Имеет ли право глава администрации сельского поселения принимать на работу своих родственников

Обновлено: 07.07.2024

Моя супруга работает заместителем начальника муниципального учреждения, но не является при этом муниципальным служащим. В учреждении есть вакантная должность специалиста, которая также не относится к муниципальной службе. На имя начальника учреждения я подал заявление о приеме на работу и получил отказ в трудоустройстве. Аргументировали мне отказ тем, что я буду находиться в прямом подчинении своей супруги, а это запрещено действующим законодательством, так как провоцирует возникновение конфликта интересов.

Я знаю, что совместная работа близких родственников ограничена для чиновников, но почему эти ограничения применяются к обычным работникам?

Работодатель не прав, совместная работа близких родственников ограничена федеральными законами для определенных категорий работников. Распространять данные ограничения на всех подряд неправомерно, это может привести к нарушению трудовых прав работников.

Справочно. Действовавший ранее Кодекс законов о труде Российской Федерации в статье 20 устанавливал ограничения на совместную работу родственников. Норма звучала так: “Запрещается совместная служба на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому”.

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) аналогичных запретов не устанавливает. Напротив, статья 3 ТК РФ говорит, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах в зависимости от семейного положения. Ограничения трудовых прав допускаются исключительно в интересах государства и устанавливаются ТК РФ или федеральными законами. В рассматриваемом случае отказ работнику в трудоустройстве связан не с его деловыми качествами, а с его семейным положением. Сам факт прямого подчинения на работе супругов не может быть препятствием для их трудоустройства. Данное обстоятельство должно быть прямо предусмотрено действующим законодательством.

Совместная работа близких родственников ограничена:

Важно знать! Федеральный закон от 25 декабря 2012 года № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” дает право распространять ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы на отдельные категории работников (ст.ст. 12.2, 12.4). Сферы деятельности и категории работников устанавливаются федеральными нормативными правовыми актами.

Надо признаться, что отслеживать нормативные правовые акты, устанавливающие ограничения на совместную работу близких родственников достаточно неудобно, но необходимо, дабы не стать объектом внимания правоохранительных органов.

Аналогичные нормативные правовые акты имеются у Минздрава России, Минкультуры России, Минспорта России и других министерствах и ведомствах.

Совместная работа близких родственников может быть запрещена?

Работа близких родственников

Мнение о том, что совместная работа близких родственников в одном учреждении запрещена, очень распространено и часто становится причиной отказа соискателям в трудоустройстве. Полагаем, что работодатели неверно трактуют действующее законодательство и проводят аналогии закона, а это неправильно. Но для построения объективной картины необходимо сказать, что возможно такие ограничения рано или поздно придут в государственные и муниципальные учреждения.

Данный законопроект второй год находится на рассмотрении, будут или нет приняты изменения, покажет время. Но даже в случае их принятия будут действовать исключения из правил.

Совместная работа близких родственников будет возможна в учреждениях социальной направленности (образование, медицина, культура), расположенных в сельской местности. Связано это, видимо, из-за скудности кадров на селе.

Подводя итог
Работа близких родственников или свояков может быть ограничена только федеральными нормативными правовыми актами. В каждом конкретном случае необходимо внимательно изучать нормативные акты федеральных органов, регламентирующих деятельность в той или иной сфере.

Вопрос: Как назначается глава местной администрации?

Ответ: Общее правило, предусмотренное Федеральным законом, уста­навливает, что главой местной администрации является глава муници­пального образования, избранный населением. Но из этого правила пре­дусмотрено исключение, согласно которому глава местной администра­ции может назначаться по контракту. Это назначение осуществляется представительным органом муниципального образования на конкурс­ной основе, при этом срок полномочий назначенного главы админист­рации устанавливается уставом муниципального образования. По ито­гам конкурса с главой местной администрации подписывается контракт.

Конкурс на замещение должности главы местной администрации проводится в порядке, установленном представительным органом му­ниципального образования. В нем должны быть отражены следующие сведения:

1) срок проведения конкурса (дата, время и место проведения за­седания конкурсной комиссии);

2) проект контракта, который должен быть заключен с главой местной администрации;

3) условия конкурса, в том числе сведения о лицах, которые до­пускаются к нему;

4) сведения о составе конкурсной комиссии;

Условия конкурса должны быть опубликованы не позднее, чем за 20 дней до его проведения.

Конкурсная комиссия формируется представительным органом поселения. В городском округе или муниципальном районе две трети состава конкурсной комиссии назначаются представительным органом соответствующего муниципального образования, а одна треть - зако­нодательным органом субъекта Российской Федерации по представле­нию высшего должностного лица этого субъекта.

Проект контракта утверждается представительным органом посе­ления, а для городских округов и муниципальных районов - представи­тельным органом в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации - в части переданных органам муниципального образования государственных полномочий.

Федеральный закон определил, что уставом муниципального об­разования для поселения, уставом муниципального района и законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнитель­ные требования к кандидатам на должность главы местной администра­ции. При подготовке проекта контракта необходимо также руково­дствоваться требованиями статей 57 и 59 Трудового кодекса Российской Федерации, которыми определены существенные условия контракта.

После прохождения конкурса представительный орган муници­пального образования должен назначить главу местной администрации из числа лиц, представленных конкурсной комиссией, а глава муници­пального образования обязан заключить с таким лицом контракт. При рассмотрении части 6 статьи 37 Федерального закона встает вопрос: одного или нескольких лиц может предложить конкурсная комиссия по результатам конкурса для назначения на должность главы местной ад­министрации. Буквальное прочтение указанной части говорит о том, что комиссия может и должна предложить представительному органу му­ниципальном) образования не менее двух кандидатов для назначения, который выбирает главу администрации из представленных конкурсной комиссией кандидатур. Глава муниципального образования заключает контракт с уже назначенным лицом.

На главу местной администрации распространяются все ограни­чения, которые установлены для муниципальных служащих. Глава ме­стной администрации подотчетен главе муниципального образования, представительному органу муниципального образования.

Полномочия главы местной администрации могут быть прекра­щены не только в связи с истечением срока полномочий, но также дос­рочно аналогично тому, как это происходит при досрочном прекраще­нии полномочий главы муниципального образования. Кроме того, пол­номочия могут быть досрочно прекращены по инициативе представи­тельного органа муниципального образования или высшего должност­ного лица субъекта Российской Федерации в тех случаях, когда глава местной администрации нарушает условия контракта. Со своей стороны этот контракт может расторгнуть и сам глава местной администрации, если условия контракта нарушаются со стороны органов муниципально­го образования или органов государственной власти субъекта Россий­ской Федерации.

Администрация сельского поселения Ялчинский сельсовет Администрации муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан

Должностная инструкция Главы Сельского поселения

Утверждена распоряжением № 08

главы сельского поселения Ялчинский

сельсовет от 06 апреля 2011 года

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

главы сельского поселения Ялчинский сельсовет

1. Общие положения

1.1. Глава Администрации сельского поселения Ялчинский сельсовет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан(далее – глава )

избирается на должность и освобождается от нее Советом сельского поселения Ялчинский сельсовет .

1.2.. Глава руководствуется в своей работе Конституциями Российской Федерации и Республики Башкортостан, законами Российской Федерации и Республики Башкортостан, действующими на территории Республики Башкортостан, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и Президента Республики Башкортостан, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Республики Башкортостан, нормативными актами министерств и ведомств Российской Федерации и Республики Башкортостан, решениями районного Совета , Уставом сельского поселения , решениями Совета сельского поселения , а также настоящей должностной инструкцией.

2. Основные задачи главы сельского поселения

2.1. Формирование, исполнение бюджета Сельского поселения;

2.2. Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов Сельского поселения;

2.3 Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сельского поселения;

2.4. Организация в границах Сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

2.5. Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов Сельского поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и республиканского значения;

2.6. Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в Сельском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

2.7. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах Сельского поселения;

2.8. Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Сельского поселения;

2.9. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Сельского поселения;

2.10. Обеспечение контроля за работой учреждений, организаций, предприятий, находящихся на территории сельского поселения;

2.11. Создание условий для получения полноценного образования, выполнения Закона о всеобуче;

2.12. Создание условий для обеспечения жителей Сельского поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

2.13. Организация библиотечного обслуживания населения;

2.14. Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей Сельского поселения услугами организаций культуры;

2.15. Охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах Сельского поселения;

2.16. Обеспечение условий для развития на территории Сельского поселения массовой физической культуры и спорта;

2.17. Создание условий для массового отдыха жителей Сельского поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

2.18. Оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями Сельского поселения;

2.19. Формирование архивных фондов Сельского поселения;

2.20. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

2.21. Организация благоустройства и озеленения территории Сельского поселения;

2.22. Утверждение генеральных планов Сельского поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов Сельского поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования Сельского поселения, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах Сельского поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

2.23. Организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

2.24. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

2.25. Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории Сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2.26. Организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории Сельского поселения;

2.27. Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

2.28. Не реже одного раза в год представлять Совету отчет о деятельности Администрации.

3. Глава сельского поселения обязан:

3.1. Соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституцию Республики Башкортостан, законы и иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан, муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

3.2. Соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

3.3. Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

3.4. Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

3.5. Обеспечивать сохранность материальных ресурсов и расходовать по целевому назначению предоставленные финансовые средства;

3.6.Предоставлять уполномоченным государственным органам необходимую информацию и документы;

3.7. Исполнять предписания уполномоченных государственных органов об устранении нарушений требований законодательства;

3.8. Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о его утрате в день выхода из гражданства Российской Федерации или его утраты соответственно; сообщать о приобретении гражданства другого государства в день его приобретения;

3.9. Исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

3.10. Не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

3.11. Не совершать порочащие его поступки;

3.12. Проявлять корректность в обращении с гражданами;

3.13. Проявлять уважение к обычаям и традициям народов Российской Федерации;

3.14. Соблюдать нормы служебной этики и правила внутреннего трудового распорядка, установленные в администрации муниципального образования;

3.15. Соблюдать установленные правила предоставления служебной информации;

3.16. Соблюдать ограничения, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.

3.18. Ведет прием граждан еженедельно в понедельник с 10 до 12 часов,

принимает по обращению граждан необходимые меры в пределах своей компетенции.

4. Права главы сельского поселения

Глава сельского поселения имеет право:

4.1. Вносить на рассмотрение Совета предложения по улучшению деятельности сельского поселения

4.2. Получать от предприятий, организаций, учреждений независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы, необходимые материалы, отчеты, информации о выполнении решений Совета сельского поселения, распоряжений главы сельского поселения , вышестоящих органов государственной власти и управления в объемах необходимых для выполнения своих функции.

4.3. Проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию главы сельского поселения .

4.4. Посещать в установленном порядке, для выполнения своих обязанностей органы государственной власти и управления, предприятия, учреждения района, независимо от организационно-правовой формы.

4.5. Глава сельского поселения пользуется также иными правами в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации «О муниципальной службе

5. Ответственность главы сельского поселения

Родня главы муниципалитета может лишиться службы по закону

"Справедливая Россия" предлагает запретить родственникам главы муниципалитета находиться на муниципальной службе. Сегодня соответствующую поправку в статью 13 федерального закона "О муниципальной службе в РФ" внесли в Госдуму депутаты фракции Николай Левичев, Михаил Емельянов и Олег Михеев.

Авторы законопроекта предлагают установить ограничения по нахождению на муниципальной службе близких родственников избранного руководителя муниципального образования, который одновременно возглавляет местную администрацию, и исключить возможность назначения на должность главы администрации близких родственников главы муниципального образования.

Действующее законодательство предусматривает, что избранный на выборах глава муниципального образования (МО) входит в состав представительного органа данного МО, исполняя полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию. Кроме того, администрацию может возглавлять лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту.

При этом, если местную администрацию возглавляет глава МО, он не является муниципальным служащим и на него не распространяются ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой. Однако в ситуации, когда администрацию возглавляет лицо, назначаемое на должность главы администрации, глава администрации является муниципальным служащим. Это приводит к тому, что сегодня в МО распространена практика, когда глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, принимает на работу своих близких родственников, отмечают депутаты Госдумы.

В действующем законодательстве остается также неурегулированным вопрос о возможности назначения на должность главы местной администрации по контракту лица, находящегося в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с главой муниципального образования. Отсутствие таких ограничений является коррупциогенным фактором, который, по мнению авторов законопроекта, должен быть устранен, считают они.

Напомним, что весной прокуратура уличила госчиновников Волгоградской области в родственных связях. Поводом для столь масштабной проверки послужил доклад прокурора региона Леонида Беляка о родственных связях между служащими, которые обнаружились по итогам собственной инспекции надзорного ведомства. Как выяснилось, больше всего родственников трудится в администрации Волгограда. По данным прокуратуры, управляющий делами мэрии Сергей Карпенко устроил на работу практически всех своих близких. Его жена Валентина Карпенко руководит управлением муниципальной налоговой политики и доходов. Нашлось место в администрации и для его дочери, брата жены и снохи. Причем другие кандидаты на вакантные должности даже не рассматривались. — В случае с родней Сергея Карпенко мы не смогли изменить сложившуюся ситуацию, так как с юридической точки зрения нарушений нет, родственники не находятся в прямом подчинении друг у друга, — прокомментировала Елена Халанская, прокурор отдела по противодействию коррупции. — Что касается отсутствия конкурса при приеме на работу, главы органов местного самоуправления имеют на это право — набирать сотрудников по своему усмотрению.

Вице-мэр Сергей Бирюков также пристроил на работу в администрацию свою дражайшую половину — консультантом в комитет муниципального заказа, при этом у женщины не было необходимого стажа для работы в этой должности. После вмешательства прокуратуры жену вице-мэра понизили, но оставили в администрации. Проверка обнаружила родственные связи и в структурах регионального ранга. После вынесенного прокуратурой представления уволился из администрации Волгоградской области зампредседателя комитета экономики Вячеслав Преснов, у которого там же работает сноха. Зампредседателя областного комитета по здравоохранению Антонина Боязитова приняла на работу в комитет сына. Причем если в случае с господами Карпенко родственники управделами мэрии шли "вне конкурса", то областная власть конкурс провела, но так как сама Боязитова была членом конкурсной комиссии, вакантное место досталось ее сыну.

Читайте также: