Трудовой стаж в узбекистане входит ли в трудовой стаж в россии для пенсии

Обновлено: 25.05.2024

Мне приходит много просьб рассчитать пенсию и помочь советом от людей, которые приобретали свой стаж до 2002 года, да и после него, в бывших республиках СССР.

Что хочется отметить в первую очередь? Стаж в бывших союзных республиках до 2002 года и после этой даты, по моему мнению, не может весь считаться стажем в другом государстве. Это моё личное мнение, основанное на самом простом постулате: До определенной даты каждое из ныне независимых государств было частью единой страны. Поэтому предлагаю для начала вспомнить, в какие даты, и в каком порядке выходили наши союзники из состава нашей бывшей чудной огромной Родины.

Обратила внимание, что наши "знайки" из ПФР стаж до даты выхода республики из состава СССР считают почему-то стажем иностранного государства, и пытаются применить к нему соглашения и договоры между РФ и каждого из перечисленных государств.

Согласна, сегодня это иностранные государства. Но государствами-то они стали только с даты выхода из состава СССР. Поэтому думаю, что без всяких обиняков, стаж, заработанный до даты отсоединения любой из республик не может считаться стажем иностранного государства.

Любой, кто зарабатывал свой стаж до 2002 года на территории любой из республик, должен обязательно помнить и знать такую вещь, что он имеет право отказаться от применения норм договора между РФ и страной нынешнего проживания, выбирая для себя более выгодный вариант расчета стажа, заработка, и, соответственно, пенсии.

Но важно понимать и такой момент: практически везде встречается фраза, что если человек отказался от расчета пенсии с применением норм такого международного договора, это решение окончательное, и отмене не подлежит. Поэтому, господа, СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬТЕ.

Однако часто встречаются ситуации, когда даже и не знаешь, смеяться или плакать.

Одной из обратившихся ко мне девушке стаж на территории Эстонской СССР 1984-1987 годов посчитали, как стаж другой страны. И начали под этим соусом подтягивать договор с Эстонией, хотя она с 1993 года живет в России. Казалось бы чего проще, не брать в расчет стаж (тем более, что там был период ухода за детьми) с 20.08.1991 до момента переезда в Россию. Так они его и не взяли, мотивировав, что дети-двойняшки родились на территории уже суверенной Эстонии. Однако при расчете пенсии работники пенсионного фонда ухитрились не только уменьшить её ПК в РФ из-за стажа менее 20 лет до 2002 года, но потом ещё второй раз уменьшили ПК, применив понижающий коэффициент, так как на территории Эстонии (а по факту - СССР, преемницей которого является Россия) у неё, естественно, не было полных двадцати лет. Народ, ну вот это уже, по-моему, полный маразм. Это однозначно, совершенное непонимание работниками ПФР законодательства, как на уровне РФ, так и на международном уровне.

Второй случай, который разбирала сегодня, тоже очень непрост. Девушка работала на территории Молдовы, потом в РФ, а сейчас с 2015 года живет в Беларуси. Пенсию назначили в 2017 году по возрасту. Эти два года до пенсии человек не работал на территории бацьки. У меня сразу возник вопрос, договор с какой страной должен быть применен при расчете её пенсии. На территории Беларуси она только проживает, а работала-то в Молдове. То есть для расчета её пенсии учитывается стаж в России и в Молдове. Работники же пенсионного фонда всучивают человеку условия договора с Белоруссией. Ну при чем тут Белоруссия, если гражданин туда просто уехал на ПМЖ. Работал-то он в России и в Молдове. Значит и применяться должен договор с Молдовой. Мы этот вопрос попробуем разрешить в пользу подписчицы. Придётся побороться, мне так кажется.

Вывод, который я сделала из всех этих ситуаций: прежде, чем Вам назначат пенсию, если Вы работали на территории бывшей союзной республики, попросите рассчитать пенсию по всем возможным вариантам, выберите вариант, который будет давать большую пенсию. чем все остальные, и только потом либо отказывайтесь от применения международного договора, либо соглашайтесь. Но не торопитесь!

В 2021 году вступило в силу новое Соглашение по вопросам выплаты пенсий гражданам государств, входящих в Евразийский экономический союз. Оно решит проблемы многих граждан, которые платят страховые взносы в другой стране, но не могут претендовать на пенсию оттуда. Мы разобрались в ситуации и рассказываем главное о новом документе.

Пенсии по территориальному и пропорциональному принципу

Согласно законодательству России, право на пенсию и ее сумма определяются страховым стажем и взносами на пенсионное страхование. Но это касается только периодов после 2002 года, а за более ранние периоды пенсионные права рассчитываются по более сложной схеме (с учетом стажа и средней зарплаты).

Но есть еще один важный момент: до и после распада СССР у многих россиян был трудовой стаж в других союзных республиках, а потом – странах СНГ. Чтобы как-то упорядочить пенсионные права, в 1992 году на уровне СНГ было подписано специальное Соглашение касательно начисления пенсий. Его общие положения касательно россиян такие:

  • за периоды до 1991 года стаж работы в любой республике СССР включается в трудовой (страховой) стаж для начисления пенсий;
  • за периоды с 1992 по 2001 годы учитывается стаж, полученный в государствах, подписавших Соглашение;
  • с 2002 года в стаж учитываются только те периоды, когда за будущего пенсионера шли отчисления в Пенсионный фонд России.

Проблема была в том, что это Соглашение подписали не все постсоветские страны – среди подписантов были Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.

С другими бывшими союзными республиками позже были подписаны отдельные соглашения:

  • Молдавия – в 1995 году;
  • Грузия – в 1997 году;
  • Литва – в 1999 году;
  • Латвия – в 2007 году;
  • Эстония – в 2011 году.

Как можно увидеть, до сих пор не заключено соглашение с Азербайджаном, но со всеми остальными бывшими республиками СССР такие договоренности существуют.

С Белоруссией в 2006 году было подписано новое Соглашение по принципу пропорциональности – по нему для граждан обеих стран гарантируется выплата пенсии, заработанной в обеих странах, а за советский период пенсионные права рассчитываются, исходя из государства проживания.

Новое соглашение ЕАЭС

Поскольку действующие соглашения (за исключением Белоруссии) лишали граждан права на пенсию в случае работы после 2002 года в другом государстве, это было серьезной проблемой. И только в декабре 2019 года стало ясно, что проблема будет решена.

В Санкт-Петербурге было подписано соглашение между странами-членами Евразийского экономического союза, куда кроме России входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Это соглашение в течение 2020 года ратифицировали парламенты всех стран-участниц, и с января 2021 года оно вступило в силу.

Если говорить кратко, новое соглашение распространяет принцип пропорциональности на все страны ЕАЭС. По сути, теперь в любом государстве из этих пяти можно оформить пенсию, заработанную в любом другом государстве ЕАЭС, причем если стаж был в двух или более государствах, каждое будет платить свою долю пенсии.

Итак, общие черты нового соглашения таковы:

  • в России оно касается страховой пенсии (включая фиксированную выплату) и накопительной пенсии. Социальные пенсии в Соглашение не входят;
  • оформлять пенсию, заработанную в другой стране, можно в Пенсионном фонде России (и дата обращения в ПФР считается датой обращения в зарубежный фонд);
  • выдавать пенсию может как Пенсионный фонд страны проживания, так и страны, которая назначает эту пенсию;
  • иностранцы, за которых перечисляются страховые взносы, имеют равные права на пенсию с гражданами страны;
  • в России фиксированная выплата полагается только тем, кто проживает на территории РФ (то есть, за границей российская пенсия будет выплачиваться только за пенсионные баллы);
  • при назначении пенсии учитывается стаж в стране проживания, а если его недостаточно – то во всех остальных странах (но только если он не учитывается при назначении другой пенсии).

То есть, для оформления пенсии в другой стране не придется выезжать со своего места жительства – заявление можно подать в Пенсионный фонд по месту проживания. Но придется собирать справки о стаже из другой страны (в соответствии с законодательством страны проживания).

Однако касательно стажа и суммы пенсии есть достаточно много разных особенностей, которые нужно знать.

Особенности расчета стажа и суммы

Новое Соглашение частично решает этот вопрос. Так, пенсию будет начислять та страна, в которой получен стаж, причем по своим собственным правилам. То есть, если гражданин Белоруссии заработал пенсию и в России, и в Белоруссии, то получать ее он будет от обоих государств. Правда, фиксированную выплату (базовую часть, и т.д.) ему будет платить только та страна, где он живет.

Что касается стажа и пенсионных прав, то будут работать следующие положения:

  • если стажа для назначения пенсии в конкретной стране, то можно зачесть и стаж из других стран . Главное – чтобы те же периоды не учитывались при назначении пенсии в других странах;
  • при назначении российской пенсии будет учитываться стаж , полученный на территории СССР и РФ;
  • пенсионные баллы (коэффициенты) в России будут рассчитываться по существующим правилам. Но если их не будет хватать, пенсионеру начислят по 1 баллу за каждый год работы в любой из других 4 стран ЕАЭС. Причем рассчитываться они будут вплоть до месяцев (1/12 балла) и дней (1/360 балла);
  • льготный стаж , полученный в одной стране, в другой льготным не считается (но засчитывается в общий стаж);
  • чтобы оформить пенсию по законодательствую конкретной страны , нужно иметь в ней не менее 12 месяцев трудового стажа (кроме накопительных пенсий, пенсий по инвалидности и потере кормильца);
  • если для назначения пенсии по инвалидности нужно пройти освидетельствование, это можно сделать по месту жительства бесплатно, или даже заочно.

Правда, не все так идеально – каждая страна будет платить свою часть пенсии за стаж, сформированный после вступления в силу соглашения (то есть, с 2021 года). А за периоды до этого будут действовать прежние правила – в том числе соглашения СНГ и с другими странами.

Еще важный пункт – признание документов, необходимых для назначения пенсии. Так, Соглашение предполагает, что документы каждой из 5 стран будут признаваться в остальных странах без дополнительных процедур. Но при этом Пенсионный фонд конкретной страны может попросить заявителя предоставить нотариально заверенный перевод документов на государственный язык.

Таким образом, новое Соглашение позволяет решить проблему, когда иностранные работники делают страховые взносы, которые затем никак не влияют на их пенсии. Теперь, вероятно, у них будет больше стимулов к легальной работе – например, проработав в России год, такой иностранец сможет претендовать на какую-то часть российской пенсии.

Мне приходит много просьб рассчитать пенсию и помочь советом от людей, которые приобретали свой стаж до 2002 года, да и после него, в бывших республиках СССР.

Что хочется отметить в первую очередь? Стаж в бывших союзных республиках до 2002 года и после этой даты, по моему мнению, не может весь считаться стажем в другом государстве. Это моё личное мнение, основанное на самом простом постулате: До определенной даты каждое из ныне независимых государств было частью единой страны. Поэтому предлагаю для начала вспомнить, в какие даты, и в каком порядке выходили наши союзники из состава нашей бывшей чудной огромной Родины.

Обратила внимание, что наши "знайки" из ПФР стаж до даты выхода республики из состава СССР считают почему-то стажем иностранного государства, и пытаются применить к нему соглашения и договоры между РФ и каждого из перечисленных государств.

Согласна, сегодня это иностранные государства. Но государствами-то они стали только с даты выхода из состава СССР. Поэтому думаю, что без всяких обиняков, стаж, заработанный до даты отсоединения любой из республик не может считаться стажем иностранного государства.

Любой, кто зарабатывал свой стаж до 2002 года на территории любой из республик, должен обязательно помнить и знать такую вещь, что он имеет право отказаться от применения норм договора между РФ и страной нынешнего проживания, выбирая для себя более выгодный вариант расчета стажа, заработка, и, соответственно, пенсии.

Но важно понимать и такой момент: практически везде встречается фраза, что если человек отказался от расчета пенсии с применением норм такого международного договора, это решение окончательное, и отмене не подлежит. Поэтому, господа, СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬТЕ.

Однако часто встречаются ситуации, когда даже и не знаешь, смеяться или плакать.

Одной из обратившихся ко мне девушке стаж на территории Эстонской СССР 1984-1987 годов посчитали, как стаж другой страны. И начали под этим соусом подтягивать договор с Эстонией, хотя она с 1993 года живет в России. Казалось бы чего проще, не брать в расчет стаж (тем более, что там был период ухода за детьми) с 20.08.1991 до момента переезда в Россию. Так они его и не взяли, мотивировав, что дети-двойняшки родились на территории уже суверенной Эстонии. Однако при расчете пенсии работники пенсионного фонда ухитрились не только уменьшить её ПК в РФ из-за стажа менее 20 лет до 2002 года, но потом ещё второй раз уменьшили ПК, применив понижающий коэффициент, так как на территории Эстонии (а по факту - СССР, преемницей которого является Россия) у неё, естественно, не было полных двадцати лет. Народ, ну вот это уже, по-моему, полный маразм. Это однозначно, совершенное непонимание работниками ПФР законодательства, как на уровне РФ, так и на международном уровне.

Второй случай, который разбирала сегодня, тоже очень непрост. Девушка работала на территории Молдовы, потом в РФ, а сейчас с 2015 года живет в Беларуси. Пенсию назначили в 2017 году по возрасту. Эти два года до пенсии человек не работал на территории бацьки. У меня сразу возник вопрос, договор с какой страной должен быть применен при расчете её пенсии. На территории Беларуси она только проживает, а работала-то в Молдове. То есть для расчета её пенсии учитывается стаж в России и в Молдове. Работники же пенсионного фонда всучивают человеку условия договора с Белоруссией. Ну при чем тут Белоруссия, если гражданин туда просто уехал на ПМЖ. Работал-то он в России и в Молдове. Значит и применяться должен договор с Молдовой. Мы этот вопрос попробуем разрешить в пользу подписчицы. Придётся побороться, мне так кажется.

Вывод, который я сделала из всех этих ситуаций: прежде, чем Вам назначат пенсию, если Вы работали на территории бывшей союзной республики, попросите рассчитать пенсию по всем возможным вариантам, выберите вариант, который будет давать большую пенсию. чем все остальные, и только потом либо отказывайтесь от применения международного договора, либо соглашайтесь. Но не торопитесь!

YouTube
Instagram

Татьяна Кулеш, заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Гомельского облисполкома:

Будут ли ремонтировать улицу в деревне Мойсичи?

Согласно статье 51 Закона в стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения согласно законодательству о государственном социальном страховании.

Работа, имевшая место до 13 марта 1992 года на территории государств, ранее входивших в состав СССР, рассматривается как работа в Беларуси.

В 2015 году пенсии исчислялись из откорректированного фактического заработка за последние 21 год подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы (статья 57 Закона). При этом заработная плата за периоды работы после 1 января 1992 года за пределами Беларуси учитывается в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона.

Почему ГАИ не штрафует за неправильную парковку во дворах?

Статьей 61 Закона установлено, что людям, работавшим за пределами Беларуси, исчисление пенсий производится из фактического заработка в Беларуси и дохода за работу за ее пределами, с которого согласно законодательству о государственном социальном страховании самостоятельно уплачены обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.

По документам пенсионного дела вашего сына установлено, что управлением по труду, занятости и социальной защите Ветковского райисполкома с 10 февраля 2015 года ему назначена и выплачивается пенсия по возрасту (согласно его заявлению) в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Договора (по принципу пропорциональности) при стаже работы 29 лет 01 месяц 11 дней.

Согласно записям трудовой книжки в стаж засчитаны все периоды работы с 01 ноября 1978 г. по 12 марта1992 года, протекавшие на территории Киргизской ССР и Узбекской ССР и работа в Беларуси в период с 03 августа1993 года по 30 июня 2011 года. При этом работа в зоне последующего отселения в 1993-1996, 1997-2002 годах в стаж засчитана в льготном исчислении.

В трудовой стаж не засчитано время обучения в Ташкентском политехническом институте с 01 сентября 1972 года по 24 июня 1978 года, так как необходимо документальное подтверждение периодов обучения в дневной форме образования.

Когда отремонтируют водоснабжение в квартирах?

Индивидуальный коэффициент заработка 0,80741 определен за последние 21 год подряд стажа работы с сентября 1982 года по июнь 2011 года. При этом заработок с сентября 1982 года по декабрь 1991 года (работа в Узбекистане) и с декабря 1996 года по май 1997 года введен с нулевым значением, так как справки о заработке за указанный период вашим сыном не представлены.

Согласно пункту 1 статьи 23 Договора за стаж работы, приобретенный после 13 марта 1992 года на территории России (5 лет 10 месяцев 8 дней), вашему сыну с 10 февраля 2015 года назначена и выплачивается часть пенсии по возрасту от России.

Таким образом, вашему сыну выплачивается 2 части пенсии: за стаж работы до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР и на территории Беларуси – по законодательству Беларуси, за стаж работы после 13 марта 1992 года на территории России – по законодательству России.

Вас затопили соседи? Обсчитали в магазине? Необоснованно оштрафовали? Вы затрудняетесь в решении повседневных проблем в сфере ЖКХ, торговли, транспорта? Не находите общего языка с администрацией района, ГАИ, банком или турфирмой?

В 2021 году вступило в силу новое Соглашение по вопросам выплаты пенсий гражданам государств, входящих в Евразийский экономический союз. Оно решит проблемы многих граждан, которые платят страховые взносы в другой стране, но не могут претендовать на пенсию оттуда. Мы разобрались в ситуации и рассказываем главное о новом документе.

Пенсии по территориальному и пропорциональному принципу

Согласно законодательству России, право на пенсию и ее сумма определяются страховым стажем и взносами на пенсионное страхование. Но это касается только периодов после 2002 года, а за более ранние периоды пенсионные права рассчитываются по более сложной схеме (с учетом стажа и средней зарплаты).

Но есть еще один важный момент: до и после распада СССР у многих россиян был трудовой стаж в других союзных республиках, а потом – странах СНГ. Чтобы как-то упорядочить пенсионные права, в 1992 году на уровне СНГ было подписано специальное Соглашение касательно начисления пенсий. Его общие положения касательно россиян такие:

  • за периоды до 1991 года стаж работы в любой республике СССР включается в трудовой (страховой) стаж для начисления пенсий;
  • за периоды с 1992 по 2001 годы учитывается стаж, полученный в государствах, подписавших Соглашение;
  • с 2002 года в стаж учитываются только те периоды, когда за будущего пенсионера шли отчисления в Пенсионный фонд России.

Проблема была в том, что это Соглашение подписали не все постсоветские страны – среди подписантов были Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.

С другими бывшими союзными республиками позже были подписаны отдельные соглашения:

  • Молдавия – в 1995 году;
  • Грузия – в 1997 году;
  • Литва – в 1999 году;
  • Латвия – в 2007 году;
  • Эстония – в 2011 году.

Как можно увидеть, до сих пор не заключено соглашение с Азербайджаном, но со всеми остальными бывшими республиками СССР такие договоренности существуют.

С Белоруссией в 2006 году было подписано новое Соглашение по принципу пропорциональности – по нему для граждан обеих стран гарантируется выплата пенсии, заработанной в обеих странах, а за советский период пенсионные права рассчитываются, исходя из государства проживания.

Новое соглашение ЕАЭС

Поскольку действующие соглашения (за исключением Белоруссии) лишали граждан права на пенсию в случае работы после 2002 года в другом государстве, это было серьезной проблемой. И только в декабре 2019 года стало ясно, что проблема будет решена.

В Санкт-Петербурге было подписано соглашение между странами-членами Евразийского экономического союза, куда кроме России входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Это соглашение в течение 2020 года ратифицировали парламенты всех стран-участниц, и с января 2021 года оно вступило в силу.

Если говорить кратко, новое соглашение распространяет принцип пропорциональности на все страны ЕАЭС. По сути, теперь в любом государстве из этих пяти можно оформить пенсию, заработанную в любом другом государстве ЕАЭС, причем если стаж был в двух или более государствах, каждое будет платить свою долю пенсии.

Итак, общие черты нового соглашения таковы:

  • в России оно касается страховой пенсии (включая фиксированную выплату) и накопительной пенсии. Социальные пенсии в Соглашение не входят;
  • оформлять пенсию, заработанную в другой стране, можно в Пенсионном фонде России (и дата обращения в ПФР считается датой обращения в зарубежный фонд);
  • выдавать пенсию может как Пенсионный фонд страны проживания, так и страны, которая назначает эту пенсию;
  • иностранцы, за которых перечисляются страховые взносы, имеют равные права на пенсию с гражданами страны;
  • в России фиксированная выплата полагается только тем, кто проживает на территории РФ (то есть, за границей российская пенсия будет выплачиваться только за пенсионные баллы);
  • при назначении пенсии учитывается стаж в стране проживания, а если его недостаточно – то во всех остальных странах (но только если он не учитывается при назначении другой пенсии).

То есть, для оформления пенсии в другой стране не придется выезжать со своего места жительства – заявление можно подать в Пенсионный фонд по месту проживания. Но придется собирать справки о стаже из другой страны (в соответствии с законодательством страны проживания).

Однако касательно стажа и суммы пенсии есть достаточно много разных особенностей, которые нужно знать.

Особенности расчета стажа и суммы

Новое Соглашение частично решает этот вопрос. Так, пенсию будет начислять та страна, в которой получен стаж, причем по своим собственным правилам. То есть, если гражданин Белоруссии заработал пенсию и в России, и в Белоруссии, то получать ее он будет от обоих государств. Правда, фиксированную выплату (базовую часть, и т.д.) ему будет платить только та страна, где он живет.

Что касается стажа и пенсионных прав, то будут работать следующие положения:

  • если стажа для назначения пенсии в конкретной стране, то можно зачесть и стаж из других стран . Главное – чтобы те же периоды не учитывались при назначении пенсии в других странах;
  • при назначении российской пенсии будет учитываться стаж , полученный на территории СССР и РФ;
  • пенсионные баллы (коэффициенты) в России будут рассчитываться по существующим правилам. Но если их не будет хватать, пенсионеру начислят по 1 баллу за каждый год работы в любой из других 4 стран ЕАЭС. Причем рассчитываться они будут вплоть до месяцев (1/12 балла) и дней (1/360 балла);
  • льготный стаж , полученный в одной стране, в другой льготным не считается (но засчитывается в общий стаж);
  • чтобы оформить пенсию по законодательствую конкретной страны , нужно иметь в ней не менее 12 месяцев трудового стажа (кроме накопительных пенсий, пенсий по инвалидности и потере кормильца);
  • если для назначения пенсии по инвалидности нужно пройти освидетельствование, это можно сделать по месту жительства бесплатно, или даже заочно.

Правда, не все так идеально – каждая страна будет платить свою часть пенсии за стаж, сформированный после вступления в силу соглашения (то есть, с 2021 года). А за периоды до этого будут действовать прежние правила – в том числе соглашения СНГ и с другими странами.

Еще важный пункт – признание документов, необходимых для назначения пенсии. Так, Соглашение предполагает, что документы каждой из 5 стран будут признаваться в остальных странах без дополнительных процедур. Но при этом Пенсионный фонд конкретной страны может попросить заявителя предоставить нотариально заверенный перевод документов на государственный язык.

Таким образом, новое Соглашение позволяет решить проблему, когда иностранные работники делают страховые взносы, которые затем никак не влияют на их пенсии. Теперь, вероятно, у них будет больше стимулов к легальной работе – например, проработав в России год, такой иностранец сможет претендовать на какую-то часть российской пенсии.

Читайте также: