Где хранятся личные дела сотрудников нквд

Обновлено: 04.05.2024

Модератор: Alexander79

Сергиенко Василий писал(а): Это результат моих собственных изысканий, в том числе и в архивном "поле".

Скажите, пожалуйста, а существуют ли и доступны ли для просмотра (хотя бы прямым наследникам) дела участников антисоветских заговоров, расстрелянных в декабре 1919-январе 1920 гг.?

Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков
Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php

Юлия_П писал(а): Скажите, пожалуйста, а существуют ли и доступны ли для просмотра (хотя бы прямым наследникам) дела участников антисоветских заговоров, расстрелянных в декабре 1919-январе 1920 гг.?

Если вы наследник (или наследница), и сможете официальными документами доказать свое родство с репрессированными, то конечно, Вы получите возможность ознакомиться с материалами архивно-следственного дела, в том числе и периода 1919 -1920 гг. Если Вы знаете, где хранится данное уголовное дело, то обратитесь в местное Управление ФСБ с просьбой ознакомиться с материалами следствия, и приложите копии документов подтверждающих факт родственных отношений. Если не знаете, где храниться уголовное дело, то обратитесь с письмом в Центральный архив ФСБ России.
Сразу же скажу, что данное правило, конечно же, распространяется лишь на территорию России, в странах СНГ – несколько иные правила ознакомления с материалами уголовных дел бывших репрессированных (где-то более либеральные, где наоборот).

Сергиенко Василий писал(а): Если вы наследник (или наследница), и сможете официальными документами доказать свое родство с репрессированными, то конечно, Вы получите возможность ознакомиться с материалами архивно-следственного дела, в том числе и периода 1919 -1920 гг. Если Вы знаете, где хранится данное уголовное дело, то обратитесь в местное Управление ФСБ с просьбой ознакомиться с материалами следствия, и приложите копии документов подтверждающих факт родственных отношений. Если не знаете, где храниться уголовное дело, то обратитесь с письмом в Центральный архив ФСБ России.
Сразу же скажу, что данное правило, конечно же, распространяется лишь на территорию России, в странах СНГ – несколько иные правила ознакомления с материалами уголовных дел бывших репрессированных (где-то более либеральные, где наоборот).

Спасибо.
Да, наследница. Если человек был арестован в Москве осенью 1919, то и дело его должно быть в Москве? Или в любом случае лучше писать запрос в Центральный архив ФСБ? Выдают ли копии этих дел (75 лет уже истекли) или только архивные выписки?

Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков

Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php

Так, ведь, по поводу поиска дел репрессированных есть целая отдельная тема. Начинайте "от печки" - с ГИАЦ МВД, скорей всего это не будет лишним.

oztech писал(а): Так, ведь, по поводу поиска дел репрессированных есть целая отдельная тема. Начинайте "от печки" - с ГИАЦ МВД, скорей всего это не будет лишним.

Я говорю не о деле репрессированного. Я вообще не уверена что дело сохранилось. Тогда под новый год ВСЕХ расстреляли без суда и фактически следствия. Родным прислали справку, что он умер полгода спустя от тифа. Меня в первую очередь интересовал вопрос, а есть ли эти дела вообще, ведь нигде нет ни одного упоминания об этоих расстрелах, никаких списков - ничего. В отличие от репрессий.

Захарин - Полоцк (Витебская губерния), Ковно, Харьков

Кацев - Ушачи, Лепель, Полоцк (Витебская губерния), Харьков

База данных Архивные ссылки searchdb_form.php

Я бы всё-таки написал в Центральный архив ФСБ. 1919-1920 гг. - этот период маловероятно будет в ГИАЦ МВД. Возможно, если дело расследовала Московская губЧК, то дело может оказаться и в УФСБ по г. Москве и Московской области, или в ГА РФ, куда УФСБ передало часть фонда архивно-следственных дел. Если дело окажется в двух последних учреждениях, ФСБ самостоятельно переправит ваше заявление, в то учреждение, где находится на хранении уголовное дело.
Конечно, если дела не окажется ни в ЦА ФСБ, ни в УФСБ, то тогда напишите в ГИАЦ. Раньше, в практике было правило, что органы госбезопасности/органы внутренних дел могли самостоятельно произвести запрос в ГИАЦ, чтобы иметь полную информацию для полновестного ответа заявителю. Ведь получив ответ, что "у нас нет уголовного дела", можно считать это банальной отпиской.

Подскажите,пожалуйста,где можно найти информацию о детях репрессированных родителей.Если я не ошибаюсь,то существовали специальные детдома для таких детей?

victoria писал(а): Подскажите,пожалуйста,где можно найти информацию о детях репрессированных родителей.Если я не ошибаюсь,то существовали специальные детдома для таких детей?

У меня вот какой вопрос.
Бабушка моя, зубной врач по профессии, в 1936-41 работала зубным врачом в Смоленской межобластной школе милиции. Школа, естественно, была в подчинении НКВД и все сотрудники, включая медперсонал, тоже числились в подчинении НКВД. (В трудовой книжке записано: " Работала при органах милиции УНКВД Смоленской области в должности зубного врача ")
В частности, бабушка рассказывала, что, когда она туда поступала на работу, то, естественно, заполняла соответствующие анкеты. Заполнила, через несколько дней официально приступила к работе.
А через несколько месяцев (!) ее вызвали в отдел кадров, и сказали что-то вроде "Ну, поздравляем, Вы приняты на работу!" - "Позвольте, я же уже несколько месяцев работаю!!" - "А это не имеет значения. Ваши документы посылались в Москву для проверки, так положено. Проверку Вы прошли успешно, так что с этого момента Вы действительно у нас работаете. А до сих пор - это так, временно. Пришел бы отрицательный ответ из Москвы - уволили бы, причем задним числом".
Проработала бабушка в школе милиции до того самого дня, когда Смоленск был оккупирован немцами, и ночью смогла перебраться через линию фронта. Дальше уже начинается другая история.

Так вот, вопрос мой вот какой. Где может храниться бабушкино личное дело периода ее работы в школе милиции? И есть ли какой-то архив в Москве, где могут быть данные из ее личного дела, например, то, что они там проверяли в начале ее работы?

Моз, Либерзон - Двинск (Даугавпилс) до 1915
Левин - Вилкомир, Двинск (Даугавпилс) до 1915 -> Харьков -> Москва
Каган - Двинск (Даугавпилс) до 1915 и Солоки (Салакас, Литва)
Рубинштейн - Краснополье Могилевской губ.
Брагин/Брайнин - Дубровно Могилевской губ. -> Краснополье -> Москва(только Брагин)
Златин, Данович - Могилев

по линии жены :
Берковиц/Беркович - Рига до 1917
Якобсон - Митава (Елгава) в 19-м в.
Рогацкин - Витебск, Вязьма, Свердловск
Романовский - Вязьма, Свердловск
Гершкович, Дегтярев - Челябинск до 1917
Литвак, Дизик - Умань и уезд (м. Буки)
Овчарек - Варшава
Болотин, Медведев, Ицков - Клинцы, Сураж

Перечень документов в личном деле сотрудника — это список обязательной документации, связанной с трудовой деятельностью, которая хранится в отделе кадров.

Во многих организациях кадровики ведут кадровую документацию на работников, но не всегда знают, как правильно оформлять персональные дела. И это неудивительно, закон не обязывает заводить их. Это инициатива отдела по работе с персоналом. И, на первый взгляд, кадровики сами решают, какие бумаги запрашивать.

Но такое мнение ошибочно. Специалист отдела кадров обязан знать состав личного дела сотрудника в 2021 году, в противном случае работодателя привлекут к административной ответственности. Роструд дал разъяснения еще в отчете за второй квартал 2017 года. Но на практике все еще нередки нарушения, и, чтобы организация избежала штрафа, проверьте состав хранимой документации.

Заполненный образец описи личного дела работника

Какие документы входят в личное дело сотрудника

Ответа на вопрос: что должно быть в личном деле сотрудника организации по закону, нет в Трудовом кодексе РФ, федеральных законах и подзаконных актах (есть только для госслужащих). Действующее российское законодательство не обязывает работодателя вести такую документацию на всех сотрудников. Обязательный для исполнения порядок формирования и состав личного дела работника в 2021 году установлен только для госслужащих ( Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ , Указ Президента РФ №609 от 30.05.2005 ). На всех остальных сотрудников юрлица и ИП ведут подобную документацию по своей инициативе, порядок, формы, состав утверждаются в локальных нормативных актах.

В Положении, утвержденном Указом Президента РФ №609, сказано, какие документы должны быть в личном деле сотрудника в 2021 году, если он является государственным служащим (п. 16):

  • заявление о приеме на работу;
  • анкета;
  • копия паспорта;
  • копии актов гражданского состояния;
  • копии документов воинского учета;
  • копия ИНН и т.д.

Обычный работодатель не вправе запрашивать персональные данные, не связанные с трудовой деятельностью (по мнению Роскомнадзора, подтвержденному судебной практикой). Во избежание нарушения закона отдел кадров вправе хранить только те бумаги, касающиеся конкретного работника, которые были созданы непосредственно в этой компании. Вот, что можно хранить в личном деле сотрудника (не госслужащего):

  • трудовой договор и дополнительные соглашения к нему;
  • приказы о приеме на работу, о внутренних переводах;
  • приказы о поощрениях или наложении взысканий;
  • договор об индивидуальной материальной ответственности (если должность ее предусматривает);
  • соглашение о неразглашении сведений, относящихся к тайне;
  • докладные и объяснительные записки;
  • акты нарушения трудовой дисциплины;
  • приказ об увольнении.

Каждую дополнительную бумагу кадровик подшивает в папку, соблюдая хронологический порядок, и составляет опись.

Внутрення опись документов в личном деле сотрудника

Документы в папке в целях отсутствия претензий со стороны трудовой инспекции дополняются согласием на обработку персональных данных. Обязательна внутренняя опись с указанием полного перечня содержимого.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как вести личные дела работников, не нарушив закон о персональных данных. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какие документы нельзя хранить в личном деле сотрудника

В соответствии с разъяснениями Роструда, под запрет подпадают любые официальные бумаги, не связанные с трудовой деятельностью:

  • страницы паспортов;
  • свидетельства о присвоении ИНН;
  • карточки СНИЛС;
  • свидетельства о браке и рождении детей;
  • военные билеты.

За это предусмотрен административный штраф по части 1 статьи 13.11 КоАП РФ . И, как показывает судебная практика, даже согласие на обработку персональных данных в этом случае — не оправдание.

Что допускается, но с согласия работника

Говоря о том, что должно быть в личном деле сотрудника в 2021 году, необходимо сказать о медицинских книжках, хотя они в папке и не хранятся. Если работа предполагает контакт с детьми, пищевыми продуктами или медикаментами, наниматель обязан ее потребовать. Хранить ее можно, но при условии наличия согласия на обработку персональных данных от работника.

То же самое касается документов:

  • об образовании;
  • о повышении квалификации;
  • об отсутствии судимости;
  • аттестационных листов;
  • характеристик с прошлых мест работы.

Трудовые книжки следует держать отдельно от прочей кадровой документации. Под них выделяют надежный сейф, к которому имеет доступ только кадровик.

Как правильно вести

Сформировать папку один раз и навсегда не получится. Информацию рекомендуется своевременно обновлять. А делать это разрешается только по письменному заявлению сотрудника. По своей инициативе кадровик никакие коррективы вносить не вправе.

Выдавать папку кому-либо отдел кадров вправе только по приказу руководителя. Причем касается это и того, на кого оно заведено. Ознакомиться с материалами сотрудник вправе в любое время, а вот выносить их за пределы кабинета без соответствующего разрешения руководства нельзя.

Сколько хранить

Очевидно, что срок хранения разных документов, указанных в перечне, отличается. Устанавливается отдельный срок для всей папки в целом.

В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 22.10.2004 №125-ФЗ , документы по личному составу хранятся 50 или 75 лет (в зависимости от даты заведения или окончания — до или после 2003 года). Бумаги краткосрочного хранения (менее пяти лет) подшивать в общую папку не рекомендуется. Желательно утвердить, сколько хранятся личные дела сотрудников по новой номенклатуре дел (разработанной в связи с принятием новых сроков хранения кадровой документации). В целях соблюдения закона о персональных данных рекомендуется хранить папки, составленные на разных сотрудников, отдельно и не объединять их при сдаче в архив. Хранение папки на уволенного сотрудника является нарушением ФЗ-152 (хранение осуществляется, пока этого требуют цели обработки персональных данных).

Каждый работодатель утверждает порядок составления папок, рекомендуемое правильное оформление личных дел работников в 2021 году (по нормам делопроизводства):

  • на каждого сотрудника заводится отдельная папка;
  • каждый лист нумеруется;
  • документы подшиваются в хронологическом порядке;
  • сначала идут документы о приеме: трудовой контракт, копия приказа о приеме и т.д.;
  • максимальное количество листов в одном томе — 250;
  • каждый подшиваемый документ фиксируется в описи.

Все имеющиеся документы отдел кадров учитывает в журнале. Вести его разрешается в произвольной форме, главное, чтобы совпадала нумерация на обложке папки и в соответствующей графе журнала.


По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Личная карточка и личное дело

Л ичная карточка работника – учетный документ, в который вносится основная информация о трудовой деятельности сотрудника. Она обязательна для ведения всеми работодателями (см. п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

Форма личной карточки (№ Т-2) была утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. Несмотря на то что уже 6-й год (с 2013 года) унифицированные формы первичных учетных документов не являются обязательными к применению, необходимость ведения личных карточек работников никто не отменял. Редко какие организации в России изобретают собственные формы, абсолютное большинство пользуется привычной и не вызывающей никаких вопросов у проверяющих формой № Т-2 с незначительными усовершенствованиями под свою специфику.

В сфере частного бизнеса решение о том, вести или нет личные дела работников, принимает руководитель организации. Приказать ему делать это может только вышестоящая организация – конечно, при ее наличии.

Личное дело является намного более информативным, чем личная карточка. Здесь содержится не только общая информация о работе человека в организации, но конкретные документы в виде оригиналов и копий, издаваемые в вашей организации для документирования трудовых отношений и предоставленные работником (документы об образовании, анкетные данные и др.).

Обратите внимание: тот факт, что организация ведет личные дела работников, не избавляет ее от необходимости вести личные карточки. Личная карточка в этом случае всегда будет храниться отдельно от личного дела работника, т.е. в номенклатуре дел это будут разные дела!

В целом личные дела и личные карточки хранятся по одним и тем же правилам, но нюансы и различия тем не менее имеются. Рассмотрим их.

Оперативное хранение и учет

Личная карточка и личное дело работника содержат его персональные данные, а значит, к обеспечению их сохранности предъявляются повышенные требования.

Как для документов, содержащих персональные данные, для личных карточек и дел заводится специальный несгораемый, запирающийся на ключ шкаф. Доступ к документам, содержащим персональные данные, как правило, имеет ограниченный круг лиц, которые подписали обязательство о неразглашении личной информации коллег. При работе с карточками и делами не допускается оставлять их без присмотра на столе, тем более на ночь. Личные карточки и дела должны быть возвращены на свое место строго после того, как в них будет внесена новая информация или подшиты новые документы.

Теперь объясним, как организовать систему учета личных дел в отделе кадров. При заведении личных дел на работников им присваивают порядковые номера, регистрируя в Журнале личных дел в валовом порядке. Как правило, личное дело под номером 1 заводится на руководителя, далее – на остальных сотрудников по мере их поступления в организацию.

Пример 1. Журнал регистрации личных дел


Следует отметить, что при увольнении работников номера их личных дел не присваивают новым сотрудникам. Нумерация продолжается до какого-то установленного предела, допустим до 10 000.

Затем открывают Алфавитную книжку и в нее вносят сведения о поступивших работниках, но уже по алфавиту фамилий:

  • на букву П – о руководителе организации Прохорове Иване Сергеевиче;
  • на букву Ф – о его заместителе Федорове Кирилле Петровиче;
  • т.к. Петров Никита Викторович поступил на работу позже Прохорова, в Алфавитную книжку он будет вписан на букву П после Прохорова и это будет нарушением алфавитного порядка внутри буквы П. Если Алфавитная книжка рукописная, то нарушение алфавитного порядка после первой буквы фамилии естественно – здесь фамилии располагаются в порядке поступления людей в организацию (точнее, даты приказа о приеме на работу).

Пример 2. Алфавитная книжка личных дел на букву П (с необходимым минимумом колонок)


Если Журнал регистрации личных дел считается обязательным для их учета, то Алфавитная книжка факультативна и заводится для удобства поиска личных дел. Раньше при полностью бумажном делопроизводстве в ней был смысл: в Журнале личные дела фиксировались в порядке трудоустройства людей, а в Алфавитную книжку сведения помещали по алфавиту их фамилии. Но сейчас удобнее вести Журнал регистрации в электронном виде (в СЭД либо в таблице Excel), и тогда возможностей поиска по этому учетному документу становится достаточно.

Личные дела выстраиваются в шкафу обычно по их порядковым номерам, реже – по алфавиту или по структурным подразделениям. Это делается для оперативного учета и быстрого поиска.

Номер личного дела из Журнала переносится:

Местоположение других сведений может варьироваться (это не принципиально). Чаще всего организации закупают уже готовые папки с нанесенными типографским способом полями, которые заполняются от руки. Реже титульный лист набивают на компьютере и распечатывают, потом приклеивают на обложку папки, но срок хранения дела длительный и со временем этот приклеенный лист может сильно пострадать.

  • с постоянным сроком хранения для личных дел руководителей и
  • с 50-летним для личных дел остальных работников (напомним, что нормативно установленные сроки хранения организация может изменять в сторону увеличения).

Даже если правила формирования дел, принятые в вашей организации, подразумевают индивидуальный подход к большему числу категорий работников, но при этом сроки хранения личных дел всех категорий работников кроме высшего руководства одинаковые, то надобности заводить для них в номенклатуре дел отдельные строки – нет!

Для удобства поиска на корешке папки личного дела проставляют индекс и номер дела.

Пример 3. Обложка личного дела


После увольнения работника передаем документы в архив

Личные дела и личные карточки учитываются по годам увольнения работников.

При увольнении работника в Журнале регистрации (и Алфавитной книжке, если она ведется) указываются дата и номер приказа об увольнении. Объясним, зачем это делается. Когда личное дело запрашивается из архива, то, как правило, кадровик сообщает архивисту год увольнения сотрудника. По этим данным личное дело в архиве искать легче, особенно если штат у организации большой.

На практике сталкивались с организацией, где было порядка 10 000 личных дел уволенных работников. Но там была еще одна проблема: часто уволенные сотрудники возвращались и вновь устраивались на работу. Тогда кадровики забирали дело такого человека из архива и продолжали его вести. На некоторых работников было по 3–4 тома, объединенных в 1 дело. Но это не типичная ситуация.

Итак, архивист смотрит опись дел по личному составу за названный кадровиком год увольнения и находит дело. Архивист ищет личное дело уже по своим номерам: по описи дел по личному составу и архивному номеру (это порядковый номер внутри описи).

Увольняться пришедшие одновременно сотрудники будут в разное время. В опись личные дела уволенных работников будут включать по году увольнения. На обложке личного дела (если оно сформировано отдельно, не в наряде) обязательно нужно будет указать начало и окончание работы в организации – дату приказа о приеме и дату приказа об увольнении. На архивном штампе указывают номер дела в соответствии с порядковым номером дела по описи.

Следует отметить, что работники отдела кадров, когда передают дела в архив организации, должны проставлять на обложке порядковый номер по описи только карандашом! В дальнейшем, когда будут составлять годовые разделы описи по личному составу всей организации, в нее еще внесут бухгалтерские документы по личному составу: лицевые счета, расчетно-платежные ведомости и т.п. Поэтому при переработке описей (из структурных в годовые разделы организации) архивные номера изменятся.

Конечно, желательно, чтобы все структурные подразделения передавали законченные делопроизводством документы своевременно – ежегодно и по согласованному графику. Особенно это касается документов постоянного хранения и по личному составу, т.к. в дальнейшем в архиве будут на основании описей дел структурных подразделений составлять годовые разделы описей дел организации. Обычно годовые разделы описей по личному составу включают в себя документы не только отдела кадров, но и бухгалтерии. Если какое-то структурное подразделение не сдаст в определенный срок документы (например, бухгалтерия не подготовит к передаче лицевые счета), то и годовой раздел описи составить будет невозможно. Эта работа отложится до тех пор, пока все документы по личному составу за соответствующий год не будут сданы в архив.

Но это должно быть скорее исключение, чем правило. В организации необходимо четко установить график передачи дел из структурных подразделений в архив.

Описи дел структурных подразделений хранятся 3 года после утверждения ЭПК (ЭК) сводного годового раздела за соответствующий год (см. примечание к ст. 248 Перечня):

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558; далее – ПТУД)

Пример 6. Опись дел по личному составу отдела кадров (в нестандартном случае передачи документов в архив сразу за несколько лет)


Хранить личные карточки можно как объединяя в 1 дело, так и по отдельности (но как правило, их объединяют в наряды). Эти документы систематизируются по годам увольнения сотрудников, а внутри каждого тома располагаются строго по алфавиту фамилий.

Компании, которые решили хранить личные карточки томами, должны понимать следующее. По общему правилу максимальная толщина тома должна быть в пределах 4 см и 250 листов. Но личные карточки выполнены, как правило, типографским способом на плотном картоне. И соответственно, в дело может войти не более 150–200 листов. В противном случае в архиве при подготовке и выдаче архивных справок будет трудно работать с таким тяжелым и неповоротливым делом.

Пример 7. Тома дела с личными карточками уволенных в конкретном году (фрагмент описи дел по личному составу)


То же касается и личных дел, но с некоторыми уточнениями:

б) из документов личного дела извлекаются все скрепки и скобы степлера (это стандартная практика при подготовке к длительному хранению любого дела);

в) документы каждого личного дела располагаются в хронологическом порядке: от заявления о приеме на работу (с 2002 г. это необязательный документ) и / или оригинала трудового договора с копией соответствующего приказа до копии приказа об увольнении;

г) в целях обеспечения защиты персональных данных при передаче личных дел уволенных в архив их уже стараются не сшивать в наряды, а передавать отдельными делами (тогда они должны фигурировать отдельными строками в описи дел по личному составу, см. Пример 8).

Если же организация продолжает действовать по старинке, то при формировании тома с личными делами уволенных в конкретном году (см. Пример 9) перед каждым комплектом документов из отдельного личного дела подкладывается:

  • лист, на котором напечатаны фамилия, имя, отчество сотрудника (порой для этого используют бумагу ярких цветов, чтобы было легче ориентироваться в томе);
  • а потом можно вложить лист внутренней описи личного дела данного человека (но это необязательно).

Как правило, личные дела, включенные в наряды, бывают достаточно тонкие: состоят из 4–20 документов. Поэтому не обязательно составлять в нарядах стандартные внутренние описи к каждому личному делу.
Но в начале наряда необходимо будет сделать общую внутреннюю опись вошедших в него личных дел и поместить ее после обложки (Пример 10). Она выглядит достаточно просто: Ф.И.О., крайние даты (это дата приказа о приеме и дата приказа об увольнении) и номера листов в наряде. Номера личных дел, присвоенные в момент их заведения отделом кадров, в архиве не понадобятся (архивисты личные дела идентифицируют, ищут по году увольнения и Ф.И.О.), поэтому в данную опись эти регистрационные номера личных дел обычно не включают;

Пример 8. Личные дела уволенных в конкретном году, если они не объединяются в единое дело (наряд), в описи дел по личному составу


Пример 9. Личные карточки и личные дела уволенных работников, если они объединяются в дело (наряд) по году увольнения, в описи дел по личному составу


Пример 10. Опись личных дел, уволенных в определенном году, включенных в конкретный том (фрагмент)


В личных делах, сформированных в наряды, также следует в описи указывать только год увольнения (Пример 9).

А в личных делах, сформированных на каждого работника отдельно, следует указывать дату приказа о приеме на работу и дату приказа об увольнении (Пример 8).

Каковы плюсы и минусы формирования личных дел разных работников в наряд (общее дело по году увольнения)?

В наряды их формируют те организации, в которых личные дела работников состоят из минимального количества документов (от 4 до 20 и не более) в целях экономии средств и места хранения.

В организациях, где создается много документов по личному составу, как правило, личные дела достаточно объемные – от 50 и выше документов в деле. Такие документы лучше оставлять в отдельных личных делах для каждого работника.

А вот личные дела государственных гражданских служащих и муниципальных служащих формируются только в отдельные дела на каждого работника.

Как правильно делить на тома личные карточки уволенных работников? При небольшом объеме, допустим, делим на 2 тома:

Указывать следует только те буквы, которые действительно есть в томе. Если в нем нет личных карточек на фамилии, начинающиеся с букв А, Л, Щ, Э, Ю и Я, то их и не надо указывать. Тогда деление на буквы будет таким:

Аналогично поступаем далее, т.е. не надо стремиться у всех томов указывать по 3 буквы или только по одной. К этой задаче можно подходить дифференцированно. Обычно при больших объемах приходится делить личные карточки на буквы А, Г, К, С и объединять в 1 том личные карточки на Б–В, Д–З, Н–О, У–Ф (фамилий на эти буквы гораздо меньше).

Если у вас нет личных карточек уволенных на какие-то буквы (например, А, Е, З, И, Ш, Щ, Э, Ю, Я) и всего 1 том дела, то в заголовке нужно указать только первую и последнюю из реально вошедших букв:

Если в деле всего до 5 карточек, то следует указать конкретные буквы фамилий уволенных. Например:

Поиск информации о репрессированных по политическим мотивам

Где найти следственное дело?

Архивно-следственные дела сегодня хранятся как в ведомственных архивах ФСБ, так и в государственных архивах, куда они были переданы на хранение в некоторых регионах страны. Чаще всего дело можно найти в архиве ФСБ по месту проведения следствия по делу. Место проведения следствия, как правило, совпадает с местом жительства арестованного на момент репрессии. Реже следственное дело может храниться в архиве по месту рождения или по месту работы осужденного (например, человек мог попасть под следствие во время рабочей командировки).

Какие документы можно найти в архивно-следственном деле?

Следственные дела во многом являются источником биографической информации о человеке. Иногда сведений может быть больше, иногда — меньше, так как следственные дела бывают очень разными по объему: от 15-20-страничных до многотомных дел по 300-400 страниц, особенно если дело было коллективное.

В деле должен сохраниться минимальный обязательный набор документов. Как правило, это:

  • постановление на арест
  • протокол обыска
  • анкета арестованного
  • протоколы допросов
  • документы, приобщенные к делу (автобиографии, характеристики, письма, прошения и т.д.)
  • обвинительное заключение
  • приговор
  • справка о расстреле (в случае приговора к расстрелу)
  • документы о реабилитации

Больше всего рассказать о жизни репрессированного до ареста могут анкета арестованного и протокол первого допроса. В первом типе документов кратко даются ответы на основные вопросы о биографии репрессированного, такие как состав семьи, дата рождения, место работы и так далее. Анкета заполнялась со слов арестованного, но при работе с такими документами важно помнить, что в них могли быть отражены и разные искажения, неточности и даже заведомо ложная информация: например, следовать мог добавить что-то в анкету от себя или арестованный сознательно не говорил какую-то информацию, например, о составе семьи.

При поиске дополнительной информации о репрессированном человеке обратите внимание на место рождения: оно поможет понять, где искать документы для подтверждения родства, если они понадобятся. Место учебы, работы, партийность — все это также указывает на дополнительную информацию, которую можно будет искать о человеке уже в других архивах.

В первый протокол допроса также заново вносятся все анкетные данные, которые дополняются краткой биографией арестованного, записанной с его слов.

По итогам следствия человек мог быть либо освобожден, либо приговорен к тюремному заключению, к заключению в лагерь или к расстрелу.

Если человек приговорен к расстрелу

Справка об исполнении приговора

Если человек приговорен к тюремному заключению

Мы работаем над тем, чтобы подготовить инструкцию по поиску тюремного дела.

Если человек приговорен к заключению в лагерь

Если вам неизвестен конкретный лагерь, но есть данные, что человек был в том или ином регионе, например, в Коми, отправьте запрос о месте отбывания наказания в Информационный центр МВД этого региона или в УФСИН по этому региону.

Какие документы могут рассказать о лагерном периоде в жизни человека?

О жизни человека в лагере могут рассказать несколько видов документов. Один из них — лагерное дело. В лагерном деле можно найти разные документы, и, скорей всего, их набор не будет одинаковым для разных заключенных лагеря. Это могут быть результаты санитарного осмотра, документы о взысканиях на заключенного и так далее.

Но важно помнить, что дело сохранялось в архиве лагеря только в том случае, если человек умирал в лагере. В случае смерти заключенного в деле должна была появиться информация и о причине смерти, дате смерти и месте захоронения умершего.

При освобождении человека из лагеря его дело уничтожалось. Но в лагерном архиве должны была сохраниться индивидуальная учетная карточка. В такой карточке кратко указывались биографические сведения, а также основная информация о освобожденном репрессированном: о дате его ареста, статье, по которой он был осужден, о месте отбывания наказания, о возможных перемещениях из лагеря в лагерь, о дате освобождения.


Чаще всего найти лагерное дело или учетную карточку сегодня можно либо в архивах МВД (Информационных центрах МВД), либо в архивах УФСИН по месту нахождения лагеря.

Поиск информации о раскулаченных

Если вам известно, что человек, о котором вы ищете информацию, был раскулачен, значит, следствия и суда, как в случае с политическими репрессированными, не было. А значит, следственное дело найти нельзя, оно просто не заводилось. Но можно попробовать найти другие документы.

Важно помнить, что раскулачивание — это репрессия в административном порядке, а репрессии этого вида гораздо хуже оформлялись юридически по сравнению с делами осужденных судебными или внесудебными органами. Процедура следствия подчинялась хоть каким-то формальным правилам: к таким могло относиться, например, ведение следственного дела с определенным набором документов и биографических сведений в нем (хотя известно, что и в следственном деле могли содержаться и неточности, и добавления, а следствие могло вестись весьма незаконными методам). Документы же о раскулачивании и раскулаченных очень разнородные, нет единообразного набора документов, который можно было бы искать в архивах. Более того, такие документы хранятся в архивах разного уровня: от небольших муниципальных архивов до архивов Информационных центров МВД по регионам.

Почему информация о раскулаченных такая разрозненная?

Дело в том, процесс раскулачивания имел свои градации: масштаб дальнейшей репрессии зависел от категории, к которой относили раскулаченного человека.

Раскулаченные второй категории подвергались высылке в дальние районы страны, имущество также конфисковывалось. По третьей — также конфискация имущества, но высылка была в пределе той области, в которой они жили.

Поэтому искать информацию о раскулаченных можно по двум направлениям — по месту раскулачивания и по месту ссылки.

Какие это документы?

По месту раскулачивания

1. О конфискации имущества

О конфискации имущества составлялись специальные акты и записи, а также описи конфискованного имущества. Эти документы, а еще похозяйственнее переписи, можно найти в государственных архивах по месту раскулачивания. Такие документы могут храниться как в больших, региональных архивах, так и в маленьких архивах районного уровня. Более того, ряд документов вообще мог не сохраниться, к этому надо быть готовым.

При поиске в архивах районного уровня необходимо помнить, что территориальное деление могло измениться, и архивы передавались в новые районы в соответсвии с новым подчинением.

2. Решения комиссий и сельсоветов о раскулачивании

Решения о самой репрессии принимались местными исполнительными органами власти разного уровня — от областного исполкома до районного сельсовета. Поэтому запрос о раскулачивании также нужно отправлять в разные государственные архивы вплоть до районного.

3. Документы о лишении избирательных прав

Лишение избирательных прав было еще одной репрессивной практикой, которая могли идти как параллельно с раскулачиванием, так и предварять его. В конечно итоге не все, но большинство раскулаченных крестьян были лишены избирательных прав и становились лишенцами.

Решения о лишении избирательных прав принимались избирательными комиссиями — районными, областными или центральными. Искать документы о лишенцах можно в областных государственных архивах. Это могут быть:

  • списки лишенных избирательных прав и соответствующая картотека
  • выписки из постановлений избирательных комиссий
  • жалобы и заявления тех, кто хотел бы вернуть избирательные права
  • списки восстановленных в избирательных правах

4. Документы о высылке

Сведения о дате и причине высылки, о составе семьи и о дальнейшем месте ссылки можно попробовать получить, отправив запрос в Информационный центр МВД по месту жительства на момент репрессии. Подробнее о запросах в информационные центры МВД читайте здесь.

По месту ссылки

1. Индивидуальные карточки спецпоселенцев с основной биографической информацией о человеке. В частности, в карточках указывалось место жительства человека на момент репрессии и состав семьи.

2. Личные дела спецпоселенцев заводились (только с 1946 года) на глав семей, хотя в деле можно найти различные документы, касающиеся и состава семьи — в семейной карточке, например. Также в личном деле можно найти сведения о месте, откуда прибыл человек, копии постановлений об освобождении и другие документы. Состав документов не всегда может быть однородным.

Читайте также: