Этикетные нормы поведения сотрудников овд с гражданами

Обновлено: 19.05.2024

Задание 2. Перечислите основные требования, предъявляемые к сотруднику при приеме граждан.

На основе решения задач рассмотреть следующие учебные вопросы:

1. Этические нормы поведения сотрудников ОВД с гражданами.

2. Этическая специфика приема населения: в служебном кабинете, ДЧ, в опорном пункте охраны правопорядка.

3. Требования этикета к интерьеру служебного кабинета, наглядные агитации и информации.

Методические указания для курсантов по подготовке к семинару

Цель занятия:Рассмотреть правила делового общения сотрудника ОВД с гражданами, специфику приема населения, этические требования к оформлению служебного кабинета.

Кодекс профессиональной этики, институт поручительства и многие другие новшества вводят в МВД, чтобы поднять нравственный уровень полицейских и повысить к ним доверие граждан.

По всем негативным фактам нарушения конституционных прав граждан проводятся служебные проверки и расследования, определяется вина не только сотрудников, но и ответственность их непосредственных руководителей с рассмотрением на Дисциплинарных комиссиях и обсуждением на офицерских и полицейских собраниях.

Кроме того, во всех органах внутренних дел проводится наставническая работа. За каждым молодым сотрудником закрепляется опытный работник и ветеран органов внутренних дел, из числа квалифицированных и имеющих авторитет, как у личного состава, так и у гражданского населения.

Подводя итог по первому вопросу, необходимо отметить что, тот, кто не знает закона, не может быть его блюстителем, охранять права и свободы граждан; убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости. Низкий уровень требовательности к соблюдению нравственных норм почти неизбежно влечет за собой и нарушение правовых норм. От профессионального и
культурного уровня работника правоохранительных органов зависит и выполнение ими своих функций и способы, приемы, которыми он достигает намеченных целей.

Второй вопрос предполагает рассмотреть этикет деловых бесед, встреч, переговоров, так как результаты профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов во многом зависят от личных встреч, бесед, совещаний. Этические требования к их проведению являются тем необходимым условием, которое позволяет найти правильное решение, сглаживать острые углы и с достоинством выходить из затруднительных или неприятны ситуаций.

Приходится признать, что далеко не все профессионалы правоохранительных органов умеют слушать. Подводя некоторые итоги сказанному, выделим несколько необходимых этических заповедей, помогающих научиться слушать с пользой для себя и для дела. Слушая, надо: забыть личные предубеждения против собеседника; не спешить с ответами и заключениями; разграничивать факты и мнения; следить за тем, чтобы ваша речь была предельно ясной и точной; быть беспристрастным в оценке того, что вы услышали от собеседника; действительно слушать, а не делать вид, будто слушаете, не отвлекаться на посторонние мысли. Делая вывод по второму вопросу, необходимо отметить, что для соблюдения и поддержания профессионально-этических норм поведения сотрудников органов внутренних дел необходимо предварительно проводить работу по доведению до населения через средства массовой информации дни и часы приема с указанием, какое конкретное руководящее лицо принимает посетителей.

Освещая третий вопрос необходимо, обратиться к объективным факторам, влияющим на результаты юридической деятельности, относится внешний вид кабинета. От них зависит эффективность труда сотрудника ОВД. Внешний вид кабинета сотрудника, безусловно, является частью его делового этикета.

Условия труда, в которых протекают, деятельность сотрудника во многом предопределяют ее работоспособность и психологический комфорт. Эти же факторы оказывают мощное воздействие и на психологическое состояние тех людей, которые обращаются к следователю за оказанием правовой помощи. Следует отметить, что при оформлении своего служебного кабинета, сотрудник ОВД должен руководствоваться нормами профессионального этикета, должен учитывать не только собственные потребности, но и тот факт, что его повседневная деятельность связана с постоянным общением с людьми, с частыми конфликтными ситуациями, с большим объемом работы с документами и, что самое главное, с соблюдением законности, гуманизма и норм морали.

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

При подготовке к беседе рекомендуется изучить собеседника. Какое положение он занимает? Как он к вам относится? Что он за человек? Каковы его намерения?

Какие требования предъявляются к оформлению и содержанию служебных помещений?

Перечислите правила обращения со служебной информацией.

Охарактеризуйте отличительные черты общения сотрудников ОВД с гражданами.

Рекомендуемые источники

Нормативные правовые акты

Основная литература

Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя., М., 2009. Гришин А.А., Пылёв С.С., Румянцев Н.В. и др. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел. Учеб. пособие / Под ред С.С. Пылёва., М., 2009.

Егорышев С.В., Ростовский А.Н.. Сулейманов Т.Ф. Профессиональная этика сотрудников ОВД. Курс лекций. М., 2005.

Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя.М., 2011.

Этика сотрудников правоохранительных органов. Учебник. / Под ред. Г.В.Дубова. М., 2007.

Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учеб. пособие / Под ред. В.Я. Кикотя., М., 2009.

Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учеб.- пособие. М., 2008.

Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Ч. 1- 3. М., 2008.

Дополнительная литература

Гришин А.А., Пылев С.С, Румянцев Н.В. и др. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел России: учебное пособие / под ред. С.С. Пылева. - М., 2006.

Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: мат-лы между нар. науч.-практ. конф. 6 декабря 2002 г. - М.: Моск. ун-т МВД России, 2003.

Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел: курс лекций / под ред. А.В. Щеглова. - М.: Моск. ун-т МВД России, 2003.

Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник / под ред. Г.В. Дубова. - М., 2005.

В настоящее время этика поведения работников сферы государственного управления рассматривается в качестве атрибута профессионализма, а также управленческой компетенции. Этика поведения сотрудников государственных органов имеет сложный характер, что, в свою очередь, преломляется в практике издания соответствующих законов, кодексов и иных официальных предписаний, которые формируют единое морально-этическое пространство для работников сферы государственного управления. В настоящей статье нами будет рассмотрен вопрос о служебной этике сотрудника полиции с учетом служебной деформации.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Исаева Юлия Петровна

Модернизация электронного голосования в Российской Федерации посредством внедрения электронных паспортов

Ответственность за несоблюдение этических и нравственных требований государственными служащими уголовно-исполнительной системы

12. Кныш А.Д., Маточкина А.И. Ислам: история, культура и практика. С.-Петерб. гос. ун-т. Санкт-Петербург: Президентская библиотека, 2015. 159 с.

15. ПоповаИ.А. Источники мусульманского права // Бизнес в законе. 2009. Вып. 4. С. 60-61.

16. СанаиМ. Мусульманское право и политика: Учебное пособие. М., 2004. 97 с.

17. Сюкияйнен Л. Р. Исламское право: взаимодействие юридического и религиозного начал // Ежегодник либертарно-юридической теории. 2007. Вып. 1. С. 98.

ПОЛИЦЕЙСКАЯ ЭТИКА И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ СОТРУДНИКА

ПОЛИЦИИ В 21 ВЕКЕ Исаева Ю.П.

Исаева Юлия Петровна — магистр юридических наук, кафедра конституционного права, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

Аннотация: в настоящее время этика поведения работников сферы государственного управления рассматривается в качестве атрибута профессионализма, а также управленческой компетенции. Этика поведения сотрудников государственных органов имеет сложный характер, что, в свою очередь, преломляется в практике издания соответствующих законов, кодексов и иных официальных предписаний, которые формируют единое морально-этическое пространство для работников сферы государственного управления.

В настоящей статье нами будет рассмотрен вопрос о служебной этике сотрудника полиции с учетом служебной деформации.

Ключевые слова: полицейская этика, служебный этикет, сотрудник полиции, конфликт интересов, Кодекс профессиональной этики.

Этика - это философское учение, объектом изучения которого является мораль. В этике можно выделить два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек и теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.

В современном мире развитие России, ее регулирование социальных структур невозможно без этики.

Этика открывает возможности анализировать состояние кадров государственных служб: критерии и требования, предъявляемые к государственному служащему. Она позволяет рассмотреть встающие проблемы перед человеком в жизни: что есть добро и зло? Как надо жить? К чему стремиться и чего избегать? На эти жизненные вопросы этика стремилась постичь природу морали и человека и сущность моральных ценностей.

Вся территория этики государственного служащего до конца не исследована, возникают различные точки зрения о её задачах.1

Общечеловеческие качества составляют профессиональный этический облик государственной службы. Служба требует в процессе общения между служащими наличия отношений взаимной честности и правдивости. Это одна из основных норм профессиональной этики государственного служащего. Честность и правдивость должны помочь государственному служащему быстрее и эффективнее находить контакт и взаимопонимание с людьми, разбираться в мотивах их поступков и действий, улавливать настроение и понимать их психологию. Вместе с тем честность и правдивость тесно связаны с другими нормами профессионального этического кодекса государственного служащего - его доброжелательностью, чуткостью и отзывчивостью.

1 Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. Учебное пособие / Под общ. ред. Е.В. Охотского. М.: Изд-во РАГС, 2006.

Одной из важнейших многочисленных реформ государственной службы, проводившихся в западных странах, стали возросшие требования со стороны общества к эффективности работы государственных органов и качеству предоставляемых ими услуг. Растущее недоверие населения к власти, сомнения в необходимости государственного управления отдельными областями экономики вынуждали к использованию в государственном управлении принципов и методов коммерческого менеджмента, к внедрению мер, направленных на улучшение имиджа государственных служащих в глазах граждан.

Развитие России, регулирование ее социальных структур к демократическому правовому государству невозможно без утверждения этики. Это дает возможности для выработки научных подходов к анализу состояния кадров государственных служб: критериев, методов процедур оценки качеств работников, требований, предъявляемых государственному служащему. В государственных органах отсутствуют технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и специалиста. 1

Важная роль в российской государственной службе принадлежит мотивационному ресурсу государственного служащего - нравственных убеждений и принципов поведения, которые будут способствовать воспитанию и формированию этических ценностных ориентаций и высокой нравственности.

Если закон предусматривает свободу выбора в рамках предоставленной свободы, есть возможность выбирать более нравственный вариант поведения. Когда закон сужает право выбора, поведение диктуется законом. В силу такой диалектической взаимосвязи морали и права важное место в этом процессе занимает система категорий этики. Они выступают в качестве общечеловеческих ценностей. Роль этики особенно важна для сферы борьбы с преступностью, где происходит поляризация целей, мотивов, поступков, действий и идеалов (честь, совесть, долг, свобода, смысл жизни, справедливость, красота, истина и др.). Категории этики (добро, зло, справедливость, совесть и т.д.) являются своеобразными нормами, образцами, эталонами поведения человека в обществе и, в конечном счете, через них устанавливается взаимодействие морали и права. 2Этика и закон ориентируют человека заинтересованного в сфере правоохранительной деятельности главным образом на утверждение общественного блага. Важным фактором, гарантирующим соблюдение правоохранительными органами основ морали, является принцип презумпции невиновности. Нравственный долг любого сотрудника всей системы правоохранительной деятельности, - уважение человеческого достоинства и справедливого отношения к человеку. Таким образом, закон, регулируя всю правоохранительную деятельность, связывает допустимые границы его проведения с такими категориями этики, как честь, достоинство, права и свободы граждан. Именно поэтому люди с чистой совестью во всех этих системах служа закону служат народу. Непременным условием законности деятельности является четкое усвоение требований нравственности при решении вопроса о применении тех или иных действий.3

Министерство внутренних дел Российской Федерации, исходя из приоритетных задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, поддержанию общественного спокойствия, законности и правопорядка, основываясь на фундаментальных общечеловеческих и профессиональных нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга, олицетворяя ожидания общества по отношению к моральному облику сотрудника, дающему право на уважение, доверие и поддержку деятельности российской полиции со стороны народа, принимает Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

1. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации является профессионально-нравственным руководством, обращенным к сознанию и совести сотрудника.

2. Кодекс как свод профессионально-этических норм определяет для сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации:

нравственные ценности, обязательства и принципы службы в органах внутренних дел;

профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению, взаимоотношениям в служебном коллективе;

профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения.

1 Архипова Надежда Ивановна. Этика государственных служащих // Вестник РГГУ. 2011. № 4. С. 29-42.

2 О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.

3 Браташова Ю.А. Профессиональная этика в системе государственной гражданской службы : учеб. пособие / М.: РПА Минюста России, 2013.

4 Мухаметжанова В.С., Васильчев Е.И. Этический кодекс как механизм противодействия конфликту интересов на государственной и муниципальной службе // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2015. № 17. С. 191-195.

3. Кодекс служит целям: 1. установления нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника; 2. формирования единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения; 3. регулирования профессионально-этических проблем взаимоотношений сотрудников, возникающих в процессе их совместной деятельности; 4. воспитания высоконравственной личности сотрудника, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.

4. Предназначение Кодекса:

A) служит методологической основой формирования профессиональной морали в органах внутренних дел;

Б) ориентирует сотрудника в ситуациях конфликта и этической неопределённости и иных обстоятельствах нравственного выбора;

B) способствует выработке у сотрудника потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения;

Г)выступает средством общественного контроля за нравственным обликом и профессиональным поведением сотрудника.

5. Кодекс разработан на основе положений Конституции Российской Федерации, требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации с учётом общих принципов служебного поведения государственных служащих.

Нормы и требования Кодекса соответствуют положениям Кодекса должностных лиц по поддержанию правопорядка, а также Европейского кодекса полицейской этики.

6. Неукоснительное соблюдение принципов и норм Кодекса является важным фактором качественного выполнения оперативно-служебных задач, необходимым условием общественного доверия и поддержки деятельности органов внутренних дел.

1. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.

2. Архипова Надежда Ивановна. Этика государственных служащих // Вестник РГГУ, 2011. № 4. С. 29-42.

3. Браташова Ю.А. Профессиональная этика в системе государственной гражданской службы : учеб. пособие / М.: РПА Минюста России, 2013.

4. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. Учебное пособие / Под общ. ред. Е.В. Охотского. М.: Изд-во РАГС, 2006.

5. Мухаметжанова В.С., Васильчев Е.И. Этический кодекс как механизм противодействия конфликту интересов на государственной и муниципальной службе // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика, 2015. № 17. С. 191-195.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ

ПАСПОРТОВ Трушкина С.И.

Трушкина Светлана Игоревна — студент, факультет государственного и муниципального управления, Северо-Западный институт управления — филиала РАНХиГС, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье рассмотрена возможность устранения фальсификаций на выборах путем внедрения нового образца документа - электронного паспорта. Автором предложена схема, по которой может быть осуществлено голосование избирателей за кандидатов. Выделены основные проблемы, с которыми возможно столкнуться при реализации данного проекта, а также приоритеты его осуществления. В заключении автор приходит к выводу, что внедрение электронных паспортов позволит выйти на новую ступень в информационном развитии нашего государства. Ключевые слова: электронный паспорт, выборы, фальсификации, электронное голосование, избирательный процесс, голосование, избиратель, информационное развитие.

1. лекция по теме № 4 Служебный этикет сотрудника органов внутренних дел

Кафедра управления персоналом и
воспитательной работы
лекция по теме № 4
Служебный этикет сотрудника
органов внутренних дел
Старший преподаватель
подполковник полиции Шеянов К.В.

2. цели лекции

1. Сформировать понимание сущности
и структуры служебного этикета,
истории его происхождения, роли в
эффективной деятельности ОВД.
2. Развивать установку у обучающихся
на безусловную реализацию
моральных и правовых основ
поведения.

3. Актуальность темы обусловлена

Во-первых, значимостью знаний по
изучаемой теме для деятельности органов
внутренних дел:
Знание норм этикета является одним
из условий его соблюдения при
решении задач правоохранительной
деятельности и фактором, влияющим
на успешность деятельности.

4. Актуальность темы обусловлена

Во-вторых, значимостью изучения темыдля
будущих офицеров полиции:
1. Понимание рассматриваемых вопросов
говорит об образованности полицейского,
создает базу для формирования поведения
соответствующего правилам этикета.
2. Активное, вдумчивое изучение морали
способствует
интеллектуальному
и
духовному развитию.

5. Литература

6. ЗАДАНИЕ К СЕМИНАРУ

7. Высказывания об этикете

8. Высказывания об этикете

9. ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ

10. ПЕРВЫЙ ВОПРОС

11. Происхождение этикета

В течение тысячелетий люди искали
такие способы взаимодействия и общения,
при которых всем было бы удобно и хорошо,
чтобы никто не чувствовал себя неловко.
Традиционно принято считать,
что странами-родоначальницами этикета являются Англия
и Франция.

12. Происхождение этикета

13. Происхождение этикета в России

14. Домострой (из оглавления)

Как людям почитать отцов своих
духовных и повиноваться им во всем.
Как с домочадцами угощать
благодарно приходящих в дом твой.
Как детям любить и беречь отца и
мать, и повиноваться им, и утешать их
во всем.
О неправедном житье.

15. Домострой

Как мужу воспитывать свою жену в том,
чтобы сумела и Богу угодить и к мужу
своему приноровиться, чтобы могла
дом свой получше устроить и всякий
домашний обиход и рукоделье всякое
знать, и слуг обучать, и самой трудиться.

16. Домострой (начало)

Благословляю я, грешный (…), и поучаю, и
наставляю, и вразумляю единственного сына
своего (…) и его жену (…), и детей их, и
домочадцев - следовать христианским законам,
жить с чистой совестью и по правде, в вере,
соблюдая волю божью и заповеди его, а себя
утверждая в страхе божьем и в праведном житии,
жену наставляя и домочадцев своих не
понужденьем, не битьём, не тяжкою работой, а
словно детей, что всегда в покое, одеты и
сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке.

17. Домострой (как воспитать детей)

Заботиться отцу и матери о чадах своих;
обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить
страху божию и вежливости, и всякому порядку. А
со временем, по детям, смотря и по возрасту,
учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог
способности даст. Любить и хранить их, но и
страхом спасать, наказывая и поучая, а не
то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей
в юности - упокоят тебя в старости твоей.

18. Домострой (как воспитать детей)

Наказывай сына своего в юности его. И не
жалей, бия: если жезлом накажешь его, не умрет,
но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу
его избавляешь от смерти.
Если дочь у тебя, и на нее направь свою
строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не
посрамишь лица своего, если в послушании
дочери ходят. Ибо если выдать дочь свою
беспорочной - словно великое дело совершишь.

19. Домострой (роль жены)

Если подарит кому-то Бог жену хорошую дороже это камня многоценного. Такой жены и при
пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу
своему
благополучную
жизнь.
Доброй
женою блажен и муж, и число дней его жизни
удвоится. Хорошая жена - благая награда. Жена
добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец своему
мужу, только благо, а не сор, выносит из дома
своего. С такой женой года свои проживут они в
добром мире. Добрая жена и от смерти
спасает мужа своего.
За жену хорошую мужу хвала и честь.

20. Домострой (как следует жить)

Следует тебе самому жену и детей учить: не
красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не
завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое
не посягать, не осуждать, не бражничать,
не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не
гневаться, к старшим быть послушным и
покорным, к средним - дружелюбным, к младшим и
убогим - приветливым и милостивым. В оплате не
обижать работника. Если поделом поносят и
укоряют - соглашаться и новых безрассудств избегать, а в ответ не мстить.

21. История распространения этикета в России

22. История распространения этикета в России

23. История распространения этикета в России

В советское время стал рождаться свой этикет,
формируемый на основе принципов социального
равенства и справедливости, братства,
взаимопомощи, коллективизма и др.
В настоящее время формируется новый тип
этикета, взявший все лучшее из прежних
времен.

24. Роль этикета в развитии личности

Точки зрения:
1. Выполнение этикетных правил
поведения связано с фальшью (человек
вынужден
поступать
против
своих
убеждений),
ограничением
свободы
личности, ведет к страданиям.

25. Роль этикета в развитии личности

Точки зрения:
2. Знание и соблюдение правил этикета
открывает перед человеком возможности
для
развития
через
социализацию
(вхождение в общество).

26. Роль этикета при решении конкретных задач

1. Позволяет скрыть от других людей
(за правилами поведения) негативные
черты и эмоциональные состояния, и
тем самым, избежать ненужных
конфликтов, обеспечить необходимый
имидж.
2. Используя правила хорошего тона,
добиться установления контакта,
расположения к себе, осуществления
влияния на окружающих в целях
достижения поставленной цели.

27. Определение этикета

Этикет – это свод правил
поведения при общении и
взаимодействии конкретного человека
с той социальной средой, частью
которой он выступает.

28. Средства реализации этикетных правил

1) речевые или вербальные (словесные
формулы приветствия, знакомства, поздравления,
пожелания, благодарности, извинения, просьбы,
приглашения, советы, предложения, сочувствия,
соболезнования,
комплименты,
одобрения,
аргументация и др.);
2) невербальные (мимика и жесты, тон);
3)
этикетная
проксемика
(организация
пространства в этикете);
4) этикетная атрибутика (одежда, украшения и
головной убор, подарки, цветы, визитные карточки
др.)

29. Виды этикета

1.
Ситуационный
(столовый,
свадебный, траурный, выходного дня –
театрально-концертный, телефонный).
2. Традиционный:
2.1. Религиозный (обряды).
2.2. Светский (профессиональный –
дипломатический,
сервисный,
медицинский, служебный: воинский,
правоохранительный и др.).

30. ВТОРОЙ ВОПРОС

31. Определение служебного этикета

Это
свод
основных
правил,
определяющих поведение сотрудников ОВД
при их взаимоотношениях друг с другом и с
гражданами. Включает в себя:
Правила общения с начальником.
Правила поведения в коллективе.
Правила ведения телефонного разговора.
Правила поведения при посещении
государственного учреждения.
Правила обращения с гражданами.
Правила поведения вне службы, в кафе и
ресторанах.

32. Правила общения с начальником

1. Сотруднику требуется представляться своему
непосредственному начальнику при:
- назначении на должность.
- сдаче должности.
- присвоении специального звания.
- награждении правительственной наградой.
- убытии в командировку или отпуск и
возвращении.

33. Правила общения с начальником

2. Начальнику и старшему по званию
уступают дорогу, отдают приветствие.
3. Приказания отдаются устно или
письменно. Они должны быть четкими и
понятными для исполнителя.

34. Правила взаимоотношений с гражданами

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод
человека и гражданина
1. …уважение человека и гражданина, его прав и
свобод.
3. …запрещается прибегать к пыткам, насилию,
другому жестокому или унижающему человеческое
достоинство обращению. Сотрудник полиции
обязан пресекать действия, которыми гражданину
умышленно причиняются боль, физическое или
нравственное страдание.

35. Правила взаимоотношений с гражданами

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод
человека и гражданина
4. При обращении к гражданину:
1) назвать свои должность, звание, фамилию,
предъявить по требованию гражданина служебное
удостоверение, после чего сообщить причину и
цель обращения;
2) разъяснить гражданину причину и основания
применения мер, ограничивающих его права и
свободы, а также возникающие в связи с этим
права и обязанности гражданина.

36. Правила взаимоотношений с гражданами

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод
человека и гражданина
5. При обращении к нему гражданина:
назвать свои должность, звание, фамилию,
внимательно его выслушать,
принять соответствующие меры в пределах своих
полномочий
либо разъяснить, в чью компетенцию входит
решение поставленного вопроса.

37. Правила взаимоотношений с гражданами

Статья 6. Законность
3. … запрещается подстрекать, склонять,
побуждать в прямой или косвенной форме коголибо к совершению противоправных действий.
4. … нельзя в оправдание своих действий
(бездействия)
при
выполнении
служебных
обязанностей ссылаться на интересы службы,
экономическую
целесообразность,
незаконные
требования, приказы и распоряжения вышестоящих
должностных
лиц
или
какие-либо
иные
обстоятельства.

38. Правила взаимоотношений с гражданами

Статья 6. Законность
3. … запрещается подстрекать, склонять,
побуждать в прямой или косвенной форме коголибо к совершению противоправных действий.
4. … нельзя в оправдание своих действий
(бездействия)
при
выполнении
служебных
обязанностей ссылаться на интересы службы,
экономическую
целесообразность,
незаконные
требования, приказы и распоряжения вышестоящих
должностных
лиц
или
какие-либо
иные
обстоятельства.

39. Правила взаимоотношений с гражданами

Статья 19. Порядок применения физической силы,
специальных средств и огнестрельного оружия
1. … перед применением физической силы,
специальных средств или огнестрельного оружия
обязан сообщить лицам, в отношении которых
предполагается применение физической силы,
специальных средств или огнестрельного оружия, о
том, что он является сотрудником полиции,
предупредить их о своем намерении.

Цель занятия: ознакомить слушателей с основными понятиями служебного этикета и принципами общения в профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

Количество часов:2 часа

Вид занятия:практическое занятие

Место проведения: учебный кабинет

Литература: Приложение 1

Учебные вопросы:

1. Служебный этикет сотрудника органов внутренних дел.

2. Культура речи и правила служебного общения сотрудника органов внутренних дел.

I. Вводная часть

1.2. Опрос слушателей по пройденному материалу

Понятие и виды коррупции.

Нормативно-правовые основы противодействия коррупции.

Коррупционные риски в деятельности различных служб ОВД.

Профессионально-этический антикоррупционный стандарт поведения сотрудника ОВД.

Декларирование доходов как мера предупреждения коррупции.

Понятие и особенности конфликта интересов на службе.

Деформация личности: содержание и причины возникновения.

II. Основная часть

Изложение нового материала.

Вопрос № 1. Служебный этикет сотрудника органов внутренних дел.

Человек живет и трудится среди людей. Его успехи в жизни и на службе, авторитет, служебная карьера, наличие верных друзей и т.д. во многом зависят от культуры его поведения. Свод (совокупность) правил поведения, обхождения, учтивости, приличия называется этикетом.

Чтобы этого не было, правила этикета базируются на таких понятиях, как искренность, доброжелательность, совесть, справедливость, достоинство, честь, составляющих неотъемлемую моральную грань этикета. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел имеет, кроме того, и правовуюгрань, поскольку многие правила этикета носят обязательный характер, регламентируются уставами, приказами и должностными инструкциями.

Служебный этикет регламентируют правила поведения сотрудника с различными категориями граждан (законопослушными и правонарушителями, мужчинами и женщинами, пожилыми и детьми, соотечественниками и иностранными гражданами, потерпевшими и подозреваемыми и др.), каждая из которых требует особого подхода, такта, внимания.

Вместе с тем в любой ситуации, при общении с любым гражданином сотрудник должен вести себя с достоинством, доброжелательно и открыто, внимательно и предупредительно. Такое поведение полицейского вызывает уважение у граждан, желание сотрудничать с ним.

К сожалению, сотруднику ОВД зачастую приходится иметь дело с далеко не лучшими представителями общества. В этих условиях от сотрудника требуются определенные качества: особая выдержка, воля, тактичность, личное достоинство: строгость, но не грубость; аргументированность, а не угрозы; твёрдый тон, но не крик и т.д. Отказ от этих правил – признак поражения сотрудника полиции, его слабости как солдата правопорядка.

Во всех случаях сотрудник полиции должен помнить о чести мундира, стало быть, о чести своей и своих сослуживцев. Недобрый поступок одного сотрудника бросает пятно в глазах граждан на весь корпус полицейских. Полицейский не может позволить себе употреблять спиртные напитки во время службы; есть, пить, курить в движении и в неположенных местах; посещать в форме рестораны, казино, рынки, если это не связано с выполнением служебных задач; сквернословить; нарушать форму одежды; не соблюдать правила дорожного движения, находясь за рулем служебного или личного автомобиля.

Сотрудника полиции не должно унижать, обижать то, что ему порой не рекомендуется и даже запрещается делать, когда это разрешено другим гражданам. Принцип здесь достаточно прост: кому многое дано, с того и спрашивается много. Личным примером в поведении сотрудник всегда оказывает благоприятное влияние на окружающих, укрепляя свой моральный авторитет.

Служебный этикет осуждает ношение смешанной формы одежды и неофициальных знаков, самодельное усовершенствование формы, держание рук в карманах. Перчатки, обувь, кашне, носки должны строго соответствовать цветовой гамме формы. Особое внимание уделяется правильному положению одетого головного убора. Заботиться о своем внешнем виде сотруднику приходится и при ношении гражданской одежды. Сотруднику как представителю государственных органов неприлично являться на службу в водолазке, потертых джинсах, заношенном свитере и в кроссовках.

Грамотная речь сотрудника, ее мягкий тон, четкое выражение цели беседы, корректность и доброжелательность – кратчайший путь к правильному общению сотрудника с гражданином и его позитивному завершению.

Важным элементом служебного этикета выступают правила, определяющие формы приветствия сотрудников органов внутренних дел. Эти правила носят традиционный характер, отражены в уставах и должностных инструкциях. В их основе – тактичность, предупредительность, доброжелательность, уважительное отношение к друг другу. Первым, как правило, здоровается младший (по званию, должности, возрасту) со старшим. Однако первым руку протянуть для приветствия имеет право только старший. Точно также приоритет подать руку для приветствия принадлежит женщине. Исключения составляют лишь случаи, когда мужчина гораздо старше по возрасту или выше по должности.

Этикет предусматривает строгие процедуры при отдании воинских почестей Государственному флагу и Государственному гимну; могиле Неизвестного солдата; Вечному огню; траурным процессиям, сопровождаемым знаменем и почетным эскортом; при открытии мемориалов; при вручении Знамени и т.д.

Жизнь сотрудника полиции, к счастью, не ограничивается только служебной деятельностью и рамками служебного коллектива. Служебные успехи сотрудника, его карьера, авторитет, физическое и моральное состояние во многом зависят от того, как он проводит свободное время, как отдыхает, занимается самообразованием, как строит свои взаимоотношения с соседями и т.д. Неслужебная жизнь сотрудника полиции регламентируется правилами общегражданского этикета, соблюдение которых обеспечивает сотруднику и окружающим его людям комфортные условия общения. Назовем лишь некоторые из них, чаще всего встречающиеся.

Женщина в движении на улице, транспорте, театре, за обеденным столом находится справа от мужчины. В любой транспорт первой садится женщина, а выходит первым мужчина, чтобы помочь женщине сойти. При входе в лифт, в помещение первым здоровается вошедший. При входе и выходе следует придерживать за собой дверь. В общественном транспорте не занимать места, предназначенные пожилым пассажирам с детьми и инвалидам. В общественных местах не следует кричать и громко не разговаривать. Не нужно проявлять особого внимания к лицам, обладающим какими-либо недостатками. Необходимо строго соблюдать правила поведения пешехода и водителя. Гражданское платье должно соответствовать цели, месту визита, возрасту, социальному статусу сотрудника, который определяется не званием или форменной одеждой, а его призванием.

В театр, на концерт приходят заблаговременно, особенно если места находятся в середине ряда. Неприлично рассматривать в бинокль сидящую публику, а также до окончания спектакля покидать зал, чтобы занять очередь в гардероб. Чтобы получить пользу и эстетическое наслаждение от посещения оперы, музея, картинной галереи, надо заблаговременно познакомиться, к примеру, с либретто оперы и ее автором, с художниками, представленными в галереи. При подготовке к культурным мероприятиям требуется, разумеется, и костюм для визита. Билеты, приобретенные с рук и за полчаса до спектакля, как правило, не позволяют получить должного ощущения и удовольствия.

Этикет побуждает сотрудника быть примером для других, дорожить своей честью, служебным и личным достоинством.

Вывод: Таким образом, этикет является внешней формой выражения нравственных и эстетических норм, регулирующих поведение людей. Содержание этикета – это признание значимости человека, проявление уважения к нему, почитание его, выраженное в форме вежливости, учтивости. Культура поведения человека характеризует его духовный облик, показывает степень овладения им культурными достоинствами человечества, уровень его социализации, самодисциплины, нравственности.

Современное российское общество нуждается в твердой духовной опоре для проведения преобразований в политической, экономической и правовой сферах. В этих условиях возрастает значение морально-этических принципов и норм, остающихся неизменными в течение многих веков. Среди нравственных качеств человека наиболее значимыми всегда считались доброта и порядочность, честность и добросовестность, надежность, чувство долга, честь и достоинство.
Для сотрудников органов внутренних дел эти понятия не просто высокие слова, а суть профессионального Кодекса чести, закрепленная в нормативных документах, служебных традициях МВД России, международных нормах поведения полицейского.

Оглавление

Введение
1. Понятие и история этикета
2. Нормы и принципы профессионального этикета
3. Общие правила поведения сотрудников полиции
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Рефират по психологии.docx

Действия сотрудников ОВД при всей строгости и решительности всегда должны быть справедливыми и понятными широким массам населения; только в этом случае можно рассчитывать на взаимопонимание людей, их поддержку и помощь. В свою очередь, в действиях сотрудника ОВД должно ярко просматриваться, прежде всего, уважительное отношение к человеческому достоинству; не случайно одним из четырех принципов деятельности российской полиции является уважение прав и свобод человека и гражданина.

Строгое соблюдение правил этикета - важное условие высокой культуры поведения сотрудника. Но даже самое детальное соблюдение этих правил не гарантирует соответствующего ситуации поведения, поскольку реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие нормы и правила не способны охватить их полностью. Чтобы избежать всех ошибок, необходимо выработать в себе чувство искренности и связанного с ней эмоционального сопереживания по отношению к собеседнику. Речь идет о такте. Развитое чувство такта позволяет сотруднику определить должную меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку. Именно тактичность позволяет найти выход из проблемной коллизии в общении, не умаляя при этом достоинства других людей и не уменьшая собственного.

Такт тесно связан с такими этикетными нормами, как вежливость, корректность, скромность.

Вежливость - это моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой и привычным способом обращения (обхождения) с окружающими. Это элементарное требование культуры поведения; она включает внимательность, доброжелательность, готовность оказать помощь нуждающемуся.

Корректность - особый оттенок вежливости, который заключается в умении держать себя в рамках общепринятых норм приличия в любых ситуациях. Проявить корректность - значит сохранить свое достоинство.

Скромность - одна из важнейших норм этикета. Скромный человек никогда не считает себя выдающейся личностью и не хвастает своими достижениями, даже если они очевидны. Скромный человек, не отказываясь от самооценки, всегда сопоставляет ее с мнением о себе окружающих. Но скромность отнюдь не означает самоунижения, отказа от гордости, независимости, самостоятельности в поведении и самовыражении. Она выражает подлинное уважение к людям, ограничение своих собственных потребностей существующими в обществе материальными условиями, а также критическое отношение к самому себе.

Воспитанный сотрудник полиции должен уметь себя вести, знать, как поступать в той или иной ситуации, проявляя сдержанность, сохраняя свое человеческое достоинство и не умаляя достоинства других людей.

Создавая модели поведения в различных ситуациях и объясняя, как себя вести, этикет прививает человеку должные манеры и лучшие нравственные качества: милосердие, человечность, отзывчивость, доброту.

Сотрудник правопорядка, прочно освоивший правила хорошего тона, становится свободнее, у него появляются уверенность в себе, адекватность самооценки, терпимость к слабостям и недостаткам других людей.

3. Общие правила поведения сотрудников полиции

Высокие требования, предъявляемые сегодня к нравственности и культурному уровню сотрудника, обусловлены тем, что он вынужден повседневно вторгаться в сложные области человеческих взаимоотношений, выступая в роли арбитра при острых конфликтных ситуациях, затрагивающих судьбы многих людей. Нравственная воспитанность, подлинная культура позволяют сотруднику преодолеть субъективизм, ограниченность личного опыта, понять мотивы, интересы и устремления других людей. В силу специфики служебной деятельности он не имеет права быть необъективным, грубым, черствым.

Любой промах или оплошность в полицейской работе, случай недостойного поведения, бескультурья, невежливости тотчас могут получить широкий резонанс и, обрастая слухами и домыслами, вызвать у людей искаженное представление о деятельности органов правопорядка, подорвать авторитет конкретной службы и подразделения.

На основе опыта работы органов и подразделений внутренних дел существуют общие рекомендации о правилах поведения сотрудника полиции в различных ситуациях, как в служебной, так и во внеслужебной обстановке.

Сотрудник органов внутренних дел должен иметь чувство собственного достоинства - чувство уважения к себе и окружающим. Уважать окружающих - значит соблюдать определенные правила приличия, которые являются залогом гармоничных отношений между людьми.

Следует дорожить своим словом. Не стоит обещать того, чего сделать не сможешь. Если же обещание дано, то необходимо выполнить его, иначе пострадает авторитет. Как воспитанному человеку следует проявлять уважение к другим людям во всем.

От правильного поведения и поступков в определенной степени зависит авторитет сотрудника органов внутренних дел.

Сотрудник обязан помнить, что его внешний вид должен быть безупречен.

Не следует забывать, что внешний вид - есть отражение и характеристика внутренней культуры и что опрятность и подтянутость подчеркивают уважение к окружающим и тем самым дают право на уважение и к себе.

Сотрудник полиции должен всегда иметь опрятный вид, строевую подтянутость, держаться с достоинством, не сутулиться, ходить твердым и энергичным шагом. Хорошо подогнанная форма подчеркивает стройность фигуры, физическую силу. Находясь в форменной одежде, сотрудник полиции должен воздерживаться от ношения хозяйственных сумок, громоздких предметов, посещения рынков, и решения иных бытовых вопросов, Категорически запрещается пользоваться услугами торговых, культурно-бытовых и иных учреждений на льготных условиях, так как это ведет к дискредитации органов внутренних дел в глазах населения.

В обращении с гражданами также необходимо соблюдать определенные правила. Обращаясь к гражданину, необходимо вначале поздороваться с ним, приложив руку к головному убору, представиться - назвать должность, звание и фамилию, кратко сообщить причину или цель обращения. При этом следует не подзывать гражданина к себе, а подойти самому. Свои требования и замечания он должен излагать в учтивой и убедительной форме, объяснения надо выслушивать внимательно, не перебивая говорящего.

Когда гражданин обращается к полицейскому, его необходимо внимательно выслушать, ответить на поставленный вопрос или разъяснить, куда нужно обращаться для его решения. Если необходимо, то спокойно, без раздражения повторить ответ и разъяснить его смысл. Ни в коем случае не следует указывать гражданину на несущественность его просьбы.

Сотрудник должен действовать четко, профессионально грамотно, неизменно проявляя при этом сочувствие, доброжелательность и уважение к собеседнику. Ведь в полицию обращаются, как правило, в сложных ситуациях, и долг сотрудника - помочь людям в их беде.

Никогда не следует отвечать резкостью на резкость, грубостью на грубость. Спокойная, твердая и доброжелательная манера обращения - лучшее средство устранения негативной реакции и создания нормальной атмосферы для беседы.

Особенно важно соблюдение норм служебной этики и культуры поведения при наложении штрафа или применении иной формы наказания в отношении нарушителя общественного порядка, правил дорожного движения, так в данном случае наказание - не самоцель, а средство воспитания. Кроме того, сотрудник полиции обязан спокойно, вежливо и внятно объяснить нарушителю характер и тяжесть вины и показать возможные последствия нарушения. Следует помнить, что сама беседа сотрудника с нарушителем является эффективным средством воспитания, поэтому, если нарушение незначительное, вполне правомерно ограничиться замечанием.

Важно твердо помнить, что хотя сотрудник полиции должен быть принципиальным в вопросах охраны общественного порядка и безопасности граждан, но это не означает, что к любому нарушению он должен подходить с максимальной строгостью.

Существенной стороной работы полиции является помощь гражданам, попавшим в сложные обстоятельства. В таком положении могут оказаться дети, престарелые и инвалиды, женщины с малолетними детьми.

Сотрудник не должен оставлять без внимания шалости и другие необдуманные действия детей. Необходимо остановить их и сделать необходимое замечание, объяснить, как следует вести себя на улице. Однако преступные действия несовершеннолетних по отношению к сотрудникам полиции должны решительно пресекаться.

Сотрудники не вмешиваются в споры и ссоры частного характера, за исключением случаев, когда имеется непосредственная опасность для жизни и здоровья граждан, допускается нарушение общественного порядка, совершаются противоправные действия.

Сотрудник зачастую имеет дело с бродягами, лицами в нетрезвом состоянии, наркоманами. В таких случаях он должен при необходимости быть готов к оказанию первой медицинской помощи, отправке людей в больницу, обнаружению пропавших лиц, оказанию помощи пострадавшим. В этой работе следует оказывать предпочтение гуманным, а не карательным методам.

Сотрудник полиции обязан уметь определять правонарушения, осуществляемые сознательно, из хулиганских, корыстных или провокационных побуждений. В этих случаях он должен немедленно и со всей решительностью пресечь неправомерные действия. Деятельность сотрудника в данной ситуации регламентируется соответствующими служебными инструкциями, однако и в этих случаях он должен придерживаться определенных норм служебной этики.

При обнаружении противоправных действий сотрудник полиции обязан потребовать их прекращения, обоснованно объяснить нарушителю положения соответствующих нормативно-правовых документов. Излагать эти доводы следует в вежливой, тактичной и убедительной форме. Необходимо принять все меры для того, чтобы противоправный характер действий нарушителя стал очевидным для окружающих, вызвал бы у них отрицательную реакцию, готовность оказать поддержку полиции.

При задержании правонарушителя, особенно в присутствии граждан, сотрудник полиции обязан проявлять максимум выдержки и спокойствия, действовать в соответствии с ситуацией. Применение в необходимых случаях физической силы и специальных средств, использование других форм принуждения не должно быть демонстративно грубым. Не следует вступать в споры с окружающими, прибегать к резким выражениям или жестам или совершать какие-либо действия, провоцирующие осложнение обстановки.

Если сотрудник полиции был вынужден при задержании применять физическую силу или оружие (на поражение) и травмировал или ранил правонарушителя, он обязан оказать неотложную медицинскую помощь этому лицу, а при смертельном исходе - обеспечить охрану тела убитого.

Особую выдержку и такт сотрудник должен проявлять в конфликтных ситуациях, принимая все возможные меры для их прекращения.

При конфликтных ситуациях сотрудник руководствуется обычными нормами служебной этики, однако соблюдает их с особой тщательностью. Следует твердо помнить, что малейшая бестактность, резкость, грубость, раздражительность (так же, как и проявление нерешительности и слабости) могут привести к развитию конфликта и поддержке окружающими правонарушителя. И наоборот, корректные, правомерные, уверенные и решительные действия, самообладание и спокойствие способны вызвать симпатию граждан и обеспечить их содействие.

Если на замечания нарушитель реагирует возбужденно, надо, не вступая с ним в пререкания и споры, дать ему успокоиться, а затем объяснить, что в своих действиях сотрудник полиции руководствуется не неприязненными чувствами или отрицательными эмоциями, а интересами общества, необходимостью охраны общественного порядка и спокойствия граждан. Разъясняя правонарушителю неправомерность его действий, необходимо сослаться на соответствующие законы, постановления и другие нормативно-правовые акты.

Нормы служебной этики и культуры поведения неукоснительно соблюдаются и во время допроса, где они практически целиком совпадают со специфическими требованиями к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Спокойный, терпеливый, сочувствующий и дружелюбный тон при допросе потерпевшего или свидетеля помогает гражданину преодолеть волнение, вспомнить и подробно передать обстоятельства случившегося. Спокойно, терпеливо и вежливо, но вместе с тем твердо и строго, без заигрывания и угроз следует допрашивать обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления.

Обыск требует чуткости, выдержки и спокойствия, поскольку он затрагивает интересы членов семьи обвиняемого и оказывает на них сильное эмоциональное воздействие. В этом случае категорически запрещаются нравоучения, насмешливые или осуждающие замечания, а также высказывания по поводу уклада жизни или вещей обыскиваемых.

Профессиональная этика предъявляет ряд требований ко всем сотрудникам ОВД. Эти нормы определяют особую, моральную ответственность руководящих кадров системы правоохранительных органов.

Начальник должен постоянно показывать пример организованности, дисциплины, добросовестного отношения к делу, прививать подчиненным чувство внимательного отношения к гражданам, особенно при разрешении просьб, заявлений и жалоб, требовать от каждого сотрудника образцового внешнего вида и подтянутости. Тактичность, предупредительность, вежливость, приветливость - неотъемлемые качества руководителя.

Читайте также: