Гендерные профессии что это

Обновлено: 18.05.2024

Традиционно принято считать, что женщина – рукодельница, созидательница и хранительница очага. Мужчина же, напротив, представляется расчетливым, сосредоточенным добытчиком, выполняющим всю серьезную, физически тяжелую работу.

Судя по гендерным ролям, у современных молодых людей не должно возникать проблем с профессиональным самоопределением, ведь список специализаций, подходящих, например, мужчинам, уже давно сформирован.

Однако что делать с природными талантами и склонностями? Некоторые женщины обладают сильным характером и врожденной способностью любыми путями добиваться намеченных целей. Эти особенности позволяют им достигать профессиональных успехов и безостановочно идти вверх по карьерной лестнице.

Женские профессии

В целом, практически все должности могут занимать люди обоих полов. Что касается традиционно женских профессий, первым делом вспоминаются нянечки, швеи, прачки, сиделки, флористы, декораторы и так далее.

Некоторые стереотипы относительно пола сотрудника навязываются работодателями: так, например, вакансию секретаря закрывают преимущественно женскими кадрами, хотя профессиональных предпосылок к выбору именно девушек нет. Более того, помимо половой принадлежности кандидата на должность, наниматели часто указывают даже возраст желаемого сотрудника.

Женские профессии в России

Наиболее востребованными остаются такие женские профессии, как:

  • продавец;
  • секретарь;
  • стилист-парикмахер;
  • кассир;
  • продавец-консультант; .

Если говорить о специализациях, которые конкретно в России считаются женскими, то здесь стоит упомянуть:

  • проводников, официантов, стюардесс;
  • провизоров в аптеках, медицинских сестер; (особенно младших классов), нянечек и воспитателей в детских садах;
  • продавцов в бутиках и продовольственных магазинах;
  • операторов колл-центров;
  • швей и закройщиц; и бухгалтеров.

Естественно, вышеперечисленные должности могут занимать и мужчины, однако их доля в общем количестве сотрудников минимальна. Преобладает прекрасная половина человечества также в сферах туризма и дизайна.

Женские профессии в России картинка

Женщины в мужских профессиях

Водитель маршрутного такси, крановщик, продавец автозапчастей и строительных материалов, кузнец, токарь, инженер железнодорожных путей… Этот список мужских профессий практически бесконечен. Даже чисто мужские окончания названий прямо говорят, что женщинам тут делать нечего.

Ярким примером является Диана Багаутдинова, которая не просто приняла участие в прошлогоднем чемпионате России среди сварщиков, но и победила в нем.

В этом году женщины наравне с мужчинами соревновались в таких навыках и компетенциях, как:

  • покраска автомобиля;
  • облицовка плиткой;
  • токарные работы на станках с ЧПУ;
  • укладка напольных покрытий;
  • инженерия космических систем.

Мир меняется, а вместе с ним становится более лояльным и отношение к разделению профессий по гендерному признаку.

Мужчины в женских профессиях

Движение к равноправию происходит с обеих сторон, поэтому сегодня мужчины также имеют возможность самовыражаться в тех областях, которые ранее им были недоступны.

В современном мире на первый план выходят индивидуальные способности и стремления человека, а не его половая принадлежность.

Мужчины в женских профессиях снимок

Мужские и женские профессии

Тем не менее, если не брать в расчет уход за детьми и сферы, где нужна грубая сила, большая часть специализаций доступна как женщинам, так и мужчинам.

Примерно на половину делятся вакансии маркетологов, HR-специалистов, IT-инженеров, юристов, поваров, ювелиров и психологов. Наравне с представителями сильной половины человечества дамы проводят научные исследования, привлекаются к лабораторным работам и делают открытия в сферах экологии, химии, биологии, а также многих других областях.

Что касается преимущественно мужских профессий, стоит упомянуть специальности лесоруба, сантехника, моряка, пилота, шахтера, телохранителя, космонавта, строителя, дальнобойщика, пожарного, электрика, слесаря, сварщика, работника нефтегазовой и металлургической промышленности.

Преимущественно женскими сферами считаются: косметология, торговля (продавец-консультант), туризм, провизорство, преподавание, обслуживание, техническая поддержка (колл-центры), реклама.

Сегодня самые популярные мужские и женские профессии перестают быть параллельными друг другу, а предоставляют возможность людям обоих полов самовыражаться там, где им комфортнее.

– 2020 год был максимально сложным для многих. И тем не менее, у нас довольно мало пессимистов. Всего 15% компаний, поучаствовавших в нашем опросе о перспективах в 2021 году, ожидают какие-то негативные тенденции, – рассказывает руководитель Службы Исследований компании HeadHunter (Москва) Мария Игнатова. – Сложностей ждут региональные небольшие организации. 40% респондентов смотрят в будущее с оптимизмом.


– Один из наиболее насущных вопросов – деньги, – продолжает Мария. – Порядка трети компаний говорят, что планируют увеличить оклады своим сотрудникам. Сократить зарплаты собираются только около 8% компаний. Чуть больше таких организаций в регионах. В целом же ожидания у компаний на 2021 год неплохие, – подвела итог спикер.

Говоря о 2020-м невозможно не коснуться темы пандемии, поскольку она существенно не только повлияла, но и изменила работу многих компаний, буквально создав новую реальность.

В отличие от кризиса 2008, 2014-2015 годов, резкого роста активности соискателей не наблюдалось, а пострадавшие отрасли получили государственную поддержку, перепрофилироваться пришлось не только отдельным сотрудникам, но и целым компаниям.

В целом 2020 год проверил бизнес на стрессоустойчивость и умение быстро приспосабливаться к новым условиям. Большинство компаний перебрались в онлайн. И поначалу это многим не нравилось. Ряд проблем оказался связан с юридическими аспектами (нормативное сопровождение, найм и т.д.), однако и их большинству компаний удалось успешно решить. В целом потребовалось не так много времени, чтобы оценить плюсы интернетизации ряда процессов и преимущества работы на удаленке. Сейчас большинство сотрудников скорее не собираются возвращаться в офис, при такой возможности. Большинство сотрудников склоняются к гибридному формату работы.


В апреле-мае 2020 года заметно выросла конкуренция среди соискателей. По России в среднем на одну позицию приходилось 8 человек. Сейчас это порядка 5 человек на место – здоровая конкуренция, докризисный показатель. В Воронежской области в пик кризиса приходилось 6 человек на одно место, в Москве – 17 человек. При этом в столице ситуация была напряженной достаточно долгое время. В августе в целом по стране начала наблюдаться положительная динамика, когда количество вакансий превысило февральский уровень.

Наиболее высокая конкуренция в сфере топ-менеджмента, масс-медиа, среди молодых специалистов и студентов, в юриспруденции и бухгалтерии. А вот дефицит наблюдался в медицине.

– Мы видели огромный всплеск среди медицинских организаций (порядка 83%). Это были как оплачиваемые, так и волонтёрские вакансии. Сейчас ситуация здесь также вернулась на докризисный уровень, но эти показания сильно повлияли на общую динамику рынка.

Также спикер обращает внимание на нарушение миграционных потоков и большое количество открывшихся в связи с этим вакансий, например, среди рабочего персонала.

Большинство вакансия в ЦФО публиковались в сферах продаж (28%) производства (14%), рабочий персонал (12%), начало карьеры (10%), транспорт (10%).

Среди соискателей чуть больше женщин (51%), возраст соискателей вне зависимости от пола составляет 26-35 лет (49%). Требования к соискателям в последнее время выросли. Работодатель хочет, чтобы новые сотрудники обладали такими качествами как гибкость ума, умение вести переговоры, взаимодействие с людьми и работа в команде, имели критическое мышление.


Ожидаемая зарплата среди российских соискателей в целом по России составляет от 30 до 38 тысяч. В Москве эта цифра в два раза выше – около 60 тысяч, среднее значение по стране за счет двух столиц держится в районе 40-45 тысяч рублей.

Интересно, что женщины останавливаются на ожидаемой зарплате в 30 тысяч (прим. ред. – в среднем), мужчины – в 40 тысяч. Эксперты предполагают, что в том числе это связано с запланированным в определенный момент времени декретным отпуском, а также с наличием семьи и детей, которым хочется уделять больше времени. В целом эксперты подтверждают, что мужчин чаще приглашают на вакансии с более высокой зарплатой. Только в последние пару лет рынок начал постепенно выравниваться.

В целом рынок становится более конкурентным, требования к кандидатам растут, цепочка трудоустройства сильно удлинилась, и это кандидатам не очень нравится. Пройти собеседование теперь не достаточно. Необходимо еще как минимум выполнить тестовое задание. В связи со всем этим время поиска работы увеличилось. Соискатели в некоторых регионах готовы снизить зарплатных ожидания, однако этот показатель, как правило, составляет не более 10%.

В большинстве активно развивающихся прогрессивных компаний понятие гендера при найме сотрудника стоит далеко не на первом месте.


Спикер обращает внимание, что в последние годы все довольно сильно смешалось. Согласно классической схеме мужчины преодолевают трудности с помощью интеллекта и силы, женщины – ловкости и хитрости; мужчины более сдержанны, женщины – эмоциональны; мужчины прямолинейны, женщины отличаются более гибким поведением; мужчины-руководители принимают решение рационально, основа решений для женщины – чувственность; кроме того, женщины более спокойно реагируют на критику, а мужчины в этом смысле более агрессивны. Но сегодня мужчины и женщины заимствуют двуг у друга те или иные черты, и говорить о перевесе в какую-то одну сторону невозможно.

Хотя Игорь Романов отмечает, что некая гендерная специфика все же существует. Например, мужчина способен дольше удержаться на должности, где к хорошей зарплате прилагается психологическое давление, тогда как для женщины понимание и поддержка важнее денег. При этом женщины в большинстве своем более целеустремленны, больше читают и больше учатся.

Согласно классической гендерной модели, мужчина – лидер, тогда как женщины выполняет функцию поддержки. Однако в последнее время мы наблюдаем достаточно быстрые и ярковыраженные изменения ( в семье, школе и далее в рабочих коллективах).

– Сегодня мы имеем совершенно новую семью. Патриархальный уклад уходит в прошлое. Чаще всего одна женщина воспитывает одного-двух детей. Из школ мужчины бегут, поскольку понимают, шаг влево-шаг вправо – обвинение в харрасменте. Среди мальчиков лидеры те, кто лучше, условно, играет в киберспорт, а не те, кто выше и у кого плечи шире. Появляется новая этика. И уже завтра мы должны быть готовы к тому, что новая этика станет доминирующей.


Сегодня мы наблюдаем некое разрушение мужской идентичности с одной стороны и маскулинизацию женской идентичности с другой, считает спикер. В результате получаем изменение гендерных особенностей коллектива, в котором начинают доминировать женщины.

Однако женщинам-руководителям стоит взять на заметку, что не стоит полностью копировать мужской тип управления.

– В классическом понимании стиль управления мужчины-руководителя более рациональный, у женщины – эмпатический. Поэтому мужчин больше уважают, а женщин – любят. Я бы предостерег женщин от перехвата маскулинных систем управления. Женщины стараются быть похожими на мужчин, быть максимально рациональными, рвутся строить карьеру, но при этом забывают, что эмпатия – это сила.

Эпоха даже условного патриархата проходит, приходит эпоха производственного матриархата, считает психолог. Эффективность женщин нарастает и транслируется на все большее количество отраслей. И видимо, производственный матриархат будет доминировать.

Фото: Erik De Castro / Reuters

И женщины, и мужчины в России почти поровну разделились на тех, кто поддерживает запрет женщинам заниматься тяжелым или опасным трудом, и тех, кто за полное равенство возможностей, выяснили аналитики Kelly Services

Летом 2019 года тогдашний министр труда России Максим Топилин подписал приказ об утверждении перечня работ, на которых ограничивается труд женщин. Приказ вступил в силу 1 января 2021 года. Результатом стало сокращение запрещенных профессий для женщин в России с нынешних 456 до 100.

Чтобы узнать, как россияне относятся к изменениям, еще до вступления приказа в силу в Kelly Services провели исследование, в котором приняли участие 653 респондента.

О деньгах

Важно понимать, что отмена запрета может стать для женщин способом повысить свой доход, так как обычно запрещенные для женщин профессии оплачиваются выше. Возможность женщин устраиваться на данные должности увеличит конкуренцию за рабочие места. Есть вероятность совсем незначительных изменений в уровне заработной платы, не более 5%.



Стоит отметить, что около половины опрошенных согласились с тем, что женщины могут и должны составить конкуренцию мужчинам и получить возможность зарабатывать больше. И лишь 4% опасаются понижения заработной платы.

Об опасности и технологиях

Есть опасения, что из-за возможности зарабатывать больше женщины будут подвергать себя рискам. Это верно, но лишь отчасти. Например, женщины, действительно, пока не могут работать грузчиками, но дело в том, что такие женские роли на предприятиях существуют уже достаточно давно, просто именуются по-другому — комплектовщики, специалисты по перемещению.

У меня был на практике один очень интересный случай. Клиент позвал нас на производство, где мы познакомились с женщиной, которая работала на самом сложном и опасном участке на конвейере вот уже 8 лет. За это время она сумела увеличить свою производительность в 6 раз. И, конечно, компания безумно ею дорожила, не была готова никого брать со стороны. Но это скорее исключение, чем правило.

О норме для женщин

Подавляющее большинство опрошенных в ходе исследования посчитали вполне подходящей для женщин работу водителя-дальнобойщика, машиниста поезда, автослесаря, парашютиста и тракториста. Интересно, что насторожит выбор нетрадиционной профессии женщиной лишь 19% мужчин. Большинство (76%) отнесутся к выбору спокойно.



Надо заметить, что не все эти профессии выйдут из списка запрещенных. Многое также зависит и от типа предприятия. Есть разница между трактористом сельхозпроизводства и горнодобывающего предприятия.

О норме для мужчин

Почти все опрошенные не видят проблем в том, чтобы мужчина работал бухгалтером, учителем в школе, дизайнером и стюардом. И проблем в этом не видит не только общество, но и бизнес. Многие авиакомпании в течение последних нескольких лет стали очень положительно относиться к стюардам. Теперь они, наоборот, хотят, чтобы хотя бы один мужчина был в команде.



При этом почти 90% женщин считают приемлемым, чтобы мужчина работал визажистом и косметологом. Среди мужчин согласившихся меньше. В целом, женщины более лояльны к нетрадиционному выбору профессии мужчиной: 85% отнесутся к этому нормально.

Что будет с рынком?

Мы не ожидаем, что после 2021 года рынок моментально и кардинально изменится, а женщины сразу пойдут работать на традиционно мужские профессии. Даже если компании будут готовы брать на определенную работу женщин, у них просто не будет опыта. Чтобы быть водителем грузового автомобиля, необходимо иметь права и стаж. Женщин с таким опытом просто нет, так как раньше не было смысла идти учиться в автошколу. Поэтому мы считаем, что рынок труда будет медленно адаптироваться.

Фото:РБК Тренды

Прогресс влияет на нашу жизнь постоянно

Список запрещенных профессий распространяется на работниц, условия труда которых отнесены к вредным и опасным. При этом со временем условия труда меняются к лучшему, опасные работы выполняют различные автоматизированные и роботизированные устройства, поэтому становится возможным допустить в эти профессии женщин.

Источник: comerecommended.com

К.э.н., ведущий научн. сотрудник ИСЭПН РАН Зоя Александровна Хоткина анализирует степень чувствительности карьерного роста к гендерным стереотипам, а также роль гендерной политики и индивидуальных усилий в формировании личной траектории.

Новое – это хорошо забытое старое: обзор статистики

Занято в экономике ВСЕГО, в том числе руководителей

Доля женщин среди руководителей (%)

57800\3141

60631\2836

64465\2646

64664\2787

66496\4721

67134\4995

69189\4562

70813\5273

70603\4964

70732\5932

71545\5923

Если в 2012 году численность женщин на руководящих должностях составляла 2,3 млн. человек при доле в 39,1%, то можно предположить, что с увеличением в 2014 году их доли до 43%, возросла и их численность, и сегодня в России примерно два с половиной миллиона женщин-руководителей. Это – много, и они составляют передовой отряд образованных, профессиональных женщин в стране, которые своим успехом и достижениями могут служить примером для молодых целеустремленных девушек. Мы можем гордиться миллионами наших современниц и их советскими предшественницами, которые никогда не боялись и не боятся сегодня (вопреки гендерным стереотипам) взваливать на свои плечи ответственность руководящей работы и достойно представляют нашу страну в международных рейтингах.

Образование: игра по четким правилам

Образование, безусловно, является главным фундаментом, на котором строится здание карьеры российских женщин. Статистика образования показывает, что девушки и женщины в России ориентируются на достижение высокого уровня профессионального образования в большей мере, чем мужчины. В результате, уровень образования занятых женщин в России выше, чем у работающих мужчин. Обратимся к статистике и рассмотрим данные о численности и доле мужчин и женщин с высшим образованием, занятых в экономике в 2000-2010 годах. Ограничение круга информации только теми, кто имеет высшее образование, обусловлено тем, что для карьерного роста и занятия руководящей должности, наличие вузовского диплома - необходимый критерий.

Численность и структура занятых в экономике мужчин и женщин с высшим (включая послевузовское) образованием в 2000-2010 годах 4

Годы/Пол

Численность занятых мужчин и женщин

В том числе с высшим образованием

Мужчины

Женщины

Как видно из таблицы 2, прирост доли дипломированных работников в российской экономике начала ХХI века происходил очень интенсивно. Если в 2000 году среди занятых в экономике лишь каждый пятый мужчина имел диплом о высшем образовании (20,0%), то в 2010 году – уже каждый четвертый (25,6%). Но, как следует из таблицы 2, рост доли дипломированных женщин за тот же период, был еще быстрее и в результате к 2010 году уже практически каждая третья женщина (32,2%) имела высшее (включая послевузовское) образование. Численность высокообразованных мужчин с 2000 по 2010 год выросла с 6,7 до 9,1 млн. человек, или на 35,1%, а женщин с 7,4 до 11,0 млн. человек, то есть на 48,9%. Прирост численности женщин с высшим образованием происходил опережающими темпами по сравнению мужчинами. Следовательно, в первой декаде ХХI века в России число умниц росло значительно быстрее, чем число умников. Почему это происходит?

Прежде всего, это обусловлено экономическими причинами, так как еще с советских времен существовала прямая зависимость между уровнем образования женщин и уровнем оплаты их труда. Для мужчин эта зависимость четко не выражена, поскольку, как раньше, так и теперь, работая в забое или на нефтяной вышке мужчина, окончивший только среднюю школу, может иметь заработную плату выше, чем его собрат с университетским дипломом. Отсюда отсутствие экономических стимулов к повышению образования у российских мужчин и их отставание (в среднем) от уровня профессионального образования у женщин.

Расширение экономических возможностей и продвижение женщин в бизнесе

Еще одной сферой деятельности, в которой в последние годы женщины начали активно продвигаться наверх, стала сфера бизнеса. Попробуем разобраться, как и почему это произошло?

Кроме того, немаловажную роль в деле продвижения женщин, сыграл также и такой фактор, как приход в данный сегмент российского рынка значительного числа иностранных фирм, филиалов и представительств международных компаний, в которых практика продвижения женщин является одним из приоритетных правлений корпоративной политики.

Для усиления конкурентных преимуществ западный бизнес в свое время не жалел средств на исследования в области изучения факторов эффективности бизнеса и методов подбора и продвижения персонала. Придя на российский рынок, представители иностранного бизнеса привнесли и начали внедрять в нашей стране эти практики. Среди них важная роль отводится принципу создания сбалансированных, диверсифицированных команд в бизнесе с участием представителей обоего пола. Доказано, что такие команды работают более продуктивно, что отражается на конкретных показателях эффективности фирмы. Особенно это касается управленческих команд, поскольку доказано, что, например, присутствие трех и более женщин в советах директоров положительно влияет на эффективность бизнеса в целом, что находит отражение в конкретных показателях прибыли. Также исследования показали, что более 70% покупательских решений во всем мире сейчас принимаются женщинами. Значит, если бизнес хочет быть клиентоориентированным, хорошо знать вкусы и предпочтения своих потребителей, он должен при принятии решений учитывать интересы и слышать мнения представителей разных групп населения, в первую очередь женщин, как потенциальных клиентов 5 .

В западных компаниях разработаны и успешно применяются с конца 80-годов ХХ века формализованные системы и процедуры отбора кадров, что снижает уровень субъективности при подборе и продвижении персонала. Также там сформулированы формальные критерии, соответствие которым необходимо для карьерного роста. А как было отмечено в предыдущем разделе, формализация правил способствует тому, что у женщин появляется шанс выигрывать в конкурентной борьбе за высокие должности и зарплаты. Постепенно российские компании перенимают западные практики, которые способствуют повышению конкурентоспособности бизнеса, и это способствует не только росту их эффективности, но и продвижению женщин.

Таким образом, есть основания считать, что в сфере бизнеса, вслед за образовательной сферой, происходит переход от субъективных к формализованным оценкам качества персонала, что способствует более справедливой оценке человеческого капитала женщин и их карьерному росту. Но эти практики продвижения женщин в бизнесе имеют не идеологическую, а чисто экономическую подоплеку, поскольку расширение экономических возможностей женщин и создание благоприятных условий для их труда и профессионального роста являются условием успешного и эффективного развития бизнеса. Поэтому бизнес рассматривает вопросы продвижения женщин как вопросы конкурентного преимущества и экономической целесообразности. Специальной оценкой условий труда занимаются компании в Санкт-Петербурге, обладающие должным опытом для аттестации рабочих мест. Для этого компания-аудитор должна быть аккредитована и лицензирована. Только при этом условии вы можете рассчитывать на профессиональное заключение и плодотворное сотрудничество.

Портрет современного руководителя в гендерном ракурсе

(мужчина, генеральной директор российской крупной розничной сети, продукты питания).

Действительно, ученые-психологи, начиная с Абрахама Маслоу, доказали, что самореализация или самоактуализация личности, выражающаяся в стремлении как можно полнее использовать свои таланты, способности и возможности, присуща человеческой природе вне зависимости от пола, это – потенциал, который дан многим людям от рождения. Однако этот потенциал утрачивается или блокируется по мере прохождения человеком культурной социализации. От себя добавим, что, как будет показано ниже, чаще всего культурой, семьей и обществом блокируется самореализация личности женщин.

  • к свободе и независимости в материальном плане (93%);
  • к свободе и независимости в профессиональном плане (91%);
  • к самореализации (91%);
  • к профессиональному росту (91%).

Общественное признание (уважение, признание окружающих - 75%) и стремление к власти (стремление к лидерству, руководству - 70%) также являлись важными стимулами построения карьеры для значительной части опрошенных. При этом для респондентов обоих полов основными стимулом при построении карьеры были – интерес к делу, стремление влиять на бизнес-процессы, потребность самореализоваться и реализовать свои идеи.

Чего хочет женщина?

Судя по высоким темпам роста уровня образования россиянок и по тому, как они опережают мужчин в занятии руководящих должностей, тип двухкарьерной семьи будет получать в нашей стране все большее распространение, хотя теперь не благодаря, а вопреки социальной политике, проводимой в России.

Отсутствие гендерной политики в России – тоже политика

Гендерная политика в России подменена идеями неотрадиционализма, в соответствии с которыми государство пропагандирует традиционные ценности семьи, хотя опыт Европы показывает, что наиболее действенным механизмом повышения рождаемости сегодня является политика гармонизации ролей матери и работницы. В результате получается, что российское общество нацелено на инновации (т.е. собирается идти вперед), а российской семье, в которой главная роль отводится женщинам, предлагается идти по пути традиционализма, т.е. назад. Подобная противоречивость социально-политических сигналов, поступающих от власти, затрудняет самореализацию женщин, снижает отдачу на их высокий человеческий капитал, усугубляет кризисное состояние российской семьи.

Вместо заключения

Россия – страна умниц, потому что не прошло еще и ста лет (с 1917 года), как женщины в нашей стране получили равные с мужчинами политические и социально-экономические права, а какой потрясающий прорыв они совершили в области образования и в сфере труда! Почти поголовно безграмотные в начале ХХ века, в начале ХХI века российские женщины догнали и перегнали мужчин по уровню образования. Если на старте ХХ века россиянки были преимущественно крестьянками, а наиболее массовой городской профессией для женщин была работа прислугой, то в наши дни женщины составляют большинство среди учителей и врачей, научных кадров и преподавателей вузов, а также финансовых работников (в том числе, главных бухгалтеров). Опережающими темпами, как было показано выше, идет рост доли женщин среди руководителей всех уровней.

И, наконец, последний, но очень важный фактор в пользу того, почему важно писать об успешных, состоявшихся в профессиональном плане женщинах. Сегодня, когда социальные роли современных мужчин и женщин становятся все более похожими, и женщины массово вторгаются в сферу деловой активности и ответственности, ощущается острая необходимость в формировании и продвижении позитивного образа деловой женщины, как легитимного варианта гендерной идентичности.

Итак, в статье было показано, что российским женщинам удалось добиться успешного продвижения в профессиональной карьере не благодаря, а вопреки социальной политике и отсутствию поддержки со стороны общества и государства. Значит ли это, что политика гендерного равенства и программы поддержки женщин не нужны? Нет, нужны! Ведь жизнь - это не бег с препятствиями, где специально расставлено множество барьеров. Ту энергию и душевные силы, которые расходуют наши женщины на преодоление трудностей и стереотипов, они могли бы потратить с большей пользой для себя, а от этого выиграет и семья, и работа, и государство.

Примечания

2 Социальное положение и уровень жизни населения России.2013: Стат.сб./ Росстат – М., 2013. С.56.

3 Л.В.Попова, Гендерные аспекты самореализации личности. М.: 1996. C.22.

8 Психология творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука 1990; Davis? G. Creativity is forever. Dubuque, 1992.

10 Здравомыслова О.М. Гендерные аспекты современных российских трансформаций: проблемы методологии исследования. (Автореферат докторской диссертации). М. C.29.

Читайте также: