Что такое педагогическая профессия

Обновлено: 08.05.2024

• Алмазу нужна шлифовка, человеку – образование (япон.).

• Учиться и в шестьдесят лет не поздно (япон.).

• У кого есть знания, тому принадлежит весь мир (кит.).

• Образованный человек скромен, глубокая река спокойна (монгол.).

• Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ… Но самая универсальная – самая сложная и самая благородная работа… - это творение человека. В. А Сухомлинский

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено было начинать сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков.

Вот почему из области "чистого" воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция - обучающая.

Воспитательная функция стала поручаться другим лицам. Так, в семьях привилегированных сословий для воспитания детей приглашали домашних воспитателей. В России это были, как правило, иностранцы - гувернеры и гувернантки. В государственных и частных образовательных учреждениях наряду с учителями были классные надзиратели, классные наставники, классные дамы и т. п.

История зарождения педагогической науки

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена.

Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность.

Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками.

И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины.

Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми.

Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания.

Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы "питать". Не без основания сегодня слова "воспитывать" и "вскармливать" нередко рассматриваются как синонимы.

В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.

Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные,талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги.

В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов.

В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.

В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя.

В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовалследовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым.

Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь.Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее. ".

В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно - Учитель.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция.

Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницыну (Царскосельский лицей)следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень. Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена".

Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества.

Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот.

Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности.

Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков.

Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя.

Великие педагоги прошлого

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена.

Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция.В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати ее", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи ее!" - восклицает учитель.

Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира.

Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т. д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.

Я. А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него "превосходна, как никакая другая под солнцем".

Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов.

Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью,которая заканчивается словами: "Все - для других, ничего - для себя".

Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский - отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "Родное слово" переиздавалось 167 раз.

Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня.

Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, - одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения" .

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко.

Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека.

Теоретическое наследие и опыт А. С. Макаренко приобрели всемирное признание.

Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания.

Он считал, что работа воспитателя самая трудная, "возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей".

Развитие педагогической профессии в современном обществе

Бондаревская Е. В. (Ростов-на-Дону)выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты,которые включают:

• Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей,сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;

• Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и другое;

• Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческойи национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных и воспроизводство в творческих видах деятельности;

Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие аморальным явлениям и другое;

Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других людей и другое;

• Овладение детьми ситуациями реальной ответственности,самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое".

• Реализация базового содержания воспитания опирается на принципы гуманизации и теснейшим образом связана с гуманитаризацией образования.

Важнейшими принципами реформирования педагогическогообразования должны быть: обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к педагогической культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к индивидуальности, творческому потенциалу учащегося.

Обращенность к общечеловеческим ценностям означает возвращение педагогического образования в лоно культуры, его гуманизацию, гуманитаризацию, создание экологически чистой культурно-образовательной среды, отношение к учащемуся, как свободному суверенному субъекту подготовки, ответственность школы за качество его подготовки. Основное содержание подготовки должна составлять отечественная и мировая культура. Вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство.

Овладение учащимися базовыми основами культуры - фундаментальная задача общепедагогической подготовки. Культура рассматривается как динамическая система общечеловеческих ценностей, творческих способов деятельности и личностных достижений людей. Поэтому основные задачи становления и развития личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввести учащегося в мир культурных и общечеловеческих ценностей, оказать помощь в овладении базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств личности, как человека культуры.

В качестве основных ценностей определяющих ориентации выделены:

человеческие: социальная защита личности, помощь, поддержка его индивидуальности, творческого потенциала;

духовные: совокупный опыт человечества, отраженный в философских теориях и способах мышления;

практические: способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы;

личностные: способности, индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества. Интернализация этих ценностей составляет мировую культуру.

Базовые компоненты культуры: гуманистическая позиция и личностные качества; философские теории и творческое мышление; опыт творческой деятельности, обоснование собственной деятельности как системы (дидактической); культура поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности.

Система дисциплин и уровни подготовки.С учетом необходимости усвоения учащимися обозначенных компонентов культуры определена адекватная номенклатура дисциплин: основы культуры; деятельность и общение.

Другой, интересный взгляд, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О. С.

"Выдвинутая цель - обеспечить каждому школьнику базовое образование и культуру как основу для жизненного самоопределения. Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.

При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся основными направлениями педагогической работы".

"Много интересных идей несет в себе оригинальная системно-социальная концепция школьного воспитания (автор Таланчук Н. М). В основу концепции положен системно-ролевой подход к формированию личности. Отсюда задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к подготовке подрастающего поколения к выполнению семейных, профессионально-трудовых, гражданских, геосоциальных и интерсоциальных и само регулятивных ролей.

Система ролей включает в себя:

• в сфере "Семья" - сыновне-дочернюю, супружескую, отцовскую, отцовско-материнскую; выдвигает задачи воспитания и самовоспитания - формирование супружеской, педагогической культуры, формирование чувства долга и ответственности перед родителями;

• в коллективе - профессионально-трудовой, экономическую, организаторско-управленческую, коммуникативную и другие задачи воспитания - формирование профессиональных знаний, умений, экономической, коммуникативной культуры и организаторских способностей;

• в сфере "Общества" - патриотическую, национально-интернациональную, политическую, правовую, нравственную и экологическую; задачи воспитания - формирование основных компонентов этих культур;

• в сфере "Мир" - геосоциальную и интерсоциальную;

• в сфере "Я - Сфера" - субъекта материальных и духовных потребностей, учения, самовоспитания, творчества, психорегулятивную; задачи воспитания выражаются в формировании здоровых потребностей, умении самообразования и самовоспитания, развития творческих способностей, умений ставить жизненные цели, "саморегуляции".

Развитие педагогической профессии в современном обществе

Высшие учебные заведения и педагогические училища готовят будущих учителей по различным специальностям. Кроме этого в рамках каждой специальности вуз (педучилище) может открывать несколько специализаций. Например, педагогические специальности объединены в профессиональную группу "образование". Основанием разделения педагогических специальностей являются различные предметные области знаний. Второе основание для разделения на специальности - это возрастные периоды развития личности, отличающиеся, в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с ребенком. Третьим основанием для разделения на специальности педагогического профиля служат нарушения в развитии детей.

В настоящее время государственным стандартом профессионального образования предусмотрена 41 специальность высшего и 16 специальностей среднего педагогического образования; число квалификаций в связи с тем, что имеются ещё и специализации, значительно больше.

Итак педагогическая наука - это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука - это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика - наука или искусство, разбивается о практику.Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса - основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно - познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь - путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда

Гендерное воспитание как одно из условий успешной социализации детей в современном обществе Вхождение отечественной системы образования в мировое образовательное пространство требует пересмотра воспитания мальчиков и девочек с учетом.

Положение о педагогическом совете Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12 с приоритетным осуществлением деятельности.

Воспитание толерантности у детей дошкольников в современном обществе Воспитание толерантности у детей дошкольников в современном обществе подготовила: воспитатель ГБДОУ № 108 Невского района Чеботарева.

Профессия учителя – это род трудовой деятельности, предполагающий воспитание и обучение детей, одна из самых древних на планете профессий, которая может считаться вечной.

Способность к научению, усвоению и использованию чужого опыта – специфичная для человека способность. Общество не способно существовать и развиваться, если молодое поколение должно начинать весь путь с начала, не осваивая и не используя опыт, который был получен предыдущими поколениями. Иными словами, возникновение педагогической профессии связывают с появлением потребности древнего общества передавать накопленный социальный опыт от старшего поколения младшему. Необходимость передачи привела к выделению обучения в самостоятельный вид деятельности.

В древнем Египте были заложены зачатки наук – арифметики, геометрии, медицины и др. Эта информация была доступна очень ограниченному кругу лиц, которые передавали ее от отца к сыну и хранили в секрете.

Постепенно учителя стали государственными служащими, которым назначали ежегодный гонорар и определяли привилегии.

С ростом городов и развитием ремесел, церковные школы уже не могли удовлетворить потребности в грамотных людях и начали появляться цеховые и гильдейские школы. Обучение в них было платным.

С появлением и развитием капитализма профессия учителя стала массовой, возникли новые типы учебных заведений, а все эти перемены предполагали организацию специальной подготовки педагогических кадров.

На сегодняшний день в России осуществляют подготовку педагогов по 41 специальности. Сформировался целый пласт новых педагогических профессий: педагоги-экономисты, юристы, менеджеры, маркетологи, психологи и т. д. Развивается подготовка учителей экологии, политологии, социологии, культурологии, социальных педагогов, учителей ОБЖ и других предметов.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности педагогической профессии

Сущность педагогической деятельности заключается во взаимодействии с людьми, которое направлено на улучшение, преобразование, формирование личностных человеческих качеств. Это профессия предполагает особую ответственность и чувство долга. Педагогу необходимо обладать определенным типом мышления, объясняемым характером его деятельности.

Особенность педагогической профессии – ее двойственность: педагог должен иметь знания о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития и пр., а с другой стороны, ему в полной мере необходимо владеть предметом своей специализации.

Первоначальная задача педагога – наладить контакт с учениками, передать ему знания, сформировать умения и навыки, соответствующие конкретной предметной области, выявить общественные цели сконцентрировать усилия других людей на их достижении.

Своеобразие педагогической деятельности заключается в том, что она по природе своей носит гуманистический, коллективный и творческий характер. Она выполняет две социальные функции: адаптивную и гуманистическую.

Адаптивная функция предполагает приспособление человека к полноценному функционированию в сформированном обществе. На содержание адаптивного воспитания оказывает воздействие время и различные политические и общественные состояния.

Гуманистическая функция направлена на гармоничное и полноценное развитие человека, учитывая его индивидуальные особенности, с точки зрения гуманистической направленности, педагог выступает как хранитель личности человека, как величайшей ценности, которая при любых условиях остается неизменной.

Обе названные функции должны реализовываться комплексно, каждая из них играет важную роль в формировании личности.

Коллективный характер педагогической профессии обладает своими особенностями. Педагог, в отличие от других профессий, подразумевающих работу с людьми, должен не только управлять и руководить, но и сотрудничать. То есть, на конечный результат работы педагога оказывает воздействие не только его действия, но и воздействие на ученика и ученический коллектив со стороны других учителей, родителей, одноклассников и других окружающих факторов.

Творческая природа педагогического труда связана с индивидуальными качествами каждого учителя.

Индивидуальность – это высшая стадия личностного развития, основная характеристика которой – целостность, способность отстаивать и реализовывать личностные смыслы и ценности.

Творческая личность отличается особым сочетанием личностно-деловых качеств, которыми характеризуется ее креативность.

К признакам творческой личности относят:

  • способность замечать и формулировать альтернативные взгляды;
  • избегание поверхностных формулировок;
  • видение перспектив в решении той или иной проблемы, отрыв от реальности;
  • отказ от ориентации на авторитеты;
  • выделение знакомого объекта с абсолютно новой стороны и в новом контексте;
  • легкое ассоциирование;
  • способность выносить оценочные суждения.

Профессиональными функциями учителя являются:

  • культурно-гуманистическая – предполагает не только обеспечение восходящего культурного воспроизводства, но, в первую очередь, становления ребенка как культурного человека, определяя его успешное развитие и социализацию, а значит и личностные качества, гражданскую позицию и экономическое существование;
  • формирование общей культуры учеников, включая умственную, духовно-нравственную, эстетическую, экологическую, правовую, экономическую, физическую культуру;
  • охрана жизни, здоровья и социальная защита детей – не менее важная профессиональная функция учителя. Учителю ни на минуту нельзя забывать о том, что он работает с растущим и проходящим стадию формирования, человеком, который не может противостоять давлению, которое оказывается на него со стороны окружающего мира. Учитель должен контролировать учебную нагрузку, с учетом возрастных возможностей организма ребенка, защищать его от произвола взрослых и пр.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 05 11 2022

Нина Петровна Добренко

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Лекция. Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога.

Лекция

Тема: Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога.

Из истории труда учителя.

Понятие "педагогическая профессия" и ее особенности.

Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

Нравственный кодекс педагога.

Общие основы педагогической профессии: учеб. пособ/авт.-сост.: И.И.Цыркун [и др.]. - Минск: издательство БГПУ, 2005. - 195с.

Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие/И.И.Прокопьев, Н.В.Михалкович. - Минск: ТетраСистемс, 2002. -С.231 -261.

Столяренко, Л.Д. Педагогика/ Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.-С.32-52.

Харламов, И.Ф. Педагогика/ И.Ф. Харламов. - Минск: Ун1версгтэцкае,2000. - С.517 - 530.

1.Из истории труда учителя

Педагогам доверен важный социальный заказ: воспитание нового поколения. Трудом учителя в школе создается будущее страны.

Педагогическая профессия - это одна из древнейших профессий на земле. Ведь для того, что бы передать общественный опыт новым поколениям, подготовить их к жизни и труду необходимы обучение и воспитание, необходимы учителя.

Первые школы появились в странах древнего Востока в рабовладельческом обществе (Египет, Вавилон, Ассирия). Это все связано с развитием культуры, появление письменности, зарождением науки. Первое упоминание о школе встречалось в египетских источниках, дотированных за 2500лет до нашей эры. Это была древняя школа для детей царских сановников.

В Древней Греции учителями были вольнонаемные граждане. Воспитание детей в богатых семьях поручалось особым лицам из рабов, которых называли педагогами. В Римской империи учителя становятся государственными чиновниками, назначающиеся от имени императора.

В средние века при безраздельном господстве церкви в области просвещения обязанности учителей выполняли монахи, священники. С возникновением светских городских школ появляются наемные учителя, приглашаемые ремесленными цехами и купеческими гильдиями. При дворах аристократов учителя входили в состав обслуживаемого персонала.

Иезуитское воспитание (16в.) ставило целью укрепление влияния католической церкви. Свои учебные заведения иезуиты делали закрытыми интернатами, колледжами. Обучались лишь дети господствующих классов. Большое внимание иезуиты уделяли вопросу подготовки учителей. Учителями были только члены ордена

По окончании образования в иезуитских колледжах наиболее надежные студенты допускались к преподаванию в младших классах коллегиумов ведя педагогические дневники. Через несколько лет молодые учителя заканчивали богословскую подготовку и становились преподавателями в старших классах.

Вначале лица, выполняющие учительские обязанности, не имели никой специальной подготовки. С возникновением и развитием педагогического обучения (в России в конце 18в.) определяются государственные требованияк профессиональной подготовке учителя, законодательно оформляется их правовое положение в зависимости от образования.

Задачи и функции учителя, его роль и место в общественной жизни существенно менялась на различных этапах развития общества. Однако в классовом обществе учитель являлся проводником идей государственных классов и зачинщиком их интересов.

В 1779г. При Московском университете была открыта учительская семинария - педагогические учебные заведения, готовившее учителей для начальных школ.

В 1803г. В Петербурге открылась учительская гимназия, готовившая учителей для городских училищ. В 1804г. Она была преобразована в педагогический институт.

Сеть педагогических институтов в СССР в основном сложилась к 30-м годам.

2 .Понятие "педагогическая профессия" и ее особенности.

Объектом и продуктом труда учителя является человек, самый уникальный продукт природы. И не просто человек, а его душа, духовность, внутренний мир. Вот почему профессия учителя является наиболее важной в современном мире.

Особенность профессии учителя заключается в постоянном общении с детьми, которые имеют свои взгляды, убежденность, свои права, миропонимание. Поэтому ведущая сторона педагогического мастерства -умение правильно направлять процесс развития ученика, предоставить возможность каждому учащемуся полноценно развивать свои накопленности и интересы.

Как и у всякой другой педагогической профессии есть свои особенности.

Преемственно-перспективный характер деятельности педагога. Владея опытом прошлых поколений, педагог должен хорошо ориентироваться в современной жизни и проектировать развитие личности на перспективу, опираясь на контуры будущей жизни.

Педагогическая деятельность имеет групповой (коллективный) характер, т.к. трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи, процесс и результат образования воспитанника

Творческий характер педагогической деятельности. Эта особенность вытекает из того, что постоянно изучает и оценивает возникающие педагогические ситуации, характеризует свои действия, ищет новые пути решения педагогических задач, овладевает новыми педагогическими технологиями, создает свою собственную педагогическую систему. В педагогической профессии не обойтись без таких качеств, творческой личности, как инициативность, самостоятельность, стремление к познанию нового, наблюдательность, оригинальность и др.

Гуманистический характер профессии педагога вытекает из цепи педагогической профессии — развития личности воспитанника, его неповторимой индивидуальности. Гуманистическое начало педагогической профессии находит выражение в таких качествах педагога, как уважение личности ребенка, вера в возможности ребенка, доверие к нему, любовь к людям, желание помочь им в сложных жизненных ситуациях, щедрость души педагога, высокий уровень его эмоциональной культуры.

Отдаленность по времени результатов педагогической деятельности. Каким стал его ученик во взрослой жизни, оправдал ли надежды, учитель узнает много лет спустя.

Непрерывное образование. Учитель должен постоянно учится, пополняя свои знания и совершенствуя свое мастерство.

Выдающиеся педагоги о личности учителя. Многие выдающиеся люди всех времён и народов писали о том, какое огромное значение в деле обучения и воспитания имеют качества личности учителя.

Ещё древнегреческий философ материалист Демокрит отмечал большую роль воспитания и обучения в развитии человека и придавал огромное значение подготовке тех, кто призван учить молодёжь. На первое место он ставил умение учителя мылить.

Замечательный швейцарский педагог Иоган Генрих Песталоцци, сам являясь образцом восшггания, придавал большое значение нравственным качествам личности педагога, глубокому знанию им духовного мира ребёнка.

Гениальный русский учёный М.В. Ломоносов предавал большое значение личным качествам учителя, его поведению.

Крупнейший немецкий педагог Адольф Дистервег утверждал, что успех обучения зависит от таких качеств учителя, как культура, знание методики, энтузиазм в работе, любовь к детям, для которых он должен служить образцом.

Огромное значение личности учителя придавал великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он указывал, что многое зависит от общего распорядка заведения, но успех всегда будет зависеть от личности воспитателя, стоящую лицом к лицу с воспитанником: Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни системой наказания или поощрений. В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя. В каждом наставнике важно не только умение преподавать, но также и нравственность, и убежденность.

Н.К. Крупская предъявляла следующие требования к учителю: образованный учитель должен быть общественником, знать свой предмет, сочетать свою работу с воспитательной, знать своих учащихся, пользоваться авторитетом, применять основы научной организации труда, умело вести урок.

Социальные функции профессии педагога изменяются вместе с развитием общества, но в них можно выделить нечто общее и постоянное для разных исторических эпох (схема 1):

Все эти социальные функции проявляются в комплексе и конкретизируются в профессиональных функциях педагога. Профессиональные функции педагога - это те, которые имеют непосредственное отношение к педагогической деятельности. К ним относятся:

Образовательная (воспитательная и обучающая) функция, которая в свою очередь реализуется через информационную функцию (учитель транслирует ту или иную информацию), развивающую функцию(педагог развивает познавательные процессы, речь, умения и т.д.), ориентирующую функцию (педагог ориентирует учащихся в многообразии информации, ценностях и т.д.).

Коммуникативная функция, выражающая сущностную характеристику педагогической профессии и педагогической деятельности. Педагогическая деятельность невозможна без общения с воспитанниками, их родителями, коллегами и другими участниками педагогического процесса.

Организаторская функция. Педагогическая деятельность предполагает управление деятельностью учащихся, а значит, и ее организацию. Кроме того, педагог организует деятельность коллег, родителей, собственную деятельность (уроки, внеклассные дела и т.д.).

Исследовательская функция, которая реализуется через умения изучать личность воспитанника, группу учащихся, уровень их обученности и воспитанности, организовывать и осуществлять педагогическое исследование.

Коррекционная функция связана с тем, что на основе диагностики педагог оценивает результаты учебно-воспитательного процесса, вносит коррективы в свою деятельность и деятельность учащегося.

Конструктивная функция состоит в том, что учитель создает проекты уроков, внеклассных дел, разрабатывает задания учащимся и т.д.

Стимулирующая (мобилизационная) функция заключается в том, что педагог стимулирует (мобилизует) учащихся на выполнение задания, упражнений, дел и т.п.

Преемственное звено в цепи поколений; связующее звено между прошлым и будущим

Социальные функции педагога

Лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением. Может и способен компетентно высказывать свои суждения по всем проблемам

педагогической теории и практики

Формирует духовный мир молодежи в соответствии с ценностями общества

Специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных взаимоотношений и поведение людей. Выбирает тот материал, который будет полезен для использования в учебно-воспитательном процессе

Профессионально обусловленные требования к личности педагога

Быть принципиальным, требовательным, но справедливым и великодушным -Макаренко A.C.

Владеть педагогической техникой, умением держаться в коллективе учеников и коллег (Макаренко A.C.).

Терпимо относится к мыслям и высказываниям учащихся и в том
случае, когда их мнение не совпадает с мнением учителя, не обрывать
ученика, а терпеливо опираясь на факты доказать, в чем ошибочность
его суждений.

Пресекать попытки унижения человеческого достоинства ученика.

Не злоупотреблять доверием ученика, не использовать его в качестве информатора о поведении одноклассника

Не допускать насмешек по адресу учащихся, тайна которых стала известна учителю.

Тактично вести работу с лентяями и нарушителями дисциплины.

Не превращать оценку в средство запугивания, не применять ее для наказания за плохое поведение на уроке.

Учить учащихся чувствовать чужое горе.

Чутко относится к учащимся, которые пережили душевную тревогу.

Не напоминать ученику о физических недостатках и недостатках его родителей.

Личная и емкая характеристика педагога (учителя) может быть представлена следующими качествами (по Сластёнину В.А.):

•Высокая гражданская ответственность и социальная активность;

•Гуманистическая направленность, любовь к детям; •Духовная культура, интеллигентность;

•Инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, высокий профессионализм;

•Физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность;

•Потребность и готовность к самостоятельному самообразованию.

Совокупность профессионально обусловленных требований к личности педагога отражены в его профессиограмме. Профессиограмма педагога -идеальная модель педагога (учителя, воспитателя, классного руководителя и т.д.), образец, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель, а также знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функций педагога. Профессиограмма учителя описывает требования к его педагогической компетентности.

Компетентность - личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому благодаря наличию у него определенных знаний и навыков.

Под педагогической компетентностью понимают единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности. Отразим это в схеме.

В профессиограмме учителя ведущее место учителя занимает направленность его личности: социально - нравственная, познавательная, профессионально- педагогическая.

Профессионально- педагогическая направленность личности как ярко выраженное мотивированное отношение к педагогической деятельности включает интерес к профессии, профессионально- педагогические склонности и намерения, педагогические признания и другие компоненты. Интерес к профессии учителя выражается в эмоциональном положительном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и конкретным её видам, в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое признание означает склонность к педагогическому делу, основанную на осознании способности к нему. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем профессионального опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Профессионально значимыми качествами являются также педагогический долг и ответственность.

Данные качества позволяют учителю оказывать помощь всем тем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции и быть требовательным к себе, следуя кодексу педагогической морали. Во взаимоотношениях с учащимися, их родителями, коллегами учитель проявляет педагогический такт. Педагогический такт заключается, в частности, в способности учителя выбрать соответствующий стиль и тон, время и место педагогического действия, провести современную их корректировку.

Основой познавательной направленности личности являются духовные потребности и познавательные интересы. Важной, наиболее общей характеристикой познавательной направленности является культура научно-педагогического мышления, проявляющаяся, например, в способности в каждом педагогическом явлении обнаружить противоречия, проблемы и своевременно решать их.

Познавательная направленность личности имеет своим предметом профессиональные знания педагога. Педагогическая эрудиция учителя предполагает его глубокие познания и осведомлённость во многих науках (по тем или иным специальным научным дисциплинам, в области антропологических, гуманитарных, социальных наук), а также непрерывную систематическую работу по накоплению всё новых и новых знаний.

Вместе с тем, чтобы быть профессиональным педагогом, недостаточно быть энциклопедически образованным человеком. Психологи включают профессиограмму педагога педагогические способности. Под педагогическими способностями понимают определённые индивидуально-психологические особенности и свойства личности, позволяющие ей достигнуть высоких результатов в педагогической деятельности. Назовём основные (базовые) педагогические способности.

Гностические способности - способности к изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов, явлений и т.п.

Академические способности - способности к профессиональному росту и самосовершенствованию. Они связаны с усвоением знаний, формированием умений и навыков соответствующей области науки.

Дидактические способности - способности адаптировать учебный материал с целью успешного понимания учащимися. Эти способности позволяют учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся.

Коммуникативные способности- способности к эффективному общению с разными возрастными группами людей. Эти способности способствуют установлению взаимопонимания, благоприятной атмосферы совместной деятельности.

Речевые способности- способности адекватно своим желаниям выражать чувства и мысли; они взаимосвязаны с экспрессивными способностями, позволяющими учителю найти наилучшую эмоционально- выразительную форму изложения материала.

Перцептивные способности- способности, позволяющие понимать другого субъекта без вербальной информации. Выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее душевное состояние, понимании возрастных и индивидуальных способностей учащихся. Например, эмпатия- способность к сопереживанию, разделению интересов, забот, радостей и огорчений воспитанника

Суггестивные способности- способности эмоционально- волевого влияния на личность; способности к внушению.

Конструктивные способности- способности планировать педагогическую деятельность в соответствии с целями и задачами (например, конструировать урок, занятие и т.д.).

Организаторские способности- способности организовать собственную деятельность и деятельность учащихся.

Творческие способности- способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии.

Педагогическая интуиция- способность предугадывать ход педагогического процесса, его возможные результаты и осложнения.

Способности саморегуляции- дают возможность проявлять эмоциональную устойчивость, самообладание, владеть собой в ситуации и этой ситуацией.

Педагогические способности проявляются интегрировано, дополняя или даже компенсируя друг друга. Вместе с тем, педагогические способности являются лишь предпосылкой к успеху. На основе знаний и способностей формируются необходимые педагогические умения, которые и составляют основу компетентности педагога

Вопросы и задания для самоконтроля

Каковы объективные причины возникновения и становления педагогической профессии?


Педагогическая специальность – это один из видов деятельности педагога в пределах определенной профессиональной группы, который характеризуется совокупностью навыков, знаний и умений, которые были приобретены в результате образовательной деятельности, и помогающий в постановке и решении определенных задач педагогики в соответствии с уровнем компетенции педагога. В этой статье данное понятие будет рассмотрено более подробно.

Получение образования

Ценности педагогики

Для педагогической специальности характерны следующие ценности:

  1. Альтруистические – польза педагога для общества в целом.
  2. Ценности труда – возможность самореализации, общение с детьми.
  3. Ценность вознаграждения за труд.
  4. Ценность самовыражения.

Невозможно представить педагога, который ориентирован на личностное развитие ребенка, но при этом не имеет своей четкой позиции по всем вопросам. Позиции педагога должны быть непосредственно отражены в его деятельности. Одна из мотиваций педагога представляет собой личностное самосовершенствование.

Изучение дисциплин

Карьера и педагогика

Развитие личности педагога - это стержневой фактор педагогической специальности. К основным сферам деятельности педагога можно отнести непосредственно педагогическую деятельность, педагогическое взаимодействие и совершенствование личностных качеств. Между всеми компонентами педагогической деятельности существует тесная взаимосвязь. Основными факторами развития педагога являются активность преподавателя, его жизненная позиция, которая является ключевой в формировании педагога как личности.

Карьерный рост – это продвижение по службе, развитие в каком-либо виде деятельности, достижение определенного уровня успеха. Зачастую учитель, стремящийся к профессиональному росту, довольно активен, искренне хочет максимально реализовать свой потенциал, является творцом своей судьбы. Это может быть как содержательный рост, так и административный, но главное в карьерном продвижении – это упорное стремление стать лучшей версией себя.

Второе высшее образование

Связь компетентности и должности учителя

Существует два педагогических понятия, которые необходимо различать. Среди них следующие:

  • Характеристика педагогических квалификаций неразрывно связана с педагогическими должностями (директор, завуч) и педагогическими специальностями (педагог-организатор, социальный педагог, социальный психолог). В этом случае квалификация напрямую ассоциируется с понятием компетентности.
  • Педагогическая компетентность преподавателя связана с его профессионализмом и мастерством. Для определения компетентности педагогов проводится государственная аттестация: стажер; преподаватель; старший преподаватель; преподаватель-методист; исследователь-преподаватель; преподаватель высшей категории.

Невозможно представить себе карьеру учителя без повышения квалификации. Она является своеобразным социальным лифтом в педагогике, с помощью которого учитель может достичь должности ученого-исследователя.

Дошкольное образование

Разнообразие педагогической деятельности

В настоящее время факультеты и специальности в педагогических университетах нашей страны связаны не только с непосредственной деятельностью педагогов, но и со смежными специальностями. Так, например, в педагогических вузах России факультеты начального образования соседствуют с психологическими, а факультеты исторического направления - с факультетами менеджмента, права и экономики. Это связано с тем, что в нашей стране происходят переходные экономические процессы, что является причиной появления в средних общеобразовательных учреждениях новых предметов, которые помогают подрастающему поколению лучше ориентироваться в этом мире.

Например, с недавнего времени в качестве дополнительных предметов в средних школах появились такие дисциплины как право, экономика и дополнительный факультатив под названием профориентация. Последний направлен на самоопределение и успешную социализацию ученика.

Получение знаний

Самые популярные педагогические направления

По данным социологических исследований, около 90 % населения мира считает преподавателей и профессоров своеобразными моральными авторитетами в ряде вопросов. Наличие подкованности в педагогических вопросах означает высокий уровень развития личности, а также дает возможность дать должный уровень образования подрастающему поколению. Ниже представлены самые востребованные специальности высшего педагогического образования в нашей стране:

  1. Педагог дошкольного образования.
  2. Учитель начальных классов. классов и высших учебных заведений. Это может быть как однопрофильное направление (литература, русский язык, математика, география, история), так и двойной профиль, например экономико-правовой или экономико-технологический.
  3. Педагог-психолог в дошкольных учреждениях.
  4. Педагог-психолог в начальной школе.
  5. Информатика и ИКТ в средних и высших учебных заведениях.

Образование Учителей

Работа в специализированных учреждениях

Существуют вузы, в которых можно получить высшее педагогическое образование по специальностям, невероятно востребованным в специализированных учебных заведениях. Это могут быть интернаты, коррекционные лагеря, интернаты с определенной направленностью (например, футбольные). Ниже представлены специальности, по которым в вузах страны ведется педагогическая подготовка:

  1. Дефектология дошкольников (работа с отклонениями у детей дошкольного возраста).
  2. Олигофренопедагогика (работа с детьми с психическими отклонениями).
  3. Сурдопедагогика (работа с глухонемыми детьми, изучение языка жестов).
  4. Логопедия (исправление дефектов речи).
  5. Специализированная психология.
  6. Лечебная педагогика (работа с детьми, направленная на улучшение их физического состояния).
  7. Проектная деятельность логопеда (разработка программ по улучшению речи в школьных и дошкольных учреждениях).
  8. Работа с детьми с ограниченными возможностями.

Бакалавриат в педагогическом образовании

Существует два уровня подготовки по специальностям педагогических вузов - бакалавриат и магистратура. Если вы получаете педагогическое образование с психологическим уклоном, то бакалавриат научит вас:

  1. Технологии психологического диагностирования с применением передовых технологий.
  2. Развитию у школьников и дошкольников готовности к действию и успешной ориентации на этапе профессионального и жизненного определения.
  3. Определению факторов, тормозящих личностный рост и развитие ребенка.
  4. Умению развивать задатки одаренных детей.
  5. Проведению консультаций с родителями и педагогами, решению психологических проблем.
  6. Реализации психологической коррекции в поведении детей и подростков.
  7. Оказанию необходимой психологической помощи ребенку и подростку.
  8. Проведению психологической работы, направленной на выявление и коррекцию психологической дезадаптации школьников и дошкольников.

Качественное образование

Магистратура в педагогическом образовании

Существует множество педагогических специальностей и направлений, куда можно поступить в магистратуру. Рассмотрим, чему можно научиться на магистратуре профиля "Информатика и ИКТ в образовании":

  • Студента учат не только преподавать, но и вести исследовательскую деятельность.
  • Магистрантом глубоко и подробно изучаются процессы и технологии различных информационных систем.
  • Происходит формирование различных профессиональных, специальных и общекультурных качеств с опорой на требования ФГОС.
  • Подробно изучаются такие дисциплины: понятие и функции издательских систем; образование и применение инноваций; сетевые и коммуникационные технологии; разнообразие мировых информационных ресурсов и систем; коммуникационная психология; различные способы разработки специальных дисциплин и организация деятельности школьников; информационные системы.

Способы повышения квалификации у педагогов. Формы получения высшего образования

Если человек уже получил высшее педагогическое образование, то есть возможность повысить свою профессиональную квалификацию как в специальном учебном заведении, так и дистанционно. Требование только одно - наличие среднего специального или высшего педагогического образования. После курсов повышения квалификации дается свидетельство или диплом. Программы переподготовки в основном направлены на получение новой востребованной специальности, а программы повышения квалификации увеличивают компетентность педагогов в соответствии с требованиями ФГОС.

Существует несколько форм получения высшего образования по социально-педагогической специальности:

  1. Заочная форма обучения (пять лет).
  2. Дневная форма обучения (четыре года).
  3. Дистанционная форма обучения (три и более лет).
  4. Магистратура (от двух и более лет). (от полутора месяцев).
  5. Переподготовка (около полугода).

Получение второго высшего образования в сфере педагогики

Если вы хотите получить второе высшее образование по педагогическим специальностям и квалификациям, то стоит помнить о том, что в нашей стране это возможно исключительно на платной основе. Также стоит помнить о том, что получение педагогического образования на очной форме обучения всегда выходит значительно дороже, чем получение высшего образования на заочной форме обучения.

Крупнейшие государственные вузы могут предложить такие формы обучения, как вечерняя, дневная и заочная. В последнее время заочная форма обучения стала проводиться на дистанционной основе, что облегчает получение второго высшего образования. Это очень актуально для работников дошкольных образовательных учреждений и центров развивающей подготовки, потому что в этой сфере обязателен диплом именно о дошкольном высшем образовании.

Читайте также: