Низкий уровень оплаты труда педагогов не является причиной коррупции в образовании

Обновлено: 17.05.2024

Проведен анализ коррупционных правонарушений в сфере образования, выявлены причины коррупции в данной сфере.В связи с тем, что получение и дача взяток является нормойобразование не выполняет свои функции, из высших учебных заведений выпускается все меньше профессиональных специалистов. Вследствие этого государство слабеет. На данном основании, анализируя научные работы разных исследователей, были определены и представлены результаты коррупции в образовании. Для устранения данной проблемы были разработаны профессиональные рекомендации по преодолению коррупции.


Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, либо иное незаконное использование своего должностного положения в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества [1].

Значимость изучения проблемы коррупции в образовании обусловлена тем, что в современном мире это наиболее важный и сложный вопрос, заключающийся в преступном поведении педагогов в высших учебных заведениях, направленном на удовлетворение своих личныхкорыстных интересов и интересов учащихся.

С уверенностью можно сказать, что большинство авторов, рассматривающих вопрос о коррупции в образовании, считают ее главной проблемой государства и общества в целом.

Цель работы – изучение причин возникновения и профилактики коррупции в системе современного образования, а также разработка профессиональных рекомендаций по преодолению коррупции.

В ходе изучения научных работ Астафьевой Т.А., Филоненко Т.В. [5], Музалевской Е.А. [6], мы пришли к выводу, что основными причинами возникновения коррупции являются:

1. Низкий уровень заработной платы преподавателей вузов;

2. При поступлении в тот или иной ВУЗ абитуриенты выбирают наиболее подходящий для себя, посредством коррупционных связей;

3. Недостаточно высокий статус педагога в обществе;

4. Искажение критериев, используемых при назначении на административные должности в образовательных учреждениях;

5. Формальность аттестации преподавательского состава, отсутствие конкуренции при распределении учебной нагрузки;

6. Общее падение нравственности в обществе и распространение коррупции во всех сферах общественной жизни.

Однако причины на этом не заканчиваются, мы можем представить только лишь их часть, не углубляясь в различные сферы образования. С каждым днем проблема коррупции в образовании становится все глобальнее, на данный момент причины ее возникновения многоаспектны, исследуя их, можно определить следующие результаты:

• Число студентов ВУЗов растет, а бизнес страдает от нехватки квалифицированных кадров. Выпускается огромное количество экономистов и менеджеров (причем, к сожалению, имеющих образование весьма низкого качества), которые просто не нужны рынку;

• В стране нарушен баланс между количеством, качеством и реальной потребностью в определенных трудовых ресурсах, в том числе с высшим профессиональным образованием;

• Очевиден огромный разрыв в качестве образования между ведущими и всеми остальными ВУЗами России;

• Нашему образованию не хватает не только финансовых средств, но и современных образовательных технологий;

• Во многих ВУЗах страны преподают люди, которые не способны дать студенту современное видение мира и обеспечить возможность быть на уровне требований сегодняшнего дня;

• ВУЗы не в состоянии самостоятельно дать сегодняшнему выпускнику специальные знания [7].

С коррупцией надо бороться не только традиционными административными методами. Не менее важен тщательный анализ ситуации и применение методов, позволяющих ликвидировать криминогенные зоны.

Поэтому, решению проблем, касающихся коррупции в образовании, будут способствовать следующие рекомендации:

1. Повышение уровня заработной платы педагогам;

2. Ужесточение мер наказания для взяткополучателя и взяткодателя;

3. Пресечение коррупции на ранних ее стадиях, путем проведения профилактических мер;

4. Дисквалификация должностного лица на определенный срок;

5. Сотрудничество высших учебных заведений с правоохранительными органами;

6. Создание системы прав и обязанностей должностных лиц с указанием их ответственности за нарушение должностной этики.

В качестве профилактических мер противодействия коррупции в образовании могут выступать следующие:

1. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2. Проведение конференций и бесед со студентами и преподавателями о вреде и последствиях коррупционных преступлений;

3. Обнародовать случаи коррупции в средствах массовой информации, с проведением расследования;

4. Стремление минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррупционных правонарушений.

Можно привести еще много мер для предотвращения коррупции, что даёт почву для новых исследований в этой сфере.

Исходя из вышесказанного, уровень взяточничества в ВУЗах был бы существенно ниже, если бы студенты были мотивированны получением знаний собственными силами, а преподаватели и педагоги содействовали им в этом и не были подвергнуты своим корыстным целям, а также учитывали негативные последствия взяточничества в системе высшего образования для нашего общества в целом. А также, противодействовать коррупции или снизить ее уровень можем только мы сами, а именно гражданское общество.

Правда ли, что в сфере образования больше всего взяток?


Если взять официальную статистику от правоохранительных органов о размере средней взятки — традиционно выделяют сферы образования и здравоохранения, а также деятельность полиции. Некоторых педагогов и сотрудников поликлиник это даже обижает: мол, разве у нас тут самая большая коррупция? Возможно, это связано с тем, что в этих сферах проще выявить нарушения. Но, на самом деле, точной статистики нет.

Что изменилось после введения ЕГЭ?


Предполагалось, что ЕГЭ существенно снизит уровень коррупции в вузах. Точной статистики, которая отражала бы изменения, не существует, но с уверенностью можно сказать: число студентов из регионов в московских и питерских вузах возросло. Например, в кампусе НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге — это 70% студентов. Это говорит о значимом эффекте реформы: высшее образование становится доступным для каждого.

Коррупция при поступлении действительно минимизирована. Давать взятки членам приёмных комиссий сейчас просто нет никакого смысла. Однако у ЕГЭ есть и обратная сторона: учителя, которые принимают экзамены, часто сравнивают условия, которые нужны для обеспечения порядка, с требованиями в тюрьме.

Мы знаем, что в творческих вузах бывают дополнительные испытания. С точки зрения антикоррупционной политики, здесь действительно есть уязвимость и условия для злоупотреблений. Критерии оценки творческих работ разрабатываются вузами, и формулировки их зачастую очень широкие. Это значит, что на усмотрения приёмной комиссии остаётся очень многое. Например, каждый по-своему понимает оригинальность при раскрытии темы или живость и образность изложения. У каждого свои предпочтения в литературных жанрах, музыке и изобразительном искусстве.

Многие выделяют регионы Кавказа как наиболее коррумпированные в сфере ЕГЭ. Но то, что все поголовно получают там сто баллов, — это заблуждение. Внимание СМИ в какой-то момент сконцентрировалось на этих регионах, потому что в некоторых приёмных кабинетах действительно было аномальное число отметок в сто баллов.

В Карачаево-Черкесии был случай, когда бывшего министра образования и науки сначала отстранили от должности, а потом вынесли реальный приговор. Он получил восемь лет за то, что незаконно содействовал получению оценок на ЕГЭ. Когда в один момент происходит несколько нарушений, резко растёт интерес к региону и, соответственно, освещение. Но вообще это встречается во многих регионах, не только на Кавказе.

А как выглядит коррупция в образовании сейчас?


Конечно, прямые передачи денежных средств или подарков до сих пор не исключены. Например, привязка к месту жительства часто приводит к фальсификациям и заключению фиктивных договоров. Но нельзя сказать, что сейчас это массовая практика.

Что касается сферы образования в целом, то здесь остаётся множество сфер коррупционных рисков.

2. Государственные и муниципальные закупки. Даже переход на контрактную систему не решает проблему кумовства. Часто директора школ выбирают в качестве подрядчиков родственников, а иногда и сами являются владельцами компаний, которые предоставляют услуги, например, по обеспечению питания.

3. Частная информация. Администраторы образовательных организаций получают доступ к личным данным, которые могут незаконно использовать. Например, это информация о родителях и их доходах.

4. Отчёты. Данные отчётности могут искажаться. Например, нет ничего сложного в том, чтобы два раза отчитаться за уже проделанную работу.

5. Имущество. В школах и садиках имущество может использоваться в личных целях. Например, легко купить дорогостоящие компьютеры или планшеты и часть передать родственникам. А те успешно ими пользуются.

Что делать, если всё-таки сталкиваешься с коррупцией в школе или вузе?


Если вы сталкиваетесь с ситуацией, когда от вас ждут взноса ради пятёрки, есть старый и проверенный рецепт.

1. Мирно покажите администрации, что родители знают свои права и знают о том, что поборы и коррупционные вымогательства — незаконны.

2. Обозначьте, что разговор фиксируется, и в случае, если будут продолжаться попытки вымогательства, вы передадите информацию в полицию.

3. Если попытки не прекратились, действительно обратитесь в полицию.

Как могут бороться с коррупцией сами учителя?


Каждый месяц мы проводим занятия в школах и детских садах. Основная их задача — создать доверительную атмосферу, в которой люди будут понимать, что не нужно бояться раскрывать информацию. Мы рассказываем, какие варианты конфликтов интересов существуют и как нужно действовать. Сам по себе конфликт интересов — это ещё не нарушение, а вот если не рассказать о нём или использовать — да. Мы объясняем, какие виды коррупционных нарушений возможны, к каким последствиям они могут привести, а также даём алгоритм, как их избежать.

Проведен анализ коррупционных правонарушений в сфере образования, выявлены причины коррупции в данной сфере.В связи с тем, что получение и дача взяток является нормойобразование не выполняет свои функции, из высших учебных заведений выпускается все меньше профессиональных специалистов. Вследствие этого государство слабеет. На данном основании, анализируя научные работы разных исследователей, были определены и представлены результаты коррупции в образовании. Для устранения данной проблемы были разработаны профессиональные рекомендации по преодолению коррупции.


Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, либо иное незаконное использование своего должностного положения в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества [1].

Значимость изучения проблемы коррупции в образовании обусловлена тем, что в современном мире это наиболее важный и сложный вопрос, заключающийся в преступном поведении педагогов в высших учебных заведениях, направленном на удовлетворение своих личныхкорыстных интересов и интересов учащихся.

С уверенностью можно сказать, что большинство авторов, рассматривающих вопрос о коррупции в образовании, считают ее главной проблемой государства и общества в целом.

Цель работы – изучение причин возникновения и профилактики коррупции в системе современного образования, а также разработка профессиональных рекомендаций по преодолению коррупции.

В ходе изучения научных работ Астафьевой Т.А., Филоненко Т.В. [5], Музалевской Е.А. [6], мы пришли к выводу, что основными причинами возникновения коррупции являются:

1. Низкий уровень заработной платы преподавателей вузов;

2. При поступлении в тот или иной ВУЗ абитуриенты выбирают наиболее подходящий для себя, посредством коррупционных связей;

3. Недостаточно высокий статус педагога в обществе;

4. Искажение критериев, используемых при назначении на административные должности в образовательных учреждениях;

5. Формальность аттестации преподавательского состава, отсутствие конкуренции при распределении учебной нагрузки;

6. Общее падение нравственности в обществе и распространение коррупции во всех сферах общественной жизни.

Однако причины на этом не заканчиваются, мы можем представить только лишь их часть, не углубляясь в различные сферы образования. С каждым днем проблема коррупции в образовании становится все глобальнее, на данный момент причины ее возникновения многоаспектны, исследуя их, можно определить следующие результаты:

• Число студентов ВУЗов растет, а бизнес страдает от нехватки квалифицированных кадров. Выпускается огромное количество экономистов и менеджеров (причем, к сожалению, имеющих образование весьма низкого качества), которые просто не нужны рынку;

• В стране нарушен баланс между количеством, качеством и реальной потребностью в определенных трудовых ресурсах, в том числе с высшим профессиональным образованием;

• Очевиден огромный разрыв в качестве образования между ведущими и всеми остальными ВУЗами России;

• Нашему образованию не хватает не только финансовых средств, но и современных образовательных технологий;

• Во многих ВУЗах страны преподают люди, которые не способны дать студенту современное видение мира и обеспечить возможность быть на уровне требований сегодняшнего дня;

• ВУЗы не в состоянии самостоятельно дать сегодняшнему выпускнику специальные знания [7].

С коррупцией надо бороться не только традиционными административными методами. Не менее важен тщательный анализ ситуации и применение методов, позволяющих ликвидировать криминогенные зоны.

Поэтому, решению проблем, касающихся коррупции в образовании, будут способствовать следующие рекомендации:

1. Повышение уровня заработной платы педагогам;

2. Ужесточение мер наказания для взяткополучателя и взяткодателя;

3. Пресечение коррупции на ранних ее стадиях, путем проведения профилактических мер;

4. Дисквалификация должностного лица на определенный срок;

5. Сотрудничество высших учебных заведений с правоохранительными органами;

6. Создание системы прав и обязанностей должностных лиц с указанием их ответственности за нарушение должностной этики.

В качестве профилактических мер противодействия коррупции в образовании могут выступать следующие:

1. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2. Проведение конференций и бесед со студентами и преподавателями о вреде и последствиях коррупционных преступлений;

3. Обнародовать случаи коррупции в средствах массовой информации, с проведением расследования;

4. Стремление минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррупционных правонарушений.

Можно привести еще много мер для предотвращения коррупции, что даёт почву для новых исследований в этой сфере.

Исходя из вышесказанного, уровень взяточничества в ВУЗах был бы существенно ниже, если бы студенты были мотивированны получением знаний собственными силами, а преподаватели и педагоги содействовали им в этом и не были подвергнуты своим корыстным целям, а также учитывали негативные последствия взяточничества в системе высшего образования для нашего общества в целом. А также, противодействовать коррупции или снизить ее уровень можем только мы сами, а именно гражданское общество.


Ни для кого не секрет, что коррупция представляет собой опасное явление для общества и государства, она характерна не только для сферы политики и государственного управления, но и для образования.

Коррупция— это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. [1, c. 24]

Наше правительство регулярно внедряет антикоррупционные меры, направленные на борьбу с коррупционными правонарушениями, а также на их предотвращение. Издаются нормативно-правовые акты, указы и производится надзор за их выполнением, так же был создан Национальный антикоррупционный комитет.

Но, к сожалению, многие специалисты констатируют тот факт, что названные меры не принесли ожидаемых результатов. Виной тому, на наш взгляд, является несовершенство норм уголовного права — ограниченные возможности привлечения к ответственности коррупционеров, а так же правовой нигилизм граждан, дающих взятки работникам сферы образования.

По данным Судебного департамента, в 2014 году по ст. 290 УК РФ осуждено 1625 человек за получение взяток. Статистика показывает, что большинство осужденных по статье 290 УК РФ в 2014 году были мелкими взяточниками. В 2014 году 14,6 % осужденных по этой статье (238 человек) были приговорены за взятки в размере до 1 тыс. рублей, а ещё 41,9 % (681 человек) за взятки от 1 тыс. до 10 тыс. рублей. Лишь 21,5 % осужденных (350 человек) были осуждены за взятки в 50 тыс. рублей и более. [2, c. 36]

Но не кажется ли вам, что взяточников в нашей стране гораздо больше, и взятки они получают куда более существенные? По нашему мнению, для существенных результатов нужна сильная политическая воля и взаимодействие правительства и российского общества в целом.

И так, коррупция в сфере образования происходит на низшем и высшем уровне. На низшем уровне она проявляется в процессе обучения. К примеру, прием в учебные заведения, вступительные испытания, сдача промежуточных и выпускных экзаменов и многое другое. Коррупция на высшем уровне связана с системой аккредитации, лицензирования учебных заведений, а так же с системой распределения бюджетных средств на финансирование системы образования.

Одной из причин возникновения коррупции на низшем уровне образовательной сферы является большой разрыв между уровнем знаний выпускников школ и требованиями, предъявляемыми ВУЗами к абитуриентам. Из — за этого поступить в вуз становится весьма сложно, из — за чего абитуриенты и их родители с помощью взяток пытаются решить эту проблему.

Министерство образования и науки должно устранить такой разрыв, поэтому. Предлагается ввести еще один год обучения в школе, который будет нацелен на выравнивание школьной программы с требованиями вуза.

Часто у молодёжи отсутствует мотивация к учёбе, многим студентам проще заплатить за экзамен, чем сдать его самостоятельно. Для того чтобы повысить мотивацию к учёбе, необходимо менять действующей системы выпускных экзаменов и системы образования в целом.

Многие аналитики считают, что через пять лет системе высшего образования может грозить фиаско, поскольку связь между вузами и рынком труда теряется. Многие работодатели, подбирая для себя кадры, отказываются рассматривать кандидатуры выпускников некоторых ВУЗов.

На мой взгляд, негативным образом на мотивацию к учебе так же влияет возможность восстановления после отчисления за неуспеваемость, которая предусмотрена нашим законодательством. Такая схема является выгодной для ВУЗа в том случае, если студент обучался на платной основе, так как он вынужден будет еще раз заплатить за обучение. Во многих европейских странах человек, который был отчислен по причине неуспеваемости, уже не вправе получить образование по этой же специальности.

Чтобы побороть эту проблему, по нашему мнению, необходимо создать острую ситуацию, то есть связать отчисление с большим количеством издержек для учащегося, что существенно повысит его мотивацию учиться и не быть отчисленным.


Из приведенных результатов можно сделать вывод, что большинство студентов посчитало, что проблему коррупции ЕГЭ не решит, изменится лишь получатель взяток.

Лицензирование— деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования [4, c. 28], то есть лицензирование ВУЗа — это процедура подготовки и выдачи ВУЗу лицензии в сфере профессионального обучения по одному или совокупности направлений подготовки на основе экспертной оценки. включает: проведение экспертизы, принятие решения, оформление и выдача лицензии.

Государственное аккредитование —аккредитация в национальной системе аккредитации- подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации [5, c. 37] следовательно, аккредитация ВУЗа- это процедура подготовки и выдачи образовательному учреждению свидетельства об аккредитовании подтверждающего государственный статус образовательного учреждения, уровень реализуемых им программ, соответствие содержание и качества подготовки выпускников требования государственного и обеспечивающего образовательного учреждения право на выдачу своим выпускникам документов об образовании государственного образца, на включение в схему государственного финансирования, на пользования печатью с изображением Государственного герба РФ.

Такого рода государственный контроль осуществляется специальной комиссией сотрудников министерства образования, но было бы логичнее сочетать этот контроль с общественно-профессиональным сообществом, которое определило бы более объективно, соответствует ли качество образовательных программ мировым стандартам. Так же объективно и более прозрачно характеризовать ВУЗ можно было бы по комплексу параметров или системы рейтингов, так как она должна отражать все достоинства и недостатки вузов. Данные подходы могли бы сделать ВУЗы более подконтрольными для общества в плане оценивания. Но не сложно догадаться, что непрозрачная система аккредитации и лицензирования так же порождает коррупцию.

В каких сферах образования коррупция распространена в наиболее крупных масштабах? А именно в тех, где происходит выделение бюджетных средств на развитие системы образования.

Исследователи из Государственного университета — Высшей школой экономики установили, что общая сумма взяток в системе образования за год немногим меньше 1 миллиарда долларов. И три четверти этой суммы составляют взятки, связанные с высшим образованием[1, c. 15].

Что же вызвало такую масштабность? Ответ прост — брать и давать взятки вошло в привычку и перестало быть чем- то противозаконным в понимании людей. Необходимо напомнить обществу, что любые проявления коррупции аморальны, что они разрушают изнутри наше государство. Сфера образования является одной из самых важных сфер жизни общества, ведь ей отведена такая роль, как воспитание новых поколений и, в последствии высококвалифицированных специалистов, без которых невозможно дальнейшее развитие государства.

Можно бесконечно долго рассуждать о важности политики и экономики, здравоохранения и обороны страны, но какой в этом толк, когда система, воспитывающая будущих политиков, экономистов, медиков и военных прогнивает? Образование — это фундамент для развития успешного государства, но как же построить успешное государство без фундамента?

1. Юхачев С. П. Коррупция в системе образования: типология и последствия // Социально- экономические явления и процессы.- 2008.- № 3. — с. 47.

  1. Бейсембаева Н. А. Проблема коррумпированности в сфере образования и пути её решения в современной России // Молодой ученый. — 2016. — № 9. — с. 67.
  2. Кузнецов Г. Г. Коррупция в РФ: противодействие и ликвидация// Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 6. — с. 58.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, сфера образования, взяток, ВУЗ, Министерство образования, получение взятки, Российская Федерация, УК РФ, высший уровень, Единый государственный экзамен.

Читайте также: