Если бухгалтер на больничном кто сдает отчетность

Обновлено: 25.05.2024

Федеральный закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ наделил юридической силой электронные больничные листы. С 1 июля 2017 года у пациентов есть выбор: получать больничные в электронном или бумажном виде. Как бухгалтеру подключиться к электронному обмену больничными, оформлять и учитывать пособие по новым правилам?

Подготовка к работе

Шаг 1. Зарегистрируйтесь в системе

Если у вашей организации нет подтвержденной учетной записи на Госуслугах, создайте ее в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА):

Если у вас обслуживающая бухгалтерия, читайте о том, как получать больничные сотрудников, в статье.

Для каждого участника системы предусмотрены свои функции личного кабинета:

Утвержден перечень данных, которые требуются для проведения медико-социальной экспертизы застрахованного и начисления пособия, а также сроки их сдачи (Постановление Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567).

Шаг 2. Перераспределите обязанности

Во многих сервисах разрабатываются новые возможности для работы с электронными больничными. Для работы с электронными больничными можно воспользоваться и бесплатной программой, которую ФСС предлагает скачать в Личном кабинете работодателя.

Шаг 3. Расскажите сотрудникам об изменениях

Как только компания подключилась к системе, расскажите сотрудникам, что у них есть право оформить больничный в электронном виде. Можно выпустить приказ под подпись или сделать рассылку по электронной почте.

Работник сам решает, в каком виде хочет оформить документ: в бумажном или электронном. Но у электронного больничного есть преимущества, донесите их до сотрудников:

  • Его проще оформлять, не нужно дополнительно заверять печатями в регистратуре.
  • Его невозможно испортить, забыть, потерять. Если застрахованный потеряет номер больничного, он сможет восстановить его в личном кабинете по номеру СНИЛС и паролю с Госуслуг.
  • Электронный больничный не нужно бережно хранить и передавать бухгалтеру, как его бумажный аналог. Достаточно сообщить номер листка по телефону или по почте. Это особенно актуально для компаний с филиалами, разными офисами или отдельно расположенной бухгалтерией.

ФСС сама прислала нам письмо с приглашением стать участником системы и заключила с нами соглашение об информационном взаимодействии. Оповещать сотрудников о возможности формировать больничные в электронном виде мы планируем в рассылках от имени директоров подразделений. От введения электронных листков нетрудоспособности однозначно ждем только позитивных изменений в работе: например, больше не придется отправлять сотрудника к врачу, чтобы переоформить документ из-за ошибки. Раньше такое случалось.

Оформление пособия

Шаг 4. Получите от сотрудника номер больничного

Врач поликлиники входит в систему ФСС и формирует в ней листок нетрудоспособности: вносит необходимые данные, копирует информацию из электронной медкарты. Также он запрашивает в системе уникальный номер электронного больничного.

Выдавая больничный пациенту, врач и медучреждение заверяют документ усиленными КЭП. На этом этапе сотрудник не увидит больничного, он только получит уникальный номер, который затем будут использовать медучреждение, работодатель и ФСС. Он должен передать этот номер бухгалтеру, который занимается начислением пособия.

Шаг 5. Заполните листок в личном кабинете

Также нужно будет заполнить свою часть: наименование компании, средний заработок, стаж и т.д. Дополнения в листке нужно заверить электронной подписью, которую вы используете для сдачи электронной отчетности.

На этапе выплаты пособия

Шаг 6. Передайте сведения в ФСС для выплаты или возмещения пособия

Заполненный больничный мгновенно поступит в отделение ФСС по месту работы застрахованного. Эти сведения ФСС будет учитывать при начислении и проверке пособия.

Зачетная система

Рисунок 1. Порядок действий при оплате пособия по нетрудоспособности при зачетной системе страховых взносов.


При зачетной схеме:

  • Рассчитайте пособие и выплатите его работнику с ближайшей зарплатой.
  • Сумму расходов, понесенных на выплату пособия, можно или зачесть в счет уплаты взносов на социальное страхование, или возместить в ФСС. Чтобы получить возмещение, необходимо подойти в отделение ФСС и предоставить заявление или справку-расчет.

Прямые выплаты


При прямых выплатах:

  • В своей бухгалтерской программе выполните расчет среднего заработка для пособия.
  • Если пособие за первые три дня нужно оплатить за счет работодателя, рассчитайте и включите эту часть в следующую зарплату.
  • Подготовьте реестр в электронном виде (если отправляете данные через интернет) или заполните заявление в ФСС от имени сотрудника (если обращаетесь в ФСС лично).
  • Отправьте реестр на портал ФСС или отнесите заявление лично в отделение ФСС.
  • Проследите, чтобы работник получит пособие: ФСС выплатит его банковским или почтовым переводом.

Отчитывайтесь за сотрудников через Контур.Экстерн. Загрузка данных в РСВ из СЗВ-М. Импорт данных из 2-НДФЛ 5.06. Нулевой РСВ в два счета. Бесплатно 14 дней.

Преимущество электронных больничных

Закон обязывает только медучреждения оформлять электронные больничные по требованию застрахованного. Штрафов для работодателя за то, что он не перешел на электронные больничные, пока не предусмотрено. Но в добровольном переходе на электронные больничные листы есть плюсы.

При заполнении бумажного больничного ошибаются и врачи, и работодатели. Ревизоры-консультанты ФСС ежегодно находят ошибки в более чем 2 000 000 бумажных больничных, в том числе и бухгалтерские ошибки при расчете пособия. Использование электронных больничных листов способно свести эти ошибки практически к нулю.

Новая система электронных больничных позволит свести на нет злоупотребления при оформлении листков нетрудоспособности. Работнику будет гораздо сложнее подделать электронный листок, а факт подделки легче доказать.

С переходом на электронные больничные не нужно будет тратить время на:

  • передачу бумажных больничных в территориальные отделения ФСС;
  • учет фактов хозяйственной жизни листков, так как они являются бланками строгой отчетности;
  • проверку подлинности больничных;
  • хранение и обработку архива.

Меньше места для архивов

Если оформлен электронный больничный, у работодателя нет обязанности хранить бумажный аналог. То есть не нужно будет выделять специальные места для хранения бланков строгой отчетности.

Над материалом работали Наталья Потапкина, эксперт веб-сервиса Контур.Бухгалтерия,
Елена Кулакова, эксперт системы электронной отчетности Контур.Экстерн

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Со следующего года прямые выплаты станут ещё и проактивными: ФСС будет выплачивать пособия в беззаявительном порядке.

У бухгалтеров появится новая обязанность: передавать в фонд сведения, необходимые для назначения и расчёта суммы выплаты. Избежать этого не получится — такой порядок станет обязательным в силу нового федерального закона. За невыполнение требований ФСС компанию накажут рублём.

Рассказываем, как будет работать механизм проактивных выплат и что потребуется от бухгалтеров.

Чтобы не упустить новые возможности для своего бизнеса, подпишитесь на наш канал

С 01.01.2022 вступает в силу ФЗ от 30.04.2021 № 126-ФЗ. Он вносит изменения в закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев № 125 и закон об обязательном соцстраховании по материнству № 255. Изменения коснутся порядка оформления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по рождению и по уходу за ребёнком.

Сейчас пособия выплачивают в заявительном порядке: работник подаёт заявление на основании больничного → бухгалтер передаёт информацию страховщику (ФСС) → фонд переводит деньги работнику.

Со следующего года вводится проактивный (беззаявительный) формат выплат. Фонд соцстрахования будет выплачивать деньги не по заявлению сотрудника, а на основании закрытых электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН). Недостающую информацию о застрахованном лице ФСС сможет запросить у Пенсионного фонда, налоговиков, ЗАГСов и работодателей. Участие работодателя (страхователя) в назначении пособий сводится к минимуму. Он должен только отправлять в фонд запрашиваемые документы и сведения о сотруднике, например информацию о стаже, районном коэффициенте и т.д.

Конкретную процедуру передачи сведений от работодателя к ФСС устанавливают Правила, утверждённые постановлением Правительства. Они ещё находятся на стадии обсуждения, но основные положения согласованы. Если в правилах произойдут изменения, мы дополним статью.

Важно. Фонд соцстрахования может выслать извещение о предоставлении недостающих данных. У работодателя есть пять дней, чтобы дополнить документы.

С течение десяти рабочих дней со дня получения всей информации фонд перечислит деньги сотруднику на указанный им счёт. За каждый день просрочки выплат ФСС будет платить пеню в 0,5% от невыплаченной суммы.

Таков общий порядок назначения и выплаты пособий. Особенности оформления конкретных выплат смотрите далее.

После получения информации об открытом больничном ФСС направляет в Пенсионный фонд запрос по поводу трудоустройства застрахованного сотрудника. За один календарный день ПФР выдаёт информацию о факте трудоустройства в конкретной компании, а также ИНН и КПП страхователя. Затем ФСС уведомляет работодателя о том, что его сотрудник на больничном.

Когда больничный закрыт, ФСС обращается к работодателю за сведениями, необходимыми для расчёта пособия, например информацией о:

  • стаже;
  • зарплате;
  • районном коэффициенте;
  • ставке, если сотрудник работает неполное рабочее время;
  • периодах отстранения от работы без сохранения зарплаты;
  • периодах отсутствия на работе.

Данные бухгалтер должен передать в три рабочих дня. О факте выплаты пособия ФСС информирует сотрудника через личный кабинет на Госуслугах и работодателя.

Первые три дня временной нетрудоспособности по прежнему оплачивает работодатель.

Основанием для выплаты пособия по беременности и родам тоже служит закрытый ЭЛН. Он размещается в системе сразу закрытым на 140 дней. После этого ФСС обращается за данными для расчёта к работодателю. Бухгалтеру нужно отправлять реестр не сразу, а после получения от сотрудницы заявления на отпуск по беременности и родам.

О факте рождения ребёнка ФСС узнает из единого госреестра ЗАГСа. Ни работник, ни работодатель не обязаны об этом сообщать.

Далее фонд проверит два вида информации:

  • Через Пенсионный фонд о трудоустройстве родителя (родителей).
  • Через единую государственную информационную систему соцобеспечения о назначении или неназначении пособия.

Если пособие уже назначено, процедура на этом завершится. Если не назначено, ФСС продолжит запрашивать необходимую информацию. У работодателя он может потребовать уточнить районный коэффициент. Эту информацию бухгалтер должен передать в два рабочих дня с даты получения запроса.

Важно. Если работник утратит право на ежемесячное пособие, работодатель обязан в три рабочих дня известить об этом ФСС.

Когда новый порядок вступит в силу, у ФСС появится ещё несколько поводов, чтобы наказать компании и ИП:

  • Работодатель не предоставит документы или предоставит с опозданием — штраф в 200 руб. за каждый документ.
  • Работодатель отправит недостоверные данные и документы или скроет верную информацию, вследствие чего ФСС выплатит больше денег, чем нужно — штраф в 20% от суммы излишних расходов фонда, но не больше 5 000 руб. и не меньше 1 000 руб.
  • Работодатель передаст необходимые сведения позже срока — штраф в 5 000 руб.

Суммы излишне начисленных пособий Фонд соцстрахования сможет взыскать либо с работодателя, либо с работника, — в зависимости от того, кто виноват в передаче неверной информации.

Светлана Валюнина

Виды ответственности главбуха

Главный бухгалтер, допустивший ошибку или сознательно нарушивший закон, может быть привлечен к следующим видам ответственности:

  1. Материальная по трудовому законодательству.
  2. Гражданско-правовая.
  3. Субсидиарная перед внешними кредиторами.
  4. Административная, если допущенные нарушения предусмотрены КоАП РФ.
  5. Уголовная при серьезных нарушениях, имеющих признаки преступления.

В каждом из этих случаев применяется отдельный раздел права и свои сроки давности.

Материальная ответственность

Если деятельность главбуха нанесла организации ущерб, то он несет материальную ответственность. В общем случае ответственность любого сотрудника ограничена его среднемесячным заработком (ст. 241 ТК РФ). Однако закон предусматривает и заключение договора о полной материальной ответственности (ст. 243 ТК РФ). Срок давности составляет 1 год с момента выявления ущерба (ст. 392 ТК РФ).

Важно!

По трудовому законодательству можно взыскать только прямой ущерб, например, налоговые штрафы. Также в сумму ущерба можно включить и затраты компании на восстановление учета.

А вот взыскать упущенную выгоду в рамках трудовых отношений нельзя. Ее компенсация предусмотрена только гражданским законодательством (ст. 15 ГК РФ).

Возможность привлечения уволенного главбуха к гражданско-правовой ответственности является весьма спорной. Статья 53.1 ГК РФ, в которой говорится об ответственности должностных лиц перед компанией, ориентирована в первую очередь на руководителей или членов коллегиальных управляющих органов (правление, совет директоров).

Ответственность перед внешними кредиторами

С главного бухгалтера могут быть в некоторых случаях взысканы долги компании перед третьими лицами или бюджетом.

Чтобы с главбуха можно было взыскать кредиторскую задолженность фирмы, должны выполняться следующие условия:

  1. Главный бухгалтер должен быть признан контролирующим должника лицом (КДЛ) в соответствии с требованиями ст. 61.10 закона № 127-ФЗ.
  2. Кредиторы должны доказать, что нанесенный им ущерб связан с недобросовестными действиями главбуха.

Взыскание долгов действующей организации с ее КДЛ в общем случае не предусмотрено. Но иногда налоговики пытаются сделать это, если имущества компании явно не хватает.

Конституционный суд РФ своим постановлением от 08.12.2017 №39-П ограничил возможности чиновников в этой области. КС РФ определил, что взыскать налоговые долги с КДЛ работающей организации можно, только если доказана, что деятельность компании является фиктивной и прикрывает недобросовестные действия КДЛ.

В описанных в данном разделе ситуациях в общем случае применяется стандартный трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ)

Административная и уголовная ответственность

Если главбух своими действиями не только нанес ущерб организации, но и нарушил закон, то он может быть подвергнут административному или уголовному наказанию. В первую очередь речь идет о нарушениях, связанных с бухучетом, расчетом налогов и сдачей отчетности.

Уголовная ответственность главного бухгалтера тоже чаще всего применяется за недоимку по обязательным платежам (ст. 199, 199.1, 199.4 УК РФ). Также главбух может быть наказан за сокрытие имущества от взыскания налогов (ст. 199.2 НК РФ). А если применяемая незаконная схема включает в себя использование однодневок, то возможно еще наказание за незаконное предпринимательство и отмывание денег (ст. 171, 174, 174.1 УК РФ).

Максимальные санкции по перечисленным статьям УК РФ могут применяться в виде штрафа в размере до 2 млн. руб., дисквалификации на срок до 5 лет и лишения свободы на срок до 7 лет. Срок давности здесь определяется тяжестью преступления, т.е. предельным сроком лишения свободы, предусмотренным за него (ст. 78 УК РФ).

Пример

Неуплата налогов в крупном размере — это преступление небольшой тяжести, и срок давности по нему — 2 года.

А при наличии отягчающих обстоятельств (особо крупный размер или совершение в группе) это деяние уже становится тяжким преступлением. Поэтому виновный может быть привлечен к ответственности в течение 10 лет.

Если в вашей компании новый главбух

Все перечисленные выше санкции связаны с конкретной личностью, совершившей правонарушение. Пока не истек срок давности, они применяются независимо от того, работает сейчас бухгалтер-нарушитель в компании или нет.

В первую очередь нужно понять, что требуется организации — исправление ошибок или действительно воссоздание учета с нуля. При планировании работы важно знать причины, по которым вам необходимо восстановить учет. Это может быть ожидаемая налоговая проверка, необходимость привлечения инвестиций, заключения крупного контракта и т.д.

Вывод

Увольнение не дает должностному лицу возможности уйти от наказания за допущенные нарушения.

Привлечь бухгалтера после увольнения к ответственности возможно в течение длительного времени: в отдельных случаях срок давности может достигать 10 лет.

image_pdf
image_print

Нужно ли указывать в трудовом договоре место жительства сотрудника?

Достаточно часто работодатели задаются вопросом о необходимости указания в трудовом договоре постоянной или временной регистрации работника. Так ли это необходимо?

Обратившись к положениям Трудового Кодекса Российской Федерации, а именно к части 1 статьи 57 ТК РФ, можно узнать, что в трудовом договоре обязательно указание определённых сведений о сотруднике, с которым данный договор и заключается:

  • ФИО сотрудника, с которым заключается трудовой договор, а также наименование работодателя. В случае, когда договор заключается с физическим лицом — ФИО работодателя
  • сведения, подтверждающие личность сотрудника, принимаемого на работу, согласно заключаемому трудовому договору. Как правило это паспортные данные. Причём указываются паспортные данные как сотрудника, так и работодателя, если это физлицо
  • ИНН (если работодателем является физическое лицо, то этот пункт не обязателен)
  • информация о наделённом соответствующими полномочиями представителе работодателя
  • место и дата подписания данного трудового договора

Таким образом, ответ на вопрос о необходимости указания регистрации сотрудника, принимаемого на работу — работодатель не обязан указывать какие-либо регистрационные данные сотрудника в трудовом договоре: будь то временная или же постоянная регистрация, а также адрес проживания сотрудника. Сведений из документа, подтверждающего личность данного гражданина, вполне достаточно.

Как видно, упомянутая норма не обязывает работодателя указывать в трудовом договоре адрес регистрации работника по месту проживания. Сведений о документе, удостоверяющем личность работника, будет достаточно.

Порядок расчёта компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении сотрудника

Согласно положениям Трудового Кодекса, при ненормированном рабочем дне сотруднику полагается дополнительные 6 дней оплачиваемого отпуска, кроме ежегодного. В том случае, когда сотрудник увольняется после того, как отработал в компании 6 месяцев, ему полагается компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск. Как правильно рассчитать размер данной компенсации?

Согласно нормам Трудового Кодекса Российской Федерации, денежная компенсация за неиспользованные дни дополнительного оплачиваемого отпуска рассчитывается, исходя из отработанного сотрудником времени.

Таким образом, если за год сотруднику полагается дополнительный оплачиваемый отпуск протяжённостью 6 календарных дней, то за 6 месяцев неиспользованный отпуск составит 3 дня, именно за них и должна быть начислена и выплачена денежная компенсация.

Следует отметить, что работодатель обязан выдать уволенному сотруднику справку о заработной плате (182н) при определённых условиях:

  • при расторжении трудового договора, в день прекращения исполнения сотрудником его трудовых обязанностей
  • после расторжения трудового договора, но по заявлению сотрудника, которое он оформил в письменной форме. При этом срок выдачи такой справки не должен превышать трёх рабочих дней, согласно положениям статьи 62 Трудового Кодекса РФ

Наличие документа об образовании

В случае, если при трудоустройстве сотрудник не предоставил документ об образовании, работодатель вправе потребовать их предоставить, даже спустя несколько лет.

Однако тут существуют уточнения. Требование работодателя будет провомерным исключительно в том случае, если:

  • согласно положениям действующих в организации локальных нормативных актов данное требование допустимо. Например, когда необходимость предъявления документа об образовании прописана в должностной инструкции
  • в случае, когда занимаемая сотрудником должность подразумевает наличие у сотрудника специальных знаний или специальной подготовки (ч. 1 ст. 65 ТК РФ)

Порядок произведения регистрации кадрового документооборота

В некоторых организациях от кадровиков требуют ведение журналов документооборота, в которых регистрируются трудовые договора, заключенные с сотрудниками, кадровые приказы и т. п. Однако как таковой такой необходимости нет и ответственность за их отсутствие нормами трудового законодательства не предусмотрена.

В чьи обязанности входит сдача отчётности по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ

Регулярная сдача отчётности по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ необходима для всех организаций. Её должен подготавливать и направлять в ПФР тот сотрудник, в чьём трудовом договоре прописана данная обязанность.

Ещё материалы по теме

Кадровый ЭДО: изменения ТК РФ

Кадровый ЭДО: изменения ТК РФ

Приказ о приёме на работу больше не обязателен

Приказ о приёме на работу больше не обязателен

Предстоящие изменения в Трудовом кодексе РФ

Предстоящие изменения в Трудовом кодексе РФ

Leave a Reply Отменить ответ

Отчетность

Последнее

Заполнение декларации по УСН при переходе на повышенную ставку налога

Заполнение декларации по УСН при переходе на повышенную ставку налога

Налогоплательщики на УСН должны отчитаться за 2021 год по новой форме. В бланке будет учитываться применение обычных и повышенных ставок. ФНС в письме от 24.11.2021 № СД-4-3/16342@ разъяснила, как правильно заполнить декларацию, если в течение года Вы перешли с обычной налоговой ставки на повышенную.

Что нужно успеть бухгалтеру до Нового Года 2022?

Что нужно успеть бухгалтеру до Нового Года 2022?

У бухгалтера в конце года аврал: слишком многое нужно успеть. Предлагаем календарь бухгалтерских задач на конец декабря, чтобы Вы не забыли ни о чём необходимом.

Льготы для общепита с 2022 года

Льготы для общепита с 2022 года

Законом установлено освобождение общепита от уплаты НДС с 01.01.2022. Для компаний с численностью работников до 1 500 человек начнут действовать сниженные ставки по страховым взносам. Льготы установлены ФЗ от 02.07.2021 № 305-ФЗ. Какие условия нужно соблюдать, чтобы пользоваться льготами?

Читайте также: