Иерархия осужденных в местах лишения свободы курсовая работа

Обновлено: 04.05.2024

Уголовно-правовая классификация осужденных к лишению свобо­ды в дальнейшем углубляется и дополняется уголовно-исполни­тельной классификацией, проводимой на основе норм уголовно-испол­нительного права, В этой связи следует отождествлять такие поня­тия, как “различные виды режима ИУ” и “раздельное содержание осужденных “.

Общие правила раздельного содержания осужденных изложены в ст. 80 Уголовно-Исполнительного Кодекса РФ:

- в исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых ;

- лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. В од­ном исправительном учреждении могут раздельно содержаться женщи­ны, впервые осужденные к лишению свободы и ранее отбывавшие это наказание. Изолировано от других осужденных, а также раздельно содержатся : осужденные при особо опасном рецидиве преступлений , осужденные к пожизненному лишению свободы:, осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок ;

- в отдельных исправительных учреждениях содержатся осуж­денные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные ;

- установленные настоящей статьей требования раздельного содержания осужденных не распространяется на лечебные исправи­тельные учреждения, а также на исправительные колонии, при кото­рых имеются дома ребенка. Осужденные, направленные в указанные учреждения, содержатся в условиях, установленных законом для ко­лонии того вида, который назначен судом ;

- осужденные, больные инфекционными заболеваниями, содер­жатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных.

Пример для ч. 5 ст. 80 Уголовно-Исполнительного Кодекса РФ: исправительное учреждение для осужденных ВИЧ - инфицированных, рас­положенное в Усть - Лабинском районе Краснодарского края.

3. МЕСТА ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.

Место отбывания лишения свободы имеет весьма существенное значение, и не только для осужденного. Отбывание лишения свободы по возможности ближе к месту жительства облегчает позитивные со­циальные связи осужденных с родственниками и иными лицами, сокра­щает сложности их трудового и бытового устройства после освобож­дения. Нельзя не учитывать также неодинаковые природно-климати­ческие условия различных регионов России, существенные мате­риально-финансовые затраты государства на перевозку осужденных к месту отбывания наказания. В связи с чем в ст. 73 Уголовно - Исполнительного Кодекса РФ четко оговорено:

- осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в кото­ром они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безо­пасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта РФ;

- при отсутствии по месту жительства или по месту осужде­ния исправительного учреждения соответствующего вида или невоз­можности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреж­дениях осужденные направляются в ближайшие исправительные учреж­дения, расположенные на территории данного субъекта РФ, либо по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно - исполнительной системы

в исправительные учреждения, рас­положенные на территории другого субъекта РФ ;

- осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыва­нию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, осужденные жен­щины, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные- инос­транные граждане и лица без гражданства направляются для отбыва­ния наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений .

4. НАПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ИХ ПРИЕМ В ИСПРАВИТЕЛЬНО - ТРУДОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.

Ст. 75 Уголовно - Исполнительного Кодекса РФ устанавливает, что лица, осужденные к лишению свободы направляются для отбыва­ния наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу, в течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами. Поря­док направления осужденных в исправительные учреждения опреде­ляется МВД РФ.

Администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания.

Однако, при необходимости производства следственных дей­ствий по делу о преступлении, совершенном другим лицом, осужден­ный к лишению свободы с отбыванием наказания в ИТК, ВТК может быть оставлен в следственном изоляторе или тюрьме ( с санкции про­курора субъекта федерации на срок до 2 месяцев, с санкции Гене­рального прокурора РФ - до 6 месяцев).

Направление осужденных- иностранных граждан для отбывания наказания за пределы РФ, а также принятие в российские ИУ осуж­денных- граждан РФ из-за ее пределов осуществляется на основании международных соглашений. Это прежде всего Конвенция 1979 г. " О передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого они являются".

Ст. 76 Уголовно-Исполнительного Кодекса РФ устанавливает, что:

- осужденные к лишению свободы направляются к месту отбыва­ния наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем:

- перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, приговоренных к смертной казни, и других категорий осужденных, осужденных за совершение преступления в соучастии. Осужденные, больные открытой формой туберкулеза или не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания, осуж­денные, страдающие психическими расстройствами, но не исключающими вменяемости, ВИЧ - инфицированные осужденные перемещаются раз­дельно и отдельно от здоровых осужденных, а при необходимости по заключению врача- в сопровождении медицинских работников.

Прибывшие в ИУ осужденные подвергаются полному обыску, а принадлежащие им вещи-досмотру. Предметы, хранение которых запре­щено , сдаются на хранение или уничтожаются.

После прохождения медицинского осмотра, а при необходимос­ти - и санитарной обработки осужденные размещаются в карантинном помещении ИТК, ВТК на срок до 15 суток. В тюрьмах - в специальных камерах на срок не более суток. При нахождении в карантинном от­делении осужденные знакомятся с их правами и обязанностями, пре­дупреждаются об ответственности за нарушение режима отбывания на­казания.

Решение о распределении осужденных по отрядам, о привлечении их к труду, общеобразовательному и профессиональному обучению принимаются комиссией ИУ с учетом личности осужденного. В комиссию включаются представители оперативной службы, службы бе­зопасности ИУ и других служб. Решение комиссии оформляется при­казом начальника учреждения,

В соответствии со ст. 359 УПК РСФСР администрация ИУ немедлен­но извещает суд, постановивший приговор, о приведении его в ис­полнение и о месте отбывания наказания осужденным. Такое сообще­ние должно направляться в день поступления осужденного, а при его прибытии в нерабочее время, в выходной или праздничный день, в первый последующий рабочий день.

В течение 10 суток со дня прибытия осужденного в ИУ его семье или близким родственникам направляется извещение установ­ленной формы, в котором указывается почтовый адрес учреждения, перечень продуктов и предметов, которые можно направлять осужден­ным в посылках и бандеролях, передачах, основные правила предос­тавления свиданий с осужденными.

Актуальность темы исследования. Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласно уголовно-исполнительному законодательству, одним из основных средств исправления осужденных.

Право на образование является конституционным социально-экономическим правом гражданина России (ст. 43 Конституции РФ), однако в отношении осужденных к лишению свободы механизм его реализации имеет свои особенности. В представленной работе предпринята попытка исследования проблем реализации этого весьма важного в условиях рыночных отношений социально-экономического права осужденных к лишению свободы. Образование является не только средством повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, но и необходимым условием формирования личности.

Одним из важнейших направлений реформирования уголовно-исполнительной системы является приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами. Вместе с тем, правоприменительная практика показывает, что для более полного воплощения законодательных положений, относящихся к реализации прав и законных интересов осужденных в процессе отбывания наказания, требуется совершенствование механизмов их реализации.

Учитывая сказанное, актуальность рассматриваемой темы состоит в рассмотрении проблем правового регулирования и организации получения образования осужденными к лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы и применения новых образовательных технологий.

Цель курсовой работы - рассмотреть особенности организации получения общего и профессионального образования осужденными к лишению свободы.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить исторический аспект развития норм, закрепляющих возможность получения образования осужденными к лишению свободы, на разных этапах формирования уголовно-исполнительной системы;

- изучить особенности организации процесса получения осужденными общего и профессионального образования.

Теоретико-методологической основой написания данной курсовой работы послужили работы А.И. Зубкова, А.С. Михлина, С.В. Познышева, В.И.Селиверстова, И.Л. Трунова и др.

Методологическую основу курсовой работы составили базовые положения диалектического метода познания. При решении поставленных задач использовались различные методы исследования: сравнительно-правовой, статистический и другие методы, успешно апробированные специалистами в области уголовно-исполнительного права.

В ходе исследования использовались положения международных правовых актов, Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также статистические данные о состоянии преступности в РФ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

История развития воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы России

Становление и развитие культурно-просветительной работы с осужденными в местах лишения свободы (1917—1928гг.)

В докладах и лекциях заключенным разъяснялись цели революции, политика государства во всех областях хозяйственной деятельности, декреты Советской власти, внутреннее положение и внешнеполитическая обстановка. Подобные формы воспитательной работы носили эпизодический характер, так как основная задача мест лишения свободы того периода сводилась в основном к изоляции преступников.

С переходом к мирному строительству и в связи с изменением характера преступности в стране перед ИТУ встала задача перевоспитания правонарушителей. В воспитательной работе с заключенными важное место отводилось культурно-просветительной работе. Однако отсутствие ясного представления о значении этой работы не могло не сказаться на ее качестве. В докладе по учебно-воспитательной части на I Всероссийском съезде заведующих губернскими карательными отделами этому участку деятельности администрации мест заключения была дана объективная оценка: культурно-просветительная работа организована слабо, сводится в основном к митингам и эпизодическим лекциям, которые при их несистематичности и нерегулярности, естественно, малоэффективны.

На основании накопленного опыта в области воспитания заключенных Народный комиссариат юстиции 29 июня 1922 г. издал специальный циркуляр. В нем администрации мест заключения разъяснялось значение воспитательной работы, указывалось, что воспитатели не имеют определенных обязанностей, не получают никаких инструкций и не обладают необходимой квалификацией.

Администрация мест заключения стала активно использовать различные формы воспитательного воздействия, применявшиеся в работе с массами по месту жительства, на производстве, в учебных заведениях, в Красной Армии. Этими формами она стремилась охватить как можно больше заключенных, но особое внимание уделялось выходцам из рабочих и крестьян.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (1924 г.) конкретизировал задачи в области воспитательной работы с заключенными. С учетом этого в короткий срок была подготовлена и издана специальная инструкция по организации деятельности учебно-воспитательных частей, которая способствовала внедрению плановых начал в воспитательной работе. Началось изучение личности заключенного в целях оказания индивидуального воспитательного воздействия.

Впервые в практике московских исправительно-трудовых учреждений на 1925 г. разрабатывается и реализуется тематический план лекций и докладов как часть минимальной программы, связанной с освещением исторических событий и рабочего движения. План включал 16 мероприятий с указанием точных дат их проведения.

Центральное место в системе внешкольных занятий было отведено кружкам по изучению марксизма-ленинизма. Они работали два раза в неделю по два часа. В качестве новых, ранее неизвестных в местах заключения форм идеологического воздействия стали регулярно, 1—2 раза в месяц, выпускаться устные журналы и газеты. Их основная цель — отражать текущие политические, общественно-экономические явления в стране и жизнь самих мест лишения свободы.

В начале 1925 г. ГУМЗ НКВД разработал четыре важных документа по изучению личности заключенного: 1) опросный лист (заполнялся при поступлении заключенного и содержал 18 позиций); 2) личная карточка в карантине; 3) индивидуальный листок первичного обследования (53 позиции), предусматривавший формулирование вывода о желательных мерах исправительно-трудового воздействия — школьного обучения, общественно-политического воспитания, профессионального обучения; 4) индивидуальный листок повторного обследования через три месяца (26 позиций), позволявший сделать вывод об изменении в поведении личности или отсутствии такового[1].

В мае 1925 г. при ГУМЗ проходило широкое обсуждение программ по перестройке культурно-просветительной работы на летний период в московских местах заключения и утверждение планов каждого из них. Это обсуждение принесло большую пользу. Было принято решение сократить количество читаемых лекций (за счет внеплановых), обратив внимание на их качество. Перед всеми местами заключения ставилась задача по оборудованию спортивных площадок, организации физкультурных занятий и обучению военному строю.

Камерные культурники избирались заключенными соответствующих камер из расчета один на 15 осужденных, причем камеры меньшей вместимости при выборах объединялись, а камеры свыше 15 человек имели право выбора двух и более культурников. Коридорные культурники избирались заключенными всех камер каждого этажа по одному на коридор (этаж). Срок полномочий устанавливался в три месяца. Они имели право совещательного голоса на заседании культурно-просветительной комиссии. Учебно-воспитательным частям вменялось в обязанность не менее двух раз в месяц проводить с ними совещания по обмену опытом работы.

Уголовно-правовая классификация осужденных к лишению свобо­ды в дальнейшем углубляется и дополняется уголовно-исполни­тельной классификацией, проводимой на основе норм уголовно-испол­нительного права, В этой связи следует отождествлять такие поня­тия, как “различные виды режима ИУ” и “раздельное содержание осужденных “.

Общие правила раздельного содержания осужденных изложены в ст. 80 Уголовно-Исполнительного Кодекса РФ:

- в исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых ;

- лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. В од­ном исправительном учреждении могут раздельно содержаться женщи­ны, впервые осужденные к лишению свободы и ранее отбывавшие это наказание. Изолировано от других осужденных, а также раздельно содержатся : осужденные при особо опасном рецидиве преступлений , осужденные к пожизненному лишению свободы:, осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок ;

- в отдельных исправительных учреждениях содержатся осуж­денные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные ;

- установленные настоящей статьей требования раздельного содержания осужденных не распространяется на лечебные исправи­тельные учреждения, а также на исправительные колонии, при кото­рых имеются дома ребенка. Осужденные, направленные в указанные учреждения, содержатся в условиях, установленных законом для ко­лонии того вида, который назначен судом ;

- осужденные, больные инфекционными заболеваниями, содер­жатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных.

Пример для ч. 5 ст. 80 Уголовно-Исполнительного Кодекса РФ: исправительное учреждение для осужденных ВИЧ - инфицированных, рас­положенное в Усть - Лабинском районе Краснодарского края.

3. МЕСТА ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.

Место отбывания лишения свободы имеет весьма существенное значение, и не только для осужденного. Отбывание лишения свободы по возможности ближе к месту жительства облегчает позитивные со­циальные связи осужденных с родственниками и иными лицами, сокра­щает сложности их трудового и бытового устройства после освобож­дения. Нельзя не учитывать также неодинаковые природно-климати­ческие условия различных регионов России, существенные мате­риально-финансовые затраты государства на перевозку осужденных к месту отбывания наказания. В связи с чем в ст. 73 Уголовно - Исполнительного Кодекса РФ четко оговорено:

- осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в кото­ром они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безо­пасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта РФ;

- при отсутствии по месту жительства или по месту осужде­ния исправительного учреждения соответствующего вида или невоз­можности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреж­дениях осужденные направляются в ближайшие исправительные учреж­дения, расположенные на территории данного субъекта РФ, либо по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно - исполнительной системы

в исправительные учреждения, рас­положенные на территории другого субъекта РФ ;

- осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыва­нию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, осужденные жен­щины, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные- инос­транные граждане и лица без гражданства направляются для отбыва­ния наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений .

4. НАПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ИХ ПРИЕМ В ИСПРАВИТЕЛЬНО - ТРУДОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.

Ст. 75 Уголовно - Исполнительного Кодекса РФ устанавливает, что лица, осужденные к лишению свободы направляются для отбыва­ния наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу, в течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами. Поря­док направления осужденных в исправительные учреждения опреде­ляется МВД РФ.

Администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания.

Однако, при необходимости производства следственных дей­ствий по делу о преступлении, совершенном другим лицом, осужден­ный к лишению свободы с отбыванием наказания в ИТК, ВТК может быть оставлен в следственном изоляторе или тюрьме ( с санкции про­курора субъекта федерации на срок до 2 месяцев, с санкции Гене­рального прокурора РФ - до 6 месяцев).

Направление осужденных- иностранных граждан для отбывания наказания за пределы РФ, а также принятие в российские ИУ осуж­денных- граждан РФ из-за ее пределов осуществляется на основании международных соглашений. Это прежде всего Конвенция 1979 г. " О передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого они являются".

Ст. 76 Уголовно-Исполнительного Кодекса РФ устанавливает, что:

- осужденные к лишению свободы направляются к месту отбыва­ния наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем:

- перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, приговоренных к смертной казни, и других категорий осужденных, осужденных за совершение преступления в соучастии. Осужденные, больные открытой формой туберкулеза или не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания, осуж­денные, страдающие психическими расстройствами, но не исключающими вменяемости, ВИЧ - инфицированные осужденные перемещаются раз­дельно и отдельно от здоровых осужденных, а при необходимости по заключению врача- в сопровождении медицинских работников.

Прибывшие в ИУ осужденные подвергаются полному обыску, а принадлежащие им вещи-досмотру. Предметы, хранение которых запре­щено , сдаются на хранение или уничтожаются.

После прохождения медицинского осмотра, а при необходимос­ти - и санитарной обработки осужденные размещаются в карантинном помещении ИТК, ВТК на срок до 15 суток. В тюрьмах - в специальных камерах на срок не более суток. При нахождении в карантинном от­делении осужденные знакомятся с их правами и обязанностями, пре­дупреждаются об ответственности за нарушение режима отбывания на­казания.

Решение о распределении осужденных по отрядам, о привлечении их к труду, общеобразовательному и профессиональному обучению принимаются комиссией ИУ с учетом личности осужденного. В комиссию включаются представители оперативной службы, службы бе­зопасности ИУ и других служб. Решение комиссии оформляется при­казом начальника учреждения,

В соответствии со ст. 359 УПК РСФСР администрация ИУ немедлен­но извещает суд, постановивший приговор, о приведении его в ис­полнение и о месте отбывания наказания осужденным. Такое сообще­ние должно направляться в день поступления осужденного, а при его прибытии в нерабочее время, в выходной или праздничный день, в первый последующий рабочий день.

В течение 10 суток со дня прибытия осужденного в ИУ его семье или близким родственникам направляется извещение установ­ленной формы, в котором указывается почтовый адрес учреждения, перечень продуктов и предметов, которые можно направлять осужден­ным в посылках и бандеролях, передачах, основные правила предос­тавления свиданий с осужденными.

Вследствие этого криминальная обстановка в стране остается достаточно сложной, что создает в обществе атмосферу страха и неуверенности в завтрашнем дне. Однако, несмотря на крайнюю остроту сложившейся криминальной ситуации в России, деятельность силовых структур, правоохранительных и иных государственных органов, судов по борьбе с уголовной преступностью должна строиться на неукоснительном соблюдении законности, охраны прав и законных интересов как потерпевших от преступлений, так и лиц, их совершивших.

Содержание

Введение
1. Понятие правового положения осужденных
2. Значение института правового положения лиц, отбывающих наказание
3. Государственно–правовой статус осужденных к лишению свободы
4. Правоограничения общегражданского статуса осужденных
5. Права осужденных
6. Обязанности осужденных
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Уголовно - исполнительное право

Правовое положение осужденных

г. Вологда, 2011г

1. Понятие правового положения осужденных

2. Значение института правового положения лиц, отбывающих наказание

3. Государственно–правовой статус осужденных к лишению свободы

4. Правоограничения общегражданского статуса осужденных

5. Права осужденных

6. Обязанности осужденных

Список использованных источников

В современных условиях обеспечение правопорядка в Российской Федерации остается не на должном уровне. Меры по противодействию преступности, особенно ее организованным формам, не приносят желаемого результата, поскольку не всегда реализуются последовательно и целеустремленно.

Вследствие этого криминальная обстановка в стране остается достаточно сложной, что создает в обществе атмосферу страха и неуверенности в завтрашнем дне. Однако, несмотря на крайнюю остроту сложившейся криминальной ситуации в России, деятельность силовых структур, правоохранительных и иных государственных органов, судов по борьбе с уголовной преступностью должна строиться на неукоснительном соблюдении законности, охраны прав и законных интересов как потерпевших от преступлений, так и лиц, их совершивших. К числу последних относятся лица, отбывающие наказание (осужденные), усиление юридических гарантий прав и законных интересов которых представляется необходимым во избежание произвола государственной власти в борьбе с уголовной преступностью.

Правовое положение осужденных неодинаково, как различны виды наказаний, которые назначаются осужденному за совершенное преступление. Есть наказания без изоляции осужденного от общества (например, штраф, увольнение от должности, конфискация имущества), которые затрагивают лишь отдельные сферы жизнедеятельности человека, - его имущественные или трудовые отношения.

1. Понятие правового положения осужденных

Лица попадающие в сферу регулирования отношений, возникающих при исполнении наказания, приобретают определенное правовое положение – статус.

Лица, отбывающие наказание, как граждане государства обладают правами и свободами человека и гражданина, которые согласно ст. 2 Конституции РФ являются высшей ценностью.

Исполнение осужденными возложенных на них обязанностей и реализация принадлежащих им прав и законных интересов образуют тот правовой режим отбывания наказания , который составляет основу для достижения поставленных перед наказанием целей, в первую очередь – исправление осужденных. Социально обоснованная регламентация правового положения осужденных представляет собой важный инструмент их правового и нравственного воспитания, привития уважения к закону, правам и законным интересам других лиц.

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, в самом общем виде можно определить как основанное на общем статусе граждан России и определяемое с помощью правовых норм положение осужденных во время отбывания уголовного наказания.

Общепринято выделение трех видов правового статуса личности речь идет об общем правовом статусе граждан, специальном правовом статусе определенной категории граждан и индивидуальном правовом положении граждан. Правовое положение осужденных представляет собой разновидность специального правового статуса, в свою очередь подразделяемого на правовые статусы лиц отбывающих различные виды наказания.

Отличительной чертой специального правового статуса осужденных является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России, так как осуждение лица к уголовному наказанию не влечет лишение гражданства России, а соответственно правового статуса граждан.

Сохранение гражданства лиц, совершивших преступление, соответствует международным актам, закрепляющим принципы обращения с осужденными, служит примером реализации принципов демократизма и гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний. 1

Сохраняя за осужденными гражданство, государство преследует цель повышение воспитательного потенциала наказания, так как это позволяет формировать гражданские чувства осужденных.

Сохранение гражданства означает и то, что осужденный к уголовному наказанию пользуется всеми общегражданскими правами, а так же несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Так осужденные к лишению свободы пользуются без каких либо существенных ограничений правами в сфере наследования, брачно-семейных, трудовых и иных отношений. Лица отбывающие наказание без изоляции от общества, как субъекты правоотношений почти в полной мере обладают общегражданскими правами и несут юридические обязанности.

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, является важнейшим институтом уголовно-исполнительного права, социально-правовая значимость которого проявляется в следующем. Уголовное наказание представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, оказывающего большое влияние на правовой статус гражданина Российской Федерации. Сущность наказания, применяемого к осужденному, выражается в каре, а последняя представляет собой комплекс установленных законом ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Поскольку права и свободы человека и гражданина являются согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации высшей социально-политической ценностью, то возникающие вопросы о пределах их ограничений, о формах и содержании уголовного наказания могут быть решены в рамках правового положения осужденных.

Рассмотрение правового положения лиц, отбывающих наказание, обусловливается также необходимостью повышения эффективности процесса исполнения наказания, а в отдельных случаях и применения мер исправительного воздействия. Исполнение осужденными возложенных на них обязанностей и реализация принадлежащих им прав и законных интересов образуют тот правовой режим отбывания наказания, который составляет основу для достижения поставленных перед наказанием целей.

Необходимо отметить, что социально-правовое значение института правового положения лиц, отбывающих наказание, в последнее время не исчерпывается решением задач в сфере правоохранительной деятельности.

2. Значение института правового положения лиц, отбывающих наказание

Осужденные являются субъектами как общих гражданских, так и специальных присущих только условия отбывания наказания, отношений. В результате этого возникают специальные права, законные интересы и обязанности осужденных. Механизм их появления обусловлен назначением осужденному уголовного наказания. В правовой форме государственное принуждение выражается в виде ограничения прав и свобод человека и гражданина. Например, для осужденных к лишению свободы устанавливаются ограничения в свободе передвижения, выборе месте жительства и места пребывания, для осужденных к обязательным работам – ограничение в свободе выбора труда. 2

Особенность применяемого к осужденным государственного принуждения заключается в том, что оно нередко выходит за рамки наказания, порядка и условий его исполнения, а так же применения исправительного воздействия. В нормах гражданского, трудового, брачно-семейного и других отраслей права имеются положения ограничивающие для осужденных права и свободы граждан России.

В условиях отбывания наказания происходит ограничение общих прав граждан, их конкретизация и дополнение. Конкретизация выражается как в уточнении субъективных прав, так и в детализации их содержания. Примером могут быть конкретные права и обязанности осужденных к лишению свободы в связи с получением общего и профессионального образования.

Дополнение общих прав и свобод граждан применительно к условиям отбывания наказания происходит за счет регулирования законом специфических отношений.

Правовой статус осужденных представляет собой межотраслевой правовой институт. При сохранении доминирующей роли норм уголовно исполнительного права значительное число отношений, порождающих права, законные интересы и обязанности осужденных регулируются нормами государственного, административного, трудового и иных отраслей права.

По своему содержанию правовой статус осужденных представляет собой совокупность юридических средств, с помощью которых закрепляется положение осужденного во время отбывания наказания, и его можно определить как закрепленное нормами различных отраслей права совокупность прав, законных интересов и обязанностей, определяющих положение осужденных во время отбывания наказания.

В содержание правового статуса лиц входят их права, законные интересы и обязанности. Они возникают и реализуются в рамках как правило уголовных и уголовно – исполнительных правоотношений. Однако права, законные интересы и обязанности осужденных могут возникать в отношениях регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.

Права, законные интересы и обязанности осужденных представляют собой самостоятельные элементы содержания правового статуса, которые могут быть охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и содержания.

Социально правовое значение прав осужденных заключается в обеспечении режима законности при исполнении наказания. Права осужденных, гарантированные экономически, политически, идеологически и организационно способствуют исправлению осужденного. Напротив права осужденных, провозглашенные лишь формально препятствуют выполнения поставленных перед наказанием целей.

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управомоченному лицу возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязания осужденного на закрепленные правом поведение и блага определяются содержанием субъективного права, включающим в себя: возможность осужденного свободно пользоваться социальными благами (питанием, вещевым довольствием); возможность требовать исполнения корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персоналом учреждений и органов, исполняющих наказание; возможность прибегнуть в необходимых случаях к защите своего субъективного права. Защита прав осужденного обеспечивается с помощью прокурорского надзора, международного, судебного, ведомственного и общественного контроля 3 .

Субъективное право осужденного – это закрепленная законом и гарантированная государством реальная возможность определенного поведения осужденного и пользования им социальными благами, которые обеспечиваются юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов исполняющих наказание, других субъектов уголовно – исполнительных правоотношений. Социально правовое значение законных интересов осужденных заключается в том, что они позволяют обеспечить дифференцированный подход к осужденным, стимулировать их исправление в процессе отбывания наказания.

Законные интересы осужденных представляют собой закрепленные в правовых нормах стремления осужденных к обладанию теми или иными благами как правило в результате оценки администрацией учреждений и органов исполняющих наказание, прокуратурой, судом поведения осужденных во время отбывания наказания. Социально правовое значение обязанностей значение обязанностей осужденных выражается в том, что они являются средством формирования нравственного и правового сознания осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и организованности во время отбывания наказания. сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании необходимого поведения. Оно обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Читайте также: