Почему важна профессия врача
Обновлено: 18.05.2024
Речь Дмитрия Муратова при вручении ему Нобелевской премии мира в Осло. Подробнее.
Основы практической медицины, упускаемые при подготовке и функционировании современного врача
Прежде всего, хотелось бы сразу отметить, что медики должны знать полный современный объём теоретических и практических знаний, в пределах своей специальности, а также в отдельных смежных вопросах. Дать такие надежные знания задача преподавателей высших и средних учебных заведений. Эту безусловно злободневную проблему, нередко затрагивают СМИ, мы её касаться не будем.
Начнем с таких основ врачебной профессии, как милосердие, медицинская этика, деонтология, медицинская психология, которые уже пару десятков лет стали предметом нашего внимания. Ведь задача образовательных медицинских учреждений, независимо от медицинской специальности, состоит в профессиональном воспитании, (что упускается далеко не всегда опытными преподавателями, владеющими практикой врачевания), а не только в профессиональных знаниях. Однако, наряду с качественными знаниями, настоящий врач должен обладать системой понятий и представлений, основанных на моральных принципах, что, может помочь ему в практическом использовании освоенных знаний. Следует отметить, что у истоков медицины всегда были взгляды, наставлявшие врача быть добрым и сострадательным, терпеливым и мужественным.
Определенную роль в утрате человеколюбия и милосердия имело изгнание веры из душ людей и осквернение церкви. Прославленный хирург и ученый Н.И. Пирогов, человек глубоко верующий, во времена зарождающегося на Руси безверия, считал, что любовь к Христу приводит к милосердию, направленного к больным.
Более того, помимо общеврачебной деонтологии существуют свои особенности норм поведения врача в зависимости от ряда обстоятельств и условий. Не может быть одинаковым поведение и тактика врача по отношению к взрослому человеку и больному ребенку, к женщине, страдающей гинекологическим заболеванием, или к юноше, получившему спортивную травму, к пациенту с легким, требующим амбулаторного наблюдения заболеванием, или к безнадежному, умирающему больному.
Более расширенная и обязательная часть медицинской этики возникла на её основе позже, в виде прикладной науки о должном профессиональном поведении медицинских работников – медицинская деонтология (от греческого слова deon – долг). Деонтология учит, как для каждого больного выбрать наиболее эффективный психологический подход с целью достижения конечного результата излечения. Таким образом, в отличие от медицинской этики, врачебная деонтология включает должностные обязанности, определяющие нравственное поведение медицинского работника, соблюдение регламентированных требований. Из всего изложенного ясно, что работа врача, как и других медицинских работников, особенная. Она требует от него такого комплекса личных качеств, такой специфики профессиональных действий, которые отличают его должностные поступки от поведения других специалистов, создавая предпосылки для выделения врачевателей в отдельную отрасль специальностей.
– С самого начала, избегая фамиллярности, придерживаться дружеского тона;
– Проявлять уважение к мнению своего собеседника;
– Дать высказаться своему собеседнику;
– Не говорить ему прямо, что он неправ;
– Относиться сочувственно к его мыслям и желаниям;
– Подавать свои рекомендации уверенно и эффектно.
Наряду с медицинской этикой и врачебной деонтологией основой медицинской профессии является медицинская психология, своеобразная врачебная дипломатия, которая составляет основу отдельной специальности –психотерапии. Однако основами её применения должен владеть любой специалист. Сама психология в нашей стране раньше не признавалась, хотя ею давно и широко пользуются в западных странах, как в государственных учреждениях, так и в частном порядке. Только в 2004 г. в вузах появилась такая специальность, открылись факультеты, а приказом МЗиСР № 541 от 23.07. 2010 г., утвержденным Единым квалификационным справочником должностей работников здравоохранения введена такая специальность.. Готовят психологов в гуманитарных вузах, их деятельность направлена на взаимодействие с человеком - здоровым и больным, его проблемах, на повышение психических ресурсов и адаптационных процессов людей, восстановление и профилактику болезней. Клинические психологи связаны с медициной и проходят подготовку в медицинских вузах. Имеется несколько разделов медицинской психологии и отраслей психотерапии. В России как психология, так клиническая психология, не получила заслуженного авторитета и распространения. И это, несмотря на то, что ведутся научные исследования, издаются специальные журналы.
Казалось бы, при чем тут дипломатия? Ведь это наука о взаимоотношениях государств. Но мы вправе, перенести этот термин и на взаимоотношения людей, особенно клинических медиков, каждый из которых должен быть в какой-то степени дипломатом, чтобы сохранить их нормальный уровень. Недаром В.И. Даль, раскрывая значение этого слова, приводит эпитеты: тонкий, скрытный, изворотливый. При этом надо учесть, что своеобразие характеров пациентов, различных по возрасту, полу, образованию, воспитанию, социальному положению, помноженное на особенности болезни, её этапа и тяжести течения, а также последствия болезни –приводит к сложному многообразию отношений, которые должны регулироваться поведением и словом врача.
Искусство выбрать модель информации – показатель врачебного мастерства. У нас по-прежнему чаще используется распространенная в советское время патерналистская (отцовская) модель больного, когда врач, определив состояние больного, устанавливает приемлемое лечение, убеждает его и добивается согласия. Но она приемлема лишь в критических ситуациях, например, когда речь идет о жизни и смерти. Предпочтительнее пользоваться совещательной моделью, когда согласие достигается при совместном обсуждении: врач, вовлекает больного в диалог и, в зависимости от его компетенции, разъясняет альтернативные варианты лечения и выбор оптимального. По-видимому, в зависимости от ситуации, выбор модели информации может быть различным. Главное – не отказывать больному в информации, ибо это противоречит правам пациента.
Несмотря на сохранение основных принципов врачебной морали, время меняет облик врача, как и медицину в целом, хотя основные принципы остаются с древних веков. Впрочем, изменяется не только современный врач, но и сегодняшний пациент. Профессор Н.В. Эльштейн выделял следующие особенности современного больного.
1) Множественность болезней. У больных старше 60 лет при обследовании в поликлинике выявлено не менее трех заболеваний.
2) Высокая частота неврозов. По данным ВОЗ, в развитых странах ими страдает 10% населения.
3) Высокая частота аллергозов. В среднем десятая часть населения страдает различными проявлениями аллергии.
4) Ожирение. Оно вызывает беспокойство, так как увеличивает вероятность заболеваний сахарным диабетом в 4 раза и в 11 раз чаще приводит к инфарктам миокарда.
5) Частота хронических инфекций, нередко встречающихся при болезнях зубов, небных миндалин, после гинекологических или других заболеваний.
6) Атипичность и стертость клинических проявлений болезней, чему способствуют самолечение и применение множества разных лекарств.
В наше время приходится отмечать, что больной нередко находится в неблагоприятных условиях и не всегда его окружают профессиональные и добросовестные медицинские работники. Вероятно, нелегко оставаться спокойным в такой обстановке. Но надо помнить, что критические замечания врачу, как и жалобы на него, должны быть обоснованы и тактичны, ибо не все зависит от медиков.
Недоверие и обиду больного вызывает торопливость врача, который подчас нетактично прерывает важные, по мнению больного, высказывания, торопится с выводами и назначениями. При этом он, пациент, должен знать, что врач основывается на приказе МЗиСО о выделении ему до 15 минут на первичного больного и 70% от этого времени на последующих, как в поликлинике, так и на дому, с учетом оформления документации. Причем это касается как врача общего профиля, так и специалиста, врач учитывает это в зависимости от сложности случая примерно.
Правильно считают, что настоящим врачом может быть человек, имеющий призвание. Значит, надо бы суметь отобрать таких среди абитуриентов, при поступлении в медицинское образовательное учреждение. Однако, несмотря на многочисленные льготы при поступлении – призвание не значится. Неоднократно участвуя в приёмных комиссиях в медуниверситете, я понял, что такие попытки бесполезны, да и нет таких правовых основ. Призвание может быть учтено у бывших младших и средних медработников, с учетом их отношения к пациентам в процессе работы. Значит, вся надежда на воспитание в медицинском вузе или колледже.
Падение уровня милосердия, доброты, чуткости, я постоянно наблюдал у будущих врачей уже в течение 45 лет преподавания в медуниверситете. Вот один из примеров. Ежегодно читая лекции студентам выпускного курса о профессиональных правонарушениях медицинских работников и останавливаясь на вопросе об уголовной ответственности за неоказание медицинской помощи, я несколько лет привожу одну и ту же судебно-медицинскую экспертизу в производстве, в которой я участвовал.
Читать лекцию дальше уже не было желания. Долго после этого меня преследовали мысли о бесполезности знаний, если у будущих врачей отсутствует элементарное чувство милосердия, чуткости и доброты. Пугала реакция студенческой аудитории, оправдывающей преступное поведение врача и делавшей это без стеснения, открыто. Это значит, что тяжкий урок, преподанный правосудием, для других врачей прошел даром, и все может повториться.
Прошедшие после этого годы еще более ухудшили ситуацию, и я вижу во многом оправданное отрицательное отношение к врачам, многие из которых не заслуживают его, на фоне худшей подготовки медиков без акцентирования внимания на милосердие к больному и медицинской деонтологии. Ибо уровень врачевания зависит, во-первых, от личных качеств, которые надо суметь заметить у абитуриента при отборе в образовательное учреждение или суметь воспитать нужные качества, а не довольствоваться только знанием и умением. Кстати, при выпускном государственном экзамене врачи также оцениваются только по качеству знаний, без учеты итогов профессионального воспитания врачей.
Среди других требований к врачу следует указать на отмеченное академиком А.Ф.Билибиным творческое начало: воображение, вдохновение, интуицию, импровизацию. Хороший врач - всегда исследователь у постели больного.
Наконец, врач или медсестра обязаны учиться всю жизнь, это требование – единственное за века дополнение в клятве Гиппократа. Современный врач обязан повышать свой профессиональный уровень каждые 5 лет (Приказ Минздрава России №66н п.4 от 03.12.2012) с получением сертификата. На смену сертификации, согласно Приказу от 21.12.2018 г. придет аккредитация.
Чем занимается врач, какие качества важны для этой профессии, что нужно знать для поступления и учёбы на медицинском.
Какие знания нужны для поступления в медицинский вуз
Химия и биология. При поступлении в медицинский вуз, в первую очередь, важно хорошее знание биологии и химии. Лучше, если вы не просто зубрите, а искренне интересуетесь этими предметами. Так вам будет проще успешно сдать ЕГЭ и дополнительные вступительные экзамены, которые проводят некоторые медицинские вузы. На первых курсах в университете вы продолжите изучение этих предметов, но более углублённо.
Английский. Также уделите внимание изучению английского языка. Самые свежие статьи о важных медицинских открытиях сначала выходят на английском. Можно ещё в школе начать тренироваться и читать материалы c порталов PubMed и Cochrane, которые публикуют результаты новейших исследований. Эти сайты ориентированы на профессиональную аудиторию с медицинским образованием, но также публикуют публицистические статьи, которые будут понятны школьникам и студентам с языком уровня Intermediate. Единственное, нужно понимать: современная наука развивается очень быстро. Исследования, о которых вы читали на первом курсе, могут оказаться неактуальными к тому времени, когда вы закончите обучение.
Как я стала врачом
Поступила в медицинский вуз в последний момент
Я родилась и выросла в Пензе, окончила школу с золотой медалью. Собиралась поступать на биолого-химический факультет и стать преподавателем по этим предметам. Но когда мы с мамой уже собирались отнести документы на биофак, я поняла, что на самом деле хочу поступать на медицинский. Я не раз задумывалась об этом в школе, но в семье никто не работал в этой среде и мне казалось, что я не смогу поступить без связей.
Выучилась на невролога
После получила предложение стать нейрофизиологом в частной клинике. Нейрофизиолог — это врач-аналитик, который проводит обследование пациентов при помощи различных медицинских приборов, собирает и анализирует полученные данные, чтобы установить или уточнить диагноз.
Я прошла дополнительные курсы по видео-ЭЭГ-мониторингу. Это исследование активности головного мозга, которое проводится от одного часа до двух суток. Чаще всего его назначают, чтобы исключить или подтвердить эпилепсию, а также его проводят людям, которым уже установлен этот диагноз — чтобы посмотреть динамику, поймать приступ, понять, как он проходит, из какой зоны головного мозга идёт. Пациент находится в палате, где ему делают электроэнцефалограмму и параллельно проводят видеосъёмку.
Получила редкую специализацию эпилептолога
Так я набралась опыта в обследовании больных с эпилепсией, и меня пригласили в Нижегородскую детскую областную больницу в качестве невролога-эпилептолога.
Сейчас я работаю по нескольким направлениям: веду приём и как обычный невролог, и как невролог-эпилептолог. Также провожу видео-ЭЭГ-мониторинг и исследование сна на полисомнографе, чтобы получать более точные данные при диагностике эпилепсии.
По сути, разделения на взрослого и детского невролога нет. Врач сам выбирает, с кем он будет работать. За время практики в ординатуре я поняла, что с детьми мне работать проще. От ребёнка гораздо больше эмоциональной отдачи — он искренне тебе улыбается, общается, смеётся над шутками. Есть возможность поговорить со всей семьёй моего пациента — на приём приходят не только мамы и папы, но бабушки, дедушки и другие родственники.
Детский невролог чаще всего работает со следующими проблемами:
- задержка речевого и моторного развития;
- детский церебральный паралич;
- эпилепсия;
- тики;
- энурез;
- головные боли;
- головокружение;
- СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
В результате я с удовольствием углубилась в область неврологии, которой мало кто занимается. Узкий профиль не мешает мне вести общий неврологический приём. Когда я наблюдаю пациента в качестве эпилептолога, не закрываю глаза и на другие проблемы.
Что должен уметь хороший врач
Учёба в медицинском вузе не может быть лёгкой. Когда я была студентом, приходила домой после сложных занятий, но снова садилась заниматься. Первые три курса — особенно сложные и пропускать занятия в этот период нельзя. Это базовые знания, которые останутся на всю оставшуюся жизнь. Нужно сразу понять, что свободного времени в студенческие годы у вас не будет.
Врачи заканчивают университет, но никогда не перестают учиться. Это не значит, что вы раз в год будете ездить на недельные курсы по повышению квалификации. Вы каждый день будете мониторить новые исследования и иностранные статьи, чтобы пользоваться самыми свежими данными в своей работе — иметь возможность помогать своим пациентам современными методами.
Справляться со стрессом. Самое страшное для любого врача — смерть пациента. К сожалению, от этого не застрахован даже самый хороший специалист. К этому невозможно подготовиться. Это боль, которая навсегда остаётся в душе. Выбирая профессию врача, вы должны понимать, что однажды можете пройти через серьёзный психологический стресс.
Оспаривать устаревшие данные. Я уверена, что хороший врач должен придерживаться принципов доказательной медицины. Это подход, при котором решение о лечении пациента теми или иными средствами принимается, исходя из доказательств эффективности и безопасности этих средств.
Доказательная медицина, которая широко распространена во всём мире, только приходит в Россию и продвигается при помощи небольшой группы специалистов. Когда я училась, у нас об этом предмете была одна-единственная лекция длительностью 30 минут. После неё я зашла на медицинский портал Cochrane, изучила их последние рекомендации по препаратам и поняла — половину того, что мы изучаем в вузе, можно забыть.
Дело в том, что международные и российские рекомендации по лечению заболеваний очень сильно отличаются. Может оказаться так, что в университете вы будете учить одно, а когда станете самостоятельным врачом, начнёте обучение заново. Это не значит, что в медицинских вузах плохо учат. Базовые знания там дают отличные, но всё остальное будет зависеть от вашей самостоятельной работы.
Сейчас есть много вебинаров по доказательной медицине, а также российский форум Rusmedserv, где можно пообщаться с коллегами, получить ссылку на литературу и хорошие статьи. Однако каждый вечер вам придётся выбирать между развлекательным роликом на ютьюбе или сериалом и чтением научной статьи. Я до сих пор выбираю второе.
Это не значит, что кроме работы, у меня нет другой жизни — я всегда нахожу время для семьи, своего ребёнка, встреч с друзьями. Но моя профессия по-настоящему увлекает меня, поэтому я очень осознанно подхожу к планированию своего времени — выделяю отдельные часы, чтобы не только принимать пациентов, но и изучать научные материалы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как известно, профессия играет важную роль в жизни каждого человека. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на качество жизни. Процесс профессионального самоопределения вносит вклад в развитие личности на каждом этапе её становления и является составной частью личностного самоопределения в целом.
В настоящее время существует почти 40 тысяч профессий. К числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека принадлежит труд медицинских работников, характеризующийся большой умственной нагрузкой, а в отдельных случаях – и частыми физическими нагрузками и выносливостью. К специалистам присваивают повышенные требования: стрессоустойчивость, выносливость, внимательность, тактичность, терпение и др.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_meteleva.docx | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Как известно, профессия играет важную роль в жизни каждого человека. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на качество жизни. Процесс профессионального самоопределения вносит вклад в развитие личности на каждом этапе её становления и является составной частью личностного самоопределения в целом.
В настоящее время существует почти 40 тысяч профессий. К числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека принадлежит труд медицинских работников, характеризующийся большой умственной нагрузкой, а в отдельных случаях – и частыми физическими нагрузками и выносливостью. К специалистам присваивают повышенные требования: стрессоустойчивость, выносливость, внимательность, тактичность, терпение и др.
Одна из древнейших профессий – это врач. Современные доктора не только лечат болезни, но и занимаются их профилактикой, творя чудеса для рядовых пациентов, которые и не снились знахарям шахов, лекарям фараонов и лейб-медикам императоров. Но, как и в доисторические времена, чтобы стать врачом, надо обладать огромным интеллектом и большим желанием спасать людей. [1]
Люди лечили друг друга с древних времён, но как наука, медицина сформировалась в Древнем Риме и Древней Греции. Серьёзный вклад в развитие врачебной мысли внесли: Гиппократ, Гален и Везалий, которые утверждали, что болезнь – это не наказание за грехи, а сбой в работе организма, вызванный вполне земными, а не мистическими причинами. Праотцом профессии врача безоговорочно признаётся великий древнегреческий медик - Гиппократ. Именно он начал классифицировать заболевания, основываясь не только на их локализации, но и на причинах возникновения. Древнеримский доктор и философ Гален, внёс значительный вклад в развитие физиологии как науки, и теперь считается основоположником экспериментальной медицины. Бельгиец, а по большому счёту гражданин средневековой Европы – Везалий, вошёл в историю медицины как отец современной анатомии. [2]
Доктора давным-давно уже не средневековые универсалы-цирюльники, которые между бритьём бород удаляли зубы и вправляли вывихи. Дать в двух словах характеристику современной профессии врача крайне затруднительно хотя бы потому, что на сегодняшний день существует более 200 медицинских специализаций. Несмотря на огромное разнообразие профилей, любая из специализаций врачей относится к одному из четырёх основных направлений:
Терапевтическое. Эти врачи принимают пациентов в поликлиниках и лечат консервативными (нехирургическими) методами в стационарах больниц. Для этого проводят осмотр, опрашивают, собирают анамнез заболевания, направляют на анализы. После постановки диагноза назначают терапию, а при необходимости рекомендуют оперативное лечение.
Хирургическое. Эти доктора проводят иссечение, удаление, восстановление, трансплантацию органов и тканей.
Психологическое и психиатрическое . Специалисты занимаются коррекцией поведения и эмоционального фона.
Патологоанатомическое. Медики проводят не только вскрытия для уточнения причины смерти, но и прижизненную диагностику на основании исследований биоматериалов, которые предоставляют для анализа все оперирующие клиницисты – хирурги, эндоскописты и другие врачи.[3]
Круг профессиональных обязанностей врача зависит от выбранной специальности, но и терапевты, и хирурги должны:
- Проводить осмотр и опрос больного.
- Устанавливать предварительный диагноз.
- Направлять пациента на необходимые лабораторные и инструментальные исследования.
- Ставить окончательный диагноз.
- Назначать лечение или передавать пациента узкому специалисту.
- Следить за ходом терапии или проводить оперативное лечение. Курировать больного все время его нахождения в стационаре или на амбулаторном лечении.
- Фиксировать все наблюдения в медкарте, выдавать больничные листы.
- При выписке давать рекомендации о дальнейшем лечении и по профилактике осложнений.
- Брать на учет пациента при наличии у него хронического заболевания или отслеживать его состояние, если он входит в группу риска. [3]
Какими качествами надо обладать, чтобы быть успешным в этой профессии?
Плюсы и минусы данной профессии
Среди особо положительных аспектов профессии хотелось бы отметить такие как:
- врачи всегда востребованы;
- чувство общественной значимости;
- глубокое личное удовлетворение от помощи пациентам, а порой от спасения их жизни;
- неограниченный спрос на хороших специалистов;
- достаточно высокий уровень зарплаты в частных заведениях;
- возможность неплохого карьерного роста.
Хотя профессия во многом кажется замечательной, у неё есть и обратная сторона, которая сможет устроить далеко не всех.
Какие ресурсы карьерного развития врачей в нашим округе существуют?
Как правило, с этой профессией дети определяются заранее, как минимум, за несколько лет до окончания школы, потому уже в 7-8 классе многие из желающих в будущем стать врачами переходят учиться в медицинские классы специальных школ, где уже начинают усиленно готовиться к поступлению. [5]
В ХМАО-Югре довольно много возможностей для развития профессии врача. Это ВУЗы, профильные медицинские классы, библиотеки с научными публикациями и др.
Что делает труд врачей одним из наиболее сложных и опасных?
По статистике каждый год около 320 тысяч медиков не выходят на работу из-за болезней. Зачастую это инфекционные и аллергические заболевания. К факторам, из-за которых труд сотрудников лечебных учреждений можно отнести такие как:
Возможность заражения инфекциями, передающимися через кровь и другие биологические жидкости. В частности, при работе с кровью существует возможность передачи свыше 20 инфекций, в том числе ВИЧ, гепатитов В, С, D.
Работа с токсичными лекарственными средствами. К ним относятся препараты, используемые при проведении наркоза и химиотерапии злокачественных заболеваний. К широкому распространению гиперчувствительности и аллергическим реакциям у персонала больниц и поликлиник, приводят врачебные материалы, медикаменты, среди которых много аллергенов (новокаин, антибиотики, биостимуляторы, вакцины и сыворотки).
Контакт с опасными инфекциями, в том числе – внутрибольничными. Ростом числа пациентов с нарушениями иммунитета и широким использованием препаратов, его снижающих, вызвано увеличение числа госпитальной пневмонии, раневых, послеоперационных инфекций, а также инфекций мочевыводящих путей. Этому так же способствует несоблюдение установленных санитарных норм и противоэпидемических правил, нарушениями правил асептики и антисептики, дефектами в проведении антибиотикотерапии, запоздалым выявлением больных с инфекционным носительством и несвоевременной их изоляцией.
Нервно-эмоциональное напряжение. Ночные дежурства, экстренные ситуации, постоянная ответственность за жизнь больного, контакт с психически больными пациентами вызывают повышенное психоэмоциональное напряжение и физическое утомление медицинского персонала. Многие из них работают на полторы ставки. Приблизительно треть врачей призналась, что их фактическое время работы превышает установленное до 10 часов. Еще треть врачей работают с превышением установленного времени более чем на 4 часа. [7]
Все медицинские работники выполняют свой долг, стараются не оставить ни одного пациента наедине со своей болезнью и ни у кого не возникает мысли поменять свою работу, не смотря на все риски данной профессии
Врач – специалист с высшим медицинским образованием, который имеет узкую специализацию и занимается диагностикой, лечением и профилактикой разных групп заболеваний. Профессия подходит для людей, которые из всех школьных предметов выделяют химию и биологию. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Врач – одна из самых древних профессий, многие современные российские абитуриенты мечтают освоить это направление. Врачи специализируются на сборе анамнеза, диагностике и последующем лечении заболеваний. Они пропагандируют здоровый образ жизни, пользу вакцинации и коллективного иммунитета, нередко принимают участие в социальных и благотворительных мероприятиях, акциях, программах. Срок обучения на врача составляет 8 лет, однако на получении диплома все не заканчивается, ведь медики из года в год нарабатывают опыт, повышают квалификацию и осваивают новые знания.
Особенности профессии
Врач – это общее название огромной группы профессий. В группу входят онкологи, эндокринологи, гинекологи, педиатры, стоматологи и другие специалисты с высшим медицинским образованием. Врачи имеют следующие общие должностные обязанности:
- выполнение осмотра и опроса пациента;
- сбор анамнеза, изучение медицинской карты;
- формирование направлений на анализы, УЗИ, КТ, МРТ и т. д.;
- изучение результатов анализов и исследований;
- составление схемы лечения, корректировка схемы в случае жалоб со стороны пациента или отсутствия прогресса;
- назначение консультацией со смежными специалистами;
- осуществление контроля младшего и среднего медицинского персонала.
Круг должностных обязанностей определяет направление подготовки. Например, хирурги и онкологи осуществляют преимущественно оперативное лечение, семейные врачи и иммунологи – консервативное. Врачи используют передовые методики диагностики, внедряют новейшие способы лечения и постоянно коммуницируют с пациентами. Они могут выбрать приоритетное направление деятельности: терапевтическое, хирургическое, психиатрическое и психологическое, патологоанатомическое.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Профессия имеет колоссальное социальное значение.
- Широкий выбор направлений подготовки, врач в любой момент может сменить специализацию.
- Достойный уровень оплаты труда в частных клиниках и медицинских центрах.
- Постоянное профессиональное развитие – от международных конференций до миссий ООН. В последнем случае врачу понадобится знание иностранного языка.
- Профессия связана с карьерным ростом, многие врачи открывают собственные медицинские центры.
- Врач, не желающий заниматься практической работой, может сделать выбор в пользу научно-исследовательской деятельности.
Минусы
- Уровень оплаты труда не всегда высокий, что особо актуально для сектора государственной медицины.
- Врач постоянно коммуницирует с пациентами, поэтому высок риск заражения вирусными, инфекционными и другими заболевания.
- Ненормированный график, пациенты могут беспокоить врача даже после полуночи.
- Длительное обучение.
Важные личные качества
Врач – человек, имеющий ярко выраженную эмпатию. Он отличается бескорыстностью, честностью и долей здорового медицинского скептицизма. Обладает развитыми аналитическими способностями, коммуникабельностью и ответственностью. Демонстрирует внимательность к деталям, проявляет уважение к пациентам и их родственникам, тяготеет к беспрерывному обучению и развитию.
Обучение на врача
В России врачи проходят двухступенчатую подготовку:
После получения диплома врач имеет право приступить к практической работе. Врач должен подтверждать и повышать квалификацию 1 раз в 5 лет, в противном случае он будет отстранен от работы. Он имеет право сменить специализацию и получить дополнительные сертификаты, пройдя курсы профессиональной подготовки.
Читайте также: