Социальные сети плюсы и минусы исследовательская работа

Обновлено: 04.05.2024

В статье проведен анализ такого уникального явления XXI века как социальные сети. Причиной появления этого феномена является повышенная потребность в общении свойственная самым разным людям, в силу чего популярность некоторых социальных сетей в настоящее время бьёт все мыслимые рекорды. Социальные сети предоставляют нам безграничные возможности для общения, самосовершенствования, развития бизнеса, но при этом могут наносить вред, как личности, так и обществу. Возникает зависимость, мозг сильно утомляется, ухудшается зрение, снижается концентрация внимания. Кроме того, социальные сети могут выступать площадкой для различного рода махинаций, преступной деятельности, пропаганды экстремистский идей. Таким образом, влияние социальных сетей на социум весьма разнообразно и неоднозначно, и воздействие на определенного индивида зависит от его субъективных качеств. Следует разумно подходить к пользованию социальными сетями, чтобы иметь возможность извлечь максимум пользы и минимум негативных последствий.


Одной из самых удивительных находок, обнаруженных в древнеримском городе Помпеи, стали многочисленные граффити, которые ученые в один голос назвали прообразом современных социальных сетей.

Пример Помпеев лишний раз доказывает, что все новое – это хорошо забытое старое.

Нынешние социальные сети опираются на иной, более технологичный фундамент, но находят примерно то же применение, что и две тысячи лет тому назад [8].

Цель работы – проанализировать влияние социальных сетей на жизнь современного общества.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

– выявить положительные стороны социальных сетей, подчеркнуть их значимость для современного человека;

– привлечь внимание к негативным последствиям использования социальных сетей.

Методологическую основу работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых, связанные с оценкой становления и развития социальных сетей; общефилософские методы и принципы анализа диалектики и логики, а также системно-структурный, функциональный и статистический методы.

Социальные сети – это уникальное явление двадцать первого века, которое прочно вошло в жизнь людей. Средний возраст пользователей варьируется от 7 до 48 лет, а время, проведенное в виртуальном, выдуманном мире, сосчитать просто невозможно. Под социальной сетью (от англ. socialnetworkingservice) понимается платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы. Социа́льный граф (англ. Socialgraph) – это граф, узлы которого представлены социальными объектами, такими как пользовательские профили с различными атрибутами (например: имя, день рождения, родной город и т. д.), сообщества, медиа-контент и т. д., а ребра – социальными связями между ними. Причиной появления этого феномена является повышенная потребность в общении свойственная самым разным людям, в силу чего популярность некоторых социальных сетей в настоящее время бьёт все мыслимые рекорды.

Чем же так притягивают нас социальные сети и так ли они безопасны?

Прежде всего, тем, что предоставляют нам безграничные возможности для общения, на которое 21-й век почти не оставляет нам времени. Как отмечалось выше, основной целью социальных сетей является именно общение с друзьями, родственниками и незнакомыми ранее людьми, вне зависимости от расстояний, разделяющих собеседников. Люди находят друзей по интересам, обмениваются фотографиями и видео, выкладывают их на общий доступ для комментирования и т.д. Большой плюс таких сетей в том, что каждый может собирать свою команду друзей и общаться приватно в своём узком кругу. В большинстве подобных сервисов обеспечена возможность голосовых и видеозвонков через Интернет с любым абонентом, где бы тот ни находился.

Социальные сети позволяют нам всесторонне развиваться: мы можем посмотреть любой заинтересовавший нас художественный или научно популярный фильм, послушать музыку, почитать любую книгу, освоить игру на гитаре, выучить иностранный язык, заняться йогой или научиться танцевать.

Социальные сети – это площадка для развития собственного бизнеса. Совершенно бесплатно здесь можно прорекламировать свой книжный магазин, новый ресторан или службу такси, что позволяет сделать свой бизнес известным не только в узком кругу знакомых, но и большинству жителей своего города или даже страны.

Это далеко не полный перечень позитивных фактов связанных с влиянием социальных сетей на нашу жизнь. Но есть и негативные моменты, к числу которых можно отнести тот факт, что они создают свободную площадку для выражения себя, которая автоматически превращает все в игру. Социальные сети, ассоциируются с игровым полем, где исчезает телесность игрока, его социальный статус, возраст, пол, финансовое благополучие, в силу чего среднестатистический человек чувствует себя игроком, равным другим на этом поле. В таком случае можно слегка солгать, выставляя себя за иного, ограничить и не указать до конца о себе информацию, приукрасить реальность. Социальные сети постепенно перерождаются в зеркала, отражающие не реальный образ индивида, а желанный. Выглядывая во время общения из-за маски, человек ощущает себя в абсолютной безопасности, думая, что он настолько удачно замаскирован, что никто ни при каких условиях не сможет его узнать, что позволяет вступать в различные связи, показывать себя экспертом во всех сферах науки и искусства, в то время, как его осведомленность в данных областях ограничена поверхностными знаниями.

Между тем, довольно часто пользователь не видит необходимости в обратной связи, погружаясь в собственную иллюзию общения, заключающимся в разговоре ни с кем. Пользователь, когда он оставляет пост в каком-либо блоге, запускает идею в информационное пространство. Это дает возможность единицам получить в руки инструменты воздействия на массы людей, но скорее реже, чем чаще информация достигает потребителя. Но автору этого порой достаточно, чтобы почувствовать себя реализовавшимся, успешным.

Кроме того, социальные сети оказывают мощное негативное воздействие на физическое состояние человека, так как имеют большой потенциал аддиктивности, то есть, риском возникновения зависимости. Для этого существует несколько существенных причин.

Первая причина заключена в том, что проведение времени в социальной сети раздражает центры удовольствия в головном мозге. Мы испытываем хорошие эмоции, каждый раз, когда читаем комплимент под своей фотографией, или когда кто-то оставляет приятный отзыв о каком-либо нашем творчестве.

Желание получить повторно эти эмоции и затягивает нас опять и опять на просторы социальных сетей, заставляя проводить там все большее и большее количество свободного времени.

Социальные сети вполне способны стать чем-то наподобие наркотика для мозга. Человек привыкает к постоянному получению какой-либо информации и если неожиданно этот информационный конвейер останавливается, начинает испытывать ломку, в связи с нехваткой. Ломка выражается в том, что нам становится сложно расслабиться, когда мозг получает мало информации, например, когда добираемся домой с работы или работаем на даче. Ведь наш мозг вечно беспокоится по поводу того, чтобы переставали отправлять ему дозы данных и требует новых порций, потому что привык каждый день получать ее из социальных сетей.

Еще один отрицательный момент – снижение продолжительности концентрации внимания. Это побочный эффект, появившийся благодаря философии интеграции информации: когда работа с одним сетевым ресурсом начинает включать в себя большой функционал, таких как общение, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеороликов, обсуждение и так далее. У пользователя возникает соблазн приступить ко всему одновременно и осуществлять сразу несколько процессов.

Работая в режиме непрекращающегося потока информации и сменяющих друг друга эмоциональных впечатлений, мозг сильно утомляется, организм испытывает стресс. К тому же, во время работы в социальных платформах вы смотрите в монитор, а переизбыток такой деятельности сам по себе ведет к утомлению, что бы вы при этом ни читали.

Помимо всего, социальные сети породили и новые виды преступной деятельности. В глобальной сети уже достаточно давно прогрессирует хорошо продуманный вид мошенничества, целью которого является завладение вашей учетной записью для того чтобы похитить Вашу контактную и социальную информацию или управлять аккаунтом для подачи информации от Вашего имени. Этот вид хакерской атаки называется фишингом и состоит в том, чтобы подсунуть ничего не подозревающему пользователю подложную веб-страницу с формой для ввода логина и пароля. После передачи данных пользователь может перейти уже к настоящей странице социальной сети, вот только вся секретная информация уже будет отправлена злоумышленнику.

Исходя из всего вышеописанного, можно сделать определенные выводы. Представить себе современную жизнь без социальных сетей невозможно. Нельзя категорично утверждать о том, что социальные сети приносят лишь пользу или же вред лишь. Существуют как узконаправленные социальные сети, которые могут быть полезны в рабочих целях, и многопользовательские, с огромным функционалом, обеспечивающим как выполнение деловых целей, так и развлекательных. Они могут помочь скоротать время, но так же успешно могут вызвать зависимость у людей с избытком того самого времени. Следовательно, влияние социальных сетей на социум весьма разнообразно и неоднозначно, и воздействие на определенного индивида зависит от его субъективных качеств. Ввиду всего вышеописанного можно сказать, что следует разумно подходить к пользованию социальными сетями, чтобы иметь возможность извлечь максимум пользы и минимум негативных последствий.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты


Подробнее о работе:

Оглавление

Введение
1. Понятие социальные сети.
2. История появления социальных сетей.
3. Обзор социальных сетей.
4. Данные анкетирования
5. Анализ анкет
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

Практически каждый человек использует социальные сети в своей жизни. Разные люди используют их для: общения, развлечения, получения информации.

Мы решили узнать, какие социальные сети нравится нашим ученикам, что их там интересует и зачем они там регистрируются. Всё это мы решили изложить в нашем проекте.

выяснить, какие социальные сети являются более популярными среди учащихся нашей школы.

  1. Составить анкеты для учащихся нашей школы
  2. Найти информацию о социальных сетях.
  3. Обработать данные полученные с помощью анкет.

Анкетирование, статистическая обработка полученных данных, поиск информации в различных источниках.

Понятие социальные сети


Социальная сеть - социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид).

Социальная сеть (от англ. social networking service) — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы.

Характерными особенностями социальной сети являются:

  • предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (фото + видео + сервис блогов + сервис микроблоков + сообщества + ЛС/чат + возможность отметить местоположение и т.п.);
  • создание профилей, в которых требуется указать реальные ФИО и максимальное количество информации о себе;
  • подавляющее большинство друзей пользователя в социальной сети - это не виртуальные друзья по интересам, а реальные друзья, родственники, коллеги, одноклассники и однокурсники.
  1. Активное общение
  2. Создание публичного или полупубличного профиля (англ. profile) пользователя (например, профиль может содержать дату рождения, школу, вуз, хобби и другое)
  3. Пользователь может задавать и поддерживать список других пользователей, с которыми у него имеются некоторые отношения (например,дружбы, родства, деловых и рабочих связей и т. п.)
  4. Просмотр и обход связей между пользователями внутри системы (например, пользователь может видеть друзей своих друзей).

Дополнительно может присутствовать возможность управления содержимым в рамках своего профиля, образование групп пользователей с различными режимами членства, возможности веб-синдикации, использование приложений и многое другое.

История появления социальных сетей

И если LinkedIn создавалась с целью установления/поддержания деловых контактов, то владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении.

При этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети.

Обзор социальных сетей


Одноклассники — мультиязычная социальная сеть, используемая для поиска одноклассников, однокурсников, бывших выпускников, а также родных и близких родственников и общения с ними. Проект запущен 4 марта 2006 года, его автором является российский веб-разработчик Альберт Попков. По данным на июль 2009 года, сайт занимал одно из лидирующих мест по ежемесячному охвату для аудитории российских интернет-пользователей 14—55 лет, среди сайтов, не относящихся к поисковым системам и среди всех русскоязычных ресурсов.

С марта по ноябрь 2006 проект существовал как хобби и в коммерческом плане упоминался только в дружественном рекламном агентстве как новая площадка для размещения рекламы. Количество пользователей, зарегистрировавшихся на сайте, росло в геометрической прогрессии, поэтому основателем проекта было принято решение о создании отдельного юридического лица.

Одним из способов обеспечения приватности является создание виртуала. В ленте активности же остаются только записи общего плана, без указания старых фамилии и имени. Другим способом убрать информацию о посещении является удаление учётной записи, после которого у всех посещённых вами пользователей упоминание о факте захода перестаёт отображаться.

Facebook — крупнейшая социальная сеть в мире, основанная в 2004 году Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете — Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом. Благодаря этому сайту Марк Цукерберг в 23 года стал самым молодым миллиардером планеты.

Первоначально веб-сайт был назван TheFacebook и был доступен только для студентов Гарвардского университета, затем регистрацию открыли для других университетов Бостона, а затем и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес в домене .edu. Начиная с сентября 2006 года сайт доступен для всех пользователей Интернета в возрасте от 13 лет, имеющих адрес электронной почты.

20 июня 2008 года социальная сеть Facebook объявила о запуске русскоязычной версии сайта. Пользователи смогут самостоятельно поменять язык интерфейса в своем профиле. «Мы очень рады тому, что сможем дать возможность русскоговорящим пользователям использовать Facebook, — говорит Марк Цукерберг, основатель и генеральный директор Facebook. — Число пользователей ресурса в России постоянно растёт.

Однако в целом Facebook уступает российским игрокам, её популярность в России — одна из самых низких в Европе, — в результате она рискует превратиться в нишевую и локальную соцсеть рунета. В России росту Facebook, в частности, препятствует наличие сильных локальных конкурентов.

Фейсбук уступает местным соцсетям (в частности, Вконтакте), в плане интерфейса, устройства френдленты, скорости работы; многих также раздражает чрезмерное количество рекламы.

Владельцем системы Твиттер является компания Twitter Inc, главный офис находится в Сан-Франциско, (штат Калифорния). Twitter Inc также имеет серверы и офисы в Сан-Антонио (штат Техас) и Бостоне (штат Массачусетс). По состоянию на 2012 год в компании работает более 900 сотрудников.

Instagram — бесплатное приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей. Instagram позволял делать фотографии квадратной формы — как камеры моментальной фотографии Polaroid, Kodak Instamatic и среднеформатные камеры 6×6 (большинство же мобильных фотоприложений использует соотношение сторон 3:2), но с 26 августа 2015 года Instagram ввела возможность добавлять фото и видео с ландшафтной и портретной ориентацией, без обрезания до квадратной формы.


Приложение совместимо с устройствами iPhone, iPad и iPod Touch на iOS 4.3 и выше, а также с телефонами на Android 2.2 и выше с поддержкой OpenGL ES 2. Распространяется оно через App Store и Google Play соответственно. 21 ноября 2013 года появился Instagram Beta для Windows Phone 8. В апреле 2012 года Instagram был приобретён компанией Facebook.

Разработка приложения Instagram началась в Сан-Франциско, когда Кевин Систром и Майк Кригер решили переориентировать свой проект Burbn на мобильные фотографии. Приложение появилось в магазине приложений App Store компании Apple 6 октября 2010 года. Вскоре после выпуска приложения к команде присоединился Джош Ридель в качестве менеджера сообщества.

В ноябре 2010 года к команде присоединился Шейн Суини в качестве инженера, а в августе 2011 года — Джессика Золлман как IT-евангелист сообщества.В январе 2011 года в приложение были добавлены хэштеги для того, чтобы было легче находить пользователей и фотографии. В сентябре 2011 года была выпущена версия приложения 2.0, в которой появились живые фильтры, мгновенное изменение наклона, четыре новых фильтра, фотографии высокого разрешения, опциональные границы, поворот одним кликом и обновлённая иконка. В апреле 2012 года была выпущена версия приложения для платформы Android, которое за сутки было скачано более миллиона раз.

9 апреля 2012 года Facebook объявил о покупке мобильного фотоприложения Instagram за $1 млрд. Владельцам фотосервиса Facebook перечислит 300 миллионов долларов и передаст около 23 миллионов своих акций. Кроме того, социальная сеть обязалась в случае срыва сделки выплатить Instagram неустойку в 200 миллионов долларов[20]. В связи с покупкой 25 июня вышло обновление 2.5.0, в результате которого в Instagram’е появилась более тесная интеграция с Facebook’ом.

В августе 2012 года каждую секунду в Instagram’е ставилось 575 лайков и добавлялся 81 комментарий. В Instagram’е пользователи проводили в среднем 257 минут в месяц, что на полтора часа больше, чем в Твиттер'е. В конце 2012 года Instagram анонсировал изменение правил пользовательского соглашения.

Среди нововведений должен был появиться пункт, что Instagram получает права на использование фотографий, загруженных его пользователями, в том числе в рекламных целях. Это вызвало резкую критику в обществе, как среди участников Instagram’а, так и со стороны юристов по авторскому праву. Многие участники Instagram’а удалили свои учётные записи. По данным аналитической службы AppData, Instagram, возможно, потерял до 25 % пользователей — его ежедневная посещаемость снизилась с 16 млн до 12 млн человек.

Столкнувшись с критикой и протестами, руководство сервиса переформулировало спорный пункт пользовательского соглашения, заявив, что их намерения были неправильно поняты. В апреле 2013 года Instagram сообщил о начале внедрения своей новой разработки, которая позволит пользователям отмечать на фотоснимках себя, своих друзей, интересные места, а также известные бренды. Также будет предоставлена возможность настраивать систему уведомлений о новых отметках и в том числе делать их приватными. В июне 2013 года Instagram анонсировал возможность записи видео длиной в 15 секунд.

В июле 2015 года фотографии в Instagram стали загружаться в лучшем качестве — 1080x1080 пикселей (вместо прежних 640x640 пикселей). В августе 2015 года Instagram добавил к традиционному квадратному формату снимков и видео альбомный и портретный формат. 30 сентября 2015 года в Instagram’е появились рекламные записи, содержащие видеоролики длительностью до 30 секунд].

При этом продажи рекламы стартовали и в России. Начиная с 8 февраля 2016 года владельцы нескольких страниц в Instagram’е могут находиться в них одновременно. Обладатели устройств на базе iOS (7.15) и Android’а получили возможность пользоваться в то же самое время несколькими аккаунтами, не выходя ни из одного из них. Чтобы данная опция начала работать, необходимо в настройках профиля добавить дополнительную учётную запись и нажать имя пользователя.

В марте 2016 года также было анонсировано ещё одно нововведение — изменение продолжительности загружаемого видеоконтента. Длительность видео теперь будет увеличена в четыре раза — с 15 до 60 секунд. Это решение было обосновано резким ростом интереса пользователей к этому формату и количеством опубликованных видеороликов за последнее время.

В мае 2016 года Instagram объявил об изменении дизайна, который стал более монохромным и лаконичным. По-другому теперь выглядят иконки и надписи: чёрный цвет в их оформлении сменился на синий. Логотип приобрёл эффект градиента В августе 2016 года вышло обновление приложения под названием Instagram Stories, которое позволяет создавать фото и 10-секундные видео с наложением текста, эмодзи и других рукописных пометок.

Дети и соцсети: безопасность и правила поведения. Что говорят исследователи

Цифровизация повседневной жизни затрагивает современное детство: социальные сети становятся всё более привычной формой досуга для детей. Домашнее пространство становится одновременно приватным и публичным — ребёнок может общаться с целым миром, сидя в своей комнате. Влияние социальных сетей на ребёнка вызывает интерес не только родителей и образовательных институтов, но и исследователей.


Как практики общения и саморепрезентации в интернете влияют на эмоциональное состояние ребёнка, в чём кроется конфликт между родительским контролем и стремлением детей к независимости, а также какие риски приходят в жизнь детей вместе с социальными сетями — выяснили с сотрудницей Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ.


Александра Бочавер,

доцент Института образования НИУ ВШЭ, научный сотрудник Центра исследований современного детства, преподавательница Высшей школы экономики

Безопасность детей в соцсетях

Основные родительские тревоги вокруг интернет-безопасности детей связаны с кибербуллингом, киберагрессией, а также сексуализированной агрессией в отношении их ребёнка. Родители также боятся, что дети скомпрометируют себя через откровенную переписку с партнёром или публикации в соцсетях, станут жертвами шантажа, откроют незнакомцам своё местоположение. Другой круг тревог относится к интернет-зависимости и злоупотреблению цифровыми технологиями — чем плотнее соцсети входят в повседневность ребёнка, тем больше у родителей страха, что пострадают учёба и социализация. Беспокойство также вызывает неподконтрольность поведения ребёнка в соцсетях.

Контроль родителей за поведением ребёнка в социальных сетях

Воспитательный процесс подразумевает поиск золотой середины между контролем для обеспечения безопасности ребёнка и поддержанием условий для развития самостоятельности.

Поведение ребёнка в соцсетях не становится исключением. Родители выбирают разные тактики в отношении активности своих детей в интернете, это зависит от ряда факторов: возраста ребёнка, характера отношений между ребёнком и родителями, опыта использования информационных технологий.


С появлением социальных сетей в жизни ребёнка появляются риски, которые стоит обсудить заранее на примере гипотетических ситуаций: что ты сделаешь, если под твоим постом напишут оскорбительный комментарий или тебя попросят прислать фотографию в обнажённом виде. Шантаж, кибербуллинг и другие неприятности в интернете — во всех этих случаях ребёнку нужна поддержка, он не должен оставаться один на один с такими проблемами. Поэтому полное игнорирование со стороны родителей детского опыта использования соцсетей недопустимо.

Другая крайность — избыточный контроль и гиперопека. Проверка истории запросов в браузере и специальные программы родительского контроля ситуативно помогают снизить тревогу, но негативно сказываются на доверии в отношениях с детьми. Особенно высок риск разрушить отношения с ребёнком, если подобные программы устанавливаются тайно от него. Из каких бы побуждений они ни совершались, подобные действия родителей говорят ребёнку об отсутствии уважения в семье, доверия, нарушают границы субъектности ребёнка, означают отсутствие личного пространства.

Конечно, даже в таких условиях дети чему-то учатся. В условиях жёсткого контроля ребёнок чаще всего учится быть покорным внешнему контролю — это вредный психологический опыт, ведь у человека теряется ощущение уверенности в себе и своих компетенциях, падает самооценка, в будущем он чувствует, что ничего не может сделать самостоятельно. Некоторые же дети в такой ситуации учатся обходить родительские запреты и слежку — они начинают обманывать, скрываться, заводить секретные аккаунты.

Социальные сети как пространство автономии и саморепрезентации

Интернет предоставляет как новые риски, так и новые возможности: к последним относятся прежде всего новые способы достижения ребёнком автономии. Эмансипационный потенциал интернета для детей стал особенно заметен в период пандемии и самоизоляции. Но даже вне подобных кризисных ситуаций соцсети расширяют горизонт возможностей для творчества и общения. Многие дети и подростки используют свои аккаунты в социальных сетях для того, чтобы делиться своей деятельностью с аудиторией, которая может состоять из близких друзей, одноклассников, друзей по переписке, сообщества людей со схожими интересами (самый яркий пример — фандомы произведений популярной культуры).

Для большинства пользователей, и детей в том числе, интернет функционирует как территория исследований. Расширение информационного поля за счёт доступности различных источников знаний о мире, безусловно, способствует интеллектуальной автономии подростка. Множество научно-популярных ресурсов позволяет подросткам выбрать наиболее удобный для себя формат получения знаний — для кого-то это подкасты, для кого-то статьи, для кого-то короткие видео на ютьюбе.


Другой фактор, который нужно учитывать, размышляя об автономии подростка в интернете, — выстраивание идентичности, то есть попытка рефлексировать на тему самого себя. Идентичность неразрывно связана с независимостью — только самостоятельный субъект может осознавать себя целостным.

В соцсетях можно пробовать новые модели поведения, отличающиеся от принятых в семье, ведь в интернете легче делать что-то, скрытое от родительского глаза. Часто такие эксперименты оказываются полезными для подростков, хотя и тревожны для родителей. Дети экспериментируют с образами и моделями общения в интернете, а отсутствие наблюдения снимает с них давление и стеснение. На каждой интернет-площадке — в онлайн-игре, фандоме, сообществе блогеров — есть свои ценности и сложившиеся правила общения: у детей появляется возможность для сопоставления социальных моделей из семьи и школы с чем-то новым. Это важный этап взросления, который реализуется в разных сферах жизни, одной из которых может выступать интернет-общение.

Влияние соцсетей на коммуникативные навыки

Существуют четыре равно подтверждённые и принятые гипотезы по поводу влияния социальных сетей на коммуникативные навыки ребёнка.

Социальные сети и здоровье подростков

Согласно данным исследователей, наблюдается связь между низким эмоциональным благополучием ребёнка и чрезмерным использованием интернета. По результатам теста PISA — Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся — за 2015 год, 88% школьников пятнадцатилетнего возраста воспринимают интернет как важнейший информационный ресурс, 84% считают, что обладание аккаунтами в соцсетях полезно. Однако при использовании соцсетей более шести часов в будни у детей снижается удовлетворённость жизнью и самооценка, такие дети чаще становятся жертвами буллинга и агрессии.

В современных условиях пандемии, а также в зависимости от условий жизни конкретного ребёнка, оптимальное количество часов использования интернета в сутки может меняться, и оно растёт с каждым годом в связи с переходом на онлайн-образование. Важный показатель — самочувствие ребёнка в ситуациях, когда интернет и цифровые устройства недоступны.

Основные негативные последствия того, что ребёнок слишком долго сидит в интернете, и как с ними справляться

  • Снижение физической активности. Этого можно избежать, например, составляя план на день, в котором онлайн-занятиям будут отведены определённые промежутки между делами, которые требуют движения;
  • Нарушения сна. Для профилактики важно учить ребёнка ограничивать использование цифровых девайсов за пару часов до сна и тем более в ночное время;
  • Набор веса и переедание в связи со сбитым режимом отдыха и активности. Желательно разграничивать в квартире зоны приёмы пищи и досуга, приучать ребёнка к полноценным приёмам пищи вместо перекусов за компьютером;
  • Проблемы с концентрацией и вниманием. Для профилактики важно, чтобы ребёнок умел получать удовольствие от вещей, которые требуют сосредоточенности на протяжение длительного времени, например, от чтения.

Вероятно, общение и досуг в соцсетях сами по себе не влияют на ухудшение эмоционального состояния ребёнка. Однако резкое увеличение времени, проводимого онлайн, скорее всего, будет сигнализировать об имеющейся проблеме в жизни ребёнка. Чрезмерное использование интернета может усугублять или даже вызывать проблемы с психологическим и физическим здоровьем, но чаще всего избыточное времяпрепровождение онлайн — это не причина, а симптом серьёзной неудовлетворённости жизнью. Для детей, которые сталкиваются с депрессией, одиночеством, стигматизацией, нездоровой обстановкой дома, соцсети становятся формой эскапизма от неблагополучной среды.

хронофаги, соцсети, сотрудники и соцсети

Аналитики компаний DataReportal, We Are Social и Hootsuite предоставили свежее исследование: в 2020 году количество пользователей социальными сетями составило 3,8 млрд. человек. В среднем в сети человек проводит около 40% своей активной жизни и 6,43 часов в сутки. По другим данным от компаний Sprout Social и Bambu, около 40% сотрудников заходят в соцсети в течение рабочего дня для проверки аккаунта и отвлечения от работы. И это только официальные данные.

Что говорят сами сотрудники?

В каждой компании ежегодно штат всё больше пополняется сотрудниками поколения миллениалов – свободных личностей, глубоко вовлечённых в цифровые технологии. Они уже родились с айфоном в руке и ждать от них отказа от социальных сетей вряд ли получится.

Как показывает опрос, сотрудники компаний используют социальные сети как:

– перерыв между рабочими задачами – 34%;

– общение с родственниками, друзьями – 27%;

– общение по работе – 24%;

– получение информации, необходимой для профессии – 20%;

– общение с коллегами для улучшения взаимоотношений – 17%:

– коммуникации по рабочим вопросам внутри (за пределами) компании – 12%.

Около 82% сотрудников действительно считают, что социальные сети укрепляют рабочие отношения (по результатам исследования Harvard Business Review). Молодые люди (5% из общего количества опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет) считают использование социальных сетей как право и половина из них не станет работать с компанией, в уставе которой прописан такой запрет.

О недостатках для компании:

– Снижение продуктивности. Не каждый сотрудник может отказать себе в удовольствии заглянуть в соцсеть в процессе работы, если это не запрещено компанией. Но, к сожалению, бывает так, что незапланированная минутка, выделенная на просмотр ленты, затягивается на десять минут, а то и больше, что негативно сказывается на продуктивности.

– Зависть в коллективе. Пользователи соцсетей публикуют фото новых машин, приобретённой недвижимости или дорогих украшений. Это вызывает зависть среди коллег и негативно сказывается на атмосфере в офисе. Как итог – снижение морального духа команды, апатия сотрудников, агрессия и открытые конфликты.

Подробнее

Преимуществ тоже достаточно:

– Укрепление связей. Переписка между сотрудниками в течение дня позитивно сказывается на настроении и продуктивности работников. Они могут обмениваться мыслями, делиться идеями по поводу проектов, находить общие решения. Позитивные отношения в коллективе укрепляют лояльность, снижают текучесть в компании (по исследованию Evolv) и повышают производительность команд.

– Повышение вовлечённости. Разрешённое пользование соцсетями в перерывах между работой усиливает чувство, что сотрудника ценят, уважают его права. Моральный отдых положительно сказывается на настроении сотрудников, повышает вовлечённость и производительность.

– Повышение имиджа компании и распространение бренда. Публикации в соцсетях от сотрудников расширяют осведомлённость общественности о компании, поддерживают её бренд, а хорошие отклики привлекают талантливых сотрудников.

Опыт крупных компаний

Компания Grant Thornton (бухгалтерия, консалтинг) сделала социальные сети основой внутренней коммуникации между сотрудниками. До 2012 года в организации действовал запрет на соцсети, но руководство пересмотрело ограничения.

Общение между сотрудниками стало простым и доступным на основе корпоративной платформы Jam.Jam. В сети можно найти блог генерального директора, свободно зарегистрироваться и сделать публикацию материала. Каждый сотрудник действует в соответствии с правилами корпорации и самостоятельно контролирует время, отведённое на общение в соцсети.

Результаты использования платформы в Grant Thornton:

– около 3500 пользователей, более 2000 посещений в сутки;

– по отзывам 80% сотрудников, Jam помогает рассказывать о компании другим пользователям и повышать узнаваемость бренда;

– 70% сотрудников считают, что с помощью внутренней сети они самовыражаются и продуцируют идеи;

– 67% сотрудников считают, что это укрепляет их лояльность и приверженность компании;

– 59% сотрудников согласны с мнением, что соцсеть укрепляет дружеские отношения в коллективе.

Компания Pfizer (фармацевтика) провела реструктуризацию и обратилась к своим сотрудникам с просьбой публично выразить мнение по поводу изменений в корпорации. Цели руководства: вызвать дискуссии общественности и создать обзор текущих трансформаций в компании.

Сотрудники Pfizer публиковали ролики на YouTube, в результате чего видеодневники компании стали хитами, а 10 сотрудников Pfizer – узнаваемыми лицами бренда. Открытость в отношении внедрения изменений Pfizer способствовали формированию приверженности сотрудников и осознанию того, что руководству не безразличны их чувства и мнение.

Компания Humana (страхование) успешно внедрила корпоративную сеть, которой пользуются 26 тыс. сотрудников и публикуют полезную информацию в более чем 1200 группах разного направления. Анализ сети показал, что 70% общения посвящено обсуждению рабочих вопросов, а за время внедрения корпоративной сети у сотрудников снизился интерес к другим соцсетям в процессе работы.

А что в России?

По данным опроса Ipsos для Microsoft, в 34% российских компаний действует запрет на общение в соцсетях. При этом около 40% сотрудников придерживаются мнения, что внедрение корпоративной сети укрепит отношения между коллегами.

Выгода социальных сетей для организаций очевидна: общение коллег между собой, совместная работа над решениями и проектами повышает производительность работников и эффективность компании в целом.

Исследование, проведённое Future Workplace Multiple Generations, подтверждает, что потребность соцсетей на рабочем месте становится необходимостью. 60% миллениалов и 80% молодых специалистов, обучающихся в 2020 году в вузах, считают, что в XXI веке грамотность в отношении соцсетей на рабочем месте станет одним из первостепенных навыков.

Поэтому компаниям, отрицающим эффективность внедрения соцсетей в корпоративное общение, стоит задуматься. Возможно, таким решением они упустят ценные кадры, талантливых работников нового поколения, которые могут внести инновационные решения и смелые предложения для развития бизнеса.

В начале 21 века стало очевидным, что роль компьютерных сетей возросла от роста передачи информации до предоставления множества услуг, в числе которых сегодня – передача данных, речи, видео, электронной почты, WWW и др.

Безусловно, это сопровождается усложнением сетевого оборудования. Чем больше компьютерная сеть и чем больше услуг она предоставляет, тем сложнее ей управлять. Сейчас при администрировании компьютерных сетей учитывается целый ряд вопросов, среди которых выделим три: С одной стороны, приходится решать проблемы связанные с сетевой безопасностью.

По оценкам аналитиков, эпидемии вирусов в Интернете будут с каждым годом все масштабнее. Так же для обеспечения сетевой безопасности необходимо остановить поток нежелательных рекламных рассылок (спама), попадающих сеть из Интернета.

Познакомиться с понятиями сеть, социальная сеть и компьютерная сеть.

Задачи

- законспектировать основные тезисы по теме: "Компьютерные сети и социальные сети".

- провести исследования по выявлению положительных и отрицательных сторон социальных сетей, результат оформить в виде таблицы;

- создать буклет для родителей младших школьников на тему: "Социальные сети. Памятка родителям."

Гипотеза

Создание своей компьютерной сети позволит решить потребности пользователей своего класса.

Этапы исследования

I. Проблемно-целевой этап

- для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его создания? Существует ли на самом деле потребность в этом проекте? Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?

- каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам? какие из необходимых для реализации проекта знаний, умений и навыков для исполнения определенного вида работы?

- как лучше распределить обязанности среди членов группы?

II. Этап разработки сценария и технического задания

На данном этапе необходимо сделать отбор содержания и определить примерный объем проекта, определить роли каждого участника проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы. Этап завершается составлением технического задания.

III. Этап практической работы

На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях.

IV. Защита проекта

Объект исследования

Компьютерные сети и потребности, которые удовлетворяют сети

Методы

Ход работы

Изучить основные тезисы по теме: "Компьютерные сети и социальные сети" и составить конспект

Составить таблицу положительные и отрицательные стороны социальных сетей;

Создать буклет для родителей младших школьников на тему: "Социальные сети. Памятка родителям."

Наши результаты

Конспект на тему:"Компьютерные сети и социальные сети".

Презентация на тему: "Первые лица государства в социальных сетях".

Таблица положительных и отрицательных сторон социальных сетей;

Буклет на тему: "Социальные сети. Памятка родителям."

Выводы

В заключение хотелось бы сказать, что мы попытались найти ответ на следующие вопросы

Что такое сеть, компьютерная сеть, социальная сеть?

Что негативного и полезного есть в социальных сетях?

Мы создали следующие работы по нашей теме: - конспект на тему:"Компьютерные сети и социальные сети".

- презентацию на тему: "Первые лица государства в социальных сетях".

- таблицу положительных и отрицательных сторон социальных сетей;

- буклет на тему: "Социальные сети. Памятка родителям."

В своих поисках на поставленные вопросы мы всего лишь попытались на них ответить. Но однозначного ответа нет. Поэтому мы можем сказать, что в социальных сетях есть как положительные, так и отрицательные стороны. И каждый должен решить для себя сам регистрироваться ему в социальных сетях или нет. Наверное, главное, не стоит тратить все свободное время за виртуальным общением.

Читайте также: