Что за профессия музыкальный редактор

Обновлено: 03.05.2024

В музыкальной сфере работает огромное количество людей самых разных профессий, о многих из них мы даже не знаем. Попробуем разобраться, кто создает для нас музыку.

На первый взгляд, профессии, связанные с музыкой, весьма немногочисленны. Обычный человек навскидку вспомнит певца, инструменталиста, композитора. Но направлений деятельности намного больше, а специалисты выполняют самую разную работу.

Список профессий, связанных с музыкой

Рассмотрим, какие бывают профессии, связанные с музыкой. В списке попробуем упомянуть максимальное количество специалистов, имеющих отношение к этому виду искусства.

  • Композиторсочиняет музыкальные произведения в разных жанрах. Он владеет техникой композиции, нотной грамотой, может сочинять мелодии при помощи компьютерных программ или музыкальных инструментов. Он записывает свое творение в какой-либо нотации, которую впоследствии смогут интерпретировать исполнители.
  • Аранжировщик способствует продвижению музыкального произведения. Он берет уже существующую композицию и интерпретирует ее. Например, из небольшой песни под гитару он способен сделать яркое выступление для большого ансамбля, прописав партии для каждого инструменталиста и вокалиста. При этом авторский замысел композитора в целом сохраняется. Нередко аранжировщики переписывают классические произведения для более современных жанров (рок, джаз), чем повышают интерес к ним.
  • Поэт-песенник. Эта профессия сейчас распространена меньше, поскольку многие исполнители (рокеры, блюзмены и джазисты) сами пишут тексты для своих треков. Однако в эстрадном и детском репертуаре обычно используются стихи профессиональных поэтов. Иногда слова пишутся под готовую мелодию, но часто бывает и наоборот.
  • Диджей (DJ) – это относительно недавно появившаяся, но быстро набравшая популярность профессия. Диск-жокей использует специальную аппаратуру (диджейский пульт) и компьютерные программы. Он миксует несколько композиций, добавляя к ним различные звуковые эффекты, и создает новый трек, преимущественно в танцевальном стиле. Работают диджеи чаще всего в ночных клубах, на дискотеках, вечеринках и праздниках, где требуется непрерывное музыкальное сопровождение.
  • Инструменталисты – это те, кто играет на каком-либо музыкальном инструменте: струнном (гитаристы, скрипачи, басисты), клавишном (баянисты, пианисты), ударном (барабанщики, перкуссионисты), духовом (трубачи, тромбонисты, флейтисты). Некоторые из них выступают соло, другие объединены в небольшие группы (дуэты, трио, квартеты). Большое количество совместно работающих исполнителей – это оркестр.
  • Вокалисты исполняют музыкальное произведение только своим голосом, он и есть основной рабочий инструмент. Певцы должны глубоко чувствовать композицию, чтобы передать эмоции и заставить слушателя сопереживать, причем они могут работать даже без аккомпанемента (acapella). Чаще всего вокалисты специализируются на каком-то одном стиле (классика, народная песня, поп, рок, блюз) и используют характерные для него приемы. Исполнители могут работать соло или в хоре, ансамбле.
  • Дирижер – это специалист, обеспечивающий слаженное звучание музыкального коллектива. Он при помощи движения рук, пальцев и головы, а также мимики управляет музыкантами, донося до них свое прочтение исполняемой композиции. Специалисту необходимо обладать организаторскими способностями, идеальным слухом и чувством ритма. Дирижерами называют профессионалов, работающих с оркестрами, светскими хоровыми коллективами руководят хормейстеры, а церковными – регенты.
  • Концертмейстер. Это слово применяется в двух значениях. Так называют музыкантов, которые отвечают в оркестре за какую-то группу инструменталистов (скрипачей или духовиков). Кроме того, этот термин используется для обозначения музыканта, аккомпанирующего певцам во время репетиций и выступлений.
  • Учитель музыки работает в основном с детьми в школах и детских садах. Его работа носит воспитательный характер и направлена на развитие ребенка, расширение кругозора и привитие у него любви к прекрасному.
  • Педагог-музыкант дает знания на профессиональном уровне. Его места работы – это музыкальные школы, училища и факультеты вузов, консерватории.
  • Продюсер находит перспективного исполнителя или группу, финансирует их и выводит на более высокий уровень с целью получения впоследствии прибыли.
  • Музыкальный агент, менеджер или импресарио – это люди, которые отлично разбираются в талантах. Они помогают исполнителям в их деятельности, решают все организационные и бытовые проблемы, чтобы музыкант думал только о своем творчестве.
  • PR-менеджер занимается созданием имиджа вокалиста или коллектива, рекламирует его, организовывает встречи с представителями СМИ, поклонниками для увеличения аудитории.

Музыканты в кино, на телевидении и радио:

  • Ведущий музыкальной передачи может представлять самые разные программы – от образовательных и культурологических до хит-парадов. К этой профессии примыкает и радиодиджей, человек, подбирающий треки и общающийся со слушателями.
  • Музыкальный обозреватель – это журналист, специализирующийся на музыке. Он может писать об особенностях разных жанров, тех или иных исполнителях, новых тенденциях в этой сфере.
  • Звукорежиссер – специалист по созданию звуковых эффектов и образов в кинофильмах, спектаклях, радио- и телепередачах. Кроме понимания музыки, он должен обладать техническими знаниями.

Настройка фортепиано

Это далеко не все музыкальные профессии. Можно вспомнить еще музыковеда или музыкального критика, деятельность которых ближе к научному осмыслению искусства. Изучение особенностей музыки и ее развития, взаимодействия с другими сферами культуры, объективная оценка произведений и отдельных исполнителей – это направления их деятельности. А от настройщика инструментов зависит чистота их звучания.

Вы не поверите, но рабочий – это тоже профессия, связанная с музыкой. У большинства гастролирующих групп и исполнителей есть своя дорожная команда. Это техники и вспомогательный персонал, которые устанавливают и разбирают сцену, перевозят аппаратуру, выставляют звук и свет. Сюда входят водители и телохранители, гримеры и осветители, звукорежиссеры и пиротехники.

Где лучше учиться

Путь к музыке у большинства начинается с детских музыкальных школ, где воспитанники учатся основам нотной грамоты, вокала или инструментального мастерства. Если это призвание, а не просто исполнение воли родителей, то следующий этап – это музыкальное училище, в котором под руководством выдающихся преподавателей можно достичь высот мастерства. Несколько примеров наиболее известных в России музучилищ:

  • Музыкальное училище имени Гнесиных;
  • Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского;
  • Колледж музыкально-театрального искусства им. Г. П. Вишневской;
  • Государственное училище (колледж) духового искусства;
  • Московское военно-музыкальное училище.

Среди лучших региональных ссузов музыкального направления можно отметить училища и колледжи Омска, Перми, Новосибирска, Архангельска, Екатеринбурга.

Более высокий уровень подготовки можно получить в высших учебных заведениях: консерваториях, институтах культуры, на профильных факультетах классических и педагогических университетов. Наиболее известны в России и за рубежом:

  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова;
  • Российская академия музыки имени Гнесиных;
  • Государственный специализированный институт искусств;
  • Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке;
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры и искусств.

В этих высших учебных заведениях представлен широкий выбор специальностей, получая которые студенты могут в полной мере раскрыть свои способности, работают сильные преподаватели, есть свои студии звукозаписи, музыкальные библиотеки и музеи.

Кому подходят

Профессии, связанные с музыкой, подходят в первую очередь тем, кто не представляет свою жизнь без этого искусства. Мало кто, ступая на эту стезю, изначально думает о карьере и заработках, речь идет о раскрытии своего таланта.

Чтобы работать в музыкальной сфере от человека требуется ряд личных качеств:

  • искренняя любовь к музыке и увлеченность нею;
  • талант;
  • образованность и широкий кругозор;
  • прекрасный музыкальный слух и чувство ритма;
  • трудолюбие и целеустремленность;
  • напористость и лидерские качества;
  • способность работать в команде;
  • терпеливость и готовность преодолевать трудности;
  • коммуникабельность.

Для поддержания своей конкурентоспособности в избранной сфере деятельности людям, связанным с музыкой, необходимо постоянно совершенствоваться в профессиональном плане. Кроме того, нужно следовать современным трендам или самому участвовать в формировании новых течений, проявляя творческую инициативу.

К плюсам музыкальных профессий можно отнести возможность заниматься любимым делом, реализацию своего потенциала, общение с известными людьми, шанс стать богатым и знаменитым. Минусы – риск потерпеть фиаско, нестабильные заработки, проблемы в личной жизни, связанные с постоянными гастролями и широкой известностью.

Сколько получают

Заработок людей из музыкальной сферы зависит от многих факторов. В государственных или муниципальных оркестрах, театрах, филармониях платят немного, но можно рассчитывать на стабильную выплату зарплаты и полноценный социальный пакет (отпуск, больничные). Доход зависит от должности, стажа работы, наличия звания, статуса и места расположения организации. И если простой звукооператор получает от 15 до 35 тысяч рублей, то ведущий исполнитель или дирижер могут рассчитывать на вдвое больший заработок.

Как построить карьеру

Эстрадные исполнители далеко не всегда добиваются успеха, многие из них не видят перспектив и начинают заниматься другими делами. Важный момент в развитии карьеры – наличие хорошего продюсера со связями, способного продвинуть своего подопечного. Только самые талантливые и упорные смогут пройти путь от выступлений в метро или концертов в районных дворцах культуры до полных стадионов и съемки дорогих видеоклипов.

Перспективы профессии

Добиться громкого успеха в музыкальной профессии довольно сложно. Особенно это касается классической музыки и оперы, где нет хорошо отработанной системы гастролей. Выпускники консерваторий, не желающие преподавать в музыкальной школе, массово выезжают за рубеж, благо язык музыки универсален. Чтобы остановить этот процесс, сейчас вводится система государственных грантов для молодых исполнителей.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии, связанные с музыкой подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>


Создание хорошего музыкального альбома – процесс трудоёмкий и, как правило, затрагивающий многих людей. Помимо музыкантов группы, в записи стандартного релиза также принимает участие команда звукозаписывающей студии – звукоинженеры и продюсер. Далее в статье мы в доступной форме расскажем, какие функции выполняет каждый из участников студийного процесса, в чём особенность их профессии и чем именно музыкальный продюсер отличается от исполнительного продюсера.

Разобраться в столь специфичной теме нам помог Торе 'Necromorbus' Стьерна – шведский мультиинструменталист, продюсер, звукоинженер, концертный звукорежиссёр, владелец собственной студии Necromorbus Studio. За годы своей деятельности Стьерна успел поработать со многими культовыми командами (Deströyer 666, Funeral Mist, Inferno, Mayhem, Shining, Watain и т.д.) в качестве продюсера и звукоинженера, несколько лет был концертным басистом Watain, с которыми он с 1999 года также сотрудничает как продюсер и инженер. Кроме всего вышеперечисленного, Торе также является концертным звукорежиссёром Watain, Mayhem и Arcturus. Не смотря на свою занятость, Стьерна любезно согласился дать несколько развёрнутых комментариев Noizr Zine касательно особенностей профессий звукорежиссёра, звукоинженеров и продюсера.

Tore

Звукорежиссёр и звукоинженер

Звукорежиссёром называют специалиста, отвечающего за звуковое оформление фильма, теле-, радиопередачи или шоу. В зависимости от сферы деятельности, человек данной профессии должен следить за качеством звука на концерте, добиваться чистоты звучания во время записи передач, а если речь идёт о фильме — то работать над драматургией звукового ряда, созданием звуковых образов и так далее. Звукоинженер, в свою очередь, выполняет более узкоспециализированную работу по сведению и мастерингу звукового материала. Исходя из своих обязанностей, такого специалиста называют миксинг- либо мастеринг-инженером. В следующих абзацах мы расскажем о специфике работы звукоинженеров, занимающихся музыкальными релизами.

Noizr Zine: Может ли концертный звукорежиссёр заниматься звукоинженерингом? Говорят, что работа на концертах в последствии негативно сказывается на работе в студии.

Торе Стьерна: Я так не считаю. Для меня они неразрывно связаны. У меня за плечами весьма серьёзный опыт работы на студии, но я сильно выиграл от того, что работал с живым, концертным звуком. Во-первых, у вас есть абсолютно иной ориентир для сравнения качества воспроизведения музыки, что, в свою очередь, значительно помогло мне улучшить навыки в мастеринге. Я не понаслышке знаю об областях спектра, вызывающих быструю утомляемость, но имеющих чрезвычайно важное значение для хорошего мастеринга, особенно когда речь идёт о метал-музыке, для которой характерен очень перегруженный спектр. Это также заставило меня быстрее взаимодействовать с обработкой источников. Во время живых выступлений вы, как правило, малость ограничены, поэтому работаете с тем, что у вас есть, и стараетесь улучшить это. В принципе, вы можете сами сравнить мои первые записи, когда я только начинал работать на студии, с тем, что я выпускаю сейчас. В наши дни намного проще подвергнуть всё излишней обработке, потому что сейчас у вас есть доступ ко всему, что вам нужно. Но из-за этого вы можете забыть о важности сохранения источника.

Миксинг-инженер

На стадии миксинга (сведения, микширования) при работе над композицией звукоинженер должен свести вместе записанные по отдельности инструменты и вокальные партии с многоканальной записи, сделать так, чтобы всё звучало чётко, но при этом гармонично по отношению ко всему треку и в целом альбому. В результате его действий конечная запись должна не только соответствовать всем необходимым техническим характеристикам и выполнять задумку авторов-музыкантов, но и вызывать эмоциональный отклик у слушателя. Миксинг-инженеру необходимо уметь добиваться баланса между "идеальным", технически правильным звучанием и атмосферой самой композиции, а также энергетикой и характерным стилем её создателей.

Noizr Zine: Какие по вашему мнению, самые распространённые ошибки на стадии миксинга? Могут ли музыканты группы заниматься сведением собственного материала?

Торе Стьерна: Самая распространенная ошибка — уделять слишком много внимания деталям и вырывать вещи из контекста. Предположим, вы работаете с гитарами, берёте соло и начинаете вырезать все свистящие частоты, которые вас раздражают. С каждым таким изменением, будет выскакивать что-то ещё, и в итоге, прежде чем вы это обнаружите, у вас получится 7-8 подобных вырезанных моментов. Добавьте обратно остальные инструменты, и всё будет звучать плохо. Опустите всю проделанную вами обработку, и вы заметите, что она абсолютно никак не влияет на общий контекст.

Очень важно понимать, как разные элементы влияют друг на друга в миксинге. Ведь как только вы начинаете слишком много вырывать из контекста — вы становитесь на скользкий путь. Кроме того, важно не переполнять микс лишним. Это особенно актуально, когда вы работаете с метал-музыкой и хотите и большие барабаны, и большие гитары, и большой бас, и большой вокал, и большие клавишные и т.д. — так легко сделать "всё лишним". А соединив всё это вместе, вы получите перенасыщенный бардак. Если вы хотите большие барабаны, то учитывайте, что всё остальное должно сделать шаг назад, и подстроиться под них. Если же вы хотите, чтобы основной фокус был на гитарах, то барабаны не могут быть одновременно впереди с ними, так как они начнут конфликтовать с гитарой.

Что касается музыкантов, которые занимаются смешением своей музыки — в этом нет ничего плохого, если они знают, что делают, однако это может вызвать некоторые внутренние конфликты. Часто довольно трудно, смею сказать, даже невозможно, достаточно отстраниться от своей собственной работы, чтобы понять, как она будет восприниматься другими слушателями. Вы уже слишком вовлечены в процесс, чтобы найти в себе силы отойти немного в сторону и правильно всё оценить, из-за этого вы будете склонны к принятию определённых решений.

Мастеринг-инженер

К слову, сегодня некоторыми музыкантами также используется виртуальный цифровой мастеринг, который осуществляется с помощью специальных звуковых редакторов. Делается это в целях экономии, что, естественно, существенно влияет на качество итогового продукта.

Noizr Zine: Назовите ниболее распространённые ошибки на этапе мастеринга. Некоторые утверждают, что одним из самых больших минусов инженеров-новичков является то, что они устанавливают все подряд плагины. Действительно ли это столь часто встречающаяся сегодня проблема?

Торе Стьерна: На самом деле это две отдельные проблемы. Проблема с перебором плагинов (взломанных, скорее всего, но это тема для другого разговора) — это то, что совсем не присуще мастерингу. Наполнение вашей палитры слишком большим количеством оттенков может отвлечь вас от того, что вы делаете. Очень просто затеряться в экспериментах с использованием различных инструментов, при этом не создавая ничего нового.

Что касается мастеринга, то тут типичная проблема в том, что люди не имеют точного представления, что же это на самом деле такое. Многие считают мастеринг синонимом словосочетания "сделать громче", что также является топливом для пламени войны громкости — это то, что, к сожалению, всё ещё присутствует в бизнесе, но, к счастью, приходится видеть всё реже и реже. Кроме того, вам действительно необходимо знать, что вы делаете, так как исходник можно испортить очень легко.

Полагаю, это можно сравнить с получением водительских прав — вы можете двигаться вперёд и назад, влево и вправо, но это не значит, что вы должны находится вне трафика. Прежде чем предложить свои услуги — вам следует долго обучаться и тренировать свой слух. Пользуясь возможностью, хочу отметить, что это ни для кого не должно быть препятствием к освоению мастеринга, поскольку, как мне кажется, подобное часто встречается на интернет-форумах. Когда вы начнёте, то обязательно будете совершать ошибки, но, скорее всего, вы не будете просить за свою работу баснословный гонорар. Просто поймите, что для этой профессии нужно много учиться и практиковаться.

Продюсер

В индустрии звукозаписи есть два типа продюсеров: исполнительный и музыкальный продюсер. Первый отвечает за финансирование проекта, в то время как второй – за создание музыки. Музыкальный продюсер – профессионал, который занимается контролем и созданием композиций (продакшеном) музыкального исполнителя. Его круг обязанностей достаточно широк и включает в себя: сбор идей для музыкального проекта, выбор песен и музыкантов, наставничество исполнителя по работе в звукозаписывающей студии, а также контроль за записью, сведением и мастерингом материала.

Музыкальный продюсер может работать как с проектом в целом, так и над отдельно взятыми его альбомами, песнями, клипами, и/или концертными выступлениями, часто он выступает также в качестве миксинг- и мастеринг-инженера. Иногда роль продюсеров на себя примеряют сами участники коллектива. Порой все его функции, а также написание, исполнение, сведение и мастеринг материала, выполняет всего один человек в рамках собственного соло-проекта.

Noizr Zine: Вкратце расскажите нам о специфике работы продюсера, чего здесь больше — рутины, творчества или и того, и другого? Какими навыками должен обладать продюсер?

Торе Стьерна: Если вы начинаете с рутины, значит, вы на неверном пути. Для работы продюсера вам необходимо быть очень гибким, чтобы иметь возможность адаптироваться к различным рабочим условиям. Разные артисты или группы имеют совершенно разные потребности и требования, и роль продюсера — быстро определить, что они из себя представляют и действовать в соответствии с этим. Всё зависит от конкретной ситуации, так что трудно дать какие-то общие рекомендации, но адаптивность в этом списке занимает одного из главных мест. Также берите во внимание то, что музыканты, вероятно, обратились именно к вам по определённой причине, поэтому постарайтесь вначале выяснить, в каких ваших навыках они нуждаются, чего они от вас ожидают, а также, что для них важно, чтобы не перейти никому дорогу.

То, насколько творчески вы связаны с процессом — зависит от многого. Иногда группа хочет, чтобы вы внесли максимальный вклад в создание композиций и аранжировок; в других ситуациях музыканты чётко знают, чего хотят, и каким должен быть конечный продукт, и в таких случаях только от ваших продюсерских навыков зависит реализация их идей. Часто роль продюсера воспринимается людьми довольно туманно, поэтому вас иногда могут указывать как продюсера, когда на самом деле вы не были вовлечены в проект как продюсер, или, чаще всего, вас просто указывают как звукоинженера.

Из любителя в профессионалы

Сочинение, продюсирование, запись, сведение и мастеринг являются последовательными процессами в создании практически любого современного музыкального произведения. Если раньше исполнитель должен был заинтересовать студию звукозаписи, чтобы заполучить контракт на запись сингла или целого альбома, то теперь возможность создать и представить свой материал публике — лишь вопрос собственного желания артиста. Технический прогресс также позволил музыкантам всё делать своими силами, обходясь без участия профессионалов — наличие многочисленных плагинов и аналоговых устройств позволяют организовать студию на дому, а различные онлайновые музыкальные сервисы являются отличными площадками для продвижения творчества независимых артистов. В этом однако кроется и главный минус подобных проектов — из-за обилия возможностей сегодня расплодилось слишком много скучной и однообразной, а порой просто недоработанной, "сырой" музыки, которой в былые времена ни одна студия звукозаписи не дала бы зелёный свет. С другой стороны, в наши дни ничто не сдерживает талантливых исполнителей от бесконечных экспериментов, а также возможностей заявить о себе, выбрав свой собственный путь. Главное здесь — постоянная работа над собой, которая со временем из увлечённого любителя сделает настоящего профессионала своего дела.

Автор текста, переводчик — Anastezia

Ссылки

Комментарии

ВНИМАНИЕ: Бессодержательные или предвзятые комментарии могут быть удалены модератором, а автор таких комментариев может быть забанен.

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Музыкальный редактор относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с нее приказом руководителя организации, которому он непосредственно подчиняется в своей работе.

1.2. На должность музыкального редактора принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет.

1.3. Музыкальный редактор должен знать:

- решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства;

- приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и учредителем коллектива, касающиеся деятельности организации;

- классическую и современную драматургию;

- классический и современный репертуар музыкальных театров и концертных организаций;

- теорию и практику режиссуры и актерского мастерства;

- опыт работы российских и зарубежных театров;

- работу с партитурой и музыкально-сценическим произведением;

- основы сценического и музыкального оформления спектаклей, вокального искусства;

- основы организации театрального производства, трудового законодательства и авторского права;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

С целью осуществления возложенных на него функций музыкальный редактор выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. участвует непосредственно в создании новых и возобновлении ранее созданных постановок;

2.2. принимает участие самостоятельно или в качестве ассистента в организации и проведении репетиций;

2.3. осуществляет ввод новых исполнителей в постановки, в необходимых случаях планирует репетиционный процесс;

2.4. выполняет под руководством главного режиссера (художественного руководителя) работы, относящиеся к производственно-творческой деятельности организации;

2.5. несет ответственность за техническое качество звука в зависимости от акустических возможностей сценической площадки;

2.6. участвует в организации повышения квалификации творческого коллектива;

2.7. принимает участие в мероприятиях по изучению зрительской аудитории и популяризации достижений театрального и музыкального искусства среди населения, организации радиопередач.

3. Права

Музыкальный редактор имеет право:

3.1. на все предусмотренные законодательством социальные гарантии;

3.2. требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав;

3.3. требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д;

3.4. оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания;

3.5. знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности;

3.6. вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы;

3.7. запрашивать документы, материалы, оборудование и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

3.8. повышать свою профессиональную квалификацию;

3.9. другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность

Музыкальный редактор несет ответственность:

4.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;

4.2. за причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ;

4.3. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Ранее мы рассказали о том, что нужно знать перед тем, как начать карьеру в музыкальной индустрии. Сегодня проведем краткий обзор профессий, встречающихся в процессе работы со звуком. У каждой их этих профессий есть свои нюансы, связанные со специализацией.



Фото Vancouver Film School / CC BY

Музыкальная индустрия

Каждая песня или композиция — результат творчества. Как правило, в процессе создания своего произведения автор теряет важные внешние ориентиры. Поэтому итоговый материал можно сравнить с черновиком романа. Первое, что нужно сделать, чтобы превратить черновик в книгу — это найти редактора, который взглянет на материал со стороны и даст ему оценку.

Эту роль выполняет продюсер. В зависимости от профессиональных целей и действующих договоренностей с музыкантом, роль продюсера трансформируется. На его плечах может лежать все от выбора студии для записи и контроля над творческими решениями, принятыми в процессе работы, до подбора дополнительного персонала и продвижения итогового продукта.

Количество людей, работающих над одной записью, зависит, в том числе и от жанра. Прошлогодний альбом Eminem готовили 15 человек, а в электронной и экспериментальной музыке часто встречаются люди, делающие все в одиночку с начала и до конца.

Большая часть продюсеров лично занимается аранжировкой и сведением, хотя могут и делегировать часть этих обязанностей своим коллегам. Если говорить о записи в студии, то это — команда инженеров. Они помогают с расстановкой микрофонов, работают с оборудованием и руководят техническими аспектах записи. Когда все инструменты удовлетворительно записаны, в дело идет младший звукорежиссер. При необходимости его роль может выполнять инженер, проводивший запись, или сам продюсер. Младшие звукорежиссер выравнивают партию ударных, синхронизуют вокальные дорожки, вырезают ненужные звуки и корректируют вокал.

После того, как сессия приведена в порядок, она готова к сведению. Это — работа либо самого продюсера, либо нанятого им инженера по сведению. Основная задача такого специалиста — разрешить звуковые конфликты между разными инструментами, и привести звуковую картинку к виду, отражающему творческое видение продюсера.

Чтобы конечный результат звучал достойно, инженеры по сведению часто работают с акустикой, акцентирующей проблематичные части спектра. Похожая задача стоит и у концертных звукорежиссеров, но практические навыки, требуемые для такой работы — совершенно другие. Хороший студийный инженер может быть посредственным концертным инженером, и наоборот.

Когда необходимое звучание композиции достигнуто, стерео-микс посылают инженеру по мастерингу. Его задача — адаптировать песню так, чтобы она хорошо звучала и на автомобильной аудиосистеме, и на ноутбучных колонках, и на домашней акустике. Однако достичь компромиссного звучания удается не всегда.

Киноиндустрия

В кино специалисты работают как в студиях, так и на съемочной площадке. В съемке принимают участие звукооператор и микрофонщик: первый следит за уровнями записи и управляет микшером, второй отвечает за оборудование, держит микрофоны, закрепляет петлички на актерах. В студиях за звук отвечают звукоинженеры, композиторы, шумовики, актеры озвучки.



Фото Vancouver Film School / CC BY

Звук в коммерческом кино состоит из сотен дорожек, которые можно поделить на три главные категории — музыка, спецэффекты и речь. Часто друг на друга накладываются, казалось бы, несовместимые звуки — например, звук скрипки и звук взрыва. Поэтому отследить все конфликтующие частоты крайне сложно. Звукоинженеру нужно скомбинировать их таким образом, чтобы всё звучало органично. Также нельзя забывать, что кинозвук существует в тесной связке с видеорядом, и должен дополнять его, раскрывая историю кинокартины.

При этом недостаточно просто использовать аудио с площадки. У меча, доставаемого из ножен, на самом деле нет звонкого лязга, а божья коровка садится на листик абсолютно бесшумно. Для того, чтобы эти вещи звучали так, как мы их представляем, необходимо записывать или находить такие звуки, и интегрировать их в картину. Этим занимаются шумовики.



Фото Vancouver Film School / CC BY

Озвучка фильмов — также непростой процесс. Условия съемки не всегда позволяют записать голоса актеров прямо на съемочной площадке. В таких случаях речевая составляющая записывается в студии. Случается, что режиссера не устраивает голос или акцент актеров. Тогда приглашают актера озвучивания, чтобы он стал новым голосом персонажа.

Основная деятельность актеров озвучивания — синхронный перевод или дубляж. В синхронных переводах новая звуковая дорожка накладывается поверх оригинального аудио с целью передачи смысла сказанного и сохранения возможности услышать оригинальную, более эмоциональную подачу. В дубляже речь актеров, изначально озвучивавших фильм, полностью заменяется на перевод, и актеру озвучки необходимо полноценно вжиться в роль.

Индустрия видеоигр

С этим помогают аудиопрограммисты. Они фокусируются на позиционировании звука и разработке инструментов для других программистов. В то время, как в музыке и кино за звуками закрепляется пространственная позиция, в играх можно изменять свое положение относительно их источников. В зависимости от среды, в которой проходит действие игры, препятствий на пути и особенностей самого персонажа один и тот же звук может звучать совершенно по-разному.

Радио

Эфир музыкального радио состоит из музыки, ремарок диджеев, рекламы, новостных блоков и связующих эти элементы джинглов. Чаще всего на радио работают звукорежиссер, музыкальный редактор, программный директор, продюсер эфира, корреспонденты и диджеи.

Звукорежиссер контролирует громкость, обрабатывает музыку перед её выходом в эфир и поддерживает аудиооборудование в рабочем состоянии. Он же часто пишет джинглы и музыкальные подложки (хотя иногда эта работа отдается на фриланс).

Задача музыкального редактора радиостанции — составить сетку вещания так, чтобы в ней не было пустых мест, выполнялись планы по рекламе, по новостям и по проигрываемым трекам, а все программы выходили по расписанию. Ему в этом помогают специальные программы, создающие плейлисты, собирающие треки по сочетаемости и задающие частоту их попадания в эфир. Каждый трек должен быть утвержден программным директором и продюсером эфира.



Фото Alan Levine / CC BY

Создание акустики

Проектирование акустики — особенный процесс, который требует как хорошего слуха, так и серьезных познаний в области физики. Задача таких инженеров — создать продукт с указанными в ТЗ звуковыми характеристиками, уложившись в определенный бюджет.

Уникальный звуковой почерк акустики формируется именно инженерами: они прописывают схему устройства, подбирают необходимые компоненты, конструируют для него корпус.

Однако акустика и ее почерк со временем устаревают: тот звук, который был популярен, например, в начале 90-х, сейчас не актуален. Инженерам необходимо понимать, что происходит в индустрии, какие предпочтения у нынешнего поколения покупателей, и модернизировать старые схемы в соответствии с новыми веяниями и желаниями.

Читайте также: