нужно проанализировать учебный план и дополнительные возможности, которые предоставляет вуз.
Самое главное, о чем стоит помнить — программист создает себя сам. Очень важно участвовать в проектах, получать практический опыт начиная с первого курса, проходить дополнительные онлайн курсы на открытых образовательных платформах, участвовать в олимпиадах по программированию и хакатонах.

Степень: Академический бакалавр Прикладной бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза

Содержание

Это популярное направление обучения выбирает современная молодежь, которая может развиваться в разных сферах, начиная от работы в офисе любой компании и заканчивая созданием собственного предприятия.

Условия поступления

Мужчина рисует график

Приоритетная задача курса – обучить молодого специалиста, который сможет реализовывать себя в любых областях, связанных с компьютеризацией, автоматизацией, информационными технологиями. Здесь не обойтись без любви к точным наукам, знания которых и проверяют у абитуриентов. Предметы, которые сдают абитуриенты при поступлении в вуз для освоения бакалаврской программы:

  • математика (профильный экзамен),
  • русский язык,
  • физика/информатика и ИКТ.

Будущая профессия

Выпускник с дипломом бакалавра занимается исследовательской деятельностью в сфере IT. Он разрабатывает, внедряет и сопровождает информационные системы (ИС) и технологии. Это предполагает умение работать с информационными процессами, умело выбирать оптимальные инструменты и методы для их настройки, производства и использования. Основные сферы приложения профессиональных навыков – автоматизация торгового процесса, программное обеспечение современного образования, компьютеризация бизнеса, производства и научно-исследовательских организаций.

Куда поступать

  • Московский государственный машиностроительный университет;
  • Московский технический университет связи и информатики;
  • Российский новый университет;
  • Московский финансово-юридический университет (МФЮА);
  • Московский государственный университет геодезии и картографии.

Срок обучения

Для выпускников 11 класса обучение на очном отделении длится 4 года. При выборе смешанной, заочной либо вечерней формы учиться придется 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Мужчина с ноутбуком

Будущий специалист изучит такие предметы:

  • инструментальные средства, моделирование и архитектура ИС;
  • компьютерная графика;
  • технологии программирования и баз данных;
  • технология обработки информации;
  • теория информатики;
  • информационные и сетевые технологии.

Приобретаемые навыки

После прохождения курса обучения каждый выпускник становится компетентным в следующих вопросах:

  1. Программирование на языках высокого уровня.
  2. Разработка программного обеспечения, связанного с разными операциями, осуществляемых с информацией.
  3. Разработка ПО различного предназначения.
  4. Создание инструкций по эксплуатации ИС.
  5. Сбор ИС из существующих компонентов, поддержка ее эксплуатации и предупреждение угроз в отношении данных.
  6. Создание web-серверов, интернет-сайтов.
  7. Цифровая обработка информации.
  8. Организаторская деятельность.

Перспективы трудоустройства по профессии

Бывший студент бакалавриата сможет работать в любой из отраслей, которая так или иначе связана с IT сферой. Такие специалисты необходимы в государственных и коммерческих организациях. Они трудятся в экономических и финансовых учреждениях. Работа может быть удаленной, а при условии высокого профессионализма реально устроиться не только в отечественную, но и в зарубежную компанию.

Молодой человек разрабатывает компьютерную программу

Обладатель диплома бакалавра может работать:

  • WEB-администратором;
  • разработчиком и администратором баз данных;
  • специалистом в сфере цифрового видео, компьютерной графики и анимации;
  • системными аналитиками и программистами.

В среднем, по России уровень зарплаты молодого специалиста – 30-40 тысяч рублей. Но при умелом использовании полученного багажа знаний и определенном таланте можно получать в разы больше – в пределах 70-100 тысяч в отечественной валюте.

Преимущества обучения в магистратуре

Если продолжить обучение в магистратуре, то перед выпускником направления открываются более широкие перспективы для самореализации. Прежде всего, специалист приобретает ценный практический опыт, а лучшие вузы готовы обеспечить прохождение практики на крупных предприятиях-партнерах.

По итогам обучения выпускник сможет рассчитывать на трудоустройство в частные фирмы и государственные структуры. Также он имеет возможность реализоваться в исследовательской либо преподавательской деятельности.


Содержание деятельности
Специалист по информационным системам – это специалист, принимающий участие в создании и эксплуатации информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления коммерческих предприятий и бюджетных учреждений. При этом практика многих лет показала, что для создания и сопровождения информационных систем в период эксплуатации необходимы специалисты широкого профиля. Специалисты должны владеть широким спектром современных информационных технологий, навыками проектирования, программирования и сопровождения систем, пониманием предметной области автоматизируемой задачи организационного управления деятельностью (учета, анализа, планирования, контроля, реализации и т. д.), а также методами и технологиями проектного управления ведением работ.
Для более эффективного распределения ресурсов внутри компании важно выстроить систему управления портфелем проектов, определить, насколько реализация того или иного проекта вписывается в стратегию развития компании в целом, какие выгоды каждый проект может принести компании, и затем расставлять приоритеты их реализации.
Областью профессиональной деятельности специалиста по информационным системам является разработка и сопровождение информационных проектов различного назначения. Объектами профессиональной деятельности специалиста по информационным технологиям являются: информационный проект, портфель проектов, программные и сетевые средства и платформы инфраструктуры информационных технологий предприятий.
Основными задачами специалиста по информационным системам являются: разработка и внедрение передовых информационных технологий с целью автоматизации управления предприятием в современных бизнес-условиях; организация инфраструктуры информационных технологий предприятия; использование минимума IT-средств (IT – Information Technologies) для достижения целей автоматизации; формирование культуры корпоративной работы пользователей.
Специалист обязан соблюдать положения о коммерческой тайне организации и неразглашении паролей и кодов, правил техники безопасности и внутреннего трудового распорядка организации.

Требования к знаниям и умениям специалиста
Главными качествами специалиста по информационным технологиям являются умение системно мыслить, видеть стадии разработки IT-проекта, отслеживать тенденции современного рынка и уметь применять самые перспективные и современные информационные технологии.
Для успешного освоения профессии специалиста по информационным технологиям необходимы базовые знания по математике, физике, информатике.

Специалист по информационным технологиям должен знать:
· языки программирования, современные языки программирования, операционные среды, теорию баз данных;
· программные и сетевые средства и платформы инфраструктуры информационных технологий предприятий;
· современные средства моделирования бизнес-процессов;
· устройство и функционирование современных информационных систем;
· современные стандарты информационного взаимодействия систем;
· технологии и инструменты для проведения комплексного обследования предприятия;
· технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии;
· основы трудового законодательства.

Специалист по информационным технологиям должен уметь:
· моделировать бизнес-процессы;
· осваивать и применять средства автоматизированного проектирования, разработки, тестирования и сопровождения проектов;
· проводить тестирование ПО, оценивать экономическую эффективность и качество проектов;
· взаимодействовать с заказчиком в процессе выполнения программного проекта;
· планировать и координировать работы по управлению IT-проектами.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Динамичный, инновационный характер ИТ-отрасли зачастую порождает новые функции специалистов, овладение которыми быстро становятся неотъемлемой частью работников в области информационных технологий.
Для успешной деятельности в качестве специалиста по информационным технологиям необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
· креативность, творческое мышление;
· хорошо развитое внимание (такие его параметры как объем, распределение и концентрация);
· хорошая память (в особенности словесно-логическая);
· системность и гибкость мышления, аналитическое мышление;
· нацеленность на результат;
· высокая самомотивация на освоение новых знаний;
· организованность;
· высокая эмоциональная устойчивость;
· коммуникабельность, стрессоустойчивость;
· управленческие навыки.

Условия труда
Специалист по информационным технологиям работает в условиях интенсивного интеллектуального умственного труда в офисном помещении. У него малоподвижный образ жизни, возможен ненормированный рабочий день. Специалист по информационным технологиям ограничен условиями технического задания на разрабатываемый проект, однако работа в коллективе позволяет творчески реализовать логические решения, повысить оценку и самооценку участников IT-проекта.
Основные средства труда специалиста по информационным технологиям – это разнообразные средства вычислительной техники, сетевых технологий, собственная база знаний и опыта.

Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для специалиста по информационным технологиям:
· заболевания опорно-двигательного аппарата (полиартрит, остеохондроз, радикулит и т.п.);
· ограничения двигательных функций рук;
· некорректируемые нарушения зрения и слуха;
· серьезные заболевания сердечно-сосудистой системы
· психические расстройства;
· расстройства внимания.

Базовое образование
Современная профессия специалиста по информационным технологиям требует наличия высшего образования, как правило, бакалавриата и магистратуры.

Области применения профессии
Специалисты по информационным технологиям находят работу в любой современной организации или на предприятии:
· IT-компаниях;
· организациях, которые в своей структуре имеют отделы управления проектами;
· научно-исследовательских центрах.

Перспективы карьерного роста
В России профессия специалиста по информационным технологиям престижна, постоянно растет спрос на таких специалистов, т. к. объективно происходит укрупнение проектов, связанное с распределенной структурой бизнеса. Целесообразно приобретать практический опыт на практиках или при работе по совместительству. Сфера информационных технологий предоставляет широкие возможности для самореализации, хорошего заработка, отсутствие безработицы в данной сфере, возможность работать практически в любой стране.
Успешный начинающий специалист по информационным технологиям в будущем может претендовать на должности бизнес-аналитика, бизнес-архитектора, руководителя проектов.

Читайте также: